Капоэйра

А

Abadá – (абада) белые брюки капуэристов; в старину рабы, среди которых была распространена капоэйра, носили разную одежду, но в основном это были полотняные брюки, сшитые из мешковины; в свободное от работы время рабы играли капоэйру и со временем белые брюки и босые ноги стали неотъемлемым атрибутом капоэйры.

Aerial chibada — (ариал чибада) ау чибата, но выше, с возможным прземлением на спину.

Agogo – (агого) музыкальный инструмент, представляющий собой сдвоенный металлический колокльчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой.

Aluno – (алуну – «ученик») учащийся, начинающий в капоэйре; первые уровни градации мастерства капоэйристов от бесцветного до оранжево-зеленого шнура.

Amazonas – (амазонас) 1. один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику; 2. музыкальный ритм для беримбау.

Angola – (ангола) 1. один из стилей игры капоэйра, медленная низкая игра; 2. название одного из основных направлений капоэйры; 3. музыкальный ритм для беримбау.

Angoleiro – (анголейру) человек, играющий капоэйру Ангола.

Arame – (араме – «проволока») струна для беримбау.

Armada – (армада – «толпа») круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Armada de benguela — (армада ди бенгела) армада с опорой на руки.

Armada dupla – (армада дупла – «двойная армада») высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Armada pulada – (армада пулада) армада в прыжке.

Arrastau — (аррастау) бросок с помощью рук и головы

Atabaque – (атабаки) высокий барабан, задающий основной ритм.

Aú aberto – (ау аберту – «открытое ау») колесо с прямыми ногами.

Aú agulha — (ау агули) рондат.

Aú batido – (ау батиду – «ударное ау») колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.

Aú batido dupla – (ау батиду дупла – «двойное ау батиду») ау батиду с двумя ногами впереди.

Aú chibata — (ау чибата) переход в нижние позиции, со скруткой через руки, с ударом  прямой ноги

Aú confusado – (ау конфусадо – «ау в смятении») ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú cortado — (ау кортаду) колесо с обрезанем ног в середине движения.

Aú de cabeça — (ау ди кабеса) ау с опорой на голову.

Aú de costas или aú de costa — (ау ди костас/ау ди коста) ау назад, с прогибом в спине из положения стоя.

Aú dobrao — (ау добрау) рондат с разворотом корпуса в сторону движения.

Aú esquisito — (ау эскьюзито) перевернутое колесо с согнутыми ногами, применяется как  удар.

Aú fechado – (ау фешаду – «ау закрытое») колесо с согнутыми ногами.

Aú flores — (ау флорис) сальто назад прогнувшсь.

Aú giratoria – (ау жиратория) вращение в стойке на руках.

Aú leg switch — (ау лег свитч) смена ног во время колеса, т.е. прземление на другую ногу.

Aú queda de rim – (ау кеда де гим – «ау в падении на почки») колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.

Aú sem mão – (ау сем мао – «ау без рук») ау без опоры на руки.

Axé – (аше) положительная энергия, состояние приподнесенного духа, за которым стремятся все капоэристы в роде.

C

Cabaça – (кабаса) высушенная полая тыква, которая служит резонатором для беримбау.

Сabeçada – (кабесада – «удар головой») атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Cadeira — (кадейра) (paralela/паралела) стойка, элемент жинги, с широко расставленными и полусогнутыми ногами.

Camara, camarada – (камара, камарада) 1. друг, товарищ (так капоэристы зовут друг друга); 2. подёнщик, чернорабочий, батрак.

Candomblé – (Кандомбле) религия африканского происхождения, которая практикуется в основном в Бразилии. Религия возникла в городе Сальвадор, столице Баии. Хотя Candomblé практикуется в основном в Бразилии, он также практикуется в соседних странах и становится все более популярным во всем мире.

Caxixi – (кашиши) шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами или бобами внутри, которую держат в руке играя на беримбау.

Chamada – (шамада – «вызов») один из традиционных ритуалов капоэйры. Шамада, также известная как «проходы», ошибочно толкуется как отдых во время игры. Но это момент крайней опасности и предназначен разбудить злобу игроков

При шамаде, принимать вызов необходимо крайне осторожно, так как без надлежащего ухода от шамады вызванный игрок может получить увесистый удар от вызывающего. Вызывающий предлагает вызванному уйти от атаки и показывает как

Chapa – (чапа – «доска») прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Cocorinha – (кокоринья) опускание на корточки.

Cordão – (кордао) цветной шнур, который повязывают на пояс капоэристы; отличительный элемент градации мастерства капоэристов.

Cruz — (круз) бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.

Cutavelada — (кутавелада) удар локтем.

V

Vingativa – (вингачива – «месть») контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base. Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base.

Viola – (виола) самый высокий по звучанию беримбау.

Volta ao mundo – (волта ау мунду – «вернуться в мир») перерыв в игре; один из игроков дает понять оппоненту характерным знаком, что хочет передохнуть, после этого играющие не выходя из круга делают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру. 

 
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Капоэйра — не самое прикладное боевое искусство. Но при желании соперника можно отправить в кому

С помощью ударов из капоэйры можно научиться отбиваться от хулиганов, но учить этому будут не везде и не сразу, так что если стоит именно такая задача — то лучше сразу в крав мага, ММА, бокс и так далее. Капоэйра — она гораздо больше, чем просто про подраться. Отправить соперника в нокаут никто не запрещает (об этом еще поговорим), но для капоэйристов это было бы слишком просто: здесь больше ценится моральное превосходство. Запутать соперника неожиданными движениями, навязать ему свой темп, лишить пространства для маневра и в конце бахнуть его об пол одним точно рассчитанным ударом или подсечкой — гораздо интереснее.

КапоэйраМарк Дакаскос (справа) — человек, который многое сделал для популяризации капоэйры (хотя его капоэйра — не очень!)

Про удары в капоэйре разговор вообще особый. При ближайшем рассмотрении тут обнаружатся все популярные удары из контактных единоборств: лоу/мидл/хайкики, «с вертушки в щи», прямые удары руками и ногами, хуки и масса собственных ноу-хау. Например удар с труднопроизносимым названием «меиа-луа джи компассу»: что он делает с людьми — можно посмотреть тут. Нечто подобное, безусловно, можно встретить и в других единоборствах, но в капоэйре это один из самых популярных ударов вообще.

Другой характерный пример — броски. Тут их неожиданно много, включая так называемый scissor takedown, запрещенный, например, в бразильском джиу-джитсу

А в капоэйре правил нет: есть довольно запутанный неформальный этикет, но важно понимать, что мы говорим о единоборстве родом из бразильских трущоб и бескрайних плантаций, где за высокими побегами тростника друзья не успеют разглядеть, кто всадил в тебя нож. Поэтому танцы танцами, а на улице, особенно в Бразилии, особенно в компании незнакомых людей, стоит готовиться к предельно мрачным раскладам

Зарежут — скорее нет (зарезать там могут и без капоэйры), но ввиду отсутствия строгих правил бесконтактное единоборство может стать контактным в любой момент. Например, вот так.

Кстати о ножах. У капоэйры особенные, трогательные отношения с холодным оружием. На YouTube еще можно найти старые видео, на которых у капоэйристов в руках клинки. Причудливые движения руками, которые иногда можно увидеть в кругу (далее — «рода») обретают новый смысл если представить, что в одной из этих рук зажато несколько дюймов остро заточенной стали. Холодное оружие отзывается в музыке («клинок в кармане, в сердце — вера», как поется в одной песне), а в ряде школ все еще практикуют игровую форму «игры ножа и лезвия»

B

Baqueta – (бакета) палочка, при помощи которой играют на беримбау.

Bananeira  — (бананейра) стойка на руках, возможно нанесение ударов ногами.

Banda — (банда) выбивание ноги партнёра.

Banda de costas —  (банда ди костас) заступ ногой за противника с последующим толчком и броском.

Bateria – (батерия) группа ударных инструментов, оркестр капоэйры.

Batizado – (батизаду) церемония вручения первого шнура, посвящение в капоэристы, получение прозвища.

Batuque – (батуки) бой или пернада – упрощенная капоэйра, практикуемая, главным образом, в штатах Баиа и Рио-де-Жанейро; соперники пытаются свалить друг друга ударами ног (ступни, колена, бедра).

Benguela – (бенгела) 1. один из стилей капоэйры, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки; 2. музыкальный ритм для беримбау.

Berimbau – (беримбау) основной музыкальный инструмент капоэйры, представляющий собой согнутую деревянную палку, с натянутой на ней струной и резонатором из высушенной тыквы.

Besouro Mangangá – (Бизору Манганга) Manoel Henrique Pereira (Мануэль Энрике Перейра), известный еще как Besouro Cordão de Ouro (Бизору Кордау джи Ору). Народный герой, борец за права рабов.

Bimba – (Бимба) основатель направления Regional (Режионал), благодаря ему капоэйра стала широко известна.

Bênção – (бенсу – «благословение») толчковый пинок вперед стопой.

Bênção-pulado — (бенсу-пуладо) прямой удар в прыжке.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Основная статья: Только сильнейшие (фильм)

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Актёр Марк Дакаскос, исполнивший главную роль в фильме был отличным гимнастом, в действительности занимавшийся капоэйрой всего несколько месяцев, а настоящая рода была показана только в самом начале и конце фильма, и то — не вполне правдиво.

Другие фильмы

В последнее время появилось множество фильмов, в которых, в том или ином виде, присутствует капоэйра. Например в «The Quest» капоэйрист играет бразильского бойца. В японской картине «Город потерянных душ» бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками, а в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена» некоторые герои используют движения капоэйры для боя и при перемещениях. В фильме «Честь Дракона» показан поединок бойцов муай-тай и капоэйра, в роли капоэйриста снялся настоящий опытный капоэйрист Латиф Кроудер. Он же снялся в фильме «Неоспоримый 3», в роли бразильского бойца, показав высокий класс мастерства, а также в фильме «Теккен» по мотивам одноимённой серии игр в роли Эдди Горду и в короткометражном фильме «Смертельная битва: Перерождение» в роли Бараки где так же присутствуют элементы капоэйра. фильме «Шаг вперед 1-4» элементы капоэйры ярко выражены в танце, а именно танец(игру) мы можем увидеть в последней тренировке Люка и Натали.В аниме Тетрадь смерти персонаж L использует этот вид ведения боя в одной из схваток .Ну и наконец, капоэйру показали в комедии «Знакомство с Факерами».

Также есть информация, что в Бразилии вышел документальный фильм о жизни местре Бимбы.

В сериале Stargate SG-1 (Звёздные врата SG-1) в эпизодах, где присутствуют сцены с тренировками джаффа, они в качестве боевого искусства расы используют движения и приемы капоэйры.

30 октября 2009 года в Бразилии состоялась премьера фильма «Besouro» («Жук») о Мануэле Энрике (Manuel Henrique), известном в среде капоэйристов в его родном бразильском штате Баия как «Besouro Manganga». Название происходит от Besouro Manganga — большая, темная разновидность майского жука. Фильм рассказывает «истинную историю» Безору, мастера капоэйры, жившего в -x годах в Бразилии. Согласно легендам, окружавшем этого человека, он умел исчезать всякий раз, когда он сталкивался с противниками превосходившими его числом. Также бытуют мифы о том, что Безору имел сверхъестественные способности и мог уворачиваться от пуль и даже превращаться в жука. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры, но и присутствует попытка отразить сложную философию данного явления. Так же этот вид искусства изучал английский актёр Том Хиддлстон для роли «Локи» из фильма «Тор».

История зарождения и развития капоэйры упоминается также в фильме «Пеле: Рождение легенды» (2016 г.).

Музыкальные клипы

Капоэйра достаточно часто появляется в видеоклипах некоторых исполнителей, как достаточно модное и интересное явление, которое, по мнению режиссёров, способно украсить клип или даже составить его основную сюжетную линию. Отдельные же видеоклипы, в некотором роде, являются популяризацией самой капоэйры, как например, клипы на песню «Roots Bloody Roots» и «Attitude» (используется беримбау) бразильского рок-коллектива Sepultura

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken» (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в ролевой онлайн-игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Основные правила

До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.

Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.

Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.

Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.

Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!

Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует. 

Капоэйра – это любовь и объединение

Кроме того, капоэйра, как и большинство других истинных учений, боевых искусств и религий, все же учит самому главному – тому, что вообще не касается тела. Она учит взаимодействовать с другими людьми с пониманием и любовью, ощущать и вызывать в людях нужные эмоции, а также умению контролировать или избавляться от них при необходимости (от эмоций).

Капоэйра это возможность почувствовать в процессе взаимодействия со своим партнером, что вы есть единое целое, а не два противника. А в конечном итоге, вы есть одно целое со всей Вселенной и даже со всеми и всем окружающим вас…

Тогда вы  сможете освободиться от эгоистического желания постоянной борьбы и демонстрации своего превосходства над другими, подпитывающего эгоизм и отдаляющее вас от Бога, получив при этом счастье и пользу от объединения с партнёрами для общего созидания и прогресса.

В итоге осознаете себя нераздельной частью всего мира. И конечно, достигнете осознанности, гармонии со Вселенной, блаженства ума, просветления и всего прочего, что вы бы могли найти или прочитать до этого в других созидающих и истинных учениях, ведь все они, по сути, ведут в одном направлении.

Идеал «просветленного» капоэйриста описан в Бхагават Гите и Библии

Например, в одной из самых авторитетных из святых книг «Бхагават Гите» говорится, что самым высшим уровнем просветленности и возвышенности сознания считается тот уровень, на котором  человек по-настоящему понимает, что жизнь и весь этот мир – всего лишь временная игра.

Тогда человек перестаёт испытывать привязанность к просветленности, к активности, к мудрости, и даже к заблуждению, когда они есть, и не стремится к ним слишком сильно, когда они уходят. Он знает, что вся материальная деятельность иллюзорна. Он не впадает в заблуждение относительно происходящего, но и не сидит сложа руки, он видит свой путь, поэтому активен, но всегда умиротворен, спокоен и уравновешен.

Удовлетворенный собой, он равно относится к радости и к скорби, одинаково воспринимая кусок земли, камень и кусок золота. Он не меняется при благоприятных и неблагоприятных обстоятельствах. Он непоколебим перед лицом оскорблений и хвалы, почета и позора. Такой человек, будучи беспристрастным, равно хорошо воспринимает и друзей, и врагов, отвергая любые мирские достижения.

Тот, кто непреклонно и с преданностью служит на благо природу, другим людям и Богу, постепенно освобождается от влияния материального и осознает себя душой, обретая высшее и абсолютное знание. Затем он осознает, что именно Бог (вселенная и т.д.) есть источник всего знания, бессмертия души и высшего вида счастья, и становится безраздельно преданным Ему.

Немного другими словами говорит Библия и практически все остальные священные писания всего мира: того, кто относится к окружающим, как к себе самому, в счастье и в горе, можно считать лучшим из людей, лучшим из капоэйристов, лучшим из христиан, лучшим из йогов, святых, просветленных и тому подобное.

И это подтверждается капоэйрой, ведь в кругу все равны, друзей и врагов просто не существует, существует лишь взаимодействие и некое настроение здесь и сейчас, а все, что произойдет далее – всего лишь игра.

Поэтому Буддисты и многие мудрецы говорят, что просветлен полностью лишь только тот, кто избавился от всех привязанностей, ибо это дает понимание, что всё в этом мире есть игра.

Кто избавился от неуверенности и страха, посредством многих побед и поражений в игре, кто избавился от гнева, что дает мудрость, самообладание и понимание того, что гневаться в этом мире не на кого и не на что.

, абсолютно все события – это проявления любви и мудрости этого мира, а все физические и ментальные проблемы – лишь испытания и уроки для обретения просветления и правильных качеств характера

Соревнования

Капоэйра

Соревнования классифицируются следующим образом.

  1. Личные. Определяются только индивидуальные результаты участников по своим весовым категориям. Исходя из этого, ведется распределение призовых мест.
  2. Командные. Проходят встречи групп спортсменов друг с другом. Результаты выводятся по итогам этих встреч.
  3. Лично-командные. Место команды определяется по результатам суммы личных результатов каждого из участников.

Системы проведения соревнований следующие:

  • олимпийская, с утешительными встречами полу и четверть финалистов;
  • круговая;
  • смешанная.

Порядок встреч по каждой весовой категории определяется путем жеребьевки.

Спортсмены младше 10 лет в турнирах не участвуют.

Капоэйра

Возрастные категории участников

Категория Возраст, полных лет
Юноши и девушки 10-12
Юноши и девушки 13-15
Юниоры и юниорки 16-17

Бой может продолжаться несколько часов. Сами бойцы называют его игрой, а себя игроками.

Поединок правильно описывает слово «разговор». Это разговор двух людей на языке тела. Из этих фраз складывается игра.

Состязание представляет собой дружескую беседу, а не серьезный бой с настоящими бросками и захватами.

Капоэйра — что это?

Совершенно в любом уголке нашего мира можно встретить группы людей, регулярно собирающихся вместе, становящихся в круг (роду) и начинающих свою необычную игру (жогу). Занятия капоэйра распространены везде, потому как они не представляют какой-то особой сложности, даже для людей, которым само слово «капоэйра» кажется совсем чужим.

Пара игроков выходит в центр круга, а затем под ритмичную музыку заводят боевой танец. В нем сочетаются удары, акробатика и перемещения. При этом участники демонстрируют самим себе и окружающим ловкость собственного тела. Именно это и получило название «капоэйра». Что это — разновидность боевых искусств, фитнес или просто волшебное словечко, каждый определяет для себя сам. Ведь с его помощью можно научиться выполнять акробатические трюки, сбросить вес и укрепить мышцы.

Капоэйра

Как проходят тренировки

Капоэйра

Основа тренировочного процесса — это безопасность. Практики — польза для здоровья.

Малыши 3-4 лет тренируются по особой программе, в которой преобладают упражнения на дыхание и растяжку. Дети изучают самые простые танцевальные элементы, пробуют соединять их в связки.

Очень важно для тренера научить мальчиков и девочек слушать музыку и улавливать ритм — это база для последующего обучения. Для 5-7 летних спортсменов в тренировочный комплекс включаются элементы гимнастики и акробатики

Повышается темп работы

Для 5-7 летних спортсменов в тренировочный комплекс включаются элементы гимнастики и акробатики. Повышается темп работы.

А уже с 8 до 10 лет выполнение упражнений происходит в достаточно энергичном темпе, поэтому требует повышенного внимания и концентрации.

Движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку. Иногда приглашаются музыканты.

Поединок исключает прямые и тесные контакты партнеров, когда один нападает — другой защищается.

Выглядит это как гармоничный и динамичный танец, включающий прыжки, различные опоры, подсечки, броски.

Капоэйра

Тренировка проходит по следующей программе.

  1. Разминка. Упражнения на дыхание, разработку и разогрев суставов и мышц.
  2. Изучение отдельных элементов.
  3. Сбор их в связки и цепочки.
  4. Игра с напарником. Работа во взаимодействии и динамике. В ходе занятия каждому участнику предоставляется возможность потренироваться друг с другом, даже с более опытными партнерами.
  5. Практика. Импровизация на базе освоенных движений.

Кроме освоения приемов ребята:

  • знакомятся с культурой и традициями Бразилии;
  • обучаются пению и игре на национальных музыкальных инструментах;
  • раскрывают свой творческий потенциал.