Чем страшен страшный суд

Нам следует слушать Христа

Все мы верим во всеобщее воскресение мертвых. Мертвые восстанут в телах. Одни думают, что такими телами будут наши обычные тела, но в расцвете сил, в возрасте Христа, то есть, тридцатилетними. Другие думают, что мы восстанем не в нашем дебелом теле, а в телах тонких, подобными телу Адама, жившему в Рае и еще не имевшему кожаных риз — мясного звериного тела.

Как бы то ни было, человек после смерти будет обладать неким телом. И совершенно очевидно, что страдания в аду будут не только тонкими и духовными, но и телесными. И совершенно ясно, что попав в мир демонов, которые также обладают некоторой степенью материальности, мы будем контактировать с ними, и этот контакт не всегда будет духовно-эфирным.

Демоны при нашей земной жизни скованы Богом и Он не разрешает им быть сильнее нас. Сейчас я могу принять помысел, а могу прогнать. В Аду этой возможности прогнать беса не будет. И что произойдет в этом случае совершенно понятно: бес сделает нам больно и плохо. Возможно без сковородки и крючьев, но больно и возможно, больнее чем сковородкой.

Неофиты думают, что Бог настолько мил, что зла по сути дела нет, и что спасутся все, даже черти. Но это не новость. Это учение гностика Оригена, публично и громогласно осужденное церковным собором.

Таким образом, мир после Страшного Суда не будет однородно эфирным. Этот мир также не будет иметь той однородности,  к которой мы привыкли живя на земле. Он разделится. В большой Вселенной появится киста, закупоренная злом. И между ложем Авраама и адом проляжет огонь, и ангел Господень будет сторожить, чтобы оттуда и туда никто не входил и не выходил.

И ангел с огненным мечом не будет слушать нашу церковную неофитскую. Свидетельством этому в Евангелии являются многочисленные слова Христа о аде и муках в нем. Например, в притчах о брачном пире, смоковнице, злых виноградарях, о талантах и траве, которую бросят в огонь. Но что людям? Есть люди, которые сомневаются не только в подлинности откровений Иоанна Богослова, но и в словах Христа, записанных одинаково разными авторами Евангелия.

Но нам следует слушать Христа.

Что говорит Слово Божие об исполнении судного дня?

Священное Писание совершенно чётко говорит нам о всеобщем воскресении и Страшном Суде, о признаках кончины века, но какая именно жизнь ждёт нас за гробом, промыслом Божиим сокрыто от нас. Мы не должны пытаться домысливать, придумывать того, что ограниченный человеческий ум не способен вместить. Всё, что нам необходимо знать, написано в Слове Божием.

2 000 лет назад Сын Божий пришёл в мир, дабы не судить, а спасти падшего человека. Второй Его приход будет во славе для установления истины. Святые Отцы ввели понятие «память сердца», когда человеку во всей неприглядности откроются сотворённые им дела, тайные злые помышления, и мы увидим себя не такими, какими представляла наша воспалённая гордыня, а настоящими. А Бог знает сердце каждого, и все дела наши записаны в книге жизни, утаить на Суде ничего не удастся.

Одним из главных предвестников кончины века станет пришествие антихриста, который будет человеком хитрым. Он обольстит многих и совратит с пути праведного, а после обнаружит свою ненависть ко Христу и Его закону, устроит гонение на христиан, в результате некоторые верующие сподобятся венца мученического. Период правления антихриста по Писанию продлится около трёх лет, в течение которых он сотворит многие чудеса. Для верующих христиан это время ознаменуется проверкой на верность Христу, и не все пройдут это испытание.

Священно Писание открывает нам, что судиться будут верующие и язычники, причём христиане подвергнутся более строгому суду, потому что они просвещены Духом Истины. А неверующие будут подвержены суду совести, которая вложена Создателем в каждого человека. Вместе со Христом производить возмездие над людьми и падшими ангелами будут апостолы и святые.

Святитель Василий Великий считает, что суд — явление не внешнего, а внутреннего порядка, обличение будет происходить в уме и памяти человека, к тому же произойдёт с мгновенной быстротой.

В православном понимании Страшный Суд — это не день гнева Божия, а торжество света, истины, милосердия и любви, а ощущение мук у грешников будет происходить от неспособности принять Божественную любовь как источник блаженства в результате свободного выбора человека в пользу тёмных сил.

Чем страшен страшный суд

Как будет проходить Страшный Суд открыто Богом святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в самой загадочной книге — Откровение, или Апокалипсис. Это очень сложное писание с многочисленными образными выражениями. Поэтому отрывки из него не читаются за богослужением в церкви. Откровение нужно обязательно изучать с толкованиями Святых Отцов, в противном случае не избежать извращённого понимания слов с глубоким духовным смыслом.

Из Апокалипсиса нам также известно, что последует за Страшным Судом. Богом будет создан город Новый Иерусалим, где поселятся праведники во главе со Христом и будут пребывать в вечном блаженстве.

Господь в Евангелии говорит и о том, что есть возможность избежать страшного суда для тех, кто слушает Слово Божие и живёт в соответствии с законом Его (Ин. 5: 24-29).

Отвечая на вопрос, что такое судный день, святые отцы и современное духовенство рекомендуют искать ответ в Священном Писании и его толковании, удовлетворятся только тем, что Господь Сам открыл людям, и пребывать в вере, молитве и покаянии до кончины века.

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Сочетание аркана Страшный суд с другими картами

Старшие арканы Жезлы Кубки Мечи Пентакли
Шут
Реализация в творчестве, возможно далекое путешествие
Туз жезлов
Судьба дает вам шанс начать все заново
Туз кубков
От вас ничего не зависит
Туз мечей
Порча на мужчин в роду
Туз пентаклей
Гармония, спокойствие
Маг
Курсы повышения квалификации, карьерный рост
Король жезлов
Вас нужно мотивировать
Король кубков
Успех в творчестве
Король мечей
Правильное сочетание силы и разума
Король пентаклей
Тяжелые отношения
Жрица
Все тайное станет явным
Королева жезлов
Самореализация
Королева кубков
Любовь, чувственность, добро
Королева мечей
Ненастоящие чувства, истерика
Королева пентаклей
Крепкий союз
Императрица
Зачатие либо рождение детей
Рыцарь жезлов
Популярность
Рыцарь кубков
Появление гостей
Рыцарь мечей
Ненависть, агрессия
Рыцарь пентаклей
Любящий мужчина
Император
Появление новых родственников, успехи на работе
Паж жезлов
Раскрытие таланта
Паж кубков
Магические способности, которые передаются от родителей
Паж мечей
Открытие
Паж пентаклей
Надежный защитник мужского пола, кровный родственник
Жрец
Возрождение веры в себя, переворот системы ценностей
Двойка жезлов
Выбор профессии
Двойка кубков
Усыновление ребенка
Двойка мечей
Болезнь одного из родителей
Двойка пентаклей
Лжепророки
Влюбленные
Прочный, крепкий союз
Тройка жезлов
Повышение квалификации
Тройка кубков
Успех, победа
Тройка мечей
Обвинения, суд
Тройка пентаклей
Махинации
Колесница
Победа над страхами
Четверка жезлов
Помощь родственников
Четверка кубков
Тоска, апатия
Четверка мечей
Успех, возрождение
Четверка пентаклей
Подмена ценностей
Сила
Духовный рост
Пятерка жезлов
Переворот системы ценностей
Пятерка кубков
Получение крупного наследства
Пятерка мечей
Появление родственников, с которыми вы давно не общались
Пятерка пентаклей
Неуверенность в себе
Отшельник
Согласие с ситуацией, смирение
Шестерка жезлов
Вы научитесь брать ответственность на себя
Шестерка кубков
Плохая наследственность, многие болезни
Шестерка мечей
Примите правильное решение
Шестерка пентаклей
Надежда на лучшее
Фортуна
Перемены в лучшую сторону
Семерка жезлов
Ваши близкие стоят за вас горой
Семерка кубков
Что-то мешает вам принять верное решение
Семерка мечей
Судебный процесс
Семерка пентаклей
Венец безбрачия
Правосудие
Способность корректно излагать свои мысли, здраво смотреть на вещи
Восьмерка жезлов
Начало пути
Восьмерка кубков
Переход отношений на новый уровень
Восьмерка мечей
Предательство
Восьмерка пентаклей
Успех, победа
ПовешенныйПотери, резкие изменения, каждый получит по заслугам Девятка жезлов
Накопление энергии
Девятка кубков
Праздник, торжество
Девятка мечей
Ситуация неизбежна
Девятка пентаклей
Перемены наконец настанут

Смерть

Десятка жезлов
Выполнение обещанного
Десятка кубков
Финансовая стабильность
Десятка мечей
Неизвестность
Десятка пентаклей
Появление настойчивого поклонника
Умеренность
Заживление ран
Дьявол
Нежелание что-то менять
Башня
Козни
Звезда
Мудрость
Луна
Малодушие
Солнце
Реализация навыков, успех в творчестве

Суд

Мир
Признание

В изобразительном искусстве

Основная статья: Страшный суд (картина)

Основная статья: Икона Страшного суда

Архангел Михаил (Мемлинг, Ганс, Страшный суд (фрагмент), алтарь Якопо Тани. 1473 год, Поморский музей, Гданьск, Польша)

Страшный суд аллегорически изображался сначала в виде отделения «овец от козлов» (Мф. ) — например храм святого Феликса в Фунди (IV век). Начиная с XII века возникает сюжет страшного суда в виде сошествия Христа в ад в соединении с видением Иезекииля. На сценах страшного суда в этот период появляются изображения престола уготованного, архангела Михаила с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. В таких изображениях страшного суда присутствуют картины ада с мучениями грешников и рая с блаженством праведников.

В русской иконописи с XVI века в сцене Страшного суда начали помещать фигуру милостивого блудника, героя проложного сказания, который оставлен на границе ада и рая, так как хоть и творил милостыню, но не преодолел грех блуда.

Определение «Страшный Суд» по БСЭ:

«Страшный суд»,в некоторых религиях (в иудаизме, в христианстве, в исламе) «последнее» судилище, которое должно окончательно определить судьбы «грешников» и «праведников». Элементы представлений о «посмертном суде»за поступки в земной жизни существовали в разных древних религиях (например, в древнеегипетской — верование в суд Осириса). Сохранив эти верования, христианство выдвинуло (в Апокалипсисе, 1 в. н. э.) идею о «втором пришествии»Христа, который будет творить «С. с.» над живыми и воскресшими «во плоти» только по завершении земного существования человечества, в «конце века». Идея «С. с.» породила эсхатологические учения, связанные с надеждой на грядущее восстановление попранной справедливости. Церковь использовала представления о«С. с.» в качестве средства воздействия на верующих, внушала, что «еретиков», «непокорных» (воле бога) ждет на «С. с.» суровая кара, а терпеливых, покорных «страдальцев» — «райское блаженство».Ислам, в отличие от христианства и иудаизма, утверждает, что для его приверженцев адские муки не вечны.

Чем страшен страшный суд

Был немилостив — иди на ту сторону

Пред постом церковь установила три подготовительных  недели. В неделю о Закхее-мытаре ни о каком рае или аде речь не шла. Все и так ясно.

Закхей преобразился настолько, что ему незачем знать, где эта граница добра и зла. Он ее уже перешел и навсегда.

В неделю мытаря и фарисея каждый из них стоит одной ногой в раю, а одной в Аду. И Господь, ободряет их тем, что обещает им обоим оправдание, если они сотворят покаяние и добавят к своим заслугам вторую недостающую часть. Мытарь – Закон. Фарисей – любовь. Вторая неделя о тех, кто скорее оправдан, чем осужден. Кто скорее в раю, чем в аду.

Третья неделя о том, кто скорее был в аду, чем в раю – о Блудном сыне.

Но четвертая неделя — для окаянных. Для тех, кто почти целиком в аду. Им озвучена угроза. Им предложен страх как последнее лекарство.  Страх для тех, кто понимает не любовь и даже расчет. Для рабов коварных и лукавых. Но опять же для всех. Кому Бог и церковь не нужны, о тех и речи нет. Угроза последней предпостовой недели только для тех, кто все-таки приходит к Богу и в храм. Им — слова наполненные громом и молнией. К ним слова страха. Им Бог четко и ясно показывает границу, после которой начинается ад. Если не выполнено это минимальное требование, произойдет полное соскальзывние в ад. Это требование определяет проходной минимум вступления в рай.

Вот оно: если ты не накормил, не напоил, не утешил слабого, и не понимаешь толк в милости и сострадании, то ты не христианин и делать в раю тебе нечего. И ты там никому не нужен. Это требование заключено не в знании, в благодати, которую мы стяжаем в сердце. Исключительно благодать, а не все то, что мы придумали вместо нее Бог не требует для спасения постов, молитвы, акафистов, крестных ходов, если они не изменяют нас, что в большинстве случаев и происходит. Все это хорошо как условие, а не как цель. А здесь обсуждается предмет спасения и ключ в рай – милосердие.

Нет милосердия. Не ищешь каждый день возможности послужить ближнему – иди в ад, и без сантиментов, и без ссылки на посты и акафисты. Нет сострадания и жертвы любви – нет ничего.

Не жалеет владыка священников. Утомляется от народа. Никому ничего не жертвует. Не накормил слабых, не сохранил мир в церкви — иди на ту сторону. Был жестокосерд и немилостив — не спасет панагия. Бог не на митру смотрит, а на сердце.

Не жалел священник народ. Пугал народ, морочил голову, подменил  власть Бога своею властью, выгребал церковную кассу дочиста – иди на ту сторону.

Не жалеет христианин людей, грубит родителям, терзает священников, не проведывает в больницах братьев, не покупает бедному соседу хлеба – не поможет тебе паломничество в Иерусалим, Дивеево и на Афон. Крест на твоей груди осудит тебя. Крест надел, а распять на нем свой звериный облик не захотел – иди на ту сторону.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

Чем страшен страшный суд

Это интересно: Зоино стояние: история православного чуда

Христианство

Икона «Страшный суд» (XVIII век, Львовский музей религии)

В христианстве догмат о всеобщем воскресении, Судном дне и воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

Согласно Евангелию: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин. , Ин. ). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведёт суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. ).

Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности, апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых (Лк. , Мф. ). Апостол Павел был убеждён, что все святые (христиане) будут судить мир: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор. ).

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их (Мф. ), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. ) и отделят злых из среды праведных (Мф. ). По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. ), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. ). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим. ), живых и мёртвых (Деян. ; 2Тим. ), то есть имеющих воскреснуть из мёртвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор. ), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд. ; 2Пет. ).
Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф. , 2Кор. ), но и всякое праздное их слово (Мф. ). Праведным Судия скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. ), грешные же услышат такой приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. ).
Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие… судит помышления и намерения сердечные» (Евр. )). На этом мнении основано учение православной аскетики о мысленной брани — когда нетерпимым и подлежащим безусловному искоренению считается любой греховный помысел.

В ряде протестантских конфессий (баптисты, пятидесятники и др.) учат о двух судах: отдельно — для христиан (на котором не будет решаться вопрос о том, где он проведет вечность, — в аду или раю, но будет дана оценка его христианской жизни) и отдельно — Страшный суд для всех остальных. Основой для такого выражения служат слова Христа «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».(Ин. , похожий отрывок Ин. ) и апостола Павла «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня»1Кор. . Предполагается, что перед Вторым пришествием Христа произойдёт восхищение Церкви.

Страшный Суд — не ответ на экзамене

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО:

Протоиерей Игорь Фомин

Судя по Евангельскому чтению от Матфея, которое читается в неделю о Страшном Суде, мы можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ.

Этот ответ заключается не только в нравственном поведении человека. Из Священного Писания мы знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Мы знаем из Священного Писания о том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53, 54)

Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на Страшному Суде — это дела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и как потому ты должен поступать в этой жизни.

Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он.

Но, понятное дело, не стоит с самомнением заявлять: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам, у меня шансов больше…» Каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

Важный момент, что мы готовимся не к Страшному суду, а ко встрече с Богом. Страшный суд — как один из этапов жизни, как и рождение в Жизнь Вечную (наш день рождение здесь, на земле), как и смерть. То есть мы живем духовной жизнью не для того, чтобы пройти Страшный Суд, с облегчением выдохнуть и сказать: «Йес, я сделал это!»

Мы живем духовной жизнью, чтобы быть со Христом. По словам замечательного нашего современника иеромонаха Романа (Матюшина): «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай».

Так что для нас самое главное — быть со Христом, дышать со Христом, пытаться быть Ему подобными.

Да, на Страшном Суде будут и страшно, и ужасно: мы все осознаем свою греховность и порочность. Но особенно страшно будет именно тому, кто забудет о Христе. Суд будет без милости к тому, кто не окажет милости.

Здесь мы должны в полной мере уповать на Христа, быть Его учениками. А для этого — соблюдать Его заповеди.

Говоря о Страшном Суде, мы все больше забываем, что главное будет не сам Суд, а — Встреча. Забываем потому, что с каждым годом все больше растет эгоизм, себялюбие в человечестве. Каждый все больше персонифицируется по отношению к другим и по отношению к Богу. И Бог превращается для многих в «бога в баночке». И ставится на полку рядом с банкой, в которой лежит гречка, и баночкой с наукой. И что нужно человеку, он ту банку в данный момент открывает. Поесть? Для этого — банка с гречкой. Пофилософствовать? Банка с наукой в самый раз. Чтобы быть человеком религиозным — нужно открыть баночку с богом.

А ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с Богом. Такая жизнь и предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с тобой все твои тяготы.

Значение карты Страшный суд в прямом положении

Эта карта возрождения из пепла, неожиданного возвращения прошлого и окончание старого этапа в жизни. Она призывает к активным действиям ил предвещает кардинальные перемены, окончание негативной ситуации, черной полосы и негативного периода в жизни, который может быть более светлым и радостным, чем настоящее и прошлое.
Такая карта говорит о подведении итогов, воплощения мечтаний в действия, активности и взаимной любви, приятных новостях и положительной жизни, но иногда она выражает страх перед переменами или непринятие всего нового и значительного, что в скором времени произойдет в жизни или уже произошло.

Ключевые моменты

  • Подведение итогов;
  • Окончание периода в жизни;
  • Просветление;
  • Неожиданное разрешение ситуации;
  • Новые перспективы;
  • Радостные вести;
  • Неожиданный успех;
  • Встреча с прошлым;
  • Освобождение;
  • Любовь;
  • Неожиданность.

Суд не страха, а любви

Богословское осмысление темы Страшного суда весьма разнообразно, оно получило выражение во многих святоотеческих текстах – об этом писали Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие святые древности и нового времени. Однако копья по этому поводу ломаются до сих пор.

«Страшным» этот суд принято называть лишь в русскоязычных текстах. В других обычно подчеркивается его всемирность, всеобщность. Однако устрашающая атмосфера, которая волей-неволей нагнеталась яркостью евангельских образов, была издревле присуща текстам восточнохристианских богословов, посвященным Страшному суду.

Святитель Григорий Нисский говорил, что такое восприятие допустимо, но лишь с «воспитательной» целью. Возможно, это было во многом обусловлено эпохой и аудиторией, к которой была обращена проповедь: жестокость и простота нравов требовали простоты правил и понятного объяснения, почему их нарушать не рекомендуется.

Для этого лучше всего подходили аналогии с государственной практикой судопроизводства, например – римской, которая отличалась крайним формализмом и имела довольно жестокую систему наказаний.

Однако в святоотеческой литературе есть и иной взгляд на трактовку Страшного суда. Согласное ему, Бог явит Себя вовсе не как грозный судия, изрекающий приговоры, а как любящий миротворец между нами и нашей совестью. Ведь всё Евангелие непрестанно говорит о том, что Бог есть Любовь, а значит и суд Его будет не осуждением, но судом любви.

Святитель Феофан Затворник, говоря о милости Бога пишет: «Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде Божией только после того, как не к чему будет рук приложить в оправдание его». Также он предполагает, что и человек, не знавший христианской веры, сможет быть оправдан по своим делам и по великой любви Божией: «Иудей судится, а потом награждается как иудей по его законам. Язычник судится, а затем награждается или наказывается как язычник по его законам. И в том и в другом случае участь решится верностью или неверностью тому закону, который каждый из них считал для себя обязательным… Там не нужны будут свидетели, всякий в мыслях своих сам над собой произнесет оправдание или осуждение. Всякий будет видеть свой закон и дела свои, сличит то и другое и решит, виноват или нет».

Таим образом, многие святые отцы считали, что судить человека будет не Бог, а собственная совесть, в свете открывшейся истины.

Христианство, утверждая неизменность Божьей любви, утверждает и то, что Бог всех и каждого любит абсолютно, невзирая на всё совершенное нами зло. Человеку же часто эта любовь не нужна. Выбирая грех, он выбирает для себя путь в сторону «от Бога», может полностью стать рабом страстей, и в этом случае он станет неспособным принять эту любовь, более того – она станет для него мукой.

В нашем мире, который, согласно христианскому учению, омрачен грехом, Божие присутствие не ощущается. Но по прошествии «образа мира сего» это присутствие станет абсолютным, как пишет апостол — «будет Бог все во всем».

Эта реальность станет настолько явственна и ощутима, что даже те, кто отвернулся от Бога, окажутся ее участниками, и именно в этом заключен весь трагизм Страшного суда: просветившись светом Божественной любви, человек увидит и почувствует свою неправоту перед Ним.

Есть гипотеза, что именно это и есть тот самый «огонь вечный» и «мука вечная», о которой говорится в Писании: Божия любовь и Свет будут невыносимы для тех, кто когда-то напрочь отказался от них.

Любовь Божия будет не судить, а пытаться оправдать нас всех перед своей совестью, которая как раз и станет тогда самым строгим нашим судьей. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы, и поймем, какими мы могли быть».

Страшный Суд Божий — видение

Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:

Деление на овец и козлищ

Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души). ашн

Чем страшен страшный судСтрашный Суд Божий на фреске Микеланджело

Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:

Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?

Страшный Суд Божий и Частный — разница

Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.

Когда ждать пришествия Страшного Суда

Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:

Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.