Что такое «богемская рапсодия»? в чем ее тайны и секрет фредди меркьюри?

Тайна названия

По-русски песню принято называть «Богемской рапсодией», хотя это ошибка. Правильный перевод – «Богемная рапсодия», так как имеется в виду богема (артистический мир), а не Богемия (историческая область в Чехии).

Фредди придумал название довольно поздно, уже в разгар записи. Сперва оно прозвучало как шутка, но в итоге закрепилось. Догадки о том, что оно может значить, сводятся к следующему: рапсодия – синоним эпической песни и намек на ее «неформатность», богемная – потому что ни она сама, ни ее герой не подчиняются общепринятому (как богема).

Фредди Меркьюри в 1977 году. Фото: QUEEN official site

Секрет звучания

Технически «Богемская рапсодия» является одной из самых сложных в истории звукозаписи, а также считается самой дорогой, хотя точная сумма затрат неизвестна. Репетиции и непосредственно запись проходили на 5 студиях и заняли 6 недель – вдвое дольше, чем обычно записывался целый альбом.

Чтобы добиться глубины вокала, хоровых и акустических эффектов, Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и Роджер Тейлор пропевали свои партии десятки раз, каждая новая накладывалась на предыдущую, и все это должно было звучать в унисон, что требовало точности повторов.

Так, оперный сегмент местами состоит из 180 отдельных записей голосов и инструментов, наслоенных друг на друга. А «многоголосое» вступление а капелла, которое на видео якобы поют все четверо участников группы, на самом деле поет один Фредди.

Стоит учесть, что запись в то время производилась на катушки с магнитной лентой. Чтобы получить финальный результат, части пленки разрезались вручную и склеивались в нужном порядке.

Оригинальная запись «Богемской рапсодии» в руках Брайана Мэя. Фото: Queen Official / YouTube

«Рапсодия» не была чем-то принципиально новым. Уже существовала рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда», сюиты с богатыми музыкальными формами были характерны прогрессивного рока, да и у Queen подобный стиль встречался в прежних песнях. И все же ни одно произведение прежде не производило такого фурора и не получало такой глобальной и стабильной популярности.

Концерт в Небуорт-хаус, 1986 г. Фото: Queen / Facebook

Секрет Фредди

На вопрос о том, что сделало Фредди Меркьюри таким знаменитым, простые фанаты и мэтры музыки отвечают одинаково: его уникальный голос и бешеная энергетика на сцене.

Концерт в Будапеште, 1986 г. Фото: Freddie Mercury / Facebook

Он был как язык пламени с голосом «как лезвие бритвы», по выражению Брайана Мэя. Сама звезда мировой оперы Монсеррат Кабалье, записавшая с ним известную песню «Барселона», восхищалась его вокалом и способностью объединять абсолютно разные музыкальные жанры.

Меркьюри и Кабалье на обложке сингла. Фото: Freddie Mercury / Facebook

В 2016 году ученые исследовали голос Фредди Меркьюри на основе всех имеющихся записей и заключили, что при среднем диапазоне (как у обычных взрослых мужчин) в нем присутствуют редкие свойства: ускоренная частота вибрации и призвуки в пределах полутонов, наподобие тех, что извлекают мастера горлового пения. Поэтому Фредди, умея петь кристально чисто, в нужный момент выдавал те «режущие» звуки, которые пробирают до мурашек.

Кадр из клипа к песне Radio Ga Ga, 1983 г. Фото: Queen / Facebook

Ключевые факты о Фредди Меркьюри:

  • Его имя от рождения – Фарух Булсара. Еще подростком он стал называть себя Фредди, а фамилию Меркьюри официально взял уже в Англии, когда была основана группа Queen.

  • Он родился в Занзибаре (Африка, Танзания, бывший британский протекторат), в семье парсов-зороастрийцев (давних выходцев из Персии). Провел детство в Индии и переехал в Англию в 17 лет. Британское гражданство имел с рождения.

  • Он был дипломированным иллюстратором, дизайнером и знатоком искусств. Именно Фредди создал герб Queen.

  • Творчески он был самым плодовитым в группе, написал больше половины величайших хитов Queen, включая «Богемскую рапсодию».

  • В большинстве наиболее популярных песен Меркьюри сам играл на рояле. Многие были в восторге от его владения ритмом – как будто у него внутри был встроен метроном. Но сам Фредди невысоко оценивал свою игру и впоследствии чаще приглашал других клавишников.

  • Он был удивительно застенчивым в жизни, но абсолютно раскованным и харизматичным на сцене. Одно из его мощнейших живых выступлений было на лондонском стадионе «Уэмбли» в 1985 году в рамках благотворительного фестиваля Live Aid.

Фредди и Брайан на Live Aid, 1985 г. Фото: QUEEN official site

  • Однажды Фредди с такой силой схватил микрофон, что выбил стойку из основания. С тех пор «сломанная стойка» стала его концертной «фишкой».

  • Предположительно в начале 80-х Фредди заразился ВИЧ. Но даже когда болезнь перешла в стадию СПИДа, он публично отрицал ее, несмотря на очевидные внешние изменения и отмену гастролей. В феврале 1990-го он в последний раз вышел на сцену, чтобы в составе Queen принять национальную премию Brit Award за выдающийся вклад в музыку.

  • Фредди Меркьюри умер 24 ноября 1991 года от бронхопневмонии, с которой лишенный иммунитета организм не справился. Ему было 45 лет.

  • Он остается одним из величайших авторов и рок-исполнителей всех времен и спустя десятки лет вдохновляет артистов. Его имя неизменно попадает в современные рейтинги лучших вокалистов в истории.

Фото: Queen / Facebook

Тайна текста

В прямом смысле лирика по большей части понятна. Баллада, например, – это исповедь человека, который совершил убийство и теперь полон сожалений и отчаяния. Он мысленно прощается с матерью и всем миром, готовясь то ли к казни, то ли к суициду.

А вот оперная часть, похожая на шутовской спектакль, представляет большую загадку. В ней присутствуют Скарамуш (хвастун и плут из итальянского народного театра, родня нашего скомороха), Галилей (астроном и математик эпохи Возрождения), Фигаро (жизнерадостный литературный и оперный герой), Вельзевул (князь бесов, буквально «повелитель мух»), а также трижды повторяется начало исламских молитв Bismillah.

Существует много толкований, предложенных музыковедами, журналистами и фанатами. Например, популярна версия, что персонажи соответствуют участникам группы: Фредди – скоморох, гитарист Брайан Мэй как астрофизик и математик – Галилей, тихоня бас-гитарист Джон Дикон (по ироническому контрасту) – Фигаро, а барабанщик Роджер Тейлор, любитель диких вечеринок, – Вельзевул.

Слева направо: Роджер Тейлор, Брайан Мэй, Фредди Меркьюри, Джон Дикон. Фото: Queen / Facebook

Многие видят в песне «зашифрованную» исповедь самого Фредди – его будто бы каминг-аут. Как раз в это время у него впервые случилась интрижка с мужчиной, но он еще не признался своей подруге Мэри Остин, с которой прожил 7 лет. Кроме того, его, вероятно, страшила мысль о реакции семьи, чья зороастрийская вера нетерпима к однополым связям. Поэтому в песне он якобы поет об «убийстве» себя прежнего и просит Мэри его отпустить.

А вот что сказал сам Фредди в 1985 году: «Я ненавижу разжевывать свои песни дураку. Меня до сих пор спрашивают, о чем «Богемная рапсодия», и я говорю: я не знаю. Потому что так исчезает миф, рушится воображаемая картина, придуманная людьми».