Что означает слово «пассионарность»?

Что такое пассионарность: признаки рождения этноса в истории человечества

Последователи Гумилева выделяют в своих работах восемь признаков создания нового этноса. Кратко рассмотрим эти признаки:

  • Признак первый — наличие людей пассионарного склада. Это самый важный признак. Именно пассионарии закладывают основы новой идеологии, которая приводит членов сообщества к созданию прочной основы для нового этноса.
  • Признак второй — новый тип поведения. В данном случае речь идет о том, что этнос развивается в технологическом плане: кочевники усваивают оседлый образ жизни, жители приморских районов осваивают торговлю и земледелие.
  • Признак третий — миграция. Это явление позволяет этносу привнести свои ценности для других народов и людей, которые они могут постепенно сделать своими по духу.
  • Признак четвертый — демографический подъем. Все вышеперечисленное позволяет этносу достаточно быстро увеличиваться в количествах, что и приводит к тому, что сама пассионарность этноса увеличивается.
  • Признак пятый — создание системы общественных отношений. Это также важный шаг навстречу формированию нового этноса. Четкая система общественных взаимоотношений регламентирует социальные взаимосвязи и упрочняет власть пассионариев в данном этническом сообществе.
  • Признак шестой — активное государственное строительство. Именно государственность позволяет этносу благополучно существовать на протяжении столетий и даже тысячелетий.
  • Признак седьмой — пассионарность культуры. Наряду с государственностью начинает активно развиваться и культура, поддерживая существующую государственную модель управления.
  • Признак восьмой — наличие всего вышеперечисленного в динамике.

Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос о том, что такое пассионарность. Это психологическое качество избранных членов этноса, которые способны превратить свой народ в великий этнос, создать могущественную державу и навсегда оставить свой след в истории человечества.

[править] Пассионарный толчок

◄ ►

Михаил Елизаров о пассионарных толчках.

Музыка советских пассионариев.

Весьма доставляющая часть концепции Льва Гумилёва. Сводится она к тому, что поголовье пассионариев начинает резко возрастать в «ареале толчка», который пролегает по поверхности Земли длинной полосой шириной порядка сотни километров. Автор предполагал, что пасионарные толчки имеют атсральное происхождение.

Однако в некоторых своих работах Лёвушка увязывал пассионарные толчки с климатическими изменениями, затруднявшими хозяйственную деятельность народов. У них начинало не хватать жрат на протяжении долгого времени и, мол, запускались глубоко сидящие в инстинктах механизмы самозарождения шила в гузне. Мутирует же саранча при перенаселённости, а чем человек хуже? Что, кстати, довольно винрарно увязывает историю и эволюцию.

В связи с этим на память приходит описанная Гумилёвым история гуннов, вооружённых по летописям готского историка костяным оружием и пребывавших в примитивном состоянии кочевников. Когда их припекло (а скорее, подмочило в ходе «увлажнения» местного климата), они поимели аланов, затем готов, а после по инерции ринулись на всех остальных.

По каким признакам человека можно назвать пассионарием?

Человек данного типа всегда выделяется смелостью своих взглядов и умением служить во благо обществу. Он как бы создает энергию для общественного развития, а не растрачивает ее, как это делают обычные потребители.

Таким образом, рассмотрев термин «пассионарность», значение которого исходит из теории этногенеза, можно сделать вывод о том, что люди этого типа, как правило, вступают в конфликт с обществом.

Они сознательно идут на этот конфликт, завершают его, собирают вокруг себя единомышленников и создают либо новое религиозное учение (как это сделал пророк Мухаммед), либо новый этнос (примеров этого огромное количество в истории человечества).

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Что означает слово "пассионарность"?Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Сосуществование этносов

В вопросе взаимодействия этнических групп, согласно теории пассионарности, ключевое значение имеют размеры взаимодействующих этносов и комплиментарность (эмоциональное отношение этносов друг к другу). Выражаются такие отношения в разных способах взаимодействия:

  1. Симбиоз – подразумевает отношения этносов, занимающих свой ландшафт, но взаимодействующих по разным причинам. Такая форма считается оптимальной для благосостояния каждого этноса.
  2. Ксения – (очень редкая форма взаимодействия) подразумевает присутствие на территории ландшафта многочисленного этноса малочисленных представителей другого этноса, существующих изолированно и не нарушающих систему, в которой присутствуют.
  3. Химера – возникает в случае смешения представителей двух суперэтносов на территории одного ландшафта. Отрицательная комплиментарность в данном случае приводит к конфликтам и распаду этносов.

Что означает слово "пассионарность"?

Подоплека возникновения нового мнения о природе этногенеза

Будучи ребенком двух поэтов, которого вырастила бабушка и отвергло общество как сына «предателя Родины», Лев Гумилев не мог обойти вниманием вопрос, почему все происходит так, а не иначе в его окружении и возможны ли иные варианты развития сценария жизни. Свою гипотезу мыслитель выстраивал на анализе исторических и географических факторов возникновения и развития этносов

Согласно теории Гумилева, формирование и последующую целостность этноса обеспечивают геохимические энергии биосферы. Каждый народ вырабатывает свои правила взаимодействия с окружающим миром. Основным фактором возникновения разных народностей считается приспособление к рельефу и характеру местности. С легкой руки Гумилева пассионарность отвечает за судьбы конкретного человека и целого этноса. Какую смысловую нагрузку несет этот термин?

Интересные факты о пауках

Необычные факты о пауках поразят многих, кто еще не знает про данных существ. А ведь они таят множество тайн, секретов, обладают уникальными особенностями, которых нет у других организмов проживающих на земном шаре.

Рассмотрим 15 интересных фактов про пауков:

  1. паутина является не только ловушкой для насекомых, она способна отклоняться на несколько миллиметров, чтобы схватить и прилепить к себе насекомое. Это явление осуществляется за счет статического заряда, который проявляется во время полета насекомого.
  2. Укус бразильского странствующего паука не всегда приводит к смертельному исходу, но он часто вызывает импотенцию у мужчин.
  3. При помощи конечностей паук может определить, что к нему попало в сети паутины. А вот съедобное или несъедобное ему помогает установить органы обоняния, которые располагаются на ногах.
  4. Животное имеет прочный панцирь. Его прочность способна выдержать ядерный взрыв.
  5. Паутина очень легкая. Если взять паутинную нить длиной в земной экватор, то ее вес будет составлять всего 340 грамм.
  6. Паутина считается мощным и прочным материалом. Если ее толщину увеличить до толщины карандаша, то такой паутиной можно будет остановить Боинг. В Новой Гвинее при помощи этого материала рыбаки ловят рыбу, а в Южной Америке существуют паутинные мосты, которые выдерживают обезьян.
  7. Продолжительность жизни членистоногих составляет 30 лет. Но они редко умирают от старости.
  8. За один раз самка может откладывать до 20 тысяч яиц, из которых вылупляются паучки.
  9. В природе имеются такие разновидности пауков, которые после появления на свет съедают свою мать.
  10. Существуют разновидности паукообразных, у которых мозг занимает наибольшую часть тела, поэтому другие органы вынуждены располагаться на ногах. Чем меньше паук, тем больше у него мозг.
  11. В Нидерландах пауков проживает больше, чем людей. На 15 миллионов человеческого населения приходится 5 тыс. миллиардов членистоногих.
  12. В Камбодже люди с удовольствием употребляют пауков-птицеедов. Также их заводят дома, они учатся танцам, охотно играют. А при случае могут защитить хозяина.
  13. Существуют виды пауков, которые не плетут паутину – паук-скакун, паук-рысь. Они не ловят добычу паутиной, а охотятся на нее.
  14. Тарантулы способны прожить без еды около двух лет.
  15. Гладиатор получил название благодаря тому, что плетет паутину квадратом. Он не оставляет ее пока добыча не попадет в нее, он сам резко набрасывает сеть на нее, тем самым не оставляя шанса сбежать.

[править] Фазы этногенеза

Собственно исторические периоды развития разных народов ЛНГ делил на следующие фазы:

  • Гомеостаз — полное УГ, всем на всё похуй (в этом состоянии пребывают, например, всякие затерявшиеся в джунглях племена).
  • Подъём — появляется поколение пассионариев и уничтожает существующую систему, создавая новый этнос, хотя называться он может и по-старому.
  • Перегрев (акматическая фаза) — пассионариев становится много, и они начинают выпиливать друг друга.
  • Надлом — пора революций и гражданских войн, когда от перегрева крышку у котла срывает напрочь, и выпилинг приобретает массовый характер.
  • Инерционная фаза — оставшиеся в живых пассионарии и народившиеся новые переключаются на искусство, науку и потреблядство — на радость обывателям. Желающие же повоевать преимущественно отправляются КЕМ.
  • Обскурация — пассионарии заканчиваются, и власть в свои руки берут субпассионарии, в предыдущие фазы жившие на дне и служившие пушечным мясом. Так как руки у них растут прямо из жопы и извилина только одна, а обывателю всё похуй, цивилизация чаще всего быстро экстерминируется соседями. В этом случае до последней фазы не доживает.
  • Гомеостаз — см. пункт 1

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства

Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания – как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Стереотипы поведения в теории Гумилева

Важной составляющей этноса как единого организма определяется стереотип поведения представителей группы. По Л

Н. Гумилеву, данная характеристика представляется структурно упорядоченными поведенческими навыками, характерными для определенного этноса. Высказывается мнение, что данный фактор относится к категории наследуемых (на биологическом уровне). Структурно выделяются четыре типа отношений:

  • отношения между группой и личностью;
  • межличностные отношения;
  • отношения внутриэтнических групп;
  • отношения этноса и внутриэтнических групп.

В стереотипы поведения Гумилев также включает правила отношений этнической группы к инородцам.

Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт

Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским

В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.

Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.

Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).

Что означает слово "пассионарность"?

Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.

Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов

Что же делать, если вы встретили пассивно-агрессивного типа на своем пути?

Во-первых, стоит знать, что пассивно-агрессивный человек других провоцирует, но сам конфликта не затеет. Не поддавайтесь на провокации – ваш «взрыв эмоций» не поможет прояснить отношения, а лишь подарит вам репутацию скандалиста в глазах окружающих. Отводите душу где-то еще, жалуйтесь друзьям и близким, но не делайте пассивно-агрессивному такого подарка, не проявляйте себя «плохим» и «скандальным». Не доверяйте пассивно-агрессивному своих тайн и информации, которая может принести вам вред, если будет разглашена.

Назовите своими именами происходящее и свои чувства. Не обвиняйте другого, просто скажите: «Когда происходит то-то и то-то, я обычно огорчаюсь». Например: «Когда вы уходите всем отделом на обед и забываете позвать меня, мне грустно». Не нужно обвинять («вы нарочно!»), не нужно обобщать («вы всегда!»). Расскажите о своих чувствах, как вам стало грустно и плохо. Сам пассивно-агрессивный как огня боится быть обвиненным в чужих бедах, да и окружающим лучше знать, что для вас это не «ничего не случилось», а что-то огорчительное.

Не ждите, что такой человек вас поймет и перевоспитается (даже если вы перескажете ему эту статью). Вероятнее всего, само по себе это не произойдет. Пассивно-агрессивные личности обычно не приходят на психотерапию из-за того, что с ними что-то не так: обычно они жалуются на плохих окружающих (которые, несомненно, во всем виноваты), или на иные психологические проблемы (например, на депрессию), или же их заставляют явиться близкие, которым невыносимо совместное существование.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Классификация этапов развития этносов

Согласно теории Льва Николаевича, стереотипы поведения претерпевают изменения на протяжении всей жизни этноса до его «старения» (состояние гомеостаза). Выделяются девять этапов (или фаз развития) этногенеза:

  1. Толчок или дрейф – этап зарождения пассионарности в этносе, появления представителей с яркой характеристикой.
  2. Инкубационный период – этап накопления энергии пассионарности с ее проявлениями, запечатленными в истории.
  3. Подъем – этап кипучего наростания пассионарности со всеми вытекающими последствиями (например, захват новых территорий).
  4. Акматическая фаза – этап наивысшего расцвета пассионарности во всех сферах жизни этноса.
  5. Надлом – этап «пресыщения» и резкого убывания пассионарности.
  6. Инерционная фаза – этап процветания этноса без проявления пассионарности.
  7. Обскурация – этап развития этноса, характеризуемый деградацией.
  8. Гомеостаз – этап существования этноса в согласии с окружающим ландшафтом.
  9. Агония – этап распада этноса.

[править] Параллели с языком Луркоморья

Понятия «гармоничный человек» у Гумилёва и «быдло» в lm-спике совпадают по смыслу чуть менее, чем полностью. А вот небыдло в lm-спике — какая-то гремучая смесь пассионариев и субпассионариев по ЛНГ.

N.B.
Гумилёв пишет: Субпассионарий полагает, по собственной несокрушимой логике, что будущего никто предвидеть не может, так как он, получатель хлебного пайка и зритель цирковых представлений, не умеет делать прогнозы на основании вероятности. Поэтому он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Носителей второй он считает своими личными врагами и расправляется с ними при каждом удобном случае. … Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена «бродягами» и профессиональными сенатами-наёмниками (ландскнехтами).

Если проводить смысловой анализ, можно сказать, что субпассионарий — гопник, а пассионарий — небыдло.

Личностей sort of (не)быдло, вероятно, тоже следовало бы отнести к пассионарностям. Такие действительно существуют. Если не Гитлер, то Дали уж наверняка

ЛНГ неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, силой воли и т. д

Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это понятия не взаимоисключающие и без чётких границ.

Наконец, пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями. Как-то так.

Критика пассионарной теории этногенеза[ | код]

Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Некоторые историки критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, Виктор Шнирельман и Сергей Панарин, указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее

…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.

Л. С. Клейн считает, что «предложенные Л. Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено на песке. Потому что какой смысл говорить о начале существования этноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этнос или уже новый?». Он же указывает на методологическую слабость провозглашаемой Гумилёвым опоры на данные естественных наук — служащую, по его мнению, основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования 14C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации. К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называя их.

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“».

А. Л. Янов утверждает, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм» | код

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. В. Бромлей и В. А. Шнирельман.

В. А. Шнирельман к тому же высказывает мнение об антисемитизме Гумилёва:

Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт

Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским

В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.

Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.

Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).

Что означает слово "пассионарность"?

Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.

Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Для Гумилёва «этногенез» и «этническая история» — понятия не идентичные. Этногенез — это не только начальная стадия этнической истории (как это обычно понимается в этнографии), а четырёхфазный процесс: возникновение, подъём, упадок и умирание этноса. Гумилёв утверждает всеобщий характер этого развития — и в природе, и в истории. По Гумилёву, этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Таким толчком, импульсом Гумилёв считает особый вид энергии, своего рода «страсть», которую в отличие от обыденного толкования предлагает называть «пассионарностью» и которая есть «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое».

По Гумилёву:

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

  • может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми;
  • независима от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека;
  • не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие;
  • не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её движение в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

«Жажда действия, толкавшая юношу в кровавую сечу, вызывала в его сверстницах восторг, который они выражали способом, для них доступным. И в эпохи высокого пассионарного напряжения общественное мнение за это девиц не осуждало слишком строго; ханжество пришло вместе с остыванием пассионарности».

Вслушаемся и в такие слова:

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Что означает слово "пассионарность"?

Что такое пассионарность: признаки рождения этноса в истории человечества

Последователи Гумилева выделяют в своих работах восемь признаков создания нового этноса. Кратко рассмотрим эти признаки:

  • Признак первый — наличие людей пассионарного склада. Это самый важный признак. Именно пассионарии закладывают основы новой идеологии, которая приводит членов сообщества к созданию прочной основы для нового этноса.
  • Признак второй — новый тип поведения. В данном случае речь идет о том, что этнос развивается в технологическом плане: кочевники усваивают оседлый образ жизни, жители приморских районов осваивают торговлю и земледелие.
  • Признак третий — миграция. Это явление позволяет этносу привнести свои ценности для других народов и людей, которые они могут постепенно сделать своими по духу.
  • Признак четвертый — демографический подъем. Все вышеперечисленное позволяет этносу достаточно быстро увеличиваться в количествах, что и приводит к тому, что сама пассионарность этноса увеличивается.
  • Признак пятый — создание системы общественных отношений. Это также важный шаг навстречу формированию нового этноса. Четкая система общественных взаимоотношений регламентирует социальные взаимосвязи и упрочняет власть пассионариев в данном этническом сообществе.
  • Признак шестой — активное государственное строительство. Именно государственность позволяет этносу благополучно существовать на протяжении столетий и даже тысячелетий.
  • Признак седьмой — пассионарность культуры. Наряду с государственностью начинает активно развиваться и культура, поддерживая существующую государственную модель управления.
  • Признак восьмой — наличие всего вышеперечисленного в динамике.

Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос о том, что такое пассионарность. Это психологическое качество избранных членов этноса, которые способны превратить свой народ в великий этнос, создать могущественную державу и навсегда оставить свой след в истории человечества.

Происхождение термина

Что означает слово "пассионарность"?

Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.