Сонет

Периоды в творчестве Шекспира

Первый период выделяется оптимизмом, сказочностью и легкими жизнерадостными мотивами. Первые произведения автора не отличались от классических тяжелых для восприятия форм и сюжетов со множеством действующих лиц. Таким образом молодой поэт постигал азы драматургии. Позже он начал привносить в поэзию свежие идеи, наполнять их новым смыслом и искать более отточенные, идеальные формы, не отходя от канонов драматургии Ренессанса. В то же время он пишет цикл сонетов, которые обретают должную известность лишь с возникновением романтизма.

Второй период значительно отличается от первого, ему присуща особая трагичность и даже некоторый пессимизм. В эту пору писатель ставит перед собой сложные жизненные проблемы, которые находят свое воплощение в трагедиях.

Третий период обозначен трагикомедиями, счастливому финалу пьес предшествует настоящее буйство страстей с острым драматизмом.

Сонет в Италии

Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215—1233) — нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты «dolce stil nuovo» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя) и представители демократической поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, ит. Cecco Angiolieri). В творчестве первых получил дальнейшее развитие пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной. В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется, разрушаются сословные преграды в любви, исследуется духовный мир человека, совершенствуется поэтический язык. В плебейской поэзии Анджольери и его последователей воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими радостями. Канонические правила написания сонета были сформулированы в 1332 году падуанским литератором Антонио да Темпо, в его стиховедческом трактате «Summa artis rithimici vulgaris dictaminis».

Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Canzoniere» («Книга песен», 1373) — 366 стихотворений (из них 317 в форме сонета), имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.

Сонеты в Италии продолжали писать и в XV веке. Сборник 186 сонетов «Il Saporetto» С. Проденцани, созданных около 1410 г., — важный источник по музыке итальянского Ars nova.

В Италии впервые появились сонеты не на итальянском языке — Иммануэль Римский использовал эту форму в поэзии на иврите.

Сонет: история

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»align-left»>Когда речь заходит о классической поэтической форме из 14 строк, то сразу же в памяти всплывает имя Уильяма Шекспира, славу которому принесли не только драмы, но и любовные стихи — сонеты. Однако он не был родоначальником этого жанра.

Фото: pixabay.com: UGC

Как же появились сонеты? В истории развития отмечают несколько этапов:

Рождение сонета.

Сонеты появились на заре Ренессанса, за три века до появления на свет классика английской литературы — в XIII веке. Их родина — Сицилия. В то время остров контролировал император Фридрих II Гогенштауфен — ярый поклонник искусства. При его дворе в особой чести были поэты, которые развлекали публику публичными состязаниями — читали страмботто — двустишья, которые складывались в своеобразный диалог.

На основе страмботто Джакомо (Якопо) да Лентино — придворный поэт Фридриха II — создал сонет. Его последователи разработали более сложный жанр — венок сонетов — цикл сонетов, состоящий из 15 сонетов, связанных между собой тематически и композиционно.

Вскоре Сицилия была охвачена войной, император умер, поэты, овладевшие мастерством сочинения сонетов, эмигрировали в Северную Италию. На континенте эта форма стала популярна благодаря Данте Алигьери и Гвидо Кавальканти. Сонеты стали жанром любовной поэзии, в которой воспевали Прекрасную Даму.

Фото: Википедия: UGC

Расцвет сонета: творчество Франческо Петрарки.

Благодаря последователю Данте — Франческо Петрарке —сонет приобрел популярность и был возведен в ранг жанра высокой поэзии. Итальянский поэт довел эту форму до совершенства, создав более 300 сонетов, которые объединил в два цикла, посвященные прекрасной Лауре. Ученые называют классический сонет петраркианским.

Французский сонет.

Канон сонета Петрарки стал образцом для последователей поэта. Наиболее выдающимся серди них был… художник и скульптор Микеланджело. В начале XVI века в Испании сонеты писали Мигель Сервантес и Лопе де Вега, во Франции — Жоашен дю Белле, Пьер Ронсар и Агриппа д’Обинье.

Французский сонет отличался от итальянского особенностью рифмования в терцетах (последних двух строфах стиха): в петраркианском — cde, cde, а у французских поэтов — ccd, eed.

Французы сформулировали ряд строгих требований к сонету, которые стали общепринятыми:

  • используются только точные рифмы;
  • запрещен повтор слов, кроме местоимений и союзов;
  • четкое деление на строфы;
  • наличие тезиса, антитезиса и синтеза.

Кроме того, французский сонет писался александрийским стихом, но это было следствием особенностей национального языка.

Фото: pixabay.com: UGC

Английский сонет.

XVI–XVII век — период расцвета сонетарной формы в английской литературе. Первым испытал возможности этого поэтического жанра военачальник королевы Елизаветы — Филипп Сидни. Он изменил структуру сонета, введя в моду три катрена и один терцет. Это было продиктовано бедностью английского языка, которая не давала широких возможностей для поиска точных рифм.

Этой форме следовал Шекспир. Сонеты английского поэта и драматурга — это образцы любовной лирики эпохи Возрождения. Недаром его имя упоминается вместе с именем Франческо Петрарки. Сонеты Шекспира — образцы куртуазной литературы. Они посвящены темноволосой красавице, в которую влюблен также и друг поэта.

Современный сонет.

Итальянский, французский и английский сонеты актуальны и для современной литературы. Существенно расширилась тематика сонета: к любовной теме добавились философские, религиозные, сатирические мотивы, сонеты-послания, сонеты-портреты.

Экспериментируют поэты и с формой: сонеты пишут белым стихом или используют только две рифмы. Современные поэты меняют его структуру: пишут сонеты-перевертыши, начиная с двух трехстишиев, «безголовые» сонеты, отказываясь от одного четверостишья, добавляют лишнюю строку, приделывая «хвост» сонету.

Сонет — поэтическая форма, которой уже более восьми веков. Овладеть ею под силу только талантливому и дисциплинированному поэту.

Сонет — это поэтическая форма, в которой осмысливается чувство, переживание и впечатление. Изучите особенности построения стиха такого рода и без трудностей определяйте эту форму среди других жанров.

09:43

16:40

20:02

19:05

20:49

20:31

16:07

19:35

21:34

17:28

Франческо Петрарка (1304-1374). Итальянское Возрождение

Сонет

Его называли первым человеком Ренессанса и основателем классической филологии. Франческо Петрарка получил образование юриста, стал священником, однако жил не по принципу теоцентризма. Петрарка объездил всю Европу, находясь на службе у кардинала, начал свою литературную деятельность в селении Воклюз на юге Франции. Всю жизнь он толковал древние рукописи и отдавал предпочтение античным классикам — Вергилию и Цицерону. Многие свои стихотворения, включая сонеты, Петрарка поместил в сборник «Канцоньере», что в дословном переводе означает «Книга песен». В 1341 году за литературные заслуги его увенчали лавровым венцом.

Тематические группы сонетов

Есть несколько групп (видов) сонетов в зависимости от их тематики:

  • любовные;
  • портрет;
  • поэтический манифест;
  • иронический;
  • посвящение.

Изначально сонеты были призваны выражать любовь их автора, что ярко выражено в сонетах Петрарки. Однако позднее все изменилось. Темы сонетов стали более разнообразны. Например, этот жанр очень приближен к изобразительному искусству портретными описаниями женщин. В них мастера слова выражали свое личное глубокое почтение к женщинам, восхищались ими и превозносили. Мысли, которые автор брал за основу сонета, независимо от его тематики, имели одну общую черту — красоту и глубину. Исключением являются лишь иронические сонеты, в которых автор преднамеренно делает содержание стиха более приземленным.

Сонет в Англии

Первый перевод сонета на английский язык выполнил Чосер. Он включил 88-й сонет Петрарки (под названием «жалоба Троила») в свою поэму «Троил и Крессида», без сохранения его формы. Томас Уайетт переводил Петрарку и писал подражания его сонетам, избрав, вероятно, под влиянием творчества французских поэтов схему abba abba cdd cee. Уайетт отошёл от петраркистской традиции томления по идеалу, лирический герой сонета максимально приземлён, а предмет его страсти — обыкновенная женщина. Интонация Уайетта приближена к разговорной речи, причём довольно часто встречаются отступления от размера и перебивки ритма. Эксперименты своего старшего современника продолжил граф Суррей, который отверг итальянскую форму сонета в пользу английской — трёх четверостиший с заключительным двустишием.

Переводы шекспировских сонетов

Сонет

Первые переводы сонетов Уильяма Шекспира, написанные в начале XIX века, были достаточно слабыми с эстетической точки зрения. Однако стоит отметить, что такие сонеты, которые покорили читателей, появились уже к началу XX столетия. Именно эти переводы принято считать классикой. Прежде всего это сонеты в переводе Маршака, идеально передающие идеи и суть оригинала. За них поэт даже получил Сталинскую премию второй степени.

А переведенные Пастернаком сонеты в точности передают задумку автора. Поэт очень кропотливо работал над переводами, некоторые отрывки он переписывал по несколько раз, пока не получал идеальный перевод. Пастернак перевел немало произведений Шекспира, самым известным из переводов стал «Гамлет», но вот среди них только три сонета.

Среди поэтов, переводивших работы великого драматурга, также особо выделяются мастерством Чайковский, Степанов и Кузнецов.

Помимо Шекспира, примеры сонетов можно найти в творчестве других известных авторов. Среди них поэты различных национальностей и эпох, но всех их объединяет красота слога и возвышенность мысли в их произведениях.

Уильям Шекспир (1564-1616). Английское Возрождение

Сонет

Помимо великолепных комедий и трагедий, занесенных в сокровищницу мировой литературы, Шекспир написал 154 сонета, представляющих особый интерес для современных литературоведов. О его произведениях говорили, что «этим ключом он открывал свое сердце». В некоторых сонетах писатель делился своими душевными переживаниями, а в других был сдержанным, драматичным. Шекспир посвящал четырнадцатистрофные стихотворения своему другу и Смуглой Леди. Каждому сонету свойственен номер, поэтому нетрудно выявить градацию чувств автора: если в первых произведениях лирический герой восхищается красотой, то после 17 сонета приходят мольбы о взаимности. В стихотворениях под номером 27-28 это чувство — уже не радость, а наваждение.

«И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.»

Венок сонетов

Одна из форм поэмы, которую также можно отнести к разновидности сонета. Как и для всех стихотворений этого жанра, ему присуща сложная структура, однако он имеет еще более сложное строение, написать такое произведение дано далеко не каждому поэту. Венок сонетов – это произведение, состоящее из 15 сонетов. Его особенностью является то, что основная мысль произведения вкладывается в последний сонет венка, так называемый магистрал, он пишется первым. После пишутся остальные его части – первый сонет начинается с первой строки магистрала, заканчивается – второй, второй сонет начинается последней строкой первого отрывка, заканчивается третей строкой пятнадцатого. И так далее вплоть до четырнадцатой части произведения, она начинается последней строкой основного сонета и заканчивается первой, закрывая кольцо сонетов. Этот вид лирики родился в Италии в XIII веке, встретить примеры таких сонетов можно у многих русских и зарубежных авторов.

Сонет: особенности жанра, формы

Изучаете творчество Шекспира или Петрарки и не знаете, что такое сонет? Не спешите искать справочники и читать долгие заумные статьи литературоведов. Предлагаем простую схему, которая поможет распознать сонет среди иных поэтических жанров.

Сонет — это одна из классических стихотворных форм. Поэтам непросто овладеть сонетарной формой, а вот читателям легко узнать ее среди прочих стихотворных построений. Эту возможность обеспечивают четкие требования к этой форме:

Определенное количество строк и строф.

Первое, на что следует обратить внимание, чтобы определить сонет, — сколько строк в произведении. В классической версии — всегда 14 строк, которые распределяют по 4 строфам таким образом:. Фото: pixabay.com: UGC

Фото: pixabay.com: UGC

3 четверостишия и 1 двустишие (дистих). Такую вариацию имеет сонет Шекспира.

Фото: pixabay.com: UGC

Строгая композиция.

Поэтическая мысль в сонете развивается по такому принципу:

  • 1-я строфа — тезис, завязка мотива;
  • 2-я строфа — антитезис, формулировка конфликта;
  • 3-я строфа — синтез, решение конфликта;
  • 4-я строфа — развязка или философское обобщение.

Фото: pixabay.com: UGC

Количество слогов и особенности рифм.

Традиционно в сонете 154 слога, однако это не строгий показатель этой классической формы, поскольку большинство таких произведений доступны в переводах, где сложно воссоздать точное количество слогов.

Сонет — форма поэзии, которая отличается музыкальностью. Это обеспечивается чередованием мужских и женских рифм (мужская рифма — ударение на последнем слоге в строке, женская рифма — на предпоследнем слоге). Если сонет начинается с мужской рифмы, то завершить его должна женская.

Традиционно сонеты пишутся ямбом. Используют для него и александрийский стих (двенадцать слогов с ударением на 6-м и 12-м слогах).

Джованни Боккаччо (1313-1375). Итальянское Возрождение

Великий писатель Ренессанса (наиболее известен своим произведением «Декамерон») был незаконнорожденным ребенком, поэтому изначально к нему относились с презрением, но талант одержал верх, и юный поэт получил признание. Смерть Петрарки настолько тронула Боккаччо, что он написал в его честь сонет, в котором раскрыл мысль бренности земной жизни.

«К Сеннуччо, к Чино присоединился,

И к Данте ты, и пред тобой

Тогда сокрытое от нас предстало зримо.»

Джованни Боккаччо посвящал сонеты Данте Алигьери и другим гениям, а главное – женщинам. Своих возлюбленных он называл одним именем – Фьяметта, однако его любовь не такая возвышенная, как у Петрарки, а более приземленная. Он немного изменяет жанр сонета и воспевает красоту лица, волос, щек, губ, пишет о своем влечении к красавице и описывает физиологические потребности. Плута и любимца женщин ожидала суровая участь: разочаровавшись в натуре прекрасных созданий и потерпев предательство, Боккаччо в 1362 году принял духовный сан.

Особенности творчества

Главная черта Петрарки – любить и быть любимым, однако эта любовь должна относиться не только к женщине, но и к друзьям, родным, природе. Эту идею он отразил в своем творчестве. Его книга «Канцоньере» имеет отношение к музе Лауре де Нов, дочери рыцаря. Сборник писался практически все жизнь и имел две редакции. Сонеты первой книги носят название «На жизнь Лауры», второй – «На смерть Лауры». Всего в сборнике — 366 стихов. В 317 сонетах Петрарки прослеживается временная динамика чувств. В «Канцоньере» автор видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой мадонны. Он идеализирует Лауру, но она не теряет и своих реальных характеристик. Лирический герой испытывает все невзгоды неразделенной любви и мучится, что ему приходится нарушать священный обет. Самый известный сонет автора — 61, в котором он рад каждой минуте, проведенной со своей возлюбленной:

«Благословен день, месяц, лето, часИ миг, когда мой взор те очи встретил!»

Сборник Петрарки – поэтическая исповедь, в которой он выражает свою внутреннюю свободу и душевную независимость. Он переживает, но не жалеет о любви. Он словно оправдывается и прославляет земную страсть, ведь без любви человечество не может существовать. Стих-сонет отражает эту идею, и ее продолжают поддерживать поэты более позднего времени.

Сборник «Сонеты»

Впервые сборник Шекспира «Сонеты» был опубликован в 1609 году. Вокруг книги ходит не меньше тайн и мифов, чем вокруг биографии этого таинственно поэта. Многие сомневаются, что сонеты в цикле стоят в правильном порядке: одни предполагают, что такая расстановка принадлежит издателю или редактору, другие и вовсе полагают, что они расположены произвольно. Тем не менее расклад сонетов в сборнике имеет большое значение для понимания его сути. Традиционно принято воспринимать сборник таким образом: действующими лицами выступают лирический герой, его друг и возлюбленная (смуглая леди). Большая часть сонетов о любви автора (лирического героя) к его другу, чистой и волшебной, это возвышенная и верная настоящая дружба. Чувства к смуглой леди у автора, напротив, низменные и плотские, это страсть и притяжение, что порабощают его разум. В то же время многие приписывают стихотворениям, посвященным юноше, гомосексуальный подтекст, эти подозрения усиливает и то, что из 154 сонетов только последние 26 посвящены смуглой даме. Тем не менее подтверждение этих предположений и так и не было обнаружено. Существенным отличием сонетов Шекспира от прочих произведений поэтов той эпохи является то, что образ возлюбленной изображен не как мифический идеал красоты, а как вполне земная женщина.

Сонеты из сборника можно поделить на отдельные тематические группки, однако все они вырисовывают целостную картину сложных взаимоотношений персонажей. Любовь автора приносит не только счастье, но и боль разочарования, его леди изменяет ему с другом. Драматизм и накал страстей нарастают, но поэт все же понимает, что он не может потерять их обоих, а дружба важнее страсти.

Многие исследователи творчества Шекспира видят в этом сборнике автобиографию, передающую настоящие чувства и переживания поэта, настоящую исповедь в лирической форме.

Литература

  • Сонет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1008 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Сонет // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 364—365. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк : вступительная статья // Западноевропейский сонет XIII—XVII веков: Поэтическая антология / Общее составление А. А. Чамеева. — Л. : Издательство ЛГУ, 1988. — С. 3—28. — 496 с.
  • «Стеснённый размер» (Об английском сонете XVI—XIX веков) // Горбунов А. Н. Шекспировские контексты. — М. : МедиаМир, 2006. — 364 с. — ISBN 5-91177-001-6.
  • Бехер И. Р. Философия сонета или маленькое наставление по сонету. Пер. с нем. Е. Кацевой // Вопросы литературы. 1965. № 10.- С. 190—208.
  • Hollander J. Sonnets: From Dante to the Present. Everyman’s Library, 2001. ISBN 0-375-41177-1.
  • Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX — начала XX века. / Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова.- М.: Правда, 1990.- 768с. ISBN 5-253-00141-7

Уильям Шекспир

Кульминацией творчества всех литераторов эпохи Возрождения стали произведения Уильяма Шекспира. Они собрали и углубили все лучшие черты литературы этой эпохи. В биографии Шекспира множество белых пятен и тайн. Он начинал свой путь с работы суфлера и помощника режиссера в театрах, позже он стал актером, однако по-настоящему раскрыть свои таланты ему удалось в писательском деле, а именно в драматургии. Творчество Шекспира можно поделить на три периода. Творчество этого поэта отличается разнообразием не только жанров, но и тематик, эпох и народов. Оно, казалось бы, абсолютно типично для эпохи Возрождения, эмоциональность, стремительность развития событий, некая даже сказочность и фантазийность встречались и у прочих драматургов того времени. Однако произведения Шекспира отличаются гармонией и поразительным чувством меры в этом море страстей.

Итальянские, французские и английские сонеты: сходства и отличия

Ренессанс подарил человечеству множество шедевров литературы. Начавшись в Италии в тринадцатом веке, немного позже эпоха перешла во Францию, а через два столетия — в Англию. Каждый писатель, будучи выходцем из той или иной страны, привносил в форму сонета некоторые изменения, но неизменной оставалась наиболее актуальная тематика — воспевание красоты женщины и любви к ней.

Сонет

В классическом итальянском сонете катрены писались на две рифмы, терцеты же разрешалось писать как на две, так и на три, а чередования мужских и женских рифм было необязательным. Иными словами, ударение в строфе могло падать как на последний, так и на предпоследний слог.

Во Франции был введен запрет на повторение слов и использование неточной рифмы. Катрены от терцетов строго отделялись друг от друга синтаксически. Поэты эпохи Возрождения из Франции писали сонеты десятисложником.

В Англии было введено новшество. Поэты знали, что такое сонет, но вместо его привычной формы, состоящей из двух катренов и двух терцетов, было три катрена и одно двустишие. Заключительные строфы считались ключевыми и несли в себе выразительную афористическую сентенцию. Таблица демонстрирует нормированные варианты рифм в разных странах.

Италия

abab abab cdc dcd (cde cde)

Франция

abba abba ccd eed

Англия

abab cdcd efef g

История жанра

Сонет

Появление этого жанра приходится на начало XII века, его родоначальником принято считать Джакомо да Лентини – итальянского поэта, жившего при дворе Фридриха II. Популярность этот вид лирики получил не сразу, известность ему принес Гвидо Кавальканти, а в Европе они стали популярны благодаря Франческо Петрарке. Наибольшее распространение сонет получил в эпоху Возрождения, он стал практически главным жанром лирики, его писали практически все поэты этого времени. Среди них Микеланджело, Шекспир и множество других. Позже, в XVII веке, в трактате «Поэтическое искусство» Николы Буало была сформирована теория написания сонетов, правила, прописанные в нем, считались каноном долгое время.

Русские поэты пришли к этому жанру лишь в XVIII веке. Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским и являлся переводом произведения де Барро. Тредиаковский к тому же установил обязательное количество строк и наличие философской темы как обязательные принципы написания сонетов, которые используются по сей день. Среди русских поэтов также нельзя не упомянуть Пушкина. Он не просто писал этом жанре, в своем произведении «Сонет» поэт представил его историю, перечислил современных авторов, пишущих в этом жанре, тем самым подчеркнув его актуальность.

В XIX – XX столетиях популярным стал венок сонетов. Как и сам сонет, он возник в Италии. Первые примеры венков принадлежат поэтам Серебряного века. В мировой поэзии известно более шестисот таких произведений.