Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Социологическое объяснение феномена контркультуры

Представления о сущности контркультуры были довольно атипичными, и именно это привлекло к ней большое количество исследователей. Например, Т. Роззак, который и ввел данное понятие, увидел в контркультуре ни что иное, как конфликт между старшим и младшим поколениями. Например, старшее поколение в большей степени ориентировано на потребительские ценности и идеалы, поэтому оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы наращивать военную мощь своего государства. Что касается молодежи, то она стремится опровергнуть такой устаревший и в некотором смысле бесперспективный путь старшего поколения. Целью молодых людей является желание заявить о новых ценностях и укрепить их в общественном сознании.

Еще один социолог – Г. Маркузе, — анализирует контркультуру и ее ценности с точки зрения ее возможности реализоваться и стать одним из путей обновления устоявшегося индустриального капиталистического общества. Он считал, что капитализм угнетает человеческую личность, подавляет ее волю и стремление к развитию, поэтому контркультура может освободить ее, сделать более прогрессивной.

Толкование Т. Парсонса о контркультуре заключается в том, что ее формирование – это следствие неопределенности ценностей, а с другой стороны – это порождение совершенно новых проблем молодежи, которые актуализируются и нуждаются в разрешении. Но, поскольку нет единой позиции на этот счет, то и разрешение конфликта не представляется возможным. Люди начинают искать пути для выхода на новый уровень развития, но неопределенность и противоречивость просто не дают им начать новый этап, поэтому им приходится довольствоваться уже устоявшимися и надоевшими традициями и нормами.

Очень большое внимание в социологии уделяется молодежным контркультурам. Например, опять обратимся к Т

Парсонсу. Он отмечает, что контркультуры как явления достаточно противоречивы, так как могут нести одновременно и прогрессивные, и деструктивные функции. Например, они помогают отвергнуть надоевшие традиционные ценности, которые приводят общество в состояние стагнации, а в некоторых случаях могут ввергнуть социум в состояние кризиса. Но, затем вступает в свои права прогрессивная функция: контркультура берет на себя роль средства, которое создает и в дальнейшем утверждает совершенно новые ценности. Трансформируются старые системы, которые теперь приводятся в порядок и соответствуют требованиям нового времени.

Замечание 1

Таким образом, с точки зрения социологического аспекта, контркультура становится неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Для представителей молодежи контркультура – это средство самоидентификации, проявления своего я, своих интересов и идей.

При этом контркультура практически целиком противопоставляется культуре, которой придерживаются старшие поколения. Это может стать и причиной, и следствием так называемого «конфликта поколений». Но все же, исследователи отмечают, что, несмотря на противоречие, в контркультуре имеет место быть полярность:

  • с одной стороны, это деструктивное влияние на общество, что приводит его к временному кризису;
  • с другой стороны, это прогрессивная функция контркультуры, которая приведет общественную систему к новому виду потребления, соответствующему требованиям современности.

Контркультура – это не всегда негативное явление, поскольку она нередко приводила общества к новому этапу развития

Очень важно на этапе становления контркультуры обозначить ее цели и возможное влияние на общественную систему. Лишь в этом случае есть возможность предотвратить негативные воздействия и контролировать контркультуру извне

Актуальность вопроса о контркультуре

Вопрос о ней удерживает внимание современных ученых благодаря тому, что идеалы и ценности, которые родились в 60-е годы на гребне антибуржуазных выступлений, парадоксальным образом не растворились в мировосприятии последующих поколений. После своего пика сами молодежные движения пошли вскоре на убыль

Стал утрачивать постепенно массово-социальную опору леворадикальный тип сознания. Обо всех этих явлениях мы подробно расскажем чуть ниже. Контркультура приобрела в результате неожиданные модификации. Тем не менее жизненные ориентации, которые были приобретены в процессе борьбы с истеблишментом, все-таки не исчезли. Они остались в современной культуре Запада.

Движение хиппи

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Вместо господствовавшего в то время культа материального благополучия и денег хиппи выдвинули культ простоты. Вместо ценности конформизма («будь как все») возникла высокая оценка стремления быть непохожим на других. Хиппи хотели жить, не оглядываясь на окружающих.

Совершенная ими революция ценностей вызвала и революцию в стиле потребления. Бывшие ранее рабочей одеждой в Америке джинсы начали использоваться в качестве повседневной или даже выходной одежды состоятельными студентами. Они гуляли в них по улице, посещали университет, ходили на концерты. В то время это выглядело так же, как сегодня в российском университете валенки и стеганые штаны. Не просто джинсы ценились особенно, а тертые до дыр. Хиппи также ввели моду на ставшие сегодня привычными длинные волосы у мужчин. Из атрибута спальни распущенные женские локоны превратились в выходную прическу. Грубые ботинки солдатского и рабочего типов вошли в употребление. Впервые в истории цивилизации Запада в это же время женщины на всеобщее обозрение обнажили коленки, надев мини-юбки. Доселе редкое ношение брюк девушками, в особенности в общественных местах, стало повсеместным.

Урбанистические субкультуры

Вот кого справедливо назвать «городскими племенами». Сюда относятся:

  1. Руферы. Исследуют заброшки, старые производственные или социальные объекты. Также забираются на крыши высоток.
  2. Диггеры. Путешествуют по подземным ходам и сооружениям.
  3. Киберготы, они же киберпанки (см. что такое стимпанк). Генезис книжный и игровой. Это поклонники идеи техногенного апокалипсиса и жизни после него. Заточены под индустриализацию.
  4. Сталкеры. Ездят в запрещенные зоны, закрытые местности.

Некоторые относят сюда хулиганов, которые сами себя субкультурой не считают.

Зато в эту группу можно добавить байкеров, которые часто оказываются вне классификаций. Это люди, для которых мотоцикл стал образом жизни. Культ колес, дороги и полной свободы.

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Секс, наркотики, рок-н-ролл

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Употребление наркотиков было противопоставлено трезвости как норме. Именно здесь берет начало эпидемия наркомании, которая захлестнула сначала Запад, а затем и территорию бывшего СССР. Музыка, резавшая старшему поколению слух, вошла в моду. Хиппи попрошайничали, увлекались бродяжничеством. В условиях, когда Америка звала на подвиг молодежь в войне против коммунизма во Вьетнаме, хиппи избрали собственный лозунг: «Занимайтесь любовью, а не войной». «Сексуальная революция» стала элементом контркультуры. Это означало ломку вековых запретов в сексуальных отношениях. С тех самых пор целоваться на улице, ходить в обнимку, вступать в связи вне брака стало атрибутом этой новой субкультуры. Элементы ее в менее вызывающих формах распространились сначала среди студентов элитарных университетов, а затем начали проникать во все американские университеты, правда, в более мягких формах. К концу 1960 годов в результате этого рок, джинсовые костюмы, длинные волосы по всему Западу стали молодежной модой.

↑ Контркультура

В середине ХХ века ряд субкультур стали выражать свои взгляды, которые вошли в конфликт с общепринятой культурой.

Первые подобные молодежные движения получили названия хиппи и панк. Основными особенностями контркультуры хиппи стали длинные волосы, пристрастие к рок-н-роллу, совместное проживание в коммунах, увлечение медитацией и восточной мистикой.

Особенностями движения панков — критическое отношение к обществу и политике, внешний облик (ирокезы, кожаные куртки и рваные джинсы).

Такая форма субкультуры получила название контркультура

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

Ее отличительной чертой является противопоставление и отвержение принятых в обществе норм и ценностей, политических и моральных устоев. Контркультура может привести к большим противоречиям и конфликтам в обществе. К подобному роду субкультур можно отнести преступные группировки, религиозные секты и т д.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех её параметров.

Параметры субкультуры: 

Знание (картина мира в узком смысле слова), ценности, социальные институты как системы норм, навыки, умения, способы осуществления, методы, потребности и склонности, стиль и образ жизни :социальная роль и статусы.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодёжная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего всё новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодёжь.

Молодёжная культура — это культура демонстративного потребления. Её возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодёжная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Виды и примеры субкультур

Классифицировать это явление довольно сложно, на данный момент готовых исследований нет. Согласно представленным выше признакам субкультур, часто выделяют среди них профессиональные и молодежные.

Дескать, у учителей своя «подкультура», ведь их образ жизни и социолект может отличаться от общепринятого. И так в любой профессии.

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

ИМХО (что это значит?), это притянуто за уши: такое деление действительно есть в языкознании, когда мы говорим о различных сленгах, и, видимо, по аналогии его перенесли в данную сферу. Но можно ли говорить о том, что учителя осознанно нарушают принятые обществом нормы? Вряд ли.

А вот выделить молодежные субкультуры более чем правильно.

Однако это некий сверхкласс. Он не имеет антагониста (кто это?) вроде стариковских субкультур (хотя бабушки на лавочках определенно что-то скрывают).

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Молодежные субкультуры включают в себя практически все актуальные идейные группы. Поэтому в дальнейшем делении в каждом случае стоит помнить, что это в той или иной мере и молодежная подкультура в том числе.

Невозможно привести полный список субкультур, которые существовали в истории или существуют сейчас. Если и делать попытку классификации, то в основу дифференциации (что это?) надо брать то явление, которое послужило толчком к объединению людей. Тогда получаем такие виды субкультур.

Признаки субкультуры и контркультуры

Их носители также выделяются в отдельную социальную группу. Отличия могут выражаться в альтернативной системе ценностей, особом языке, манере поведения и др. Разные субкультуры могут формироваться на базе этнических, национальных, профессиональных или каких-либо других сообществ.

А что же включает в себя понятие контркультуры? Уже из определения можно догадаться, что это не обычная субкультура, а резко отличающаяся от доминирующей, конфликтующая с традиционными ценностями. Контркультура в литературе и в жизни основана на собственных нормах и моральных устоях ее представителей, пытающихся ниспровергнуть господствующие в обществе установки. Яркими примерами контркультуры можно считать молодежную революцию 60-х годов 20 века, движения панков и хиппи.

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

К одной из классических, наиболее старейших, можно отнести контркультуру преступного мира. Возникновение ее обусловлено естественной изоляцией отбывающих срок заключенных, оторванных от общепринятых ценностей. Как следствие, закономерно возникла доминирующая контркультура в ее очень жесткой разновидности с четкой иерархией и вполне определенными законами.

Опасная контркультура

Другие примеры субкультуры и контркультуры — еще «серьезнее». Сходством с люберами обладают современные радикальные группировки экстремистского характера, имеющие уже принципиально иной уровень организованности и идеологии (например, скинхеды). Скинхедов можно отнести к социально опасным субкультурам. Первые их представители появились в Англии в 1968 году, они «учили уму-разуму» расслабленных хиппи и наркоманов.

Стиль одежды «бритоголовых» выработался с учетом необходимости приспособления к жестоким уличным боям: черные плотные штаны, армейские ботинки на толстой подошве, помогающие в драке, короткие куртки без воротника. Одежда скинхеда была избавлена от любых деталей, позволяющих зацепиться противнику (значков, сумок или очков). С той же целью брились наголо.

Их последователи – российские скинхеды – появились в 90-х годах 20 века. Внешняя атрибутика была скопирована ими с западных «коллег», идеология и область применения сил базировались на национальных российских проблемах. Данную субкультуру можно отнести к наиболее агрессивным. Скинхеды исповедуют типичные нацистские идеи, не оставляя шансов инакомыслящим. Идеология скинхедов основана на идее расовой чистоты. Ими часто организуются погромы в среде тех, кто отличается внешним видом (например, длинными волосами, цветом кожи), или представителей другой сексуальной ориентации.

Возникновение

Социолог Джон Милтон Йингер (англ.)русск. ввёл термин «Контркультура» в 1960 году в своей статье «Контркультура и субкультура» в «Американском социологическом обозрении (англ.)русск.». Йингер предложил использовать термин «контркультура» «везде, где первостепенный элемент нормативной системы какой-либо группы — конфликт с ценностями всего общества, где личностные переменные непосредственно участвуют в развитии и поддержании ценностей группы, и где её нормы могут быть поняты только путём отсылки к отношениям группы с окружающей её доминирующей культурой».

Термин «контркультура» был популяризирован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре. Контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Особо ярко контркультура была выражена в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и в 1970-х годах в субкультуре панк.

В СССР примером контркультуры являлась андеграундная рок-культура.

Контркультуры после хиппи и «стиляг»

С 1960 годов такого крупномасштабного и комплексного подъема контркультуры не было как на Западе, так и в нашей стране. То и дело ее тенденции проявляются то в музыке, то в одежде, то в целом в образе жизни. Однако носят они несистемный характер, своим влиянием захватывая ограниченный круг людей.

В 1980-1990 годы одним из самых заметных и устойчивых течений контркультуры стали панки. Они предложили миру собственный вызывающий стиль музыки и одежды. Их раскрашенные в яркие цвета ирокезы, несуразная одежда сегодня встречаются на улицах множества городов мира. Однако явление это очень ограниченное. Оно концентрируется главным образом, там, где собираются туристы.

Вот что такое «контркультура». В организации этого движения — свои особенности, в зависимости от общественной ситуации и ряда других факторов. Все это более глубоко исследуют социологи.

Теперь, надеемся, вы понимаете разницу между понятиями «культура», «субкультура» и «контркультура». Это явления в жизни общества, которые следует различать. Резюмируя сказанное в данной статье, отметим следующее. Контркультура — это культура, ценности и нормы которой противостоят господствующим в обществе. Она включается в более широкое понятие «субкультуры». В него входят движения, которые не обязательно противостоят господствующим нормам и ценностям, но отличаются от них. Доминирующая контркультура — это парадокс. Когда ее сторонниками становится большинство членов общества, культура превращается в господствующую и прекращает быть контркультурой. Не стоит путать эти понятия.

Литература

на русском языке
  • Рошак Т. Истоки контркультуры = The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition (англ.)русск. / Пер. О. А. Мышакова. — М.: АСТ, 2014. — 384 с. — (Новая философия). — ISBN 978-5-17-082816-6.
  • Джозеф Хиз, Эндрю Поттер [royallib.com/read/hiz_dgozef/bunt_na_prodagu_kak_kontrkultura_sozdaet_novuyu_kulturu_potrebleniya.html#0 Бунт на продажу]. — 2007. — 456 с.
на других языках
  • Freud, S. (1905). Three essays on the theory of sexuality (англ.)русск.. In J. Strachey (Ed. and Trans.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. (Vol. 7, pp. 123—245). London: Hogarth Press. (Original work published 1905)
  • Gelder, Ken (2007), Subcultures: Cultural Histories and Social Practice, London: Routledge.
  • Goffman, Ken (англ.)русск. (2004), Counterculture through the ages Villard Books ISBN 0-375-50758-2
  • Heath, Joseph (англ.)русск. and Andrew Potter (англ.)русск. (2004) Nation of Rebels: Why Counterculture Became Consumer Culture (англ.)русск. Collins Books ISBN 0-06-074586-X
  • Gretchen Lemke-Santangelo (2009), Daughters of Aquarius: Women of the Sixties Counterculture. University Press of Kansas. ISBN 978-0700616336
  • Hall, Stuart and Tony Jefferson (1991), Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in Post-war Britain, London: Routledge.
  • Hazlehurst, Cameron and Kayleen M. Hazlehurst (1998), Gangs and Youth Subcultures: International Explorations, New Brunswick & London: Transaction Publishers.
  • Hebdige, Dick (1979), Subculture: the Meaning of Style, London & New York: Routledge.
  • Paul Hodkinson and Wolfgang Deicke (2007), Youth Cultures Scenes, Subcultures and Tribes, New York: Routledge.
  • Macfarlane, Scott (2007),The Hippie Narrative: A Literary Perspective on the Counterculture, Jefferson, NC: McFarland & Co Inc, ISBN 0-7864-2915-1 & ISBN 978-0-7864-2915-8.
  • McKay, George (1996), Senseless Acts of Beauty: Cultures of Resistance since the Sixties. London Verso. ISBN 1-85984-028-0.
  • Nelson, Elizabeth (1989), The British Counterculture 1966-73: A Study of the Underground Press. London: Macmillan.
  • Isadora Tast (2009), Mother India. Searching For a Place. Berlin: Peperoni Books, ISBN 978-3-941825-00-0
  • Whiteley, Sheila and Sklower, Jedediah (2014), , Farnham: Ashgate Publishing (англ.)русск., ISBN 978-1-4724-2106-7.
  • Yinger, John Milton (англ.)русск. (1982). Countercultures: The Promise and Peril of a World Turned Upside Down. New York: Free Press.

О сходстве и различии терминов

Начиная с шестидесятых годов прошлого века понятия «массовая культура», «контркультура» и «субкультура» начали сближаться. Молодежь пытается сплотиться против общего «врага», видя такового в лице общества в целом, либо отдельных социальных явлений. Но все же между данными определениями существует разница. Давайте рассмотрим основные различия молодежной субкультуры и контркультуры как таковой.

Первая из них существует, как правило, в атмосфере игры, противопоставляя понятия «Мы» и «Они». Заняты представители молодежных субкультур достаточно конструктивной деятельностью. Их цель – создать свой особенный мир. Они не стремятся сражаться с врагом и чаще всего занимают пассивную позицию.

Понятие контркультуры предполагает существование в форме митинга. Подразумевается наличие общего противника, против которого следует сражаться. Основой существования контркультуры служит деятельность деструктивного характера, цель которой – победа над врагом. Доходит до открытого противостояния и вполне реального объявления войны враждебным ценностям общества.

Как правило, данные отличия характерны для чистых форм контркультуры и молодежной субкультуры. На практике существует масса промежуточных вариантов, сочетающих в себе элементы обеих форм. Самые яркие примеры субкультуры и контркультуры мы приведем ниже.Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Контркультура: что это?

Замечание 1

Контркультура – это особое понятие, которое исследователи не рекомендуют определять, как тождественное еще одному известному термину – «субкультура». Это связано с тем, что контркультура может включать в себя совершенно разные группы общества, а в рамки субкультур могут входить конкретные культурные объединения. К тому же, контркультура не тождественна понятию «бескультурье», поскольку она несет в себе как положительные, так и отрицательные черты, в то время, как бескультурье – это понятие исключительно отрицательное.

Контркультура в современном культурологическом дискурсе – это совокупность социальных и культурных установок, а также социокультурных ориентаций, которые полностью противопоставлены официальной, традиционной культуре общества. Если в рамках официальной культуры соединены такие ценности, как власть, государство, образование, религиозная стороны жизни человека, искусство, то для контркультуры характерны такие черты, как:

  1. Анархичность;
  2. Аполитичность;
  3. Нетрадиционные культурные формы;
  4. Нетрадиционные формы религии.

Таким образом, контркультура – это некое противоречие традиционной, официально принятой культуры, но берущее свое начало именно из нее. Контркультура возникает преимущественно в кризисные моменты жизни общества. Это протест против бездуховности и мещанства, лицемерия и ханжества, которым славится старшее поколение: это протест против старых принципов, которые уже изжили себя и должны быть заменены более современными, новыми. Поэтому участниками контркультурных движений становятся преимущественно представители молодежи.

Контркультура выполняет некоторые основные функции, на которых также следует сделать акцент:

  1. Разрушительная функция, которая заключается в том, что она постепенно ограничивает официальную культуру в ее правах, пытается выместить ее и ее ценности;
  2. Деструктивная функция контркультуры – связана с разрушением общепринятых вечных ценностей, наступлением бескультурья и последующим восстановлением, но уже с учетом новых требований со стороны представителей контркультур;
  3. Революционная функция – направлена на обновление общества, его структуры, ценностей. Контркультура ведет в целом к обновлению культуры общества, а вот будет это обновление в лучшую сторону ли в худшую, зависит полностью от того, какую направленность имеет контркультура и какие цели она преследует.

Игра и творчество

Есть ли позитивные примеры контркультуры? Пожалуй, одними из самых психологических здоровых, творческих и социально благополучных её представителей можно считать ролевиков. Кто это такие? К ним относят людей, которые все свободное время посвящают воссозданию определённой исторической или литературной эпохи. Это реконструкторы, анимешники, а также другие подобные им сообщества.

Деятельность их проходит в виде разыгрываемых на лоне природы театрализованных представлений, а также домашних или городских ролевых игр. Приверженцы данного течения регулярно устраивают исторические или реконструкторские фестивали, занимаются конным спортом, фехтованием и общей физической подготовкой.

У них приняты собственные тусовки с целью общения и поиска единомышленников. Огромная притягательность ролевых игр заключается в возможности ухода от обыденной реальности и реализации творческого начала. В среде ролевиков легко получится облачиться в одежду выбранного стиля (исторического, средневекового, стиль Дикого Запада). Девушки имеют возможность выбрать старинный или романтический наряд.

Среди ролевиков чрезвычайно развита определённая атрибутика, особенно между поклонниками творчества Толкиена. Художественные произведения жанра фэнтези – своеобразная контркультура в литературе, предоставляющая своим сторонникам огромный простор для игры.Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Объединение по интересам

Представители других субкультур объединяются на основе приверженности к определенному образу жизни. Яркий образец этого – байкеры (мотоциклисты). Они существуют в своем, особом мире – мире движения на огромных скоростях.

Примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Но есть и другие примеры контркультуры, допустим, сфера хип-хопа. Данное течение относится к сложным культурным образованиям. Оно включает в себя исполнение танцев в особом стиле (брейк-данс или рэп), увлечение граффити, стритбол (уличный футбол), роллинг (катание на роликовых коньках в определенной технике).

Рост поклонников хип-хоп культуры оздоровил молодежную среду. Подростки отвлеклись от наркотиков и алкоголя и начали соревноваться в уличных танцах и спортивных состязаниях. Все эти занятия требуют немалой физической подготовки, которая несовместима со слабым здоровьем и вредными привычками.

Еще стоит упомянуть течение диггеров. Так называют тех, кто исследует подземные коммуникации. «Обитатели городских пещер» проводят время в таинственных запутанных лабиринтах, их окружает ореол скрытности, они не стремятся к известности или расширению собственных рядов.

9.5. Молодежные субкультуры

Понятие молодежи
в каждом обществе различно. В традиционных
обществах существует несколько граней
взросления, переход каждой из которых
отмечается определенным обрядом.
Последним рубежом является вступление
в брак. В современном обществе, к
сожалению, такие четкие границы и обряды
отсутствуют, что говорит, скорее всего,
о его незрелости.

В любом обществе
— как традиционном, так и современном,
— существуют молодежные субкультуры.
Они несут функции социализации, адаптации
культуры к новым условиям (культурной
динамики), социального контроля. Однако
место этих функций в традиционной и
современной культуре различно. В
традиционном обществе больший вес имеют
функции социального контроля и
социализации молодежи к культурным
нормам, выработанным предками. В
современном обществе важнее адаптивная
функция. Поэтому молодежные культуры
имеют поисковый характер, они неизбежно
в чем-то ошибочны

Важно, чтобы эти ошибки
вовремя замечались и корректировались.
Однако это задача самой молодежи, а не
представителей других поколений

Типология контркультур в современном обществе

Часть некоторых молодежных культур и контркультур уже изжили себя, и им на смену пришли совершенно новые. Тем не менее, типология контркультур довольно обширна, и рассматривать их следует именно в историческом контексте. Среди характеристик контркультур следующие: большая их часть продвигает те интересы и изменения, которые подходят ограниченному кругу лиц и социальных сообществ, а в целом могут принести только вред; некоторые и контркультур поощряют проблемное, и даже в какой-то степени деструктивное поведение. Например, сюда следует отнести пропаганду употребления алкогольных напитков, наркотиков и других запрещенных препаратов. Некоторые представители контркультур признаются, что продвигают изменения исключительно ради изменений, и не задумываются о последствиях.

Контркультура образовалась в 60-е годы 20 века в Соединенных Штатах Америки. Некоторые жители не поощряли политику США, многие были против некоторых действий правительства. Наиболее яркие реакции – против политического консерватизма, а также против холодной войны и военных действий во Вьетнаме. Разобщенность взглядов распространялась сразу на несколько ключевых сфер: в отношении войны, в отношении экспериментов с новыми психоделическими препаратами и наркотиками, а отношении сексуальных нравов и прав женщин.

Движение за гражданские права, которое было организовано Мартином Лютером Кингом. Оно основывалось на некоторых правилах из Библии и имело значительные как социальные, так и политические последствия для Соединенных Штатов Америки. В движение входили афроамериканцы, которые боролись за свои равные права и свободы, так как в течение продолжительного времени сталкивались с гонениями и неприятием, а также с расизмом. Таким образом, был брошен вызов аморальной системе расовой сегрегации. К слову, в США до сих пор нередки случаи подобного расистского отношения к представителям негроидной расы.

Стоит сделать акцент на еще одном виде контркультуры – контркультурных экологах. Иными словами, эта контркультура называлась энвайронментализм. На тот момент перед представителями контркультуры стояла задача заботиться и сохранить природную среду, улучшить ее. Также очень важным представлялось сохранить природные ресурсы и предотвратить загрязнение окружающей среды. тем не менее, контркультурные экологи были довольно поверхностны, чтобы понять некоторые научные термины. Но все же, они увидели, что дилеммы энергетивной депривации будут иметь последствия для геополитиков, а также для образа жизни всех жителей, окружающей среды и иных измерений современной жизни. В число контркультурых экологов входили многие молодые люди, в основном студенты.

Постепенно контркультура вышла за рамки американского сообщества и распространилась на другие территории – в первую очередь в Европу. Начались забастовки, которые концентрировались в таких городах, как Лондон, Амстердам, Париж и Рим. В основном в таких мероприятиях принимали участие молодые люди, которые боролись за мир во всем мире, за легализацию некоторых легких наркотиков, однополой любви. Они перестали бояться критиковать власть, предлагали свои идеи по совершенствованию социальной и культурной системы. Неудивительно, что сегодня их последователи живут в свободе, а также не имеют предрассудков и избавлены от стереотипного мышления. Тем не менее, исследователи отмечают, что нельзя забывать о том, что в первую очередь контркультура – это все же противопоставление традиционным культурным установкам, и необходимо очень внимательно относиться к их последствиям.

9.4. Культура духовная и материальная

В соответствии с
определением культуры, любой ее элемент
имеет духовное содержание, то есть
связан с коллективным сознанием; и в то
же время он всегда имеет свой материальный
носитель. С другой стороны, ни один
материальный предмет не может
рассматриваться как культурный артефакт,
если он не имеет духовного содержания
в данной конкретной культуре. Один и
тот же предмет в разных культурах может
рассматриваться как часть дикой природы
и как культурный феномен (например,
священное дерево или гора). Более того,
один и тот же предмет может в разных
культурах иметь совершенно разное
значение. Для альпиниста горная вершина
— это род спортивного снаряда, а для
местного жителя — обиталище духов.
Поэтому деление культуры на материальную
и духовную условно. Строго говоря,
материальная и духовная культура — это
не два разных вида предметов, явлений,
ценностей, а два разных взгляда, точки
зрения на одни и те же предметы, и т.д.

Часто в это деление
вкладывается и другой смысл. Материальная
культура — это совокупность норм, навыков,
знаний и т.д., связанных с адаптацией
данного общества к биофизическому
окружению, то есть к природе (включая и
физиологию самого человека), а духовная
культура — это то, что связано с
регулированием отношений внутри самого
сообщества. Такое деление обоснованно,
хотя также довольно условно. К какой
культуре отнести, например, Йогу или
Цигун?

Механизмом
трансляции культуры, передачи ее норм
и ценностей из поколения в поколение,
является язык. Особую роль играет так
называемая «художественная культура»,
которая подразделяется на народную
(фольклорную), элитарную и поп-культуру.

Фольклорная
культура
— производимая самим народом;элитарная— профессиональная культура
для узкого круга;поп-культура
профессиональная культура для масс.
Границы между ними весьма проницаемы
и условны.