[править] Назначения публицистики
У публицистики есть два основных назначения:
- образовывать общественное мнение;
- вызвать стремление изменения или наоборот сохранение настоящего общественного строя.
Публицист не просто описывает или сочетает данные, сообщает о современных вызовах — он разъясняет и убеждает, обсуждает и разоблачает, призывает к действию, подталкивает к определенному решению. В публицистических произведениях соединяются культурно-образные особенности научного исследования и ораторской речи, непринужденная живость разговорной речи и четкая упорядоченность литературного языка.
Важным свойством современной публицистики является ее научность. «Сплав» науки и публицистики выражается в стремлении журналистов всесторонне осмыслить поднятый вопрос, дать взвешенную и точную оценку освещаемому явлению, довести до каждого получателя свою правоту, убедить его не безосновательными доказательствами, а цифрами, точными данными, логическими доказательствами, ссылками на первоисточники. Уважительное и глубокое исследование общественных недоразумений, вызовов свежести мысли и слова, достоверность — вот признаки, которые позволяют говорить сегодня о публицистике как о разновидности едва ли не научной деятельности.
Как отличить публицистический стиль от художественного?
Также публицистике присущи такие функции, как коммуникативность, экспрессия и эстетичность.
- Коммуникативность подразумевает то, что автор пишет свой текст не для внутренней эксплуатации или конкретного человека, а для наибольшего количества людей. Она предоставляет возможность обратной связи, то есть ответа адресата (дискуссии, письма от читателей в редакцию газеты, телефонные звонки на радио и прочее). Понятность, выразительность и уважение ко всем участникам приоритетны для коммуникации.
- Экспрессия помогает оратору выразить свои чувства и эмоции, а также раскрывает его личностные качества. Как и в ряде стилей речи, этические нормы не позволяют автору заходить за рамки приличий. Высказывание своих чувств не должно быть главной задачей для автора.
- Эстетичность подразумевает достоверность и точность информации, а также художественное описание. Она не является необходимой функцией для публицистики.
Виды, жанры и стили
Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая.
Жанры художественно-публицистических произведений:
- Очерк – разновидность рассказа, в которой преобладают описания и раскрываются проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Подробнее об очерке…
- Зарисовка – высокохудожественное образное описание пейзажа, объекта. Чаще всего, реализуется на телевидении в видовых съемках. Подробнее о зарисовке…
- Фельетон – сатирический очерк, то есть описание и обобщение факта, требующего осмеяния, гнева, осуждения аудитории.
- Памфлет – наибольшая сатирическая окраска изложения, наиболее масштабный объект разоблачения и осмеяния.
- Пародия – гипертрофированное описание объекта или явления с целью подчеркнуть его особенности, сделать их узнаваемыми и при этом смешными.
- История и легенда – наиболее близкие к рассказу жанры, описания каких-либо событий и явлений, настоящих или вымышленных.
Образцы текста публицистического стиля
Репортаж. (пример)
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)
Статья (пример)
Как правильно общаться с ребенком?
Все люди устроены так, что общение нам жизненно необходимо
При чем эта необходимость, эта важность общения наступает еще с первых дней нашей жизни. Еще будучи младенцем, человек пытается как-то общаться с окружающими его людьми, подавая какие-то несуразные звуки и показывая жесты
Взрослым же общаться с детьми бывает нелегко. Чтобы у родителей все получалось, и их общение с детьми приносило ребенку только пользу, публикуем советы родителям, как общаться с детьми.
Итак, для начала, нужно понять, что самое главное в общении с ребенком — это простота. Простота должна быть во всем — начиная от того, что вы не говорите риторическими вопросами, не употребляете двухзначных выражений, не используете какие-то сложные конструкции. Напротив — нужно спрашивать ребенка о том, чем он недоволен, общаться искренне и просто, ведь вам нечего скрывать и таить.
Помимо того, нельзя ставить ребенка в какое-то иное положение, кроме как равного себе. Это же личность такая, как и вы. Нельзя общаться с ребенком как с подчиненным. Уважайте его. Если, к примеру, он что-то натворил — не ругайте, а спросите, почему он это сделал и зачем. Добейтесь от ребенка конструктивного диалога — и, поверьте, вам станет гораздо легче вести с ним диалог.
Используйте, в качестве посредника между вами и вашим ребенком, творчество. Придумайте вместе какие-нибудь игры, развлечения; задавайте загадки, рисуйте, танцуйте вместе. Все это будет не только весело, но и полезно для создания совместного диалога. Через творчество вы лучше поймете друг друга, а, кроме того — еще и развлечетесь.
Вообще — интересуйтесь различными интересными методиками воспитания детей. Сейчас многие психологи выпускают специальные тренинги и курсы, интересную литературу, где наведены различные эффективные способы налаживания контакта с детьми. Прочтите хотя бы одну-две работы, и вы сами увидите, как легко можно общаться со своими детьми, и сколько радости и удовольствия это может приносить.
10.3 Контрольные вопросы к практической работе № 10
1. Назовите функциональные стили русского языка.
2. Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи.
3. Охарактеризуйте публицистический стиль речи.
4. Охарактеризуйте научный стиль речи.
5. Охарактеризуйте разговорный речи.
6. Охарактеризуйте художественный стиль речи.
7. Дайте определение жанрам публицистического стиля: статья, памфлет, фельетон, очерк.
8. Дайте определение устного выступления.
Устное выступление.
Задание к практической работе № 11, 12 ,13
Тема работы: практика устного выступления.
Цель работы: Отработка навыков устного выступления, полученных в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». Закрепление умения анализировать свои и чужие устные выступления. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Закрепление знаний по этическому аспекту культуры речи.
Ход работы:
1. Повторите тему: «Основы ораторского мастерства. Техника устного выступления»
2. Напишите текст речи по проблеме современного общества. (Оформить по ГОСТу).
3.Произнесите речь. Регламент выступления максимально 10 минут.
История
Есть попытки видеть начало публицистики в далёком прошлом литературы; Эрнест Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Игорь Дедков поддерживает эту мысль, добавляя, что «русская публицистическая литература восходит к „Слову о Законе и Благодати“ Илариона и обличительным произведениям Максима Грека». Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение публицистики ещё усилилось с появлением периодической прессы. Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии. Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу публицистикой. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике такие яркие художественные таланты, как Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с публицистикой. Румынский публицист и писатель Горсен Крекош успешно сочетал свою публицистику с поэтическими элементами.
Примеры
Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё).
В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев).
Общественная мысль рубежа веков была направлена на поиск пути развития России. Творческая интеллигенция чувствовала грядущие перемены и пыталась осмыслить их зарождение в настоящий момент. И пути виделись разные. Л. Н. Толстого занимали вопросы образования, семьи, религии. И спасение он видел в нравственности и всепрощении, выступал против насилия. В это же время М. Горький видел грядущий переворот, в его публицистике звучит призыв к свободе и справедливости. Однако после революции он разочаровался в реализации великой идеи всеобщего равенства, что отразилось в его «Несвоевременных мыслях». Свое отношение к революции, роли интеллигенции выражал и А. А. Блок («Интеллигенция и революция»).
Публицистика времен войны поражает энергичностью, сильным гражданским посылом к единению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л.Соболев, В.Вишневский, Л.Леонов, М.Шагинян, А.Сурков, В. Величко.
А. И. Солженицын предстает яркой фигурой в послевоенной публицистике. В первую очередь потому, что он один из первых, кто пошел против системы. Его произведения на лагерную тему отличаются ярко выраженной публицистичностью и гражданской позицией («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). После возвращения на родину в 1990 году также писал на тему будущего развития страны, ее нового пути («Как нам обустроить Россию).
Язык
Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).
Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.
Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.
Основные черты
Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.
В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.
Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.
[править] См. также
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика (журналистика чековой книжки) • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые СМИ • Другие темы
|
---|---|
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Дрон-журналистика • Журналистика одного взгляда • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Медицинская журналистика • Трэвел-журналистика • Чурналистика
|
Социальные воздействия |
Четвёртая власть • Свобода массовой информации • Развлекательно-информационная программа • Предвзятость СМИ • Пятая власть • PR • Социальные медиа • Медиакритика • Модель привратника • Слив информации • Жёлтая журналистика
|
СМИ |
Газета • Журнал • Информационное агентство • Вещательная журналистика • Интернет-журналистика • Фотожурналистика • Альтернативные медиа
|
Роли |
Журналист • Репортёр • Редактор • Дата-журналист • Ресторанный критик • Колумнист • Интервьюер • Комментатор • Пресс-секретарь • Фотограф • Ведущий новостей • Медиа-магнат • Метеоролог
|
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу
|
Мероприятия |
Брифинг • Пресс-тур • Пресс-конференция
|
Профессиональный жаргон |
Джинса • Инфотейнмент • Кабинетные стратеги • Пилотный выпуск • Пресс-клиппинг • Прощалка • Синхрон • Стендап • Тассовка • Late night show • Телекиллер
|
Теории |
Конгломерация СМИ • Нормативные теории масс-медиа Дэниса Маккуэйла |
Публицистика в Энциклопедическом словаре:
Публицистика — (от лат. publicus — общественный) — род произведений,посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играетважную политическую и идеологическую роль как средство выраженияплюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острыхпроблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной),графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- икинематографической (документальное кино, телевидение),театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистиканередко используется в художественных и научных произведениях.
Сущность публицистики
Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке
С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета
По мнению Игоря Дедкова, литературного критика,
Публицистика — высший род журналистики. <…> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда Краткая литературная энциклопедия, т.6, стлб.73. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. |
Текст — доказательство публицистического стиля.
Текст – доказательство
публицистического стиля
Текст
-
Дадим мир планете Земля!
-
Мир – это твёрдая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми.
-
Мир – это поля, покрытые не чёрным пеплом. а золотом спелых колосьев.
-
Мир – это смех детей и молчание пушек. 5. Пушки мы оставим только для праздничных салютов.
-
Дадим мир планете Земля!
Доказательство
Данный текст относится к публицистическому стилю, функция которого – сообщение и воздействие. Задача этого стиля – сообщить о фактах и дать им оценку, сформировать общественное мнение.
Сфера его употребления – средства массовой информации (газета, радио, телевидение). Главной особенностью публицистического стиля является прямое выражение авторского «Я».
Слово в публицистическом стиле – главное, чтобы зазвучало авторское Я. И это «Я» проходит через весь текст. Публицистика, как и художественная литература, — это словесное искусство.
Во – первых, в данном тексте звучит яркая призывность: «дадим». она – и в заглавии, и в заключении: «Дадим мир планете Земля!» (2 раза звучит одно и то же риторическое восклицание), использование которого характерно для публицистики, ориентированной на мысли и эта зарождается в слове – «дадим». Функция убеждения – «дадим» — в тексте доказывается , конкретизируется в деталях: как дадим мир? что такое мир? И три абзаца начинаются одинаково: «Мир – это твёрдая уверенность…», «Мир – это поля…», «Мир – это смех детей…»
Это построение предложений представляет синтаксический параллелизм, задача которого – заострить внимание, выделить основное. А основное здесь – мир
Во – вторых, яркая агитационность текста здесь выражена в его кольцевом обрамлении: одно и то же предложение начинает и заканчивает текст — «Дадим мир планете Земля!» Мысль ключевая. ведущая, она открывает и закрывает текст.
В – третьих, воздействующая функция публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Предложения простые. часто короткие (их иногда называют рубленые) – 1 и 6 предложения. А 2, 3, 4 предложения имеют одинаковое строение: «подлежащее + это сказуемое» — «мир – это уверенность», «мир – это поля», «мир – это смех». И только пятое предложение не похоже на остальные: у него своё строение (двусоставное, не осложнённое ничем). Предложения не объёмные, они скорее напоминают живописные мазки, из которых складывается общая картина.
В – четвёртых, создатель текста и авторское Я полностью совпадают. Образ автора в публицистике – это и есть авторское Я журналиста. В предложенном тексте «Я» является составной частью «Мы», и отношение его к действительности – полная уверенность в результатах высказываемой мысли – «дадим».
Таким образом, по всем признакам данный текст относится к публицистическому стилю.
Значение слова Публицистика по словарю Брокгауза и Ефрона:
Публицистика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметом научного исследования, но общность предмета не должна вести к смешению области науки и П. Разница определяется прежде всего мотивами — практическим в П. и теоретическим в науке. для П. изучение, теория есть всегда лишь средство, ведущее к определенной цели — практическому выводу. Можно сказать, что П. относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область П. входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни. таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определенного и готового мнения, не дает в П. места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью П
опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же. всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего
Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нем не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества. на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности. поэтому на всем протяжении существования П. самые яркие образцы ее мы находим в форме памфлета. Есть попытки видеть начало П. в далеком прошлом литературы. Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Несомненно, однако, что П. в современной ее форме есть создание новой истории, все течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием П., которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение П. еще усилилось с появлением периодической прессы. Роль П. в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идет за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определенное выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с П., прибегая к ее помощи и впоследствии. Особенное значение имеет П. в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы. авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу П. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определенной, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы П. такие яркие художественные таланты, как Салтыков и Успенский, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с П. Ср. Газета, Журнал, Памфлет. Ар. Г.
Языковые особенности публицистического текста
Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной лексики. Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).
Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).
Языковые особенности публицистического стиля | |
Лексические | · книжные слова (сыны отечества, отчизна); · общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс); · неологизмы (биотерроризм, марсоход);
· заимствования (спикер, маркетинг); · устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл); · эпитеты (роковое стечение обстоятельств); · сравнения (любовь к сыну, словно безумие); · метафоры (болезнь государства); · разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку). |
морфологические | · обилие прилагательных, наречий; · формы родительного падежа;
· глаголы прошедшего, настоящего времени; · причастия с суффиксами -ом-, -ем-; · употребление единственного числа в значении множественного. |
синтаксические особенности публицистического стиля | · обращения (друзья, граждане); · вводные сочетания слов (по утверждению);
· риторические вопросы, восклицания; · неполные предложения (Дорогу – молодым!); · изложение мыслей в форме вопроса, ответа; · градация (страна, родина, отчизна); · парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.) |
Жанровое своеобразие публицистики
Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:
Газетные жанры:
- заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
- репортаж (оперативная информация с места происшествия);
- интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
- статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).
Жанры художественной публицистики:
- очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
- фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
- памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).
Ораторские жанры:
- устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
- доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
- дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).
Жанры публицистики
Все материалы, относящиеся к ней, можно разобрать по определенным признакам, на основании которых выделяются следующие 3 родовые группы:
-
Информационные – репортаж, отчет, интервью, заметка – объединяет событийный повод для выступления. Обычно они оперируют простой информацией из первоисточника. Главная их задача состоит в том, чтобы оперативно сообщить о том или ином явлении, событии, факте. Новизна – один из важнейших признаков информационных жанров.
- Аналитические – журналистское расследование, комментарий, версия, статья, рецензия, обзор печати, обозрение, открытое письмо – их объединяет всесторонний анализ фактов, а также глубокое исследование современной жизни. Журналист, создавая данные материалы, осуществляет анализ-синтез действительности. Он расчленяет на составные части исследуемое явление, затем подробно их изучает, отделяя главное от второстепенного, существенное от несущественного. После этого он дает рекомендации, делает обобщения и выводы.
- Художественно-публицистические жанры – очерк, исповедь, беседа, зарисовка, памфлет, фельетон, эпиграмма, пародия, публицистический рассказ, публицистическая сказка. Им свойственны типизация, образность, эмоциональная выразительность, а также насыщенность стилистическими и языковыми особенностями, изобразительными средствами. В них документальный факт отступает на второй план. Автору важнее подняться над этим фактом или явлением.
Сущность публицистики
Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке
С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета
По мнению Игоря Дедкова, литературного критика,
Публицистика — высший род журналистики. <…> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда Краткая литературная энциклопедия, т.6, стлб.73. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. |