Смысл финала фильма Капернаум
В последние минуты фильма нам показывают Зейна, который получает свое первое удостоверение личности и отправляется к фотографу для документа. Тот просит его улыбнуться. Поначалу ему трудно, но в конце концов ему удается. Однако это трудно назвать счастливым концом. Зейн не нашел свое место в этом мире. Но это его маленькая победа; теперь он существует для этого мира. Он озлоблен на него и готов кричать об этом, но теперь он существует, и его могут услышать еще больше людей. Да, концовка открытая и мы не знаем, что будет дальше, но это момент, переполненный надежды, как для зрителя, так и для самого мальчика.
Об этой неопределенности говорила сама режиссер. Однако в более позднем интервью она поделилась, что актер Зейн Аль Раффеа получил норвежское гражданство и впервые пошел в школу. Поэтому, теперь она точно уверена, что и у его экранного персонажа все сложилось удачно.
В культуре
Название города было использовано Фёдором Достоевским в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова. Тем самым Достоевский связывает образ Сони Мармеладовой с образом евангельской раскаявшейся блудницы, с которой в католической традиции долгое время отождествляли Марию Магдалину, уроженку города Магдалы близ Капернаума. Образ дочери завсегдатая кабаков Семёна Мармеладова, живущей по жёлтому билету, усиливается и дореволюционным значением слова «капернаум»: кабак, публичный дом.
Название было использовано Оноре де Бальзаком в повести «Феррагус, вождь деворантов», входящей в трилогию «История тринадцати» (1833). Французское разговорное слово «капернаум» (в оригинале capharnatim), означающее хаотическое нагромождение вещей, хаос, было применено Бальзаком в описании жилых помещений. Название также было использовано Бальзаком в этюде «Кошелек» для описания места, где в беспорядке сложено много разных вещей.
Топоним был использован в одноимённом названии ливанского фильма 2018 года режиссёра Надин Лабаки.
История Капернаума
Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом). Из внутреннего двора, вокруг которого располагались жилые помещения, на крышу обычно вела каменная лестница. Все окна открывались во внутренний двор, из которого на улицу вела единственная дверь. Проложенные по линии север-юг главные улицы и перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы, insulae.
Трудно сказать точно, когда среди иудео-христианского населения Капернаума появились православные христиане. Несомненно только, что восьмиугольная церковь середины V в. была выстроена уже ими. Иудеи продолжали жить в городе и в византийское время, но христиане тогда уже составляли большинство населения (практически во всех раскопанных кварталах среди находок этого времени встречаются привозные керамические чаши с изображением креста).
Поселение, видимо, было разрушено примерно в г. во время арабского вторжения, но со временем (предположительно, в X в.) еврейская община возродилась, и французский путешественник П. Белон отмечает в г. ее существование. Жители занимались рыболовством и полеводством. Это последнее упоминание Капернаума; очевидно, уже к началу XVII в. поселение перестало существовать.
С г. территория Капернаума (примерно две трети) принадлежит католическому францисканскому ордену, построившему там монастырь рядом с руинами древнего города. Севернее помещается православный греческий монастырь.
Смысл фильма Капернаум
Ливанский режиссер Надин Лабаки заявила, что фильм является отражением сегодняшнего Бейрута. Это также отражено в названии фильма. Слово «капернаум» на французском означает хаос и беспорядок. Название также указывает на город в Галилейском море, где Иисус должен был проповедовать и исцелять больных. Параллель между Иисусом и героем фильма, безусловно, присутствует. Мальчик должен вынести жестокость и унижения, вызванные бедностью.
В последние годы Ливан принял более миллиона беженцев, спасающихся от войны в Сирии. Вид сотен детей, попрошайничающих на улицах, стал нормой для ливанцев. Лабаки всегда знала, что хочет рассказать историю с точки зрения ребенка. Поэтому она опросила сотни детей, живущих на улицах.
«В конце разговора я обычно спрашивала их: счастливы ли вы быть живыми? И в большинстве случаев ответ был отрицательным. Они просто считают себя насекомыми и паразитами», — говорит режиссер.
Действительно, фильм часто больше похож на документальный, нежели чем на художественный. И это потому, что многое из показанного – не выдумка. Например, актер, который играет Зейна, на самом деле является сирийским беженцем по имени Зейн Аль Раффеа.
«Капернаум» показывает голод, страдания и издевательства, которые загнали Зейна в зал суда. Предъявляя иск своим родителям, он также предъявляет иск системе, целому обществу, которое не позволяет ему обладать своими основными человеческими правами.
Зейну больно видеть, как нищета продолжает размножаться, как люди готовы на все, лишь бы урвать свой кусок хлеба. Будь то намеренное использование дешевого труда иммигрантов, которые согласны на самые ничтожные копейки или продажа детей на органы. Он обижен на весь мир за то, что тот заставил его стать злым стариком с тяжелым взглядом исподлобья, заключенным в тело ребенка. В конечном счете, он принимает жестокие законы бессердечного мира: он отрекается от самых близких ему людей, его родителей. Он рвет эту связь, он больше не идентифицирует себя с теми, кто был его семьей. Теперь он один против семьи, против нищеты, общества и целого мира. Но кто он?
Кто и что такое Зейн или Рахиль? Ее ребенок и его родители? Каждый из них должен ответить на вопрос, заданный Зейну неоднократно в фильме: «Где ваши документы? Мне нужны доказательства, что вы человек». Отсутствие гражданства и незаконность всплывают в фильме не просто так. Это бюрократические механизмы, приводимые в действие деньгами, с помощью которых человечество утверждается. «Капернаум» — это злой крик режиссера против системы, которая упивается грязными деньгами, пока остальные вынуждены хвататься за борт из последних сил, чтобы просто жить.
Режиссеру было важно показать зрителю настоящую жизнь тех, кто вынужден бежать из своей страны, чтобы он увидел и обратную сторону медали. Несмотря на общую трагичность и противоречивость фильма, в «Капернауме» есть место для юмора и добра
Фильм утверждает, что они всегда рядом с нами, даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
Современное состояние
Белая синагога
В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков.
В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Считается, что существующее здание представляет собой синагогу, значительно перестроенную в конце V – начале VI века из синагоги, построенной во II – начале III веков. В свою очередь, это здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену.
В 1968 году на расстоянии 30 метров от Белой синагоги был раскопан дом, идентифицированный как дом апостола Петра. Археологические раскопки показали, что в конце I века одна комната дома была преобразована в домашнюю церковь, над которой во второй половине V века была сооружена восьмиугольная византийская церковь, просуществовавшая в течение двух веков. В 1990 году на этом месте была построена католическая церковь апостола Петра, представляющая собой железобетонное сооружение в виде восьмиугольного навеса на мощных опорах. В центре храма ниже уровня пола находится фундамент почитаемой комнаты дома апостола Петра и остатки стен византийской церкви.
Греческая церковь Святых Апостолов
Греческая православная церковь монастыря Святых Апостолов построена в 1925 году в восточной части Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались розовыми. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой с богатым садом и павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах по имени Иринарх (Митас) из греческой Македонии.
Достопримечательности
Раскопками, начатыми в г. в восточной (греческой) части Капернаума, раскрыты остатки большого поселения VII в. с широкими улицами и каменными домами, причала и большого строения с внутренним бассейном (возможно, рыбный рынок). Судя по глиняным светильникам и плиткам, украшенным крестами, в поселении жили преимущественно христиане. К северу от поселения — следы римского лагеря I в. н
э., что свидетельствует о важном стратегическом значении Капернаума.
Синагога
Синагога, в которой проповедовал Иисус (Ин. 6:22-71), была построена римским центурионом (Лук. 7:5). Это единственное общественное здание Капернаума, упомянутое в Евангелии. Та «Белая синагога,» руины которой можно видеть в настоящее время, была построена местной еврейской общиной в конце IV в. , остатки первоначальной синагоги, построенной в I в., находятся под ней. Это было установлено в г., когда археологи-францисканцы заложили несколько траншей рядом с синагогой IV в. и несколько шурфов внутри нее и обнаружили, что основания стен прежней синагоги послужили фундаментом для здания IV в.
Предполагалось, что и другие обнаруженные в Галилее синагоги, помимо капернаумской, могли существовать при жизни Христа. Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х. Причина, по которой в Палестине не были найдены синагоги I столетия, заключается в том, что все они были разрушены при подавлении римлянами двух еврейских восстаний в 66-70 и 132-135 гг. Археологические находки свидетельствуют о том, что вследствие первого восстания страна оказалась на грани полного уничтожения.
Дом Петра
VIIVVVII
Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.
Стены дома покрыты многочисленными граффити, процарапанными по штукатурке. Самые ранние из них можно датировать началом III в., наиболее поздние — V в. Надписи сделаны на нескольких языках: греческом (151), сирийском (13), арамейском (9) и латинском (2). Христианское их содержание несомненно — присутствуют имя Иисуса, который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим, а также христограмма, литургические обороты. Довольно длинная сирийская надпись (палео-эстрангело) содержит упоминание евхаристии. Встречается также и имя Петра. Очевидно, что дом посещался не только местными христианами, но и паломниками из дальних стран.
В выдержках из записок Эгерии, сохраненных автором XII в. Петром Диаконом, содержится описание дома Петра, каким он был в IV в.: «In Capharnaum autem ex domo apostolorum principis ecclesia facta est, cuius parietes usque hodie ita stant, sicut fuerunt» — «В Капернауме же из дома принцепса апостолов сделана церковь, чьи стены и сейчас стоят так, как они были»
Это свидетельство важно тем, что в нем говорится не просто о церкви, но о доме, превращенном в церковь, причем это событие имело место в прошлом (facta est), задолго до паломничества Эгерии. «Принцепс апостолов» — несомненно, Петр.
В середине V в. стены дома Петра были аккуратно засыпаны, и прямо над ним воздвигнута восьмиугольная церковь. Примечательно, что связь ее с домом сохранилась в сознании посещавших Святую Землю паломников. Один из них, итальянец, посетивший Капернаум около г., пишет: «Item venimus in Capharnaum in domo beati Petri, quae est modo basilica» — «И вот мы пришли в Капернаум в дом блаженного Петра, который нынче базилика.»
Во второй трети I в. от Р.Х. в Капернауме еще могли жить люди, помнившие апостола Петра и, возможно, видевшие Иисуса, когда он гостил в его доме. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви, скорее всего, был не случайным и определялся не только его близостью к центру города. Дом в Капернауме, по-видимому, был не единственным жилым домом, превращенным в церковь или синагогу. Археологи-францисканцы, работающие в Кане Галилейской, обнаружили под основанием церкви византийского времени остатки жилого дома, превращенного в синагогу. По их предположению, это могла быть синагога иудео-христиан.
Местонахождение Капернаума
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Во время иудейской войны он (Капернаум) был совершенно разрушен, так что и самое местоположение его сделалось предметом спора между исследователями. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.
Д.Э. Райт. Археология и Евангелия:
Большинство географов XVII-XIX вв. отождествляли его с развалинами, носящими название Хан-Минье, на северо-западном берегу Галилейского моря. В г. начались раскопки в местечке Тель-Хум, находящемся севернее. Здесь были открыты и частично реставрированы останки красивой синагоги. Считается, что это место лучше соответствует древним свидетельствам о Капернауме, нежели Хан-Минье. О синагоге в Тель-Хуме в свое время нередко говорили как о месте, которое посещалось Иисусом. К сожалению, археологи пришли к выводу, что она была построена много позже и ее следует датировать примерно г. Более древние руины I столетия могут находиться либо ниже, либо где-то поблизости. В любом случае, без проведения дальнейших раскопок мы этого не узнаем.
В настоящее время местоположение Капернаума установлено. Это не Хан-Минье, как предполагали ученые XIX в., который оказался руинами замка Омейядского времени, а Кефар Наум (или Талхум, как его называют арабы. Последнее название образовано от искаженного имени похороненного неподалеку рабби Танхума — его иногда ошибочно интерпретируют как Телль-Хум, «Холм-Горшок») на северо-западном берегу озера Киннерет в Галилее, примерно в 16 км от Тивериады и в 5 км от реки Иордан. «Кефар Наум» переводится как «селение Наума» . Кто был этот Наум, в честь которого назвали Капернаум, теперь установить невозможно. Древнее поселение было оставлено жителями около тысячи лет назад.