Типы предложений
Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.
Повествовательные предложения спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»
Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию – понижается: «Когда ты сюда пришел?»
А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: «Она пришла!»
Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.
В чём разница?
Следует сказать несколько слов и о речевой интонации, которая так близка по своим характеристикам музыкальной. Если человеку приходится слышать разговор иностранцев, то он, несмотря на незнание их языка, всё же может уловить некоторые подробности их разговора. Например, можно сразу же понять отношение этих людей друг к другу: благосклонное или неблагосклонное, а также иногда возможно разобрать, являются ли отдельные фразы утверждениями или вопросами. Однако это сделать удастся не всегда, так как особенности речи в разных языках могут отличаться друг от друга. Например, в разговоре русских людей вопрос сопровождается постепенно повышающейся к концу фразы интонацией. В английском данная конструкция может звучать довольно ровно. Немцы же, наоборот, чаще всего понижают интонацию в вопросительных предложениях.
Здесь можно провести параллель с музыкой. Точно так же, как и речь, песни разных народов и инструментальные произведения отличаются по своему интонационному составу. Различаются между собой и композиции, созданные в разные эпохи. Музыка наших дней, безусловно, отличается от произведений в стиле барокко, созданных Иоганном Себастьяном Бахом. Существуют даже отдельные пособия, направленные на изучение современного подхода к этой проблеме. Особо тщательному анализу подвергается электронная музыка с ее интонационным составом.
Основные функции
Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:
- индивидуальная фразовая манера произношения;
- интегральные или неакцентные характеристики, которые охватывают предложение полностью или распространяются на группу слов.
Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.
Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.
Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.
Значения термина (краткая характеристика)
Выделяются три основных значения термина:
- В традиционном богослужебном пении католиков «интонацей» (лат. intonatio букв. «исполнение в тоне») называется распев псалма и псалмоподобных библейских песней по мелодии-модели (мелодической формуле), а также сама эта модель, псалмовый тон. Первые свидетельства такого словоупотребления восходят к XIII—XIV векам. Например, у Уолтера Одингтона («Сумма теории музыки», не позже 1316 г.): «Интонация — это простой распев псалмов, приспособленный к антифонам». У Якоба Льежского («Зеркало музыки», 1330): «Псалмодическая интонация — это такое правило тона или такое правило послепсалмового стиха „Saeculorum“, которое учитывает начало, середину и конец». Первоначально термин intonatio относился только к формульному зачину псалмового тона (начальной мелодической формуле), а затем слово было перенесено на весь псалмовый тон.
- В григорианике (cantus planus), в распевах многих литургических жанров интонация — исполняемая солистом («запевалой», оригинальный термин praecentor) начальная мелодическая фраза, подхватываемая далее хором (например, в частях ординария мессы Credo, Gloria, в многоголосных обработках магнификата, Benedictus и т. п.);
- Ключевое понятие учения Б.В. Асафьева. Для теории интонации Асафьева (в публикациях 1930-47 гг.) характерно сочетание аналитических приёмов, присущих «обычной» теории музыки (преимущественно по части музыкальной формы; соответствующая практическая дисциплина в советские времена расплывчато именовалась «анализом музыкальных произведений»), с методами социологии и культурологии, окрашенными в «идеологические тона» современных общественно-политических реалий. Отсюда интонация рассматривалась Асафьевым на широком социокультурном фоне как специфически музыкальное проявление исторически изменчивой и общественно детерминированной деятельности индивида. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев метафорически описывал интонацию многими способами, в том числе как «состояние тонового напряжения», как «качество осмысленного произношения» и т.п. Притом что научного определения интонации Асафьев не дал, он тем не менее определял все важнейшие категории музыки и саму музыку через интонацию. Так, лад по Асафьеву — это «интонационная, в общественном сознании коренящаяся совокупность мелодико-гармонических связей», музыкальное произведение — это «форма социального обнаружения музыки в процессе интонирования» и, наконец, музыка — это «искусство интонируемого смысла». Асафьевскую социокультурную теорию интонации развивал советский музыковед А.Н. Сохор, предложивший «самое широкое» (как он полагал) её толкование; интонация по Сохору — это «высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности». Интонационная теория Асафьева была чрезвычайно популярна в СССР в послевоенное время. Её рецепция (не столь всеобщая, как в советские годы) отмечается и на постсоветском пространстве, например, в трудах Т.В.Чередниченко, В.В.Медушевского, Т.В.Цареградской и др.
Термин «интонация» следует отличать от термина «интонирование», который применяется в практике музыкального исполнительства в смысле верного «попадания в тон», нефальшивого пения или игры на музыкальном инструменте (особенно на инструменте с нефиксированной высотой тона).
Изобразительные интонации в музыке
С помощью интонации можно передать не только характеристики речи и ее эмоциональный посыл. Еще она является универсальным средством для музыкальной изобразительности. Можно сказать, что с помощью интонации музыка общается со слушателями. Яркий пример использования различных ее видов для создания образов можно найти в сказке Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк». В этом произведении именно при помощи интонации композитор создает образ кошки с вкрадчивыми движениями и птицы, полет которой легок и стремителен. По-разному используется это средство и в каждом конкретном стиле. Так, интонации, характерные для эпохи барокко, отличаются от тех, которые часто употреблялись в романтической музыке и в классических симфониях. Рассматриваемое в этой статье понятие является комплексным. Оно основано на взаимосвязи таких явлений, как лад, ритм и тональность.
Литература
- Apel W. Gregorian Chant. Bloomington, 1958.
- Bailey T. The Intonation Formulas of Western Chant. Toronto, 1974.
- Hiley D. Western Plainchant. The Handbook. Oxford, 1993.
- Intonatio // Lexicon musicum Latinum, hrsg. v. Bernhard. München, 2009. Fasz.10, col.286.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.,1965.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971 (репринт).
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация.3. Композиция. М.,1978.
- Кремлев Ю. Познавательная роль музыки. М.,1963.
- Ланцов М.Н. Музыкальный фольклор: Методическое пособие. — Германия: LAP LAMBERT Academic, 2012. ISBN 978-3-659-28985-9.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.,1993.
- Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М.,1952.
- Эльшекова А. Славянская народная музыка. М., 1973.
Примечания
- Lexicon musicum latinum, hrsg. v. M.Bernhard. 10.Faszikel. München 2009, Sp.286-287.
- Intonatio est levis psalmorum modulatio antiphonis aptata.
- Psalmodialis igitur intonatio est talis toni vel talis Saeculorum super psalmum conveniens principii, medii atque finis observatio.
- И.В. Способин на похоронах Асафьева грустно пошутил: «Так мы и не узнали, что же такое интонация». Цит. по: Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006, с.561.
- Интонация (в музыке) // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Эльшекова А. Славянская народная музыка. М., 1973.
- ↑
- Славянский музыкальный фольклор. Статьи и материалы. М.,1972
- Кауфман Н. Общие черты народных песен болгар и восточных славян. М.,1972
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла: – выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!); – самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план); – создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка); – выяснение основной мысли, идеи произведения.
- Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста. – Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений). – Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени. – Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть. – Интонация (разметить).
Музыкальный звук и его аспекты
Музыкальным звуком может быть назван звук, который имеет фиксированную высоту, длительность, тембр и интенсивность, то есть динамику, силу. Высоту и длительность музыкального звука можно подвергнуть изменениям, используя специальные знаки. Интонация напрямую зависит от высоты и тембра.
Высота
Музыкальный звукоряд состоит из 7 нот. Каждая из них имеет свою высоту, которая может изменяться на расстоянии полутона или тона. Точное воспроизведение высоты звука показывает чистоту интонации. Если высота звука воспроизводится, получается фальшивое звучание. Каждый тон имеет свою высоту, исчисляемую в герцах.
Длительность
Продолжительность звучания зависит от длительности ноты. Это могут быть целые, половинные, четвертные либо восьмые. Каждая должна отзвучать положенное количество долей. Из длительностей нот создаётся ритмика и метрика произведения.
Тембр
Окраска звучания всегда придаёт особый, уникальный характер музыке. Это может быть звонкая и весёлая песня, либо грустная и нежная мелодия. Даже один и тот же звук, воспроизведённый на гитаре, фортепиано и скрипке имеет разный тембр.
https://youtube.com/watch?v=fbcebqDvCAs
Интенсивность
Сила звука может изменяться. В какой-то части пьесы требуется громкое, акцентированное исполнение, а где-то необходимо играть тихо. Динамика произведения делает его выразительным, ярким.
Изменение силы голоса
Этот прием не сводится к простому периодическому увеличению или уменьшению громкости, которое происходит со скучным однообразием. В первую очередь это искажало бы смысл сказанного. С другой стороны, слишком частое и неоправданное усиление голоса резало бы слух. Это выглядело бы так, будто кто-то время от времени то увеличивает громкость радио, то уменьшает ее.
Силу голоса в основном определяет сам материал. Например, если надо выразить настоятельную просьбу, приказ, осуждение или глубокую убежденность, то увеличение громкости речи было бы очень уместно. Также таким образом можно выделять главные пункты высказывания. Второстепенные мысли необходимо выражать ослаблением громкости и ускорением темпа речи. Напряженным и приглушенным голосом передают волнение и тревогу. Но если всегда говорить слишком тихо, то аудитория может воспринять это как неуверенность или безразличие к собственным словам. Иногда неоправданным использованием интенсивности звучания речи можно не достичь конечной цели высказывания. Это бывает в тех случаях, когда словам нужна как раз не сила, а сердечность.
Музыкальная интонация
Это последовательность тонов и полутонов, соответствующих своей высоте. Организация этой последовательности называется музыкальной интонацией. От их сочетаний зависят структура и характер мелодии. Музыкальная интонация состоит из фиксированных по высоте музыкальных звуков, подчиняющихся законам своего лада.
Минорный лад
Интонации этого лада отличаются грустным, нежным характером. Обычно композиторы пишут свои сочинения в гармоническом и мелодическом миноре. Натуральный минор используется довольно редко.
Мажорный лад
Мажору присущ весёлый, радостный характер. Его интонации всегда жизнеутверждающие, позитивные. Обычно композиторы сочиняют пьесы в натуральном мажоре.
Интонирование
Воспроизведение нот, согласно их длительности и высоте, называется интонированием. Чистой интонацией считается точное повторение нотного текста. Всё, что не соответствует написанной мелодии, относится к фальшивому воспроизведению.
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
- побуждаем к действию;
- приводим в тонус;
- более убедительно подаем важную информацию;
- отдаем команды.
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
- без труда устанавливаем душевную близость;
- создаем лирическое настроение;
- читаем сказки и поем колыбельные;
- снижаем напряжение у аудитории.
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Теория Бориса Асафьева
Поэтому говорить о составлении словаря музыкальных интонаций или попевок, как их называл Борис Асафьев, в данный момент нельзя. К тому же границы их гораздо более размыты, чем границы лексемы или морфемы. Смысловое значение каждой такой единицы тоже не поддается четкому определению
Тем не менее Борис Асафьев советовал уделять большое внимание связи речевых и музыкальных интонаций при изучении сольфеджио. Он говорил, что гораздо легче усваивать на слух звучание отдельных интервалов и аккордов, если находить аналоги в речи
Также этот учёный утверждал, что мелодия является главенствующей силой музыкальной интонации в широком ее смысле. В этом его учение совпадает с точкой зрения композиторов эпохи классицизма, которые называли мелодию королевой музыки. Борис Асафьев является автором целого ряда книг по теме «Интонация», которые до сих пор считаются главными трудами в этой области. В дальнейшем данная тема была разработана многими теоретиками, которые касались в своих трудах как интонационного языка в целом, так и затрагивали творчество отдельных композиторов. Ученые второй половины XX века обычно причисляли к главным составляющим этого феномена кроме мелодии ещё и тембр.
Связь речи и музыки
Ещё отец Галилео Галилея, который был лютнистом, призывал своих коллег обращать внимание на связь мелодий с речевыми интонациями. На подобном сходстве основаны многие произведения русских классических композиторов
Они часто обращались к использованию этого приема, особенно в своём оперном творчестве. Среди мастеров, которым наиболее ярко удавалось использовать речевые интонации в ариях можно назвать таких, как Петр Чайковский и Модест Мусоргский.
В то время как композиторы итальянской оперы чаще всего пренебрегали данными приемами, уделяя больше внимания мелодичности музыки и виртуозности.
Отец Галилея был также участником Кружка подобного нашей «Могучей кучке». Члены этого объединения специализировались на написании опер, арии в которых основывались на особенностях разговорной речи.
Важные свойства
Лингвистические термины интонации связаны с демонстрацией эмоций через создание определенных конструкций. Мелодия передает радость, ненависть, симпатию. Точного значения у такого стиля нет, но есть основные мотивы. Ритмико-мелодическая интонация может передать характер человека, его поведение, мотивы. Мелодия является средством выражения чувственного тона, которое сложно описать словами.
Правильные акценты
Важнейшая часть манеры – ударение. Оно может показать смысловой посыл высказывания. Акцент служит для выделения отдельных слов и их грамотной интерпретации. Правильный акцент бывает логичным и синтагматическим.
Тактовый акцент выделяет отдельные части конструкции из речевого потока. Смысловые группы повышают общее значение. Логические акценты усиливают только важные слова, ради оформления которых построена вся речь. В интонационном типе словосочетания используются дополнительные паузы после акцента.
Литература
- Apel W. Gregorian Chant. Bloomington, 1958.
- Bailey T. The Intonation Formulas of Western Chant. Toronto, 1974.
- Hiley D. Western Plainchant. The Handbook. Oxford, 1993.
- Intonatio // Lexicon musicum Latinum, hrsg. v. Bernhard. München, 2009. Fasz.10, col.286.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.,1965.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971 (репринт).
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация.3. Композиция. М.,1978.
- Кремлев Ю. Познавательная роль музыки. М.,1963.
- Ланцов М.Н. Музыкальный фольклор: Методическое пособие. — Германия: LAP LAMBERT Academic, 2012. ISBN 978-3-659-28985-9.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.,1993.
- Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М.,1952.
- Эльшекова А. Славянская народная музыка. М., 1973.
Интонация в Энциклопедическом словаре:
Интонация — (от лат. intono — громко произношу) — 1) совокупностьпросодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп,интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетическиорганизует речь, является средством выражения различных синтаксическихзначений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски…2)Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворногопериода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце. тосовпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, даетсложный рисунок мелодики стиха…3) Звуковое воплощение музыкальной мысли:мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительный»тон» музыки. По Б. В. Асафьеву, интонация — носительница музыкальногосодержания…4) Степень точности воспроизведения высоты звуков примузыкальном исполнении.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Когда медведь на ухо наступил
Интонация в музыке (чистая, фальшивая или «плавающая») — умение передавать мелодию с определённой четкостью. С данным термином часто встречаются ученики школ искусств и студенты высших и средне-профессиональных учебных заведений соответствующего профиля на занятиях по сольфеджио. Чаще всего именно интонацию проверяют при поступлении детей в музыкальную школу. Иногда человека, у которого недостаточно развит этот навык, ошибочно обвиняют в отсутствии слуха.
Если при поступлении в музыкальную школу ребёнок не может пропеть определенную мелодию, заданную преподавателем, то, возможно, у него не сформированы именно интонационные навыки, а не отсутствует слух. Поэтому такая проверка музыкальности у детей не совсем логична. Лучше всего тестировать ребенка на способности к данному виду занятий следующим образом. Нужно сыграть на фортепиано какую-либо несложную музыкальную фразу, а затем попросить его подобрать ее на инструменте. В данном случае будет проверяться именно слух будущего ученика, а не интонирование.
Теория Бориса Асафьева
Поэтому говорить о составлении словаря музыкальных интонаций или попевок, как их называл Борис Асафьев, в данный момент нельзя. К тому же границы их гораздо более размыты, чем границы лексемы или морфемы. Смысловое значение каждой такой единицы тоже не поддается четкому определению
Тем не менее Борис Асафьев советовал уделять большое внимание связи речевых и музыкальных интонаций при изучении сольфеджио. Он говорил, что гораздо легче усваивать на слух звучание отдельных интервалов и аккордов, если находить аналоги в речи
Также этот учёный утверждал, что мелодия является главенствующей силой музыкальной интонации в широком ее смысле. В этом его учение совпадает с точкой зрения композиторов эпохи классицизма, которые называли мелодию королевой музыки. Борис Асафьев является автором целого ряда книг по теме «Интонация», которые до сих пор считаются главными трудами в этой области. В дальнейшем данная тема была разработана многими теоретиками, которые касались в своих трудах как интонационного языка в целом, так и затрагивали творчество отдельных композиторов. Ученые второй половины XX века обычно причисляли к главным составляющим этого феномена кроме мелодии ещё и тембр.
Изобразительные интонации в музыке
С помощью интонации можно передать не только характеристики речи и ее эмоциональный посыл. Еще она является универсальным средством для музыкальной изобразительности. Можно сказать, что с помощью интонации музыка общается со слушателями. Яркий пример использования различных ее видов для создания образов можно найти в сказке Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк». В этом произведении именно при помощи интонации композитор создает образ кошки с вкрадчивыми движениями и птицы, полет которой легок и стремителен. По-разному используется это средство и в каждом конкретном стиле. Так, интонации, характерные для эпохи барокко, отличаются от тех, которые часто употреблялись в романтической музыке и в классических симфониях. Рассматриваемое в этой статье понятие является комплексным. Оно основано на взаимосвязи таких явлений, как лад, ритм и тональность.