Золотая орда и монгольское иго на руси

Как Темучин стал Чингисханом

После разгрома меркитов Тоорил-хан вернулся домой, а Темучин и Джамуха разделили власть в общем улусе. В своих племенах Темучин стремился устроить новый порядок и покончить с обычаями бандитизма, грабежей, конокрадства и предательства. Он ввел новые законы, по которым за эти преступления предусматривалась смертная казнь.

Однажды Тайчар – младший брат Джамухи – угнал лошадей у подданных Темучина, за что был схвачен и по новому закону казнен. Разгневанный Джамуха потребовал выдать убийц своего брата, но Темучин, признававший верховенство закона, отказал в этом. Старые друзья стали врагами, а в монгольских степях началась долгая и кровопролитная борьба за власть над всеми племенами. Джамуха собрал три тумена (30 000 воинов) и разбил врага в битве у гор Гулегу.

Потерпев поражение, Темучин стал искать нового союзника и обрел его в 1196 году. Он стал вассалом Тоорил-хана, именуемого теперь на китайский лад Ван-ханом. В 1199 году хан призвал Темучина на войну против слабеющих найманов. В процессе битвы тумены Ван-хана оказались отрезаны и почти полностью уничтожены, самого хана ждала верная гибель, но Темучин как нельзя кстати прислал необходимую помощь, за что Ван-хан завещал ему свой улус после смерти.

Совместно с Ван-ханом Темучин в 1200 году выступил против тайджиутов и меркитов. Он был ранен в бою стрелой, но остался жив. Ночью после битвы большинство тайджиутов скрылось, а среди оставшихся обнаружился тот самый меткий лучник, что ранил Темучина. Стрелок нисколько не боялся в этом признаться, и восхищенный его мужеством Темучин принял лучника в свое войско под новым именем – Джэбэ (стрела). Впоследствии Джэбэ стал одним из самых прославленных командиров в армии Чингисхана.

В 1201 году против набирающего силу Темучина сложилась мощная коалиция племен ойратов, татар, тайджиутов и меркитов, которые объявили себя вассалами Джамухи. В 1202 году Темучин выступил против татар и разбил их. Под предлогом мести за смерть своего отца он приказал истребить их всех, кроме детей ростом ниже тележного колеса (по монгольским обычаям малых детей было запрещено убивать).

Вскоре Ван-хан, давний покровитель и союзник Темучина, под давлением своего сына, лишившегося права наследовать титул, перешел на сторону Джамухи. Весной 1203 года Темучин и Ван-хан сошлись в битве при Харахалджит-Элетах.

Итогом битвы фактически была ничья, но Темучин, изначально имевший гораздо меньшее по численности войско, понес в ней серьезные потери, лишившие его перспектив для дальнейших крупных сражений. Монголы были вынуждены отступать, теряя людей из-за голода, болезней и дезертирства.

Но в это же время сложилась коалиция против Ван-хана, в которую вошел и сам Джамуха. Ван-хан нанес упреждающий удар и разбил врагов, после чего начал пировать в честь победы. Узнав, что враг потерял бдительность, Темучин с оставшимися силами нанес Ван-хану неожиданный и стремительный удар, полностью разгромив неприятеля. Сам Ван-хан бежал, но вскоре попал в руки найманов и был убит. Так закончилась жизнь могущественного Ван-хана и подвластного ему кереитского царства.

Джамуха, лишившись союзников, примкнул со своим войском к найманам. В 1204 году Темучин собрал армию из 45 000 всадников, двинулся на найманов и одолел их. Кучлук, сын найманского хана, сумел бежать к меркитам и заручиться их поддержкой, однако Темучин разбил и меркитов в 1205 году. Кучлук вновь смог сбежать, на этот раз далеко на запад – в государство Каракиданей, где заключил удачный брак с дочерью местного гурхана, а позже и сам стал правителем.

С этого момента Джамуха был обречен – уже были покорены или истреблены все потенциальные союзники. Свои же соратники пленили Джамуху и отвезли к Темучину, надеясь на достойную награду. Но Темучин ненавидел предательство, и, согласно его законам, оно каралось смертью – именно такую награду и получили изменники.

Самому Джамухе была предложена жизнь и восстановление старой дружбы, но тот отказался и выбрал казнь через перелом хребта (у монголов – способ благородной казни для знатных особ).

А у Темучина тем временем больше не осталось в Великой степи врагов, которых он еще не победил. Весной 1206 года на курултае (всенародный съезд знати для принятия важнейших решений) Темучин принял новое имя Чингиз («Повелитель бескрайнего») и титул Великого Хана. С того момента мы знаем его под именем Чингисхан.

Военные победы над монголо-татарами

В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.

В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.

В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.

В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

Происхождение, детство и взросление Чингисхана

Темучин родился в 1155 (по другим источникам – в 1162 или 1167) году в долине Делюн-Болдок (предположительно на территории современной России, в 8 километрах к северу от монгольской границы). Отцом Темучина был Есугэй – представитель знатного рода Борджигин и правитель многих монгольских племен.

Мать Темучина – Оэлун, которую Есугэй похитил у соседнего племени меркитов, согласно распространенному степному обычаю. Свое нетипичное для монголов имя Темучин получил в честь татарского вождя Тэмуджина-Угэ, который был побежден и убит Есугэем. Отец Темучина уважал поверженного врага и верил, что вместе с именем к новорожденному мальчику перейдут его сила и храбрость.

В возрасте девяти лет Темучин вместе с отцом отправился в земли их давнего друга – Дэй-Сечена, предводителя племени унгиратов, где был помолвлен с Бортэ, дочерью вождя. По тогдашним обычаям Темучин остался жить у родителей своей невесты, а его отец отправился домой один.

Согласно Сокровенному сказанию, на обратном пути Есугэй, утомленный жаждой, попросил воды у группы татар. Те напоили его, ибо закон гостеприимства в степи был важнее кровной мести. Однако когда Есугэй вернулся домой, он тяжело заболел (по легенде – из-за отравленной воды) и через три дня умер. С этого момента в детстве Темучина начались тяжелые времена.

Новым правителем на месте Есугэя стал его родственник – Таргутай, который опасался мести меркитов за похищение Оэлун, матери Темучина. Новый вождь принял решение забрать весь скот и изгнать вдов и детей Есугэя из племени, дабы отвести от себя гнев мстительных соседей. После этого Темучин вместе с семьей провел несколько лет в степи на грани голодной смерти.

Однако Таргутай опасался, что Темучин, повзрослев, захочет отомстить за такое гнусное предательство, поэтому решил пленить последнего. Темучина схватили и надели на него деревянную колодку с прорезями для головы и рук – с такой колодкой человек не мог самостоятельно ни пить, ни есть, а мог надеяться только на сердобольность прохожих. С колодкой на плечах Темучин прожил до своего пятнадцатилетия.

Но однажды ночью он все-таки сбежал и укрылся под водой в ближайшем озере. Начались поиски, и Темучина, сидящего в воде, заметил батрак по имени Сорган-Шира, но не выдал его, сделав для остальных вид, что там беглеца нет. После окончания поисков Темучин вылез из воды и пришел в дом к батраку, надеясь на дальнейшую помощь в побеге.

Сорган-Шира боялся гнева Таргутая, поэтому он отказал беглецу и хотел прогнать его, однако за Темучина вступились сыновья Соргана и уговорили отца дать ему лошадь и оружие. Годы спустя Темучин даровал этой семье привилегированное положение в своем государстве.

Вернувшись в степь к своей семье, Темучин все еще стеснялся ехать к своей невесте Бортэ, ведь он был теперь нищим (на самом деле Бортэ долгие годы преданно ждала жениха). Он стал заниматься скотоводством и мелкой торговлей, постепенно развивая хозяйство и полюбив мирную жизнь. Однажды неизвестные воры угнали у него всех лошадей, что стало тяжелым ударом для его дела.

Отправившись на поиски, Темучин повстречал парня по имени Боорчу, который бескорыстно согласился помочь. Вместе они смогли выследить и убить конокрадов, вернуть лошадей и взять богатую добычу. Так Темучин обрел первого настоящего друга, который и в дальнейшем был его ближайшим соратником в государственных делах.

Затем Темучин смог наконец приехать к своему тестю Дэй-Сечену и жениться на красавице Бортэ. С этого момента слава Темучина шла по степи впереди него: сын знаменитого воина, переживший вместе с семьей голодные годы в изоляции, сбежавший из плена гнусного тирана, смог все преодолеть и взял в жены дочь благородного хана.

Но дальнейшая судьба будущего Чингисхана вовсе не была простой и безоблачной. Меркиты, все еще желающие мести за похищение Оэлун (а по обычаям великой степи после смерти Есугэя ответственность за его поступки нес старший сын – Темучин), напали на становище Борджигинов и похитили Бортэ. По законам степи конфликт был исчерпан, но Темучин решил во что бы то ни стало вернуть любимую.

В поисках военной поддержки он обратился за помощью к старому другу своего отца Тоорил-хану и к своему знатному другу детства Джамухе. Будучи к тому моменту уже прославленным героем, он получил желаемую поддержку, открыв в себе навыки дипломата. Вместе с союзными войсками Темучин наголову разгромил меркитов недалеко от реки Селенги, обнаружив и качества полководца.

Изменение истории

Перестройка, расформирование КГБ и отмена уголовной статьи за антигосударственную агитацию породили множество альтернативных версий истории. Когда Татарстан попытался отделиться от России, первые лица страны перестали касаться темы монголо-татарского ига.

Появилось два варианта действий: либо признать историю России как сборник историй каждой национальности, то любой народ будет иметь собственную трактовку тех или иных событий, подчас противоречащую взглядам другой нации; либо считать отечественной историей – историю исключительно русских. В этом случае порабощение Руси монголо-татарами будет однозначным злом.

Компромисса пока найти не удалось. Этим вопросом никто не занимается. Татарстан имеет право писать собственную историю. Забываются труды известных историков, касающиеся темы порабощения Золотой Ордой

Внимание акцентируется на работах сторонников теории, что иго принесло пользу России. Например, Гумилева

Современных россиян пытаются убедить, что русские находились не в неволе, а в партнерских отношениях с Золотой Орды, князь Александр Невский дружил с Сартаком. Подобные теории идут вразрез с письменными источниками и самосознанием титульной национальности государства. Историю переписывают и в школьных учебниках. Так истину подменяют ложью.

Куликовская битва

Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.

Золотая орда и монгольское иго на руси

Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.

Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».

Золотая орда и монгольское иго на русиКнязь Дмитрий Донской

Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.

Тем не менее, решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

Золотая орда и монгольское иго на руси

В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Роль Чингисхана в истории

Своими личными качествами Чингисхан запомнился современникам как безусловно великий человек. Его отличали бесконечная преданность друзьям и семье, ответственность перед подданными, умение слушать правду, какой бы она ни была, и абсолютная неприязнь к воровству и предательству. Однако своими завоеваниями он и его империя запустили в дальнейшей мировой истории такую цепь событий, какую невозможно однозначно охарактеризовать положительно или отрицательно.

Для монгольских племен изменения были самыми масштабными. При Чингисхане была принята Яса – первый всеобъемлющий список законов. Монголы – маленький кочевой народ, каких в степи были десятки – впервые обрели настоящую государственность, а позднее, благодаря реформам вышеупомянутого Елюя Чуцая, стали богатой и процветающей нацией, сохранившей свою этническую самобытность до наших дней.

Для Китая взаимоотношения с монголами стали отдельной и очень важной главой в истории. Чингисхан освободил китайскую нацию от чжурчжэней, а его внук Хубилай впервые за много веков объединил страну, создав империю Юань и сделав Пекин столицей Монгольской Империи

Для Ирана и Средней Азии последствия монгольского нашествия были катастрофическими. Богатейший регион пришел в упадок и стал восстанавливать свое могущество лишь спустя 150 лет во времена правления великого завоевателя Тамерлана.

Подход Чингисхана к переговорам с осажденными городами был прост: можно либо добровольно сдаться и сохранить свои жизни, культуру и имущество (как происходило в Китае), либо оказать сопротивление – и тогда город вместе с жителями будет полностью уничтожен. К сожалению, большинство древних хорезмских городов выбрали второй вариант.

На Руси военное столкновение с туменами Чингисхана навсегда изменило ход истории. Участие русских князей в битве на Калке породило желание монголов отомстить и совершить разрушительный поход на Русь 1237–1241 годов, в результате которого развитая по тем временам русская экономика пришла в упадок. Все княжества утратили суверенитет вплоть до 1480 года.

Только Новгородская Республика сохранила независимость благодаря дружеским отношениям между монголами и Александром Невским. В целях борьбы с монгольским игом западные княжества добровольно присоединялись к Литве и Польше, а в северо-восточных территориях запустился процесс собирания земель русских, результатом которого стало закрепощение крестьян, угасание демократии в Новгороде и Пскове и возвышение принципов самодержавия.

Татары на Руси

Прошлое Казани

Золотая орда и монгольское иго на русиКрепость Казань исхода XII века становится престольным градом государства волжско-камских булгар. Спустя некоторое время, страна покоряется монголам, три века подчиняется Золотой Орде, булгарские правители, сродни московским князьям, вносят оброк, исправляют подчиненные функции.

К пятидесятым годам XV века, следом за очевидным разделением Монгольской империи, прежний ее правитель Уду-Мухаммед, оказавшийся без собственности, вторгся в булгарскую столицу, казнил наместника Али-Бека, захватил его трон.

1552 год — в Казань прибыл царевич Едигер — наследник хана Астраханского. Едигер нагрянул c 10 тыс. чужеземцев, кочевников своевольных, шляющихся по степи.

Иван IV Васильевич, царь всея Руси, покоряет столицу Булгарии

Сражение за Казань разыгрывалось не с урожденными обитателями государства, а с ратными массами Едигера, нагнанными им из Астрахани. Многотысячной армии Ивана Грозного противоборствовала стая чингизида, состоявшая из народностей Среднего Поволжья, Тюркских племен, ногайцев, марийцев.

15 октября 1552 года, спустя 41 день отважной защиты, во время остервенелого штурма сдался славный благодатный город Казан. После обороны столицы полегли практически все ее защитники

Город подвергся тотальному расхищению. Уцелевших жителей ожидала беспощадная кара: раненых мужчин, стариков, детей — всех добили триумфаторы по велению московского царя, молодиц с крошечными младенцами услали в невольничество. Если бы царь всея Руси, разделавшийся с Казанью и Астраханью, замыслил совершить обряд крещения против воли всех татар, то, безусловно, учинил бы очередной беспредел.

Еще Петр I ратовал о создании моноконфессионального христианского государства, но при его правлении до всеобщего крещения народов Руси не дошло.

Крещение татар на Руси происходило с первой половины 18 века. 1740 год — императрица Анна Иоанновна издала указ, по которому все иноверческие народы России должны были принять православие. По предписаниям новообращенным не подобало жить вместе с иноверцами, нехристей надлежало переселять в отдельные местности. Среди признавших православие татар-мусульман была малая доля, гораздо меньше, в сравнении с язычниками. Положение порождало неудовольствие короны и администрации, принявших на вооружение практику последней четверти XVI в. Власть имущие инициировали кардинальные санкции.

Радикальные меры

Провести крещение татар на Руси не удалось несколько веков назад и остается проблематичным в наше время. Собственно уклонение татар принять православие, а также сопротивление курсу на христианизацию правоверного священства, привели к осуществлению намерения уничтожить мусульманские храмы.

Исламский народ не только устремлялся с прошениями к власти, но и крайне неодобрительно реагировал на широчайшее разорение мечетей. Это породило обеспокоенность господствующей державы.

Православные батюшки русской армии становились проповедниками посреди служивых-нехристей. Узнав об этом, некоторые из иноверных новобранцев отдавали предпочтение принять крещение еще до мобилизации. Для склонения к принятию христианства предприимчиво употреблялись налоговые скидки крещеным, дополнительные взносы должны были платить не православные.

Документальный фильм о монголо-татарском иге

https://youtube.com/watch?v=8GO_V9tQFeo

Альтернативная история, татаро-монгольское иго

https://youtube.com/watch?v=LnKaQDLDGUk

Завоевание остальной Руси

1 января 1238 г. татаро монгольское иго и войско, оставив разоренную Рязанскую землю, двинулось к границам Владимирского княжества. В это время владимирский князь Юрий Всеволодович, потрясенный рязанскими событиями, пытался собрать войско.

Первое крупное сражение между монголами и владимирским войском произошло около Коломны. Несмотря на то, что бой был долгим, военный успех был по-прежнему на стороне монголов. Русская армия была полностью разбита. Неприятель взял Коломну, затем Москву, которая стойко сопротивлялась в течение 5 дней. Юрий Всеволодович поручил командование остатками войска своему сыну, а сам отправился в неразоренные пока земли Руси в надежде собрать новую рать.

В это время монголы начали осаду Владимира. После нескольких штурмов и разрушения городских стен осадными орудиями им удалось ворваться в город, большинство населения было перебито, уничтожены памятники архитектуры. Татаро монгольское иго началось.

Монголы двинулись дальше: захватили и разгромили другие крупные города Северо-Восточной Руси — Суздаль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кострома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

Князь Юрий ждал подмоги со стороны своего брата Ярослава Всеволодовича, который в то время находился на княжении в Киеве и имел довольно сильную и многочисленную дружину, но брат не пришел владимирскому князю на помощь.

4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сить, в котором, несмотря на упорство борьбы, русская рать потерпела поражение, а владимирский князь погиб в сражении. Этой победой монголы открыли себе путь в богатую новгородскую землю, но после взятия Торжка монгольская орда повернула обратно.

Битва на реке Сить

Существуют разные версии о причинах этого чудесного спасения Новгородской земли. Одна из них – поход на северо-запад не входил в планы Батыя, к тому же началась весенняя распутица, которая усложняет конные переходы. Другая – монголы утомились от тяжелых боев и нуждались в передышке, тем более им было доподлинно известно, что Новгород обладает сильной дружиной и ополчением.

Батый двинулся на юг, сжигая по пути русские города. У одного такого небольшого русского города Батыю с войском пришлось задержаться на целых 7 недель. Этим городом стал Козельск, прозванный монголами «злым городом».

В 1239 году монголы предприняли второй поход на Русь. Батый захватил Муромский край, города по Средней Волге, Нижний Новгород. Однако главный удар он собирался нанести по богатым городам Южной Руси. Неприятель в короткие сроки захватил Переяславское и Черниговское княжества. После чего монголы снова двинулись на юг, ударили по половцам, подчинили себе весь крымский полуостров. Осенью 1240 г. был осуществлен третий поход, в ходе которого был взят Киев.

Развалины Десятинной церкви

Сражения шли за каждый дом и за каждую улицу. Возглавлял городское ополчение воевода Дмитр. Киев ждала та же участь, что и другие города Руси. Город был сожжен и разграблен.

После подчинения Киевской земли азиатские завоеватели вторглись на территорию Галицко-Волынского княжества, где правил князь Даниил Романович. Однако его войско не могла противостоять во много раз превосходящим силам противника. Галицко-Волынская земля покорилась Батыю.

Таким образом, за четыре месяца Батый захватил всю Южную и Юго-Западную Русь и вышел к границам европейских стран – Польши и Венгрии.

В 1241 г. Батый прошелся разрушительными походами через земли поляков, венгров, чехов. Были захвачены столицы Польши — Краков и Венгрии — Будапешт.

Однако еще в Чехии и Польше Батый потерпел свои первые поражения. Хорватия стала последней точкой, до которой дошли татаро-монголы. В 1242 г. непобедимый Батый повернул обратно.

В низовьях Волги хан Батый основал собственную столицу — Сарай-Бату, которая стала столицей огромного государства — Золотой Орды. Золотая Орда, в свою очередь, была лишь частью гигантской империи монголов, центр которой находился в далеком городе Каракоруме. Именно в Каракоруме правил верховый правитель всех монголов, в подчинении у которого находился хан Батый.

Русские земли оказались в зависимости от Золотой Орды, но не стали ее частью. Этот период называется в истории татаро монгольское иго. И хотя Новгородская земля не познала ужаса нашествия, Новгород был вынужден признать над собой верховную власть Батыя.