Контрабас

Где можно встретить контрабас

Контрабас

Если вы нечасто посещаете выступления симфонического оркестра или джаз-бандов, то этот инструмент в деле можно увидеть в записях концертов или в кино. В частности, можно просмотреть фильм «В джазе только девушки». На нем играл один из главных героев, переодетый в женщину. На крупных планах можно увидеть, как он использует технику пиццикато, характерную для джаза.

Контрабас — инструмент, который, можно сказать, прославил финский квартет Apocalyptica. Это одна из самых известных современных групп, использующая виолончели и контрабас для создания кавер-версий песен рок-исполнителей. Часто группа играет и классику. Контрабас можно услышать в созданной финским квартетом версии произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля». В этом случае музыканты используют технику игры смычком.

История появления контрабаса

Его предшественницей была большая контрабасная виола, из которой позже и получился контрабас.

В семнадцатом веке для комфортной натяжки струн, изготавливаемых из кишок животных, были изобретены специальные насадки с зубчиками. Позже, для еще большего упрощения игры, данные струны начали обматывать проволокой из меди. Это привело к тому, что струны стали тоньше, а значит, стало легче играть на них и смычком, и методом «щипка (то есть, ранее упомянутом пиццикато»).

На тот момент размер контрабаса уменьшать боялись, потому что думали, что его звучание станет более высоким. Но его уменьшили, а низкое звучание осталось. Уменьшили его значительно, наш современный контрабас составляет всего три четверти от того, что было.

Контрабасные виолы продолжали существовать со скрипичной группой параллельно, но не могли войти в нее – слишком уж были громоздкие и слишком много струн имели. В этот момент музыканты поняли, что пора создавать инструмент, похожий на эту виолу, но такой, чтобы он мог войти в скрипичное семейство.

Первым, кто принялся за создание нового инструмента, был М. Тодини. Он взял обычную контрабасную виолончель и ввел два изменения – убрал на ней лады и уменьшал количество струн. После его нововведений стало четыре струны, вместо прежних шести. Далее, новым инструментом занялись величайшие мастера из Кремоны.

 Если найти мастерскую семьи Амати, то можно увидеть самые истоки инструмента. Попытки создать новую, оригинальную форму не обвенчались успехом, и получилась так называемая «смешанная» форма. Также они высчитали наиболее подходящий размер. Сегодня мастерские всего мира изготавливают контрабасы по их методикам.

За все время создания нового контрабаса форма менялась очень много раз. Были вариации с тремя, четырьмя и пятью струнами. К примеру, мастера из Германии создали пять видов инструментов, каждый из которых отличался формой и струнами. Самым известным из них всех был инструмент, который использовали для игры в барах и на разных сельских праздниках, отсюда и вышло его название – «пивной бас».

В 18-ом столетии нашли новый размер – что-то среднее между виолончелью и обычным контрабасом. При этом не было стандартной настройки данного инструмента – во всех странах его настраивали по-разному.

Примерно в середине восемнадцатого века, контрабас стал важной частью всех оркестров Европы. Чуть позже его стали делать солирующим, появилась новая должность – контрабасист, то есть человек, играющий на этом инструменте

Первым контрабасистом стал друг Бетховена, Д. Драгонетти, его авторскую игру считали настоящим прорывом в музыке. Следующим магистром игры стал Д.Боттенези, он принес с музыки очень много вариаций игры на этом чудесном инструменте.

После этих прорывов и всеобщего признания контрабаса как инструмента, продолжили менять его форму, но главное что осталось – классические 4-ех струнные и 5-ти струнные инструменты. «Инновационные» инструменты обошли те, которые использовались раньше, ведь в использовании они были куда более удобными.

Для того, чтобы играть разные произведения нужны разные виды контрабасов. К примеру, для исполнения произведений одного композитора были нужны 4-ех струнные инструменты, для джаза 5-ти струнные, а для игры сольных произведений требуется грушевидная форма инструмента.

Ольга Ступина, контрабас

Меня часто спрашивают, почему я выбрала контрабас? Это был вполне осознанный шаг. Моя мама тоже контрабасистка, работала в МГАСО у Вероники Дударовой, а затем у Павла Когана, так что инструмент перешел ко мне по женской линии. Сейчас маме 71 год, она заканчивает свою карьерную деятельность в Оркестре для детей и юношества Дмитрия Орлова.

КонтрабасОльга Ступина. Фото – Валерия Ермолина

Конечно, как все обычные дети, я начинала заниматься на фортепиано (поступила в музыкальную школу Дунаевского). В последних классах начала задумываться о контрабасе (я всегда стремилась быть не как все, хотела выделяться из толпы), и последние два года училась параллельно на двух специальностях.

Мои разносторонние интересы в сфере искусства требовали развития, так что я окончила школу сразу по четырем направлениям: фортепиано, контрабас, джазовый и классический вокал.

А потом поступила в колледж к профессору Рустему Габдуллину, концертмейстеру Российского национального оркестра, у него же продолжила обучение в консерватории, не бросая при этом занятия вокалом.

На выпускных экзаменах я играла интродукцию и вариации на тему песни “Венецианский карнавал” Джованни Боттезини. До меня это сложнейшее по своей виртуозности произведение десять лет оставалось невостребованным контрабасистами.

На первом же курсе я пришла в оркестр – сначала проработала один сезон в оркестре Московской филармонии у Юрия Симонова, а потом оказалась в Госкапелле России у Валерия Полянского, куда меня взяли на должность второго концертмейстера. Тогда был невероятный конкурс – десять человек на место в группу контрабасов. И меня, девушку, взяли, как сказал концертмейстер, “без обсуждений”.

Одновременно со мной в Москве училась только одна контрабасистка – Анна Кононова. Если не ошибаюсь, то в настоящее время в консерватории по этой специальности обучаются четыре девочки. Я их хорошо знаю, так как создала собственный ансамбль “Ольга Ступина и арт-группа Bass Divas”.

В основном составе не только консерваторские выпускницы, но и выпускницы Академии имени Гнесиных. Каждым концертом мы готовы доказать, что играем не хуже мужчин, а в чем-то даже превосходим их.

В нашем репертуаре разная музыка: переложения популярной классики, джаз и ретро. Наше первое выступление состоялось в зале Чайковского 1 апреля прошлого года на концерте “Вивальди-оркестра” Светланы Безродной.

Публика находилась в состоянии шока, когда мы вышли на сцену с контрабасами. Такая реакция легко объяснима – многие, даже искушенные меломаны, никогда в жизни не слышали сольный контрабас и привыкли воспринимать его только в контексте симфонического оркестра, то есть изначально рассматривали его исключительно как часть аккомпанемента. Как-то моя тетя огорошила вопросом:

Конечно, восприятие солирующего контрабаса обусловлено строем: тот же Боттезини писал “Венецианский карнавал” с повышением строя на два тона, чтобы звучание максимально приблизилось к виолончели. Но, как показывает практика, эти нюансы не имеют никакого значения, если ты играешь хорошо, с красивым звуком.

КонтрабасОльга Ступина и арт-группа Bass Divas. Фото: facebook.com/bassdivas

Избитое клише – физическая подготовка контрабасисток. Это вовсе не широкоплечие девушки, которые бы дали фору баскетбольной команде. Упомянутая мной Анна Кононова может пронести контрабас над головой, а внешне она хрупкая, худенькая. Силачей среди нас нет.

К своим 27 годам я считаю, что многого добилась в игре на контрабасе и продвинулась в других сферах искусства. В достижении целей важен не только талант и упорство, но и железный характер, иначе любой коллектив найдет возможность усложнить тебе жизнь. Я играла много конкурсов в разных оркестрах, и привыкла в дежурной фразе:

Ситуация классическая и уходит корнями в глубь прошлого века. Мама рассказывала, как готовилась к конкурсу в оркестр Московской филармонии, когда им руководил Кирилл Кондрашин. У него уже играла контрабасистка, женщина в летах. Все гадали, когда же она решит уйти на пенсию, а у нее таких планов и в помине не было.

И Кондрашин тогда сказал, что все претенденты играли соло на высоком уровне, а лучше всех была моя мама, Ирина Ковалева. Но ему вторая женщина в группе оказалась не нужна.

Я – лидер по жизни, и стараюсь не давать себя в обиду. Никакие мелочные интриги не могут встать между мной и искусством. Поэтому я просто делаю то, к чему лежит душа. И то, что лучшим образом выражает мою индивидуальность.

Контрабас

Звучание

Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.

Звучание контрабаса — густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр.

Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.

Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.

Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.

Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.

Николай Римский-Корсаков — полёт шмеля

Положение рук

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть

Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами.  Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец.  Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции.  В этой позиции можно играть гамму соль мажор.  Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Контрабас

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Контрабас

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

https://youtube.com/watch?v=c144pn3j-Yg

https://youtube.com/watch?v=-hyaE_RPpsA

Любопытные моменты о контрабасе

  • Многие люди, играющие на контрабасах способны с такой же легкостью играть на бас-гитаре. И наоборот.
  • Несмотря на популяризацию туб и бас-гитар в пятидесятые годы прошлого века, контрабас все равно оставался самым востребованным инструментом.
  • Из-за того что два способа игры на данном инструменте очень похожи, в 1911 году Джонса не прекратил исполнять мелодию, после поломки смычка на концерте, а сделал это пальцами.
  • Самым высоким контрабасом считается «октобас» представленный публике в 1615 году польским музыкантом.
  • Один из таких инструментов до сих пор сохранился и на данный момент находится в одном из Лондонских музеев.
  • Когда такие «октобасы» были еще востребованы, чтобы сыграть на них, нужны были два музыканта – один перебирал струны либо пальцами, либо с помощью смычка, а другой зажимал их.
  • 1855 году был представлен трехструнный «октобас». Сейчас этот гигант находится в Парижской консерватории.
  • Самый большой контрабас имел высоту почти 6 метров, а в ширину достигал более 2-х метров.
  • Раньше, дети не могли учиться играть на контрабасе, и причиной этому служил огромный размер инструмента. Сейчас, после появления новых, почти детских инструментов, это стало возможно.
  • Во время Второй мировой войны контрабасы в Америке были созданы из алюминия и использовались для игр военных музыкантов.
  • Самый большой «контрабасный» концерт прошел в 2011 году в Сеуле, и на нем присутствовало более 90 музыкантов. Партии всех инструментов были сыграны на контрабасах.
  • Сейчас, качественно сделанный контрабас стоит почти 25 тыс. долларов.

На контрабасе возможно сыграть любую мелодию: от симфонии до рок-н-ролла.

Использование

Без контрабаса нельзя составить полноценный симфонический и камерный оркестр. Его предназначение при рождении – удвоение басовой партии, создание строгой гармонической и ритмической основы — остается при этом неизменным и сегодня.

Возможное количество контрабасов в оркестре увеличилось с момента его создания с одного до целых восьми.

Сегодня также без этого инструмента не обходятся многие армейские оркестры и творческие коллективы, играющие самую разную музыку, например, джазовую, блюз, рок-н-ролл и другое. Понятно, что в джазовых командах с небольшим количеством исполнителей контрабас получает и большие возможности для сольного звучания.

Контрабас стал солирующим инструментом достаточно давно — в конце 18 века. Д. Драгонетти впервые наиболее полно раскрыл его по-настоящему богатый, но до того невидимый потенциал. 

Устройство

Контрабас за период существования видоизменялся, чего нельзя сказать о его собратьях. Форма инструмента в настоящее время может быть, например, в виде скрипки или гитары, возможен также грушеобразный контрабас.

Инструмент делают из специально подготовленного дерева, устройство в целом аналогично другим скрипичным и включает основные части:

  • две деки,
  • обечайку, гриф, колки,
  • колковую коробку и некоторые другие обязательные элементы.

Струны контрабаса мощные, стальные или синтетические, но всегда с обмоткой из меди или серебра для создания того самого неповторимого звучания.

Для игры используют смычок. Он может быть разным: немецкий короче и тяжелее, французский длиннее и тоньше. При этом французский считается более живым, подвижным. Немецкий смычок музыкант держит сбоку, а французский сверху. Но какой выбрать, исполнитель решает сам — сегодня играют обоими.

Габариты контрабаса на самом деле могут быть различными: максимальный размер достигает 1,8 метра, а самый маленький всего чуть крупнее виолончели. При этом высота инструмента может несколько меняться из-за опорного шпиля, который находится снизу.

К 1920 годам относится появление первых электроконтрабасов. Они были легче, с ними было проще управляться. Ранее некоторые мастера уже делали так называемые «немые» контрабасы с плоским корпусом. Новые технологии, повсеместное использование электричества, которое научились применять для получения звука, позволило изменить инструмент, сделать его более удобным, но потребовалось достаточно много времени и усилий, чтобы сохранить при этом саму природу, звучание контрабаса и даже сделать его еще лучше.

Светлана Соболева, ударные

Мое обучение музыке началось в 51-й музыкальной школе на Полежаевской. Я не знала, какой инструмент предпочесть, но озарение на меня нашло, когда я впервые услышала звук ксилофона.

КонтрабасСветлана Соболева. Фото: face of future

Уже в восемь лет меня отправили на концертную площадку (фактически сразу после постановки рук). На ксилофон брали только мальчиков, а для меня это обстоятельство означало своего рода вызов – мне хотелось их превзойти. Существует мнение, что у девочек в большинстве своем отсутствует врожденное чувство ритма, поэтому на ударные приглашают сильный пол. Но с этим клише давно можно спорить.

Я работаю в оркестре двенадцать лет, и сравнивая на слух чувство ритма у исполнителей разных полов, могу сказать, что у женщин оно действительно другое, однако это нельзя преподносить как недостаток. Наоборот, женщины гибче и внимательнее.

Если вы начнете штудировать видеозаписи с классической музыкой, сделанные в последние несколько лет, то удивитесь, как составы оркестров пополнились женщинами-ударницами. Это не локальная тенденция. Женщины действительно все активнее осваивают сферы, куда им был закрыт вход. Не могу дать объективную оценку этому процессу, но есть же и другие наблюдения: мужчины чаще выбирают флейты, арфы, и эти инструменты в их руках звучат иначе.

Притеснений со стороны мужчин-музыкантов я никогда не наблюдала. Во время учебы в консерватории дирижеры в младшем и старшем оркестрах проявляли ко мне должное уважение, доверяли, давали возможность как ответственному лицу распределять роли в группе.

Чаще сталкиваешься с удивлением коллег, для которых женщина на ударных – нечто экзотическое, вызывающее любопытство.

Я не скажу, что не знаю неудач. Случалось всякое. Мне просто нравится быть участником увлекательного музыкального процесса, расти вместе с коллективом, открывать в себе скрытые возможности (например, когда после единственной репетиции выходишь на сцену и играешь сложный материал так, словно учил его несколько месяцев).

Мне как музыканту важно, чтобы я могла показать себя в партии с артистической позиции. Стравинский, к примеру, нетривиально подходил к написанию партий литавр, оттого интересно исполнять этого композитора

Порой я чувствую, что для нужного звучания мне немного не хватает силы, и возникает желание чуть набрать мышечную массу.

Конечно, очень многие моменты в моей процессии зависят от дирижера. Невозможно найти двух маэстро, которые бы выдвигали одинаковые требования. Ударник – правая рука дирижера, его опора, поэтому необходимо всегда быть в диалоге с ним, уметь предложить что-то свое.

Интересно, что произведенный звук инструмента отличается от того, что слышит человек на расстоянии пяти метров. Эти тонкости корректируются на репетициях – необходимо изучить акустику зала, привыкнуть к ней, понять, как сгладить разницу между звучанием.

В нашем оркестре в группе равноправие: двое мужчин и две женщины. Мы нашли общий язык, стремимся поддерживать друг друга, чувствуем необходимость в сплоченности. Такой поход в чем-то напоминает принципы поведения на дороге: если ты – водитель за рулем, то нет разницы – мужчина ты или женщина. Мы среднеполые.

Конечно, есть какие-то правила, есть внутренние ограничения: женщина, к примеру, никогда не встанет играть на тарелках. Это чисто мужской инструмент. Тарелки тяжелые, их неудобно глушить.

Мой преподаватель Виктор Борисович Гришин говорил, что у ударника должно звучать несколько ключевых инструментов – литавры, тарелки и виброфон. Для девушек, к сожалению, тарелки остаются вне досягаемости. Но есть отважные дамы, которые все-таки решаются играть на них.

КонтрабасСветлана Соболева. Фото из личного архива

Ударные инструменты в современной академической музыке – это огромный простор для творчества. Здесь открываются поистине неограниченные возможности для поисков разных звучаний – приходилось играть и монетами в стакане, бить молотком по металлической коробке, проводить смычком по клавише виброфона (возникает красивое металлическое эхо). А когда литаврой делаешь глиссандо и одновременно проводишь смычком по лежащей на ней тарелке, рождается звук, похожий на рев слона.

Это увлекательно, но мне как музыканту, для которого первостепенно задачей является исполнение классического репертуара, хочется вышколить свою игру так, чтобы она была идеально ритмичной, тембрально эталонной.

Краткая история происхождения

Считается, что изначально существовала контрабасовая виола (имела 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на грифе имелись лады), такой инструмент впервые был упомянут не ранее, чем в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, верней на базе этой виолы был сконструирован принципиально новый инструмент, на котором отсутствовала пятая, самая низкая, струна и пропали лады, сохранился лишь внешний вид. Также М. Тодини, конструктор, оставил квартовый строй. Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть. Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи.

Контрабас

Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно, что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны. Инженер Вийом создал аналог – октобас, но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы.

Запись и исполнение

Запись

Запись партий для контрабаса производится на октаву выше действительного звучания. При сольном строе (на тон выше) партия записывается на малую септиму выше действительного звучания.

Постановка рук

Постановка рук, в основном, схожа с постановкой на скрипке.

В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой.

Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.

Существует два самых известных способа держания смычка:

  • Немецкий способ, при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости.
  • Французский способ, при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах два звука (так называемые двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при открытых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.

Позиция левой руки

  • Открытые струны — пальцы левой руки не зажимают струны, то есть контрабас извлекает четыре ноты разделенные квартами: E1, A1, D, G.
  • Позиции — пальцы зажимают струны. Применяются полупозиция, 1-я—4-я позиции (т. наз. позиции оркестрового грифа, где применяется 1-й, 2-й и 4-й пальцы), 5-я и далее (т. наз. позиции сольного грифа или позиции ставки), а также различные широкие позиции, где применяется ещё и 3-й палец (крайними пальцами можно охватить малую терцию).

Штрихи

Основные приёмы:

  • Detaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
  • Martélé — штрих, выполняемый головкой смычка давя с силой;
  • Staccato вниз и вверх смычком — отрывистое движение смычка с остановкой (отличается от мартле тем, что на одно движение смычка можно играть много звуков, чаще два, четыре, восемь);
  • Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
  • Spiccato — штрих, извлекаемый броском смычка на струну, получается короткий отрывистый звук;
  • Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
  • Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
  • Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
  • Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
  • Апояндо- щипок пальцем, после которого палец кладется на соседнюю струну.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.

Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

На контрабасе легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение открытых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей (их можно играть в широкой позиции).

Как играют на контрабасе?

Контрабас

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка, но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).