Тональность

Лад и тональность у Палестрины

В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.

Тональность

Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

Тональность

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная. Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

Тональность

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.

Тональность

Другие формы тональности

Опора на функциональную триаду T-S-D — не единственно возможный способ реализации тональности как ладового принципа, существуют и иные типы тональной структуры. Особую форму «рыхлой» тональности («прототональности» по С. Н. Лебедеву) можно наблюдать в гармонии многоголосных сочинений позднего средневековья и Возрождения. Ю. Н. Холопов называл такую форму старинной тональности «модальной тональностью». В Европе ещё в начале 1960-х гг. рыхлую тональность описывал (метафорическим термином kurzatmige, букв. «страдающая одышкой», «астматическая») Эрнст Апфель. В США гипотезу о существовании «ренессансной тональности» XVI в., специфически отличающейся от мажорно-минорной тональности XVIII в., активно продвигал Гарольд Пауэрс. «Прото-ля-минор» (англ. proto-A-minor) в музыке Лассо находил американский музыковед Питер Бергквист. Американская исследовательница К. К. Джадд (автор диссертации и многих статей, посвящённых генезису тональности) пошла ещё дальше вглубь веков, найдя «тональности» в мотетах Жоскена Депре. По отношению к поздним сочинениям А. Н. Скрябина, музыке С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А.Берга, А.Шёнберга и некоторых других композиторов XX в. Ю. Н. Холопов предлагал термин «новая тональность», в которой в качестве центрального элемента («тоники») выступает диссонирующий аккорд, любая группа звуков и даже серия. Существуют и другие формы тональности.

Что такое тональность?

Рубрики »
Уроки гитары  

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии. Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к

имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению  покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота  украшенная мажорным или минорным аккордом.  Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА.  Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению  покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота  украшенная мажорным или минорным аккордом.  Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА.  Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность  аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней.  Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Идем дальше!

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА».  На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Тональность

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E –  снова A   и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию .  А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G.  Только при этом не спешите.  Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой.  Как вы заметили их всего 3.  В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта».  Я предлагаю называть их «Т», «2» и «3». А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m».

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Тональность

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда

Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F  тональности До-мажор будет — «2»

, в Фа-мажор он станет «Т», а в Ля- диез мажоре – «3».

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Тональность

О, музыка!

Как часто мы слышим музыку? Можем ли мы обходиться в жизни без нее? Музыка в наушниках помогает отвлечься от повседневных проблем, настроиться на позитивный лад, погрузиться в воспоминания. Под мелодичные трели мы совершаем покупки, готовим еду, гуляем, встречаемся с друзьями и коллегами. Даже будучи человеком далеким от музыки, мы остро реагируем на жанр песни, звучащей по радио или телевидению. Смена тональности в музыке влечет за собой моментальную смену настроения. То есть если на джазовой волне вас обуревает романтика, то под шансон вы можете провалиться в депрессию. В музыкальной грамоте, которая правильно называется сольфеджио, очень много разнообразных весьма заковыристых понятий, и в них довольно сложно разобраться. Музыка соединяет в себе науку и искусство, где каждый звук и нота занимают свое место. А тональность в этой науке является и вовсе определяющим моментом.

Тональность

Тональность в 16-м веке

Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма», оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.

Термин «тональность» имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия — это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.

Таблица буквенных обозначений тональностей

В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т. д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.

В нижеследующей таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов.
Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Таблица обозначений тональностей
Русское слоговое название Русское (= немецкое) буквенное Английское Количество ключевых знаков(диезов или бемолей)
до-бемоль мажор Ces-dur C-flat major 7 ♭
ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7 ♭
соль-бемоль мажор Ges-dur G-flat major 6 ♭
ми-бемоль минор es-moll E-flat minor 6 ♭
ре-бемоль мажор Des-dur D-flat major 5 ♭
си-бемоль минор b-moll B-flat minor 5 ♭
ля-бемоль мажор As-dur A-flat major 4 ♭
фа минор f-moll F minor 4 ♭
ми-бемоль мажор Es-dur E-flat major 3 ♭
до минор c-moll C minor 3 ♭
си-бемоль мажор B-dur B-flat major 2 ♭
соль минор g-moll G minor 2 ♭
фа мажор F-dur F major 1 ♭
ре минор d-moll D minor 1 ♭
до мажор C-dur C major
ля минор a-moll A minor
соль мажор G-dur G major 1 ♯
ми минор e-moll E minor 1 ♯
ре мажор D-dur D major 2 ♯
си минор h-moll B minor 2 ♯
ля мажор A-dur A major 3 ♯
фа-диез минор fis-moll F-sharp minor 3 ♯
ми мажор E-dur E major 4 ♯
до-диез минор cis-moll C-sharp minor 4 ♯
си мажор H-dur B major 5 ♯
соль-диез минор gis-moll G-sharp minor 5 ♯
фа-диез мажор Fis-dur F-sharp major 6 ♯
ре-диез минор dis-moll D-sharp minor 6 ♯
до-диез мажор Cis-dur C-sharp major 7 ♯
ля-диез минор ais-moll A-sharp minor 7 ♯

Французские названия тональностей особых сложностей не вызывают: ré mineur, mi bémol majeur, fa dièse mineur и т. п. Особенность здесь есть в том, что слог до обозначается как ut: ut mineur — до минор, ut dièse majeur — до-диез мажор (см. Сольмизация).

Общая характеристика

Для гармонической тональности типичны регулярные смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. В развёртывании тональности большое значение имеет музыкальный метр (задающий местоположение консонанса и диссонанса) и метрическая экстраполяция (ожидание закономерного продолжения на основе данного начала) в форме.

Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).

Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».

Монодические лады и гармонические тональности

Тональность

Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами — огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив — динамический.

Состояния (мажорно-минорной) тональности

Общепризнанно, что тональность на протяжении веков не оставалась неизменной. Особенно значительные изменения она претерпела в музыке второй половины XIX — начала XX веков. Обозначая формы такой тональности обобщённо, говорят «позднеромантическая» или «расширенная», или «хроматическая» тональность. Для обозначения характерных частных проявлений расширенной тональности разные исследователи предлагают разные термины.

В учении о гармонии Ю. Н. Холопова предлагается классифицировать эти частные формы по четырём критериям (названным «тональными индексами»):

  • Центр (в дальнейших схемах сокращённо — Ц), его наличие или (изредка) отсутствие.
  • Тоника (Т), её наличие или отсутствие.
  • Сонантность (С), уровень консонантного и диссонантного напряжения.
  • Функциональное тяготение (Ф).

В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:

1. Рыхлая тональность (Ц+ Т+ С+ Ф-), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс подчинён, функции не указывают однозначно на тонику-центр.

2. Диссонантная тональность (Ц+ Т+ С- Ф+), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинён консонансу), функции центростремительны (определённо указывают на центр).

3. Парящая тональность (Ц+ Т- С± Ф+), то есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс может быть подчинён, но может быть и свободен, функции указывают на центр. В отношении такой формы тональности также употребляют термин «атоникальность».

4. Инверсионная тональность (Ц12 Т+ С+ Ф+), то есть всё как в обычной гармонической тональности, но — вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец не на тонике.

5. Переменная тональность (Ц1-2+ Т+ С+ Ф+), то есть начало в одной тональности (полно выраженной и определённой), а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо соподчинены.

6. Колеблющаяся тональность (Ц1-2-3 Т+ С+ Ф-), то есть центр неустойчив (хотя в каждом случае тоника вполне однозначна), диссонанс подчинён, функциональность не указывает на общую тонику. От рыхлой отличается тем, что в той — тоника в конце и в начале одна и та же, здесь нет. От переменной отличается тем, что в той есть сквозное тональное тяготение (при том, что центров два или более), здесь его нет.

7. Многозначная тональность (Ц1-2 Т- С± Ф-), то есть гармония определённа в одной тональности, но примерно так же и в другой в одно и то же время. От колеблющейся отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно. Пример многозначной тональности — доминантовый лад минора, или (принятое ныне сокращённое наименование) доминантовый лад.

8. Снятая тональность (Цнеопред. Т- С- Ф-), то есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь тональности, при этом никакой тоники и функциональных тяготений не слышно.

9. Политональность (Ц1+/Ц2+ Т+ С+ Ф+), то есть сочетаются две музыки, каждая в своей (функционально определённой) тональности.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Тональность

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Тональность

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Тональность

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Тональность

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Тональность

Знакомство с модуляцией

В классическом варианте есть три методики модуляции, и со всеми стоит познакомиться. Для основного способа нужно взять любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях. Оно будет использоваться как «клей». Искомое трезвучие должно состоять из чистых, не альтерированных ступеней. Хотя альтерации не под запретом, но дополнительная сложность выбранного трезвучия будет затруднять восприятие модуляции на слух. Снова в тренде старая фраза: «Нужно быть проще, и люди к вам обязательно потянутся»

Изменение тональности музыки притягивает внимание, так что за песню можно несколько раз использовать этот прием, чтобы сделать акцент на знаковых моментах

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Тональность

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

Тональность

В печали и радости

Если вы частенько сидите за пианино или домашним синтезатором и все мечтаете оформить собственную композицию, но мешает вопрос, как определить тональность в музыке, то знайте, что творить можно абсолютно в любой. При подборе аккордов тональность может напоминать удобные домашние тапочки, так как она только помогает. Если ваша композиция скорее скорбная, то вам прямая дорога в си минор, где, кстати, обитает «Высокая месса» Баха. А с героическими мелодиями вам в до минор. Там были написаны соната № 8 и симфония № 5 Бетховена. Для слезных по-итальянски сочных арий актуальны соль минор и ре минор. В соль мажоре и фа мажоре особенно удаются светлые пасторальные темы, такие как «Времена года» Гайдна.

Получается, что все лайфхаки при создании мелодий уже придуманы. От современных композиторов, как профессиональных, так и начинающих, требуется только прислушиваться к создаваемой мелодии и чутко относиться к своим слушателям. В таком случае тональность будет удобной базой, где творить приятно и относительно легко.

В какие цвета радуги композиторы «окрашивают» тональности?

Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).

Тональность
великих композиторов,

Так, например, тональность «Ми мажор» ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. «Ми бемоль мажор» для него — это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал «Си минор» черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из «Ре мажора» он транспонировал ее в «Си мажор», в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.

Тональность