Литература
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — С. 204–234.
- Волчьи дни / Кабакова Г. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 109–111. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Максимов С. В. Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Мир русской культуры / Науч. ред. А. Н. Мячин. — М.: Вече, 2004. — 608 с. — ISBN 5-9533021-2-6.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 2). — М.: Университетская типография, 1838. — 142 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — ISBN 5-200-02684-9.
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
- Этнография и фольклор Рязанского края: материалы Российской научной конференции к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой : 1-е Лебедевские чтения, 6-8 декабря 1994 г. — Рязань, 1996. — 216 с.
- Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596. — ISBN 5-373-00239-9.
Святочный календарь
Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак:
6-е января – Сочельник (он же Кутейник). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться.
7-е января. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.
8-е января. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.
9-е января – Стефанов день.
10-е января. Рождественский мясоед.
11-е января – в этот день(и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января почитали младенцев, которых погубил Ирод.
12-е января. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей.
13-е января – Васильева коляда или же день святой Меланьи. Канун Нового года по старому стилю.
14- е января – Василий Великий, ныне Старый Новый год.
15-е января. В этот день нельзя было есть яйца и кур
Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды
В народе 15-е января называли Сильверстов день.
16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.
17-е января. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.
18 –е января. Канун Крещения. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистого. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях.
19-е января. Крещение Господне. Еще один большой православный праздник.
Этимология и названия
Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные Святки, Зелёные Святки).
- рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), цветьё (Удмуртия), окрутники (новг.), кудеса (новг., вологод.), субботки (псков.);
- зап.-белор. калядныя святкi; мiж каляд, помiж каляд (то есть ‘между колядами’); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
- полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
- польск. Gody, Godnie Święta, Szczodre Gody, świeczki, święte wieczory;
- чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody;
- словацк. Vianoce, Hody, sviatky;
- словен. Volčje noči (штир.) (также см. Вучаренье);
- сербохорв. некрштены дани;
- в.-болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене.
Празднование
Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.
Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.
Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.
Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.
Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.
Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники — это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.
Традиции на святки
Как и все празднества, святки не лишены определенных традиций.
- В первые дни праздника люди должны ходить в гости к своим родным и близким и дарить им подарки.
- Главной традицией является присутствие всей семьи за одним столом. Помимо столовых приборов для присутствующих, на стол ставят дополнительные, для людей, которые ушли из жизни в прошлом году.
- В последние дни святок люди готовятся к Крещению Господню — прорубаются и украшаются проруби.
- Раньше по вечерам ряженая молодежь и детвора колядовала, взяв с собой восьмиконечную рождественскую звезду. Они приходили к хозяевам с добрыми пожеланиями и получали от них угощения.
- До 14 января люди не выметают из дома мусор, только потом его сжигают. Считается, что так можно избавиться от ссор и проблем в доме.
- Многие по окончании святок сжигают солому или сено, тем самым как бы «изгоняя» Святки.
- Самой любимой традицией у женской половины считаются святочные гадания, ведь именно в это время открываются магические ворота, и можно подыскать ответ на волнующий вопрос, или узнать будущее.
Как я гадаю на Святки
Я выливаю в миску с водой растопленный кусочек воска. По получившейся фигуре можно узнать, что ждет в этом году. А положенные на ночь под подушку листочки с желаниями, утром подскажут одно, которое сбудется.
Святки на Руси, как проходят празднования
Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода — Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен — колядок, славящих Спасителя и Рождество.
Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.
Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.
Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.
А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.
В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.
В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.
В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.
Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.
Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.
Святочные гадания
В торжественную пору люди, вопреки страхам и запретам, пытались заглянуть в будущее. Чаще всего обряды проводились в ночи перед Рождеством, Крещением и Васильевым днем — 6,13, 18 января соответственно. Больше всего крестьян интересовало, будет ли год богат на урожай. В деревнях до сих пор живы такие приметы: если в Сочельник выпало много снега, весна наступит рано, а меда будет в изобилии. А вот Рождество без заморозков и вьюги грозит холодной весной.
Неизменной частью праздников были и остаются девичьи гадания. Самое распространенное состояло в том, чтобы бросить сапожок на дорогу. Куда укажет носок обуви, с той стороны и ждать жениха. Не менее популярно и гадание на тенях. Чистый лист бумаги нужно смять, выложить на тарелку и поджечь. Когда бумага почти сгорит, рядом с ней ставится свеча. В тени, которую лист отбросит на стену, можно увидеть картину будущего.
Гадания — неотъемлемая часть святок
Еще одно гадание выполняется с помощью двух зеркал, стоящих напротив. Ровно в полночь девушка должна сесть между ними, зажечь свечу и разглядеть в отражениях лицо суженого. Существует похожее гадание с обручальным кольцом. Незамужняя девушка бросает его в стакан воды и вглядывается в отражение внутри кольца. Простым способом узнать свою судьбу считается гадание на книге, как правило, Библии. Не открывая её, нужно загадать любую страницу и строку, а затем открыть и прочитать предсказание.
Чаще всего девушки ворожат в компаниях. Распространено гадание на нитях. Участницы отрезают кусочки одинаковой длины и поджигают их одновременно. Очередность потухания ниток указывает, кто первая выйдет замуж. Если огонек гаснет сразу или сгореает меньше половины нити, значит, что девушка останется одна. Кстати, традиция нырять в прорубь на Крещение появилась как средство смыть заработанные на святках грехи.
Гадание на зеркале
Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.
В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.
В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.
Зимние Святки: традиции
Святки, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят аж в VI век (и, возможно, еще в более раннее время). Но давайте по порядку.
Кстати, у славян есть еще и так называемые Зеленые святки.
Святки (или Святые вечера) можно разделить на две части, до Нового года, и после. Период времени до Нового года так и называется – Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения – Страшные вечера.
В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты.
Святые вечера – самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо – сочиво (канун, коливо или же просто – кутья). Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее.
Страшные вечера – время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни.
Святки – являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами – приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты.
Гадание на зеркале
Самое распространенное и известное гадание в домашних условиях с использованием зеркала. В древние времена зеркало считалось предметом роскоши, и наполнялось особенным, потусторонним смыслом. С помощью ритуалов, проводимых на зеркале со свечой, несколько затруднительно гадать на любовь мужчины, но можно попробовать заглянуть в ближайшее будущее, всмотревшись в собственное отражение, покрытое таинственным светом.
Гадание на зеркале со свечой на Рождество – попытка интерпретировать свои эмоции. Это гадание ранее довольно редко проводили в домашних условиях, выбирая пустое и темное, уединенное помещение.
Только если обряд проводится на любовь мужчины, нужно внимательно вглядываться в отражение – когда есть полная иллюзия прикосновений или присутствия кого-то за спиной – это примета к любовным приключениям, приходу в наступающем году долгожданного суженного-ряженого. Если же есть какое-то ощущение необычного, то гадание на Рождество на зеркале предвещает не любовь мужчины, а удивительное приключение.
В домашних условиях на Рождественские праздники можно гадать различными способами:
- С книгой – сентиментальным или любовным романом. Для этого ее открывают наугад, отсчитывают четырнадцатую строчку и интерпретируют по собственному разумению. В преддверии 2020 года – это может показаться несколько странным, но для некоторых людей такой метод привычен и в обычных условиях.
- Еще один известный способ узнать, насколько вероятно встретить в новом году любовь мужчины, романтические отношения, длительную связь или просто приятное времяпрепровождение, – гадание на Рождество с обручальным кольцом, подвешенным на нитке над блюдцем с чистой водой. На январь 2020 года, когда полно астрологов и медиумов, информационное пространство переполнено предсказаниями разного рода, толковать, как, «да и нет» параллельное или перпендикулярное качание обычного обручального кольца кажется наивным. Однако на протяжении столетий именно такое гадание считалось самым верным, дающим безошибочные ответы.
- Можно выйти на улицу ночью и спросить имя у первого встречного. Считается, что именно так будут звать будущего суженого, а по возрасту встреченного, можно еще и узнать, в каких он будет годах.
- В домашних условиях можно гадать и в сновидениях. Достаточно просто после постного ужина лечь спать и постараться запомнить увиденное. По нему можно узнать о характере будущего мужа – он может во сне ругаться, относиться с лаской, улыбаться, идти навстречу. Все это трактуется неоднозначно и зависит от контекста, увиденного.
Не менее простой принцип, если судить с позиций 2020 года, гадание в Сочельник на воске. Для него не нужно специфической обстановки, особенных условий и атрибутики.
Просто с белой свечи на блюдце с чистой водой в темноте капает воск, очертания которого дают простор воображению и толкованию. Как и при гадании на кофейной гуще, имея фантазию и хорошее зрение, в очертаниях воска на дне блюдца можно увидеть крест – предвестник нездоровья, монеты или сундук с богатством, звезду, которая свидетельствует о покровительстве высших сил и благосклонности Провидения.
В литературных произведениях и народных поверьях сохранились и другие виды гадания, которые можно счесть слегка устаревшими. Вряд ли кто-то станет бросать сапог за окошко с верхнего этажа высотного дома, чтобы узнать о своей судьбе – ведь так можно нанести травму случайному прохожему. Но погадать на воске или рисе, использовать таинственное зеркало, о котором все еще рассказывают невероятные страшилки, вполне можно, если не настраиваться на плохое заранее.
Обряды и поверья
У праздничных дней была и другая сторона, связанная с поверьями и ворожбой. Люди не сомневались, что в эту пору среди народа гуляют души предков, а вместе с ними — всяческая нечисть. Во избежание неприятностей наши прадеды следовали различным приметам. К примеру, в Рождественские дни надевали только новую и чистую одежду, разбрасывали по полу солому, а сноп сена (дидух) ставили в угол с иконами.
Дидух — праздничный сноп сена, использующийся в качестве оберега на Рождество
Чтобы следующий год принес урожай, домашнюю птицу кормили праздничной кутьей, а плодовые деревья в саду обвязывали лентами. Сор из дому нельзя было выносить с 6 по 14 января, а нарушение традиции грозило ссорами в доме.
Вторая неделя святок считалась часом разгула нечистой силы. В это время жилье окропляли свяченой водой, окуривали ладаном, а над дверью рисовали мелом крест
Внимание обращали и на сны, увиденные в святочные дни. Они расценивались как вещие
С приходом христианства в это время считалось всеобщим долгом помогать ближним, а бракосочетания разрешались только после завершения святок.
Святки на Руси история и традиции
Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.
Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта — грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет — все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.
Следующие семь святочных дней считались временем бесов — разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер — возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть — бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.
Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых — для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.
Традиционно, в самые первые дни праздника,
необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал — своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.
В Святки обязательно нужно было
вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.
В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.
Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.
Святые, или Страшные, вечера[править]
…Наступает вечер перед днем Рождества Христова, рождественский Сочельник (или Сочевник). Тьма сгущается и спускается на землю, покрывая своими тяжелыми тенями снега бело-пушистые. И вот, вспыхивает на востоке ярко-трепетным светом первая звезда. Ее-то и ждут — не дождутся, поскольку теперь только можно сесть в этот день за трапезу, веруя, что загорелась та самая звезда, что возвестила когда-то волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Поскольку продолжается еще рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе — сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары — вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, оладьи медовые да пироги постные. (А впереди еще две кутьи — под Новый Год и под Крещение). В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. (Каких-нибудь десять лет назад автор лично наблюдал, как это делают в деревнях по берегам Белого моря). Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы прохожие их видели, а также рассылались в подарок родным. Хранили их до Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.
С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).
Еще ночью начинают колядовать. «Коляда» (или «коледа») — слово загадочное, и по сей день нет ему ни одного надежного объяснения. Дело в том, что в разных областях России народ придавал этому слову самые различные понятия. Так, на севере называют колядою сам рождественский Сочельник, а колядованием — обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В Новгородской области колядой называют подарки, получаемые при хождении по дворам. На юге называют этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов «колядовать» означает — Христа славить. Если же обмолвится этим словом житель Смоленщины, в его устах оно имеет значение «побираться, просить милостыню».
Как бы то ни было, но ходили по дворам — колядовали на Святки — повсеместно, как в селах, так и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже государь Петр Великий, а тех, кто от него уклонялся, приказывал бить плетьми.
Когда-то по селам Московской губернии возили на санях Коляду — девицу, одетую поверх шубы в белую рубаху. И пели: «Уродилась Коляда накануне Рождества…». Но уже к началу ХХ века такие сложные действа заметно упростились, а потом свелись к минимуму. В первую святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…»
Подобные славословия были характерны главным образом для городов, в деревнях же бытовали несколько иные песни. Одни — идущие, вероятно, из самой глубокой древности, в которых рассказывалось, например, о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сынойка родить; Сына вродила, в море скупала…» Другие — отличающиеся какой-то чисто деревенской непосредственностью: «Кто не даст пирога — Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны…»
И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством. Уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка — на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка, ведь ее на вынос не дают. После застолья начинались игрища, гадания, хороводы.
Время торжеств
Святки, или святые вечера, — период между двумя большими церковными двунадесятыми праздниками: Рождества Христова и Крещения Господня. Позади ограничения Рождественского поста. Пришла пора всеобщего веселья, народных гуляний да молодёжных забав. Казалось, что все вокруг радовалось рождению Богомладенца, свершившемуся в ночь на 7 января по новому стилю. Канун этого дня — предпраздничный вечер 6 января — открывал собой Святки. К тому времени крестьяне заканчивали все работы по дому, накануне праздника они гуляли и отдыхали до самой поздней ночи, а то и до утра в память о случившемся рождественской ночью событии. Во времена язычества в дни зимнего солнцеворота наблюдающие за светилом славяне праздновали его обновление. С приходом христианства стали говорить, что на Рождество Солнце «играет», а Иисуса Христа (что совпадало с церковным писанием) называли «Солнцем правды». На самые короткие дни выпадала и встреча Нового года — с 31 декабря на 1 января по старому стилю. По новому стилю — это ночь с 13 на 14 января, любимый всем русским народом старый Новый год. А завершал Святки великий праздник Крещения Господня — 19 января по новому стилю. Коляда, коляда накануне Рождества В старину на Руси Колядой называли божество нового года, воплощение зимнего солнцеворота и поэтического представления о рождении маленького светила. Это имя предположительно восходит к древнеславянскому «коло», что значит «круг», «колесо», ассоциируемые с солнцем. В течение нескольких дней славяне зажигали костры, закатывали на гору горящее колесо, помогая тем самым нарождающемуся светилу набирать обороты. Коляда представлялась крестьянам девицей, одетой поверх шубы или платья в белую рубаху, или удалым парнем. Издавна в дни зимнего солнцеворота Коляду в поселениях встречали песнями-колядками. Пришедшее на смену празднованию солнцеворота Рождество переняло часть его древних обычаев, в частности песнопения. Только теперь они стали посвящаться «Солнцу правды» — Иисусу Христу. «Христос родился — славьте!» — обращались церковники к народу. Уже с предрождественского вечера, сочельника, по деревням начинали ходить христославы. Парни, девушки и дети брали самодельную прикреплённую к палке звезду — символ Вифлеемской звезды, восхождение которой ознаменовало рождение Богомладенца, зажжённые свечи и ходили по дворам, славя великое для православного мира событие. Как правило, христославы исполняли тропарь Рождества и другие славящие Иисуса духовные песнопения, присказки. И, конечно же, вспоминали Коляду: «Уродилась Коляда накануне Рождества…». И не забывали о поздравлениях и тёплых пожеланиях гостеприимным хозяевам. Повсеместно приход христославов являлся добрым знаком, сулящим благополучие в течение предстоящего года. В ответ их угощали сладостями, обрядовой выпечкой — всем, что попросят в своих присказках колядовщики, а также одаривали деньгами. Отказывать было не принято, дабы избежать дурных пожеланий, имевших в это время особенность исполняться. Например, такого: «Не подашь пирога, так и нет живота (жизни)». Рождественским утром в деревнях все славили Христа. Колядки в честь появления Богомладенца продолжались несколько дней, затем их сменяли новогодние песни — щедровки, сопровождаемые обрядом посевания.