Сюрреализм

Сюрреализм в кино

СюрреализмКадр из последовательности снов, разработанный Сальвадором Дали,
фильм «Заворожённый», Режиссёр: Альфред Хичкок, 1945 г.

Сюрреализм дал возможность кино превратиться в самостоятельную форму визуального искусства. Сюрреалистические фильмы отказались от линейных повествований и сюжетов, структур, заимствованных из литературы, и тем самым сделали революцию в кино.

Авторы не просто рассказывают зрителю какой-то сон или историю, а показывают весь процесс, это: нелогичные и иррациональные разрушения, беспокоящие образы, отрицая цензуру или логику бодрствующего сознания или морали. Как и многие сны, сюрреалистические картины очень сложно, порой невозможно, интерпретировать.

А герои в них зачастую показывают недостаток воли или бессилия, терпят потерю контроля и полностью смиряются с положением сна.

Также сюрреалистическим фильмам характерны:

  • шокирующие образы;
  • нападение на традиционные институты общества (такие как религия, семья или брак);
  • сильные чувства тоски, любви и сексуального желания;
  • самые неуместные или абсурдные образы как наглядные и конкретные факты.

Примеры сюрреалистических фильмов:

  • «Андалузский пёс» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1929 г.);
  • «Золотой век» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1930 г.);
  • «Призрак свободы» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1974 г.);
  • «Полуденные сети» (Режиссёры: Майя Дерен, Александр Хакеншмид, 1943 г.);
  • «Алиса», (Режиссёр: Ян Шванкмайер, 1987 г.).

Что такое сюрреализм?

Сюрреализм дословно обозначает «совмещение сна и реальности». Направление искусства, ставящее своей целью возвышение духа и отделение его от материального.

Сюрреалисты творили, не обращая внимания на привычную и традиционную эстетику. Часто в этом им помогали гипноз, алкоголь и различные наркотические вещества. Причудливое и несоответствующее принятым в обществе стандартам — основная движущая сила сюрреалистического искусства.

История сюрреализма

Данное направление зародилось во Франции в 1920 гг. под влиянием теории австрийского психоаналитика З. Фрейда и оказало огромное влияние на всю современную западную культуру.

Предшественником сюрреализма являлся дадаизм. Сторонники движения смотрели на искусство как на развлечение для низших сословий. Часто проводили акции, целью которых было шокировать публику или создавали работы из найденного под ногами мусора, малевали на заборах каракули, выкрикивали нечленораздельные слова и звуки. Дадаисты первыми придумали рисовать картины, бросая на холст краски.

В качестве источника своего вдохновения сюрреалисты использовали энергию своего подсознания. В соответствии с теорией психоанализа, сильнее всего, такая энергия проявляется в различных пограничных состояниях разума, таких как, например, нездоровый бред, погружение в гипнотический сон. Образы, создаваемые в таких состояниях сознанием тонких творческих натур, часто носили абсурдные, фантасмагоричные и парадоксальные черты. Что и переносилось позже на холсты, бумагу и кинопленку.

В сюрреализме выделяются два наиболее полно характеризующих его направления:

  • первое проявилось как эксперимент над самим процессом создания традиционных произведений искусства. Изменение уже привычных образов путем внесения в них элементов произвольной формы и абстракций;
  • второе направление представляет собой непосредственный перенос на полотно картин, рожденных подсознанием. Данное направление характеризуется наибольшим отрывом от реальности.

Несмотря на то, что сюрреалистическая живопись стремится к максимальному удалению от материальной составляющей, работы художников-сюрреалистов по-прежнему подчинены законам классической академической живописи. Перспектива, передача света и тени — все это соседствует с фантастическими абстракциями.

Основная идея сюрреализма — это идея бунтарства. Идея того, что материальный мир — это только малая ограниченная часть реальности, доступной человеку через подсознание. Внутренний мир, напротив, границ не имеет. Именно поэтому характерными для стиля являются парадоксы в сочетании форм и цветов, аллюзии и визуальный обман. Именно здесь можно видеть растекающиеся камни и невозможной формы животных, словно выпавших из сна.

Сюрреализм прекратил существование во второй половине ХХ века. Он оказал громадное влияние на все авангардное искусство последующих десятилетий. Первым открыл для живописи мир подсознательного и породил целую плеяду выдающихся деятелей искусства. Его влияние видно в современном кинематографе, фотографии, живописи, архитектуре и литературе.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм — это я!»

 Ярчайшим представителем направления сюрреалистической живописи является, несомненно, испанский художник Сальвадор Дали. Мало кто знает, что Дали был не только художником, но и скульптором, писателем и режиссером. Однако наибольшую известность он обрел именно как живописец.

Дали был очень неординарной личностью даже для своих коллег по цеху. Дали был большим приверженцем теории сна. Он садился за холст после пробуждения, пока сознание еще не освободилось от образов, навеянных сновидениями. Иногда он просыпался и работал ночью. Фактически, его метод соответствовал одному из приемов Фрейда: записывать мысли сразу же после пробуждения. Только вместо записи слов Дали зарисовывал образы.

Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики. Только чистое творчество и чистый сюрреализм

Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера». Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе

С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности. Все творчество художника было похоже на безумный эксперимент с европейскими ценностями начала ХХ века. Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор.

Сюрреализм в фотографии

Если забыть о том, что фотография должна изображает реальность, перед нами появится совершенно другое психологическое, философское и художественное «поле».

СюрреализмФотограф Нико Глассман

Сюрреалистические фотографии описывают по-разному: странными, необычными, нереальными, своеобразными, нелогичными, иррациональными, галлюцинаторными, удивительными, поразительными, дезориентирующими, расстраивающими, похожими на сны, даже беспокоящими и анархистскими.

Они стирают границы между реальностью и фантазией, показывают вещи, которые невозможны в обычной жизни. Они вызывают яркость воображения, что ведёт к интерпретациям мира, выходящим за пределы нашего обычного восприятия.

Сама приставка из французского «sur» кричит о реальности за пределом, выше и больше, чем знакомая нам реальность.

Фотографы сюрреалисты:

  • Ман Рэй (1890–1976; художник, фотограф и кинорежиссёр);
  • Морис Табар (1897–1984);
  • Ханс Беллмер (1902–1975; график, скульптор, фотограф, иллюстратор, писатель);
  • Дора Маар (1907–1997; художница, фотограф);
  • Эрик Йоханссон (родился в 1985 г.).

Узнайте, что такое Абстракция, Культура и Искусство.

История сюрреализма

Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) сформировался как отдельное направление в европейском искусстве в 20-х гг прошлого века в послевоенной Франции. Его основоположником принято считать Андре Бретона (André Breton). Предвестником нового движения стало сочинение «Магнитные поля», а после публикации в 1924 году «Манифеста сюрреализма» движение обрело четкую программу и признанного лидера.

Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) «Сад земных наслаждений» переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации, странные чудовища и сложные машины для пыток.

Сюрреализм

Кисти Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) принадлежат фантасмагорические циклы «Времена года» и «Четыре элемента». На них художник изобразил аллегорические портреты человека, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма.

Сюрреализм

Непосредственным предшественником направления «сюр» в искусстве был дадаизм. Многие представители французской школы этого нигилистического движения впоследствии стали сюрреалистами. Значительное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Одилона Редона (Odilon Redon). Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в философии Фридриха Ницше и работах по психоанализу Зигмунда Фрейда.

Первая выставка «сюр» была организована в Париже в ноябре 1925 года. В это же время в Бельгии начал издаваться специализированный журнал Correspondance. В 1929 году из Испании во Францию переезжает Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и примыкает к группе Андре Бретона.

Сюрреализм

В конце 20-х — начале 30-х гг прошлого столетия в направлении назревает первый серьезный кризис. Причиной этому послужила активная политическая позиция лидера. Андре Бретон становится ярым сторонником левых троцкистских убеждений, вступает в Коммунистическую партию Франции. В это время часть сюрреалистов покидает движение.

Всемирную известность направление снискало на международных выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1936 г), Токио (1937 г), Париже (1938 г). А начало Второй Мировой войны многими экспертами искусства расценивается как окончание организованного движения «сюр».

В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются.

Сюрреализм

В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.

Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализма: Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрел фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — еще один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретенный Эрнстом, развил Эстебан Франсес.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — фильмы Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

Сюрреализм в литературе

Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:

  • автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель «плывёт по течению» своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
  • сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
  • иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
  • бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
  • ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
  • сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
  • революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
  • дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было «лидера» как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.

Сюрреализм в живописи

СюрреализмПольский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)

В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.

Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.

Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.

Художники-сюрреалисты:

  • Сальвадор Дали;
  • Жоан Миро;
  • Леонора Каррингтон;
  • Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
  • Рене Магритт.

Знаменитые художники-сюрреалисты

О признанных мастерах сюрреалистического стиля в живописи можно рассказывать долго и интересно. Но формат нашей статьи позволяет лишь вкратце рассказать о некоторых из них:

Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico). Его первые сюрреалистические работы увидели свет еще до официального появления нового течения в живописи. Картины метафизического периода творчества художника оказали сильное влияние на Ива Танги и Рене Магритта.

Сюрреализм

Андре Массон (André Masson) — яркий представитель автоматического стиля рисования. Художник смело экспериментировал с техниками и материалами, использовал при написании картин новаторские технологии.

Сюрреализм

Вольфганг Паален (Wolfgang Paalen) — изобретатель нового художественного приема — фюмажа. Эта техника рисования заключается в создании изображения на холсте или бумаге при помощи следов копоти от горящей свечи.

Сюрреализм

Рене Магритт (René Magritte) — необычный представитель жанра. Художник не любил, когда его называли сюрреалистом и именовал себя основателем новой школы — магического реализма.

Сюрреализм

Ив Танги (Yves Tanguy) никогда не обучался живописи, в молодости служил моряком торгового флота. В его творчестве преобладают морские пейзажи с романтическими мотивами.

Сюрреализм

Сальвадор Дали — самый известный представитель жанра. Отличался огромной трудоспособностью, написал более 1500 художественных произведений. Еще при жизни добился коммерческого успеха и даже придумал дизайн упаковки знаменитого на весь мир леденца «Чупа-Чупс».

Сюрреализм

История сюрреализма

Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.

Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.

Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.

Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.

СюрреализмНа фото Андре Бретон

Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.

Синонимы

Здесь особенно пригодятся слова-замены. Иногда, конечно, этот подраздел кажется формальностью, но не теперь, когда рассматривается столь сложное понятие. Синонимы действительно необходимы. Итак, вот они:

  • абсурдный;
  • волшебный;
  • магический;
  • нереалистичный;
  • сновидческий.

К сожалению, дать однозначное толкование прилагательному «сюрреалистичный» – это иногда трудная задача. Но обычно люди употребляют его в значении «абсурдный». Вряд ли кто-то лезет в словари и читает об истории движения, которое основал Андре Бретон. Хотя не исключаем, что могут быть и такие люди. Тогда последние используют термин с полным пониманием.

Творчество Сальвадора Дали

Один из самых ярких представителей направления – Сальвадор Дали. В своих работал он умудрялся сочетать и классические каноны, и сюрреалистические идеи. Он, подобно Фрейду, старался сразу после сна погружаться в работу, записывая яркие образы. Только сохранял их не на бумаге с помощью слов как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.

Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?

Одна из самых узнаваемых его работ – «Постоянство времени». У нее есть и другое название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На циферблатах, которые как будто начали плавиться в пустыне, мы видим разное время. Картина наталкивает на мысли о быстротечности всего происходящего и смертности.

СюрреализмСальвадор Дали “Постоянство времени” (Мягкие часы)

Живопись Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать. Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».

Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.

Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:

  1. Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника.
  2. Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах.

СюрреализмРене Магритт “Силуэт”

Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.

СюрреализмКартина “Влюбленные”

Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.

«Трасса 60» (2002)

Фильм вышел давно, уже лет 15 минуло с тех пор. Но в пространстве культуры время уже не имеет такого значения. Самое интересное остается, а проходное пропадает и выпадает из человеческого обихода и исчезает из памяти. Но «Трассу 60» продолжают смотреть. И не в последнюю очередь потому, что к фильму применимо прилагательное «сюрреалистичный». Это станет очевидно, если обратиться к материалу вновь, или же в первый раз насладиться кинокартиной.

И даже главный герой, Нил Оливер, произносит слово «сюр», когда проходит собеседование при приеме на «работу». А это явная отсылка к нашей сегодняшней теме. И тут нужно вернуться к тому, что «сюрреализм», как понятие и определенное ощущение от бытия, фактически не имеет аналогов. Да, люди говорят «сюр», когда им становится очевидна абсурдность существования, но все же философский абсурдизм (А. Камю, Л. Шестов) или литературный (Д. Хармс) имеет мало общего с подлинным сюрреализмом.

Что стоит добавить? Словосочетание «сюрреалистичное впечатление» ближе, скорее, к магическому ощущению. Но здесь нет никаких канонов. Теперь читатель знает историю движения и его основные идеи и может сам прекрасно понять, что такое сюрреализм. Подлинное освоение некоторых знаний дается не так-то просто, потому что они сложны сами по себе.

Сюрреализм

Сюрреализм – это…

Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. Основателем считается Андре Бретон (1896-1966). Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность». Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой. Две противоположные сущности соединялись в причудливых коллажах совсем так, как это бывает обычно во сне, либо перемещением нехудожественных, обыденных предметов в художественную среду, таким образом творилось искусство. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made.

Неудивительно, что представители движения хотели свободы и революции, но прежде всего — перестройки сознания, справедливо полагая именно ее началом всех перемен. Какой смысл помещать человека в новые условия бытия, если он еще ментально к этому не готов? Правильно, никакого! Для того чтобы полнее понимать, что означает сюрреалистичный, необходимо глубже проникнуть в идеи самого движения. Рассмотрим последние хотя бы немного.

Сюрреализм

Литература

  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы / Сост., комм. и пер. С. Исаева и Е. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994.
  • Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. — М.: РГГУ, 2012.
  • Пикон Г. Сюрреализм. — Bookking International, Editions D’Art Albert Skira S.A., 1995.
  • Пинковский В.И. Поэзия Робера Десноса. — Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2014.
  • Пинковский В.И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. — Магадан: Кордис, 2007.
  • Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  • Энциклопедический словарь сюрреализма / Сост. Т.В. Балашова, Е.Д. Гальцова. — М.: ИМЛИ РАН, 2007.
  • Brodskaia N.V. Surrealismus. — New York: Parkstone Press International, 2009. — 255 стр. (На нем., англ. и фр. языках.)
  • Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / Сост. и предисл. Ги Жирара; пер. под ред. С. Дубина. М.: Гилея, 2018

Работы Фриды Кало

Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатострофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.

СюрреализмХудожница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография

Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.

Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга.

СюрреализмКартина “Две Фриды”

«Алиса в Стране чудес»

Кстати, говоря о сновидческой реальности, никак нельзя забыть замечательное произведение Льюиса Кэрролла. «Алиса в Стране чудес» — это сюрреализм до его официального признания. А что? Все черты на лицо. Разве что эротики в сочинении никакой нет. Но, надо понимать, что, во-первых, это — Викторианская эпоха, а во-вторых, это все-таки сказка для детей. Хотя первоначальный адресат, то есть ребенок, в ней мало что поймет. Вернее, ему недоступна вся глубина насмешки автора над действительностью. Сюрреалистичное впечатление прозы улавливается без труда. Наверное, Льюис Кэрролл был предтечей сюрреализма, так или иначе. Но согласимся и с тем, что поместить действие истории в сон – это удобный прием. Если будет критика, всегда можно сказать: «Это сон, только сон». Какие в таком случае могут быть претензии к автору? Правда, в Советском Союзе уловка работала не всегда.

Сюрреализм

Итак, мы поняли, что значит сюрреалистичный. Нельзя сказать, что прилагательное востребовано широкими массами, но иногда оно используется. Остается еще одно белое пятно в проблематике: может ли быть сюрреалистичным кошмар? Однако этот вопрос мы намеренно оставляем без ответа, чтобы читателю было о чем подумать холодным летом 2017.

Вчера и сегодня

Творчество не стоит на месте, представители искусства постоянно ищут новые формы. Какой он – современный сюрреализм? На смену ему пришли новые направления – такие как реализм, неосюрреализм и виженари арт.

Запоминаются оригинальные работы Олега Шупляка. Каждый созданный им портрет – это иллюзия. Если подойти поближе к полотну и присмотреться, то становится понятно, что в одной картине скрыто две истории.

СюрреализмОлег Шупляк за работой

Картины сюрреалистов – это монологи художников на полотнах, в которых они приоткрывают зрителям свое видение мира, делятся страхами, сомнениями и болью.

СюрреализмХудожник-сюрреалист Сергей Лайск. Картина “Я&R”

Представители этого направления уделяют большое внимание быстротечности человеческой жизни и душевным переживаниям, которые находят в искусстве особое воплощение. Живописцы учат зрителей искать новые смыслы и разгадывать тайны, ограниченные рамками, но невероятно глубокие по смыслу

Идеологическая основа и основные темы

Сюрреалисты, не стесняясь, экспериментировали: творили под гипнозом, алкогольным и наркотическим дурманом, морили себя голодом – и все это только для того, чтобы разогнать собственное бессознательное. Термин Фрейда здесь неслучаен, так как именно его идеями вдохновлялись сюрреалисты, но не все. Например, Рене Магритт спокойно относился к учению о бессознательном. Кстати, его картина — на первом фото. Читатель ее наверняка знает.

Сюрреалистов интересовали в первую очередь магия, эротика, подсознание. От этого перечисления уже захватывает дух. Поэтому неудивительно, что сюрреализм остался в культуре и в языке. Читатель уже, наверное, подумал, что мы забыли, зачем вообще здесь собрались. Но нет, мы помним: от нас ожидается объяснение прилагательного «сюрреалистичный». Это проблемой не является, ведь мы уже знаем основное содержание учения, от которого оно и пошло. Всё очень просто. Сюрреалистичный — не имеющий отношения к реальности, по крайней мере, к той, которой привыкли все. Это действительность, иная, другая, насыщенная.

Сюрреализм