Ширк

Зарождение ширка

Ширк

Что такое ширк, уже понятно, теперь нужно разобраться, откуда данный грех берет свои корни. Появлению ширка предшествует интересная история, описанная в Коране. Там говорится о добропорядочных людях, у которых было много последователей. Но, когда они умерли, почитатели решили сделать их изображения и поклоняться им, не прерывая, таким образом, связь со своими учителями. Но время шло, умерли и их последователи, оставив после себя потомков. В жизни последних появился иблис и внушил им, что их предки выражали почтение тем добрым людям только для того, чтобы пошел дождь, то есть они просили благополучных условий для себя. После этого потомки стали поступать так же. Это начало передаваться из поколения в поколение. Стратегия коварного иблиса сработала: он умело ввел все человечество в ширк.

Подвиды большого ширка

Большой ширк все же условно можно подразделить на несколько пунктов:

  1. Понятие, что кроме единого Господа есть еще кто-то, кто создал, владеет или управляет всем тем или частью того, что сотворил Аллах. Этот подвид не так сильно распространен, как другие, даже язычники, которые были довольно агрессивно настроены, признавали, что миром правит исключительно Аллах. Именно эту идею мало кто отрицал, поэтому с вышеприведенным утверждением согласных было очень мало. Удивляет, что и в наше время осталось наследие ширка. Примером является доверие к предсказаниям по звездам. Это и есть банальные гороскопы, которые все так любят читать на досуге.
  2. Когда люди наделяют качествами, которые принадлежат только Аллаху, других живых и неживых существ. То есть в таких неоспоримых качествах Аллаха как Всевидящий, Всезнающий, Всепрощающий, Всепривлекающий и т. д. Такие возвышенные качества в полном их проявлении имеет только Господь. Такие способности больше не присущи другим созданиям. Иногда названия качеств Аллаха и человеческих добродетелей могут быть схожими. В частности, наиболее Милостивый, самый Милосердный, Всеведующий и т. д. Но божественные качества идеальны, Господь не может иметь несовершенств. Именно эти качества не имеют каких-либо недостатков. Что касается людей и других живых созданий, то все эти проявления условны, неполноценны, не похожи на качества Всевышнего. Более того, в человеке они проявляются также по милости Господа. Именно это предание говорит о четкости осознания того, что делает человек. Необходимо разумно подходить к своим поступкам, думая о решениях Аллаха.
  3. Это предание говорит о поступках человека по отношению к самому Аллаху. Человек не должен любить кого-то больше, чем Всевышнего. Также нельзя совершать и другие подобные вещи, которые может позволить себе только Аллах. Если объединить все вышесказанное, то это получается один большой ширк. Таким образом, человек может думать, что поклоняется исключительно Аллаху. Но на самом деле находятся еще какие-то покровители.

Виды ширка

Ширк

Как уже было ранее сказано, ширк имеет огромное распространение: случается такое, когда люди любят кого-то так же, как и Господа, и кого-то боятся так же. Всевышний говорит о том, что есть такие люди, которые идолам служат и поклоняются больше, чем Аллаху. Они сами их создают. Сам Господь говорит, что такие личности будут страдать и испытывать тяжкие мучения. Но поистине верующие любят Бога больше.

Существует множество видов ширка, и каждый из них имеет огромное значение для духовного прогресса истинного мусульманина. К основным видам ширка относятся следующие убеждения:

  1. На все вещи влияют какие-то причины из материального мира. Этому часто следуют философы, которые устанавливают причинно-следственные связи и не видят за ними руки Аллаха.
  2. Совершение хороших деяний не ради Господа, а для собственной славы.
  3. Демократия противоречит всем принципам ислама.
  4. Вера в иного Бога, помимо Аллаха.
  5. Иметь опасения, что какие-то неблагоприятные знаки скажутся на судьбе человека.
  6. Носить амулеты и другие защитные талисманы.
  7. Устраивать поклонения предкам.
  8. Проводить праздники на могилах или молиться там.

Монотеизм

Ширк

Именно так переводится с арабского языка слово «таухид» — «единобожие». Арабы обозначают его как توحيد. Что такое таухид в исламе? Это исламский термин, которым обозначают один из догматов, говорящий о единстве Аллаха и его единственности. Данный догмат относится к фундаментальным. Прежде всего, он отрицает политеизм, называемый ширк.

Таухид гласит, что не существует другого Бога, кроме Аллаха. Слово «таухид» происходит от глагола «ваххада», который имеет два значения. Первое из них – «делать что-то единым», а втрое – «делать что-то единственным».

Для того чтобы уяснить основы таухида, следует сначала рассмотреть тесно связанные с ним понятия. Первым из них является «Аллах».

Поклонение Аллаху – неотъемлемая часть таухида

Неотъемлемая часть доктрины единобожия по исламу — это то, что верующий должен служить и совершать акты поклонения Всевышнему. Никому и ничему не должны быть посвящено поклонение, кроме Него, поскольку только Единый Бог заслуживает этого. Только конкретные обряды служения и поклонения Аллаху являются актами служения Богу, и вся жизнь верующего человека должна быть посвящена служению Аллаху: жизнь мусульманина должна быть наполнена поступками, преисполненными верой и почитанием Всевышнего. Все повеления Создателя должны исполняться человеком неукоснительно. Мусульманин должен воздерживаться от того, чтобы совершать запретные вещи.

Имена, атрибуты и качества Аллаха

Атрибуты присущи Всевышнему, но не являются от Его сущности чем-то отличным. Всевышний может иметь разные имена, но они также относятся к атрибутам Бога. Аллах – это имя, которым Всевышний сам чаще всего называет Себя.

Обязанность мусульманина – верить во все имена Всевышнего и Его качества (они упомянуты в аятах Священной Книги Коран и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ), и не приписывать ни одному из творений Аллаха качества и имена Бога. Понимать имена и качества Всевышнего следует так, как они были описаны в коранических текстах или достоверных хадисах, не толковать их по-другому и не игнорировать их истинное значение, не уподоблять качествам и именам других творений и не придавать материальную форму им.

Таухид в исламе предполагает, что только у Бога есть абсолютная ничем не ограниченная сила, могущество, власть создавать любые формы природы, как живой, так и неживой, а также уничтожать эти формы. Всевышний не создал этот мир для забавы – глубоким смыслом наполнено всё и все, кого Он создал. В создании и сотворении этого мира Всевышний следовал Своему изначальному плану.

Бог обладает неограниченной властью, но Он не только основатель этого мира, но и управляет всем тем, что в мире происходит: творения Всевышнего только благодаря Ему получают все то, что необходимо для жизнедеятельности. Всевышний – не только Творец, но и Хранитель, а также Заступник и Дарующий.

Бог также является тем, кто милостив к своим творениям, но кто будет наказывать грешников в Судный день, воздав каждому по его делам.

Коран

Исламские комментаторы Корана подчеркивали, что доисламское арабское идолопоклонство сделало ряд божьих, наиболее памятными из которых являются три богини Манат , Аль-Лат и Аль-Узза , равноправными соратниками Аллаха (как говорится в Коране в 53 сурате ) и слово мушрикун (единственное число: мушрик ) часто переводится на английский как «политеисты».

Коран и что народ Нуха в сообществе бы сказать , в попытке со стороны идолопоклонников игнорировать и издеваться Нуха. «Они (идолопоклонники) сказали:« Ты не должен оставлять своих богов, и ты не должен оставлять Вадд , Сува , Ягут , Яук и Наср »(Коран Нух 71:23).

Другие формы ширка включают поклонение богатству и другим материальным объектам. Об этом говорится в Коране в « Аль-Араф» в одной из историй о детях Израиля , когда они взяли золотого тельца для поклонения, и в чем Моисей приказал им покаяться.

Другая форма ширка, упоминаемая в Коране Ат-Тауба, заключается в том, чтобы на практике брать религиозных деятелей, монахов, богословов или религиозных юристов в качестве Господа (ов), следуя их доктринам и / или следуя их постановлениям о том, что является законным, когда это противоречит закону или доктринам, предписанным откровением Аллаха.

Отличие единобожия в исламе от концепции христианства и иудаизма

Основной принцип таухида – это утверждение единобожия, того, что Аллах – Один Бог, является Творцом всего сущего, и все, что происходит во всех уголках Вселенной, происходит по его Слову и Его волей, исполняют которую ангелы. Таухид подразумевает, что Творец не имеет начала и конца, он вечен, и нет других богов помимо Творца Единого. Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, но в Нем нуждается все сущее.

По исламу, те представления о Боге, которые лежат в основе христианства: его ипостаси – Отец, Сын и святой Дух, противоречат таухиду, и ислам отвергает эти представления, также как отвергаются представления о том, что Бог может иметь сыновей или дочерей (христиане считают, что Иисус – сын Божий). В суре Священного Корана «Искренность» («Ихлас») опровергаются христианские утверждения: «Скажи: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»». В данной суре отражается во всей своей полноте концепция единобожия.

Основные постулаты единобожия указаны в суре Священного Корана «Искренность»

Иудеи же утверждают, что Бог избрал только один народ и благоволит к нему, однако последний Пророк Мухаммад ﷺ был отправлен Всевышним Аллахом, как милость для всего человечества.

Подвиды большого ширка

Большой ширк все же условно можно подразделить на несколько пунктов:

  1. Понятие, что кроме единого Господа есть еще кто-то, кто создал, владеет или управляет всем тем или частью того, что сотворил Аллах. Этот подвид не так сильно распространен, как другие, даже язычники, которые были довольно агрессивно настроены, признавали, что миром правит исключительно Аллах. Именно эту идею мало кто отрицал, поэтому с вышеприведенным утверждением согласных было очень мало. Удивляет, что и в наше время осталось наследие ширка. Примером является доверие к предсказаниям по звездам. Это и есть банальные гороскопы, которые все так любят читать на досуге.
  2. Когда люди наделяют качествами, которые принадлежат только Аллаху, других живых и неживых существ. То есть в таких неоспоримых качествах Аллаха как Всевидящий, Всезнающий, Всепрощающий, Всепривлекающий и т. д. Такие возвышенные качества в полном их проявлении имеет только Господь. Такие способности больше не присущи другим созданиям. Иногда названия качеств Аллаха и человеческих добродетелей могут быть схожими. В частности, наиболее Милостивый, самый Милосердный, Всеведующий и т. д. Но божественные качества идеальны, Господь не может иметь несовершенств. Именно эти качества не имеют каких-либо недостатков. Что касается людей и других живых созданий, то все эти проявления условны, неполноценны, не похожи на качества Всевышнего. Более того, в человеке они проявляются также по милости Господа. Именно это предание говорит о четкости осознания того, что делает человек. Необходимо разумно подходить к своим поступкам, думая о решениях Аллаха.
  3. Это предание говорит о поступках человека по отношению к самому Аллаху. Человек не должен любить кого-то больше, чем Всевышнего. Также нельзя совершать и другие подобные вещи, которые может позволить себе только Аллах. Если объединить все вышесказанное, то это получается один большой ширк. Таким образом, человек может думать, что поклоняется исключительно Аллаху. Но на самом деле находятся еще какие-то покровители.

Богословское толкование

Средневековые мусульманские и еврейские философы отождествляли веру в Троицу с ересью ширка на арабском языке (или шитуф на иврите), что означает «ассоцианизм», в ограничении бесконечности Бога, связывая его божественность с физическим существованием.

В теологическом контексте человек совершает ширк , связывая какое-то меньшее существо с Аллахом . Этот грех совершается, если кто-то воображает, что есть партнер Аллаха, которому он подходит для поклонения . В Коране сказано: «Аллах не прощает того, что партнеры должны быть установлены с Ним, но Он прощает все остальное, кому Он хочет, чтобы объединить партнеров с Аллахом — значит изобрести самый ужасный грех» (Коран Ан- Ниса 4:48).

Некоторые последователи суфистской интерпретации ислама склонны рассматривать веру в любую другую силу, кроме Бога, как разновидность политеизма ( ширк ). Это касается не только ложных богов , но и веры в другие источники существования. Убеждения, обычно принимаемые монотеизмом , такие как дьявол как источник зла или свобода воли как источник ответственности Божьего творения, приравниваются к вере в другие силы, кроме Бога, и поэтому осуждаются.

Статус Людей Книги ( ахл аль-китаб ), особенно евреев и христиан, по отношению к исламским представлениям о неверии неясен. Чарльз Адамс пишет, что Коран упрекает людей Книги в куфре за то, что они отвергают послание Мухаммеда, хотя они должны были быть первыми, кто принял его как носители более ранних откровений, и выделяет христиан за пренебрежение доказательствами единства Бога. Коранический стих Аль-Майда 5:73 («Конечно, они не верят [ кафара ], которые говорят: Бог — третий из трех»), среди других стихов, традиционно понимается в исламе как отказ от христианской доктрины Троицы , хотя современная наука предлагает альтернативные интерпретации. Другие стихи Корана решительно отрицают божественность Иисуса Христа , сына Марии, и упрекают людей, которые считают Иисуса равным Богу, как неверующих, которые будут обречены на вечное наказание в аду . Коран также не признает атрибут Иисуса как Сына Божьего или самого Бога, он уважает Иисуса как пророка и посланника Бога, посланного детям Израиля. Некоторые мусульманские мыслители, такие как Мохамед Талби , рассматривали самые крайние коранические представления догм о Троице и божественности Иисуса ( Аль-Майда 5:19, 5: 75-76, 5: 119) как нехристианские формулы, которые были отвергнуты церковью.

Сирил Глассе критикует использование кафируна [мн. из кафиров ] для описания христиана как «рыхлое использование». Согласно энциклопедии ислама , в традиционной исламской юриспруденции , Ахль аль-Китаб являются «обычно считается более снисходительно , чем другие кафиров [пл. От кафиров ] …» и «в теории» мусульманин совершает наказуемое преступление , если он говорит Еврей или христианин: «Ты неверующий».

Исторически сложилось так, что люди Книги, постоянно проживающие под исламским правлением, имели право на особый статус, известный как зимми , в то время как те, кто посещали мусульманские земли, получали другой статус, известный как муста’мин .

После восемнадцатого века, с ростом ваххабизма , ширк стал применяться в гораздо более широком диапазоне, тогда как раньше, например, участие в политических делах, чуждых исламу, или соблюдение религиозных обычаев, как считалось, не укоренились в исламе.

Изначальное определение

Ширк

Что такое ширк? Если взять во внимание арабский язык, то данное слово используется в смысле соучастия. То есть, если понимать буквально, можно сделать вывод, что человек стал участником какого-либо происшествия

Так, человек может участвовать, например, в совместном возделывании земли. Известно, что один из пророков разрешил когда-то использовать людям землю. Таким образом, появилось выражение – «мы бы желали иметь с вами ширк». Прямым смыслом этого выражения является согласие принимать участие в работах на земле. А вот косвенно выражение можно расшифровать как желание принимать участие в формировании рода и потомства.

Достоинства Таухида

Единобожие является причиной любви Всевышнего Аллаха к Своим рабам, а также причиной любви людей к Богу.

В основе единобожия – защита Всевышнего и Его покровительство человеку, который уверовал в Единого Бога. Человек, уверовавший в Единого Бога, имеет спокойствие в своем сердце, оживляет свою душу, наполняя ее ощущением безопасности. Чувство безопасности дарует верующему человеку единобожие, ведь в суре «Свет» сказано, что тех, кто уверовал в Единого Бога и ведет праведную жизнь, Аллах сделает наместниками на земле, одарит возможностью исповедовать религию ислам, которая была Им одобрена, а страх их сменит на безопасность.

Из всех благих деяний на земле лучшим является единобожие. В подтверждение тому – хадис, переданный ат-Тирмизи, в котором рассказано о том, что когда человек воскреснет по наступлении Судного Дня, и перед ним развернутся девяносто девять книг, в которых будут перечислены его грехи, и каждая из книг будет до горизонта, но только одно его благое дело – свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк Аллаха и раб Его, — перевесит все грехи человека, указанные в этих книгах, являясь самым лучшим благодеянием в мире.

Единобожие является причиной прощения всех человеческих грехов, какие бы он ни допустил, и прощаться Всевышним эти грехи будут до тех пор, пока человек не перестанет «взывать к Аллаху и надеяться на Него» — об этом сказано в хадисе, переданном ат-Тирмизи.

Единобожие — источник благополучия верующего в его мирской жизни, но достоинства Единобожия распространяются не только на земную жизнь человека, но и на его будущую жизнь: в суре «Корова» Священной книги Коран сказано, что тем, кто уверовал и совершал в земной жизни праведные деяния, уготованы Райские сады в жизни будущей.

Единобожие вселяет в сердце человека надежду на прощение Аллаха и Его милость по отношению к Своему рабу, оно является и той причиной, по которой верующий оставляет свои грехи, ведь Единобожие рождает богобоязненность. В суре «Звезда» сказано: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением … Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура Ан-Наджм (Звезда), 32-й аят).

Единобожие сулит верующему человеку заступничество Посланника Аллаха ﷺ в День Суда. В «Книге Знания» Аль-Бухари в одном из хадисов сказано, что на вопрос, заданный пророку Мухаммаду ﷺ Абу Хурайрой, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что самым счастливым в вопросе заступничества от него будет: «Тот, кто скажет: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от сердца».

Ваххабизм — большая и малая ширк

Хотя некоторые утверждают, что существует только один тип ширка , он был разделен на две категории в соответствии с салафизмом / ваххабизмом :

Большой ширк ( Ширк-аль-Акбар )
Открытый и очевидный
Малый ширк ( Ширк-аль-Асгар )
Скрытый или скрытый

Большой ширк

Большой ширк или Ширке-ал-Акбар означает открытый политеизм и был описан в двух формах:

  • Связать кого-либо с Аллахом в качестве партнера (верить в более чем одного бога).
  • Чтобы связать атрибуты Аллаха с кем-то еще. (Приписывание, рассмотрение или изображение знания или силы Аллаха какому-либо другому)

Другие интерпретации делят ширк на три основные категории. Ширк может быть совершен, действуя против трех разных категорий.

Рубубия (светлость)

Эта категория ширка относится либо к вере в то, что другие разделяют господство Аллаха над творением как на его равных или почти равных, либо к вере в то, что не существует господина над творением вообще.

Ширк по ассоциации
Это ширк, связанный с объединением «других» с Аллахом.
Ширк отрицанием
Это ширк в Rubūbīyah (Светлость).

аль-Асма ва’с-Сифат (имена и атрибуты)

Ширк в этой категории включает как неверующие практики наделения Аллаха атрибутами своего творения, так и акт наделения созданных существ именами и атрибутами Аллаха.

Ширк гуманизацией
В этом аспекте ширка Аллаху дается форма и качества людей и животных. Из-за превосходства человека над животными идолопоклонники чаще используют человеческий облик для обозначения Аллаха в творении. Следовательно, образ создателя часто рисуется, лепится или вырезается в форме людей, обладающих физическими чертами тех, кто им поклоняется.
Ширк через обожествление
Эта форма ширка относится к случаям, когда сотворенным существам или вещам дается имя или атрибуты Аллаха или они заявляют о них. Например, древние арабы поклонялись идолам, чьи имена произошли от имен Аллаха. Их главными тремя кумирами были; Аль-лат (взято из имени Аллаха аль-Ила), аль-Узза (взято из аль-Азиза) и аль-Манат (взято из аль-Маннана). В эпоху Мухаммеда в районе Аравии под названием Ямама жил человек, который утверждал, что он пророк, и взял имя Рахман, которое в исламе принадлежит только Аллаху.

аль-Ибада (поклонение)

В этой категории ширков акты поклонения направлены не только Аллаху, но и другим людям, и награда за поклонение исходит от творения, а не от создателя. Как и в случае с предыдущими категориями, ширк в аль-Ибада имеет два основных аспекта.

Эта форма ширка возникает, когда любой акт поклонения направлен кому-то другому, кроме Аллаха. Он представляет собой наиболее очевидную форму идолопоклонства , против которой Аллах специально посылал пророков, призывая массы человечества отказаться от него. Примеры этого ширка — просьба о прощении, допуске в рай и т. Д., Которые может предоставить только Аллах, от других, помимо Аллаха.

Малый уклон

Малый ширк или ширке-э-Асгар означает скрытый политеизм. Человек совершает скрытый политеизм, когда исповедует таухид (нет бога, кроме Аллаха), но его мысли и действия не отражают его веры.

Махмуд ибн Любайд сообщил: «Посланник Аллаха сказал:« Больше всего я боюсь за тебя аш-Ширк аль-Асгар »».

Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, что это?»
Он ответил: «Ар-Рия (хвастовство), ибо поистине Аллах скажет в День Воскресения, когда люди получат свои награды:« Иди к тем, ради кого ты хвастался в материальном мире, и посмотри, сможешь ли ты найти что-нибудь ». награда от них ».

Махмуд ибн Любайд также сказал: «Пророк вышел и объявил:« О люди, остерегайтесь тайного ширка! »»

Люди спросили: «О посланник Аллаха, что такое тайный ширк?»
Он ответил: «Когда человек встает, чтобы помолиться и пытается украсить свою молитву, потому что люди смотрят на него, это секрет Ширка».

Умар ибн аль-Хаттаб передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто клянется кем-либо, кроме Аллаха, совершил акт куфра или ширка». (градуированные от Al-Тирмизи и от Al-Hakim )

Согласно Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу , Ибн Мас’уд , один из соратников Мухаммеда , сказал: «То, что я поклянусь Аллахом на лжи, для меня предпочтительнее, чем то, что я поклянусь другим на истине».

Понимание таухида в различных течениях

Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами.

Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов.

Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лах), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лах) и его действий (вахид фи аф‘алихи ля шарика лах).

Ханбалиты, в частности Ибн Таймия включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-‘убудия).

Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:

  • растворение человеческой воли в божественной (таухид иради);
  • самоуничтожение (фана’) человека в его бытии (таухид шухуди);
  • постижение того, что нет ничего сущего, кроме Аллаха (таухид вуджуди).

Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд).

Виды ширка

Ширк

Как уже было ранее сказано, ширк имеет огромное распространение: случается такое, когда люди любят кого-то так же, как и Господа, и кого-то боятся так же. Всевышний говорит о том, что есть такие люди, которые идолам служат и поклоняются больше, чем Аллаху. Они сами их создают. Сам Господь говорит, что такие личности будут страдать и испытывать тяжкие мучения. Но поистине верующие любят Бога больше.

Существует множество видов ширка, и каждый из них имеет огромное значение для духовного прогресса истинного мусульманина. К основным видам ширка относятся следующие убеждения:

  1. На все вещи влияют какие-то причины из материального мира. Этому часто следуют философы, которые устанавливают причинно-следственные связи и не видят за ними руки Аллаха.
  2. Совершение хороших деяний не ради Господа, а для собственной славы.
  3. Демократия противоречит всем принципам ислама.
  4. Вера в иного Бога, помимо Аллаха.
  5. Иметь опасения, что какие-то неблагоприятные знаки скажутся на судьбе человека.
  6. Носить амулеты и другие защитные талисманы.
  7. Устраивать поклонения предкам.
  8. Проводить праздники на могилах или молиться там.

Ширк

Это понятие в арабском языке обозначает политеизм, многобожие или язычество. В исламе оно буквально трактуется как придание товарищей (равных) Аллаху или же поклонение кому-нибудь, кроме Аллаха.

Ширк является следствием и одним из главных проявлений куфра. Это термин, обозначающий в исламе самый страшный грех, которым является неверие. Человек, впавший в куфр, называется «кафир», то есть «неверный». Аллах никогда не простит такой грех, если совершивший его не раскается.

В буквальном смысле слово «ширк» обозначает «уравнивание двух вещей». В широком смысле, в котором оно употребляется в шариате, это уравнивание Аллаха с его творениями в тех свойствах, которые принадлежат к особенностям лишь самого Бога.

С такой точки зрения ширк можно представить в трех видах:

  1. В господстве Аллаха. Это приписывание его созданиям свойственных только Создателю качеств, например, сотворение, управление Вселенной, умерщвление.
  2. В атрибутах и именах Аллаха. Наречение одним из имен или качеств Аллаха, которые описаны в Коране, в сунне Мухаммеда, его творений.
  3. В поклонении Аллаху. Совершение поста, намаза, какого-либо другого поклонения не Аллаху. В исламе только он достоин поклонения.

Ознакомившись с понятиями Аллаха и ширка в исламе, можно непосредственно перейти к вопросу о том, что такое таухид.

Зарождение ширка

Ширк

Что такое ширк, уже понятно, теперь нужно разобраться, откуда данный грех берет свои корни. Появлению ширка предшествует интересная история, описанная в Коране. Там говорится о добропорядочных людях, у которых было много последователей. Но, когда они умерли, почитатели решили сделать их изображения и поклоняться им, не прерывая, таким образом, связь со своими учителями. Но время шло, умерли и их последователи, оставив после себя потомков. В жизни последних появился иблис и внушил им, что их предки выражали почтение тем добрым людям только для того, чтобы пошел дождь, то есть они просили благополучных условий для себя. После этого потомки стали поступать так же. Это начало передаваться из поколения в поколение. Стратегия коварного иблиса сработала: он умело ввел все человечество в ширк.

Аллах

В арабском языке – это термин, который обозначает слово «Бог». Это единый и единственный творец мира и господин Судного дня. Мусульмане считают, что Аллах – это Бог, который послал к людям Мухаммеда, своего последнего пророка. Краткий вариант исламского символа веры, называемого «шахада», провозглашает: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Бога».

Слово «Аллах» во всех Писаниях ислама употреблено в единственном числе, что указывает на его единственность и единство и подтверждает отрицание политеизма (многобожия). Аллах имеет абсолютную силу, власть и могущество. Он обладает способностью к созданию различных форм, относящихся как к живой, так и неживой природе, а также может уничтожать их.

Все, происходящее в этом мире, пронизано глубоким смыслом. Все строится, исходя из изначального плана Творца. Законодательные функции также принадлежат ему. Все процессы в мире управляются Аллахом, поэтому его творения способны к жизнедеятельности, будучи обеспеченными для этого необходимыми средствами, называемыми «ризк».

Всевышний справедлив к своим творениям и милостив к ним. Он не желает для них зла. Тот же, кто совершает несправедливые поступки, предстанет перед Аллахом в день Страшного суда и понесет справедливое наказание.

Чтобы правильно понять, что такое таухид, нужно ознакомиться и еще с одним понятием в исламе.

Изначальное определение

Ширк

Что такое ширк? Если взять во внимание арабский язык, то данное слово используется в смысле соучастия. То есть, если понимать буквально, можно сделать вывод, что человек стал участником какого-либо происшествия

Так, человек может участвовать, например, в совместном возделывании земли. Известно, что один из пророков разрешил когда-то использовать людям землю. Таким образом, появилось выражение – «мы бы желали иметь с вами ширк». Прямым смыслом этого выражения является согласие принимать участие в работах на земле. А вот косвенно выражение можно расшифровать как желание принимать участие в формировании рода и потомства.