Книга как проект

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Как пишет историк кино Дэвид Хоган, кинокомпания Monogram Pictures «сделала себе некоторое состояние очень низкобюджетными комедиями, вестернами, триллерами и мюзиклами», многие из которых были шаблонными и быстро забывались. При этом «студия брала на работу молодых идущих в гору актёров (таких, как Барри Салливан), отдельных крупных актёров, карьера которых пошла на спад (Кэй Фрэнсис), крепких характерных актёров, таких как Альберт Деккер, который легко переходил с больших студий на малые и обратно, и обширную армию незаконтрактованных актёров и статистов, лица которых могут показаться знакомыми завзятым кинозрителям. В фильмах студии не было ничего непрофессионального, но те, кто там работал, воспринимали её не иначе как предбанник реального кино». Вместе с тем, по словам Хогана, «каждый раз, когда какая-либо звезда или её фильм казались обнадёживающими, Monogram собирал ресурсы для создания картины, которая по масштабам студии была фильмом категории А. Наиболее знаменитым среди таких фильмов стал „Джейн Эйр“ (1934)». И хотя, по мнению критика, финансирование «Саспенс» не настолько обосновано, а сам фильм не столь значим, как «Джейн Эйр», «тем не менее, этот фильм также даёт понять, что когда малая студия работаёт с подъёмом, то может создавать картины, равные, скажем, продукции категории В таких студий, как Columbia и Universal».

Режиссёр Фрэнк Таттл поставил свою первую картину ещё в 1922 году. К числу наиболее известных его картин относятся музыкальная комедия «Римские сплетни» (1933), криминальная мелодрама «Стеклянный ключ» (1935), фильмы нуар «Оружие для найма» (1942), «Стрелок на улицах» (1950), «Ад в заливе Фриско» (1955) и «Крик в ночи» (1956).

Для Барри Салливана этой был первый фильм нуар, за которым последовали ещё 13 фильмов жанра, среди которых «Гангстер» (1947), «Подставленный» (1947), «Напряжённость» (1949), «Причина для тревоги» (1951), «Неизвестный человек» (1951), «Лазейка» (1954) и «Опасность» (1954).

До начала кинокарьеры Белита (её имя при рождении — Мария Белита Джепсон-Тёрнер) была достаточно известной британской фигуристкой. Когда в Голливуде после появления Сони Хени и Веры Грубы возникла определённая мода на европейских фигуристок, Белита прибыла в США. Как написал историк кино Хэл Эриксон, «если уж звезда фигурного катания Вера Груба Ралстон смогла стать „драматической“ актрисой студии Republic, то это смогла и звезда фигурного катания Белита на студии Monogram». За этим фильмом последовали такие картины с участием Белиты, как фильмы нуар «Гангстер» (1947), где она вновь играла с Салливаном, «Преследуемая» (1948) и «Человек на Эйфелевой башне» (1950), вскоре после чего её кинокарьера фактически закончилась.

Король ужаса, эталон триллера

Непревзойденный мастер Ужасов – Альфред Хичкок заслуженно считается королем саспенса, его творческий стиль безвозвратно разделил кино на элитарное и массовое. Этот англо-американский режиссер, ярый любитель детективов и всем известного Зигмунда Фрейда, создал эталон триллера. Об пресловутом авторском стиле Хичкока говорит целая плеяда похожих киноработ, позволяющих отличить их от картин других режиссеров. Стиль мастера проявляется в повторении определенных сюжетных мотивов, способов подачи материала зрительской аудитории, неординарная техника съемок и даже типаж актеров. Великий маэстро напряженности и нагнетания заставил трепетать от страха миллионы зрителей. Его работа «Жилец» (1926г.) считается первоисточником саспенса. Отвечая по Хичкоку на вопрос: «Саспенс — что это?» — можно сказать, что для достижения эффекта нагнетания напряженности зритель должен знать гораздо больше, чем знает несчастный герой.

Книга как проект

Краткая история саспенса в кино

Книга как проектКадр из фильма «Хранитель времени» (Мартин Скорсезе, 2011)
Хотя саспенс принято ассоциировать, прежде всего, с именем Альфреда Хичкока, прием широко использовался и до него и, разумеется, после. Первый пример саспенса можно обнаружить уже в картине, от которой принято отсчитывать начало истории кинематографа. В «Прибытии поезда» братьев Люмьер поезд неумолимо движется прямо на аудиторию. С учетом наивности раннего зрителя, эффект работал на ура — широко известны истории о том, как люди в ужасе вскакивали с мест, полагая, что экранный поезд наедет прямо на них. Книга как проектКадр из фильма «Рождение нации» (Дэвид Уорк Гриффит, 1915)
Однако если Люмьеры добились саспенса, по сути, случайно, спустя несколько лет кинематографисты начали использовать эффект уже осмысленно, как художественный прием. Одним из первых, кто взял эту технику на вооружение, стал Дэвид Уорк Гриффит. В его картинах (например в «Нетерпимости») был распространен такой вид сюжетной кульминации, как «спасение в последний момент» — герой оказывался в опасной ситуации и в то мгновение, когда, казалось бы, все пропало, находил выход. Саспенс здесь возникал во время ожидания развязки, когда зритель томился вопросом, например, погибнет персонаж или все-таки спасется. Будучи первопроходцем в области киноязыка, Гриффит обеспечивал достижение саспенса использованием новых для того времени кинематографических приемов — драматичных крупных планов, деталей и параллельного монтажа. Книга как проектКадр из фильма «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)
А затем пришел Хичкок. Он стал тем автором, который превосходно овладел мастерством саспенса и сделал прием неотъемлемой чертой своего режиссерского почерка. Хичкок тесно увязывал саспенс с драматургией и подчеркивал: чтобы эффект сработал, зрителя необходимо к нему подвести. «Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов», — говорил режиссер. И в этом заключен еще один важный элемент приема — он провоцирует фантазию аудитории. То есть, имея определенные вводные, зритель додумывает, с чем же герою предстоит столкнуться, а значит — сильнее вовлекается в действие. Хичкок разнообразил и набор аудио-визуальных средств, которые способны усилить саспенс. Например, в его картинах нарастанию напряжения эффектно сопутствовали многочисленные детали, тикающие часы, биение сердца, нервное дыхание, длинные кадры, плавное панорамирование и так далее. Кроме того, Хичкок мастерски совмещал саспенс с черным юмором, когда, например, длительное тревожное ожидание разрешалось… ничем. 

Сцена из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)
После Хичкока саспенс стал одним из важнейших инструментов картин самых разных стилей и направлений. Оригинальные примеры использования саспенса можно найти в криминальных триллерах «нового Голливуда» («Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы), в приключениях (фильмы об Индиане Джонсе и парке Юрского периода Стивена Спилберга), в хоррорах (от классики Джона Карпентера и Дарио Ардженто до современных картин Джеймса Вана и мокьюментари в духе «Ведьмы из Блэр») и в комедиях (от «Голого пистолета» до «Очень страшного кино»). По-своему с техникой работают в современных сериалах, авторы которых увязывают саспенс с финальными клиффхэнгерами, то есть создают ситуацию напряженного ожидания, а разрешают ее лишь в следующей серии, а то и через пару лет в следующем сезоне (привет, «Шерлок»).
 

Другая версия

В другой версии развития саспенса как жанра, его основоположником называют Дэвида Льюэлина Уорка Гриффита, американского режиссера, сценариста, актера, продюсера

Аргументы достаточно весомы – он первый стал использовать крупный план для достижения особого драматического эффекта, уделять пристальное внимание деталям, придающим картине реалистичности и позволяющим зрителю проникнуться сочувствием к героям, вжиться в происходящее. Также Дэвид первым творчески и внимательно отнесся к параллельному монтажу

За период с 1909 по 1912 год он снял целую серию короткометражных фильмов по единой линии сюжета – триллеры с волнующим эффектом появления помощи в самый последний момент: «Едва избежав опасности», «Меньшее из зол», «Телеграфистка из Лондейла», «Девушка и верность». Даже по названию некоторых можно однозначно утверждать – саспенс. Что это ничто иное подтверждает не только параллельный монтаж, а и тот факт, что в кульминационный момент кадры становятся все короче и короче, именно так нагнетая то самое пресловутое напряжение. Стоит заметить, что если Хичкок превратил данный прием в свой фирменный знак, Гриффит скорей использовал его неосознанно, по наитию.

Книга как проект

Происхождение и использование

В английском языке слово существует с пятнадцатого века, кстати, с ударением на второй слог. Термин имеет латинские корни и произошел от suspensus (дословно «подвешенный»). И только в 1952 понятие впервые употребили для обозначения жанра: suspense story, suspense thriller, suspense novel. Преимущественно его используют в фильмах ужасов, триллерах и криминальных боевиках, все то, что называлось раньше «остросюжетным кино». Но современность вносит поправки, и сейчас трудно найти жанровую киноленту, которая не содержала бы данного приема

Ведь он один из самых ярких и сильных методов, позволяющих заинтриговать, захватить и удержать зрительское внимание

Что такое саспенс?

Книга как проект
Саспенс — это художественный эффект, предполагающий возникновение у зрителя продолжительного тревожного состояния, состояния неопределенности или «подвешенности». Франсуа Трюффо определял саспенс как «нарастание напряженного ожидания» перед каким-либо событием. Обеспечивается саспенс комплексом драматургических, визуальных и звуковых средств. Феномен саспенса тесно связан с возможностью кино вовлекать зрителя в экранное действие — эффект возникает, если зритель ассоциирует себя с героем, переживает происходящее с ним, как с самим собой. Как говорил Альфред Хичкок: «Саспенс без эмоции немыслим». Как правило, саспенс связан с мотивом опасности, а потому чаще всего встречается в таких жанрах, как фильм ужасов и триллер (впрочем, это не исключает возможности его использования в любых других жанрах и форматах, скажем, в комедиях или авторском кино). 

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

  1. Альфред Хичкок. Это прародитель жанра и многие режиссеры не скрывают, что имитируют хичкоковский саспенс, ведь иначе добиться желаемого эффекта не получается. Среди лучших картин режиссера стоит отметить: Птицы, Психо, Окно во двор.
  2. Роман Полански. Это выдающийся режиссер снимает завораживающее, интригующее и красивое кино. На его счету множество разных наград и номинаций. Среди лучших фильмов стоит выделить: Ребенок Розмари, Жилец, Неукротимый.
  3. Дэвид Линч. Снимая свои лучшие саспенс фильмы Твин Пикс и Синий бархат, он и не пытался скрыть, что вдохновил его Хичкок.
  4. Мартин Скорсезе. Мастер в совершенстве овладел приемами саспенса, о чем говорят его киноленты: Остров проклятых, Снеговик, Подражатель, Волк с Уолл-стрит.

Книга как проект

Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:

  1. Стивен Кинг. Это по сути Хичкок в литературе, не зря было экранизировано 16 его произведений: Сияние, 1408, Мгла, Кэрри, Мизери, Оно.
  2. Эдгар Аллан. По с его Вороном, Зловещими историями и Убийствами на улице Морг.
  3. Брэм Стокер. Лучшие произведения: Дракула, Логово белого червя, Змеиный перевал.
  4. Дин Кунц. Яркие произведения в жанре саспенс: Странный Томас, Предсказание, Фантомы, Полночь, шорохи.

Книга как проект 

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера

Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности

Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.