Играть в шахматы с компьютером

Проект:Шахматы/Статистика

Дубль сообщения с Обсуждение участника:Volcanus Предлагаю потихоньку заполнить таблицу по аналогии с Проект:Израиль/Оценки

Начать можно с определения списка статей высшей важности и проставления оценок. За основу списка я бы взял en:Category:Top-importance chess articles с некоторыми поправками, примерный перечень: шахматы, история шахмат, шахматные фигуры и м.б

статьи об отдельных фигурах, дебют (шахматы), Чемпионы мира по шахматам, ФИДЕ, Шахматная композиция, статьи о 13 «классических» чемпионах мира + Крамник, Ананд, Топалов, кто-то из «дочемпионской» эпохи, может быть Корчной или Керес и кто-то из чемпионок мира (список неполон). —Blacklake 15:42, 15 сентября 2010 (UTC)

Насчёт важности статьи — нужны определённые критерии. Понятно, что статья Шахматы, статьи о чемпионах и чемпионках мира, о самых выдающихся гроссмейстерах (Морфи, Чигорин, Нимцович, Тарраш, Рубинштейн, Бронштейн, Корчной и ещё человек 8-10) должны иметь высшую важность

А вот как определить важность статьи для, скажем, Боголюбов, Ефим Дмитриевич (высшая или высокая), Ладейные окончания или Аталик, Екатерина Львовна — тут нужно внести чёткие критерии.
Кстати, я видел в Википедии обязательные статьи (например Земля (обс)). Возможно, есть такие статьи и в данном проекте и их надо пометить шаблоном. Прошу прощения, если это не имеет отношения к теме. —golddim 09:26, 11 января 2011 (UTC)
Когда-то начинал переделывать 🙂 Проект:Шахматы/Оценки — Volcanus 10:15, 11 января 2011 (UTC)

Шаблон:Дебюты

На странице обсуждения указанного шаблона участник Kavalira в своё время предлагал отдельно выделить полузакрытые дебюты. Считаю эту идею целесообразной. Во-первых, это позволит лучше структурировать списки дебютов, во-вторых, список указанных в шаблоне закрытых дебютов неполный, его можно расширить, но список станет слишком большим и неудобным для пользования. Параллельно было бы правильно внести нужные коррективы в статьи Полузакрытые дебюты и Закрытые дебюты, а равно как в статьи, посвящённые каждому конкретному дебюту из списков.

Предложение № 2. Создать отдельный шаблон для фланговых дебютов, не исключая их из шаблона {{Дебюты}} (по аналогии, например, с шаблоном {{ферзевый гамбит}}. Прошу Сообщество высказать мнение по существу этих вопросов. —Byzantine (обс) 17:30, 27 сентября 2014 (UTC)

Создал шаблон {{фланговые дебюты}}. Замечания и предложения приветствуются.—Byzantine (обс) 07:15, 29 сентября 2014 (UTC)

П Править

  • Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.
  • Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».
  • План игры — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль) и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
  • Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).
  • Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
  • Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
  •  — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
  • Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
  • Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
  • Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временем и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.
  • Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.
  • Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
  • Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Спорная версия

Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Играть в шахматы с компьютером

Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

Церковь против игры

Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

Играть в шахматы с компьютером

З Править

  • Закрытая игра  — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  •  — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  •  — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  •  — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Играть в шахматы с компьютером

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Играть в шахматы с компьютером

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Играть в шахматы с компьютером

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Играть в шахматы с компьютером

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Играть в шахматы с компьютером

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Играть в шахматы с компьютером

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Шахматы бесплатно без регистрации

Играть в шахматы с живыми игроками бесплатно и без регистрации не дает вам возможности следить за своим рейтингом и наблюдать, как повышается ваше мастерство. Наглядная таблица статистики в личном кабинете даст вам дополнительный стимул к развитию. Вы получаете доступ к информации о других игроках нашего сервиса. После регистрации шахматистам становятся доступны такие данные, как страна, часовой пояс, имя, возраст и другие сведения, которые пожелали сообщить о себе противники. Соперники могут общаться, добавлять пользователей в друзья. А также обмениваться контактами для общения вне портала или в реальности. Нет ничего лучше, чем найти единомышленников, разделяющих ваши увлечения. Шахматы онлайн как раз и являются замечательной формой коммуникации между самыми разными людьми.

Помимо всего вышеперечисленного, наш сервис дает вам следующие приятные выгоды:

Настоящие эмоции. Насколько бы ни был талантлив разработчик, программа выдает только определенные реакции. А игра на нашем портале дает возможность общаться с соперником в ходе партии. Пользователи могут приветствовать друг друга, комментировать ходы и выражать благодарность за проведенный турнир.

Рейтинг и уровень. Любителям редко удается сразу обыграть программу, поэтому на начальных этапах приходится выставлять низкий уровень. А это делает поединки не такими захватывающими. Когда вы сражаетесь с живым человеком, то можете видеть по рейтингу настоящий уровень мастерства пользователя.

Иной ход сражения. Вы заметили, что программа решает задачи по принципу алгоритмов. А психологический компонент обычно в игре с машиной отсутствует. С реальным противником такой проблемы нет по определению.

Приступайте к игре в шахматы онлайн прямо сейчас, общайтесь с живыми соперниками и становитесь чемпионами. Шахматы – это игра с многовековой историей, которая позволяет развивать нестандартное мышление. Именно поэтому она является полезной для представителей любых социальных слоев и возрастов, учит дисциплине, принимать необычные решения, создавать логические схемы.

Как известно, наш мозг обладает уникальной способностью к умственным тренировкам и увеличению «мыслительной мускулатуры». Усовершенствовать комбинационное чутье, познать всю глубину и красоту шахмат можно регулярным решением специальных заданий. Многие почитатели игры называют такие шахматные задачи поэзией. По мнению других практиков, поиск мата в заданное количество ходов является бессмысленным. Более полезным занятием для улучшения игровых навыков они считают решение этюдов, суть которых заключается в выигрыше без ограничений.

Подобные задания позволят выработать собственную стратегию, научиться просчитывать хода соперника наперед, повысить общую шахматную культуру.

Постигать азы подобного искусства можно самыми разнообразными способами. Среди них:

  • с большим количеством фигур,
  • используя минимальный набор шахмат,
  • на компьютере,
  • на шахматной доске.

Каждый вариант имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Благодаря многолетнему опыту и непосредственной работе с детьми композиторам удалось разработать множество методик постижения шахматной теории. И именно решение задач является наиболее полезным для начинающих игроков. Причем использование компьютерных диаграмм не позволяет достичь высоких показателей эффективности. Человеческому мозгу достаточно трудно, запомнив плоское изображение на мониторе, мысленно перенести его на реальную шахматную доску и использовать полученные знания во время партии. Таким образом, можно максимально эффективно использовать свой потенциал и за короткое время добиться высоких результатов.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Ф Править

  • Фаланга — пешечная цепь.
  • Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
  • Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
  •  — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
    • Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
    • Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
  • (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и чёрных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
  • Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
  • «Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Значение слова Шахматы по словарю Символизма:

Шахматы — Олицетворяют королевскую игру жизни. конфликт между духовными силами света и тьмой, дэвами и асурами, ангелами и демонами, борющимися за господство над миром. Двухцветная, черная или красная и белая, шахматная доска символизирует поочередное притяжение всех фундаментальных свойств и качеств в их проявлении, как отрицательных, так и положительных: ночь и день. Солнце и Луна. мужчина и женщина, помутнение и ясность. светлое и темное время Луны, время и пространство и т, п, , а также шахматный порядок жизни, колеблющийся между хорошим и плохим, от удачи к неудаче. Шестьдесят четыре шахматных поля — это мандала Шивы в его трансформирующем аспекте. Они базируются на символизме четырехкратности (8+8), на фундаментальной форме храма или города, означающей космос во всех его возможностях вместе с силами, оперирующими во вселенной и в человеке. Этот образ, следовательно, предполагает космическое совершенство. Индийская круглая шахматная доска означает бесконечность и Круг Рождения и Смерти. Каждая игра — это эпоха, а смена фигур означает период неосуществленное(tm). Движение фигур — это реализация всех возможностей в этом мире и в отдельном человеке в течение данной манифестации. Выбор ходов свободен, но ответственность в том, что каждый ход влечет за собой неумолимые последствия. В игру вовлечены как свободная воля, так и судьба. дух ее есть истина, и в ней человек свободен, а вне ее он раб судьбы. Король — это Солнце, сердце, силы закона и порядка. его ходы ограничены очевидностью. Королева, или Визирь, — это дух, передвигающийся по своей воле, вольный деятель, Луна. Епископ, или слон, олицетворяет правителей духовного мира, и его ходы основаны на треугольнике. его движение по белым полям означает позитивный интеллектуальный путь, а по красным или черным — путь религиозный, благочестивый, via negativa. движение по диагонали — экзистенциональное и женственное, подчиненное Юпитеру. Тура, Замок или Колесница, — светская власть правителей этого мира. движение ее основано на квадрате, который символизирует материю и землю, осевое движение, пересекая цвета, означает мужское и мужественное и подчиняется Сатурну. Рыцарь, зачинщик, использует как интеллектуальные, так и религиозные пути, но не имеет силы духа. прыжок, совершаемый конем, есть прыжок интуитивный, а также плутовской ход. Предполагается, что у него имеются военные и турнирные асссоциации с правилами инициации у Тамплиеров и что он — странник , или блуждающий конь, подчиняющийся Марсу. Пешки — это простые бойцы, пытающиеся пересечь доску через семь ступеней инициации и достичь восьмого поля как цели инициации. Достичь восьмого уровня — значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле. Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников. В арабо-испанских шахматах мат не обязательно означает смерть короля, но он теряет честь и снимается с доски. Ладья — это ужасный Рок, которого так страшился Синдбад. это еще название колесницы, и потому означает прямой ход. Епископ (слон) возникает в этом варианте как Слон. Нет Королевы, но есть Советник, который может ходить на одно поле по диагонали, хотя, делая первый ход, он должен прыгнуть на третье поле, либо по диагонали, либо прямо. Доска варьирует от шестидесяти четырех полей до сотни. Была даже двойная игра, которая проходила на доске в шестнадцать на двенадцать квадратов. Великие, или Большие, шахматы имели сто сорок четыре поля, и в них участвовали двенадцать фигур и двенадцать пешек. Рядом с королем стоял Грифон, потом Василиск, Жираф, Единорог, Лев, Тура. Шахматный порядок символизирует дуализм в проявленном мире: свет и тьму, день и ночь и т, д.

Шахматы как вид спорта

Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

Играть в шахматы с компьютером

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский , после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

Н Править

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  •  — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.

Правила шахмат Фишера

Фишер преследовал цель – отойти от дебютной теории. То есть, невозможно заранее подготовиться к партии, потому что непонятно, какая будет расстановка на доске. В период компьютеризации дебютная теория очень сильно разрослась. Компьютеры хранят огромное количество партий в своей памяти и анализируют их, чтобы сделать ход. В результате этого часто возникает вопрос, чья заслуга в победе больше: компьютера или человека.

Из-за того, что сегодня приходится многим играть с компьютером, возникает чувство ностальгии по тем временам, когда два умных человека встречались и за доской решали, чей мозг больше обладает стратегическим мышлением.

В шахматах Фишера приходится думать с первого хода, а не подчиняться дебютным теориям. Таким образом, его шахматы сейчас являются запасным аэродромом на случай, если программы смогут просчитать все возможные варианты от начала до конца.

Начальная расстановка фигур

Первоначально Фишер предполагал, что игроки могут расставлять фигуры, исходя из собственных предпочтений. Но затем отказался от этого подхода и решил соблюдать симметрию. Во время проведения турниров компьютер должен генерировать расстановку, чтобы игроки не знали, что их ждет в начале и не могли подготовиться. Также возможно искусственным образом ограничивать количество исходных позиций до 20-50.

Практика показывает, что уже на 20 ходу партия превращается в привычную. А в эндшпиле невозможно сразу определить, выбрали игроки классический вариант или использовали модификацию Фишера. Но, играя в шахматы Фишера, роль знания наизусть нескольких дебютов значительно снижается. На первый план выходят фантазия и понимание игрового процесса.

Рокировка в шахматах Фишера

Важно понимать, что рокировка принципиально отличается у Фишера. Изначально предлагалось отказаться от нее из-за отсутствия четкого правила расстановки фигур, но потом Фишер оставил этот ход

Независимо от расположения короля и ладьи, короткая рокировка происходила так, что король должен находиться на G1, а ладья на F1. Но перед рокировкой ладья должна находиться справа от короля. При длинной рокировке ладья находится слева. Он встает на D1, а король на C1. У черных действует аналогичное правило, но вместо 1 используется 8 при идентификации клетки.

Играть в шахматы с компьютером
Позиция до рокировки
Играть в шахматы с компьютером
Позиция после рокировки

Важно. В этом случае появляется новое важное правило

Можно начинать рокировку с ладьи. Ход признается выполненным после того, как переводятся шахматные часы.

Есть два важных ограничения:

  • поля, куда будут вставать ладья и король, должны быть свободны;
  • между этими двумя фигурами не должно быть других для выполнения рокировки.

Турниры с использованием шахмат Фишера начали проводиться в конце XX века. Впервые это было в городе Майнц (Германия).

Далее вы можете посмотреть интересную партию между известными гроссмейстерами современности — Левоном Ароняном и Хикару Накамурой.

[FEN «rnkrbbnq/pppppppp/8/8/8/8/PPPPPPPP/RNKRBBNQ w DAda — 0 1»] 1. e4 e5 2. Nf3 g6 3. Nc3 c6 4. g3 d6 5. d4 Bd7 6. Rd3 Na6 7. a3 Bh6+ 8. Bd2 Bg7 9. Be3 exd4 10. Bxd4 Nc5 11. Rd2 Nf6 12. Ng5 Rf8 13. O-O-O O-O-O 14. e5 Ng4 15. f4 Ne6 16. Nxe6 Bxe6 17. h3 dxe5 18. Bxa7 Nf6 19. Ba6 e4 20. Qg1 Rxd2 21. Bxb7+ Kxb7 22. Qb6+ 1-0
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Портал:Шахматы

Что вы хотите видеть в портале Портал:Шахматы. Для сравнения, посмотрите следующие порталы:

  • en:Portal:Chess
  • da:Portal:Skak
  • fr:Portail:Échecs
  • sl:Portal:Šah

Мое мнение — Nbr 19:32, 7 июня 2006 (UTC)
— шахматные дебюты
— шахматные окончания
— текущий рейтинг чемпионов
— соревнования и их итоги
— шахматный юмор и всякая всячина

Взял за основу английский образец. Правьте смело! — Vald 08:24, 8 июня 2006 (UTC)

Добавил рейтинги—Ygrek 23:37, 29 июля 2006 (UTC)
Почему это всё не пишется в специально для этого отведённом месте — в ОБСУЖДЕНИИ. Я со временем это туда скопирую, так что сильно не удивляйтесь. 🙂 Stevendall 12:00, 3 июля 2007 (UTC)
Скопируйте, пожалуйста. Негоже главной странице проекта так выглядеть. —golddim 09:29, 11 января 2011 (UTC)

Если как в английском варианте, то сюда нужно еще варианты шахмат(игры родственные шахматам) сюда приделать получше. Kolas 09:14, 21 марта 2008 (UTC)

Что это за вид спорта

Википедия приводит такие сведения, что в древней Индии, шахматы назывались не иначе, чем игра, доставляющая человеку тысячи радостей.

Она подходит не только для взрослых, но и для детей. Для одних это целая наука, а для других искусство. Каждый находит в ней то, что ищет в жизни. В и заключается универсальность шахмат. Ведь рассматривая их, вы неизбежно получаете удовольствие от игрового процесса.

Для большинства людей, игра в шахматы в первую очередь вид спортивного состязания. И что за спорт, шахматы, стоит рассматривать их со стороны соревнования и упорной борьбы интеллектов.

Да и сама борьба может быть разной:

психологическая;
умения планировать свои ходы и видеть их на несколько шагов вперед;
скорости принятия решений Особенно это важно при цейтноте.

Наличие в игре научного подхода позволяет многим людям изучать ее теорию и разрабатывают различные виды практических ходов.

Шахматная диаграмма 5×5/Lua

Добрый день

Решил подправить статью Мат двумя слонами, в процессе редактирования увидел ошибку «Внимание, конфликт параметров шаблона! Редактируемая страница вызывает Шаблон:Шахматная диаграмма 5×5 с более чем одним значением параметра «». Будет использовано только последнее указанное значение

Пожалуйста, скорректируйте вызов шаблона».

Из страницы Обсуждение_шаблона:Шахматная_диаграмма/Lua понял, что причиной является кривизна шаблона Шаблон:Шахматная диаграмма 5×5, и приоритетным является переход на шаблон, созданный при помощи Lua. Однако Шаблон:Шахматная_диаграмма/Lua использует Модуль:Шахматная_доска, который не поддерживает доски иного размера, чем 8х8. Что было сделано:

  1. Из английской вики (en:Module:Chessboard mxn) скопирован модуль, поддерживающий разноразмерные доски.
  2. Получившийся модуль (Модуль:Произвольная шахматная доска) адаптирован под грамматику русского языка (теперь при наведении на фигуру всплывают надписи «чёрный король», «белая пешка», а не «чёрные пешка»).
  3. Добавлены параметры для смещения доски (теперь можно отрисовывать прямоугольник любого размера в любом месте доски. Например, левый верхний угол доски, где угловая клетка будет A8 белого цвета; в английской версии модуля на доске 5х5 всегда левая верхняя клетка — A5 черного цвета).
  4. С использованием указанного модуля создан Шаблон:Шахматная_диаграмма_5x5/Lua.
  5. При помощи указанного шаблона причёсана статья Мат двумя слонами.

Хочу:

  1. Сделать подробную документацию для шаблона. Сделано
  2. Если есть необходимость, создать аналогичные шаблоны на базе этого модуля.

Вопрос: в правильном ли направлении я двигаюсь? Нужны ли кому-нибудь такие шаблоны?

Николай Басманов (обс.) 18:57, 2 января 2017 (UTC)

@Николай Басманов: большое спасибо за труды! Думаю, в верном направлении двигаетесь. Шаблоны точно будут нужны, т.к. думаю, найдутся ситуации, когда необходима иллюстрация куска доски 5х5. Например, иллюстрация пата, когда король+ферзь против короля, а король обороняющейся стороны в углу. —Brateevsky {talk} 19:32, 24 января 2017 (UTC)