Взаимосвязь права и обычаев
Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации в пункте » л » части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).
С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:
- Во-первых, государство использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, зарекомендовавших себя на практике, санкционируя их в качестве правовых норм и включая в действующую систему права.
- Во-вторых, право обязательно должно учитывать все те обычаи, которые уже сформированы в обществе. К тому же, право ни в коем случае не должно вторгаться или ломать уже существующие обычаи, если в этом нет необходимости. Стоит отметить, что вторжение права в существующие в обществе обычаи вряд ли может привести к желаемому результату.
Замечание 1
Итак, правовой обычай — это исторически сформированная отрасль права и норма поведения. Впоследствии она часто санкционировалась государством и включалась в его систему правовых норм. Наконец, стоит отметить, что обычаи считаются отраслью и источником права далеко не во всех странах.
Правовой обычай в международном праве
В международном праве, которое не имеет единого регулятора (в отличие от права отдельной страны, регулируемого государством), правовой обычай играет определяющую роль.
Примерами правовых обычаев, признаваемых странами всего мира, служат:
- Инкотермс 2010 – международный перечень базовых правил и условий поставки товаров;
- УНИДРУА – принципы международных коммерческих договоров;
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов – свод правил, применяемых для проведения расчетов в форме документарных аккредитивов.
Перечисленные документы аккумулируют фактически сложившиеся в мировой практике правила взаимодействия между торговыми организациями.
Итак, развитие общества и взаимодействие его членов между собой влечет возникновение устоявшихся практик поведения, которые приобретают статус правового обычая. Несмотря на то, что все отрасли человеческой деятельности регламентированы нормами права, закрепленного документально, государство позволяет использовать правовой обычай в тех сферах, которые связаны с частным правом – например, в договорных отношениях.
Что такое правовой обычай: пример
Кстати, обратите внимание на то, что санкционирование правового обычая осуществляется в виде отсылки именно к нему, а не к его текстуальному закреплению в законе. Если же закрепление состоялось, то источником права становится не обычай, а нормативный акт, в котором он воспроизведен
Как пример можно привести неписаный порядок, который в свое время был выработан в представительных органах власти: право открытия первого заседания новоизбранного парламента предоставлялось старейшему по возрасту депутату. В новой Конституции РФ (ч. 3 ст. 99) данный обычай получил правовое подтверждение и, соответственно, высшую законодательную силу.
Примеры законодательного закрепления народных обычаев
После того как обычай приобретает правовой характер и его соблюдение обеспечивается государственным механизмом контроля, он получает более устойчивое положение.
В качестве примера можно привести древние обычаи, характерные для общинного строя в российских деревнях. Они до начала 20 в. лежали в основе нормативно-правовых актов землепользования и земельных отношений. Все споры, возникавшие в процессе пользования наделом, решались на деревенском сельском сходе, а в суд обращались лишь в случаях, когда одна из сторон считала, что вынесенное решение несправедливо.
Принцип решения в суде таких, например, вопросов, как потрава посевов, перекос (нарушение межи во время косьбы), засев соседнего клина и др. в основном был продиктован именно обычаями возмещать нанесенный ущерб равным действием или определять ему цену: «ты засеял мою полосу, а я засею твою», «за урожай зерновых, собранный с самовольно засеянного клина – 8 копен хозяину, а 8,5 – за работу».
Как сосуществуют многонациональные обычаи в России?
Народы, населяющие Россию, представляют собой множество этнических групп, имеющих разную культуру, традиции и обычаи. Это положение на протяжении всей истории государства диктовало потребность учитывать и национальный фактор при правовом регулировании.
В разное время отношение государства к возможности применения норм обычаев было разным: от следования принципу свободного развития национальных меньшинств до определения уголовной ответственности за принятие решений, исходящих из обычаев коренного населения.
Но в России, независимо от официальной позиции, всегда существовали традиционные правовые системы, создавая временами ситуацию двойного регулирования. Кстати, она сохранилась и до нынешнего времени, правда, перейдя на новый уровень взаимодействия между позитивным (государственным) и традиционным правом.
Всегда ли поведенческий образец становится обычаем?
Как уже упоминалось выше, обычай предполагает наличие поведенческого образца. Но последний не всегда может выступать в роли правила поведения, так как каждый человек имеет возможность выбирать один из возможных способов действия в зависимости от своих интересов, целей или задач.
А социальные нормы обычаев формируются только при соблюдении условия стереотипности и привычности конкретного образца поведения человека в сложившейся ситуации. Если следование обычаю естественно и не требует наличия механизма принуждения или контроля над выполнением, то он становится социальной нормой поведения.
Международно-правовой обычай – это один из источников международного права
Исторически сложилось, что в международном праве, где отсутствует единый надгосударственный регулятор, правовой обычай играет ведущую роль. Особенно детализированы обычные нормы международного частного права: Инкотермс 2010, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 2007. Все эти документы воспроизводят нормы, сложившиеся в деловом обороте. Большое место занимает правовой обычай в международном морском праве.
В ст. 38 Статута Международного суда (Сан-Франциско, 1945) в качестве источника права признается правовой обычай, к которому комментаторы относят такие характеристики:
- продолжительность применения;
- идентичность;
- общий характер;
- правомерность.
Под идентичностью следует понимать тождественность порядка действий в той или иной ситуации, под общим характером – отнесение к часто встречающимся однотипным ситуациям, под правомерностью – отсутствие споров по применению, то есть всеобщее признание.
***
Таким образом, в условиях разнообразия поведения участников гражданских правоотношений, порождающего часто встречающиеся операции, зарождаются и санкционируются самим обществом разнообразные правила, которые признаются в качестве правового обычая. Государство, отдавая дань автономии индивида, в отраслях частного права признает и санкционирует действие правового обычая. Место правового обычая в системе правового регулирования – там, где есть устоявшаяся практика, и государство предпочитает воздерживаться от вмешательства.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В каких случаях обычай становится правовым в результате его признания государством?
Понятие обычая закреплено в ст. 5 ГК РФ. Согласно данной норме, обычаем считается сложившееся и часто применяемое в области предпринимательской, или иной деятельности правило поведения, которое не закреплено ни в одном нормативном акте. Данное понятие можно приравнять к правовому обычаю, поскольку любой обычай, санкционированный государством, является правовым. В рассматриваемом случае, в силу ст. 5 ГК РФ государство допускает возможность использования обычая, если это не противоречит закону или договору, что наделяет его силой правового.
Ранее обычаи делового оборота охватывали исключительно предпринимательскую деятельность. С 2012 года они могут охватывать и иные сферы деятельности, то есть понятие нового обычая стало шире. Это подтверждается и разъяснениями, указанными в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25. Разъясняется, что обычаи представляют собой сложившиеся правила поведения не только в предпринимательской, но и любой другой деятельности, например, при определении гражданами порядка пользования общим имуществом или исполнении обязательств.
В настоящее время правовой обычай как источник права уже не играет существенную роль, однако применяется, если не противоречит закону или договору, что следует из п. 2 ст. 5 ГК РФ. Далее приведем примеры обычаев, которые признаются правовыми, а затем изучим судебную практику, в которой описываются такие обычаи.
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
Москва: +7 (499) 938-49-02
Петербург: +7 (812) 467-39-58
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453
Правовой прецедент
Юридический (правовой) прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.
Административный прецедент — такое поведение государственного органа, должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах.
Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона (прецеденттолкования). Данный источник права характерен для стран с так называемой англосаксонской системой права, основанной на прецедентном праве (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия и др.).
Достоинства прецедентов:
-
- прецедент — это результат логики и здравого смысла (правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом);
- больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.
Недостатки прецедентов:
-
- нет авторитета, присущего нормативному акту;
- есть возможность произвола.
Прецедент в российском праве
В связи с появлением и российской правовой системе Конституционного Суда РФ, естественно, встал вопрос о юридической природе его постановлений. В соответствии с законодательством РФ:
-
- решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения;
- они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами;
- юридическая сила постановлений о признании актов неконституционными «не может быть преодолена повторным принятием этого же акта»;
- решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях»;
- неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Пример возникновения правового обычая
Если обычай – это закрепившийся стереотип поведения, который санкционируется государственной властью, – значит, он получил статус правового.
Формирование правовых обычаев происходит в результате многолетнего опыта (и этим они заметно отличаются от писаного права). Например, на создание системы права у народов Кавказа (относящихся к РФ) оказало огромное влияние не только российское законодательство и нормы шариата, но и многовековые традиции горцев.
К ним, безусловно, можно отнести почитание старших в семье (с чем, между прочим, связывают и знаменитый феномен долгожительства кавказцев). Или, например, обычай, ограничивающий в семье контакт между людьми, имеющими разное кровное родство (невестка со свекром в доме не могут встретиться даже случайно) – все эти нормы обычаев приобрели статус правовых, закрепившись в законодательстве.
Став правовыми, обычаи получают и юридическое значение: то есть суд или иной государственный орган может ссылаться на них как на источник права.
Если же они не поддерживаются государственной властью, то остаются на уровне бытовых норм поведения. Например, обычай кровной мести на Кавказе, запрещенный официально, но фактически продолжающий существовать, или национальный обычай славян «обмывать» каждое значимое событие в семье или на работе, с которым также пока безуспешно борется закон.
Различия права и обычаев
Определение 1
Обычай — это правило поведения, которое было установлено в социуме после его неоднократного применения в различных сферах общества.
Под обычаями мы понимаем сложившиеся в обществе устои, обряды и различные ритуалы социального значения. Обычаи формируются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи являются одной из самых первых систем, формирующая какие-то определенные общественные нормы, возникающие одновременно с самим обществом. Обычаи представляют собой определенный результат жизни, социального опыта. Древнейшее право возникло главным образом из обычаев, которые санкционировались государством и приобретали тем самым правовой характер.
Обычаи формируются в повседневной жизни, на работе, в семье и других отношениях. Внешне они выражаются в привычном поведении людей. Стоит отметить, что обычаи просто неотделимы от общества, людей, потому что без них они не смогут формироваться и существовать.
Вообще, обычаи отличаются своим консервативным характером. Ведь они могут существовать в обществе очень долгое время, при этом не меняя свою форму и направленность. Но это совсем не значит, что обычаи не способны видоизменяться. Если меняется само общество, то будут видоизменяться и те обычаи, которые в нем существуют. Одни обычаи постепенно вытесняются другими, новыми, отражающими уже другие, со временем сформированные, цели и потребности общества.
Действующие в обществе обычаи не являются какой-то объединенной или единой совокупностью норм. Чаще всего обычаи представляют собой несколько различных систем, которые не зависят друг от друга. К тому же, обычаи еще и действуют в различных слоях и сферах социума. В то же время обычаи довольно разнообразны. Ведь существуют не только сами обычаи в их чистом виде, но еще и различные устои, обряды и многочисленные ритуалы.
Различия между правом и обычаями можно увидеть, если классифицировать их:
- по способу их формирования;
- по типу выражения обычаев в обществе;
- по степени точности;
- по необходимости;
- по методу представления и по некоторым другим критериям.
По тому, как они возникают, право и обычаи отличаются тем, что закон устанавливается или санкционируется государством, а обычаи всегда формируются стихийно. Они развиваются в результате неоднократного применения одних и тех же образцов, правил и норм поведения, которые со временем становятся привычкой и перерастают в общее правило поведения.
Если рассматривать обычаи и право по типу их внешнего выражения, то, стоит отметить, что они различаются тем, что верховенство права закреплено в основной массе официальных письменных источников, в то время как обычаи нигде официально не закреплены, но они находятся в сознании, в голове человека и представляют собой отдельную сферу социальной психологии.
С точки зрения точности право и обычаи различаются тем, что право состоит в основном из формально зафиксированных норм и образцов поведения. Обычаи, с другой стороны, не имеют формальной определенности, поскольку они внешне выражаются в конкретных актах поведения.
В зависимости от степени связанности различие между правом и обычаями состоит в том, что закон состоит из общеобязательных правил поведения, в то время как обычаи не являются общеобязательными правилами поведения. Они чаще всего носят локальный характер и распространяются только на небольшой круг субъектов. Исключение составляют обычаи, действовавшие в первобытном обществе. Там они были в целом обязательными правилами поведения. Получается, в первобытном обществе никогда не было обычного права.
По способу обеспечения право и обычаи различаются тем, что право обеспечивается государством, а обычаи государством не обеспечивается. Обычаи создаются в силу привычки и общественного мнения. Только легальные обычаи, санкционированные государством, получают государственную защиту, но в этом случае они уже становятся нормами позитивного права.
Кроме того, разграничение права и обычаев может проводиться по некоторым другим критериям (например, по масштабу действия — закон действует в рамках всего общества, обычаи носят локальный характер; или по системным характеристикам — закон представляет собой единую систему норм, а обычаи для всей страны носят полисистемный характер, т. е. представляют собой неопределенный набор локальных систем).
Понятие
Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить «обычаи делового оборота» и другие обычаи, «обыкновения» и «заведённый порядок»), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.
Правовой обычай — это сложившееся и ставшее обязательным правило поведения в результате многократного и единообразного повторения в определенной сфере деятельности.
Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.
Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм в человеческом обществе, которые сводятся к определению их авторами наличия или отсутствия детерминирующей роли государства в процессе зарождения правового регулятора в обществе. Первое направление связывает возникновение обычного права с периодом распада первобытного строя и становления государства. Такой позиции придерживались видные российские ученые дореволюционного периода Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие. В настоящее время эту теорию развивают российские ученые-этнографы В. П. Алексеев, А. И. Першиц, а также ученые-юристы А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев и другие.
Согласно второму направлению наиболее адекватной характеристикой регулятивной системы первобытности является именно обычное право, которое рассматривается как самостоятельный исторический тип права. В качестве синонима термина «обычное право» используется термин «архаическое право», чем подчеркивается его отличие от современного права. Такой подход образуют несколько самостоятельных концепций, которые развивают российские ученые Д. Ж. Валеев, Ю. И. Семенов, А. И. Ковлер, а также их зарубежные коллеги Н. Рулан, Р. Пэнто и другие.
Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая нормативная система регуляции обычно-правового характера. А государство нашло лишь адекватные формы закрепления и интерпретации права в интересах господствующих сил.
Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина «обычное право», как в неюридическом смысле «протоправо», так и в чисто юридическом «правовой обычай». Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под её содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права.
Для распознания нормы обычного права и установления её содержания необходимо выделить внутренние формы обычного права, которые можно назвать способами выражения норм обычного права и классифицировать на две группы: способы выражения норм обычного права в виде актов автономной воли участников гражданско-правовых отношений и судебные способы. К первой группе относятся общественные или народные формы выражения норм обычного права (пословицы, поговорки, предания). Более важным способом в пределах данной группы является договор, в особенности, примерные условия договора, которые могут применяться в качестве правовых обычаев, а также своды унифицированных обычаев и правил.
Примечания
- Шайхуллин Марат Селирович. Традиции и правовые обычаи местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: вопросы теории и практики : монография / Шайхуллин М. С. ; Евразийский науч.-исслед. ин-т проблем права. — Москва : Изд-во Евразийского науч.-исслед. ин-та проблем права, 2011. — 207 с.
- Молчанов И. В. Обычай в системе источников права //Сборник тезисов Всероссийской научно-теоретической конференции «Системность в государственно-правовых явлениях и институтах: теоретические и исторические проблемы».-Екатеринбург. 2006″
- Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4. С.21.
- Авакьян С. А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение и регулятивная деятельность Советов// Советское государство и право. 1978. № 8. С.16-17.
- Малова О. В. Правовой обычай и его виды. //Сибирский юридический вестник. — 2001. — № 1.
- Валеев Д. Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса// Правоведение. 1974. № 6 °C.72; Разумович Н. И. Источники и форма права// Советское государство и право. 1988. № 3.С. 26; Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4. С.20.
- Лузин В. В. Место и роль конституционных соглашений в системе источников права Англии// Правоведение. 1999. № 2. С.103.
- Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С.263.
- Конституционное право развивающихся стран/ Под ред. В. Е. Чиркина. М., 1987. С.155.
- Права, за якими судиться малоросійський народ (1743 р.)