Правовой обычай

Определение правового обычая

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Правовой обычай справедливо считается пионером среди других источников права. Так как, во-первых, обычай возник задолго до появления позитивного права (общеобязательных норм, формализованных государством и выражающих волю главы государства), и, во-вторых, первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи (например, Законы Ману, Салическая Правда, Русская Правда – не что иное, как сборники правовых обычаев).

Три вида источников права

Правоведы имеют разную точку зрения о видах источников права. Ниже приведена их трёхвидовая классификация.

Так, источники права делятся на:

  • идеологические (идеальные);
  • материальные;
  • формально-юридические.

Идеологические (идеальные) источники права

Это идеальные источники, которые представляют особую ценность. К ним относятся: аксиомы, доктрины, положения.

Эти источники существуют сами по себе. Они не связаны с созданием законодателем общеобязательных правил поведения.

Материальные источники права

Материальные источники права — это отношения в обществе. Они являются причиной того, что законодатель понимает необходимость ввести новое правило поведения.

Такие экономические, социальные или политические отношения влияют на содержание правовой нормы.

Формально-юридические источники права

Это способы, которые законодатель использует для того, чтобы зафиксировать обязательные к исполнению правила (нормы права).

К ним относятся нормативный правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина и т. д.

Определение и история становления правового обычая

Обычное право – это совокупность неписанных норм и правил, регулирующих отношения людей в различных сферах, которые сложились исторически и являются одной из форм современного права.

Правовой обычай является, по сути, прародителем современных законов и вспомогательным механизмом при возникновении непрописанных в нормативных актах ситуаций. Он формировался в первобытнообщинном строе: для каждого поселения или народа он был собственным, основанным на менталитете и привычках членов общества. Его становление произошло без влияния государства, при содействии обычных жителей, конечно, не обладавших современными юридическими знаниями. Но, проживая в общине, ее участники должны были знать, по каким правилам нужно жить. Так появились нормы поведения, не закрепленные юридическими документами. Они провозглашают простые истины и регулируют наиболее важные аспекты человеческих отношений: гражданские, имущественные, семейно-брачные, торговые, а также земле- и водопользование.

Правовой обычай

Многие неписаные обычаи перешли в письменные нормативные акты, потому что общество отказывалось жить по новым правилам, которые не проверили на себе предки. Тем, кто стал издавать законы, необходимо было обосновывать нормативы уже существовавшими обычаями. Иначе, при возникновении спорной ситуации, общество обращалось бы к уже существовавшим годами нормам, ведь им люди доверяли больше, чем только что написанным. Особенно хорошо это можно проследить на примере Древней Греции, где правотворчество было особенно распространено. Их первые законодательные акты закрепляли обычаи.

Примерами обычного права, известными до сих пор, являются:

  1. Саксонское зерцало в Германии;
  2. Законы 12 таблиц в Древнем Риме;
  3. Русская правда в Древнерусском государстве.

Особенности обычного права:

  1. Выражает волю народа более понятно и естественно, чем законы, так как идет снизу и формируется постепенно.
  2. Содержит расплывчатые, а не конкретные понятия, зачастую трактующиеся судом произвольно.
  3. Часто противоречит законодательным актам. В таких случаях обращаются к собственным обычаям, проявляя правовой плюрализм.
  4. Не требует письменного обеспечения и принуждения к его исполнению, так как существует в силу привычки.

Правовой обычай

Что относится к источникам (формам) права?

Российские правоведы выделяют следующие источники (формы) права в России.

Правовой обычай

Нормативный правовой акт

Это официальный документ, в котором содержится правовая норма. И так как это документ, то он имеет письменную форму.

Есть две разновидности нормативного правового акта. Это закон и подзаконный акт.

Правовой обычай

Это правило поведения, которое появилось после того, как такое поведение неоднократно повторялось. Причём это правило должно быть разрешено государством.

Прецедент

Это решение суда или административного органа, которое те приняли по конкретной ситуации или делу.

Причём до этого момента такая ситуация не возникала. Следовательно, и правило поведения сформулировано не было.

А после этой ситуации решение суда или административного органа становится источником права.

Референдум

Это голосование граждан по поводу какого-либо вопроса. Источником (формой) права референдум может быть, если голосование проводится по поводу текстов законопроектов.

Правовые аксиомы

Это правила, который сложились в праве исторически. Они могут быть нигде не закреплены, но не подвергаются сомнению.

Их фундамент — это мораль и справедливость.

Например, аксиома о том, что никто не может быть судьёй в собственном деле.

Другой пример: если была выслушана одна сторона, то должна быть выслушана и другая.

Общие принципы права

Это правила, которые универсальны и общеобязательны для всех. При нарушении этих принципов можно говорить о неправомерности действий.

Например: принцип гуманизма, принцип равенства всех граждан перед законом.

Обычное право сегодня

Обычаи укоренялись в сознании людей не одно десятилетие – это права, которые вырабатывались под влиянием общесоциальных нужд и потребностей сотнями лет. Поэтому обычное право не раз приходило на помощь: пробелы в официальных законодательных актах люди заполняют знаниями, черпаемыми из обычаев. Они формировались в традиционном обществе, передавались из поколения в поколение, сохраняя консерватизм. Но в современном, динамично развивающемся обществе правовой обычай относится к малоэффективным и архаичным формам. В условиях абсолютизации и самодостаточности правового обычая государственные законы станут ненужными, потеряют смысл. Поэтому обычное право сейчас второстепенно.

В ряде стран к правовому обычаю как форме права относятся по-разному: от полного отрицания во Франции до принятия, даже превосходства над нормативными актами в Японии. Россия относится к странам, где обычаи считаются субсидиарными, то есть вспомогательными или резервными источниками права. В Гражданском Кодексе РФ, например, некоторые статьи ссылаются на местные и национальные обычаи, обычаи делового оборота.

Таким образом, в зависимости от правовой системы обычное право играет различную роль в каждом государстве

Правовой обычай в современном мире сохранил свое немаловажное значение: самые мудрые обычаи приобрели юридическую силу, а на некоторые законодательство ссылается в сложных случаях. В любом случае, обычаи внесли неоценимый вклад в написание нормативных актов, хоть и были вытеснены последними практически полностью

Выбери ответ

Понятие

Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить «обычаи делового оборота» и другие обычаи, «обыкновения» и «заведённый порядок»), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Правовой обычай — это сложившееся и ставшее обязательным правило поведения в результате многократного и единообразного повторения в определенной сфере деятельности.

Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм в человеческом обществе, которые сводятся к определению их авторами наличия или отсутствия детерминирующей роли государства в процессе зарождения правового регулятора в обществе. Первое направление связывает возникновение обычного права с периодом распада первобытного строя и становления государства. Такой позиции придерживались видные российские ученые дореволюционного периода Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие. В настоящее время эту теорию развивают российские ученые-этнографы В. П. Алексеев, А. И. Першиц, а также ученые-юристы А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев и другие.

Согласно второму направлению наиболее адекватной характеристикой регулятивной системы первобытности является именно обычное право, которое рассматривается как самостоятельный исторический тип права. В качестве синонима термина «обычное право» используется термин «архаическое право», чем подчеркивается его отличие от современного права. Такой подход образуют несколько самостоятельных концепций, которые развивают российские ученые Д. Ж. Валеев, Ю. И. Семенов, А. И. Ковлер, а также их зарубежные коллеги Н. Рулан, Р. Пэнто и другие.

Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая нормативная система регуляции обычно-правового характера. А государство нашло лишь адекватные формы закрепления и интерпретации права в интересах господствующих сил.

Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина «обычное право», как в неюридическом смысле «протоправо», так и в чисто юридическом «правовой обычай». Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под её содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права.

Для распознания нормы обычного права и установления её содержания необходимо выделить внутренние формы обычного права, которые можно назвать способами выражения норм обычного права и классифицировать на две группы: способы выражения норм обычного права в виде актов автономной воли участников гражданско-правовых отношений и судебные способы. К первой группе относятся общественные или народные формы выражения норм обычного права (пословицы, поговорки, предания). Более важным способом в пределах данной группы является договор, в особенности, примерные условия договора, которые могут применяться в качестве правовых обычаев, а также своды унифицированных обычаев и правил.

Виды источников права

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В юридической литературе выделяют следующие источники права:

  • правовой обычай,
  • судебный прецедент,
  • правовая доктрина,
  • доктрина нормативного содержания,
  • религиозные нормы,
  • принципы права,
  • судебная практика,
  • нормативно-правовые акты,
  • принципы и нормы международного права,
  • договоры между государствами.

Более подробно мы рассмотрим первые два источника права – правовой обычай и судебный прецедент.

Примечания

  1. Шайхуллин Марат Селирович. Традиции и правовые обычаи местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: вопросы теории и практики  : монография / Шайхуллин М. С. ; Евразийский науч.-исслед. ин-т проблем права. — Москва : Изд-во Евразийского науч.-исслед. ин-та проблем права, 2011. — 207 с.
  2. Молчанов И. В. Обычай в системе источников права //Сборник тезисов Всероссийской научно-теоретической конференции «Системность в государственно-правовых явлениях и институтах: теоретические и исторические проблемы».-Екатеринбург. 2006″
  3. Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4. С.21.
  4. Авакьян С. А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение и регулятивная деятельность Советов// Советское государство и право. 1978. № 8. С.16-17.
  5. Малова О. В. Правовой обычай и его виды. //Сибирский юридический вестник. — 2001. — № 1.
  6. Валеев Д. Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса// Правоведение. 1974. № 6 °C.72; Разумович Н. И. Источники и форма права// Советское государство и право. 1988. № 3.С. 26; Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4. С.20.
  7. Лузин В. В. Место и роль конституционных соглашений в системе источников права Англии// Правоведение. 1999. № 2. С.103.
  8. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С.263.
  9. Конституционное право развивающихся стран/ Под ред. В. Е. Чиркина. М., 1987. С.155.
  10. Права, за якими судиться малоросійський народ (1743 р.)

Классификация обычного права

Санкционирование права – механизм официального закрепления правового обычая, при котором он вступает в юридическую силу.

Формы санкционирования обычного права:

  • законодательное;
  • судебное – чаще в странах с прецедентной системой права.

По характеру выражения санкционирование может быть:

  • письменное;
  • устное (молчаливое).

Концепции главенства правового обычая:

  1. Автономная теория, провозглашающая полное превосходство обычного права.
  2. Естественно-правовая теория: обычаи универсальны и подвержены изменениям, в отличие от государственного права, согласно мировоззрению граждан, проживающим в данный временной интервал.
  3. Позитивистская теория: обычаи зависят от признания их государством.
  4. Социологическая теория: обычное право – источник права государственного, так как они противоречат друг другу.

Правовой обычай