Ограничение во времени съемки портрета
Раньше, когда фотография как вид искусства только зарождалась, фотографы работали с длинными экспозициями, и люди должны были сидеть неподвижно перед камерой довольно долгое время.
Благодаря этому снимок получался «глубже» — отображались черты характера, но терялось ощущение мимолетности момента, легкости. Сегодня с развитием технологий кадры получаются за мгновения, и на них необходимо совместить и «сиюсекундный» момент жизни, и наиболее типичные черты, которые позволяют узнать данного конкретного человека.
В отличие от живописного художника, который имеет много времени для знакомства с моделью, чей портрет он пишет, фотограф крайне ограничен в сроках. За более короткий период времени фотограф должен увидеть не только психологический образ человека, его внешние и внутренние особенности, найти наиболее характерные позы для портрета и выражения, но и составить композицию из света, теней, фона и окружения, подчеркивая индивидуальность и уникальность момента.
Особенности и разновидности фотопортрета
Центром любого портрета является человек, а все другие объекты и предметы имеют лишь второстепенное значение, помогающее восприятию и пониманию главного героя.
Не важно, в какой обстановке сфотографирован человек: в бытовой (студийный или художественный портрет), вовремя каких-либо событий, соревнований (репортажный). Главное остается главным – отражение индивидуальности героя снимка, неповторимых черт человека, его характера
Все события, обстановка, окружающая среда лишь дополняют представления и ощущения зрителей.
Студийный портрет в современном фотоискусстве занимает примерно половину жанра. Вторая половина отдана репортажному портрету, хорошо зарекомендовавшему себя в различных статьях, очерках, репортажах и журналистике
Основное различие состоит в том, что у фотографа в студии есть больше возможностей преобразить внешность человека, а при репортажной съемке важно умение запечатлеть момент, наиболее полно отображающий происходящее в эмоциях
Фотограф: Дмитрий Агеев
Для создания наиболее точного портрета, фотограф часто использует такие художественные приемы, как создание фона, игру света и тени, определенное расположение фотоаппарата и технические параметры съемки: резкость и прочие настройки, оптику, а также положение человека и его позу.
Вы участвуете в этих фотоконкурсах?
Начало: 20-08-2020 Тема: настроение Жанр: портрет, жанровая фотография |
Начало: 19-08-2020 Тема: архитектура Жанр: архитектурная фотография |
Интересные публикации на сайте
Первые фотоателье были открыты через непродолжительное время после появления дагеротипии. Однако их популяризации мешало то, что изначально ателье ютились в маленьких комнатках под самой крышей. Обст… |
Итогом цифрового снимка является изображение в виде совокупности цифровой информации — файла, а в качестве светочувствительного материала используется электронное приспособление — матрица…. |
Новые фотоконкурсы на сайте
Начало: 21-08-2020 Тема: вдохновение Жанр: жанровая фотография, все жанры |
Начало: 19-08-2020 Тема: архитектура Жанр: архитектурная фотография |
ИсторияПравить
На развитие портретного жанра влияют две тенденции:
- прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно.
- развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.»Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём».Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?»Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Поджанры портретаПравить
Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно».
- Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального ит. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
- Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
-
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее— групповой портрет-картина
Портрет-прогулка— изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
).
- Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
-
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
- Аллегорический
- Мифологический
- Исторический
- Семейный портрет
- Жанровый портрет
- Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
- Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).
- Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.
По характеру изображения
- Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
- Коронационный (реже встречается тронный)
- Конный
- В образе полководца (военный)
- Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
-
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
- Интимный портрет— является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
- Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью