Кто такой пацифист? герой положительный или отрицательный?!

Пацифист — это кто?

Автором слова «пацифизм» называют французского борца за мир Эмиля Арно. В 1901 году на Х Всемирном конгрессе сторонников мира в Глазго он предложил обозначать этим термином идеологию, осуждающую все виды войн.

С тех пор принято считать, что пацифист — это человек, который придерживается идеологии пацифизма.

Пацифисты делятся на несколько типов:

Сторонники абсолютного пацифизма.

Это люди, которые убеждены, что человеческая жизнь имеет абсолютную ценность и лишать ее нельзя ни при каких обстоятельствах: ни на войне, ни в случае самообороны.

Условные пацифисты.

Эти люди верят, что ни война, ни насилие не могут решить ни одну проблему, но принимают тот факт, что при определенных условиях лучше война, чем мрачная альтернатива.

Условные пацифисты придерживаются этики утилитаризма, которая призывает оценивать любые поступки с точки зрения их последствий. Любой поступок считается хорошим, если он принес максимальную пользу максимальному количеству людей. Поэтому война за освобождение народа, с позиций утилитаризма, может быть приемлема.

Избирательные пацифисты.

Есть группа людей, которая готова активно бороться за полный запрет любого оружия массового уничтожения, но вполне допускает возможность и необходимость применения обычного оружия при определенных условиях.

Пацифизм может проявляться:

Как часть религиозных убеждений.

Многие религии на Земле содержат в себе элементы пацифизма. Например, в восточных учениях вроде буддизма, джайнизма или индуизма существует понятие «ахимса». Оно означает невозможность причинить вред ничему живому ни делом, ни словом, ни мыслью. Среди джайнистов есть секта, представители которой на рот надевают повязки, чтобы случайно не проглотить мелкое насекомое и подметают дорогу перед собой, боясь раздавить мельчайшую букашку.

Христиане гордятся Нагорной проповедью Иисуса, в которой есть призыв подставить вторую щеку тому, кто ударил тебя.

Протестантские общины амишей, меннонитов, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и ряда других отказывались брать в руки оружие, считая это богопротивным поступком.

  • Как нерелигиозные верования в то, что человеческая жизнь свята.
  • В практической вере в то, что любая война абсурдна.

В ХХ веке возникла еще одна концепция, тесно связанная с идеями пацифизма, — идеология ненасилия. В ее основе лежит предположение о том, что нельзя считать злом человека, совершающего зло.

В сопернике нужно увидеть, прежде всего, человека у которого есть совесть. Не отвечая на его насильственные действия, можно прервать цепь зла. Сторонник ненасилия готовы к страданиям и боли, чтобы доказать свою правоту.

Тактика ненасилия помогла Махатме Ганди добиться независимости Индии, а Мартину Лютеру Кингу и его последователям — гражданских прав для цветного населения США.

Известный пацифист современности — Далай-лама XIV — назвал насилие одной из главных проблем человечества, возникающих из гнева и страха. Само по себе никакое оружие не стреляет, но большинство убийств из него совершают люди, одержимые гневом и ненавистью. Поэтому пацифист — это еще и тот, кто в состоянии контролировать свои эмоции и сдерживать разрушительные порывы.

Наконец, еще один убежденный приверженец идей пацифизма Джон Леннон в песне Imagine призывал к всемирному братству, предлагал представить хотя бы на минуту, что нет деления на страны и нет причин, чтобы убивать. Хотя романтик и мечтатель сам стал жертвой насилия, но идеи, которые он проповедовал, все еще актуальны.

Пока сторонники насилия решали локальные проблемы, в ХХ веке пацифисты меняли мир.

Фото: HereNow4U.net: UGC

Берут ли пацифистов в армию?

Согласно законодательству РФ под призыв попадает население страны мужского пола, достигшее определенного возраста. Отказ от службы возможен только по причине проблем со здоровьем. Пацифистские взгляды на жизнь не являются причиной, чтобы не получить повестку. В этом случае можно попросить разрешение на альтернативную гражданскую службу. Она представляет собой временную работу в государственных учреждениях социальной сферы.

Для этого заранее подают заявление в военкомат и ожидают ответа. Работа хоть и является обязательной, но оплачивается, как и для других сотрудников со всеми дополнительными бонусами в виде больничного, выходных и отпуска. Срок альтернативной службы – 21 мес. По ее окончанию выдают обычный военный билет с указанием военно-учетной специальности, однако на следующие сборы больше призыва не будет.

Абстрактность идеи

Официальная идеология пацифизма – осуждение аморальности насилия, противление ему мирными средствами, осуждение всякой войны. Безусловно, среди пацифистов есть убежденные порядочные люди, но в основном это движение напоминает хорошо прикормленную «партию зеленых», которых держат для показательных выступлений сторонников мира и здоровой экологии. Кто такой пацифист? Сторонник всепрощающего терпения, готовый переносить причиняемую ему душевную и физическую боль, чтобы устыдить, остановить или, что вообще из области фантастики, обратить в свою веру злодея. Примеры этому есть, но в основном художественные. Сама по себе теория «ударят по одной щеке – подставь другую» не вяжется с человеческим достоинством. Она ни с чем не вяжется, кроме садомазохизма.

Как пережить моральное насилие и его последствия?

Традиционные демонстрации пацифистов с транспарантами и антивоенными лозунгами в прошлом. Более того, сама идея пацифизма уже считается устаревшей. Но это не значит, что насилия стало меньше.

Травля может развиться в любом обществе, затронуть детей или взрослых. Любая травля ухудшает качество жизни, подрывает физическое здоровье, иногда приводит к психическим расстройствам или суициду.

Какие бывают виды травли:

  • Буллинг. Психологический террор, унижение, преследование. В отдельных случаях – побои, физическое унижение.
  • Моббинг. Целенаправленное интеллектуальное насилие или психологически опасные действия. Это сплетни, непристойные шутки или высказывания, неоправданная критика.
  • Харассмент. Общее название для сексуальных домогательств. Это грубые высказывания, действия, жесты или шутки, пошлые намеки, которые унижают человека, создают напряженную обстановку.
  • Кибертравля. Угрожающие сообщения, которые отправляются по электронной почте или открыто публикуются в соцсетях.
  • Аутинг. Публичное распространение информации, которая компрометирует человека и вынуждает его оправдываться или объяснять ситуацию.

По словам психологов, травле может подвергнуться любой человек. В группе риска – новенькие в коллективе и те, кто отличается от большинства. Травля протекает по примерно похожим схемам и борьба  с ней задействует одинаковые механизмы.

Что делать жертве эмоционального давления:

  • Признать, что происходящее – не плод воображения, а реальность.
  • Постараться сохранять нейтралитет, поскольку агрессор обычно ждет реакции своей жертвы.
  • Не принимать поспешных решений, а проанализировать ситуацию и информацию.
  • Если есть возможность, записать разговоры с угрозами.
  • Обратиться за помощью к близким, учителям, вышестоящему руководителю.
  • В критичных случаях сменить школу, работу, место жительства.

Мартин Лютер Кинг считал пацифизм «уделом смелых». Все потому, что он не подразумевает пассивное смирение насилию. Поэтому если агрессор игнорирует предупреждения, не стоит  пренебрегать официальными способами защиты – обратиться к юристу, в полицию.

Выводы:

  • Пацифизм как качество личности – безотговорочное осуждение насилия.
  • Буддизм считается символом ненасилия, но при необходимости оправдывает активное сопротивление насилию.
  • Эмоциональное давление – проблема не одного человека, а всего сообщества.

Пацифизм, что это такое

Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество. Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.

Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение. В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира. Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов. В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.

Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.

Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов. Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции. Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.

Буддизм и пацифизм.

У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса».  Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому  первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.

По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.

История пацифизма.

История пацифизма тесно связана с господством христианской системы ценностей. Основные идеи пацифизма уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако в то время также развивалась концепция «Римского мира»: мира, поддерживаемого римскими легионами на покоренных территориях. Такая концепция олицетворяла пацифизм процветающей имперской державы, в котором жестко централизованные административная и правовая системы «держат в узде» регионы, народившиеся прежде в хроническом состоянии войны.

После обращения в христианство императора Константина (311 г. н. э.) доктрина bellum iustum или «справедливой войны» была принята на вооружение идеологией христианства, отодвинув пацифизм на задний план церковной мысли и практики. Доктрина справедливой войны как оправдание войны достигла кульминации в период средневековых крестовых походов. После открытия Америки и начала испанской колонизации концепция справедливой войны была возрождена как противовес монархическому волюнтаризму. Теоретики естественного права 17-го века, в частности Гуго Гроций, также внесли свой вклад в развитие данной доктрины.

Теории естественного права способствовали развитию позитивного права народов, базирующегося на обычаях и договорах. Право народов вытекало из принципа суверенитета. Суверенитет же подразумевал, что государства имеют право самостоятельно решать, можно ли войну, которую они развязали или хотели развязать, считать «справедливой войной». Постепенно было признанно, что решение о войне или мире является прерогативой суверенитета. Таким образом, сформировалось ius ad bellum или право войны.

Движение за мир начало усиливаться со второй половины девятнадцатого века. С целью объединения противников войны стали регулярно созываться всемирные конгрессы и конференции в защиту мира. На первом Всеобщем конгрессе мира, состоявшемся в 1843 году в Лондоне, рассматривались такие вопросы, как проведение конгресса народов, использование международного арбитража как средства предупреждения международных конфликтов, пропаганда против войны и контроль за изготовлением и продажей оружия и боеприпасов.

Кто такой пацифист? герой положительный или отрицательный?!

Фото: dl.wdl.orgВсемирный конгресс мира в Стокгольме, 1910

В этот период начинает осуществляться интенсивная кодификация законов и обычаев, относящихся к вопросам войны и мира, и дополнение их принципиально новыми и весьма важными в гуманитарном отношении правилами миротворчества, предотвращения войны и защиты мира.

В 1899 году по инициативе императора России Николая I проведена первая Мирная конференции в Гааге, решением которой была учреждена Постоянная палата третейского суда – первая международная организация для мирного разрешения межгосударственных споров.

Однако пацифистское движение того времени не оказывало существенного влияния на развитие международного публичного права. Гаагские конференции и последующие ограничения на средства и методы ведения военных действий были скорее результатом рационального военного мышления государств-участников, нежели воплощением пацифистских идей. Однако тот факт, что такие договоры были политически возможны, демонстрирует некоторое влияние пацифизма на развитие международного права того времени. Выдающиеся пацифисты, такие как немецкий юрист Вальтер Шеккинг, даже считали Гаагские конференции первым шагом на пути к Всемирной конфедерации. Такая конфедерация должна положить конец существованию национальных государств, которые, с их точки зрения, являлись основной причиной всех войн.

Легко быть пацифистом, когда нет войны

Изобретение ядерного оружия и его наглядное применение в середине XX века усилили антивоенные настроения по всему миру. Однако не стоит путать пацифизм и антимилитаризм. Они схожи: и тот и другой — против войны. Но есть и отличия.

Антимилитаристы в основном против раздувания военного бюджета, гонки вооружений и разработки новых видов оружия.

Антимилитаристы меркантильны. Они боятся, что государство выманит у налогоплательщиков последнюю копеечку и спустит на армейских дармоедов и ненужные железяки(«а могли бы раздать пенсионерам»). Можно сказать, что антимилитаристы выступают против войны по экономическим и некоторым социальным соображениям. Война — это невыгодно и нецивилизованно. Не будем спорить. Кстати, сами по себе эти ребята — антимилитаристы — бывают иногда очень воинственными.

Пацифисты же всегда личности духовные. Они о деньгах не думают. Они просто отрицают насилие. Без каких-либо исключений. Не важны причины, мотивы и возможные последствия, главное — никакого насилия, особенно войны. Войну как способ достижения мира они не признают. Потому что кровопролитие не может быть орудием справедливости. Все люди должны жить в мире, а все конфликты разрешаться исключительно мирным путём.

Пацифисты зачастую аполитичны и проповедуют любовь к ближним, прощение, терпимость, отмену смертной казни и вегетарианство. Некоторые из них отказываются служить в армии. Особо идейные готовыподставить вторую щёку», но не советуем проверять это на практике.

Где-то рядом с пацифистами и антимилитаристами стоят антивоенные движения и протесты. Их отличие состоит в том, что они выступают не за всё хорошее против всего плохого, а против конкретной войны, которая уже идёт или вот-вот начнётся. Протестующие хотят повлиять на решения, принимаемые правительством, и зачастую не брезгуют силовым противостоянием с полицией.

Пацифизм: что это такое?

Может ли война быть священной, оправданной, правомерной или освободительной? Поклонники пацифизма категорически против такого определения любых военных действий, ведь они осуждают использование любых военных методов для решения тех или иных конфликтов.

Идея пацифизма основана на том, что убийство одного человека другим человеком, как и любой другой вид насильственных действий, является абсолютным и неприемлемым для цивилизованных народов злом. Пацифизм как идеология пропагандирует ненасилие. Любой конфликт, по мнению пацифистов, можно решить при помощи конструктивных диалогов, переговоров, разъяснений, мирных сборов и митингов и т.д.

В современном мире пацифистами принято называть всех тех людей, которые открыто выступают против военных действий. Но истинными сторонниками пацифизма по праву можно назвать только тех личностей, которые не только поддерживают мирное решение любых конфликтов, но и демонстрируют свою жизненную позицию на собственном примере: не ведут себя агрессивно, не причиняют физического вреда другим людям, не вступают в какие-либо группировки или военные организации, не принимают абсолютно никакого участия в военно-политических конфликтах и т.д.

Многие люди путают пацифизм с полным подчинением или смирением. Но наша жизнь не состоит лишь из черного и белого цвета. Она многогранна и не всегда понятна. Поэтому осуждение военных действий не может автоматически расцениваться как полное смирение или подчинение.

Хотите осознать и прочувствовать суть пацифизма? Чтобы сделать это, нужно всего лишь понять, что противоположностью пацифизма является милитаризм. Милитаризм – это государственная идеология и политическое течение, основная идея которого заключается в том, что и экономика страны, и повседневное существование мирных граждан ставится на военные рельсы. Большое количество денег, разных ресурсов и сил государство тратит не на улучшение жизни обычных людей, а на то, чтобы доказать свое военное превосходство потенциальным противникам.

Пока поклонники милитаризма пытаются убедить всех вокруг, что они занимаются отстаиванием гарантий мира, пацифисты прекрасно осознают, что послевоенный мир будет перестраиваться по установленным милитаристами критериям.

С чего все началось: краткая история пацифизма

Термины «пацифизм» и «пацифист» специально были придуманы для обозначения тех участников Всеобщего конгресса мира, которые выступали за то, чтобы свести военные конфликты к абсолютному минимуму. Произошло это знаменательное событие в 1910 году. Со временем эти термины начали использовать в более широком смысле, суть которого заключается в том, что «человек открыто выступает против любых военных действий».

Кто такой пацифист? герой положительный или отрицательный?!Протесты против Первой мировой войны на Всемирной женской конференции 1915 года в Гааге

Хотя слова «пацифизм» и «пацифист» возникли чуть больше ста лет назад, сама идея ненасилия имеет долгую и сложную историю. Идеи гуманности и человечности были актуальны еще в первом столетии до нашей эры. Именно в этот период времени Юлий Цезарь занимается воздвижением храма Милосердия, который не сохранился до наших дней.

Римляне, которые создали практически идеальную систему права, отлично понимали, что конфликты нужно уметь решать мирным путем. Они придумали специальную систему заключения мирных договоров. Данные договора включали в себя основные правовые и социальные гарантии безопасности.

Было немало пацифистов и среди первых последователей Иисуса Христа. Первые христиане по религиозным убеждениям категорически отказывались от несения военной службы, хотя это занятие и не осуждалось Новым Заветом. Пацифистские идеи христиан забылись, когда была придумана теория «справедливой войны», а крестовые походы стали практически неотъемлемой частью обыденной жизни людей.

Пацифистская традиция возродилась лишь в пятнадцатом столетии, в разгар эпохи Ренессанса. Общественным же движением пацифизм стал лишь после окончания Наполеоновских войн. К концу девятнадцатого столетия миротворческие идеи завладели умами людей на всех континентах Земли. Пацифизм активно обсуждался членами Лиги Наций, рассматривался на всевозможных конференциях по разоружению и международных конгрессах.

Современное пацифистское движения – результат двух мировых воин. Первая и Вторая мировые войны забрали жизни миллионов людей, поэтому нет ничего странного в том, что многие ветераны и мирные жители, пережившие весь этот ужас, начали массово вступать в антивоенные организации, активно участвовать в акциях ненасильственного сопротивления и создавать разные миротворческие движения.

Пацифистская идеология закреплена во многих международных документах: в Декларации о праве народов на мир, в уставе Организации Объединенных Наций и т.д.

Известные пацифисты

История движения очень длинная, поэтому выделяет большое количество людей, которые отличились на фоне толпы. К известным пацифистам мира относят:

  • Джона Леннона;
  • Льва Толстого;
  • Альберта Эйнштейна;
  • Джорджа Бернарда Шоу;
  • Олдоса Хаксли;
  • Далай-ламу XIV.

Леннон всегда был против любых военных действий. Толстой разработал индивидуальную систему взглядов – если оказывать сопротивление человеку, оскорбляющего вас, это только увеличит количество мирового зла. Позиция Эйнштейна была оригинальной. Он был пацифистом, но при этом принимал участие в разработке ядерной бомбы. По его мнению, только там можно было противостоять потенциальным захватчикам. Мать Тереза положила жизнь на служение близким. Она оказывала посильную помощь всем нуждающимся.

Критика[ | ]

Пацифизм подвергается критике с разных сторон.

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора

».

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице

», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными », что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией », что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации », и что «пацифизм не понимает трагизма истории ».

История

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времен Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран

Идеи пацифизма

Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма. Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой. В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.

Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание. Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается. Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла. Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.

Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой. Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой. Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.

Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких. И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система. Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

История пацифизма

Термин пацифизм появляется в документе «Код мира» (Code de la Paix, 1901 г.) французского юриста Эмиля Арно (Emile Arnaud). Он был одним из создателей Международной лиги мира и свободы (1867 г.).

Несмотря на это, идеи отрицания войны и насилия и призывы к мирному сосуществованию и любви к ближнему прослеживаются в течение многих веков и на всех континентах.

Так, упоминание пацифизма встречается ещё в Библии. На русский латинское слово «pacifici» было переведено как «миротворцы».

Идеи распространения любви можно обнаружить и у римского святого Валентина (3 век н. э.).

Кто такой пацифист? герой положительный или отрицательный?!Римский святой Валентин (226–269)

Римский император Клавдий II набирал юношей в свои военные легионы. Вступать в брак им было запрещено. Святой Валентин же тайно их женил, противопоставляя идеи насилия и войны идеям любви и мира.

В буддизме как распространителя идей пацифизма выделяют Будду Шакьямуни (урождённый Сиддхартха Гаутама, род. 6-7 вв до н. э.). Сиддхартха основал буддизм. Он верил, что добро может создать только добро, а с помощью зла создаётся только зло.

Кто такой пацифист? герой положительный или отрицательный?!Будда Шакьямуни

Китайский философ Мо-Цзы (470–391 до н. э.) также активно выступал против войны. Он высказывал идеи о всемирной любви. Если император любит не только своё государство и своих поданных, но и соседние государства, то это чувство любви должно предотвратить конфликты и войны.

По мнению философа, завоевательная война лишает возможности отличать справедливость от несправедливости. Она обедняет, разрушает, абсолютна невыгодна и не несёт в себе никакого смысла.

Пацифисткое мировоззрение приписывают и русскому писателю Льву Николаевичу Толстому (1828–1910). Впрочем, в творчестве Толстого присутствуют скорее идеи анархисткого пацифизма. То есть он отрицал какое бы то ни было понуждение, в том числе и военное.

Читайте подробнее про Анархию.

Пацифизм в 20 веке

Из-за мировых войн, происходивших в 20 веке, активно развивалась промышленность. В том числе производилось новое боевое оружие и военная техника.

Страны стали включаться в гонку вооружений. Так назывался период, когда государства стремились быстрее своих соперников произвести и иметь в распоряжении как можно больше оружия, чтобы обезопасить свои границы и интересы. Происходила милитаризация промышленности.

Милитаризация — это процесс, который направлен на подготовку к будущим военным действиям. Его цель — удовлетворить потребности государства во время возможного будущего участия в войне.

Пацифизм в СССР

Пацифизм в СССР проявлялся в движении хиппи и в политике ядерного разоружения после Холодной войны.

Хиппи — это контркультура, которая возникла в 60-х годах 20 века в США. Представители этого движения не принимали правила поведения, принятые в обществе, выступали против аппарата, который контролирует жизнь людей (бюрократии). Их лозунг — свобода и любовь.

Холодная война – период в истории, когда два самых сильных государства — СССР и США — имели настолько глубокие и непримиримые противоречия, что дело чуть было не дошло до вооружённого столкновения. Тем не менее открытых военных действий не было и оружие не было применено. Поэтому война и называется «холодной».

Но риск применения ядерного оружия, которое было и у СССР, и у США, был очень высок

Это противостояние показало, насколько важно применить меры по сокращению ядерного оружия и боеприпасов. Поэтому эти страны решили провести политику разоружения

В рамках разоружения были подписаны различные договоры:

  • о запрещении ядерных испытаний (СССР подписал в 1963 году);
  • о нераспространении ядерного оружия (утвержден СССР в 1969 году);
  • о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (дата подписания СССР —1987 год);
  • другие.