Оттепель (телесериал)

Социально-экономические реформы.

Первоочередной задачей экономической политики нового руководства стала некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение. Другим направлением стал курс на ускорение технического прогресса. Результатом стало появление атомной электростанции и ледокола, реактивного гражданского самолета Ту104, ускоренное развитие химической промышленности.

В военной сфере появились атомные подводные лодки и самолетыракетоносцы. Эпохальными событиями, выходящими далеко за рамки чисто научных достижений, стали запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли и 12 апреля 1961 г. космического корабля с человеком на борту. Первым космонавтом мира стал Ю.А. Гагарин.

В 1957 г. была начата перестройка управления экономикой, главной целью которой был переход с отраслевого на территориальный принцип. В каждом экономическом районе создавался Совет народного хозяйства. Всего было создано 105 совнархозов и ликвидировано 141 министерство. Реформа преследовала следующие цели: децентрализация управления, усиление территориальных, межведомственных связей, повышение самостоятельности субъектов производства.

Первоначально реформа принесла ощутимые результаты: сократился путь принятия решений, уменьшились встречные перевозки грузов, закрылись сотни однотипных мелких производств. В 50-е годы, по оценкам некоторых исследователей, темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю. Но это не меняло в принципе саму тупиковую экономическую систему. Основы административнокомандной системы оставались неизменными. Недовольство, к тому же, проявляла столичная бюрократия, утратившая часть власти.

Еще менее успешными оказались реформы в аграрном секторе. Здесь особенно ярко проявилась импульсивность, импровизаторство Хрущева. Например, внедрение кукурузы было само по себе разумным шагом для развития животноводства, но выведение новых сортов применительно к российским условиям требовало, по крайней мере, 10 лет, а отдачу ждали немедленно. К тому же «царицу полей» сажали вплоть до северных районов Архангельской области.

Освоение целинных земель превратилось в очередную кампанию, якобы способную немедленно решить все проблемы с продовольствием. Но после кратковременного роста (в 19561958 гг. целина дала более половины заготовленного хлеба) урожаи там резко упали из-за эрозии почвы, засух и других природных явлений, о которых предупреждали ученые. Это был экстенсивный путь развития.

С конца 50х гг. вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Начались административные реорганизации и кампании, неизбежные в существовавшей системе. Ярким примером стала «мясная кампания в Рязани»: обещание утроить производство мяса за 3 года.

Результатом стало резкое сокращение поголовья коров, пущенных под нож, и самоубийство первого секретаря обкома КПСС. Подобное, пусть в меньших масштабах, происходило повсеместно. Одновременно под флагом ликвидации различий между городом и деревней, строительства коммунизма началось ограничение и даже ликвидация личного подворья крестьян. Усилился отток сельских жителей и, прежде всего, молодежи в города. Все это наносило невосполнимый урон деревне.

Наиболее успешными были социальные реформы. Была окончательно ликвидирована неграмотность. Прекратилась практика принудительных (так называемых «добровольных») государственных займов. С 1957 г. началось промышленное жилищное строительство в городах «хрущевские» пятиэтажки. С них началось изменение типа жилья для миллионов людей: из коммуналок в отдельные квартиры.

В 1956 г. были введены пенсии по возрасту во всех государственных отраслях (до этого их получало ограниченное число работавших), а с 1964 г. они впервые стали выдаваться колхозникам. Были отменены антирабочие законы: уголовная ответственность за прогулы и систематические опоздания на работу. Значительно выросли зарплаты, потребление населением промышленных и продовольственных товаров. Произошло сокращение рабочего дня (до 7 часов) и рабочей недели.

Соответствие эпохе

Для фильма было пошито более сотни костюмов, и какое-то количество вещей было куплено в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья.

Больше всего костюмов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 нарядов. По словам Анны Чиповской, для создания атмосферы у актрис под платьями были все атрибуты — бельё шестидесятых, с поясом, с чулками. Экипировка сложнейшая для ношения каждый день, но помогала создавать нужный силуэт».
Художники нашли в хорошем состоянии настоящие антикварные корсеты, лифчики, трусы того времени, подчёркивающие фигуру. Актрисы с радостью надевали это бельё. И даже когда не было откровенных сцен, предпочитали вниз надевать именно его.

Красный «Москвич», на котором разъезжает Виктор Хрусталёв, — точно такой же, какой был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях родителей, которые собирались у них дома — половина была в белых брюках и модных очках .

Награды

  • 2014 — специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год.
  • 2014 — призы Ассоциации продюсеров кино и телевидения за 2013 год в номинациях:
    • «Лучший телевизионный мини-сериал (5 — 24 серий)»
    • «Лучшая режиссёрская работа» — Валерию Тодоровскому
    • «Лучшая музыка к телефильму/сериалу» — Константину Меладзе
    • «Лучшая операторская работа» — Ивану Гудкову и Фёдору Ляссу
    • «Лучшая работа художника по костюмам» — Владимиру Купцову
    • «Лучшая работа художника по гриму» — Ирине Мельниковой и Елене Соколовой
    • «Лучшая работа звукорежиссёра» — Олегу Шлоссу и Алексею Майсеенко
    • «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» — Виктории Исаковой.
  • 2014 — премия «ТЭФИ»:
    • Лучший телевизионный фильм / сериал
    • Телевизионный продюсер сезона — Валерий Тодоровский
    • Лучший актёр телевизионного фильма/сериала — Михаил Ефремов
  • Кроме того на премию «ТЭФИ» были номинированы актёры Виктория Исакова и Евгений Цыганов.
  • 2015 — премия «Золотой орёл»:
    • Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
    • Лучшая мужская роль на телевидении — Евгений Цыганов (за роль Виктора Хрусталёва)
    • Лучшая женская роль на телевидении — Виктория Исакова (за роль Инги Хрусталёвой)
    • номинации на премию — Анна Чиповская (за роль Марьяны Пичугиной) и Александр Яценко (за роль Егора Мячина).
  • 2015 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год — Валерию Тодоровскому, Дмитрию Константинову, Алёне Званцовой, Виктории Исаковой, Евгению Цыганову — за создание телевизионного сериала «Оттепель»

В ролях

Актёр Роль
Евгений Цыганов оператор Виктор Сергеевич Хрусталёв
Александр Яценко режиссёр-стажёр Егор Ильич Мячин
Анна Чиповская студентка МГУ Марьяна Пичугина
Виктория Исакова актриса Инга Витальевна Хрусталёва
Михаил Ефремов режиссёр Фёдор Андреевич Кривицкий
Светлана Колпакова жена Кривицкого Надя
Яна Сексте оператор Люся Полынина
Павел Деревянко актёр Геннадий Петрович Будник
Евгений Волоцкий брат Марьяны, портной Александр (Санча) Пичугин
Нина Дворжецкая второй режиссёр Регина Марковна
Виктор Хориняк актёр Руслан
Анна Котова гримёр Лида
Паулина Андреева певица Дина
Владимир Гостюхин директор Мосфильма Семён Васильевич Пронин
Василий Мищенко следователь Цанин
Андрей Смирнов отец Виктора Сергей Викторович Хрусталёв
Лариса Малеванная бабушка Марьяны Зоя Александровна
Ольга Штыркова дочь Хрусталёвых Ася
Фёдор Лавров сценарист Костя Паршин
Надежда Маркина художник по костюмам Ольга Филипповна
Валерий Тодоровский режиссёр
Дута Схиртладзе директор фильма Гия Ревазович Таридзе
Актёр Роль
Евгения Брик Лариса
Константин Чепурин реквизитор Аркадий Владимирович Сомов
Виктор Добронравов старый друг Хрусталёва Пётр
Софья Каштанова Софи Лорен
Сергей Бондарчук (младший) Сергей Бондарчук
Никита Ефремов Олег Ефремов
Антонина Паперная Татьяна Самойлова
Александр Суцковер адвокат
Светлана Никифорова гримёр Женя
Анастасия Прокофьева костюмер Елена
Елена Мельникова сотрудница Дома моделей
Ольга Клебанович секретарша Пронина Лидия Ивановна
Нино Кантария мачеха Виктора Нина Хрусталёва
Анастасия Попова актриса Оксана
Федот Львов реквизитор Дыня
Андрей Заводюк любовник Инги Павел
Андрей Душечкин свидетель-звукооператор
Виктор Молчан муж Регины Марковны Сергей
Анастасия Жаркова помреж («хлопушка»)
Ирина Обидина проводница
Андрей Дударенко член худсовета Виктор Моисеевич

В эпизодах

Список (по алфавиту)

  • Степан Абрамов
  • Светлана Акимова
  • Сергей Бережнов
  • Анастасия Боброва
  • Максим Брагинец
  • Виктор Васильев
  • Владислав Васильев
  • Анна Воронова
  • Валерия Гайдукевич
  • Татьяна Гаркуша
  • Олег Глушков
  • Сергей Горячев
  • Олеся Грибок
  • Игорь Дереклеев
  • Алексей Долгушин
  • Михаил Есьман
  • Павел Жарков
  • Сергей Жбанков
  • Татьяна Жевнова
  • Сергей Кабанов
  • Роман Калькаев
  • Анастасия Клименко
  • Николай Клямчук
  • Ольга Кобзева
  • Татьяна Ковалевская
  • Инна Коляда
  • Анатолий Кожаев
  • Константин Конюхов
  • Иван Куколев
  • Маргарита Куликова
  • Александр Макаров
  • Анна Маланкина
  • Яна Метельская
  • Юлианна Михневич
  • Камилла Мухлисова
  • Александр Овчинников
  • Инга Сметанина
  • Андрей Перепечко
  • Марина Петренко
  • Людмила Разумова
  • Алексей Соров
  • Янина Подсосонная
  • Алеся Самоховец
  • Алла Семенова
  • Игорь Сидорчик
  • Ольга Сташкевич
  • Сергей Топоров
  • Татьяна Трофимова
  • Наталья Ушакова
  • Даниил Федоров
  • Галина Чернобаева
  • Сергей Чуб
  • Елена Шабад
  • Анастасия Шаповал
  • Улугбек Юлдашев

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Валерий Тодоровский
  • Авторы сценария — Валерий Тодоровский, Алёна Званцова, Дмитрий Константинов
  • Операторы-постановщики — Иван Гудков, Фёдор Лясс
  • Художник-постановщик — Владимир Гудилин
  • Композитор — Константин Меладзе
  • Художник по костюмам — Владимир Купцов
  • Художник по гриму — Ирина Мельникова, Елена Соколова
  • Звукорежиссёры — Олег Шлосс, Алексей Майсеенко
  • Режиссёр монтажа — Алексей Бобров
  • Второй режиссёр — Ирина Третьякова
  • Ассистент режиссёра по актёрам — Татьяна Талькова
  • Хореограф — Олег Глушков
  • Продюсеры — Валерий Тодоровский, Максим Коропцов, Елена Кожанова

Сюжет

Время действия — 1961 год. Кинооператор Виктор Хрусталёв попадает в сложную ситуацию. Его подозревают в причастности к гибели друга, талантливого сценариста Кости Паршина, который покончил с собой во время запоя. Органы пытаются любыми способами посадить Хрусталёва в тюрьму. Виктору надо снять комедию «Девушка и бригадир», чтобы получить разрешение сделать фильм «Осколки» по замечательному сценарию, оставшемуся после погибшего друга-сценариста. Этот сценарий хочет поставить молодой режиссёр Егор Мячин. Хрусталёв устраивает его стажёром к маститому режиссёру Кривицкому на комедию. В этом же фильме снимаются бывшая жена Хрусталёва, Инга, и его молодая возлюбленная Марьяна, в которую влюблён и Егор Мячин.

В ролях

Актёр Роль
Евгений Цыганов оператор Виктор Сергеевич Хрусталёв
Александр Яценко режиссёр-стажёр Егор Ильич Мячин
Анна Чиповская студентка МГУ Марьяна Пичугина
Виктория Исакова актриса Инга Витальевна Хрусталёва
Михаил Ефремов режиссёр Фёдор Андреевич Кривицкий
Светлана Колпакова жена Кривицкого Надя
Яна Сексте оператор Люся Полынина
Павел Деревянко актёр Геннадий Петрович Будник
Евгений Волоцкий брат Марьяны, портной Александр (Санча) Пичугин
Нина Дворжецкая второй режиссёр Регина Марковна
Виктор Хориняк актёр Руслан
Анна Котова гримёр Лида
Паулина Андреева певица Дина
Владимир Гостюхин директор Мосфильма Семён Васильевич Пронин
Василий Мищенко следователь Цанин
Андрей Смирнов отец Виктора Сергей Викторович Хрусталёв
Лариса Малеванная бабушка Марьяны Зоя Александровна
Ольга Штыркова дочь Хрусталёвых Ася
Фёдор Лавров сценарист Костя Паршин
Надежда Маркина художник по костюмам Ольга Филипповна
Валерий Тодоровский режиссёр
Дута Схиртладзе директор фильма Гия Ревазович Таридзе
Актёр Роль
Евгения Брик Лариса
Константин Чепурин реквизитор Аркадий Владимирович Сомов
Виктор Добронравов старый друг Хрусталёва Пётр
Софья Каштанова Софи Лорен
Сергей Бондарчук (младший) Сергей Бондарчук
Никита Ефремов Олег Ефремов
Антонина Паперная Татьяна Самойлова
Александр Суцковер адвокат
Светлана Никифорова гримёр Женя
Анастасия Прокофьева костюмер Елена
Елена Мельникова сотрудница Дома моделей
Ольга Клебанович секретарша Пронина Лидия Ивановна
Нино Кантария мачеха Виктора Нина Хрусталёва
Анастасия Попова актриса Оксана
Федот Львов реквизитор Дыня
Андрей Заводюк любовник Инги Павел
Андрей Душечкин свидетель-звукооператор
Виктор Молчан муж Регины Марковны Сергей
Анастасия Жаркова помреж («хлопушка»)
Ирина Обидина проводница
Андрей Дударенко член худсовета Виктор Моисеевич

В эпизодах

Список (по алфавиту)

  • Степан Абрамов
  • Светлана Акимова
  • Сергей Бережнов
  • Анастасия Боброва
  • Максим Брагинец
  • Виктор Васильев
  • Владислав Васильев
  • Анна Воронова
  • Валерия Гайдукевич
  • Татьяна Гаркуша
  • Олег Глушков
  • Сергей Горячев
  • Олеся Грибок
  • Игорь Дереклеев
  • Алексей Долгушин
  • Михаил Есьман
  • Павел Жарков
  • Сергей Жбанков
  • Татьяна Жевнова
  • Сергей Кабанов
  • Роман Калькаев
  • Анастасия Клименко
  • Николай Клямчук
  • Ольга Кобзева
  • Татьяна Ковалевская
  • Инна Коляда
  • Анатолий Кожаев
  • Константин Конюхов
  • Иван Куколев
  • Маргарита Куликова
  • Александр Макаров
  • Анна Маланкина
  • Яна Метельская
  • Юлианна Михневич
  • Камилла Мухлисова
  • Александр Овчинников
  • Инга Сметанина
  • Андрей Перепечко
  • Марина Петренко
  • Людмила Разумова
  • Алексей Соров
  • Янина Подсосонная
  • Алеся Самоховец
  • Алла Семенова
  • Игорь Сидорчик
  • Ольга Сташкевич
  • Сергей Топоров
  • Татьяна Трофимова
  • Наталья Ушакова
  • Даниил Федоров
  • Галина Чернобаева
  • Сергей Чуб
  • Елена Шабад
  • Анастасия Шаповал
  • Улугбек Юлдашев

Музыкальное сопровождение

Специально для телесериала «Оттепель» музыку и песни написал композитор Константин Меладзе.

Во время работы над музыкой к фильму он постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х — начала 1960-х годов. Для этого он прослушал очень много советской музыки тех времён, которая во времена «оттепели» была на редкость «фирменной». Но в большей степени, по его словам, он ориентировался на творчество итальянского композитора Нино Рота. Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских и советских фильмах. Советская эстрадная музыка, считает Меладзе, вообще была ближе всего к западной именно в 1960-е годы. Тогда были невероятно стильные и раскованные артисты, такие как певица Лариса Мондрус и другие кумиры тех лет. Позже, когда период «оттепели» закончился, за музыкой стали следить, стали держать её под контролем.

В фильме «Оттепель» звучит много инструментальной музыки, для записи которой Константину пришлось искать аутентичные синтезаторы, электроорганы, барабаны, которых очень много в аранжировках. Во время студийного сведения звук был слегка «испорчен», чтобы он не был таким лощёным, как сейчас, и приобрёл «ламповое» звучание. Кроме того, в саундтреке использованы гитарные импровизации Тодоровского-старшего.

Помимо инструментальной музыки, Константин Меладзе написал две песни к фильму. Сначала композитор пробовал записывать их с известными профессиональными вокалистами, как и в фильме «Стиляги». Но пение современных исполнителей, по мнению Меладзе, не ложилось в кино Валерия Тодоровского. В его фильмах нужно петь актёрски: не голосом, а душой. Так что здесь, как и в «Стилягах», поют в основном те, кто играет роли:

  • «Оттепель» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняет актриса Паулина Андреева.
  • «Нет для любви преград» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняют актёры Виктория Исакова (солирует), Анна Чиповская, Таша Круз, Марина Литвинова, Рубен Толмачёв, Константин Меладзе.

Также в сериале звучат песни конца 1950-х — начала 1960-х годов:

  • «Эй, рулатэ», в исполнении Гелены Великановой
  • «Давай никогда не ссориться», в исполнении Тамары Миансаровой
  • «Мой милый», в исполнении Нины Дорда
  • «Не встретимся», в исполнении Нины Дорда
  • «Троллейбус», в исполнении Ирины Бржевской
  • «She She Little Sheila», в исполнении «Gene Vincent & His Blue Cap»
  • «My Baby Don’t Low», в исполнении «Gene Vincent & His Blue Cap»

Духовная жизнь.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. «Оттепель» (по названию повести И.Г. Эренбурга) положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы (произведения Дудинцева, Гранина, Пановой, Розова и др.).

Было реабилитировано творчество Бабеля, Булгакова, Тынянова и др. После ХХ съезда появились журналы «Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Дружба народов» и др. Особую роль играл журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Здесь в ноябре 1962 г. была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рассказывающая о жизни заключенных.

Решение о ее публикации было принято на заседании Президиума ЦК КПСС под личным давлением Хрущева. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии молодые авторы Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина собирали в Москве большие аудитории. Значительных успехов в этот период достиг кинематограф. Лучшие фильмы: «Летят журавли» (реж. Калатозов), «Баллада о солдате» (реж. Чухрай), «Судьба человека» (реж. Бондарчук) получили признание не только в СССР, но и в мире. ЦК КПСС признал несправедливыми прежние оценки творчества выдающихся композиторов Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др.

Однако «оттепель» в духовной жизни также была противоречивым явлением, поскольку имела вполне определенные границы. Власть нашла новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось осуждению все, что не вписывалось в официальную идеологию. Заодно отрицалось все то, что было лично непонятно самому Хрущеву. Личные вкусы руководителя страны приобретали характер официальных оценок.

Самый громкий скандал разразился в декабре 1962 г., когда Хрущев во время посещения выставки в Манеже подверг разносу сложные для его понимания работы молодых художников авангардистов. Одним из ярких примеров травли деятелей культуры стало «дело Пастернака». Публикация на Западе не пропущенного цензурой к публикации в СССР романа «Доктор Живаго» и присуждение Б.Н. Пастернаку Нобелевской премии вызвали травлю писателя. Он был исключен из Союза писателей и, чтобы избежать высылки из страны, отказался от Нобелевской премии. От интеллигенции по-прежнему требовалось быть «солдатами партии» или приспособиться к существующим порядкам.

Соответствие эпохе

Для фильма было пошито более сотни костюмов, и какое-то количество вещей было куплено в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья.

Больше всего костюмов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 нарядов. По словам Анны Чиповской, для создания атмосферы у актрис под платьями были все атрибуты — бельё шестидесятых, с поясом, с чулками. Экипировка сложнейшая для ношения каждый день, но помогала создавать нужный силуэт».
Художники нашли в хорошем состоянии настоящие антикварные корсеты, лифчики, трусы того времени, подчёркивающие фигуру. Актрисы с радостью надевали это бельё. И даже когда не было откровенных сцен, предпочитали вниз надевать именно его.

Красный «Москвич», на котором разъезжает Виктор Хрусталёв, — точно такой же, какой был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях родителей, которые собирались у них дома — половина была в белых брюках и модных очках .

История создания

Идея снять сериал появилась у Валерия Тодоровского, когда он познакомился с Мэттью Вайнером, создателем культового американского сериала «Безумцы» (англ. Mad Men) о буднях рекламного агентства в 60-е годы XX века. На вопрос: откуда взялся его сериал, Мэттью Вайнер ответил, что его папа был рекламщиком, он вырос в этой среде. Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, основываясь на жизни отца (оператора и режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского) и людей, окружавших его. «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», отмечает режиссёр. Но в картине нет конкретных людей, режиссёр пользовался некими архетипическими, мифологическими в кинематографическом мире характерами и смешивал их так, чтобы можно было только угадывать какие-то черты определённых личностей. По словам Тодоровского, в образе директора киностудии есть черты директора «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерала МВД), замминистра кинематографии Павлёнка (в прошлом — белорусского партизана) и режиссёра Пырьева, в образе кинооператора Хрусталёва есть черты операторов Рерберга, Княжинского, Юсова и Лебешева, в образе режиссёра-стажёра Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова времён «Карнавальной ночи». Прообразом персонажа «Петя из Одессы», к которому в финале уезжает Хрусталёв, послужил Пётр Тодоровский.

Валерий Тодоровский уже обращался в своём творчестве к времени 60-х — в 1993 году по его сценарию была снята картина «Над тёмной водой» режиссёра Дмитрия Месхиева. В титрах стояло посвящение «поколению наших отцов», но представители шестидесятников оскорбились, увидев в фильме издёвку и насмешку над их молодостью. Сюжет и герои балансировали между «Заставой Ильича» и «Июльским дождём». Спустя двадцать лет Тодоровский вновь вернулся к этой эпохе — эпохе юности своих родителей. Журналист Ксения Ларина отмечает, что его сегодняшний взгляд на время и на людей в нём — совсем иной, без стёба, без желания высмеять и призвать к ответу, без предъявления счёта, без попытки обвинения.

Валерий Тодоровский впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика телесериала (до этого он только продюсировал телевизионные сериалы и снимал полнометражные художественные фильмы).

Сценарий писался полтора года, а сняли все 12 серий всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. Там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени. Чтобы точнее передать ощущения 1960-х, художником-постановщиком и художником по костюмам была проделана большая работа.

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Валерий Тодоровский
  • Авторы сценария — Валерий Тодоровский, Алёна Званцова, Дмитрий Константинов
  • Операторы-постановщики — Иван Гудков, Фёдор Лясс
  • Художник-постановщик — Владимир Гудилин
  • Композитор — Константин Меладзе
  • Художник по костюмам — Владимир Купцов
  • Художник по гриму — Ирина Мельникова, Елена Соколова
  • Звукорежиссёры — Олег Шлосс, Алексей Майсеенко
  • Режиссёр монтажа — Алексей Бобров
  • Второй режиссёр — Ирина Третьякова
  • Ассистент режиссёра по актёрам — Татьяна Талькова
  • Хореограф — Олег Глушков
  • Продюсеры — Валерий Тодоровский, Максим Коропцов, Елена Кожанова

Какая бывает оттепель

Период оттепели не характеризуется какой-то одной определенной погодой: небо может быть затянуто тучами, но может быть и совершенно ясным, без единого облачка. Все зависит от факторов, вызвавших потепление.

По способу возникновения различают три типа оттепелей:

  1. Адвективные – наступают в основном в декабре. Увеличение температуры воздуха объясняется приходом теплого ветра. В нашу страну такие воздушные массы приносятся со стороны Атлантического океана. Это природное явление практически постоянно сопровождается пасмурной погодой, в том числе и туманами.
  2. Радиационные – обычно приходятся на конец зимы – начало весны, чаще всего на март. Как утром, так и среди дня солнечный свет настолько интенсивен, что прогревает все поверхности, на какие попадают лучи (асфальт, крыши, стены строений).Начинается активное таяние снега, сопровождаемое звонкой капелью. Тепло, исходящее от нагретых солнцем поверхностей, повышает температуру воздуха, люди начинают думать, что окончательно наступила весна. Но это мнение иллюзорно, поскольку с заходом солнца резко становится холодно, возвращается минусовая температура, появляется наледь.
  3. Смешанные – это наложение предыдущих двух типов. Тепло приносят ветры из Атлантики, да и светило становится активнее, прогревая здания и тротуары. Такая разновидность явления стремительно наступает и так же быстро заканчивается. Характеризуется наибольшей амплитудой колебания температур.

Чем хороши и чем опасны оттепели?

Казалось бы, оттепели – позитивное явление, ведь среди нашей морозной длинной зимы вдруг становится тепло. Но на самом деле оттепели приносят больше вреда, чем пользы, причем во многих аспектах.

Прежде всего, резкие потепления (как и экстремальные похолодания) наносят ущерб хозяйственной деятельности человека. Из-за оттепелей нарушается снежный покров, который остро необходим для зимовки наших северных растений. После оттепелей наступают морозы, повреждающие посевы, сады и другие насаждения. Из-за гололедицы и тумана происходит множество автомобильных аварий, нарушается дорожное движение, затрудняется работа аэропортов.

Оттепели несут потенциальную угрозу для здоровья и психологического состояния человека. Медицинская статистика говорит о том, что в эти периоды увеличивается количество травм, сердечно-сосудистых катастроф, обращений к врачу по поводу плохого самочувствия. Резкие перепады температур в сочетании с колебаниями атмосферного давления опасны для людей, страдающих заболеваниями сосудов и нервной системы. Даже полностью здоровые люди чувствуют беспричинную вялость, усталость, снижение жизненной энергии. Это в меньшей степени относится к мартовским оттепелям, которые, наоборот, несут радостное ощущение приближающейся весны.

История создания

Идея снять сериал появилась у Валерия Тодоровского, когда он познакомился с Мэттью Вайнером, создателем культового американского сериала «Безумцы» (англ. Mad Men) о буднях рекламного агентства в 60-е годы XX века. На вопрос: откуда взялся его сериал, Мэттью Вайнер ответил, что его папа был рекламщиком, он вырос в этой среде. Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, основываясь на жизни отца (оператора и режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского) и людей, окружавших его. «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», отмечает режиссёр. Но в картине нет конкретных людей, режиссёр пользовался некими архетипическими, мифологическими в кинематографическом мире характерами и смешивал их так, чтобы можно было только угадывать какие-то черты определённых личностей. По словам Тодоровского, в образе директора киностудии есть черты директора «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерала МВД), замминистра кинематографии Павлёнка (в прошлом — белорусского партизана) и режиссёра Пырьева, в образе кинооператора Хрусталёва есть черты операторов Рерберга, Княжинского, Юсова и Лебешева, в образе режиссёра-стажёра Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова времён «Карнавальной ночи». Прообразом персонажа «Петя из Одессы», к которому в финале уезжает Хрусталёв, послужил Пётр Тодоровский.

Валерий Тодоровский уже обращался в своём творчестве к времени 60-х — в 1993 году по его сценарию была снята картина «Над тёмной водой» режиссёра Дмитрия Месхиева. В титрах стояло посвящение «поколению наших отцов», но представители шестидесятников оскорбились, увидев в фильме издёвку и насмешку над их молодостью. Сюжет и герои балансировали между «Заставой Ильича» и «Июльским дождём». Спустя двадцать лет Тодоровский вновь вернулся к этой эпохе — эпохе юности своих родителей. Журналист Ксения Ларина отмечает, что его сегодняшний взгляд на время и на людей в нём — совсем иной, без стёба, без желания высмеять и призвать к ответу, без предъявления счёта, без попытки обвинения.

Валерий Тодоровский впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика телесериала (до этого он только продюсировал телевизионные сериалы и снимал полнометражные художественные фильмы).

Сценарий писался полтора года, а сняли все 12 серий всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. Там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени. Чтобы точнее передать ощущения 1960-х, художником-постановщиком и художником по костюмам была проделана большая работа.

Противоречивость оттепели

Хрущевская оттепель обычно описывается в учебниках весьма однобоко — позитивные изменения в стране, позволившие сформировать советскую культуру и правовое гражданское общество. На самом деле вопрос значительно сложнее, и негативного в нем не меньше чем позитивного.

Таблица: Изменения в СССР при Оттепели и их противоречивость
Изменение
Противоречивый характер
Десталинизация и разоблачение культа личности Сталина.
Десталинизация была очень поверхностный. Например, не подвергалась сомнению линия партии, система управления страной, прежняя политика, демократические ограничения и так далее. Шла критика исключительно одного человека.
Реабилитация жертв ГУЛАГа. Всего было реабилитировано порядка 0,5 млн человек.
Как и десталинизация, реабилитация жертв гулага была поверхностной. Реабилитация лидеров оппозиционных движений, большая часть из которых была выдумана в роли оппозиции, реабилитации не подлежали.
Права союзных республик существенно расширены. Главное изменение — это создание модели, при которой руководящие должности в Республике могли занимать только выходцы из этой республики.
Теоретически этот шаг вел к постепенной русификации всей страны. Реально же это привело к противостоянию на уровне Центр — Республик.
Народы, переселенные при Сталине, вернулись на историческую родину. Это были чеченцы, карачаевцы, балкарцы, ингуши и другие.
Демократический шаг, который никогда не вызывает критики. Однако, при этом не были восстановлены автономии немцев Поволжья и крымских татар.
Демократизация органов управления СССР, в том числе и КПСС. Началось перемещение кадров.
Реально демократизации не было. Перестановки приводили к управлению страной исключительно сторонников Хрущева. Этот процесс нужно изучать, поскольку он оказал решающее влияние на дальнейшую судьбу Советского Союза, поскольку именно в этом пункте кроется причина геронтократии

Здесь важно понимать, что сталинская вертикаль власти была заменена хрущевской горизонталью. Теперь лидеры и руководство страны навсегда удерживали свои позиции, а новым талантливым людям подняться к вершине власти было практически невозможно.
Восстановление регулярных пленумов и съездов партии.
Все изменения на партийном уровне велись исключительно для создания личной власти Хрущева.
Смягчение цензуры в литературе, реабилитация живописцев 1920-х годов, реабилитация музыкантов (Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие).
Были реабилитированы далеко не все

Действительной свободы слова не существовало. В любой момент могли начаться репрессии в отношении любого деятеля культуры, который так или критиковал не прежнюю советскую модель и не сталинскую систему управления, а новую власть и Хрущева лично.

Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки  без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.

Причины и виды оттепелей

Оттепель – это явление, характерное для умеренных и северных широт планеты. Там, где нет морозной зимы со снегопадами, оттепели быть просто не может. Метеорологи называют оттепелями периоды значительного потепления, когда в зимние месяцы погода кардинально меняется и на несколько дней устанавливается плюсовая температура. Во время оттепели тает снег и лед, под ногами образуются слякоть и лужи. Как правило, оттепели резко заканчиваются, а с возвращением морозов наступает неприятная и опасная вещь – гололедица.

Погода в оттепель может быть или пасмурной, или, наоборот, ясной – это зависит от причин, вызвавших потепление. По своему происхождению оттепели делятся на адвективные, радиационные и смешанные.

Адвективные оттепели наиболее часты в начале зимы, до Нового года. Потепление приносят теплые воздушные массы, на европейской территории России они обычно поступают с Атлантики. Во время таких оттепелей стоит пасмурная погода, нередко – туманная.

Радиационные оттепели связаны с наступлением очень ясных солнечных дней, которые бывают в конце февраля и особенно часто – в марте. В утренние и дневные часы солнце греет так сильно, что на нагретых поверхностях (крышах домов, тротуарах, сооружениях) начинает таять снег, начинается капель. От теплых предметов нагревается и воздух, людям кажется, что приближается настоящая весна. Но эти февральско-мартовские оттепели обманчивы: с заходом солнца быстро холодает, землю сковывает мороз, образуется наледь.Оттепель (телесериал) Иногда происходит наложение двух природных явлений: с приходом теплых воздушных масс погода делается неустойчивой, выдаются ясные деньки и часы. Такие оттепели характеризуются резким перепадом суточных температур. Из-за воздействия солнца днем сильно теплеет, зато ночью делается очень холодно.