Тора

Примечания

  1. Babylonian Talmud Bava Kama 82a
  2. — статья из
  3. — статья из
  4. — статья из
  5. — статья из
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2008.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2007.
  8. ↑ Талмуд, Санхедрин 21б
  9. в стихе Втор. 31:19: «Итак, напишите себе эту песню», — слово «песня» трактуется как вся Тора
  10. ↑ Талмуд, Менахот 30а
  11. Маймонид, Мишнэ Тора, Сефер Тора 10:2
  12. Талмуд, Киддушин 33б
  13. Талмуд, Шаббат 14а и др.
  14. Талмуд, Меггила 27а
  15. Талмуд, Шаббат 16:1
  16. ср. Нав. 1:8 с Втор. ; Нав. 8:32, 34 с Втор. 27:8 и 31:11—12; Нав. 23:6 с Втор. 5:29 и 17:20; II Цар. 14:6 с Втор. 24:16
  17. — статья из
  18. ↑ , с. 232.
  19. См. также 3Езд. .
  20. ↑ .

Этимология

Дополнительные сведения: Гром

Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz — «гром». От него же пошли нем. Donner, дат. donder и др.-англ. Þunor, превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder. швед. tordön, дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder, заимствованное из средненижненемецкого.

Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис»[источник не указан 3390 дней].

Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии»), вероятно, из-за сходства между молотом Тора и дубинкой Геркулеса.

Пятикнижие Моисеево

К Моисееву Пятикнижию относятся «Бытие», «Исход», «Левит», «Чис» и «Второзаконие». То есть «Книга Тора» состоит из пяти книг, в которых раскрыты источники и постулаты иудейской веры. В книге «Бытие» рассказывается о сотворении мира и человека, первородном грехе, деяниях толкователя снов, соправителя египетского фараона Иосифа.

«Исход» повествует о бегстве евреев из Египта, путешествии их по пустыне, законе, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, и построении Скинии – помещения, в котором проводились жертвоприношения и находился Ковчег Завета (в нём хранилась свежая манна небесная, расцветший жезл Аарона, другие вещи, связанные с жизнью евреев). Скиния представляла собой прообраз современного христианского храма. Строение было переносным, что позволяло перевозить его во время путешествия.

Что такое Тора? Это ещё и рассказ о происхождении израильского народа, о возникновении храмов.

«Левит» продолжает историю странствования евреев, освящает способы проведения иудейских богослужений и праздников. Название «Чис» происходит от слова «народосчисление», которое Моисей проводил дважды. В книге подробно излагается закон, данный Богом, и рассказывается о войнах еврейского народа с иноверцами.

Во «Второзаконии» приводятся наставления, которые Моисей давал детям, выросшим в пустыне, описываются последние дни пророка.

Помимо Торы, священные книги евреев – это Невиим и Ктувим, в которых описывается жизнь и деятельность пророков, борьба верующих с личностями, сбивающими народ с верного пути, приводятся псалмы для выражения религиозных чувств человека. Тора в сочетании с Невиимом и Ктувимом составляет Танах, называемый другими народами Ветхим Заветом.

Десять заповедей

Что такое Тора? Понятие трактуется и как откровение, снизошедшее Моисею на горе Синай. Бог дал 10 заповедей, в соответствии с которыми нужно строить свою жизнь. Людям предписывается не иметь иных богов, кроме Бога, не творить себе кумиров, не произносить имени Господа всуе, святить субботний день, почитать родителей, воздерживаться от убийств, краж, прелюбодеяния, ложных свидетельств и не желать того, что есть у другого человека.

Тора

Заповедь о запрете на произнесение имени Бога всуе иудаизм трактует как предписание не отказываться от веры. По представлениям иудеев, верующие несут ответственность за представление Всевышнего окружающим. Ложное мнение о Боге вредит как самому человеку, так и тем, кто находится рядом.

Заповедь «Не убий» означает запрет на преднамеренное убийство, но не на самооборону или участие в войне. Воровство предполагает не только присвоение чужого имущества, похищение людей, но и создание ложных представлений о человеке, явлении, событии.

Кто написал книги ТАНАХа?

Предание гласит, что Моисей написал Пятикнижие и Книгу Иов; Книгу Йеошуа написал Йеошуа;

Пророк Шмуэль написал: Судьи, Шмуэль, Рут;

Книгу псалмов написал король Давид и десять старцев (Адам, праотец Авраам, Моисей и др.).

Пророк Ирмияу (Иеремия) написал свою книгу (Книгу Иеремия), Царства и Плач Иеремии.

Царь Иудеи Хизкияу и его помощники написали книги: Исайя, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст (Коэлет).

Членами Великого Собрания (пророками Хагай, Захария, Малахи и их друзьями) написаны книги: Йехезкиель, Книга Двенадцати, Даниэль, Эстер.

Эзра написал свою книгу (Книгу Эзра) и большую часть Книги Хроника, окончил же Хронику Нехемия.

Тора на русском языке: особенности перевода

Издательство «Книжник» перевело Пятикнижие на русский язык. Специалисты отошли от Синодальной трактовки источника с тем, чтобы тексты были доступны неподготовленному читателю. Для современного еврейского народа Тора – не только религиозная книга, но и «руководство к действию» в различных жизненных ситуациях.

Переводчики старались точно передать еврейский текст в соответствии с национальной традицией понимания: «Книга Тора» имеет множество интерпретаций, и все они считаются правильными. Дополнительные разъяснения не всегда нужны, так как священная книга не может быть объектом анализа критиков. В то же время издание снабжено комментариями, помогающими понять суть сказанного. В переводной Книге «Тора» главы называются на иврите, что позволяет использовать источник во время службы в синагоге.

В переводе с иврита слово «Тора» означает «закон», «учение», «наставление».

Брайта

Брайта — «внешняя» – это все книги, которые были записаны древними мудрецами после составления Мишны, как например: Мишнат раби Хия и Мишнат раби Ошайя, и Мишнат раби Элиэзер бен Яаков, и Мехильта де-раби Ишмаэль, и Отиёт де-раби Акива. И Торат Коhаним (она же Сифра) на одну книгу Ваикра. И Сифрей на книги Бемидбар и Дварим и др. Признак появления барайты в тексте: «тану рабанан» – учат мудрецы, (тане хада – учит один) и (танья идах – изучаемая другая). И то, что не является предметом спора во всех этих книгах, является утвержденным законом (hалаха мекуемет). А в тех вопросах, которые являются спорными в этих книгах, следует идти в соответствии с установленной hалахой по окончании диспута.

Комментарии к Торе

В связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано».

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке н. э. в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).

Существует также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне).

Пшат и драш

  • Пшат (ивр. ‏פְּשָׁט‏‎) — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста.
  • Драш (ивр. ‏דְּרָשׁ‏‎, также друш ивр. ‏דְּרוּשׁ‏‎) — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений.

Еврейские комментаторы Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой смысл. Второй — ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам.» Более глубинный — драш (букв. смысл) и есть смысл.

Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы.

Тора Устная и Письменная

Письменная Тора – это свод правил еврейского народа. Устной Торой считается откровение на горе Синай, переданное Моисею. Если в Письменной Торе перечисляются заповеди и правила, то в Устной даются соответствующие разъяснения. Например, декларируется, что в Субботу нельзя работать. Но какие действия считать работой? Письменная Тора запрещает лишь заготавливать дрова, разжигать огонь и готовить пищу. В Устной Торе вопрос раскрывается подробнее. Письменная Тора предписывает убивать животных для пищи, Устная объясняет, как это сделать правильно. В Письменной Торе перечисляются наказания за совершение преступлений, а в Устной приводится процедура суда и вынесения вердикта.

Свиток Письменной Торы хранится в синагоге, а на основе Устной Торы во II веке нашей эры написали Мишну. Мишна вместе с высказываниями пророков Гмарой образует Талмуд.

Чтение Торы

Впервые публичное чтение священного текста упоминается в Книге Исход: «…и взял (Моисей) книгу завета и прочитал вслух народу и сказали они: Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.» (Исх. ). Следующее упоминание о публичном священного текста появляется в связи с реформой царя Иосии (Иошияху) (622 год до н. э.) (4 Цар.  — 4 Цар. ; 2Пар. ). Здесь употребляется название «Книга Торы», и контекст упоминания позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — Второзаконии. Точно так же, когда в литературе периода вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или «Книге Моисея», контекст свидетельствует о том, что подразумевается книга Второзакония. В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие.

Изучение Торы

Изучение Торы является одной из основ иудаизма

Первостепенная важность изучения Торы многократно подчёркивалась авторитетами иудаизма, например:

  • «Изучение Торы равноценно использованию всех остальных заповедей, вместе взятых» (раввин Шнеур Залман из Ляд).
  • «Даже под страхом смерти мы не можем прекратить изучать Тору» (Рабби Акива).

Изучение включает в себя две повелевающие заповеди — изучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её.

Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной).

Традиционно, изучение Торы вменялось в обязанность мужчинам, однако женщинам также рекомендуется изучать разделы Торы, относящиеся к практическому исполнению заповедей.

В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями. Он, однако, не распространяется на Семь заповедей потомков Ноя (разрешено изучать эти заповеди и отрывки, связанные с ними). Запрет изучения Торы неевреем не относится к тому, кто готовится принять гиюр. Существуют также мнения, что всё Пятикнижие разрешено к изучению.

«По мнению ряда галахических авторитетов (р. Вайнберг, р. Кляйн, р. Файнштейн, р. Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на ситуацию, когда аудитория является целиком нееврейской. Однако можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последний при этом тоже сможет учиться.»

По возможности, Тору следует изучать в оригинале — на иврите, поскольку в переводе смысл неизбежно искажается в той или иной степени.

Кроме традиционного метода изучения (в синагогах) существует ещё несколько других методов:

  • Хаврута — изучения Торы и Талмуда в парах (2 человека), когда один учащийся дополняет другого и они вместе толкуют праши. Это один из известнейших методов. Им в своё время обучались многие мудрецы Торы, мнения которых потом вошли в Талмуд.
  • Гематрия — изучения Торы путём применения толкований слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путём замены одних букв другими по определённой системе. Гематрия служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу. Является одним из классических методов каббалистики.

Происхождение Торы

Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Согласно мнению рабби Йехуды в Талмуде, последние строки Второзакония, в которых описывается смерть Моисея, были записаны Иисусом Навином (Йехошуа бин Нун). Многие авторитеты, однако, не согласны с этой точкой зрения, поскольку считается, что Тора по своему уровню святости соответствует только пророческому дару Моисея и никого другого из пророков, живших после него.

Маймонид (Рамбам) в своей формулировке 13 догматов веры подчёркивает:

8. Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, — это , данная учителю нашему Моше (да пребудет он в мире).
9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его).

По его мнению, отражающему официальную позицию иудаизма, эти два пункта являются одними из важнейших в мировоззрении иудея.

Заповеди, связанные с Торой

Свиток Торы

Основная статья: Свиток Торы

Тора

Свиток Торы, поднесённый еврейскими предпринимателями и раввинами г. Кишинёва Николаю II в 1914 году

Се́фер-Тора́ (ивр. ‏סֵפֶר תּוֹרָה‏‎, «Книга Закона») — пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге (см. недельная глава), является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Сефер Тора хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге.

Заповеди, связанные со свитком Торы

  • Согласно Талмуду, Библия предписывает, чтобы каждый еврей владел свитком Торы. Даже если еврей унаследовал свиток Торы от отца, он тем не менее обязан иметь свой собственный свиток. Еврей может заказать свиток Торы у писца или купить готовый свиток, однако «тот, кто пишет Тору сам, как бы получил её на горе Синай». Согласно Талмуду, тот, кто исправил хотя бы одну букву в свитке Торы, как бы написал весь свиток, из чего развился обычай, который наделяет каждого еврея правом символически исполнить заповедь написания собственного свитка Торы. Писец пишет первый и последний параграфы в свитке только контуром, и работа завершается церемонией «Сиюм Тора» («Завершение Торы»), на которой каждый из присутствующих удостаиваются чести обвести одну из букв по контуру или формально поручить писцу сделать это от его имени.
  • Со свитком Торы следует обращаться с особым почтением и благоговением. Когда свиток Торы выносят из синагоги, следует вставать; вошло в обычай благоговейно кланяться или целовать футляр Торы, когда свиток проносят рядом. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой (яд).
  • Свиток Торы можно продавать только в том случае, если нельзя иначе приобрести средства на женитьбу, учёбу или выкуп пленных. Если свиток случайно упал на пол, община обязана поститься на протяжении всего этого дня. Ради спасения свитка Торы и даже синагогального ковчега (хранилища свитка) разрешено и даже предписано нарушить субботу. Перед чтением Торы у сефардов и после чтения у ашкеназов раскрытый свиток торжественно поднимают вверх (хагбаа), показывая его всей общине, которая при этом произносит: «Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым (Втор. ) по повелению Господа через Моисея».

Определения термина

  • Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы, причём как сам текст, так и печатные или рукописные экземпляры (свитки).
  • В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога, отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например «закон (Тора) всесожжения» (Лев. ), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев. ) и т. п.
  • Слово «Тора» встречается также в смысле поучения или родительского наставления (Прит.  и др.).
  • Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
  • В самом широком смысле Торой называют всю совокупность иудейского традиционного закона и подразделяют на Письменную Тору (Моисеево пятикнижие, Хумаш) и Устную Тору (в настоящее время записанную в Мишне и Талмуде).

Чтение Торы

Впервые публичное чтение священного текста упоминается в Книге Исход: «…и взял (Моисей) книгу завета и прочитал вслух народу и сказали они: Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.» (Исх. ). Следующее упоминание о публичном священного текста появляется в связи с реформой царя Иосии (Иошияху) (622 год до н. э.) (4 Цар.  — 4 Цар. ; 2Пар. ). Здесь употребляется название «Книга Торы», и контекст упоминания позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — Второзаконии. Точно так же, когда в литературе периода вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или «Книге Моисея», контекст свидетельствует о том, что подразумевается книга Второзакония. В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие.

Изучение Торы

Изучение Торы является одной из основ иудаизма

Первостепенная важность изучения Торы многократно подчёркивалась авторитетами иудаизма, например:

  • «Изучение Торы равноценно использованию всех остальных заповедей, вместе взятых» (раввин Шнеур Залман из Ляд).
  • «Даже под страхом смерти мы не можем прекратить изучать Тору» (Рабби Акива).

Изучение включает в себя две повелевающие заповеди — изучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её.

Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной).

Традиционно, изучение Торы вменялось в обязанность мужчинам, однако женщинам также рекомендуется изучать разделы Торы, относящиеся к практическому исполнению заповедей.

В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями. Он, однако, не распространяется на Семь заповедей потомков Ноя (разрешено изучать эти заповеди и отрывки, связанные с ними). Запрет изучения Торы неевреем не относится к тому, кто готовится принять гиюр. Существуют также мнения, что всё Пятикнижие разрешено к изучению.

«По мнению ряда галахических авторитетов (р. Вайнберг, р. Кляйн, р. Файнштейн, р. Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на ситуацию, когда аудитория является целиком нееврейской. Однако можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последний при этом тоже сможет учиться.»

По возможности, Тору следует изучать в оригинале — на иврите, поскольку в переводе смысл неизбежно искажается в той или иной степени.

Кроме традиционного метода изучения (в синагогах) существует ещё несколько других методов:

  • Хаврута — изучения Торы и Талмуда в парах (2 человека), когда один учащийся дополняет другого и они вместе толкуют праши. Это один из известнейших методов. Им в своё время обучались многие мудрецы Торы, мнения которых потом вошли в Талмуд.
  • Гематрия — изучения Торы путём применения толкований слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путём замены одних букв другими по определённой системе. Гематрия служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу. Является одним из классических методов каббалистики.

Воспитание детей по Торе

Евреи высоко ценят семью и всё, что связано с ней. Воспитывая детей, иудеи ориентируются на триаду «любовь к людям, уверенность в своей правоте, приверженность истине». Иудаизм не считает рождение и воспитание детей главной задачей человека (несмотря на предписание иметь много малышей). Люди приходят в мир, чтобы решить поставленные перед ними задачи, а родители помогают малышу вырасти и выполнить своё предназначение на земле. Поэтому еврейские мамы и папы не навязывают детям свою волю, но дают право выбора.

Опираясь на положения Торы, старшее поколение учит своих чад не причинять вреда ближним, побеждать зло, стараться быть настойчивым и уверенным в себе. Вместо окриков, нравоучений и замечаний используется собственный опыт и пример. Тора не даёт советов о том, как воспитывать детей, она лишь объясняет, каким должен быть человек.

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор — защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-йотунов и чудовищ.

Семья

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. Он женат на Сиф, о которой известно лишь то, что у неё были золотые волосы, которые она получила взамен отрезанных богом Локи.

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa) Тор имел сына Магни. От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди.

В прологе Младшей Эдды также сказано, что Тор имел сына от Сиф по имени Луриди (др.-сканд. Lóriði). Сын Сиф Улль был пасынком Тора. Скальдскапармаль упоминает некую Хлору (др.-сканд. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона.

Билширнир

Основная статья: Билширнир

Тор жил в покоях Билширнир в королевстве Трудхейм, вместе со своей женой Сиф и их детьми. Согласно Гримнисмаль, зал расположен в Асгарде, это самое большое здание и в нём 540 комнат, каждая из которых — жилище богов.

Снаряжение

В волшебное снаряжение Тора входили: молот Мьёльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскалённого докрасна орудия, и пояс , удваивающий силу.

С раскалённым молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Правда, в мифах он не в силах предотвратить Рагнарёк, день гибели богов, но сможет избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Колесница

Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр (др.-сканд. Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами») и Тангриснир (др.-сканд. Tanngrisnir, «скрипящий зубами»). Согласно Младшей Эдде, если Тор проголодался, он мог зажарить козлов себе на угощение. Чтобы продолжить путь, всё что нужно было сделать Тору так это благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали в целости и сохранности, при условии, что их кости были не тронуты. Когда Тор остался на ночлег у Тьяльфи и его сестры Рёсквы, те нарушили запрет и вместе с мясом стали грызть кости, после чего один из козлов охромел. В виде выкупа Тьяльфи и Рёсква стали слугами Тора.

Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-сканд. Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.

Мьёльнир

Основная статья: Мьёльнир

Название боевого молота Тора, Мьёльнир, могло некогда означать слово «молния».

Железный молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг.

Мьёльнир служил богам и людям защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. Они стремились похитить молот либо добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без него и без пояса силы.

Тора часто сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причём Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Иногда к ним присоединялись слуга и посланник Тора Тьяльфи и его сестра Рёсква.

Комментарии к Торе

В связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано».

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколение, пока не была записана во II веке н. э. в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаонов (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба), Исход (Шмот Рабба).

Существует также Тосефта — пояснения и дополнения к Мишне.

Пшат и драш

  • Пшат (ивр. ‏פְּשָׁט‏‎) — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста.
  • Драш (ивр. ‏דְּרָשׁ‏‎; также друш, ивр. ‏דְּרוּשׁ‏‎) — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений.

Еврейские комментаторы Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат («простой») — то есть простой, прямой смысл. Второй — ремез («намёк») — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам». Более глубинный — драш («смысл») и есть смысл.

Самый сокровенный — сод («тайна») — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы.

В исламе

Основная статья: Таурат

В исламе Тора называется Тауратом (араб. توراة‎). Таурат считается священным писанием, ниспосланным Аллахом пророку Мусе (Моисею). Таурат упоминается в Коране почти всегда вместе с Евангелием (Инджилем). Согласно Корану, Инджиль подтвердил правильность сказанного в Таурате, а Коран подтверждает правильность Таурата и Инджиля.

Согласно исламу, пророки судили верующих по Таурату, а затем раввины и книжники стали судить по ней. Однако раввины и книжники запомнили только часть священной книги, исказили Таурат и приписали ему несуществующие запреты. В спорах пророка Мухаммада с аравийскими иудеями VII века Таурат как бы привлекается свидетелем в пользу Пророка. Цитаты из Торы в Коране иногда почти совпадают, иногда отдалённо напоминают псалмы (Забур). В хадисах сохранились и следы полемики первых мусульман с иудеями.

В исламском предании имеются сведения о том, что Таурат состоял из 40 частей (джузов), а в каждой части было 1000 стихов (аятов). Полностью наизусть Таурат знали только Муса (Моисей), Харун (Аарон), Юша ибн Нун (Иисус Навин), Узайр (Ездра) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос). Исламское предание также сообщает о том, что оригинал Таурата был сожжён и утерян во время завоевания Иерусалима Навуходоносором. Оставшиеся отдельные повествования перемешались с иудейской народной традицией и, спустя много веков, были собраны в единую книгу, которая не является оригиналом Таурата, принесённого пророком Мусой.

Средневековые исламские богословы широко использовали тексты Таурата для комментирования коранических рассказов о библейских персонажах. В VIII—X веках Тору переводили на арабский язык с греческого, с древнееврейского и даже с латинского текста. Позднее появились коптские, сирийские и другие переводы Торы, сделанные христианами и самаритянами, главным образом для собственных нужд. Примерно с IX века исламские богословы начали приводить в пример тексты Торы о пророчестве Мухаммада. Обычно они ссылались на Бытие (Быт. , , ) и на Второзаконие (Втор. , и пр.).