10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

Ораторство в жизни

Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.

В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.

Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.

Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.

Стилистические и лексические приемы

Любой начинающий оратор просто обязан овладеть стилистическими приемами ораторской речи. Их несколько:

  • остроумие (изощренная, изобретательная мысль с яркими, острыми или смешными выражениями);
  • ирония (противоположение смысла высказанных слов, создающее эффект насмешки);
  • сарказм (ирония сатирической направленности, ее высшая степень);
  • парадокс (неожиданное, странное мнение (суждение), вопреки здравому смыслу, которое резко расходится с общепринятым);
  • гротеск (нереально преувеличенный, уродливый, комический способ изображения чего-либо);
  • абсурд (нелепость, не имеющая смысла);
  • намек (нечетко высказанная мысль, понять которую возможно лишь по догадке).

Лексические приемы способны сделать ораторскую речь гораздо эффективнее и убедительнее:

Это «тропы» – рекомендации использовать их найдутся практически во всех руководствах по ораторскому искусству. На практике это речевые обороты, иногда отдельные слова, что употребляются не в прямом, а в переносном значении. Это:

  1. метафоры (речевое сближение двух разных явлений по сходству или контрасту);
  2. эпитеты (образное определение предмета);
  3. гиперболы (преднамеренное преувеличение свойств и качеств);
  4. аллегории (иносказательное изображение что-либо);
  5. сравнения.

О мастерстве и ораторском искусстве наглядно говорит использование в публичном выступлении пословиц, поговорок, цитат, крылатых слов. Великий и могучий русский язык богат ими, что значительно повышает культуру речи

При этом особенно важно, чтобы они были употреблены к месту и неожиданно

Ему следует обратить внимание и на особенности собственной речи:

  • дикция (фразы и слова должны произноситься четко и ясно, никакого заикания, шепелявости, гнусавости);
  • сила голоса (громко – не всегда хорошо, голос должен воздействовать на психику человека);
  • темп речи (начиная с медленного, может варьироваться в ходе выступления);
  • полетность голоса (длительность, с какой звучат отдельные фразы, слова и звуки);
  • тембр голоса (звуковая его окраска, создающая разнообразные оттенки речи);

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Подготовка на чужом примере

Иногда может казаться, что вы делаете все не так, что публичные выступления — не ваше или что вам не хватает природных данных для работы с аудиторией. В такие моменты особенно важен опыт людей, которые работают в этой сфере и уже чего-то достигли.

Видео

Самый простой и понятный источник – видео TED TALKS.

Во-первых, можно смотреть сами выступления на конференции — как люди рассказывают о своих проблемах, науке, развлечениях. И делают это интересно:

Во-вторых, можно посмотреть видео TED TALKS именно о том, как надо выступать:

Книги

Более вдумчивый вариант — чтение книг про ораторское искусство. Эти книги пишутся людьми, которые сделали карьеру на публичных выступлениях и могут рассказать, как они пришли к успеху, какие сложности преодолели, чему научились. Делимся подборкой наиболее известных книг по риторике:

  • «Slide:ology», Нэнси Дуарте;
  • «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса», Кармин Галло;
  • «Исповедь оратора», Скотт Беркун;
  • «Говори и показывай», Дэн Роэм;
  • «К выступлению готов!», Радислав Гандапас;
  • «Блестящая презентация», Джерри Вайссман;
  • «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы», Сергей Кузин;
  • «Как выступать публично», Никита Непряхин;
  • «Минуту внимания!», Сэм Хорн;
  • «Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации», Брайан Трейси;

Можно пробовать разные техники и тренироваться даже на друзьях, стараясь обычную историю подать как что-то интересное и захватывающее. Если задаться целью стать хорошим спикером и начать работу над собой, то результат не заставит себя долго ждать, главное — практиковаться.

Готовьте текст

Работать над своей речью стоит, даже если у вас нет на носу важного выступления: учите стихи, читайте качественную литературу и подпишитесь в соцсетях на тех, кто выкладывает классные тексты. Перестаньте использовать «как бы», «в общем», «ну, вот» и другие слова-паразиты

Если вам предстоит участвовать в конференции, переговорах, вести вебинар или лекцию, обязательно подготовьте текст. Причём учтите, короткое выступление всегда требует гораздо больших усилий. Если вам дали всего 15-20 минут, то стоит прописать всю речь. Если у вас будет возможность говорить от часа и больше, достаточно подробного плана

Перестаньте использовать «как бы», «в общем», «ну, вот» и другие слова-паразиты. Если вам предстоит участвовать в конференции, переговорах, вести вебинар или лекцию, обязательно подготовьте текст. Причём учтите, короткое выступление всегда требует гораздо больших усилий. Если вам дали всего 15-20 минут, то стоит прописать всю речь. Если у вас будет возможность говорить от часа и больше, достаточно подробного плана.

Придумайте цепляющее начало, заготовьте несколько классных историй, шуток и цитат, оставьте место для многозначительных пауз, подберите эффектные метафоры.

Подробнее о том, как разработать классную структуру публичного выступления, вебинара, презентации вы можете узнать на онлайн-тренинге «Личный бренд».

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike
), и означает дословно «ораторское искусство
». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое
. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великуюЗнаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь
» — это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос

Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться

Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут
Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так»
Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами. Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором

Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям. Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность

Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие. Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения. Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства — предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое классическая риторика и как она сделает вас успешными

  • Объективность. Античная объективность не требует от оратора оставаться сухим, беспристрастным, говорить правду и ничего, кроме правды, точно как в зале суда. Объективность в ораторском искусстве подразумевает, что вы ясно разграничите факты и события с собственными оценками и суждениями. Не выдавайте желаемое за действительное и убедитесь, что из вашей речи нельзя сделать ложных выводов.
  • Краткость или лаконичность. Краткость – это умение сказать ровно столько, сколько нужно, и не утомить слушателей. Сокращайте все несущественное, что не нужно для понимания сути дела, и старайтесь рассчитать время выступления так, чтобы слушатели не устали. Придерживайтесь старинного правила: оратор должен говорить ровно столько, чтобы его можно было понять, но и нельзя было не понять.
  • Ясность. Какой бы сложной ни была тема, вы должны ясно раскрыть ее слушателем: для них она должна стать простой. Поэтому законы риторики требуют двигаться в изложении от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Аккуратно вводите новые понятия или термины: слишком большое их количество сделает речь запутанной. Кроме того, вы сами должны ясно представлять предмет своего выступления и стратегию ее изложения: если вы не можете коротко сформулировать суть – вы не разбираетесь в теме.
  • Образность. Абстрактные понятия нельзя представить, они не привязаны к чувственному опыту, поэтому их сложнее понять и запомнить, чем конкретные, материальные вещи. Если вы хотите, чтобы ваша речь запомнилась, и слушатели поняли ее, задействуйте их воображение и чувственный опыт. Не говорите сухо, но старайтесь создавать образы.
  • Целенаправленность. Не забывайте о цели своего выступления. Чтобы достичь ее, нужно поработать над ключевыми предложениями и идеями: они должны ясно считываться и хорошо запоминаться.
  • Повторение. Чтобы слушатели усвоили основные идеи, вы должны повторить их несколько раз. Необязательно повторять главные мысли дословно, хотя так тоже можно.
  • Повышение внимания слушателей к концу. Античные ораторы повышали напряжение своего выступления к концу: кульминация романа не может быть изложена на первой странице книги. Так и с публичными выступлениями – напряжение должно постепенно нарастать к концу. Это старинное правило не лишено смысла хотя бы потому, что людям свойственно лучше запоминать то, что было в конце. Не спешите раскрывать все козыри в начале: задавайте вопросы, давайте слушателям поразмыслить над ними, а только затем отвечайте.
  • Неожиданность. Слушатели не должны скучать, а потому удивляйте их неожиданными сравнения и сопоставлениями. Красноречие начинается с умения нестандартно мыслить, и если вы свежо взглянете на предмет своего выступления, речь только выиграет.
  • Смысловая насыщенность. Этот принцип ораторского искусства подразумевает, что сложные понятия не должны подаваться «спрессованно»: когда вы вводите много новых слов или идей, слушатели их не понимают и не запоминают. Подавайте информацию дозированно, но без «воды».
  • Комические эффекты. Античные ораторы любили повеселить публику: юмор – прекрасное оружие в борьбе за симпатию зала. Толика юмора сделает выступление нескучным, встряхнет аудиторию и привлечет сердца на вашу сторону. Не говорите сухо, это утомляет. Кроме того, удачная острота иногда раскрывает проблему глубже серьезной лекции.

Кто такой оратор?

Оратор — это выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актерская игра и красноречие. Прирожденная склонность к ораторству — это редкий дар. Однако еще большую весомость в этом деле имеет работа над собой, собственными навыками, саморазвитие.

Может ли стать ритором любой? Нет, заниматься таким ремеслом способен только тот, кто не боится трудностей и готов справляться с ними, а не избегать. Качества хорошего спикера:

  • уверенность в себе и своем мнении;
  • гибкость ума, находчивость;
  • развитое воображение;
  • четкая логика, дальновидность;
  • быстрая реакция на смену настроения окружающих;
  • интерес к психологии;
  • социальная открытость, обеспокоенность проблемами общества;
  • активность, решительность, настойчивость.

Оратор регулярно выступает перед аудиторией. Он может проводить семинары, уроки, лекции, запланированные митинги.

Однако истинный спикер также способен выступить со стихийной, спонтанной речью, когда условия требуют от него немедленных решений, речей. Поэтому риторами могут быть хорошие учителя, репетиторы, тренеры в напутственных обращениях к команде. Даже продавец на рынке способен оказаться отличным оратором, если умеет общаться с толпой и отдельными покупателями.

Что же можно сделать, чтобы приоткрыть тайную завесу ораторского мастерства и приблизиться к мечте о сцене? Как подготовить себя к такому дебюту?

История риторики в русской культуре

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

  • Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
  • Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
  • Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.

Первая половина XIX века — расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.

Упражнения для развития красивой речи

  1. Выберите для занятия предмет кухонной утвари или домашней обстановки, например, шкаф, и попробуйте в течение 10 минут описывать его в художественном стиле, красивым литературным языком.
  2. Возьмите любой текст и замените в нем все глаголы синонимами, потом то же самое проделайте с существительными и прилагательными.
  3. Очень интересна словесная игра с составлением словосочетаний из слов с противоположным значением. Например, горячий снег, белая ночь, храбрый заяц.
  4. Загадайте слово и придумайте на каждую составляющую его букву отдельное слово. Например, зима — “Зоя Ищет Мой альбом”.
  5. Перескажите газетный очерк своими словами, добавьте собственное мнение о произошедшем, приправьте юмором, если это уместно.
  6. Возьмите себе за правило каждый день осваивать 5 или 10 новых слов.

Как видите, упражнения несложные, но регулярность — главное условие и залог результата.

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]

Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

«О изобретении»,

«О украшении»,

«О расположении».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Он выделяет:

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

Устанавливайте контакт

Какие бы правильные вещи вы ни говорили, если вы не умеете устанавливать контакт, то завоевать интерес и доверие не получится

Уделяйте внимание аудитории, смотрите на людей, отмечайте реакцию, просите обратную связь и задавайте вопросы

Позвольте себе быть раскованнее, отрегулируйте серьёзность, добавьте лёгкости.

Можно начать общение с публикой или собеседником со small-talk — непринуждённого разговора на отвлечённые темы. Пара слов о погоде, обсуждение какой-нибудь интересной новости или предыдущего выступления (если вы на конференции) помогут легко и просто расположить людей к вам.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.