Оппортунизм

Правый оппортунизм

Представляет собой меняющуюся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактических установок, направленных на непосредственное подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого оппортунизма лежит фаталистическая концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономическим развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматическую «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата, от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, превращение в фетиш легальности и буржуазной демократии — таковы идейные основы правого оппортунизма. Чаще всего он является отражением настроений тех слоёв мелкой буржуазии или отдельных групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования.

Уже в конце XIX века правый оппортунизм получил широкое распространение в рабочем движении. В качестве идейного знамени им широко использовались ревизионистские идеи Бернштейна, а позже и догматические установки К. Каутского и др. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революционные марксисты др. стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого оппортунизма. После краха II Интернационала оппортунистическое крыло в социал-демократических партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значительной части партий современного реформизма, унаследовавших идеи правого оппортунизма и полностью отрекшихся от марксизма. С возникновением международного коммунистическое движения оппортунизма неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вёл борьбу против теории и практики ленинизма. Во 2-й половины XX века правый оппортунизм в коммунистическом движении выступил как правый ревизионизм. Его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др., в конце 60-х гг. — Р. Гароди, В.Фишер, Ф. Марек, Б. Петков и др.), прикрываясь флагом антидогматизма, «творческого развития марксизма-ленинизма», использовали в качестве идейных источников не только взгляды правых оппортунистов конца XIX и начала XX веков, но и современную им буржуазную и социал-реформистскую идеологию. В результате развернувшейся острой борьбы идейные позиций правого оппортунизма были разбиты, а его представители оказались вне коммунистического движения.

Защита интересов участников рынка

Ганзейский союз защищал интересы купцов с помощью санкций, направленных против тех городов, власть в которых притесняла торговцев. Например, так случилось в 1358 году. Тогда власти города Брюгге не смогли обеспечить безопасность купцов из Германии. Владельцев дорогостоящих товаров могли ограбить или просто обмануть во время совершения сделки, после чего им некуда было идти за помощью.

К этому конфликту подключился Ганзейский союз. В него входили десятки богатейших европейских городов. Все они одновременно ввели санкции против Брюгге. Эмбарго привело к тому, что этот город не мог торговать со своими соседями и начал торговаться. После этого Брюгге пришлось исполнять свои обязательства перед купцами. Оппортунистическое поведение властей города прекратилось только после вмешательства могущественной третьей силы. Ганзейский союз действительно обладал огромным влиянием в европейской торговле, благодаря чему мог защищать купцов во множестве стран. Его влиятельность происходила из строгой дисциплины городов-членов объединения. Если принималось общее решение (например, наложить эмбарго на нарушителя договоренностей), то все участники союза соблюдали его.

Оппортунизм

«Правые» и «левые»

Отвечая на вопрос, что такое оппортунизм, нельзя не отметить, что он бывает двух видов: левый и правый.

Оппортунизм

Правый отличается либеральностью и отсутствием борьбы за социализм. Его представители — буржуазия, которая может существовать и при социалистическом и при капиталистическом обществе. Ее главная задача — дружить с властью.

Правый оппортунизм берет свое начало от бернштейнианства – социально-демократического течения. Его приверженцы требовали пересмотра основных идей марксизма ввиду их несоответствия действительности.

Правый оппортунизм характерен для «спокойного» времени, когда в обществе отсутствуют сильные революционные волнения. Его расцветом считает период с 1871 по 1914 год. Именно в это время он стал идеологией для многих партий Второго Интернационала, чем вызвал раскол в рабочем обществе.

Приверженцы идеологии левого оппортунизма категорически отрицают либеральные методы борьбы, призывая к решительным действиям и радикальным поступкам. Его сторонниками являются низшие представители господствующего класса. Не чиновники и сливки трудового общества, а задушенные нищетой и бедностью люди.

Левый оппортунизм вобрал в себя идеи анархизма. Развитие этого движения характерно для революционно настроенного общества. Яркими представителями течения являлись «Троцкая оппозиция» и «Левые коммунисты».

Однако все оппортунисты, как левые, так и правые, являются «тормозами» революционной машины. Одни призывают общество к авантюрам, а другие – принять все как есть.

Применение термина в марксистской традиции

Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

Оппортунизм отразился в трудах Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

В период деятельности Первого и Второго интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектантства и других.

Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

Правый оппортунизм:

  • сотрудничество антагонистических классов;
  • отказ от революционных методов борьбы;
  • отказ от диктатуры пролетариата.

Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский интернационал, Социалистический интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм).

Например, в трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.

Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

Против оппортунизма выступил Третий интернационал (Коминтерн).

«Левый» оппортунизм

Представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактических установок, толкающих революционное рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» оппортунизма являются волюнтаристические концепции, спекулирующие на революционном энтузиазме масс. Ставка на «революционное насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов общественно-экономическое развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» оппортунизма. Типичным примером «левого» оппортунизма является троцкизм. «Левый» оппортунизм, как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархическую революционность. «Левый» оппортунизм пытается столкнуть революционное движение на авантюристический путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революционной, марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.

Источники

Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определённой политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне зависимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.

Оценка

Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления оппортунизма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определённом контексте, или с определённой точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.

Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением, упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

Дилемма

До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере, остаётся на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определённом контексте может стать существенно большей ошибкой.

Важность репутации

В экономических отношениях очень важен фактор репутации. Люди предпочитают иметь дело только с теми, кого они хорошо знают. Партнеры, вызывающие доверие, всегда могут рассчитывать на продолжение сотрудничества.

Механизм репутации становится еще более весомым, если стороны заключают самовыполняющееся соглашение. Это такой договор, защита которого не предусматривает вмешательство третьей стороны. Два человека могут сотрудничать друг с другом без каких-либо сторонних гарантий, если они доверяют друг другу

Поэтому на рынке так важно не нарушать условия сделки. Если предприниматель (или, например, акционерное общество) каждый раз четко следует своим обязательствам согласно договору, для него всегда будут открыты новые возможности

И наоборот, если человек нарушает договоренности, он станет изгоем

При этом уже не важно, какие это будут виды оппортунистического поведения. Желание нажиться во вред окружающим является черной меткой для репутации любой компании

Оппортунизм

В современной экономической теории

Оппортунизм экономического агента рассмотрен в работах Оливера Уильямсона, который определяет это явление как

С точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в том числе обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.

Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальных механизмов корпоративного управления для разрешения.

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост.

Принципы

Термин «оппортунизм» часто используется в унизительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.

Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.

Если бы политические принципы сохранялись бы в жёсткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику, основанную на такого рода «несгибаемых» принципах[источник не указан 2776 дней]. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

Оппортунистическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснение необходимости сохранения союза может быть утрачено.

Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным

Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

Репутация и закон

Репутация, как фактор, помогающий избегать оппортунистического поведения, эффективна только в статичном обществе, где на протяжении многих лет действуют одни и те же законы. Когда участники сделки знают, что в среде приняты надежные нормы и правила, их доверие друг к другу и уверенность повышаются. Меняющиеся условия, наоборот, влекут за собой неустойчивость деловых отношений и оппортунистическое поведение. Экономика по-разному развивается в малых и больших обществах.

Чем больше рынок и население, участвующее в торговле, тем менее значимым становится механизм репутации. Ему на смену приходит закон. В средневековой Европе основой отношений между торговцами были купеческие кодексы поведения. Это были неписанные нормы поведения, принятые в качестве традиции.

Оппортунизм

Возникновение

Оппортунизм появился в конце 19 века, тогда же, когда и началось зарождаться рабочее движение, в то время он имел одно значение: подчинение рабочих интересам буржуазии. Его идейным основанием стали домарксистские теории, а также тактика была позаимствована у анархистов и реформистов либералов.

Маркс и Энгельс критиковали концепции ученых, которые напрямую предлагали рабочему классу капитулировать перед буржуазией или пойти на авантюру.

В этот момент оппортунизм поменял свое идеологическое облачение, он действительно начал прикрываться марксизмом.

Картинка: Суть оппортунизма

Оппортунизм