Что такое опера

Зарождение драматического театра и оперы

Что такое опера

Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.

При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.

Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.

Что такое опера

В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.

Значение слова Опера по словарю Брокгауза и Ефрона:

Опера (opera — итал., Oper — нем., op &eacute.ra — франц.) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Anfiparnasso», Opaцио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica. название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол. В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель О. — усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее, успех ее находится в зависимости от текста (либретто, см.), который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию хора. Задача О. — не эффектность, а полная выразительность. О. отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой половине XIX стол.. ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили О. в концерт в костюмах

В последнее время виртуозность отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой недостаток — слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился

Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося в своих позднейших О. речитатива и ариозного пения. меньшинство, не отрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т. е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего направления пользование речитативом, ариозо или округленными формами совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в Венеции. ранее О. служила только для придворных развлечений. Первой большой О. можно считать «Дафне» Пери, исполненную в 1597 г. О. скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет появилось 7 театров. для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц («Дафне», 1627), во Франции Камбер («La pastorale», 1647), в Англии Пурцель. в Испании первые О. появились в начале XVIII стол.. в России Арайя первый написал «Цефал и Прокрис» на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская О., написанная в русских нравах — «Танюша или счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756). См. Музыка. Разновидности О.: большая О. (opera seria — итал., trag &eacute. die lyrique, позднее grand-op &eacute. ra — франц.), полукомическая (semiseria), комическая О. (opera-buffa — итал., op &eacute. ra-comique — франц., Spieloper — нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена» «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту (см.), которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол. О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце О. — эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военный оркестр, орган, в оперную музыку — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. Н. С.

Жанровые разновидности

Что такое опера

  1. Опера-балет – танец в данном случае является звездой представления. Особой популярностью пользовалась во Франции, где собственно и зародилась.
  2. Комическая – житейские сюжеты, которые являются основой, показывают привычную жизнь в другом ключе.
  3. Опера спасения – зародилась во Франции. Во время Великой французской революции многие воспевали тему героики.
  4. Романтическая – главной особенностью романтической оперы было не только наличие любовной линии, но и примесь мистики.
  5. Большая опера – представляет собой главное направление, для которого характерны эпичность сюжетов и красочность.
  6. Оперетта – эстрадное направление, достаточно тесно связано с комической оперой.

История возникновения жанра

Что такое опера

Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.

Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.

Что такое опера

Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.

В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.

Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.

Национализация оперы

Михаил Глинка – бесспорно, гениальный композитор, который сделал очень много для развития музыки в России. Он делал всё возможное, чтобы отобразить в своих произведениях национальный характер, показать душу русского народа. Оперы Глинки появились в Италии, где он изучал музыку, но даже их названия («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила») свидетельствуют о том, что композитор ни в коем случае не хотел отказываться от своих корней. Удивительно то, что Глинка принимал участие в написании либретто, он не боялся бросать вызов канонам, изменять настроение своих произведений, не боялся экспериментировать в своей музыке. Он использовал новые инструменты, до этого встречавшиеся лишь в европейских постановках. Оперы Глинки стали источником вдохновения для таких известнейших композиторов, как Вебер и Берлиоз, позже отдельные идеи заимствовал Вагнер.

Что такое опера

Сериа и буффа

Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.

Что такое опера

Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.

Основы

Браузер Opera состоит из пяти групп экранных элементов:

  1. Панель меню
  2. Панель вкладок
  3. Кнопки навигации («Назад», «Вперед», «Обновить/Остановить», «Начальная страница»)
  4. Объединенная адресная строка и строка поиска
  5. Область просмотра

На панели меню для Mac доступны следующие элементы:

Menu (Меню) Доступные действия
Opera Просмотр информации о версии браузера Opera, доступ к настройкам, вход в учетную запись Opera, удаление личных данных, импорт данных просмотров, загрузка фонового рисунка и расширений, выход из браузера.
File (Файл) Управление вкладками и окнами, открытие файлов и расположений, сохранение страниц на локальном диске или печать.
Edit (Правка) Работа с текстом (копирование, вставка, выделение), поиск текста на страницах, проверка орфографии.
View (Вид) Масштабирование, отображение или скрытие панели закладок или боковой панели расширений, включение и выключение режима презентации, просмотр в полноэкранном режиме, доступ к элементам начальной страницы (Экспресс-панель и новости), просмотр загрузок, управление расширениями и темами, доступ к менеджеру паролей и переключение инструментов разработчика.
History (История) Переход назад и вперед, повторное отображение закрытых вкладок и окон, переход к недавно просмотренным страницам, просмотр всей истории работы в интернете.
Bookmarks (Закладки) Отображение диспетчера закладок, создание закладки на текущую страницу, переход к страницам, добавленным в папки с закладками.
Developer(Разработчик) Инструменты разработчика, просмотр исходного текста и диспетчер задач.
Window  (Окно) Сворачивание текущего окна, масштабирование или выбор открытых окон и вкладок.
Help (Справка) Доступ к страницам справки Opera, просмотр сочетаний клавиш и возможность сообщить о проблеме.

Для пользователей Windows и Linux главное меню содержит различные инструменты для работы с браузером. С его помощью можно открывать новые вкладки и окна, изменять масштаб страницы, выводить на экран служебные страницы Opera: Экспресс-панель, новости, закладки, загрузки, историю или настройки.

Панель вкладок позволяет переходить с одной страницы на другую при одновременном просмотре нескольких страниц. Нажмите на вкладку страницы, чтобы просмотреть ее содержимое. Чтобы открыть новую вкладку, нажмите кнопку + на панели вкладок.

С помощью кнопок навигации можно переходить на необходимые страницы браузера:

Кнопка Действие
Назад на одну страницу.
Вперед на одну страницу.
Перезагрузить текущую страницу.
Открыть начальную страницу.

С помощью объединенной адресной строки и строки поиска можно переходить на сайты и выполнять поиск в интернете. Можно ввести адрес сайта, например, , или ключевые слова для поиска, например «браузер Opera». .

В области просмотра отображается содержимое страницы. Именно здесь вы взаимодействуете со страницей: читаете текст, просматриваете изображения, переходите по ссылкам и т.д.

Историческое происхождение оперы

Данный музыкальный жанр был зарожден в конце шестнадцатого века в Италии, в городе – Флоренции.  Именно в это время должна была пройти свадьба французского короля Генриха 4-го, который женился на итальянке Марии Медичи. Отец невесты был большим поклонником музыки, и в их дворце она звучала почти постоянно. Чтобы удивить приглашенных на свадьбу гостей, он попросил у музыкантов написать что-то новое и необычное, то чего до сих пор никто не встречал.

И ему это удалось. Практически все гости были поражены и услышанным произведением и увиденной игрой. Актеры были одеты в костюмы, а невдалеке от них расположился оркестр. Музыка играла на протяжении всей премьеры. Слова текста не произносились репликами, а пелись, что больше всего и изумило всех.

До тех пор подобное исполнение можно было наблюдать в исполнении простолюдинов, а для высшего общества все происходило совсем по-другому. А вот на свадьбе в исполненном произведении было все ясно и понятно, а сама манера пения завораживала.

В наше время опер различают несколько типов:

  • Большая опера.
  • Полукомическая опера.
  • Комическая опера.
  • Романтическая опера.
  • Балладная опера.
  • Полу-опера.
  • Опера-балет.
  • Опера для детского исполнения.

Изменение масштаба

Функция изменения масштаба в Opera позволяет упростить чтение мелкого шрифта. Чтобы изменить масштаб в Mac, выберите View (Вид) > Zoom In (Увеличить)/Zoom Out (Уменьшить). Пользователям Windows или Linux следует перейти в меню O > Zoom (Масштаб). Таким образом вы установите масштаб только для страницы на которой актуально находитесь.

Для увеличения и уменьшения также можно использовать сочетания клавишCtrl или ++/-.

Чтобы все просматриваемые страницы открывались в нужном масштабе, можно задать масштаб по умолчанию. Чтобы задать масштаб по умолчанию, выполните следующие действия:

  1. Перейдите в Settings (Настройки) (Preferences (Настройки) на Mac).
  2. Нажмите Basic (Основные) на боковой панели.
  3. В разделе Appearance (Оформление) вы найдете Page zoom (Масштаб страницы).
  4. Выберите, в каком масштабе вам хотелось бы просматривать страницы.

После установки масштаба страницы все открываемые вами страницы будут отображаться в заданном масштабе. Если у вас были открыты какие-либо вкладки, перезагрузите их, чтобы просмотреть страницы в только что заданном масштабе по умолчанию.

Если нужно вернуться к первоначальному формату, пользователям Mac следует нажать View (Вид) > Actual Size (Фактический размер). Пользователям Windows и Linux следует перейти в меню O > Zoom (Масштаб) и выбрать Reset zoom (Сброс масштабирования) справа от +.

Оперная фраза

Жанр оперы удивителен тем, что сочетает в себе элементы классической театральной драмы и хореографии, чаще всего представленной балетом, к которым добавляются потрясающая по своей силе музыка с не менее поразительным вокалом. Нельзя представить оперу без арий. Ария – это то же самое, что монолог в лирическом произведении. Она служит для того, чтобы герой мог раскрыть свои мысли и чувства, рассказать о своём отношении к происходящему. Слово «ария» берёт своё начало от итальянского «дыхание», объясняется это тем, что вся музыкальная фраза пропевается на одном вдохе. Исследователи считают, что подобный приём придаёт драматизма происходящему на сцене. Но вместе с тем многие арии уже вышли за масштабы театральной сцены. Например, ария из оперы «Кармен», в русском аналоге постановки начинающаяся словами «у любви как у пташки крылья», известна не только ценителям искусства, но и простым людям. Это же касается таких знаменитых музыкальных произведений, как арии из «Женитьбы Фигаро» (фраза из которой «Фигаро здесь, Фигаро там» уже стала крылатой) или «Сердце красавицы склонно к измене» из «Риголетто».

Что такое опера

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой. Патологоанатом кто это читайте в нашей статье.

Увертюра

Присутствует в опере увертюра. Ее задание раскрыть и изложить основную оперную идею в нескольких видах:

  • Обобщенном.
  • Лаконичном.
  • Законченном.

Поэтому ее можно услышать отдельно от оперного исполнения, во время концерта. Она, как будто отдельное независимое симфоническое произведение, созданное на ту же тему, что и оперное произведение.

Что такое опера

Задание увертюры ввести слушателя в мир образов, созданных музыкой. Но как только поднимается занавес, этот мир становится, не только, слышен, но и видим.

Большой популярности опера набрала в девятнадцатом веке. Во многих странах даже открывали специальные школы. Самыми известными их выходцами были:

  • Итальянцы – Пуччини, Россини, Верди.
  • Французы – Бизе, Мейербер, Гуно.
  • Немцы – Вагнер и Вебер.

За основу оперы всегда берется сюжет из романа, повести или пьесы, драматического характера. Готовая оперная партитура попадает в стены театра, где начинают свою работу дирижер. Тоже разучивают нужные им партии солисты и хор. Занимается постановкой режиссер. Ответственность за декорации несет художник. И в результате стараний такого количества людей, каждый желающий может прийти и насладится прекрасным оперным спектаклем, который возникает только общими стараниями. 

Опера в Энциклопедическом словаре:

Опера — (итал. opera — букв. — сочинение), музыкально-театральноепроизведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюциивыработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальныйансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда операвключает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидностиоперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная,лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определеннойнациональной культурой и эпохой — итальянская опера-сериа (серьезная),опера-буффа (комическая), французская большая опера, опера-комик,лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладнаяопера. Первые русские оперы появились во 2-й пол. 18 в. Классическиепроизведения оперного жанра в России возникли в 19 в., тогда женациональные оперы были созданы на Украине, в нач. 20 в. — в Азербайджане,Армении, Грузии.Среди композиторов — авторов наиболее значительных опер:К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Перселл, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. В.Глюк, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Бетховен, Дж. Россини,В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А.Буальдье, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко,Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж.Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шенберг, А. Берг, Ф. Бузони, И. Ф.Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж. К. Менотти. М. И.Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М. П.Мусоргский, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. П. Петров.См. также Рок-опера.

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Что Opera может мне предложить?

Здесь приведено краткое описание, функций, созданных нами, чтобы сделать для вас просмотр веб-страниц удобнее и эффективнее:

  • позволяют вам просматривать видео, одновременно посещая другие страницы и даже используя другие программы.
  • позволяет дольше работать в интернете на ноутбуке, не подключенном к электросети.
  • Мы встроили в наш браузер ряд функций, для использования которых в других браузерах обычно требуется установка сторонних приложений, такие как , и проигрыватель VR 360.
  • Наша функция обеспечивает дополнительные удобства, позволяя искать, копировать и делиться выделенным на сайте текстом. Если данный текст содержит денежную сумму или единицу измерения, Opera конвертирует значение в удобный для вас формат.
  • , доступная на начальной странице, предоставляет доступ к популярным службам обмена сообщениями и сочетаниям клавиш для ваших закладок, новостей, загрузок, истории и т.п. Ее можно закрепить в браузере для доступа при отображении любых страниц.

Мы непрерывно работаем над усовершенствованием нашего браузера и создаем новые превосходные инновации. Будьте в курсе наших последних разработок в нашем блоге.

Состав оперы

Оперу относят как к самому богатому и одновременно, самому сложному музыкальному жанру. Одной из главных частей любой оперы является ария. От простой песни она отличается сложностью и при этом характеризирует каждого героя. Благодаря арии, четко выражается душевное состояние человека, какие противоположные чувства ведут между собой борьбу и что, в конечном итоге, побеждает.

Музыка  прекрасно выражает уже сформированные чувства, а в опере ария имеет законченную форму:

  • Трех частную.
  • Рондо.
  • Куплетную.

В некоторых случаях ария состоит из пары музыкальных частей, которые прекрасно контрастируют. Но само действие произведения нельзя передать незаконченными ариями, даже если их чередовать между собой. 

Что такое опера

В таких случаях часто используют речитатив – пение декламационное. Он особо не отличается от мелодического пения, но в незаконченных композициях лучше всего вливается как в арию, так и в ансамбль. От оперных форм отличается тем, что больше похож на разговорную речь. Из-за этого его еще называют «сухим» речитативом.

Много российских композиторов уделяли речитативу особое внимание. При этом старались отразить реализм в музыке

Например, Мусоргский в своих произведениях речитативами раскрыл внутренний психологический образ героя.

Не менее ярко образ героя в опере может раскрыть ансамбль. Его состав являет собой от двух до десяти голосов, которые соединяются разными тембрами и диапазонами.  Он выражает чувства героев, находящихся на сцене, а так как несколько отдельных партий не противопоставляются, то они друг друга дополняют и результатом этого получается мелодический рисунок.

Не последнее место в опере играет хор. Он участвует в хоровых эпизодах во время развития действий.

Средством музыкально- драматического оперного развития являются танцы. Благодаря танцам, в театрах собираются больше зрители, чем слушатели.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

https://youtube.com/watch?v=LWQbuJ24Wzg

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Продолжатель

После успехов Глинки опера уже не казалась России таким чуждым жанром. Многие известные композиторы пробовали свои силы в этом непростом жанре, не стал исключением и Римский-Корсаков. Оперы этого музыканта считали волшебными, самого его называли сказочником. Причиной столь лестных отзывов был удивительный талант музыканта, умевшего создать в своих произведениях потрясающую своей реалистичностью атмосферу. Но очень скоро он доказал, что способен не только на сценическое воплощение сказок. Опера «Моцарт и Сальери» продемонстрировала развитие личности, противоречивость характеров героев, запутанность чувств и эмоций персонажей. Кажется, Римский-Корсаков в корне перевернул представление России о том, что такое опера в музыке, создав пятнадцать уникальных произведений, которые вошли в историю мирового искусства.

Что такое опера

Составляющие оперы

Что такое опера

Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.

Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.

Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные. Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.

Что такое опера

Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.

Вторая часть называется литературной, ее основой выступает либретто — специальный сценарий, содержащий краткое содержание постановки в стихотворной форме. Иногда эти стихи пишут сами композиторы. К примеру, именно так поступал знаменитый Вагнер. Однако сейчас композиторы предпочитают возлагать работу по написанию либретто на специально обученных людей – либреттистов.

Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.

«Написано на коже»

Вот мы и добрались до конца списка и, совершив несколько прыжков во времени, вернулись в сегодняшний день. Что такое опера сегодня? Ответов столько же, сколько композиторов, которые оперу пишут, режиссеров, которые ставят, а может, и зрителей, которые оперу слушают и смотрят. Часто в современной опере непросто узнать оперу: в «Прозе» Владимира Раннева (Электротеатр «Станиславский», Москва, 2017) нет сольных партий и аккомпанирующих инструментов, в «Снегурочке» Александра Маноцкова (эту новую партитуру за два театральных сезона поставили дважды: «Старый дом», Новосибирск, 2016, и Независимый театральный проект, Санкт-Петербург, 2018) вообще почти не поют.

Заключение

Опера – один из самых удивительных и противоречивых музыкальных жанров. С одной стороны, нельзя не восхищаться идеальной комбинацией драматичного сюжета, музыки, сильных голосов и удивительных декораций. Но с другой стороны, иногда она кажется слишком сложной для восприятия неподготовленного слушателя. Но стоит отдать должное: в мире нет другого жанра, так гармонично сочетающего в себе всё то, за что ценится театр. Что такое опера в музыке? Это бесконечный кладезь чувств и эмоций, облечённых в звук, высший уровень мастерства композитора, который смог воплотить в своём произведении весь мир, продемонстрировав мельчайшие его детали в звучании музыкальных инструментов. Нет жанра, равного по своей масштабности и трудоёмкости опере, именно поэтому она достойна восхищения и уважения слушателей.