Значение слова «народ»

Взаимосвязь с понятиями «этнос», «нация»

Наиболее простым и понятным, на мой взгляд, является определение этноса, которое дали ученые Сергей Широгоров и Макс Вебер: группа людей, имеющих общее происхождение, традиции и говорящие на одном языке.

Вступая в различные связи, этносы постепенно формируют народы, которые в ходе исторического процесса объединяются в государство. С развитием производственных отношений происходит формирование наций.

По версии современного исследователя национализма С. Сергеева, этносы — это народы традиционного (докапиталистического) мира, не имеющие своей государственности. Нации — народы современного мира. То есть и нация и этнос — народ, отличающийся степенью индустриализации общества.

Политология

Свобода, ведущая народ, картина Эжена Делакруа (1830)

В полит-экономическом смысле слово «народ» нередко употребляется как народ (простонародье), близкое к понятию «мужики», «селяне» и т. п. В этом применении означает основную непривилегированную массу населения (см. также «массы», «базис»), в противоположность «элитам» и «власти»:

Вышли мы все из народа,Дети семьи трудовой

Существует ряд подходов к оценке роли народных масс в истории. От пренебрежительного отношения к «толпе» до народничества, — как признания за народом высшей, экзистенциальной ценности. В этом ряду информационный подход занимает промежуточное положение. Здесь предполагается разделение социальных процессов на две фундаментальные группы: процессы «сверху вниз» и процессы «снизу вверх». Субъектами первых из них являются элиты (не обязательно — правящие), субъектом вторых — народ (базис). Например, споры о сущности Оранжевой революции 2004 года на Украине сводятся именно к этой дихотомии: были ли события кем-то организованы и оплачены («сверху вниз»), или представляют собой реальное проявление воли украинского народа («снизу вверх»). Элиты здесь рассматриваются как носители определённых моделей реального мира (политических, идеологических, экономических, военных и т. д.). Народ (базис) сравнивает между собой не столько эти модели, сколько сами элиты, которые их предлагают, оценивая их эмоционально (но при этом — весьма адекватно).

Литература

  • Народы / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 367–370. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Народ / Ашин Г. К., Бутенко А. П., Игитханян М. // Философская энциклопедия : в 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
  • Народ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

В словаре Ожегова

НАРОД, -а (-у), м. 1. (-а). Население государства, жители страны. Российский н. 2. (-а). Нация, национальность или народность. Русский н. Северные народы, 3. (-а), ед. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н. Выходцы из народа. Простой н. 4. ед. Люди, группа людей. В зале много народу. Площади заполнены народом. При всем честном народе (при всех; разг.). мальчишки — озорной н. Ну и н.1 (неодобрение, порицание). || уменьш. народец, -дца, м. (к 4 знач.). || прил. народный, -ая, -ое (к 1,2 и 3 знач.). Народное ополчение. Народная интеллигенция. Народное искусство. Народное торжество.* Народная медицина — лечение, основанное на опыте и практике народа.

Что же такое народ

Раз единого определения не существует, а в каждой сфере слово «народ» объясняется по-разному, расскажу про некоторые варианты.

  1. Культурное употребление. Упоминание народа подразумевает окружающие связанное общими интересами или видами деятельности общество. Под культурным употреблением подразумевается этническая связь между поколениями людей. В жизни можно услышать, что народ тоже самое, что нация, национальность.
  2. Политическое употребление. Политические деятели обращаясь к жителям государства называют их народом, призывая к какой-либо деятельности.
  3. Обобщение — ситуация, в которой нужно употребить слово, объединяющие большое количество людей, дабы не классифицировать, а прировнять всю публику.
  4. Географическое употребление. Ученые используют данный термин при описании этноса, что в свою очередь, означает исторически сложившиеся общество. Например, часто можно услышать фразу «Народы Африки нуждаются в питьевой воде» или «Коренной народ Сибири — ханты и эскимосы».

Этнография

Что такое народ в данном контексте? Наука этнография занимается описанием народов. В основе рассмотрения – этнос (определенная людская группа). Первоначально эта группа связана родственными узами, затем – вторичными признаками: культурным наследием и обычаями, религиозными и языковыми параметрами, а также территориально. Ученые считают, что приведенные признаки как раз и отличают один народ (этнос) от другого. Это так называемые этнические маркеры, которые бывают первостепенными (религиозные и культурные обычаи, к примеру) и второстепенными (к ним относят язык, место проживания и другие). Если взять в качестве разбираемого примера цыганский народ, то мы видим, что его представители проживают на территориях разных стран, говорят на разных языках (во многом их ассимилируя), однако являются представителями одного народа, обладающего общими обычаями и традициями.

Другие значения

  1. Иногда понятие «народ» отождествляется с понятием «нация». Однако это не совсем верно. Нация как общность людей складывается при становлении государства. Она является более обширным понятием, но ограниченным территориальными и временными рамками. Народ — хоть и более узкое понятие (так, одну нацию могут составлять несколько народов, как это было в СССР или сейчас в РФ), но, напротив, менее связано принципом территориальности и временными реалиями. Народы иногда существуют вне границ и порядков, установленных государствами. Однако различные этносы также могут быть объединены в один народ.
  2. В значении «простонародье», которое имеет негативно окрашенный оттенок. Может использоваться в качестве разделения властной элиты и бесправной толпы в политической терминологии.
  3. В значении «публика», «зрители» для определенных слоев общества (в основном в творческой среде и бизнес-сфере). Так, к примеру, водители автобусов говорят о своих пассажирах.

Литература

  • Народы / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 367–370. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Народ / Ашин Г. К., Бутенко А. П., Игитханян М. // Философская энциклопедия : в 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
  • Народ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

Этнография

Народ — термин этнографии (образовано от греческих слов, в сумме означающих «народоописание»), и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по определённым признакам. По первоначальной, примордиалистской, трактовке, это происхождение (кровное родство). Позже как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Применение слова «народ» в значении более крупного, не этнического понятия нация характерно для политических деятелей для обозначения всего населения какого-либо государства, вне зависимости от его этнической принадлежности. Поэтому один этнос может проживать на территориях разных государств и частями входить в различные «народы», а может быть и объединение в единый «народ» разных этносов. Например, текст российской конституции начинается со слов:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле

Определения термина «народ»

В повседневном словоупотреблении, а также в художественной литературе термином «народ» именуют как массу людей, безотносительно к её качественной характеристике, так и совокупность людей с характерными для неё физическими, морально-психическими, профессиональными и иными особенностями.

  • «Народ повалил на площадь» (Пушкин) — пример первого употребления.
  • «Машиностроители — народ квалифицированный» — пример второго.

В научной литературе «народ» — это исторически сложившаяся определённая общность людей, конститутивную основу которой составляют в одном случае политико-правовые, в другом — этнические, в третьем — социально-экономические и морально-политические узы. Соответственно, термином «народ» обозначают три рода общности людей: государственную, этническую и социальную.

Как государственная общность людей народ — это совокупность индивидов, объединённых общей принадлежностью к одному государству; это граждане данного государства, его население. Так как государство бывает однонациональным и многонациональным, следовательно народ как государственная общность может быть национально однородным и разнородным.

Как этническая категория, народ — то же, что племя, народность, нация; является предметом изучения этнографической науки.

Наконец, для марксизма народ — это социально-историческая категория. Состав народа как социально-исторической общности обусловлен социальной структурой общества.

  • В эксплуататорском обществе народ — это вся масса трудящегося населения, в противоположность паразитической части общества, живущей за счёт чужого труда.
  • В классово-антагонистическом обществе народ противостоит господствующим эксплуататорским классам и является решающей силой в борьбе против реакционных общественных порядков, за их революционное изменение.
  • В условиях социалистического общественного строя народ, объединяющий всех членов общества, всю массу его населения, является единственным и полновластным вершителем судеб общественного развития.

Этнография

Народ — термин этнографии (образовано от греческих слов, в сумме означающих «народоописание»), и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по определённым признакам. По первоначальной, примордиалистской, трактовке, это происхождение (кровное родство). Позже как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Применение слова «народ» в значении более крупного, не этнического понятия нация характерно для политических деятелей для обозначения всего населения какого-либо государства, вне зависимости от его этнической принадлежности. Поэтому один этнос может проживать на территориях разных государств и частями входить в различные «народы», а может быть и объединение в единый «народ» разных этносов. Например, текст российской конституции начинается со слов:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле

Революционный народ

Важную роль в марксизме играет понятие «революционный народ», которым обозначают общественные силы, непосредственно участвующие в революции, в отличие от тех классов и слоёв, которые по своему положению заинтересованы в прогрессивных преобразованиях, но не способны к активной политической борьбе.

Народ всегда составляет абсолютное большинство населения. Кроме того, в его руках основа человеческого бытия — материальное производство. Отсюда и решающая роль, которая принадлежит народным массам в историческом прогрессе. Все революционные повороты в ходе всемирной истории совершались при участии народных масс. Однако трагедия народных масс в прошлом заключалась в том, что они совершали революции не для себя, а для других. Например, только при помощи народных масс буржуазия могла прийти к власти. Поэтому буржуазия старалась политически просветить народ, возбудить в нём общественную активность. Однако как только буржуазия увидела в лице пролетариата класс, способный возглавить действительную борьбу против всего отсталого, бесчеловечного, реакционного, она превратилась из силы прогресса в силу консерватизма и реакции.

История термина

Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т. п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев, даков и т. п. При этом, римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями. Зачастую, объединяющим признаком становился близкий язык. Например, греки, а затем римляне именовали все иные народы ономатопом «барбарос» — имитация непонятной речи. Аналогично, у восточных славян киевский монах Нестор-летописец использовал как объединяющий или различающий признак «языци». Существовали и совершенно странные наименования других народов, которые им давали пришельцы.

С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем, при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов, сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове». Позже название заменено по имени правящего народа «монгол» (в китайских хрониках мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) и комбинированные «монголо-татары» или «татаро-монголы».

Потому:

  1. Именование «древними греками» многочисленные народы следует понимать как объединённые культурой эллинизма и языком, а вовсе не этническим (кровным) родством. Жители полиса Херсонес в Крыму давали клятву не отдавать город «ни варвару, ни эллину», так как были этническими выходцами из Малой Азии (совр. Турции).
  2. Поверхностно знакомые с историей и культурой других народов люди на территории бывшего СССР и сегодня всех граждан «Объединённого королевства» называют «англичанами», хотя шотландцы, уэльсцы, ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, себя таковыми, конечно, не считают и именуются подданными британской короны. Аналогично, граждане ФРГ называют себя deutsch (дойч), но помнят, что они баварцы, саксонцы и другие народы. Проживая в других странах, они также используют это слово для самоидентификации. Многие граждане Франции знают себя как нормандцы, бретонцы, валлонцы и др, но являются патриотами государства.
  3. Симметрично стои́т прилагательное, которым иностранцы именовали поданных Российской державы русские. Поданных существовавшего ранее Московского государства они именовали — московиты. Традиция использования русские сохранилась и для граждан СССР: иностранцев не особо интересовали названия и самоназвания тысяч проживающих там народов.
  4. Также, в связи с имущественным и социальным разделением сообществ, слово народ приобрело и другие, не свойственные первоначальному, значения. Например, граждане Республики Индия разделены на множество народов, языков и каст и потому считать их «народом» не корректно.

Классификация народов

Количество народностей на земле на самом деле точно никто не знает по одной простой причине – нет единой выработанной системы, по которой определялся, классифицировался, идентифицировался народ, как национальность. Потому, было решено классифицировать народы по языковым группам. Таких групп всего 29. Вот пятёрка лидеров:

  • Индоевропейские – более 2,5 млрд человек, есть на всех континентах;
  • Сино-тибетские – почти 1,2 млрд человек говорят на этой группе, в которую вошли более 300 языков;
  • Нигеро-конголезские – языки Африки;
  • Афразийские – сюда вошли семитские, арабские, и другие языки;
  • Австронезийские – более 300 млн человек.

Но самое интересное во всём этом то, что самое привычное, вдруг оказывается самым неизвестным.

Политология

Свобода, ведущая народ, картина Эжена Делакруа (1830)

В полит-экономическом смысле слово «народ» нередко употребляется как народ (простонародье), близкое к понятию «мужики», «селяне» и т. п. В этом применении означает основную непривилегированную массу населения (см. также «массы», «базис»), в противоположность «элитам» и «власти»:

Вышли мы все из народа,Дети семьи трудовой

Существует ряд подходов к оценке роли народных масс в истории. От пренебрежительного отношения к «толпе» до народничества, — как признания за народом высшей, экзистенциальной ценности. В этом ряду информационный подход занимает промежуточное положение. Здесь предполагается разделение социальных процессов на две фундаментальные группы: процессы «сверху вниз» и процессы «снизу вверх». Субъектами первых из них являются элиты (не обязательно — правящие), субъектом вторых — народ (базис). Например, споры о сущности Оранжевой революции 2004 года на Украине сводятся именно к этой дихотомии: были ли события кем-то организованы и оплачены («сверху вниз»), или представляют собой реальное проявление воли украинского народа («снизу вверх»). Элиты здесь рассматриваются как носители определённых моделей реального мира (политических, идеологических, экономических, военных и т. д.). Народ (базис) сравнивает между собой не столько эти модели, сколько сами элиты, которые их предлагают, оценивая их эмоционально (но при этом — весьма адекватно).

Происхождение русского народа

Учёные спорят о том, откуда произошли русские. Ходит множество теорий. Наиболее популярна теория о том, что сначала мы отделились от индоевропейцев и расселились по Центральной Европе. Наши предки контактировали в основном с предками современных итальянцев и племенами германцев.

Дальнейшее развитие русского народа проследить трудно, потому что до I тысячелетия нашей эры славяне практиковали сжигание мёртвых. В VI веке они начали осваивать Восточную Европу и разделились на следующие группы: кривичи, ильмени, дреговичи, поляне, древляне, радимичи и другие. В IX-XI веках начали появляться первые племенные объединения и княжества. А после того, как территории, населявшиеся русскими, разошлись по Великому Литовскому княжеству, по Московскому княжеству и Речи Посполитой, начались проявляться различия, которые потом привели к образованию из одного народа трёх — белорусов, украинцев и русских.

Нация – самый высокий этап развития общества

С развитием государства, экономики, коммуникаций происходит все более и более интенсивное общение населения разных регионов одной страны. Развивается торговля, складывается общее представление о единой культуре в стране. Нация – высший этап развития этноса. Его характерными чертами являются государственность, общая национальная экономика, литературный язык и высокий уровень развития культуры. Создание национальных государств в мире происходило на протяжении XIX – первой половины ХХ вв. С этим же процессом связан рост национального самосознания, всплеск патриотизма и национально-освободительных движений.

Силы организующие и дезорганизующие

Силы, объединяющие и сплачивающие народ

  • Пролетариат. — С появлением пролетариата как самостоятельно политической силы изменился социально-классовый состав народа. В капиталистическом обществе народ представляет собой социально разнородную общность, состоящую из пролетариата, крестьянства, городских средних слоёв, живущих за счёт своего труда, и части интеллигенции. Эти составные элементы народа образуют две его существенно отличающиеся друг от друга половины: пролетарскую и непролетарскую. Первая составляет сильную сторону народа, вторая — слабую. Но существует объективная основа для политической общности пролетариата и трудящихся в капиталистическом обществе: экономическое и политическое положение и общие коренные интересы. Крестьянин, предвидя неизбежное разорение и переход в ряды пролетариата, идёт на союз с ним, на укрепление политической общности с ним. Это обстоятельство обусловливает возможность пролетариата иметь несравненно большую силу, чем его доля в общей массе населения. Сила и подлинная революционность пролетариата неотделимо связаны с его ролью руководителя, гегемона народа в освободительном движении.
  • Марксистско-ленинская партия. — Главной организующей и цементирующей силой народа является марксистско-ленинская партия, которая не только глубоко выражает пролетарские и народные интересы, но и с учётом их действует в своей политике.

Силы, дезорганизующие народ

  • Мелкособственническая, антиколлективистская психология крестьянства и остальных средних слоёв
  • Расчленение пролетариата, с одной стороны, на квалифицированную и высокооплачиваемую, а с другой — на низкооплачиваемую часть.
  • Жёлтые профессиональные союзы и реформистские партии, действующие против единства рабочего класса и народа
  • Спекуляции понятием «народ», чем занимается современная буржуазия. Последняя широко прибегает к имени народа, когда необходимо завуалировать свою антинародную политику.

Русский народ

Он является довольно многочисленным (по различным научным данным, от 129 до 150 миллионов человек). Русские представляют собой этнос восточных славян, образовавшийся из древнерусской народности и являются коренным народом России (более 80% населения). Многочисленные диаспоры русских существуют и в Украине, Казахстане и США, Белоруссии и Восточной Европе. Есть отдельные представители и в более отдаленных уголках нашей планеты.

Язык, на котором разговаривает народ, – русский. Он принадлежит к восточной подгруппе славянских языков (индоевропейская семья). Письменность используется на основе кириллицы. В годы СССР (да и сегодня) русский является языком межнационального общения. Основная исповедуемая религия – православие. РПЦ – Русская Православная церковь – призвана объединять русский народ в вере. Ее епархии существуют и в других странах, где живут представители нашего многочисленного этноса.

Психологический смысл

Народ — это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путём рождения детей. Народ, как коллективный субъект, является средством реализации индивидуальных потребностей своих членов. Объединяясь в народ, индивидуумы решают проблему обеспечения личного бессмертия через сохранение своего уникального генетического материала в своих прямых потомках. Конечной метафизической целью народа является обеспечение каждому его члену личного родства с историческим феноменом — «последним человеком на земле», в лице которого персонифицируется метафора победы над смертностью индивида и победа жизни над смертью как таковой.
Большинство регулятивных и нормативных систем человеческого общества являются инструментами, созданными людьми в целях достижения в максимально отдаленном будущем феномена «последнего человека на земле»[источник не указан 565 дней].

История термина

Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т. п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев, даков и т. п. При этом, римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями. Зачастую, объединяющим признаком становился близкий язык. Например, греки, а затем римляне именовали все иные народы ономатопом «барбарос» — имитация непонятной речи. Аналогично, у восточных славян киевский монах Нестор-летописец использовал как объединяющий или различающий признак «языци». Существовали и совершенно странные наименования других народов, которые им давали пришельцы.

С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем, при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов, сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове». Позже название заменено по имени правящего народа «монгол» (в китайских хрониках мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) и комбинированные «монголо-татары» или «татаро-монголы».

Потому:

  1. Именование «древними греками» многочисленные народы следует понимать как объединённые культурой эллинизма и языком, а вовсе не этническим (кровным) родством. Жители полиса Херсонес в Крыму давали клятву не отдавать город «ни варвару, ни эллину», так как были этническими выходцами из Малой Азии (совр. Турции).
  2. Поверхностно знакомые с историей и культурой других народов люди на территории бывшего СССР и сегодня всех граждан «Объединённого королевства» называют «англичанами», хотя шотландцы, уэльсцы, ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, себя таковыми, конечно, не считают и именуются подданными британской короны. Аналогично, граждане ФРГ называют себя deutsch (дойч), но помнят, что они баварцы, саксонцы и другие народы. Проживая в других странах, они также используют это слово для самоидентификации. Многие граждане Франции знают себя как нормандцы, бретонцы, валлонцы и др, но являются патриотами государства.
  3. Симметрично стои́т прилагательное, которым иностранцы именовали поданных Российской державы русские. Поданных существовавшего ранее Московского государства они именовали — московиты. Традиция использования русские сохранилась и для граждан СССР: иностранцев не особо интересовали названия и самоназвания тысяч проживающих там народов.
  4. Также, в связи с имущественным и социальным разделением сообществ, слово народ приобрело и другие, не свойственные первоначальному, значения. Например, граждане Республики Индия разделены на множество народов, языков и каст и потому считать их «народом» не корректно.

Загадочные народы мира

Историки до сих пор не пришли к единогласному мнению насчет того, как возникло слово «русские», и когда, собственно, русские ими стали. Выдвигается целый ряд предположений относительно предков русского народа, к коим относят скифов, норманнов, сарматов и даже народность южной части Сибири — усуни.

Майя. Само существование этого народа окутано тайной. Абсолютно неизвестно его происхождение, а самое главное — куда же он исчез. Некоторые склонны видеть их предками мифических атлантов, другие полагают, что в предки этого народа можно записать египтян. Единственное, что достоверно известно это то, что во времена конкисты этот народ находился в полнейшем упадке, а затем и вовсе бесследно растворился.

В словаре Синонимы 4

демос, люд, люди, народец, народишко, народность, народонаселение, население, национальность, нация, простонародье, публика, раса, толпа, чернь, этнос;балуба, бамана, бамбара, банту, буры, висайя, галла, гуанчи, гуарани, зулу, ибо, инк, инки, йоруба, каннара, канури, карен, качари, качин, кеты, кечуа, кикуйю, кинга, коми, конго, кпелле, кру, кхаси, кхо, лома, луба, лунда, лухья, майя, мака, малави, мандинго, манипури, мано, манси, маори, маратхи, мари, масаи, машона, менде, меря, минахасы, монго, моро, мунда, навах, нанди, нгала, нгони, ндебеле, невар, низ, нупе, нуэр, ньямвези, овамбо, ория, пано, педи, райя, саами, фризы, халха, хауса, хетты, чироки;

Литература

  • Народы / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 367–370. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Народ / Ашин Г. К., Бутенко А. П., Игитханян М. // Философская энциклопедия : в 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
  • Народ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

Психологический смысл

Народ — это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путём рождения детей. Народ, как коллективный субъект, является средством реализации индивидуальных потребностей своих членов. Объединяясь в народ, индивидуумы решают проблему обеспечения личного бессмертия через сохранение своего уникального генетического материала в своих прямых потомках. Конечной метафизической целью народа является обеспечение каждому его члену личного родства с историческим феноменом — «последним человеком на земле», в лице которого персонифицируется метафора победы над смертностью индивида и победа жизни над смертью как таковой.
Большинство регулятивных и нормативных систем человеческого общества являются инструментами, созданными людьми в целях достижения в максимально отдаленном будущем феномена «последнего человека на земле»[источник не указан 565 дней].

Разнообразие народов Земли

В настоящее время нашу планету населяет несколько тысяч разных народов мира. От самых больших до самых маленьких. Самые многочисленные народы живут на территории Европы. Китайцы считаются самым большим народом- 19% от всего мирового населения. Второе место занимают хиндустанцы, третье место принадлежит американцам. А самым маленьким народом, который находится на грани исчезновения, считаются питкэрнцы, проживают на острове Полинезия, их не более 60 человек.

Самыми воинствующим народами считаются гурки, дояки, калмыки и курды. А самым миролюбивым народом считаются японцы, потому что Япония никогда и никому не объявляла войну первой.

Самыми красивыми считаются жители Италии, Испании, Франции, Бразилии, Швеции. Самыми умными народами на сегодняшний день считаются китайцы и американцы.