Русская православная церковь

Комментарии

  1. С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата.
  2. Рассматривается Константинопольским патриархатом как часть Русской церкви.
  3. 9 января 2008 года Священный синод Константинопольского патриархата изменил границы учреждённой им в 1996 году Гонконгской митрополии, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии.
  4. Идея созыва Вселенского собора (в рамках православной церкви) выдвигалась Константинопольским патриархатом и ранее: в конце 1860-х годов (в связи с болгарской схизмой), но была отвергнута российским правительством; в июне 1930 года в Ватопедском монастыре заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, но намеченный на на июнь 1932 года Предсобор не состоялся. Всеправославное совещание 1923 года в Константинополе не признано в статусе собора полнотой Церкви.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон.

Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

В хрущевское время много церквей было закрыто, в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но она жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

Русская православная церковь

Использованные материалы

  • Список предстоятелей:

  Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.

  Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,

  Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.

  Покровский, И., Русские епархии в XVIII веке, Приложение 2; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 235.

  ПСЗ, 16, № 12121; Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства», Чтения, 1861, № 2, 568–569; Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 74; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 270–271.

  По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,

  Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X

  До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 398.

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 399.

  По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе года,

  В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.

  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,

  Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Русская православная церковь

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Афтокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром I. С 1700 года, после кончины Патриарха Андриана, новый Предстоятель Церкви уже не избирался, так как в 1721 году создали Святейший Правительствующий Синод, которым управляли государственные чиновники. Он просуществовал около двухсот лет и был пагубным для РПЦ.

Неканонические православные юрисдикции

Старообрядчество

Старообрядческие церкви — церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеющие евхаристического общения со всемирным сообществом поместных православных церквей. После признания «не бывшими» «клятв» Большого московского собора 1666 года на старые обряды и придерживающихся их Московского патриархата в 1971 году церковное общение восстановлено не было. Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт действительность епископата Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия).

Поповство — старообрядческие течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:

  • Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия);
  • Русская древлеправославная церковь (Беглопоповское согласие).

Беспоповство — старообрядческие течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:

  • Древлеправославная поморская церковь;
  • федосеевцы;
  • нетовцы (спасовцы).

Истинно-Православные церкви

Истинно-Православные церкви (ИПЦ) — ряд объединений, неканонических с точки зрения церквей мирового, или вселенского православия, но претендующих на то, что именно они сохраняют традицию истинного православия (отсюда именование), и по этой причине противопоставляющих себя поместным православным церквям. ИПЦ не находятся в евхаристическом общении с мировым православием и, что нередко, между собой. Возникли в Греции и России в ходе церковных расколов 1920-х годов. Основным своим вероучительным отличием от церквей мирового православия ИПЦ в настоящее время объявляют неприятие экуменических контактов в тех формах, в которых они практикуются в официальных церквах.

По численности приверженцев значительно уступают поместным церквам вселенского православия. Так, по числу приходов поместная православная церковь в РФ (РПЦ) превосходит наиболее крупные организации из числа российских ИПЦ — Русскую истинно-православную церковь и ИПЦ(Р), более чем на 2 порядка — 30 142, 200 (по сведениям самой РИПЦ на 2008 год) и 150 приходов соответственно.

  • Истинно-Православная Церковь Молдавии
  • Сербская истинно православная церковь
  • Истинно-православная церковь Румынии
  • Русская истинно-православная церковь
  • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
  • Старостильные церкви (старостильники)
    • Болгарская старостильная церковь
    • Православные старостильные церкви Греции
    • Православная старостильная церковь Румынии

Старостильные церкви — название, объединяющее «истинно-православные» церкви в Греции, Румынии, Болгарии, Южной Осетии, Финляндии и на Кипре, не имеющие евхаристического общения с поместными православными церквями.

Своё название эти церкви получили в связи с тем, что первоначальной причиной разделения стал переход многих поместных церквей на новоюлианский календарь; отделившиеся епископы и приходы сохранили у себя употребление юлианского календаря («старый стиль»).

Название «старостильные церкви» закрепилось только за этими церквами и не используется для описания как поместных церквей в России, Сербии и Грузии, так и российских ИПЦ, использующих юлианский календарь.

Автокефалии вне общения с мировым православием

Ряд религиозных объединений православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве поместными церквами мирового православия. Среди них такие церкви, как:

  • Абхазская православная церковь
  • Апостольская православная церковь
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Катакомбная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Российская православная автономная церковь
  • Российская православная церковь
  • Русская Православная Церковь Заграницей под омофором митрополита Агафангела — РПЦЗ (Агафангела)
  • Русская Православная Церковь Заграницей под омофором митрополита Виталия (Устинова) — РПЦЗ(В)
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская реформаторская православная церковь
  • Турецкая православная церковь
  • Черногорская православная церковь

С точки зрения приверженцев мирового православия все эти церкви представляют собой неканонические структуры.
В отличие от ИПЦ, эти структуры признают каноничность мирового православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и, как правило, стремятся к легитимизации с его стороны.

Структура управления РПЦ

Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.

Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет — новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Московский патриархат

В 1988 году празднование тысячелетия Руси стало знаковым событием и для Церкви, и для государства. Наладилось восстановление церквей. Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II. Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Русская православная церковь

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов. К приходам и монастырям епархии принадлежат 268 часовен. Структура епархии поделена на 48 благочинных округов, куда включен и монастырский. Благочиннические округа объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. Кроме этого, в епархии имеются 3 единоверческих прихода, которые находятся в полном подчинении митрополита. Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Московский патриархат

В 1988 году празднование тысячелетия Руси стало знаковым событием и для Церкви, и для государства. Наладилось восстановление церквей. Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II. Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Русская православная церковь

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов. К приходам и монастырям епархии принадлежат 268 часовен. Структура епархии поделена на 48 благочинных округов, куда включен и монастырский. Благочиннические округа объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. Кроме этого, в епархии имеются 3 единоверческих прихода, которые находятся в полном подчинении митрополита. Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Комментарии

  1. С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата.
  2. Рассматривается Константинопольским патриархатом как часть Русской церкви.
  3. 9 января 2008 года Священный синод Константинопольского патриархата изменил границы учреждённой им в 1996 году Гонконгской митрополии, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии.
  4. Идея созыва Вселенского собора (в рамках православной церкви) выдвигалась Константинопольским патриархатом и ранее: в конце 1860-х годов (в связи с болгарской схизмой), но была отвергнута российским правительством; в июне 1930 года в Ватопедском монастыре заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, но намеченный на на июнь 1932 года Предсобор не состоялся. Всеправославное совещание 1923 года в Константинополе не признано в статусе собора полнотой Церкви.

Константинопольский патриархат

После раскола Христианской церкви в 1054 году, первенство чести в Православной церкви перешло от Римской кафедры к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской. Константинопольский патриархат официально именуется Вселенским, неофициально в греческой литературе — также Великая Церковь (ἡ Μεγάλη τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία). Предстоятель — Архиепископ Константинополя — носит звание Вселенского патриарха (греч. Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης). Особый статус епископа новой столицы Римской империи был закреплён решениями Халкидонского собора (451).

Из первенства чести епископа Константинополя проистекают его определённые прерогативы в отношении всей Православной церкви, а именно право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными церквами. Кроме того, имеют место случаи прямого участия Вселенского патриарха в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении иных автокефальных Церквей. Так, решение об отрешении от кафедры Кипрского архиепископа Хризостома I было принято в мае 2006 года собором в Шамбези под председательством патриарха Варфоломея. Аналогичным образом решение 6 мая 2005 года Синода Иерусалимской церкви о отрешении от должности патриарха Иринея І рассматривалось и было подтверждено на Всеправославном соборе под председательством Вселенского патриарха в Стамбуле 24 мая того же года. Масштабный раскол в Болгарской церкви в 1990-х годах был преодолён на Всеправославном соборе в 1998 году в Софии, проходившим под председательством Вселенского патриарха Варфоломея.

В начале сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед архиерейским собором (Синаксом), обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию <…> для выполнения этой высшей и исключительной обязанности <…>. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдёт с межправославной сцены, то поместные Церкви будут действовать „как овцы без пастыря“ (Мф. 9, 36)». Заявления были сделаны после инициирования Вселенским патриархатом в апреле 2018 года процедуры дарования автокефалии «православным христианам Украины». Комментируя правовые основания решения Синода Константинопольской церкви от 11 октября 2018 года, которым он отменил прещения, наложенные Московским патриархатом на Филарета Денисенко и Макария Малетича и их последователей, епископ Макарий (Гриниезакис), викарий Таллинской митрополии, разъяснил: «Речь идет о привилегии, а также об огромной общецерковной ответственности, которая была дана Константинопольской Церкви IV Вселенским Халкидонским Собором 451 года. Правило 9 и 17 этого Собора определяют, что, если некий епископ или клирик будет судим его митрополитом или местным Синодом, и будет считать это решение несправедливым, в таком случае он может законно прибегнуть к Патриаршему Престолу Константинополя, который в свою очередь обязан пересмотреть данный вопрос и принять окончательное решение. Эта привилегия Вселенского Патриархата бесчисленное количество раз в истории была применена относительно епископов других Патриархий и Автокефальных церквей. В некоторых случаях Вселенский Патриархат решал в пользу заявителя, в некоторых других случаях он выносил решение против него, то есть соглашался с решением органа церковной власти, в ведомстве которой находился истец, и в определенных случаях Патриархат уклонялся от принятия решения.» 22 октября 2018 года патриарх Варфоломей заявил, что прерогативы Вселенского патриархата зиждутся на постановлениях Вселенских соборов, что делает выносимые патриархатом решения обязательными для всех православных верных.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «РПЦ — что такое?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры, так утверждалось Православие и на западнорусских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Неканонические православные юрисдикции

Старообрядчество

Старообрядческие церкви — церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеющие евхаристического общения со всемирным сообществом поместных православных церквей. После признания «не бывшими» «клятв» Большого московского собора 1666 года на старые обряды и придерживающихся их Московского патриархата в 1971 году церковное общение восстановлено не было. Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт действительность епископата Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия).

Поповство — старообрядческие течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:

  • Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия);
  • Русская древлеправославная церковь (Беглопоповское согласие).

Беспоповство — старообрядческие течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:

  • Древлеправославная поморская церковь;
  • федосеевцы;
  • нетовцы (спасовцы).

Истинно-Православные церкви

Истинно-Православные церкви (ИПЦ) — ряд объединений, неканонических с точки зрения церквей мирового, или вселенского православия, но претендующих на то, что именно они сохраняют традицию истинного православия (отсюда именование), и по этой причине противопоставляющих себя поместным православным церквям. ИПЦ не находятся в евхаристическом общении с мировым православием и, что нередко, между собой. Возникли в Греции и России в ходе церковных расколов 1920-х годов. Основным своим вероучительным отличием от церквей мирового православия ИПЦ в настоящее время объявляют неприятие экуменических контактов в тех формах, в которых они практикуются в официальных церквах.

По численности приверженцев значительно уступают поместным церквам вселенского православия. Так, по числу приходов поместная православная церковь в РФ (РПЦ) превосходит наиболее крупные организации из числа российских ИПЦ — Русскую истинно-православную церковь и ИПЦ(Р), более чем на 2 порядка — 30 142, 200 (по сведениям самой РИПЦ на 2008 год) и 150 приходов соответственно.

  • Истинно-Православная Церковь Молдавии
  • Сербская истинно православная церковь
  • Истинно-православная церковь Румынии
  • Русская истинно-православная церковь
  • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
  • Старостильные церкви (старостильники)
    • Болгарская старостильная церковь
    • Православные старостильные церкви Греции
    • Православная старостильная церковь Румынии

Старостильные церкви — название, объединяющее «истинно-православные» церкви в Греции, Румынии, Болгарии, Южной Осетии, Финляндии и на Кипре, не имеющие евхаристического общения с поместными православными церквями.

Своё название эти церкви получили в связи с тем, что первоначальной причиной разделения стал переход многих поместных церквей на новоюлианский календарь; отделившиеся епископы и приходы сохранили у себя употребление юлианского календаря («старый стиль»).

Название «старостильные церкви» закрепилось только за этими церквами и не используется для описания как поместных церквей в России, Сербии и Грузии, так и российских ИПЦ, использующих юлианский календарь.

Автокефалии вне общения с мировым православием

Ряд религиозных объединений православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве поместными церквами мирового православия. Среди них такие церкви, как:

  • Абхазская православная церковь
  • Апостольская православная церковь
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Катакомбная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Российская православная автономная церковь
  • Российская православная церковь
  • Русская Православная Церковь Заграницей под омофором митрополита Агафангела — РПЦЗ (Агафангела)
  • Русская Православная Церковь Заграницей под омофором митрополита Виталия (Устинова) — РПЦЗ(В)
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская реформаторская православная церковь
  • Турецкая православная церковь
  • Черногорская православная церковь

С точки зрения приверженцев мирового православия все эти церкви представляют собой неканонические структуры.
В отличие от ИПЦ, эти структуры признают каноничность мирового православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и, как правило, стремятся к легитимизации с его стороны.

«Русская Православная Церковь» в публикациях DK.RU

Армения думает, признать ли Нагорный Карабах. Азербайджан грозит самым жестким ответом
В России до конца года рискуют закрыться треть АЗС. У них нет денег на новое оборудование
В России выявлено почти 8,5 тыс. случаев Covid-19. Как в стране готовятся ко второй волне
Пенсионное обеспечение пошатнулось по всему миру и ситуация только ухудшается. ЦИФРЫ
Россия превращается в большую свалку, люди выходят на митинги. Критика «мусорной реформы»
Число жертв коронавируса в мире превысило 1 млн человек
Рубль в геополитических тисках: почему падает курс нацвалюты и когда он успокоится
Михаил Задорнов, «Открытие»: «Я не сторонник массовой раздачи денег населению»
«Со всей дури влетели в стену». Как бывший топ-менеджер КРСУ строит собственный бизнес
«Продал ты банк, получил условный миллиард, и что с ним делать? Какой актив приобрести?»
«Если бы пандемии не было, ее стоило бы придумать» — Алексей Денисенко, «Юничел»
«Выжили? Отлично. Теперь готовьтесь все поменять, чтобы выживать дальше»
«Требуется взлом системы». Иван Хохлов об уроках Covid-19, к которым оказался не готов
Применение принципа «эстоппель» при защите интересов в корпоративных спорах
«Богатство лежит под ногами». Как сделать так, чтобы деревни в России не умирали?
«Я просто авантюрист». Как устроен бизнес изобретений в сельском хозяйстве
«Два месяца нас лихорадило от негатива со стороны клиентов и истерик сотрудников»
«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Мы почти супермены». Как парни с Уралмаша накрыли своим Wi-Fi всю Россию
«Ожидал, что сейчас намного проще найти сотрудников, но людям хватает пособия. Нонсенс!»
Платформу для малого бизнеса DKclub представили на выставке-форуме Internet Expo
«Бывает, часы не подходят к самоощущению человека». Как работает элитный ломбард
«Креатив — это про художников и музыкантов? Нет: прежде всего, ИТ и наука!»
Жизнь в Японии: идеальная чистота, шаблоны поведения, вынос мусора по графику. Личный опыт
«Многие родители мечтают вырастить отличников, но троечники — самые адаптивные в мире»
Галина Букова: «Роль архитектора низведена до косметолога строительства»
Игровой сервис Михаила Гуцериева вложил в инфраструктуру на Урале 1 млрд руб.
Zoom, исчезновение SIM-карт и мифы о 5G. Сергей Эмдин — о том, как COVID-19 изменил мир
Наталья Зубаревич: «Вам выдали лояльных, а про менеджерские качества никто не спрашивал»
«Я абсолютно свободен. Меня никто никогда не заставляет что-то писать или вычеркивать»
«Ни разу не жалела, что ушла из найма в бизнес». Стоит ли сегодня идти в предприниматели
Что такое «альтернативный туризм» и как он помогает восстанавливать экономику в провинции
«Достаточно посмотреть на путь Путина, чтобы понять, почему власть недооценила Навального»
«Сейчас очень удобный момент, чтобы катализировать процесс смены власти»
«Неуклюжие действия государства и банков ставят на колени большую часть бизнеса в России»

Лайфхаки

«Креативных много, а бизнес-подкованных — мало. В РФ меня оставила вера в ее возможности»
Наша эмпатия на деле махровый эгоизм. Искренне помогать другому вообще не в природе людей
Китай вымирает, египтян больше, чем россиян. К 2100 г. активно рожать будут лишь в Африке
Пятидесятилетние — самые несчастные люди в мире. Почему расцвет жизни на самом деле гнетет
«Работаю 7 дней в неделю, но всего 16 часов». Как успевать работать быстро, но хорошо
Это будущие Amazon и Google. Компании, акции которых стоит купить в 2020 году
Падение, рост, снова падение? В октябре курс рубля рискует меняться мгновенно