Танец мазурка: происхождение и описание

Бальная разновидность

Бальная разновидность мазурки включает в себя стиль, ритм, а также фигуры, взятые из шляхетского танца. Она примечательна более изящными движениями, отсутствием нарочито подпрыгивающих шагов и непринужденностью. А ведь последняя, можно сказать, вдыхает жизнь в мазурку. Шляхетскому танцу свойственны продуманные и элегантные движения, в нем заметен явный аристократизм. Неудивительно, что он пользовался такой популярностью на балах в Польше. Танец мазурка нравился абсолютно всем. Сложно вспомнить другое направление, у которого было бы такое же огромное количество поклонников.

Мазурка как деревенский фирменный знак, или Смотри, как бы тебя не выгнали со свадьбы!

Ансамбль Славомира Чекальского из Добжелина. «Все мазурки мира»-2010. Фото: Артур Хмелевский / материалы для прессы от организатора

Анджей Беньковский, художник и этнограф, преподаватель варшавской Академии изящных искусств, уже более 20 лет собирает забытые звучания последних сельских музыкантов.

За время экспедиций по селам Беньковский собрал впечатляющий частный этнографический архив, содержащий тысячи аудиозаписей, километры видеопленок, а также фотографии из Польши, Белоруссии и Украины, запечатлевшие мир настоящих сельских звуков и портреты мастеров жанра с их скрипками, барабанами и гармонями. Так возникли книги «Последние сельские музыканты», «Проданная музыка», «1000 километров музыки», а также серия из 12 книг-бестселлеров, изданных в серии «Найденная музыка».

В одной из них, посвященной именно мазуркам, Беньковский пишет: «Мазурка, хотя и произошла от песни, прежде всего — мелодия танцевальная, подчиняющаяся строгим правилам. Вы можете играть «рубато» или с украшениями, однако попробуйте не попасть в танцевальный ритм! Или украсить мелодию не так, как тут принято. Вас прогонят со свадьбы. За это можно было даже получить по шее. С мазурками шутки были плохи. Никакой другой танец не вызывал такой эйфории у танцоров, транса у музыкантов, не побуждал к выразительному пению. Почти в каждой деревне были свои мазурки (а чаще своя манера исполнения и варианты) — своеобразные фирменные знаки деревни, по которым ее узнавали. — Подчеркивает исследователь в сборнике «Мазурки в аренду». Однако давайте послушаем!

Беньковский также напоминает, что мазурки — это музыка и танцы «господских крестьян», то есть, проще говоря, крепостных, и показывает, что ритм мазурки — это ритм работы.

А как украшались мазурки? У каждого были свои способы. «Я часто слушал птиц — соловьев и жаворонков, а потом эти трели играл в мазурках», — рассказывал один из сельских музыкантов Анджею Беньковскому. По мнению исследователя сельского фольклора, нам еще предстоит пройти большой путь, прежде чем мы разгадаем все тайны и значение деревенских мазурок. А может быть, важнее всего научиться их играть? Так, как это делали старые деревенские музыканты?

История

Народное происхождение мазурека — это две другие польские музыкальные формы: медленный куявяк и быстрый оберек . Мазурек всегда установлено, что либо триплет, трель, Восьмая нота (дрожь) пару, или обычная восьмая пару до двух четвертей (вывертов). В 19 веке танец стал популярным во многих бальных залах в разных частях Европы. В польском государственном гимне есть ритм мазурека, но он слишком медленный, чтобы его можно было считать мазуреком .

По- польски эта музыкальная форма называется mazurek — слово, производное от mazur , которое до XIX века обозначало жителя Мазовецкого региона Польши , а также стало корнем для слова Mazuria . В польском, мазурка является фактически родительными и винительными случаями из Мазурека .

Несколько композиторов- классиков написали мазурки, самая известная из которых — сочиненных Фредериком Шопеном для фортепиано соло. В 1825 году Мария Шимановская написала крупнейшее собрание фортепианных мазурок, изданных до Шопена. Генрик Венявский также написал две для скрипки с фортепиано (популярный «Обертас», соч. 19), Юлиан Кокран составил сборник из пяти мазурок для сольного фортепиано с оркестром, а в 1920-х годах Кароль Шимановский написал набор из двадцати для фортепиано и оркестра. Завершил свою композиторскую карьеру последней парой в 1934 году. Александр Скрябин , поначалу сознававший себя последователем Шопена, написал 24 мазурки.

Шопен впервые начал сочинять мазурки в 1824 году, но его сочинение не стало серьезным до 1830 года, года Ноябрьского восстания , польского восстания против русского царя. Шопен продолжал их сочинять до 1849 года, года своей смерти. Стилистические и музыкальные характеристики мазурок Шопена отличаются от традиционного разнообразия, потому что Шопен, по сути, создал совершенно отдельный и новый жанр мазурок. Например, он использовал классические техники в своих мазурках, в том числе контрапункт и фугу . Включив в мазурки больше цветности и гармонии, он сделал их технически более интересными, чем традиционные танцы. Шопен также пытался составить свои мазурки таким образом, чтобы их нельзя было использовать для танцев, чтобы отделить их от первоначальной формы.

Однако, хотя Шопен изменил некоторые аспекты первоначальной мазурки, он сохранил другие. Его мазурки, как и традиционные танцы, содержат много повторений: повторение определенных мер или групп мер; целых разделов; и исходной темы. Ритм его мазурок также очень похож на ритм предыдущих мазурок. Однако Шопен также включил ритмические элементы двух других польских форм, упомянутых выше, куявяка и оберека ; его мазурки обычно содержат ритмы более чем одной из этих трех форм ( мазурек , куявяк и оберек ). Такое использование ритма предполагает, что Шопен пытался создать жанр, который был связан с первоначальной формой, но все же был чем-то новым и другим.

Мазурка начиналась как танец для четырех или восьми пар. В конце концов, Мишель Фокин создал женский сольный танец мазурка, в котором преобладали летающие grandes jetés , чередование второй и третьей позиций арабески и кульминационные позы с разделенными ногами.

Магия сплетенных в вихре пар

Прыгучий, стихийный, быстрый, плавный. Мазурка — танец контрастов, он считается одним из самых сложных среди польских национальных танцев. Свое название он получил по названию местности — Мазовия. Поэтому выдающийся этнограф Оскар Кольберг о мазурках, бытующих главным образом по левой стороне Вислы, писал, что это танец, «выделяющийся мазовецким ритмом». Танцем шляхты, которому быстро начали приписывать патриотическо-рыцарские черты, он стал в конце XVI века.

Расцвет мазурка переживала во времена разделов Польши, когда, наряду с полонезом, стала напоминанием о блеске и величии Речи Посполитой, символом польскости

Важности и особого очарования танцу добавлял популярный кунтуш (национальная одежда), в котором его чаще всего исполняли. Мужчины имели при этом возможность продемонстрировать свою ловкость и темперамент, а женщины — грацию, изящество и элегантность

Этнохореологи (специалисты, изучающие народные танцы) часто сравнивают польскую мазурку с французской кадрилью, вместе с тем указывая на определенные небольшие различия в темпераменте двух народов: «Француженка танцует, чтобы нравиться. Полька же отдается в танце девичьему веселью», — отмечает Казимеж Бродзинский в интервью «О польских танцах».

Однако постепенно мода на мазурку начала угасать, живых скрипачей, аккомпанировавших танцу, заменили шарманки, игравшие популярные варшавские шлягеры и известные опереточные мелодии.

Оживлением и введением прежних ритмов и фраз в современное музыкальное пространство занимаются в том числе создатели вышеупомянутого фестиваля «Все мазурки мира», который проходит весной и осенью каждый год.

Описание мазурки

Польский бал являлся сказочным, изумительным зрелищем, особенно когда на заключительном этапе общего круга внимание наблюдателей (без помехи, создаваемой другими танцующими, которые в некоторых европейских странах сталкиваются, тем самым портят все впечатление) привлекала одна великолепная пара, выбегающая в центр. Как прекрасны разнообразные движения мазурки! Выходя вперед с некоторой робостью, девушка покачивается, словно птица, готовящаяся взлететь; долго скользя ногой, она, будто на коньках, разрезает поверхность зеркального пола; потом с шустростью ребенка неожиданно выбегает вперед

Танец мазурка преображает ее, всем она кажется сказочной принцессой. Ее движения изящны и элегантны, создается впечатление, что у нее за спиной крылья. Зрачки ее становятся широкими, и, словно богиня охоты, она с гордо поднятой головой и колышущейся грудью плавно рассекает воздух будто ладья, подчиняя себе пространство. Через некоторое время девушка снова начинает игриво скользить, обращает внимание на наблюдателей, улыбается знакомым, протягивает точеные руки партнеру. И вновь пара несется с невероятной скоростью из одного угла комнаты в другой. Девушка устремляется вперед, летит, скользит; усталость румянит ее лицо, зажигает взгляд, заставляет двигаться медленнее; вскоре, утомленная и запыхавшаяся, она опускается на руки своего партнера, который подхватывает ее и на несколько секунд поднимает вверх, прежде чем завершить пламенную мазурку. Наблюдатели, разумеется, в восторге, их лица сияют радостью. Сегодня подобные балы проводятся крайне редко, но мазурка все еще имеет множество почитателей, которые очень любят танцевать и заряжать окружающих энергией и весельем.