Итак, что же я искала?
Я искала ксилофон или металлофон (теперь уже даже склонялась больше к металлофону) с 12-15 пластинами, 2 палочками, разноцветный (так ребенку проще запоминать, где какой звук), желательно не дороже 1000 рублей.
Моим критериям соответствовало только 2 инструмента, оба китайского производителя Brahner:
Ксилофон Brahner DP-2012 за 1200 рублейМеталлофон Brahner TL-12A за 950 рублей
Эти две модели я и поехала смотреть и слушать в музыкальный магазин, заранее удостоверившись, что они есть в наличии.
На ксилофоне пару звуков слегка фальшивило, мои шансы стремительно уменьшались. Осталась последняя надежда – металлофон. Представляете мое разочарование, когда я, играя на нем, поняла, что у него одна пластинка тоже фальшивит! Другой надежды купить хороший инструмент у меня не было.
И тут продавец предложил другой инструмент той же модели (у них оказалось два экземпляра). Достаем, распаковываем и, не верю своему везению, идеальный звук! Вот оно счастье! Мои долгие поиски наконец-то увенчались успехом!
Я даже не предполагала, что одна и та же модель инструмента может звучать по-разному. Это очень усложняет покупку, если Вы не обладаете хорошим музыкальным слухом. Имейте это ввиду при выборе.
Вот такой инструмент я купила — металлофон Brahner TL-12A за 950 рублей
На следующий же день я протестировала металлофон на своем сыне и племяннице – девочке чуть старше двух лет. Дети оказались в полном восторге и с удовольствием на нем играли!
Разновидности ксилофона
Этнических разновидностей ксилофона очень много. Почти у каждого народа – свой ксилофон.
Балафон популярен в Анголе, Гвинее, Мали, Мадагаскаре, Камеруне, Конго, Сенегале, Гамбии, Кот-д’Ивуаре.
Тимбила – национальный инструмент Мозамбика.
Моккин – ксилофон из Японии.
Вибрафон и колокольчики (металлофоны) – разновидности ксилофона, звуковые пластины которых сделаны не из дерева, а из металла, все эти инструменты объединяет одинаковое строение.
Маримба – ксилофон с металлическими резонаторными трубками, подвешенными под брусочками. Маримба отличается от ксилофона диапазоном и тембром, соответственно, и размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква.
Возникла маримба в Южной Мексике, затем стала распространённым инструментом в Африке, Центральной и Северной Америке. Используется в основном в академической музыке, чаще всего как сольный инструмент либо для игры в ансамбле.
Наконечники палочек для игры на маримбе обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров.
Тубафон – это ксилофон, в котором брусочки заменены трубками.
Описание конструкции современного инструмента
Инструмент должен быть изготовлен только из качественной древесины. Именно поэтому стоимость инструмента, как правило, достаточно велика. Ксилофон имеет довольно простую конструкцию. Состоит из рамы-подставки и закрепленных на ней двух рядов пластин (брусков), которые уложены на специальные мягкие поролоновые подкладки подобно клавишам фортепиано.
Они настроены на определенную высоту звука, который зависит от длины пластины. Чем длиннее, тем ниже, чем короче, тем выше звучание. Диапазон ксилофона — от 1-ой до 4-ой октавы. Современный инструмент для профессионального исполнения располагается на специальной подвижной подставке и выглядит как передвижной столик. Музыканты играют, как правило, сидя или стоя, поэтому подставка регулируется по высоте.
Клавиши ксилофона изготавливают из следующих видов древесины:
- ольха;
- палисандр;
- клен;
- орех;
- розовое дерево.
Древесину выдерживают не менее двух лет и затем подвергают обработке. Клавиши вырезают стандартного размера:
- ширина — 3,8 см;
- толщина — 2,5 см;
- длина подбирается от необходимой высоты звука.
Затем их выкладывают в определенном порядке на расстоянии друг от друга, скрепляют шнуром между собой, устанавливают на раму. Снизу под клавишами размещают специальные резонаторы — металлические трубки для увеличения громкости, придания объема, красочности, насыщенности звучанию. Резонаторы обрабатывают, настраивают в тон деревянной пластины.
Ксилофонт требует периодической подстройки, так как древесина склонна к старению и реагирует на влажность воздуха.
Для игры исполнитель использует две тонкие палочки из дерева, похожие на небольшие молоточки или ложки с резиновыми, деревянными или пластиковыми наконечниками. В зависимости от профессионализма ксилофониста палочек может быть 3, 4. Палочки и наконечники подбирают в соответствии с характером музыки для задуманного звукового настроения.
Звучание
Число клавиш влияет на объем звука инструмента. Стандартный диапазон — от малой октавы с ноты «фа» до 4-ой октавы ноты «до». Главный принцип — игра обеими руками и точное чередование ударов.
Ноты для ксилофонной партии пишутся в скрипичном ключе ниже от реального звучания на октаву. Расположение в партитуре обычно под партией музыкальных колокольчиков. На нем отлично воспроизводятся двойные ноты, арпеджио, широкие скачки в интервалах, гаммообразные пассажи.
Незамысловатый инструмент имеет характерное звучание. Тембр может быть скачкообразным или мягким. Отрывистые, быстро затихающие звуки продляют с помощью специальных музыкальных приемов.
Многие музыканты образуют ансамбли, которые состоят только из группы ударных, в этом числе и ксилофона. Интересные факты и различные истории повествуют об уникальности и своеобразии инструмента, который присутствует как в классической музыке, так и в латиноамериканской, регтайме, джазе, мюзикле, даже роке. Инструмент, сходный по типу и конструкции с металлофоном, издавна используют для творческого развития. Детей обучают основам музыкальной грамоты, объясняют, что такое ксилофон, обучают особенностям игры.
Описание
современного западного ксилофона есть бары палисандра, padauk, или различные синтетические материалы, такие как стекловолокно или укрепленная стекловолокном пластмасса, которая позволяет более громкий звук. Некоторые могут быть столь же маленьким диапазоном как 2½ октав, но ксилофоны концерта, как правило — 3½ или 4 октавы. Ксилофон — инструмент перемещения: его части написаны одна октава ниже звучащих примечаний. Ксилофоны должны играться с очень твердым каучуком, полишаром или акриловыми молотками. Иногда среда к молоткам твердого каучука, очень ядру или молоткам пряжи используется для более мягких эффектов. Более легкие тоны могут быть созданы на ксилофонах при помощи молотков с деревянной головой, сделанных из палисандра, черного дерева, березы или других твердых лесов.
ксилофонов концерта есть ламповые резонаторы ниже баров, чтобы увеличить тон и выдержать. Структуры сделаны из древесины или дешевого стального шланга трубки: более дорогие ксилофоны показывают регулирование высоты и больше стабильности в стенде. В других музыкальных культурах у некоторых версий есть тыквы, которые действуют как резонаторы Гельмгольца. Другие — ксилофоны «корыта» с единственным полым телом, которое действует как резонатор для всех баров. Старые методы состояли из подготовки баров на связанных связках соломы, и, как все еще осуществлено сегодня, размещая бары, смежные друг с другом в подобном лестнице расположении. Древние молотки были сделаны из леса ивы с подобными ложке мисками на избитых концах.
Сравнение
Как видно из приведенных определений, главное отличие музыкальных инструментов заключено в материале изготовления пластин. Ксилофон состоит из расположенных в ряд деревянных брусочков. Пластины же второго инструмента выполняются исключительно из металла. Этим и объясняется их более громкое и звонкое звучание. Ксилофон играет намного тише и интересней. В результате удара по пластинам деревянным молоточком можно услышать глухие, но при этом достаточно приятные звуки, не режущие слух. Если говорить о профессиональном инструменте, то в форте его тембр резкий и щелкающий, а в пиано – мягкий и булькающий. Подобное звучание придает ксилофону особый шарм.
Оба рассматриваемых инструмента разделяются на два основных вида. Диатонические ксилофоны и металлофоны состоят из одного ряда пластин, повторяющих расположение белых клавиш на фортепиано. Подобные простейшие инструменты зачастую используются в качестве игрушек для детей и выполняются в соответствующем дизайне. Музыкальные атрибуты хроматического типа имеют более сложное устройство и глубокое звучание. Пластины в них располагаются в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Возможности таких инструментов намного шире, однако и освоить их будет куда сложнее. Еще одно отличие ксилофона от металлофона заключается в том, что первый нередко задействуется в симфоническом оркестре. Его партии включаются в произведения известных композиторов. Металлофон же считается преимущественно любительским и даже детским инструментом. Тогда как родственные ему колокольчики зачастую присутствуют в оркестре.
Подведем итог, в чем разница между ксилофоном и металлофоном.
Ксилофон | Металлофон |
Состоит из деревянных брусочков | Главную роль играют металлические пластины |
Глухое, не режущее слух звучание, оригинальный тембр | Издает громкие и звонкие звуки |
Нередко задействуется в симфоническом оркестре | Считается любительским и даже детским инструментом |
Известные оркестровые отрывки
- Цирюльник, Самуил — Медитация Медеи и танец возмездия
- Барток, Бела — Деревянный принц
- Барток, Бела — Музыка для струнных, ударных и Селесты
- Бриттен, Бенджамин — Путеводитель по оркестру для молодых людей
- Копленд, Аарон — Мотыга из «Родео»
- Гершвин, Джордж — Введение Порги и Бесс
- Хиндемит, Пауль — Kammermusik No. 1
- Холст, Густав — Планеты
- Яначек, Леош — Енуфа
- Кабалевский, Дмитрий — Комедианты, Сюита
- Хачатурян, Арам — « Танец с саблями » из балета Гаянэ.
- Мессиан, Оливье — Oiseaux exotiques
- Прокофьев, Сергей — Скифская сюита
- Сен-Санс, Камилла — Смертельный танец
- Сен-Санс, Камилла — Окаменелости с карнавала животных
- Стравинский, Игорь — Жар-птица , Балет (1910)
- Стравинский, Игорь — Петрушка (1911)
- Стравинский, Игорь — Петрушка (1947)
- Уолтон, Уильям — Пир Валтасара
Использование в начальном образовании
Три ксилофона Орфа-Шульверка разного диапазона.
Многие музыкальные педагоги используют ксилофоны в качестве учебного пособия для помощи в музыкальном развитии детей. Одним из методов, известных своим использованием ксилофонов, является метод Орфа-Шульверка , который сочетает в себе использование инструментов, движения, пения и речи для развития музыкальных способностей детей. Ксилофоны , используемые в американских музыкальных классах вообще меньше, около 1 12 октавы, чем 2 12 диапазона или более октавы ксилофонов производительности. Диапазоны басового ксилофона записываются от среднего до до ля на октаву выше, но звучат на октаву ниже написанного. Диапазоны альта записываются от среднего до до ля на октаву выше и звучат так, как написано. Диапазоны сопрано записываются от среднего до до ля на октаву выше, но звучат на октаву выше написанного.
По словам Эндрю Трейси, маримбы были завезены в Зимбабве в 1960 году. Зимбабвийская маримба, основанная на музыке шона , также стала популярной на Западе, который перенял первоначальное использование этих инструментов для воспроизведения транскрипций мбира дзавадзиму (а также ньюнга ньюнга и матепе ) Музыка. Первая из этих транскрипций изначально использовалась для музыкального образования в Зимбабве. Зимбабвийские инструменты часто имеют диатоническую до-мажорную гамму, что позволяет играть на них с мбирой с «западной настройкой» (Gnyamaropa), иногда с добавленной клавишей F ♯, помещенной в линию.
Использование ксилофона
Ксилофон используется как оркестровый и сольный инструмент. Нотируется в скрипичном ключе, в партитуре его партия располагается под партией колоколов и над партией челесты.
В настоящее время симфонический, эстрадный, народный, духовой, биг-бэнд и другие оркестры включают ксилофон в свой состав. Существуют даже оркестры, состоящие только из ударных инструментов, в том числе и ксилофонов. Например, ансамбль Marimba Mix из Санкт-Петербурга.
Различные музыкальные жанры также не обходятся без этого инструмента – народная, латиноамериканская, классическая музыка, регтайм, мюзикл, джаз, даже рок и др.
Многие композиторы использовали ксилофон в своих сочинениях: Д. Шостакович в балетной сюите «Золотой век», А. Хачатурян в балете «Гаяне» (знаменитый танец с саблями), И. Стравинский в балете «Петрушка», В. Оранский в балете «Три толстяка», Д. Клебанов в балете «Аистенок» и др.
Ксилофон хоть и довольно простой инструмент, но смело заявляет о себе и как солирующий, в его исполнении прекрасно звучат произведения великих композиторов, написанные для других инструментов. А специально для ксилофона писали П. Крестон, М. де Фалья, А. Хованесс, Д. Корильяно, С. Слонимский, А. Асламас, В. Блок, Ж. Делеклюз, А. Жак, Б. Мошков, Д. Палиев, О. Чишко, Э. Ханджиев и многие др.
Определения
Ксилофон
Ксилофон – самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Состоит из расположенных в ряд хроматически настроенных деревянных брусочков, имеющих различную длину. Пластины закреплены на подставке и настроены на определенные ноты. Ксилофон распространен по всему миру, но наибольшую популярность приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке. Для извлечения звука из брусочков необходимо ударять по ним специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками, которые прилагаются к инструменту. Первые упоминания о ксилофоне датируются XVI веком. На тот момент инструмент представлял собой довольно примитивное приспособление, состоящее из связанных друг с другом двух десятков деревянных пластин. Для извлечения звука их приходилось раскладывать на ровной поверхности. Благодаря удобству транспортировки инструмент активно использовался бродячими музыкантами. Усовершенствование ксилофона пришлось на 1830-е годы.
Металлофон
Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Состоит из ряда пластин, закрепленных в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Для извлечения звука необходимо ударять по ним специальными палочками или молоточками. Инструмент получил свое название благодаря материалу, из которого выполнены пластины. Очевидно, что речь идет о металле, в большинстве случаев – латуни или бронзе. Прародителем современного музыкального атрибута стал пришедший из Азии глокеншпиль, в основе которого лежали колокольчики. В XIX веке они были заменены на металлические пластины.
История и происхождение инструмента
Инструменты простейшего вида, подобные ксилофону, имеют древнейшие корни. Точное происхождение неизвестно, но они встречались у африканских, латиноамериканских народов, жителей Азии. Первые упоминания о ксилофоне в европейских странах относятся к XVI веку. Арнольт Шлик говорит о том, что такое ксилофон, описывая подобный музыкальный инструмент hueltze glechter. Сам инструмент оставался примитивным вплоть до XIX века и был популярен в среде бродячих европейских артистов.
Свои первые изменения инструмент претерпел только в 1830 г., когда музыкант белорусского происхождения М. Гузиков внес поправки в его внешний вид и конструкцию. Он расположил деревянные пластины в 4 ряда. Такая модель будет существовать ближайшее столетие. Раньше для музыкального развития детей применялся ксилофон. История и описание игрушки такого вида встречается в литературных источниках.
Источники
- Nettl, Бруно (1956). Музыка в примитивной культуре. Издательство Гарвардского университета.
- Альпака, Сельсо. «Континуумы Luta». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с Макконнэчи, Джеймсом и Дуэном, Orla (Эд)., этническая музыка, Издание 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр 579–584. Rough Guides Ltd, Книги Пингвина. ISBN 1-85828-636-0
- Трейси, Хью. (1948, переизданный 1970). Музыканты Chopi: их Музыка, Поэзия и Инструменты. Лондон: Международный африканский Институт и издательство Оксфордского университета. SBN 19 724182 4.
- Халлис, Рон и Халлис, Ophera. (1987). Музыка Chopi Мозамбика. 28 минут. 16-миллиметровое Видео.
История инструмента
Как мы уже говорили, ксилофон – простейший древний музыкальный инструмент
Но если говорить о его современном варианте, то примерно в таком виде он стал известен в Европе с XV-XVI вв., хотя оставался незамысловатым инструментом, пока на него не обратил внимание музыкант М. Гузиков
Вот о нём следует рассказать подробнее.
Михоэл Иосеф Гузиков (1806-1837)
Михо́эл Ио́сеф Гу́зиков – белорусский и еврейский ксилофонист-виртуоз. Он создал классическую модель этого инструмента и один из первых стал сольным исполнителем на нём.
Родился будущий музыкант в семье небогатых музыкантов. В детстве его обучали игре на флейте и дульцимере (инструменте рода цимбал). Он часто выступал в качестве уличного музыканта, но перенёс тяжёлую болезнь, которая дала осложнение на лёгкие – духовые инструменты стали ему недоступны. Молодой музыкант играл сначала на белорусском народном инструменте, который был подобием ксилофона, а потом начал этот инструмент совершенствовать. По существу, он создал современную модель четырёхрядного ксилофона с объёмом в две с половиной октавы хроматического диапазона.
Ксилофон, усовершенствованный М. Гузиковым
Он достиг такого мастерства исполнения на этом инструменте, что начал давать сольные концерты. Выступления Гузикова в 1834 г. в Киеве, Москве, Одессе пользовались настолько большой популярностью, что на следующий год польский скрипач Кароль Липинский и поэт Альфонс Ламартин помогли ему организовать гастроли в Париже, Праге, Франкфурте, Вене и других европейских городах.
Обычно М. Гузиков выступал в традиционном еврейском костюме, игру сопровождал ансамбль его родственников, и эти концерты имели огромный успех. Они исполняли народные еврейские мелодии, собственные переложения сочинений Вебера, Паганини и других известных композиторов.
Но, к сожалению, слабое здоровье не позволило талантливому музыканту продолжать выступления – он умер от туберкулёза в возрасте 31 года.
Созданная Гузиковым модель ксилофона использовалась в течение нескольких десятилетий практически без изменений. Благодаря ему ксилофон смог стать полноценным инструментом классической музыки.