Челеста

Литература

  • Дмитриев Г. П. Челеста // Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 66—67. — 145 с.
  • Модр, Антонин. Музыкальные инструменты // Пер. с чеш. Л. А. Александровой. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. — 266 с.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М.: Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 428. — 799 с. — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Челеста // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 676. — 786 с.
  • Челеста / Мирек, А. М. // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. — Стб. 201—202. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  • Челеста // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 509—512.

Описание и устройство

Схема механики челесты системы Мюстеля

По своему внешнему виду, размеру и отделке челеста похожа на небольшую фисгармонию или маленькое пианино. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами клавиатуры фортепианного типа. Механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой конструкции. Молоточки ударяют по стальным пластинкам (иногда стеклянным, обтянутых замшей, войлоком), укреплённым на упругих деревянных коробчатых резонаторах. Такая конструкция усиливает основные тоны и делает звук очень мягким, глубоким и отдалённо напоминающим «небесный» перезвон колокольчиков, с чем и связано название инструмента. Чешский музыковед Антонин Модр отмечал, что по своему звучанию инструмент находится посредине между звуками рояля и колокольчика или же стеклянной гармоники. По его мнению звук челесты «нежный, почти эфирный и напоминает тембр арфы».

Единственная педаль челесты выполняет ту же функцию, что и у пианино (педаль форте) и расположена в современных моделях справа от середины по корпусу инструмента. Несмотря на внешнее сходство, способ звукоизвлечения челесты отличается от других клавишно-молоточковых инструментов, как механики фортепиано (молоточки ударяют по струнам вертикально), так и рояля (молоточки ударяют по струнам снизу). Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы). В настоящее время изготавливается немецкой компанией Schiedmayer и японским производителем музыкальных инструментов Yamaha. Schiedmayer, являющийся продолжателем традиций мастера Мюстеля, изготавливает модели различного размера в следующих диапазонах: 4 октавы (с1—с5); 5 октав (c—с5); 5 ½ октав (c—f5) октав и 5 ½ октав (c—f5).

Звукоряд хроматический. Ноты для челесты пишутся в скрипичном ключе (реже в басовом) на двух нотоносцах (как в фортепиано) на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы и над партиями струнных инструментов.

Вопрос к какой группе инструментов следует отнести челесту является довольно дискуссионным. Антонин Модр включил её в группу самозвучных (идиофонических) ударных музыкальных инструментов, у которых звук образуется путём колебания упруго материала из которого они изготовлены (колокола, тарелки, там-там, гонг, ксилофон, тубафон, треугольник, кастаньеты). В музыкознании её относили также к ударно-клавишным, ударным или клавишным инструментам. По мнению композитора и музыковеда Георгия Дмитриева несмотря на то, что по способу звукоизвлечения челеста, в строгом понимании, не совсем классифицируется как ударный инструмент, но по характеру звучания, напоминающего колокольчики, её всё же принято относить к этой группе музыкальных инструментов.

Челеста в академической музыке

Впервые челеста стала элементом симфонического оркестра в 1888 году. Использовал ее Э. Шоссон для исполнения композиции У. Шекспира «Буря». А во время своего парижского путешествия этот музыкальный инструмент услышал П. И. Чайковский. Композитор был так восхищен и поражен челестой, что ввел партии с ней в балет «Щелкунчик» и балладу «Воевода». В сцене балета «Вариация феи Драже» она изображала звуки слетающих с фонтана капель.

Музыкальный инструмент челеста задействован и в исполнении следующих известных композиций:

  • Симфония №6 и №8, баллада под названием «Песня о земле» Г. Малера.
  • Создание особого колорита сюиты «Планеты» Г. Холста.
  • Четвертая, шестая и тринадцатая симфонии Д. Шостаковича.
  • Опера «Дальний звон» Шрекера.
  • Опера «Эхнатон» Гласса.
  • Музыка для ударных, челесты и струнных Бартока.
  • «Сон в летнюю ночь» Бриттена.
  • «Филиппу Густану» Фельдмана.

Челеста

Отметим, что в сочинениях некоторых композиторов «золотого века» предписана партия стеклянной гармоники — инструмента, в котором на вращающийся горизонтальный вектор нанизаны стеклянные полусферы разных диаметров. Сегодня он вышел из употребления, а его роль с успехом исполняет челеста.

Ноты для героини нашего повествования пишутся на октаву ниже настоящего звучания на двух нотоносцах. В партитуре (нотной записи многоголосого звучания), написанной для симфонического оркестра, партия челесты расположена выше, чем арфы, а также струнного инструмента.

В академической музыке

Модель челесты «Студио» (c—f5) фирмы Schiedmayer

Введена в симфонический и камерный оркестры французскими и русскими композиторами. Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (). Во время своего визита в Париж «челесту Мюстель» услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: симфоническую балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892). Балетмейстер Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане. О приобретении этого инструмента композитор просил своего издателя Петра Юргенсона, но с условием, чтобы он эту покупку осуществил скрытно и о ней не стало бы известно другим российским композиторам раньше времени. В письме от третьего июня 1891 года Чайковский писал Юргенсону:

Узнав о приобретении этого «чудного инструмента», композитор в письме от 22 августа благодарил издателя и повторил просьбу о том, чтобы никто из посторонних его не услышал до премьеры «Воеводы». Также он писал, что челеста будет иметь «большую роль в моём новом балете».

Инструмент нашёл применение в симфоническом и камерном оркестрах. Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и №  (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой, тринадцатой, пятнадцатой симфонии, другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано). В области инструментовки нашла применение для передачи различных колористических эффектов и наиболее часто используется в соединении с различными деревянными духовыми инструментами оркестра, арфой, колокольчиками, а также при таком приёме игры на струнных смычковых инструментах как пиццикато.

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Клод Дебюсси («Море» 1903—1905; «Образы» 1905), Франц Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), 1915), Джордж Гершвин («Американец в Париже», 1928), Карл Орф («Кармина Бурана», 1935—1936), Бела Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936), Бенджамин Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Филип Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Мортон Фельдман («Филиппу Густону», 1984) и другие.

Инструмент используется и в музыке для спектаклей и кинофильмов, например: Чарли Чаплин («Огни большого города»), Бернард Херрманн («Гражданин Кейн»), Ли Харлин и Пол Смит («Пиноккио»), Шостакович («Гамлет»). Особенно часто использовал челесту при создании музыки, в том числе и для фильмов американский композитор Джон Уильямс.

В академической музыке

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ().

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» () и балет «Щелкунчик» (, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).

Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой и тринадцатой симфонии и другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), ), Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, ), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», ), Гласс (опера «Эхнатон», ), Фельдман («Филиппу Густону», ).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

История

Механизм Mustel celesta

Челеста была изобретена в 1886 годом парижской фисгармонии строителя Огюста Мустеля   . Его отец, Чарльз Виктор Мустел, в 1860 году разработал предшественника челесты, типофона. Этот инструмент воспроизводил звук за счет ударов камертона вместо металлических пластин, которые будут использоваться в челесте. Dulcitone функционировало идентично typophone и была разработана одновременно в Шотландии; неясно, знали ли их создатели об инструментах друг друга. Использование типофона / дульцитона было ограничено его низкой громкостью, слишком тихой, чтобы ее можно было услышать в полном оркестре.

Петра Ильича Чайковского обычно называют первым крупным композитором, который использовал этот инструмент в сочинении для полного симфонического оркестра . Впервые он использовал его в своей симфонической поэме «Воевода» , соч. posth. 78, премьера которой состоялась в ноябре 1891 г. В следующем году он использовал Селесту в проходах в его балете Щелкунчик (Op. 71, 1892 г.), в первую очередь в Танце Феи Драже , которая также появляется в производном Щелкунчик , Соч. 71а. Тем не менее, Эрнест Шоссон предшествует Чайковский, используя челесты в декабре 1888 года в его непредвиденной музыке , написанные для небольшого оркестра, для La Tempete (французский перевод по Бушору из Уильяма Шекспир «s The Tempest ).

Челеста также особенно используется в Gustav Mahler «s Симфония № 6 , в частности , в 1 — й, 2 — й и 4 — й движения, в его Симфонии № 8 и Песнь о земле . Кароль Шимановский представил его в своей Симфонии № 3 . Густав Холст использовал этот инструмент в своей оркестровой работе 1918 года «Планеты» , в частности, в последней части « Нептун , мистик» . Он также занимает видное место в « Музыке для струнных, ударных и челесты» Белы Бартока 1936 года . Джордж Гершвин включил соло челесты в музыку к балету «Американец в Париже» . Ферде Грофе также написал расширенную каденцию для инструмента в третьей части своей сюиты «Гранд-Каньон» . Шостакович включены детали для челеста в семи из его пятнадцати симфоний, с заметным использованием в четвертой симфонии «ы Coda .

Американский композитор двадцатого века Мортон Фельдман использовал челесту во многих своих крупномасштабных камерных произведениях, таких как « Искалеченная симметрия» и « Для Филиппа Гастона» , и она фигурировала во многих его оркестровых и других произведениях. В некоторых произведениях, например в «Five Pianos», один из исполнителей дублирует на челесте.

Челеста используются в некоторых двадцатом веке оперных оценок , включая сцену Silver Rose в Der Rosenkavalier (1911) и Карл Орф «s Carmina Burana (1936).

Клавиатура металлофон часть Моцарта Волшебная флейта ныне часто играет челеста.

Карьерные советы

Как максимально эффективно использовать свои молодые годы, или выводы СЕО, которые помогут улучшить вашу карьеру

Рич Лессер — президент и исполнительный директор The Boston Consulting Group. У него есть чему поучиться: правильно расставленные приоритеты и тщательное взвешивание каждого решения позволило ему достичь карьерных высот.

Строим карьеру

Слайды, драконы и тайм-менеджмент: CFA Level I за 60 часов

Сертификат Chartered Financial Analyst (CFA) — главный маркер, по которому можно отличить эксперта в мире финансов от средненького специалиста. Рассказываем, как готовиться, чтобы получить этот диплом.

Строим карьеру

История успеха: от стажера до менеджера за один год

Победа в кейс-чемпионате, стажировка, переход на постоянную позицию менеджера — читайте, как этого добиться, а за одно определиться с будущей карьерой.

Строим карьеру

Если вас не повышают, то вы уходите

Без каких навыков не построить карьеру в консалтинге и каков типичный карьерный путь в этой сфере? Отвечает Григорий Выгон, основатель и руководитель VYGON Consulting.

Строим карьеру

Путь в digital: как построить IT-карьеру в банке

Сфера IT в первую очередь ассоциируется со стартапами и технологическими гигантами. Но наравне с ними за лучших digital-специалистов сегодня борются и банки. В нашем материале мы расскажем, почему банк — это лучшее место для старта IT-карьеры.

Строим карьеру

Советы: как стать лидером в фарминдустрии

Советы: как стать лидером в фарминдустрии

Строим карьеру

В академической музыке

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ().

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» () и балет «Щелкунчик» (, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).

Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой и тринадцатой симфонии и другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), ), Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, ), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», ), Гласс (опера «Эхнатон», ), Фельдман («Филиппу Густону», ).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

Челеста в джазе

Продолжаем рассказ о музыкальном инструменте челеста. Доклад о нем будет включать и историю его популяризации в джазе. Впервые в этом жанре он был применен в 1920-х годах музыкантами Э. Хайнсом и Х. Кармайклом. Отметим и известного Ф. Уоллера, который мог играть правом рукой на челесте и одновременно с этим левой рукой на фортепиано. Звучание мелодичных колокольчиков можно услышать также в произведениях следующих джазовых исполнителей:

  • Т. Монк.
  • М. Л. Льюис.
  • М. Тайнер.
  • Х. Хэнкок.
  • У. Л. Смит.
  • Д. Эллингтон.
  • С. Ра.
  • А. Тэйтум.
  • О. Питерсон.

Челеста

Челеста, с которой мы сейчас познакомились, — удивительный по звучанию инструмент, который стоит услышать хоть раз в жизни и в сольном, и в оркестровом исполнении. Она может украшать нежным колокольчиковым перезвоном и классическую симфонию, и разного характера сюиты, и фольклорные произведения, и джазовые композиции. При этом устройство инструмента, напоминающее фортепианное, вполне несложное — клавиши, молоточки, металлические пластинки, резонаторы.

В академической музыке

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ().

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» () и балет «Щелкунчик» (, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).

Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой и тринадцатой симфонии и другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), ), Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, ), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», ), Гласс (опера «Эхнатон», ), Фельдман («Филиппу Густону», ).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

Челеста: история возникновения

ЧелестаКамертоны были разных размеров, что позволяло извлекать звук нужной высоты. Затем в 60-х годах 19 века Виктор Мюстель изобрел похожий инструмент, который назвали «дульситон».

Сын французского мастера Виктора — Огюст — решил заменить камертоны металлическими пластинами с резонаторами.

Таким образом, в 1886 году появился новый инструмент под названием «челеста».

Применение челесты в оркестровых партитурах и в составе ансамблей

Челеста — музыкальный инструмент с очень своеобразным звучанием. Впервые ее использовал Эрнест Шоссон. В среди партий оркестра музыки к пьесе Шескпира «Буря» была и челеста. Это было в 1888 году. Посетив Париж, Петр Ильич Чайковский заинтересовался звучанием этого Челестаинструмента.

В сочинениях композитора появляется партия услышанного инструмента. Наиболее известные произведения этого композитора с использованием челесты — баллада «Воевода» и балет «Щелкунчик».

Композиторы 20 века также интересовались этим необыкновенным инструментом.

Этот инструмент широко используется как оркестровый инструмент для придания музыке особого колорита и настроения. В оркестре партию челесты обычно исполняет пианист.

Если инструмент отсутствует, партию челесты можно исполнить на рояле. Партии челесты записываются, как и партии других клавишных инструментов, на двух станах, на октаву ниже от желаемого звучания.

Рост популярности

Мелодичный перезвон колокольчиков слышен в произведениях Монка, Тайнера, Хэнкока, Эллингтона, Тэйтума, Питерсона и Льюиса. В настоящее время обычно ее задействуют в ансамблях камерной музыки, включают в свои произведения партии для нее поп- и рок-группы. Все больше композиторов сочиняют для удивительного инструмента сольные партии.

Достоинством замечательного изобретения является и то, что ему требуется всего одна настройка по желанию музыканта. Дополнительные, как роялям либо фортепиано, не нужны.

Ранние челесты были оснащены педалью в середине корпуса для улучшения громкости звучания. Производство вели фирма изобретателя во Франции, а также компании Морлая в Англии и Броза в США. Производство прекращено несколько десятилетий назад.

Признание

Оно настолько впечатлило композитора, что он решил использовать способности французского изобретения в своей балладе «Воевода» и новогоднем балете «Щелкунчик» для имитации звона слетающих с фонтана водяных капель в соло феи Драже.

Густав Малер задействовал челесту в исполнении «Песни о земле», нескольких симфоний. Особый колорит создает инструмент в сюите Холста «Планеты». Небесные колокольчики звучат и в операх Шрекера, Гласса, Бриттена, симфониях Шостаковича.

Не смог обойти вниманием перспективную новинки и Барток. Успешно «небесная» музыка заменила стеклянную гармонику, для которой создавались партии композиторами «золотого века»

Ноты для нее пишут на октаву ниже реального звучания.

В двадцатых годах прошлого столетия челеста пришла в джазовую музыку. Впервые ее использовали Кармайкл и Хайнс. Уоллер играл на инструменте одной рукой, а другой в то же время исполнял фортепианную партию.

Челеста

В академической музыке

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ().

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» () и балет «Щелкунчик» (, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).

Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой и тринадцатой симфонии и другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), ), Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, ), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», ), Гласс (опера «Эхнатон», ), Фельдман («Филиппу Густону», ).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

История появления инструмента

Известно, что «прародителем» челесты был камертонный клавир, который был изобретен лондонцем Ч. Клаггетом в 1788 году. Устройство инструмента было примерно таким же, только молоточки ударяли по разноразмерным камертонам.

Челеста

В 1860-х годах французским мастером В. Мюстелем было создано подобное изобретение, которое творец назвал дульситоном. Сын В. Мюстеля Огюст в инструменте отца решил заменить камертоны на металлические пластинки, расположенные на резонаторах. В 1886 году им был получен патент на устройство, названное О. Мюстелем челестой.

Информацию о музыкальном инструменте продолжим историей его популяризации в музыке.

Примечания

  1. ↑ .
  2. .
  3. ↑ , с. 201—202.
  4. ↑  (англ.) (7 May 2016). Дата обращения 21 мая 2020.
  5. Челеста // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 509—512
  6. Дмитриев Г. П. Челеста // Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 66—67. — 145 с.
  7. В настоящее время размер клавиш совпадает со стандартными фортепианными.
  8. Хащеватська С. С. Челеста // Інструментознавство. Підручник для вищих навчальних закладів культури і мистецтв ІІІ–ІV рівнів акредитації (укр.). — Вінниця: НОВА КНИГА, 2008. — С. 224. — 256 с.
  9. ↑ Челеста // Энциклопедический музыкальный словарь / Г. В. Келдыш. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — С. 302. — 328 с.
  10. В ранних моделях инструментов несколько звуковых пластин были прикреплены к резонатору.
  11. Модр, Антонин. Музыкальные инструменты // Пер. с чеш. Л. А. Александровой. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. — С. 12, 186—187. — 266 с.
  12. У первых модификаций челест педаль располагалась по середине.
  13. .
  14.  (англ.). Yamaha — United States. usa.yamaha.com. Дата обращения 24 мая 2020.
  15.  (англ.). Дата обращения 20 мая 2020.
  16. По схожему принципу изготавливаются клавишные колокольчики, а также вставные клавишные колокольчики или вставная челеста для духового органа.
  17. П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. — Т. 2. 1884—1893 гг.. — С. 215. — 344 с. — (Труды Государственного дома-музея П. И. Чайковского).
  18. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1982. — Т. 2. Симфония №3 и Симфония №4. — С. 148. — 381 с.
  19. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1980. — Т. 3. Симфония №5 и Симфония №6. — С. 160. — 321 с.
  20. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1984. — Т. 7. Симфония №13. — 241 с.
  21. Bartok, Béla. Music for Strings, Percussion and Celesta: Celesta Part (англ.). — New York: Boosey & Hawkes, 1939. — 6 p.
  22. ↑  (англ.) (2 April 2020). Дата обращения 21 мая 2020.
  23. Womack, Kenneth. The Beatles Encyclopedia: Everything Fab Four (англ.). — Santa Barbara: Greenwood; Abridged edition edition, 2017. — P. 28. — 656 p. — ISBN 978-1440844263.
  24. . web.archive.org (2 ноября 2009). Дата обращения 20 мая 2020.

В академической музыке

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ().

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» () и балет «Щелкунчик» (, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).

Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой и тринадцатой симфонии и другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), ), Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, ), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», ), Гласс (опера «Эхнатон», ), Фельдман («Филиппу Густону», ).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

Видео:

Похожие новости.

Тромбон — музыкальный инструмент симфонического оркестра

Значительную роль в работе оркестра играет тромбон — музыкальный инструмент, принадлежащий к типу медных духовых, имеющий басово-теноровый регистр. Отличительной особенностью тромбона можно назвать кулису – специальную деталь в форме буквы

Волынка, музыка, чертополох и другие символы горной Шотландии

В Шотландии, где звучит известная всему миру волынка, музыка имеет свои особенности, впрочем, как и все национальные символы. Эти ниже перечисленные символы — вполне реальные вещи. Но богатые воображением шотландцы

Фортепиано в джазе: главные особенности

Такой инструмент как фортепиано всегда занимал одну из самых главных ролей в джазе. При помощи фортепиано можно воспроизводить большое количество звуков и приравнять к целому оркестру.
Значение фортепиано

Плюсы и минусы

Джазовый музыкант,

Курсы по гитаре

Современные родители часто отправляют своих детей на различные кружки по творчеству, в том числе, и в музыкальную школу. Но что, если вы хотите научиться играть на инструменте уже в сознательном

В городе Екатеринбурге со 2 по 13 июля проходил 3-й венский фестиваль музыкальных фильмов. Фестиваль был расположен организаторами на площади рядом с Уральским федеральным университетом.

«Конечно же, живая классическая музыка не

История

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году английским мастером Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами. В 1886 году он получил патент на новый инструмент под названием «челеcта», от итальянского прилагательного celeste — «небесный». Первая публичная демонстрация оркестровой челесты Мюстеля прошла на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Устройство челесты

Челеста — клавишный ударный инструмент. Звук извлекается путем удара молоточков по металлическим пластинам. Принцип работы этого инструмента схож и звукоизвлечением на фортепиано. Отличие в том, что молоточки ударяют не по струнам, а по небольшим металлическим пластинам со специальными резонаторами из дерева. Несмотря на внешнюю схожесть с фортепиано, звучание этих инструментов заметно отличается.

История челесты

Прародителем челесты можно смело назвать клавир, который был известен с конца 18 века. Челеста же появилась на сто лет позже благодаря Огюсту Мюстель, который смог усовершенствовать дульситон — инструмент, созданный его отцом. Сегодня мы можем наслаждаться божественными звуками челесты. Вокальная студия Solo в г. Санкт-Петербург осуществляет запись на бесплатное занятие пением всех желающих. Впервые публичное выступление челесты в составе симфонического оркестра состоялось в 1888 году. ЧелестаПриблизительно в это же время великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал этот чудесный инструмент во время своего путешествия по Франции. Её звучание буквально поразило композитора своей чистотой и воздушностью и, вернувшись домой, он включил партию для челесты в один из своих самых знаменитых балетов, которые стали популярны во всем мире. В балете «Щелкунчик» одним из самых известных номеров является «Танец Феи Драже». Главную тему этого номера исполняет челеста, создавая поистине потрясающий звуковой эффект. Создаётся впечатление невесомости и прозрачности музыкального полотна. Таким образом, благодаря Чайковскому этот замечательный инструмент стали использовать музыканты и нашей страны.

Челеста в симфоническом оркестре

В качестве сольного инструмента челеста практически не используется. Но её звучание отлично гармонирует с симфонический оркестром, в состав которого она вошла. Зачастую партию челесты исполняет пианист оркестра, ведь принцип игры такой же, как при игре на рояле. В партитурах прошлых лет иногда присутствует партия стеклянной гармоники. На сегодняшний день этот инструмент в оркестре не используется, поэтому его партию исполняет именно челеста, имеющая схожее по тембру звучание. Возможно, партия челесты в симфоническом оркестре и не отличается виртуозностью, не имеет замысловатой мелодии, но при этом её звучание добавляет музыке некий шарм и неповторимый колорит.

Челеста в джазе

Если в составе симфонического оркестра челеста была известна в конце 19 века, то в джазовый коллектив она влилась несколько позже, приблизительно с 20-х годов 20 века. В своих произведениях звучание челесты использовали такие композиторы, как: Т. Монк, М. Л. Льюис, У. Л. Смит, Д. Эллингтон, О. Питерсон и другие музыканты.
Звучание челесты довольно самобытного, но именно это и способно внести в джазовую музыку некую изюминку, которая сделает произведение незабываемым.

Услышав звучание челесты однажды, каждый слушатель уже не сможет спутать её с каким-либо другим инструментом.

Рождение новинки

Касание клавиш исполнителем приводит в движение молоточки. Они ударяют по крошечным платформам их металла, зафиксированных на деревянных резонаторах. Прообразом удивительной новинки называют клавир, созданный в 1788 году Клаггетом.

Француз Мюстель усовершенствовал изобретение англичанина, назвав модернизацию дульситоном. Сыном мастера Огюст камертоны заменены пластинами. В 1866 Мюстель-младший получил патент на свою версию инструмента, названного  челестой.

Двумя годами позже новинка впервые зазвучала в составе симфонического оркестра. Шоссен использовал челесту для исполнения композиции на тему шекспировской «Бури». В Париже хрустальное звучание поразило Чайковского.

Челеста