Коммуна

Топоним

Белоруссия

  • Коммуна — деревня в Логойском районе Минской области.
  • Коммуна — деревня в Любанском районе Минской области.
  • Коммуна — деревня в Дрибинском районе Могилёвской области.

Казахстан

  • Коммуна — до 2007 г., название села Жуйнек в подчинении администрации города Туркестан, Южно-Казахстанская область.
  • Коммуна — до 2002 г. название аула Кошкарата Сарыагашского района Южно-Казахстанской области.

Россия

  • Коммуна — хутор в Корочанском районе Белгородской области.
  • Коммуна (Коммуна «Пчела») — посёлок в Брасовском районе Брянской области.
  • Коммуна — деревня в Клетнянском районе Брянской области.
  • Коммуна — деревня в Навлинском районе Брянской области.
  • Коммуна — посёлок в Суземском районе Брянской области.
  • Коммуна «Искра» — прежнее название деревни Латышовка в Дятьковском районе.
  • Коммуна — деревня в Муромском районе Владимирской области.
  • Коммуна — деревня в Великоустюгском районе Вологодской области.
  • Коммуна — посёлок в Каширском районе Воронежской области.
  • Коммуна — село в Гунибском районе Дагестана.
  • Коммуна — село в Дербентском районе Дагестана.
  • Коммуна — деревня в Киренском районе Иркутской области.
  • Коммуна — деревня в Мурашинском районе Кировской области.
  • Коммуна — хутор в Абдулинском районе Оренбургской области.
  • Коммуна — село в Ташлинском районе Оренбургской области.
  • Коммуна — деревня в Верховском районе Орловской области.
  • Коммуна — посёлок в Мокшанском районе Пензенской области.
  • Коммуна — деревня в Пермском районе Пермского края.
  • Коммуна — деревня в Юсьвинском районе Пермского края.
  • Коммуна — хутор в Мартыновском районе Ростовской области.
  • Коммуна — хутор в Октябрьском районе Ростовской области.
  • Коммуна — посёлок в Сасовском районе Рязанской области.
  • Коммуна — село в Воскресенском районе Саратовской области.
  • Коммуна — деревня в Вяземском районе Смоленской области.
  • Коммуна — деревня в Максатихинском районе Тверской области.
  • Коммуна — бывший посёлок в Петровском районе Тамбовской области.
  • Коммуна — деревня в Рамешковском районе Тверской области.
  • Коммуна — деревня в Ржевском районе Тверской области.
  • Коммуна — деревня в Фировском районе Тверской области.
  • Коммуна — починок в Кизнерском районе Удмуртии.
  • Коммуна — посёлок в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Украина

  • Коммуна — село в Бахмутском городском округе Донецкой области.
  • Коммуна — до 2016 года название села Деркулово в Марковском районе Луганской области.
  • Коммуна — до 2016 года название села Тендровское Голопристанского района Херсонской области.
  • Коммуна — до 2016 года название села Лесовое Прилукского района Черниговской области.

Наследие домов-коммун

Те немногие дома-комунны, которые были изначально выстроены для этой цели, потребовали серьезной реконструкции для дальнейшего использования даже в качестве студенческих или рабочих общежитий. Парадоксальным образом принципы планирования комунн отразились в современных хостелах, где присутствуют общие спальни, кухни, холлы, но пары могут временно уединяться в отдельных помещениях. Однако хостелы предназначены для временного проживания, и хотя «постоянные» жильцы часто присутствуют, но число их невелико.

Вопрос о влиянии домов-коммун на северокорейские дома-«гармоники» является дискуссионным.

Дореволюционные «фаланстеры»

Идея социалистов-утопистов о создании «нового массового человека» привела их, и прежде всего Фурье, к созданию концепции «фаланстера» — новой формы жилья, где люди смогли бы приучиться к коллективизму, освободились бы от тягот домашнего труда, семейных уз и всего мелкого и частного.

В России идея «фаланстера» приобрела особую популярность после выхода романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», главная героиня которого Вера Павловна в своём четвёртом сне видит обитателей фаланстера.

Среди поддержавших эту идею и попытавшихся воплотить её в жизнь были молодые художники во главе с И. Н. Крамским, снявшие сообща квартиру вначале на 17-й линии Васильевского острова, а затем на Вознесенском проспекте в Санкт-Петербурге:

…в этом общежитии выигрывалась масса времени, так бесполезно растрачиваемого жизнью в одиночку. Что мог иметь каждый из этих бедных художников один, сам по себе? Какую-нибудь затхлую, плохо меблированную комнату с озлобленной на весь мир хозяйкой. Скверный обед в кухмистерской, разводитель катаров желудка, желчного настроения и ненависти ко всему… А здесь, в артели, соединившись в одну семью, эти самые люди жили в наилучших условиях света, тепла и образовательных пособий.
И. Е. Репин

В 1863 году на Знаменской улице в Петербурге вдохновлённый идеями Фурье литератор В. А. Слепцов организовал так называемую Знаменскую коммуну, просуществовавшую недолго, поскольку, по признанию одной из её обитательниц, «…женщины того времени обнаруживали отвращение к хозяйству и простому труду, перед которым они в теории преклонялись». В глубинке коммуной стали пугать мамаш:

В ней… вербовали всех молодых девушек, желающих покинуть родительский дом. Молодые люди жили в ней при полнейшем коммунизме. Прислуги в ней не полагалось, и благороднейшие девицы-дворянки собственноручно мыли полы и чистили самовары.
С. В. Ковалевская

Ещё ужаснее в глазах современников выглядел фаланстер в Эртелевом переулке:

Коммуна занимала маленькую комнатку, и её членами состояли В, С, С, князь Ч и В, и тут же пребывали две нигилистки, К-В и Т, и все они спали вповалку… Подойдя к столу, увидал такую массу грязи, что мне, хоть и непривыкшему к комфорту и порядку, и то показалось чересчур неприятно.
Н. И. Свешников

К концу XIX века стало ясно, что освобождать человека от бытовых обязанностей можно иначе — развернув сферу услуг (прачечных, общепита и т. д.).

Антон Макаренко: методы воспитания

Антон Макаренко – известный педагог и писатель, руководивший колонией им. Горького, — в воспитательном процессе часто использовал так называемый метод взрыва, придуманный и успешно опробованный им самим. Суть его заключалась в сильном разовом воздействии на человека, доведенного до крайней точки конфликта, с целью принятия решающих изменений внутри себя самого: быть членом общества или покинуть его. Ведь создаваемый коллектив подразумевал перестройку попадающих в него людей в соответствии с собственными принципами: уважении к себе и окружающим, доверии, постоянной учебе и производительному труду.

Метод взрыва детская коммуна использовала при привлечении новых ребят. К беспризорнику на улице подходили отряды коммунаров, приглашающие к ним идти жить и работать. Причем ответ нужно было дать сразу, на месте. Если беспризорник соглашался, то в коммуну он направлялся с отрядом парадно одетых ребят, с оркестром и знаменем. Таким образом происходил обряд принятия, целью которого было потрясти, удивить, произвести незабываемое впечатление. В коммуне новых членов кормили, мыли, одевали в чистую одежду, старую тут же сжигали, что означало прощание с прошлым. Бежать от такой красивой жизни никому не хотелось, но чтобы в ней оставаться, требовалось учиться и работать. Криминальные задатки воспитанников направлялись в нужное русло, объединявшее коллектив такими рискованными предприятиями, как организация отрядов по борьбе с самогоноварением и незаконной вырубкой леса.

Примечания переводчика

  1. ↑ Неофициальный прямой перевод названия литературного произведения. Об официальном издании данного произведения на русском языке неизвестно.
  2. Другой возможный перевод названия этой религиозной организации — «Народ Иисуса — США», потому что англ. people имеет значения и «народ», и «люди», в зависимости от контекста. Об официальном переводе на русский данного наименования организации неизвестно.
  3. Видимо, требуется совместный перевод статей Википедии про «Колонию Сесилию» с итальянского, португальского и французского языков на русский, так как на каждом из этих языков соотв. энц. статьи короткие.

См. также

  • Анархистская Каталония (англ.)русск.
  • Анархо-коммунизм
  • Большой скачок
  • Гуттериты
  • Общины шейкеров
  • Движение за идейные общины
  • Дроп Сити (англ.)русск.
  • Идейная община
  • Кибуц
  • «Колония Равенства» (англ. Equality Colony) (основана в 1897 г. в штате Вашингтон)
  • «Коммуна» (англ. «Commune») — документальный фильм про идейную общину в Калифорнии (США, )
  • Коммунизм
  • Копатели и мечтатели: руководство по коммунальной жизни (англ. Diggers and Dreamers)
  • Марксизм
  • Народная коммуна (кит. 人民公社, англ. People’s commune) — административные единицы, существовавшие в Китае с 1958 г. до начала 1980-х гг.
  • Парижская коммуна
  • Поселения Всемирного братства (англ. World Brotherhood Colonies) — идейные общины, созданные на базе учения йогина Парамахансы Йогананды
  • Сельское общество (Российская империя)
  • Система создания колодцев и полей (кит. 井田制, англ. Well-field system) — китайская система распределения и использования земли, при которой общественные земли управляются деревней.
  • Список идейных общин (англ.)русск.
  • Формы правления, политические режимы и системы
  • Хиппи
  • Художественная коммуна (англ.)русск.
  • Эгалитарные сообщества (англ. Egalitarian communities).
  • «Эжидо» (англ.)русск. — форма распределения и совместного использования земли, применяемая в Мексике.
  • Свободный город Христиания

Детская коммуна – школа жизни для беспризорников

В начале 20 века с целью построения обновленного советского коллектива стали создаваться детские коммуны, представляющие собой воспитательные учреждения для борьбы с детской беспризорностью. В качестве яркого примера, являвшего собой социальный эксперимент, выделяется Детская коммуна имени Дзержинского, Колония им. Горького, а также Болшевская коммуна, взявшие под свою крышу большое количество детей, оставшихся без родителей после прошедших войн (Первой мировой и Гражданской). Общее число малолетних бродяг в 1922 году составило приблизительно 7 миллионов человек.

Коммуна

В детских коммунах, где работа и учеба были обязательными для всех, жизнь строилась на принципе самоорганизации и самоуправления, устанавливавшего нормы поведения и контролировавшего их выполнение.

Создавались разновозрастные отряды по 7-15 человек, дающие возможность старшим детям обучать младших, что обеспечивало связь поколений. У каждого отряда имелось свое место в столовой и спальне, а командиры раз в неделю собирались для решения организационных и хозяйственных вопросов. Выработанные в колонии принципы навсегда выдергивали детей из стайной кочевой среды, в которую они были брошены ужасами беспризорщины.

Похожие термины:

  • первое в истории правительство рабочего класса, установленное в результате восстания парижского пролетариата 18 марта 1871. Опыт Парижской Коммуны глубоко проанализирован в трудах К. Маркса, Ф. Энге

  • сов. республика, существовавшая в Баку и в ряде др. районов Азербайджана весною и летом 1918. 31 окт. (13 нояб.) 1917, по инициативе большевиков, Бакинский совет первым в Закавказье вынес постановление о пе

  • орган парижского гор. самоуправления, образовавшийся в нач. Вел. франц. революции. Во время Учредит. собрания (июль 1789 — сент. 1791) в П. к. господствовали представители умеренно либер. конституционно-м

  • принятое в литературе наименование советской власти в Баку и на части территории Азербайджана в апреле — июле 1918. В правительстве -большевики и левые эсеры. Председатель Совнаркома — С. Г. Шаумян. Ра

  • см. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

  • автономное областное объединение в составе РСФСР. Образована в июне 1920 на территории части Олонецкой и Архангельской губерний, населенной карелами, в июле 1923 преобразована в Карельскую АССР.

  • группа революционеров-народников, живших на одной квартире в Киеве в 1873-74 (в разное время до 30 человек), один из центров подготовки «хождения в народ» на Юге России. Участники осуждены по «процессу 193-

  • коммуна во фр. г. Лан; образована в XII в. в результате борьбы горожан с сеньором-епископом. В 1109 г. Лан впервые добился за денежный выкуп прав коммуны, которые были утверждены королем Людовиком VI в 1111

  • название революционных событий октября 1792—июля 1793 гг. в занятых войсками революционной Франции Майнце и прилежащих к нему районах, в ходе которых в марте 1793 г. была провозглашена первая демократи

  • революционная народная власть анабаптистов в г. Мюнстер, Вестфалия во главе с Яном Матисом, а после его гибели 5.0-4.1534 г. Иоанном Лейденским. Существовала в 1534—1535 гг. В осажденном войсками феодалов г

  • Автономная область Немцев Поволжья), в составе РСФСР (октябрь 1918 — декабрь 1924). Центр — г. Маркс (до 1920 именовался Баронск, или Екатериненштадт). Преобразована в АССР Немцев Поволжья.

  • Парижская коммуна (Paris, Commune of) (15 марта — 26 мая 1871 г.), рев. пр-во в Париже. Состояла из 92 членов, отказавшихся подчиняться врем, пр-ву Тьера и Национальному собранию Франции. П.к., не имевшая никакой связ

  • см. Коммуна сельскохозяйственная.

  • Союз коммун Северной области, — объединение сев. губерний России в 1918-19, после переезда правительства в Москву, на базе отделов Петросовета; создана, как и во мн. др. случаях, на местах, во время стано

  • газета, орган иностранного отдела Временного Рабоче-крестьянского правительства Украины и немецкой группы коммунистов (группы «Спартак») КП(б)У. Выходила в ноябре 1918 — августе 1919 вначале в Х-ве, а з

  • детское воспитательное учреждение. Создано в пос. Новый Х-в (пригород Х-ва) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины, открыта 29 декабря 1927. Руководителем коммуны был А.С. Мака

  • борьба городов с феодалами, на чьих землях они располагались, в Западной Европе (XII– XIII вв.) за свою независимость. Города добивались вольности и полного или частичного самоуправления. В результате

  • совместное проживание нескольких семей в одном жилом помещении с общими ванной и туалетной комнатами, кухней. Такая форма проживания населения в России стала распространённой после революции 1917

  • крупнейшее в Украине предприятие электронной промышленности. Основано в 1927 на базе мастерских детской трудовой коммуны. Это современный научно-технический производственный комплекс, объединяющ

  • в Париже стена кладбища Пер-Лашез.

Принципы жизни в коммуне

В коммуне были приняты жесткие правила и строгая дисциплина, приближенная к военной и являющаяся одинаковой для всех: от преподавателей до воспитанников. Малейшие отступления от правил подвергались тщательному анализу. Эстетической стороне жизни также придавалось большое значение: чистота, порядок должны были быть во всем, начиная со своего спального места и заканчивая территорией, на которой размещалась коммуна. Это дисциплинировало воспитанников и приучало к бережному отношению к окружающему миру.

Коммуна

Конечно, перелом привычек происходил в течение длительного периода. Нельзя было ждать чудес от бывших алкоголиков, воров, наркоманов. Воспитатели, зная это, установили круговую поруку: один за всех, все за одного. Бывшие беспризорники, пожелавшие изменить жизнь и стать на правильный путь, установили для себя и других три основных правила:

  1. Хочешь – живи, не хочешь – уходи!
  2. Решил жить в коммуне – учись и трудись!
  3. Все несут ответственность за каждого.

Для самых неорганизованных воспитанников существовала коллективная форма общественного позора, но главным методом воздействия на нежелающих работать было их публичное оглашение «инвалидами труда». Сачковавших, как это ни странно, ставили в лучшие условия. Для прогульщиков, хулиганов и лодырей был организован «11 список». При невыходе на работу в обеденный перерыв на глазах у всех стол, за которым они должны были сидеть, накрывали черной скатертью и сервировали всем лучшим, что только могла предложить столовая. Вокруг рассаживался заранее подготовленный оркестр, игравший «Чижика», и читалась резолюция общего собрания, что «таких-то лиц держать на списке №11 5 дней». Ритуал, продолжавшийся несколько минут, вызывал всеобщее веселье и ставил ничем не смущавшихся ранее прогульщиков в тупик. Таким способом производилась коренная ломка сознания и пересмотр отношения воспитанников к труду.

Примечания

  1. Репин И. Е. Далёкое близкое / под ред. и со вступ ст. К. Чуковского. — 4-е изд. — М.: Искусство, 1953. — С. 176–177. — 520 с.
  2. Водовозова Е. Н. На заре жизни: Воспоминания. В 2 т. / Подгот. текста, вступ. стат. и примеч. Э. С. Виленской и Л. И. Ройтберг. — М.: Худ. лит., 1964. — Т. II. — С. 490. — (Серия литературных мемуаров).
  3. Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести / Ред. Кочина П. Я. — М.: Наука, 1974. — С. 58. — 559 с.
  4. Свешников Н. И. Воспоминания пропащего человека. — М.–Л.: Academia, 1930. — С. 159–160. — 526 с.
  5. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 137–138. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  6. Рождественский Вс. Страницы жизни: Дом искусств // Тимина С. И. Культурный Петербург: ДИСК. 1920-е гг. — СПб.: Logos, 2001. — С. 419. — 453 с. — (Знаменитые петербуржцы о городе и людях). — ISBN 5-87288-219-X.
  7. Ротиков К. И. Другой Петербург. — СПб.: Лига Плюс, 1998. — С. 250. — 576 с. — ISBN 5-88663-009-0.
  8. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918–1968: В 3 т. — М.: Молодая гвардия, 1969. — Т. I. — С. 34.
  9. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 145. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  10. Панова В. Ф. О моей жизни, книгах и читателях. — Л.: Сов. писатель, 1980. — С. 88. — 272 с.
  11. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 150. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  12. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б.), 26 января -— 10 февраля 1934 г.: Стенографический отчёт. — М.: Партиздат, 1934. — С. 30. — 716 с.
  13. Берггольц О. Ф. Дневные звёзды. — Л.: Сов. писатель, 1959. — С. 69–71.
  14. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 147. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  15. Люди Сталинградского тракторного / сост.: Я. Ильин, Б. Галин; отв. ред. Л. Мехлис; ред кол.: Л. Мехлис, Б. Таль, Я. Ильин . — 2-е испр. и доп. изд. — М.: ОГИЗ, Гос. изд-во «История завода», 1934. — С. 144. — 495 с.
  16. Милютин Н. А. Соцгород. Проблемы строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населенных пунктов СССР. — М.–Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. — С. 82.

Известные примеры

  • Амана Колониз (англ. Amana Colonies) — группа поселений радикальных немецких пиетистов в штате Айова, существовавшая с 1855 по 1932 год.
  • Община «Братство Духа» (или «Возрождение») (англ. Brotherhood of the Spirit/Renaissance Community), созданная Майклом Метелицей (Michael Metelica) в 1968 и существовавшая до 1988 года, была крупнейшей коммуной на северо-востоке США.
  • «Брук Фарм» — утопическая коммуна, существовала с 1841 по 1847 г. в штате Массачусетс. Писатель Н. Готорн, бывший одним из основателей этой коммуны, описал свой опыт в рассказе «Романс Близдейла» (англ. The Blithedale Romance), вышедшем в 1852 году.
  • «Ганас» (англ. Ganas) — идейная община на острове Статен-Айленд в Нью-Йорке, существующая с 1979 г. по сей день.
  • Латинские поселения (англ.)русск. — колония, созданная свободомыслящими эмигрантами из Германии в 1840-х годах, в основном в сельской местности на юге Техаса.
  • «Люди Иисуса, США» (англ. Jesus People USA (JPUSA)) — городская коммуна в Чикаго, основанная в 1972 г., и до настоящего времени сохраняющая традиции хиппи 1960-х годов. Возможно, самая большая из городских коммун США.
  • Анархистская коммуна «Модерн Таймс» (англ. Modern Times) была создана в 1851 году в Лонг Айленде. Ныне это село Брентвуд (англ.)русск. округа Саффолк штата Нью-Йорк.
  • «Общество гармонии» (англ. Harmony Society) — сообщество эзотерических христиан и пиетистов. Было основано И. Г Раппом (англ.)русск. в городке Хармони (англ.)русск. штата Пенсильвания в 1804 году. Существовало (меняя места) примерно до 1905 г., когда оно было расформировано в городке Эмбридж (англ.)русск. того же штата. Было одной из самых долгоживущих и финансово состоятельных коммун в американской истории.
  • Онайда — религиозная коммуна (одно из направлений хилиазма, в котором Второе Пришествие Христа уже произошло в 70 г. н. э.), существовавшая с 1848 по 1881 г. в округе Онейда штата Нью-Йорк. Известна своей мануфактурой, выпускавшей изделия из серебра. Также была одной из самых долгоживущих американских коммун.
  • Колония Сесилия (итал. Colonia Cecilia, порт. Colônia Cecília, фр. Colônia Cecília) — община анархистов, созданная на юге Бразилии в 1890 году эмигрантами из Италии.
  • Экодеревня и идейная община Твин Оукс — коммуна, основанная в 1967 году, и существующая в настоящее время.
  • «Фруктовые земли» (англ. Fruitlands) — коммуна, основанная в 1843 г. Эймосом Олкоттом в Гарварде (штат Массачусетс). Жизнь этой коммуны трансценденталистов была описана его дочерью Луизой в её произведении «Transcendental Wild Oats» («Трансцендентальные ошибки молодости»).
  • Анархистская коммуна «Хоум Колони» (англ. Home, Washington) была создана в 1895 г. на полуострове Кей (англ.)русск. (на берегу залива Пьюджет-Саунд напротив города Такома (штат Вашингтон)), и просуществовала до 1919 г.
  • Монте Верита — анархическая коммуна в Швейцарии, существовавшая в начале XX века. Её посетили многие известные люди того времени.

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. Коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

Трудовая к.

2. Административно-территориальная единица в некоторых странах.||Ср. АЙМАК» title=’АЙМАК, АЙМАК это, что такое АЙМАК, АЙМАК толкование’>АЙМАК, ВИЛАЙЕТ» title=’ВИЛАЙЕТ, ВИЛАЙЕТ это, что такое ВИЛАЙЕТ, ВИЛАЙЕТ толкование’>ВИЛАЙЕТ, ДЕПАРТАМЕНТ» title=’ДЕПАРТАМЕНТ, ДЕПАРТАМЕНТ это, что такое ДЕПАРТАМЕНТ, ДЕПАРТАМЕНТ толкование’>ДЕПАРТАМЕНТ, ДИСТРИКТ» title=’ДИСТРИКТ, ДИСТРИКТ это, что такое ДИСТРИКТ, ДИСТРИКТ толкование’>ДИСТРИКТ, КАНТОН» title=’КАНТОН, КАНТОН это, что такое КАНТОН, КАНТОН толкование’>КАНТОН, КОМИТАТ» title=’КОМИТАТ, КОМИТАТ это, что такое КОМИТАТ, КОМИТАТ толкование’>КОМИТАТ, ЛЕН II, НОМ I, ПРЕФЕКТУРА» title=’ПРЕФЕКТУРА, ПРЕФЕКТУРА это, что такое ПРЕФЕКТУРА, ПРЕФЕКТУРА толкование’>ПРЕФЕКТУРА, ПРОВИНЦИЯ» title=’ПРОВИНЦИЯ, ПРОВИНЦИЯ это, что такое ПРОВИНЦИЯ, ПРОВИНЦИЯ толкование’>ПРОВИНЦИЯ, РАЙОН» title=’РАЙОН, РАЙОН это, что такое РАЙОН, РАЙОН толкование’>РАЙОН, ШТАТ» title=’ШТАТ, ШТАТ это, что такое ШТАТ, ШТАТ толкование’>ШТАТ II.

3. ист. В Зап. Европе в средние века: городская община, добившаяся от сеньора права на само-управление.

4. ист. В период Великой французской революции (1789-1794): муниципальное самоуправление. а

Парижская коммуна — первая пролетарская революция, а также первое рабочее правительство, про-существовавшее в Париже с марта по май 1871г.

Литература

  • Curl, John. For All The People: Uncovering the Hidden History of Cooperation, Cooperative Movements, and Communalism in America. — PM Press, 2009. — ISBN 978-1-60486-072-6.
  • Fitzgerald, George R. Communes Their Goals, Hopes, Problems. — New York: Paulist Press, 1971.
  • Hollenbach, Margaret. Lost and Found: My Life in a Group Marriage Commune. — University of New Mexico Press, 2004. — ISBN 0-8263-3463-6.
  • Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — Oakland: AK Press, 2009.
  • Metcalf, Bill; Metcalf, William James. Shared visions, shared lives: communal living around the globe. — Scotland: Findhorn Press, 1996. — ISBN 1899171010.
  • Kanter, Rosabeth Moss. Commitment and community: communes and utopias in sociological perspective. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972. — ISBN 0-674-14575-5.
  • Kanter, Rosabeth Moss. Communes: creating and managing the collective life. — New York: Harper & Row, 1973. — ISBN 0-06-043476-7.
  • Lauber, John. Hawthorne’s Shaker Tales  (англ.) // Nineteenth-Century Fiction. — 1963. — Vol. 18. — P. 82-86.
  • Miller, Timothy. Assault on Eden: A Memoir of Communal Life in the Early ’70s (англ.) // Utopian Studies. — 1997. — Vol. 8.
  • Roberts, Ron E. The new communes: coming together in America. — Prentice-Hall, 1971. — 144 p.
  • Stockwell, Foster. Encyclopedia of American Communes. — Chicago, 1998.
  • Veysey, Laurence R. The Communal Experience: Anarchist and Mystical Communities in Twentieth Century America. — 1978.
  • Voß, Elisabeth. Was ist eine Kommune? // Das KommuneBuch / Kollektiv KommuneBuch. — Göttingen: Verlag Die Werkstatt, 1996. — P. 17-26. — ISBN 3-89533-162-7.
  • Wild, Paul H. Teaching Utopia  (англ.) // The English Journal. — 1966. — Vol. 55, no. 3. — P. 335-337, 339.
  • Zablocki, Benjamin. The Joyful Community: An Account of the Bruderhof: A Communal Movement Now in Its Third Generation. — Chicago: University of Chicago Press, 1971. — ISBN 0-226-97749-8. (В 1980 г. «Каталог всей Земли» (англ.)русск. назвал эту книгу «лучшей и самой полезной книгой о коммунах из когда-либо написанных»).
  • Zablocki, Benjamin. Alienation and Charisma: A Study of Contemporary American Communes. — The Free Press, 1980. — ISBN 0-02-935780-2.

Основные принципы коммун

Главные черты общественных коммун, и само определение этого понятия, с годами претерпели изменения. До 1840 года коммуны были известны как «поселения коммунистов и социалистов»; с 1860 г. такие поселения стали называться «коммунитарными», а примерно с 1920 г. термин «идейная община» или «целенаправленное сообщество» (англ. intentional community) вошёл в употребление
.

Коммуна
Молодые музыканты, живущие в общей коммуне в Амстердаме, 2008

В начале 1970-х годов Рон Робертс (Ron E.  Roberts), автор книги «The New Communes», классифицировал коммуны как подкласс в большей категории «Утопии». Он перечислил три основные характеристики:

  1. Эгалитаризм — коммуны определённо отвергают иерархию или градации социального статуса как необходимость для поддержания общественного порядка.
  2. Человеческий масштаб — члены коммун считают окружающее общество слишком большим.
  3. Сознательный антибюрократизм.

Двадцать пять лет спустя Билл Меткальф (Dr. Bill Metcalf) в книге «Shared Visions, Shared Lives» дал определение коммуне как организации, имеющей следующие основные принципы:

  1. бо́льшая значимость группы, а не нуклеарной семьи;
  2. «совместные деньги и расходы»;
  3. коллективное домовладение;
  4. групповое принятие решений — в целом и в личных делах.

С совместной повседневной жизнью и хозяйством, коммуна является идеализированной формой семьи, будучи новой разновидностью «первичной группы» (обычно менее 20 человек). Члены коммуны чувствуют большую душевную близость ко всей группе (коммуне), чем к любой подгруппе.

Классификация коммун

Бенджамин Заблоки предложил следующую категоризацию коммун:

  • Коммуны альтернативных семей (англ. Alternative-family communities).
  • Коммуны-кооперативы (англ. Cooperative communities).
  • Контркультурные коммуны (англ. Countercultural communities).
  • Эгалитарные сообщества (англ. Egalitarian communities).
  • Политические коммуны (англ. Political communities).
  • Психологические коммуны, основанные на принципах мистицизма или гештальтпсихологии.
  • Реабилитационные коммуны, например, «Синанон» (англ.)русск..
  • Религиозные коммуны (англ. Religious communities): монастыри и другие.
  • Духовные коммуны (англ. Spiritual communities).
  • Экспериментальные коммуны (англ. Experimental communities).

Конечно, многие коммуны могут относиться более чем к одной из этих категорий.

Некоторые коммуны, такие как ашрамы «Общества веданты» или теософская коммуна «Ломаленд» (англ. Lomaland), образовались вокруг духовных лидеров, в то время как другие созданы на основе различных политических идеологий.