Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Как носили такой головной убор?

Нарядный кокошник надевали в праздники. В другое время носили упрощенный вариант короны. Свадебную (жемчужную диадему) долгие годы аккуратно хранили в сундуке, а затем передавали по наследству. Удивительно, как наши предки бережно относились к вещам.

Объемная конструкция не пугала красавиц. Она имела небольшой вес, плотно облегала голову и не слетала. Веер крепился с помощью лент. Гребень надевался на сетчатую шапочку, в которой прятали волосы. Поверх короны еще иногда накидывали платок из шелка или шерсти.

Кокошник можно легко сделать своими руками и сейчас. Например, ребенку для маскарадного костюма. Просто, недорого и очень красиво. Выше можно посмотреть небольшой мастер-класс, а ниже кратко описана схема работы выглядит так:

  1. Из проволоки конструируется каркас изделия по нужным размерам.
  2. К основе нитками клеится картонный обод.
  3. Выкройка готова. Далее корона обшивается любой нарядной тканью.
  4. Поверхность декорируется бусами, лентами и др. Шаблоны рисунков есть в интернете.
  5. Сзади, например, из тюли крепятся широкие завязки.

Откуда взялся кокошник

Начать стоит с того, что женские волосы в славянской мифологии — образ довольно устрашающий. Считалось, например, что распущенные волосы замужней женщины способны принести несчастье и её семье, и всей деревне. Поверье, запрещающее ходить «простоволосой», положило начало всевозможным головным уборам, которые сменяли друг друга в зависимости от динамики торгового и культурного обмена Руси. Со временем от простых покрывал и всевозможных «рогатых» головных уборов (венцов у незамужних, кибалок и сорок у замужних) в обрядный обиход богатых русских женщин входит кокошник.

Происхождение у всем известного этнического головного убора неясное. Впервые его название (происходит от слова «кокош» — «петух», в честь формы кокошника), упоминается только в XVII веке. Тем не менее описания головного убора в виде гребня и пластины историки находили ещё в новгородских летописях X века. Существует как минимум три версии появления кокошника на Руси. Первая и самая популярная — «византийская». С развитием торговли между странами вместе с крестом и православием дочери русских князей переняли у византиек высокие головные уборы, которые те начали носить ещё в период эллинизма. Впрочем, по двум другим версиям, у кокошника монгольское или мордовское происхождение.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Женские головные уборы на Руси

Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.

Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.

Что это за головной убор?

Кокошник — это высокая, расшитая, нарядная конструкция женского головного убора, скрывающая волосы. В названии — древнерусское слово «петух». Наверное, его геометрия ассоциировалась у наших предков с петушиным гребнем. Символично, что главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Важно! По головному убору на Руси можно было определить многое. Кокошник служил показателем статуса своей владелицы, её социального положения, возраста и местности происхождения

Историческая справка

Появление в женском наряде такого затейливого головного убора доподлинно не выяснено. Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек. Так или иначе, но кокошник известен на Руси больше 10 веков, чему существуют многочисленные подтверждения, найденные в раскопках древних курганов.

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Придворные дамы носили по западному открытые наряды и русский кокошник, который сохранялся у светских львиц вплоть до революционных событий начала XX века.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

Тульская «сорока»

«Сорока» была визуально похожа на птичий хвост и по бокам имела «крылья». «Хвост» по центру собирался из плиссированных ярких лент, к нему пришивались такие же цветастые «розетки». Такой головной убор был характерен для жительниц тульской губернии, и носили его «в люди» обычно замужние женщины в первые годы после свадьбы.

Кокошник в традиционном, привычном значении чаще встречался у женщин русского севера, которые носили сарафаны. По-старославянски «кокошь» значило «курица». Визуально «куриные гребешки»-кокошники лучше всего подчеркивали трапециевидный сарафанный силуэт. Украшались такие головные уборы очень старательно — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Носили традиционные кокошники чаще всего богатые купчихи.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский

Ход образовательной деятельности Педагог:

— В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только то, из какой местности его хозяйка, но и ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове венцом или свертывали волосы в два пучка спереди. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т. к., по старинным обычаям, показывать их было нельзя.

Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Обруч изготавливался из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. Перевязка делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, перевязка могла быть сделана также из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Основными головными уборами женщин являлись глухие сороки, кики, повойники, платки. Самый распространённый головной убор —«сорока». Он состоял из нескольких частей и весил порой до пяти килограммов. Головные уборы в народном костюме символически представляют небесный мир. Кокошник, кика или кичка, сорока — все эти

головные уборы соотносятся с названиями птиц. «Кокошник» — курица, «кики» — утка, «сорока».

Кокошник, в отличие от повседневного головного убора (сороки или платка, сначала был праздничным головным убором, в том числе свадебным, и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи часто носили кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX — началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

Головной убор, расшитый символическими узорами, — продуманная поколениями система защиты женщины от неприятностей и напастей. К кокошнику или кичке часто прикрепляли с помощью ленточек шарики-пушки из птичьего пуха или ленты, которые спускались с головного убора, символизируя дождь.

Практическая работа:

Педагог предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников на слайдах или репродукциях картин, иллюстрациях.Педагог:

— Ребята, кокошники имеют различную форму и орнаменты.

Внимательно рассмотрите слайды и листы с контурными рисунками разных

по форме кокошников. Вы можете выбрать любую понравившуюся форму и

украсить кокошник узором из скрученных салфеток. Постарайтесь работать в

определённой цветовой гамме и внести в узор древние знаки-обереги — круг,

символами свою одежду, люди верили, что это принесёт им счастье,

здоровье, хороший урожай, спасёт от злых сил. Ещё раз прошу обратить

внимание на сочетание цветов. Ваш кокошник не должен «кричать» всеми. цветами радуги

Выберете холодную или тёплую гамму. Укладывая

цветами радуги. Выберете холодную или тёплую гамму. Укладывая

аккуратно скрученные жгутики салфеток, обязательно соблюдайте

симметрию, чтобы сохранить «равновесие» между элементами узора. В

конце ваши работы будут представлены на выставке.

Анализ детских работ:

— Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой.

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавицКнягиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Важно! Убрус – платок из шёлка или шерсти, с плотными вышитыми орнаментами золотом и серебром. Фата — головная накидка из тонких, лёгких тканей, расшитых по краям или украшенных понизу узкими полосками кружева или позументов

Национальный символ

Кокошник прочно укоренился в русской культуре, как никакой другой головной убор — будь то кичка, повой или сорока. Даже прогрессивные меры Петра I не смогли вытеснить из крестьянского обихода привычную одежду. В глубинках их продолжали носить кокошники и сарафаны. Позже народный символ поддержала Екатерина II, позировавшая в такой короне для портретов. Затем подхватил идею придворного платья с кокошкой Николай I.

После революции народные костюмы уже никто не носил, но на этом история русского кокошника не закончилась. В начале XX столетия его прообраз шагнул в Америку и Европу, воплотившись в виде новомодной диадемы — тиары. Кстати, их до сих пор продолжают использовать невесты как дополнение к свадебному наряду.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Русские народные кокошники превратились в настоящий национальный символ. Болельщики на чемпионате мира по футболу в 2018 году наряжались именно в кокошники. Они стали своеобразной эмблемой, трендом события. Посмотрите их фотографии. Очень колоритно выглядят на фоне толпы.

Этот головной убор не устаревает. Сегодня его используют для создания образов в зарубежном модельном бизнесе. Например, французский модный дом Карла Лагерфельда. Взгляните на фото его коллекции Paris—Moscou. Ведь это русские кокошники!

Как на Руси появился кокошник?

Следует отметить, что женские волосы на Руси всегда считались предметом мистическим и даже пугающим. Например, полагалось, что распущенные женские волосы могут накликать беду не только на их обладательницу, но и на всю ее деревню. Так и возникло разнообразие женских головных уборов. По мере развития торгового и культурного обмена Руси, на смену простым покрывалам и различным «рогатым» головным уборам богатых женщин пришел кокошник.

История появления этого этнического головного убора окутана тайной. Его название происходит от слова «кокош», что в переводе означает петух, в честь формы кокошника. Впервые это слово упоминается только в XVII веке, однако описания головного убора в форме гребня или пластины историки находили еще в X веке.

Существует несколько версий появлений кокошника на Руси. Первая и самая популярная – «византийская». С развитием торгово-экономических отношений между странами русские девушки помимо креста и православия переняли у византиек и высокие головные уборы, которые те носили еще во времена эллинизма. Согласно двум другим версиям, кокошник имеет либо монгольское, либо мордовское происхождение.

Какой бы не была история возникновения кокошника, на Руси он быстро ассимилировался и стал явлением повсеместным. В начале кокошники могли себе позволить только знатные женщины. Этот головной убор они надевали на праздники и свадьбы, а в повседневности носили его упрощенное подобие. Крестьянки же долго носили убрусы и сороки, так как кокошники им были не по карману. Но со временем этот головной убор прижился и в деревнях. Большую роль во внешнем виде кокошника играла местность, в которой носили этот головной убор. Например, в центральных районах России носили кокошники, которые напоминали полумесяц, на севере – однорогий конус, на юге – двурогий.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Влияние на мировую моду

Княжна императорской крови Мария Кирилловна в подвенечном уборе, 1925 год

Невеста 1920-х годов

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира». Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники.

Карл Лагерфельд в своей коллекции Paris-Moscou (2008/9) создал исключительно фантазийные образцы кокошников.

Примечания

  1. Кокошник — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка., т. I, ч. 2., М., 1989, ст. 1248.
  3. Кокошник // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. ↑ Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135
  5. ↑ Кокошник // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. Волосник, головной убор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ Т. А. Терешкович. Мода в одежде и аксессуарах. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 2008, с. 125—126
  8. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29-30
  9. (Зеленин, Опис. рукоп. 4; срв. П. Ефименко, Материалы по этногр. Арх. губ. I, 145)
  10. ↑ А. Васильев. Красота в изгнании. М., 2000. 181—195

Образы влиятельных дам

Придворная мода отличалась изысканностью, использованием дорогих тканей и украшений. Однако кокошник и здесь был частью костюма знатной барышни. Достоверно известно, что, показывая близость к простому русскому народу, Екатерина II часто надевала кокошник. Сохранилось много портретов русской императрицы в этом головном уборе. Более того, она буквально заставляла и придворных дам одевать его в особых случаях.

Уничтожить траву: варианты использования яблочного уксуса в саду и огороде

Сосед показал как нужно окучивать картошку. Способ более эффективен, чем обычный

Обжариваю тесто и размешиваю его в шоколаде: простой рецепт тортика

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Значение вышивки

Делали кокошники из бересты или плотного картона. Обшивали тканью и изысканно украшали. Неотъемлемой частью гребня была вышивка с орнаментами в виде:

  • Древа жизни на тыльной стороне — ассоциировалось с райским деревом, дающим волшебные плоды;
  • Птицы — символа добра;
  • Коней — хранителей очага;
  • Солнца — источника жизни;
  • Лебедей — знак верности.

Рисовали цветными нитками, золотом, серебром, камнями. Получившиеся картинки служили сакральными оберегами для женщин. Дорогие головные уборы мастерили из шелка, парчи, украшали камнями, позументами. Корону шили самостоятельно либо покупали в деревенских лавчонках, на ярмарках.

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Традиции ношения

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.

Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.