Кинесика

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

  • Прикосновение к уху или почесывание его говорит о том, что человеку не нравится, о чем говорит собеседник.
  • Подпирание подбородка свидетельствует о скуке и желании поскорее закончить беседу.
  • Поглаживание или почесывание подбородка указывает на раздумья и размышления.
  • Постукивание пальцами или другими предметами по столу, бросание взгляда на часы, постукивание ногой по полу или покачивание ступней говорит о нетерпении.
  • Раскрытые ладони, расстегнутые пиджак или кофта указывают на готовность к общению и открытость.
  • Скрещивание рук и ног, закрытая поза свидетельствует о недоверии или нежелании общаться.
  • Потирание или почесывание шеи говорит о сомнении и неуверенности.
  • Руки, заложенные за спину или за голову, свидетельствуют о стремлении собеседника показать свое превосходство.
  • Снимание и протирание очков, покусывание дужки указывают на размышления.
  • Прикрывание рта ладонью означает скрытность или ложь, собеседник чего-то недоговаривает или говорит заведомо неправдивую информацию.
  • Руки в карманах говорят о скрытности или нежелании участвовать в беседе. Если же большие пальцы выступают из карманов наружу, собеседник стремится доминировать.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Жесты и их особенности

Если рассматривать жесты в узком смысле слова, то они считаются третьей, самой специфической группой кинетических средств. Особенность жестов в том, что они имеют не психофизиологическую, а социальную основу, то есть являются продуктом групповой культуры. Дети их осваивают в процессе социализации, а представителям иной культуры приходится запоминать значение жестов так же, как и значение слов иностранного языка.

Жестов меньше, чем, например, пантомимических движений, но они несут более разнообразную по характеру информацию. Кроме эмоционального состояния и оценки, с помощью жестов можно передать разнообразные идеи и понятия, в том числе знаки, например, цифры. Можно выразить даже абстрактные категории: любовь – составленное из больших и указательных пальцев рук сердечко; победа – поднятые вверх большой и безымянный палец в виде латинской буквы V и т. д.

Жестами сопровождают обращение к Богу – крестное знамение у христиан или умывающий жест ладонями у мусульман. А знак «козы» — выставленные вперед указательный палец и мизинец – отвращает зло. Есть жесты приветствия, прощания, жесты поддержки и неприятия, жесты поощрения и наказания. А какое разнообразие оскорбительных жестов!

Жесты, рожденные в одних культурах, могут быть не поняты представителями других народов или неформальных групп.

  • Так, распространенный в последнее время жест OK – соединенные в кольцо большой и указательный пальцы – пришел из американской культуры, где он означает: «все в порядке». Но у германцев, например, этот жест значит «ноль», у японцев – это «деньги», а у народов Передней Азии вообще оскорбительный жест.
  • Привычное нам выражение одобрения – поднятый вверх большой палец – тоже не везде имеет такое значение. В Германии – это просто «один», а в Греции соответствует по значению поднятому вверх среднему пальцу, то есть является фаллическим символом.

Учитывая такое разнообразие жестов и их значений в различных странах, становится понятно, что изучения языка жестов не менее важно для взаимопонимания, чем изучения языка слов. Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации

Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее

Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации. Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее.

Мимика

Мимикой называются различные движения лицевых мышц и их комбинации. Она достаточно слабо поддается контролю, не всегда удается сдержать напрашивающуюся улыбку или хмурящиеся брови. С помощью мимических проявлений человек без слов может выразить целую гамму эмоций: грусть, злость, радость, умиление, удивление, восторг, разочарование, недоумение и другие. Больше других частей лица в мимических процессах участвуют брови и рот.

Существуют люди с хорошо развитым умением контролировать собственные лицевые мышцы. Правильно распознать их эмоции или правдивость информации иногда не представляется возможным. Они могут усиливать мимические проявления или, наоборот, сдерживать их. Тем не менее, полностью контролировать эти процессы в ходе разговора удается не всегда, поэтому необходимо постоянно сопоставлять слова и мимические проявления таких людей.

Врожденные экспрессивные движения

Все невербальные средства «старше» речевых, но и среди них есть свои долгожители. Древнейшими кинетическими средствами являются так называемые экспрессивные реакции или экспрессивные движения, которые имеют врожденный, рефлекторный характер.

К экспрессивным реакциям относятся видимые невооруженным глазом изменения, происходящие с человеком при переживании им различных эмоций. Природа экспрессивных движений физиологическая, они обусловлены тем, что под влиянием того или иного настроения меняются и физиологические процессы: гормональный фон, работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной системы, характер потоотделения и т. д.

Если эти изменения проявляются внешне, то они служат достоверным источником информации об эмоциональном состоянии индивида. Например, переживание чувства страха сопровождается выбросом адреналина в кровь и учащением сердцебиения. Из-за прилива крови к сердцу ухудшается снабжение ей головного мозга – человек бледнеет, может испытывать слабость, головокружение, даже потерять сознание. Мышечная слабость в свою очередь проявляется в треморе – дрожании конечностей. Выброс адреналина приводит и к изменению зрачков – они становятся большими, заполняющими почти всю радужку.

В состоянии гнева, напротив, человек часто краснеет. О том, кто находится в ярости, часто говорят, что ему кровь бросилась в голову. И это именно так. В отличие от того, кто переживает страх, у разозленного человека зрачки сужаются. Его мышцы напрягаются – сжимаются кулаки, а на скулах появляются желваки.

К врожденным экспрессивным движениям, участвующим в процессе общения, относят следующие реакции:

  • тремор – дрожание конечностей;
  • кожно-гальваническую реакцию – потоотделение;
  • мурашки по телу, как следствие раздражения и активизации волосяных луковиц, расположенных под кожей – реакция атавистическая, доставшаяся нам от волосатых предков;
  • изменение размера зрачков;
  • изменение ритма и частоты дыхания;
  • побледнение и покраснение кожных покровов;
  • плач;
  • улыбку и смех.

Особенность врожденных экспрессивных реакций в их рефлекторном характере, поэтому человек не может ими управлять и с трудом контролирует. Так, мы не можем покраснеть или побледнеть по собственному желанию, если, конечно, не вызвать соответствующее воспоминание. Но мало кто переживал в жизни такую ситуацию, чтобы при одном только воспоминании о ней бросало в краску.

Поэтому кинетические средства несут самую правдивую информацию. Исключением является улыбка, которая тоже относится к врожденным экспрессивным движениям. Она настолько ценится в общении, что человек научился ей управлять, правда, не до конца. В улыбке участвуют не только мышцы вокруг губ, но и глаза, в том числе их выражение, своеобразное напряжение мышц, изменяющее разрез глаз. Поэтому неискренняя, дежурная улыбка, в которой не участвуют глаза – это ничего не значащий акт вежливости, демонстрация зубов без кариеса. Такую улыбку еще называют голливудской.

Чтобы получить правдивую информацию о состоянии партнера и его отношении к теме разговора и собеседнику, нужно не просто знать значения экспрессивных движений, но и быть наблюдательным человеком. Впрочем, частично эту информацию мы получаем неосознанно, на интуитивном уровне, поэтому часто не можем объяснить, почему нам нравится или не нравится какой-то человек.

Жесты

Жесты – это произвольные и непроизвольные движения руками и головой во время общения. Жестикуляция может многое сказать о самом человеке. Активные движения обычно присущи людям с экстравертированной направленностью личности, с сангвиническим или холерическим темпераментом, высоким уровнем уверенности в себе и хорошей самооценкой. Индивиды с интровертированной направленностью личности, меланхолики, флегматики, неуверенные в себе люди обычно проявляют достаточно скудный спектр жестов.

Движения головой и руками также многое говорят об актуальном состоянии человека. Чем активнее жестикуляция, тем больше человек заинтересован в разговоре и в том, чтобы его услышали. Очень слабые проявления жестикуляции или ее отсутствие часто говорит о том, что человеку неинтересна данная беседа. Также это может указывать на попытку обмануть собеседника.

Можно выделить три основные группы жестов:

Коммуникативные

Используются в любых видах общения, обычно сопровождают приветствия, прощание, попытки привлечь внимание к себе. К примерам можно отнести пожимание руки или махание ею.
Модальные

С их помощью человек выражает свое отношение к произнесенной или услышанной информации. Например, кивок головой в знак одобрения или отворачивание, означающее нежелание продолжать разговор.
Описательные. Это жесты, имеющие значение в контексте актуальной беседы. Например, человек жестами показывает размер пойманной рыбы или описывает с их помощью планировку своего строящегося дома.

Распространенные жесты

Жесты разных людей могут отличаться по своему значению, но существуют общепринятые движения, которые очень распространены в процессе общения. К ним относятся, например, такие проявления:

  • человек прикасается к ушам или почесывает их в знак того, что ему не нравится информация, которую он слышит;
  • потирает подбородок – испытывает скуку и отсутствие интереса;
  • поглаживает подбородок – размышляет и обдумывает;
  • постукивает пальцами и постоянно бросает взгляд на часы – торопится, нервничает или пребывает в нетерпении;
  • скрещивает руки на груди – скорее всего, не желает разговаривать;
  • потирает шею – не уверен в сказанной или услышанной информации;
  • закладывает руки за голову или за спину – пытается продемонстрировать свое превосходство перед собеседником;
  • прикрывает рот – что-то скрывает или недоговаривает, возможно, сообщает заведомо ложную информацию.

Современные подходы

Подходы зарубежных исследователей со временем менялись. Изучение стало более систематизированным, ориентированным на общественность, поведение внутри группы и интерактивность, а также понимание того, что невербальные сигналы могут иметь несколько целей и значений.
Современные подходы включают определение жестов, мимики и других элементов невербальной коммуникации как :

  • Эмблемы — движения или жесты тела, которые непосредственно переводимы в слово или фразу;
  • Иллюстраторы — жесты, сопровождающие или усиливающие вербальные сообщения;
    • Указатели — жесты, акцентирующие или подчеркивающие слова или фразы;
    • Идеографы — жесты, позволяющие отследить причинно-следственную связь сообщения;
    • Движения действия — указывают на реальный объект в пространстве;
    • Кинетографы — изображают движение тела;
    • Пространственные движения — выделяют пространственное соотношение;
    • Пиктограммы — рисуют картинку, относящуюся к объекту реплики;
    • Ритмические движения — настраивают ритм сообщения или ритм события;
  • Аффективные движения — показывают эмоции;
  • Регуляторы — контроль потока и темпа коммуникации;
  • Манипуляторы — высвобождение физического или эмоционального напряжения.

Является одним из подразделов паралингвистики.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми «просто так», для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как «обмяк», «собрался», «встал, как вкопанный» и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

  1. психическое состояние партнёра;
  2. его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;
  3. желания, выражаемые без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дёрнулся);
  4. команды не вошедшие в текст — то, что осталось на уме — рефлекторный багаж расчётов, выраженный в обобщённой символической форме;
  5. как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;
  6. обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, то есть, можно предсказывать характер вывода.

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

  1. мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения, стула и т. д.;
  2. партнёр копирует жесты в данный момент присутствующего человека;
  3. рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает;
  4. от слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, «Тянет время», то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда — «знак возможного действия».

Взгляд

Кинесика

Взгляд и зрительный контакт с собеседником играют огромную роль в общении. Одними лишь глазами можно выразить презрение или уважение, заинтересованность в беседе или скуку, уверенность или застенчивость. Даже зрачки могут дать информацию о человеке в данные момент. Расширенные зрачки часто означают эмоциональное возбуждение и положительное настроение, суженные – говорят о неуверенности или плохом настроении.

Частота и длительность установления зрительного контакта также имеют значение. Уверенный в себе человек может общаться, практически не отрывая взгляда от собеседника. Также длительный зрительный контакт устанавливается между хорошо знакомыми и близкими людьми, с которыми можно пооткровенничать. Отрывистые взгляды, опускание глаз в пол или постоянное отведение их в сторону может говорить о неуверенности человека в себе или в той информации, которую он выдает. Также подобным образом проявляется ложь, отсутствие эмоционального контакта с собеседником и нежелание разговаривать.

История понятия

Первой работой по теории невербальной коммуникации считается труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года. Дальнейшие попытки научного анализа были предприняты в начале XX века.
Понятие «кинесика» было впервые использовано в 1952 году Рэем Бердвистелом, антропологом, который специализировался на невербальной коммуникации, в его труде «Введение в кинесику». Его целью было изучить, как люди общаются с помощью поз, жестов, положений и движений. Его идеи за несколько десятилетий были синтезированы, и была издана книга «Кинесика и контекст» (англ. Kinesics and Context). Интерес к кинесике в частности и невербальному поведению в целом возрос в конце 1960-х и начале 1970-х годов благодаря таким популярным массовым (неакадемическим) публикациям, как «Как читать человека, как книгу» П. Тайгера. Часть работы Бердвистела включала съемку людей в различных ситуациях и анализ их поведения с тем, чтобы показать элементы общения, которые не были ясно видны без нее. Один из его наиболее важных проектов — «Естественная история интервью» (англ. The Natural History of Interview), долгосрочное междисциплинарное сотрудничество, в том числе с Грегори Бейтсоном, Фридой Фромм-Рейхманн, Норманом А. Маккуоуном, Генри У. Бросином и др.

Опираясь на описательную лингвистику, Бердвистел утверждал, что все движения тела имеют смысл и что невербальное поведение имеет грамматику, которая может быть проанализирована в сходных терминах с разговорным языком. Таким образом, «кинема» «похожа на фонему, потому что она состоит из группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла».

По словам Бердвистела, слова несут не более 30-35% социального смысла беседы или взаимодействия, остальные 65-70% смысла имеют невербальные проявления. Он также пришел к выводу, что в этих кинесических проявлениях не было каких-либо универсалий. Это утверждение подвергалось сомнениям и стало источником научной дискуссии.

Пристройка

Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться по-разному: пристройка снизу, пристройка сверху, пристройка наравне. Например, к плохо одетому человеку зачастую пристраиваются «сверху». Не отсюда ли стремление многих людей хорошо одеваться?

Людям, привыкшим повелевать (командирам, начальникам, администраторам), самоуверенным, властным, нахальным и богатым — в одних случаях обоснованно, в других нет — свойственно пристраиваться «сверху». Тем же, кто привык повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственно пристраиваться «снизу». Эту мускульную мобилизацию, готовность тела к выполнению действия К. С. Станиславский называл «позывом к действию» и придавал ей большое значение. Мускульная мобилизация пристройки «снизу» противоположна мускульной мобилизации пристройки «сверху». Пристраивающийся «снизу» тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера. В каждое мгновение он должен быть готов к ответу.

Пристройку «сверху», наоборот, характеризует желание быть выше партнера. Быть выше — значит, прежде всего, выпрямить позвоночник, откинуться от партнера.

Пристройка «наравне» характеризуется мышечной освобожденностью.

В рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» нетрудно увидеть, как пристройка «наравне» сменилась пристройкой «снизу». «Тонкий вдруг побледнел, съежился, сгорбился, сузился», — Чехов отмечает непроизвольность характера пристройки.

В пристройке тело человека, вопреки его желаниям, «выдает» субъективное ощущение зависимости или независимости от партнера. Бесконечное разнообразие пристройки можно обнаружить и в произведениях изобразительного искусства, начиная с античной вазовой живописи. Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны и автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека — его душевное состояние, его отношение к партнеру, его представление о самом себе и его заинтересованность в цели.

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Семиотика денег

Семиотика
— наука, исследующая свойства знаков и знаковых
систем. Согласно Ю.М.
Лотману, под семиотикой следует
понимать науку о коммуникативных
системах и знаках, используемых в
процессе общения.

Деньги
— важный и часто использующийся элемент
повседневной жизни всех без исключения
людей. Деньги
человечество изобрело тогда, когда
подход обычного обмена товаров и услуг
оказался чрезвычайно неудобным. Такой
древний способ обмена товарами и услугами
в современном языке называется «бартерной
тор­говой системой (товарного обмена)».
Как правило, такой способ обмена считается
отсталым. Чтобы ее преодо­леть, люди
придумали изготовление сначала
металлических, затем бу­мажных
эквивалентов, представляющих товары,
предназначенные для обмена.

Деньги
стали тем, что на условиях взаимного
доверия может быть обменено на товары
и услуги, т. е. неким знаком, который
ото­бражает ценность товаров и услуг.
В качестве таких знаков в разное время
и у разных народов использовались
различные вещи.

В
разные времена деньгами могли быть
ракушки, топоры, золотое руно, меха,
соль. Существовали «кожаные деньги».
Это были кусочки дубленой кожи с клеймами.
Потом появились жетоны и талоны. А также
монеты, которые делались в форме кусочков
металла с какими-либо оттисками. Деньги
— общепринятый символ богатства,
материального благосо­стояния и
торговли.

Пер­вые
русские копейки делали из серебряной
проволоки простым давле­нием, их часто
нашивали в виде украшения на одежду. У
монет, кроме декоративной, магической,
денежной функции могло быть еще одно
свойство: она мог­ла играть роль
символа состоятельности, социального
престижа. Часто монеты используются в
качестве «разносчиков» разного рода
рекламы. У многих государств даже есть
специальная статья доходов от выпуска
юбилейных и других памятных монет.

Могут
быть изображения государственной
символики или симво­лов страны, которой
принадлежит монета. Изображают растения,
ма­гические знаки, знаменитые
архитектурные сооружения.

На
деньгах обязательно присутствуют гербы,
эмблемы, символические знаки. Этот
признак является решающим при определении
эмитента, он подчеркивает классовую
принадлежность денег. Внешние
признаки денежного знака, изучаемые
бонистической палеографией, включают
краски, знаки письменности, подписи,
водяные знаки, изменения в тексте, номера
серий.

В
целом, можно сказать, что деньги становятся
свидетелями товар­ного производства,
ремесла, местных и международных
экономических связей.