Кто может исповедовать иудаизм
Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличается от индуизма и других национальных религий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: принадлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратившегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих намерений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитированный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправлять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.
История развития иудаизма
Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.
Библейский период
Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.
Храмовый период
Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.
Талмудический (раввинистический) период
Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины.
Современный период
Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.
Чем синагога отличается от храма
Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамическими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и служил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.
Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напоминающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на специальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогальном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и женщины.
Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Небольшие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптимистичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»
Кашрут. Праздники и святые дни. Обычаи евреев-ортодоксов.
Согласно европейской традиции почти все, что бегает, прыгает, летает, плавает, растет в саду, лесу или поле может быть употреблено в пищу. Все не так у иудеев. Еще Тора определила законы кашрута, по которым вся пища делится на дозволенную правилом, или кошерную, и запрещенную Торой – трефную. Разобраться что к чему человеку, незнакомому с правилами кашрута достаточно трудно.
Нельзя употреблять в пищу мясо диких птиц, но блюда из курицы весьма приветствуются. Евреи любят рыбу, прекрасно ее готовят, а селедочный форшмак вообще стал классикой мировой кулинарии. Но однозначное «нет» сказано рыбе, лишенной чешуи и плавников.
Сложности возникают и с икрой. Красную – ешьте на здоровье, черную – ни в коем случае. Нельзя готовить в одной посуде мясные, молочные и рыбные блюда. Больше того, между употреблением, например, фаршированной рыбы и молочной каши должно пройти не менее трех часов. Закон кашрута ничего не имеет против употребления мяса, но… животное должно быть жвачным, травоядным и парнокопытным. Наконец, строжайше запрещено мясо зайца и свиньи.
Яйца – один из любимых евреями, и к тому же необходимый продукт, но это относится только к яйцам, снесенным кошерными птицами.
Свинина, зайчатина, мясо сома и угря находится под запретом, зато Тора разрешает готовить блюда из некоторых видов саранчи.
Алкоголь Торой разрешен. Но опять же, по принципу кошерности. Например, водка, если в ней отсутствуют запрещенные кашрутом добавки – продукт полностью кошерный. Сложнее с вином. «Правильное» вино должно быть приготовлено из «правильных» ягод. Винограднику, где они росли, должно быть не менее четырех лет, а перед изготовлением вина проводится специальный обряд.
Хлеб. Ну, разумеется, все компоненты для выпекания хлеба должны быть кошерными. Но и это еще не все. Хлеб будет считаться правильным, если его выпечет только правоверный иудей.
Существует великое множество правил, касающихся употребления тех или иных продуктов. Но правила кашрута распространяются практически на все стороны жизни правоверного иудея. Домашний уклад, нормы этики и морали, нормы юридические – все подчинено законам кашрута. В том числе, и одежда. Да, одежда тоже может быть трефной и кошерной. Кошерная — шьется специальным портным и в ней не допускается смешивание натуральных и искусственных нитей. Национальный головной убор иудеев – кипа или ермолка, — маленькая круглая шапочка, обязательная в синагоге. А вязание ермолок – любимое рукоделие, причем вяжут везде: в автобусах, в парках, даже в школе на уроках и на лекциях в университетах.
Есть кошерные мобильные телефоны. В общем-то, они ничем от трефных не отличаются. На них можно позвонить, можно получить или отправить SMS, но вот интернета нет, интернет – не кошерен.
Сходства и различия между иудаизмом и христианством
Христианство | Иудаизм | |
---|---|---|
Формирование | Иисус Христос около 4 г. до н. э. – 30 г. н. э. | Авраам (родился) около 1800 г. до н. э. |
Происхождение названия | от греч. christos, «Помазанник» | от иврита Yehudim, «Иуда» |
Основные виды | Православие, Протестантизм и Католичество | Ортодоксальный иудаизм (включая Хасидизм), Реформистский иудаизм, Консервативный иудаизм, Реконструктивистский иудаизм, Гуманистический иудаизм, Мессианский иудаизм |
Описание Бога | Единый Бог, но существующий в трёх личностях; говорится о Троице: Отец, Сын и Святой Дух | Единый Бог, который известен в русском языке по имени «Иегова» или «Яхве» |
Священное Писание | Библия | Еврейский Танах |
Иисус Христос | второй человек Троицы, был рождён от Девы Марии; | обычный еврей |
Святой Дух | Третье лицо Троицы | божественная сила, а не отдельный человек |
Спасение души через | веру в Иисуса Христа | добрые дела, молитвы и милость Божью |
Почему евреи «избранный народ», кто их избрал и не было ли подтасовок во время выборов
Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической традиции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказывались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.
другие религии
11 вопросов про ислам
Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль
9 вопросов про буддизм
Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год
Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Похмелье дня
В фильме «Потерянный уик-энд»Заклинание дня
Чтобы не умереть во время родовМаргиналия дня
Синий человек
Архив
Когда придет Мессия
В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, восстановление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до создания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств большинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазанник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претенденты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявивший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последователями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.
Зачем иудею волосы
Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искусственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.
Прогрессивный (реформистский) иудаизм[править]
- Основная статья: Иудаизм реформистский
Прогрессивный (современный) иудаизм — это вера в то, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая все новый смысл и новое содержание.
Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на пяти континентах, в 36 странах. Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему.
Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением. Сторонники П. И. уверены в том, что сейчас, на рубеже тысячелетий еврейские традиции, еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.
Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.
Ссылкиправить
- Движение прогрессивного иудаизма
- Движение прогрессивного иудаизма в вопросах и ответах
- Что такое прогрессивный иудаизм. Беседа с главным реформистским раввином России Зиновием Коганом
Непризнание Иисуса Мессией[править]
Главная особенность иудаизма — ожидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Иисуса.
«Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги». (Ин. 9:22).
«Из начальников многие уверовали в Него (Иисуса), но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги» (Ин. 12:42)
«Старейшины народа, первосвященники и книжники… начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он (Иисус) развращает народ наш,…называя Себя Христом». (Лк. 23:2)
«Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; … Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк 14:61-64).
Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»).
«Сказала им (Мудрецам Израиля) царица: Есть ли в вашем Учении то, на что он (Иисус) ссылается?
Ответили мудрецы Израиля ей: Есть, но сказано это не о нем, потому что он не сын Бога и не Мессия, и суд обязан вынести ему смертный приговор. Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам, как написано:
«И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. И справедливость будет препоясывать чресла его, и честность будет поясом на бедрах его. И волк будет жить рядом с овцой, и леопард рядом с козленком будет лежать, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик водить будет их… Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами» (Ис. 11, 4-9)
И еще сказано о Мессии: «В его дни Иудея будет спасена и Израиль будет жить в безопасности, и вот имя его, которым его назовут: Бог — справедливость наша» (Иер. 23, 6). И ничего подобного нельзя сказать о Йешу»
Причинами таких представлений являются: низкое, приземлённое представление о Царстве Мессии, которое является Царством Небесным; непонимание того, что сказано о двух пришествиях Мессии — одно в уничиженном виде (Ис. 53), а другое — славное, для последнего Суда; признание лишь Израиля по плоти, который не равняется Израилю по духу (Ис. 48); и вообще — фанатизм, требующий непризнания очевидного и высасывания из пальца противоречий между Ветхим и Новым Заветом. Иудеи действительно дождутся пришествия Христа на землю, и тогда очевидно будет исполнение обетований, но непризнавшие Иисуса Христом, Мессией не сподобятся их.
В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её.
Тоже самое пишут современные иудеи:
ПОЧЕМУ ИУДЕИ НЕ ПРИЗНАЮТ ИИСУСА МЕССИЕЙ? ОТВЕЧАЮТ 22 РАВВИНА.
«Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией»
Полонский Пинхас. Евреи и Христианство. Иерусалим-Москва, 1995 г. стр.12
См. http://machanaim.org/philosof/in_chris.htm
«С еврейской точки зрения, самым знаменитым Лжемессией был Иисус из Назарета» Левинов Меир. Мессия. гл.8. См. http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm
Ограничения в еде
Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство – каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.
Многие евреи почитают кошерную пищу не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты – неизвестно.
Современная ортодоксия (ортодоксальный модернизм) и религиозный сионизм[править]
Придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В 19 веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильденсмейнер (1820-1899) см. и Шимшон-Рафаэль Хирш см., (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — было создано в г. равом Ц.Г. Калишером, а затем в начале XX в. разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине 20 в. главные идеологи движения рав Цви-Иегуда Кук (Израиль) и рабби Йосэф-Дов Соловейчик (США).
Сегодня представители — р. Авраам Шапира, р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амитай (Израиль).
В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Основные догматические положения иудаизма
Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.
В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.
Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире. В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.
Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.
Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.
Христианство об иудаизме[править]
Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви, содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых — полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол» гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.»
Значительное число раннехристианских апологетов посвятили полемике с иудеями сочинения: это ап. Варнава, Аристид, анонимный автор послания к Диогнету, Аристон, муч. Иустин Философ, Тертуллиан, сщмч. Киприан Карфагенский.
Преподобный Ефрем Сирин (—) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи.
Один их Отцов Церкви Иоанн Златоуст (—) в восьми проповедях «Против иудеев» бичует иудеев за кровожадность, они ничего не понимают кроме жратвы, выпивки и проламывания черепов, они не лучше, чем свинья и козёл, хуже, чем все волки вместе.
— Иоанн Златоуст, «Первое слово против иудеев»
Авторитетный в русском православии богослов и проповедник XIX века епископ Игнатий Брянчанинов (канонизован на ) писал:
— Еп. Игнатий Брянчанинов. Отвержение Иудеями Мессии-Христа и суд Божий над ними
Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:
— Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь
Русский славянофил Иван Аксаков в статье «Что такое „Евреи“ относительно христианской цивилизации?», написанной в 1864 году:
— Иван Аксаков
Характерны рассуждения протоиерея Николая Платоновича Малиновского в его учебнике (), «составленном применительно к программе по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений» Российской империи:
— Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения
Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке.
В конце XIX — начале XX века в России издавались труды принявшего православие бывшего ксендза И. И. Лютостанского (—) («Об употреблении евреями талмудистами-сектаторами христианской крови» (Москва, 1876, 2-е изд. СПб., 1880); «О еврейском мессии» (Москва, 1875) и др.), в которых автор доказывал изуверский характер некоторых мистических практик иудеев-сектантов. Первая из перечисленных работ представляет, по мнению Д. А. Хвольсона, в значительной мере заимствование из секретной записки, представленной в 1844 году императору Николаю I, — «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», изданной впоследствии в книге «Кровь в верованиях и суевериях человечества» (СПб, 1913).
Основные праздники иудаизма
Основной – Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки – мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень – символ египетского порабощения.
В период Исхода также начали отмечать Новый год – Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот – ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.
Ханука – также большое событие для иудаизма. Праздник – символ победы добра над злом, света – над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.
Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии
Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христианская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббревиатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иудеев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских переводах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иудаизме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю совокупность иудейских законов.
Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «учение») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по разным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, семейных отношений, уголовного права и пр. По объему Талмуд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иудаизме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Устный Закон, как следует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслировался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудрецами, пока, наконец, не был записан.
О браке и семье
Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом
Иудаизм – это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.
Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг – выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья – вплоть до совершеннолетия, дочери – до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.