Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.

Строения в основном имеют метафорическую природу.

Что такое постмодернизм: кратко и понятноПримером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г.,
архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Постмодернизм как явление…

Давайте разберём на примерах эту жизненную философию – от Фуко до Фейса.

В литературе

Литературный постмодернизм с его чёрным юмором, фрагментарностью, обильным цитированием – это реакция на литературу модернизма, а также на эпоху Просвещения.

Характерно то, что главный теперь не писатель, а читатель, именно вокруг него строится весь сюжет и языковые игры.

Литературный постмодернизм знаменит своей метапрозой, то есть текстом в тексте. Например Порфирий Петрович (отсылка к Достоевскому) пишет роман внутри романа Пелевина. («Iphuck 10», Пелевин)

Начинать искать постмодернистские произведения можно уже с конца 50-х. Например, «Голый завтрак» Берроуза, которого даже преподаватели филфаков советуют читать на свой страх и риск. «Поправка-22» Джозефа Хеллера — тоже пример раннего постмодернизма. Утверждение, что в Россию постмодернизм пришлое в 90-е вместе с Пелевиным довольно обидное — а как же Ерофеев, Набоков и Лимонов?

Вот немного примеров отечественных и зарубежных авторов:

Зарубежные:

  • «Игра в классики» Хулио Кортасара
  • «Мать тьма» и «Бойня номер 5» Курта Воннегута
  • «Имя Розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко
  • «Поколение Х» Дугласа Коупленда
  • «Червь» Джона Фаулза

Отечественные:

  • «Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова
  • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
  • «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова
  • «Норма» и «Голубое сало» Владимира Сорокина
  • «Кысь» Татьяны Толстой
  • «Generation П», «Чапаев и пустота», «IРhuck-10» Виктора Пелевина

В философии

Философия постмодернизма противопоставлена классической философии Гегеля, то есть представляет собой антигегельянство. Прямой предок постмодернизма — экзистенциализм Хайдеггера и ницшеанское «Бог умер». Следующий шаг – «Автор умер», его и сделали постмодернисты. К неким отцам-основателям постмодернизма как к философии можно отнести Ж. Дерриду, Ж. Ф. Лиотара, Д. Ваттимо.

Их цель – переосмыслить ценности, уйти от старых устоев и штампов, перестать позиционировать философию как науку.

В архитектуре

Архитекторы этого времени старались быть оригинальными и не создавать ничего массового, также оставалось стремление ссылаться и подражать ранее созданным памятникам архитектуры. То есть вся архитектура — некий гибрид прошлого с настоящим.

  • «Пьяцца д’Италиа» Чарльза Мура
  • Отель Марриот
  • Skyline в Сингапуре
  • Да даже Moscow City (срисованный с подобного проекта во Франции)

В живописи

В искусстве постмодернисты руководствовались правилом «все разрешено». Никаких канонов, философий, ограничений. Ты — Йозеф Бойс и хочешь рисовать геометрические фигуры – тебе в век постмодерна, ты шаришь в восковой фреске, а имя тебе Франческо Клементе — и тебе место в 20 веке, хочешь взять уже готовый портрет и изменить цветокоррекцию? Энди Уорхол, спасибо за вклад в художественный постмодернизм.

Вот ещё художники:

  • А. Меламид
  • Никола де Мария
  • М. Мерц
  • Сандро Киа
  • Омар Галлиани
  • А. Подобед
  • П. Вещев
  • С. Носова
  • Д. Дудник
  • В. Кузнецов

В кино и мультсериалах

Постмодернистский кинематограф подарил нам фильмы Тарантино и Копполы. А позже ещё и симпсонов, и южный парк. Все то, что характерно для постмодернизма в целом, характерно и для этого жанра – фрагментарность, рефлексия, чёрный юмор, цитаты и отсылки.

  • «Настоящая любовь» Т. Скотта
  • «Криминальное чтиво» К. Тарантино
  • «Крестный Отец» Ф. Копполы
  • «Твин Пикс» Дэвида Линча
  • «Южный парк». Мультсериал стал настолько культовым во многом благодаря бесконечным отсылкам.

В музыке

Одно слово — микширование. Ну и не забываем о цитировании.

  • первые диджеи в Нью-Йорке
  • Чарли Паркер
  • Оливье Мессиан
  • Pink Floyd

Современный рэп — тоже постмодернизм. А рэп-баттлы — тем более. Треки просто кишат отсылками, а слушатели тайно радуются, что отсылки эти понимают. Например, недавний трек Лизера «пачка сигарет»: отсылку к Цою поняли все, а вот референсы условного ATL понять уже не так просто. Рэп-баттлы же прямо строятся на отсылках к прошлому оппонента или любым культурным событиям. Слава КПСС в баттле с Мироном каждую минуту на что-то ссылается и высмеивает это. Вот вам и постмодернизм, «пост-пост, мета-мета» — как поёт Монеточка.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.

Плюрализм культурных языков. Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.

Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.

Декононизация искусства. Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного

Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.

Ирония. В рамках данного явления нет места серьезности

Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.

Антропологический пессимизм. Нет веры в прогресс и гуманность.

Шоутизация культуры. Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.

Понятие и идея

Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

Философия

Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

  • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. Пример.
  • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

Основные черты

Особенности

Для постмодернизма характерны следующие особенности:

  • Вариативность развития мира — отмели идею линейного развития общества;
  • Культурный плюрализм – одна культура не превосходит другую, нет эталонных культур;
  • Пессимизм — больше не верят в светлое будущее и технический прогресс во имя человечества;
  • Скептицизм – получив доступ ко всей мировой информации, люди стали больше сравнивать, анализировать и, как следствие, подвергать сомнению;
  • Фрагментарность культуры и других процессов – вера в невозможность создать нечто единое, вроде империи или грамотно функционирующего евросоюза;
  • Агностицизм (сомнение), нигилизм (отрицание);
  • Потребление — основа общества.

Признаки

  1. Эклектика. Так как все велосипеды изобретены, постмодернисты берут руль оттуда, колесо отсюда, а педали вон оттуда – получается новый текст. Зачем создавать новое, когда можно перекраивать старое?
  2. Гиперрефлексия. Новое произведение постмодернизма – это рефлексия на (переосмысление) старое.
  3. Ирония. В основу постмодернизма ложится ирония, сарказм и чёрный юмор. Высмеивается все и вся. Иногда сложно понять, кто над чем глумится.
  4. Интертекстуальность — это наличие в тексте множества отсылок. Помните Южный Парк? Мультик пользовался бешеным успехом, потому что как раз состоял из отсылок к событиям/ книгам/ фильмам/ шоу и тд.
  5. Повторы, которые могут быть, как лексическими, например «Такие дела» у Воннегута, как в Бойне N5, так и синтаксическими, как у Эко.
  6. Хаос – произведения постмодернизма могут иметь странную структуру или не иметь ее вообще.
  7. Пространственно-временной континуум обычно нарушен, поэтому зачастую произведения постмодернизма фантастичны.

Язык постмодернизма

Давайте ещё раз про интертекстуальность и гипертекст. У постмодернистского текста своя новая ткань, сотканная из старых цитат. Такую книгу можно читать с любого места, как говорит Умберто Эко, потому что она больше походит на энциклопедию. Все это приправлено хлёсткими фразами, почти афористичными, чёрным юмором и обилием повторов.

Обилие повторов часто объясняется тем, что автор хочет, чтобы читатель был прикован к тексту и понимал происходящее максимально чётко. Потому что в постмодернизме теперь главный не писатель, а читатель, все ориентировано на него – с ним играют в языковые игры, мучат разными конструкциями, и именно ему принадлежит все то, что происходит по сюжету.

Направления и течения

Некоторые искусствоведы считают, что именно из дадаизма берет своё начало постмодернизм. Это авангардистское течение в искусстве, которое зародилось сразу после первой мировой. Затем дадизм слился с сюрреализмом, дав нам великих Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля и Дэвида Линча.

  • Абстрактный экспрессионизм – это постмодернистская школа художников, цель которых: рисовать очень быстро, выплескивая свои спонтанные внутренние переживания и эмоции. Обычно такие картины – штрихи, капли краски, большие кисти, образцовый пример – Джексон Поллок.
  • Направление Арте Повера зародилось в Италии во время кризиса, художники арте повера считали себя политическими – они визуализировали диалог между природой и человеком с использованием нехудожественных материалов.
  • Процесс-арт — авангардистское течение 1960-х. Тут главное не результат, а действие, процесс, в него вложенный.
  • Ассамбляж — это почти коллаж, только с использованием объемных и целых предметов. Отличный пример – скульптуры Тони Крэгга.
  • Концептуальное искусство в литературе и живописи ставит перед собой цель: передать идею через концепцию, структуру произведения. Задача не вызвать у зрителя эмоции, а заставить его переосмыслить что-то.
  • Поп-арт — это знакомая нам всем баночка томатного супа и Мерлин Монро в розово-жёлтых цветах. Течение зародилось в 50-е, а его основным предметом были продукты массового потребления. Вообще, кроме Уорхола, там ещё были и Лихтенштейн, и Бритто, и многие другие.

Темы и проблемы

Основная тема – поиск нового смысла и новый ориентиров в уже созданном культурном наследии. Постмодернисты уверены в несостоятельности прежних устоев и идеалов, видят в этом абсурд и сумасшествие.

А вот основные проблемы, которые они хотят решить:

  1. Избыточность информации;
  2. Самоуничтожение человека;
  3. Коммерциализация культуры и ее массовость;
  4. Бессмысленность и обыденность бытия;
  5. Рутина и тоска;
  6. Религия потребления, вытеснившая все духовное и нравственное;
  7. Технический прогресс и его последствия для человека.

Основные черты

Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.

Для постмодернизма характерны:

  • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
  • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
  • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
  • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
  • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

Стиль и эстетика

Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

Течения и направления

Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

  • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
  • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. Пример.
  • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (пример), тревелог (пример), роман-словарь (пример) и др.
  • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. Пример и описание.
  • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
  • Театр абсурда – театральный постмодернизм. Пример.
  • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
  • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

Темы и проблемы

Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

Постмодернисты ставят проблемы:

  • самоуничтожения человечества и человека;
  • усредненности и подражательности массовой культуры;
  • избытка информации.

Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

«Пост» в интернете

Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.

Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.

Эпоха постмодерна

Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие

Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы

Ведь власти нельзя доверять. 

Постмодерн пытается установить менее иерархический подход, при котором источники власти будут иметь более диффузный характер. Он опирается на недоверие истинности восприятия мира органами чувств и отрицает правду как таковую, утверждая, что сколько существует людей столько существует и истин. Форму правления в постиндустриальном обществе можно обозвать нетократией. Нетократия — некая форма управления обществом, при которой главную роль играют не материальные ценности, а обладание информацией. Так как в наше время именно информация может обеспечить человека властью над социумом

Центральным звеном постмодерна становится  уже не сам субъект, так как он »мертв», а его роль.Очень важно разобраться в терминах »постмодерн» и  »постмодернизм». Постмодерн — культурная концепция, парадигма, которая заменила модерн

В то время как постмодернизм- совокупность взглядов в современной философии, искусстве, литературе, опирающихся на понятие »новой чувствительности», которое в свою очередь опровергает многие сложившиеся установки культуры Нового времени. Эти два термина напрямую связаны между собой и один не может существовать без другого.

Человек постмодернизма

Есть постмодерн, а есть постмодернизм. Это две разные грани одного и того же.

  • Постмодерн — это состояние общества 20 века, века массового потребления и избытка информации.
  • Постмодернизм — культурное явление в искусстве и литературе.

То есть, даже не будучи писателем или художником постмодернизма, мы все равно живем во время постмодерна, мы все «пост». Постмодернизм распространяется на многие сферы жизни современного человека – мемы, рэп-баттлы, современное телевидение, музыка. В современном мире уже сложно понять, кто кого высмеивает. Например, трек Фейса «Бургер» — это стеб артиста над аудиторией, которая все съест без разбора, стеб артиста над рэп-культурой или же это искренний трек, который даёт право уже публике смеяться над молодым репером? Теперь, когда артист уже выпустил новый политический альбом, а затем и ещё несколько удачных треков, мы можем говорить, что это явно было глумление артиста над современной культурой.

Или, например, довольно сложно поверить, что создатели «Пусть говорят» или других скандальных телешоу делают это всерьёз, держа в голове, что они создают классный контент. Скорее — это смех и глумление над публикой, которая это завороженно смотрит. Действительно, понять, кто над кем и почему стебется в современном мире, довольно тяжело, но в этом и есть постмодернизм.

Постмодернизм в философии

Философского течения, которое можно было бы назвать постмодернизмом , как такового не существует. Постмодернизм подразумевает под собой скорее умонастроение, некий определенный стиль. Большинство идей постмодернизма укладываются в постструктурализме. Постструктурализм — философское течение, основывающиеся на политической нестабильности и разочаровании в общественном прогрессе и науки.  Один из немногих философов, называвших себя постмодернистами,  Жан-Франсуа Лиотар написал целую книгу, посвященную этой теме: »Состояние постмодерна»(1979). В данной работе Лиотар рассматривает «состояние знания в современных наиболее развитых обществах» в эпоху «постмодерна». 

В первых главах книги философ рассматривает знание в информационных обществах и выдвигает гипотезу о деформации статуса знаний в эпоху постмодерна. О представлении абсолютно нового типа рациональности, который точно отвечает информатизации общественности. Технологические же изменения в области знаний, согласно Лиотару, будут нести две функции: исследование и передача сведений. Затем Лиотар показывает нам другую проблему — легитимации знания, о которой также упоминали такие философы как Пьер Бурдьё, Мишель Фуко, Ролан Барт и другие. 

Легитимация знания — термин отражающий связь между  производством знания, его контролем и признанием в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Лиотар считает, что способ легитимации, традиционно используемый наукой становится абсолютно ненужным в условиях постмодернистского общества. Также Лиотар выдвигает тезис о языковых играх — закономерностях, которые определяют наши социальные взаимодействия и помещают нас в постоянно меняющиеся позиции и роли, зависящие от типа используемого дискурса. 

Другой  философ-постструктуралист Ролан Барт написал эссе «смерть автора», которое является ключевым как для постструктурализма, так и для постмодернизма. Ведь можно сказать, что одним из базисов постмодернизма является тезис о трех смертях: о смерти Бога, о смерти субъекта и о смерти автора. В своем эссе Барт критикует чтение и критику, которые опираются на личности автора. Ведь ничто не должно менять восприятие читателя. Политические и религиозные взгляды автора, сексуальные предпочтения, этническая принадлежность — все это должно отпасть на момент чтения. 

Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что »текст-ткань из цитат», которые взяты из »бесчисленных центров культуры», а не из персонального опыта одного лишь человека, автора. 

Барт задается вопросом возможно ли выделить в тексте именно то, что пытался вложить туда автор? Барт сам дает ответ на этот вопрос — нет, невозможно. С каждым новым прочтением, с каждым новым взглядом на текст мы находим все большее количество новых идей и смыслов. В конце Барт упоминает о так называемых »автоматических письмах»- когда автор создает нечто, сам не подозревая этого, к нему в голову просто приходит некая идея, которую он сразу же записывает, а лишь потом анализирует. И как в данном случае можно связывать автора с его трудами?

Фредерик Джеймисон (американский литературный критик и теоретик марксистской политической системы) в своем труде описал постмодернизм, как »процесс спатиализации культуры под давлением организованного капитализма». В своей работе »Постмодернизм и общество потребления» Джеймисон рассуждает о двусмысленности постмодернизма, концепции охватывающей многие, если не все, средства массовой информации. Джеймисон уточняет, что постмодернизм — реакция на высокий модернизм. Автор рассуждает о »пастише»- некой имитации, некой иронии, негласной основе постмодерна.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности концепции постмодерна в нашей жизни. С одной стороны, наше общество превратилось в общество потребления. В нем больше нет четкости и определенности, на смену им пришли аморфность и размытость. Одна сплошная ошибка нарратива. Нас настиг виртуальный капитализм — главное знак, а не товар. В нашем мире виртуальность превращается в реальность.