Примечания
- Холопов Ю. Н. Гомофония // Музыкальная энциклопедия. Том 1. М., 1973, стлб. 1047.
- Катунян М. И. Гомофония // Большая российская энциклопедия. Том 7. М., 2007, с.391.
- Захаренко Е. Н. и др. Новый словарь иностранных слов. М., 2008, с.224.
- Сводный словарь современной русской лексики. Том 1. М.: Русский язык, 1991, с.233.
- М. В. Зарва. Русское словесное ударение. 2001 с. 111
- Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов с. 207
- Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. Теоретические основы гармонии. М., 1956, с.233.
- В переводе с латинского — «простой контрапункт».
- В авторитетной музыкальной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» примеры приведённого типа фактуры Жоскена описываются именно так: «The association of chordal writing of this kind with moments of particular solemnity and devotion remains a feature of Josquin’s style…» (New Grove Dictionary , статья «Josquin»).
- Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах; Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013, с.434 (Предметный указатель) и др.
Значение слова Гомофония по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гомофония (греч.) — у греков Г. называлось совокупное пение в унисон или октаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, при котором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса — гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г. — полифония (т. е. многоголосие), при которой все голоса в музыкальном сочинении имеют равно самостоятельное мелодическое значение. В настоящее время к гомофоническим музыкальным формам относятся все те, в которых один из голосов имеет преобладающее значение, как то: формы песни, рондо, сонатная и пр. К полифоническим относятся формы фигурованного хорала, имитации, канона, фуги и пр.
Гомофобия в наследственность?
Гомосексуализм появляется через гены, а фобия – через мемы. Мем – это устойчивая, навязчивая идея. Её можно унаследовать. Например, ребенок мечтает быть похожим на родителей, и если глава семейства, отец – ксенофоб, то сын будет ненавидеть иностранцев, чтобы быть похожим на отца. Если отец сексист – ребенок не станет воспринимать трансгендеров, людей, чья стать отличается, то же самое с гомофобией. Эти идеи могут проявиться не сразу, а в более взрослом возрасте и будут говорить не о том, что человек сомневается в собственной ориентации, а о том, что он зависит от навязчивых идей, полученных в наследство.
Причины гомофобии.
Как правило, гомофоб – это мужчина. Но не обычный мужчина в традиционном понимании, а тот, который испытывает определенные проблемы:
- у него ярко выраженная маскулинность, которую можно назвать даже токсичной;
- он чувствует потребность доминировать в коллективе из мужчин и эта потребность неудовлетворенная;
- имеет связь с тюремной культурой, то есть проявляет интерес к тюрьме, другому специальному заведению закрытого типа.
Относительно третьей причины, стоит отметить два нюанса. Во-первых, такие мужчины, которые интересуются тюрьмами, воспринимают только пассивных участников, потому что есть страх быть на его месте. К активным участникам претензий нет. Во-вторых, эти мужчины представляют отношения гомосексуалистов не как акт любви, согласия, а воспринимают их, как боль, унижение, применение силы. Это не значит, что представитель карцерной культуры был в подобном заведении лично, так может сказываться влияние окружения.
Определение слова «Гомофония» по БСЭ:
Гомофония (от греч. hуmos — одинаковый и phone — звук. буквально — одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г., подготовленный гуманистическими идеями эпохи Возрождения, относится к 17-19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, который может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых музыкальных жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в современном значении этого термина. Развитие Г. в 17-19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600- 1750) часто определяют как период Генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель). 1-я половина (1750-1825) второго периода (1750-1900) отмечена обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные«сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематической значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В начале 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за которым связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.).Ю.Н. Холопов.
Гомофобия и гомосексуальность: в чем разница?
Гомосексуал – это человек, чья сексуальная ориентация отличается от традиционной, общепринятой. Такими людьми рождаются, это происходит на генетическом уровне, когда гены ребенка создали специфические комбинации с генами матери.
Гомофоб – это человек, который ненавидит, не воспринимает, боится людей с нетрадиционной ориентацией через социальный опыт, собственную психику, на которую влияют разные факторы. Если человек говорит, что не боится геев, а просто их ненавидит – он гомофоб. И это болезнь.
Если гомосексуализм – процесс, который нельзя обратить, остановить, то болезнь – лечится.
Основные значения
1) Гомофонным (или гомофонно-гармоническим) называют склад многоголосной музыки, в котором обычно выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, в простейшем случае — аккордовый) и бас. Иными словами, «нормальная структура гомофонного склада состоит из трех планов: мелодия, средние голоса и бас». Помимо такого (нормативного) строения гомофонной музыки фактура немелодических голосов может быть организована чревычайно изобретательно и разнообразно. Гомофонное сочинение может быть выдержано в моноритмической фактуре (как в четырёхголосных обработках протестантских хоралов и гимнов аккордовыми «столбами»). В аккомапенементе мелодии могут присутствовать облигатные мелодические голоса, соперничающие по своему значению с главной мелодией, в аккомпанемент могут быть включены элементы имитационной полифонии (как это часто случается, например, в музыке барокко) и т.д.
В русской музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой очевидный плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной (композиторской) музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), составил важнейшую предпосылку гармонической тональности.
Жоскен Депре. Месса «Pange lingua» (фрагмент)
2) Описывая так называемую старинную музыку (например, многоголосие XV—XVI веков), «гомофонией» также называют моноритмическую (у англоязычных homorhythmic, «гоморитмическая») фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же или весьма подобном ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunctus simplex. Образцы моноритмического многоголосия — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (фроттола, вилланелла, канцонетта, баллетто), испанский романс того же времени и др. Яркий пример старинной гомофонии — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua» (см. нотную иллюстрацию).
В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую», чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, вернее говорить не об аккордовой, а о моноритмической фактуре.