Демидова: люди часто думают, что фристайл

Формат проведения рэп-баттлов

Онлайн-баттл — данные баттлы чаще всего проходят в формате лестницы, каждая ступень которых именуется раундом. Участники записывают трек на заданную тему под свободный бит. После чего судейская коллегия выставляет участникам баллы, руководствуясь имеющимися в их распоряжении критериями. Таким образом участники, набравшие наибольшее количество баллов, проходят на ступень выше в следующий раунд, где меняется тема трека — остальные участники выбывают. Ярким примером такого формата служат баттлы, которые проводились на интернет-портале hip-hop.ru.

Текстовый онлайн-баттл — имеет схожие правила с простым онлайн-баттлом, однако разница заключается в том, что участники не записывают треки, ограничиваясь лишь текстом

В таком случае внимание уделяется не дикции и техничности чтения, а соблюдению слогов и качеству рифмовки.. Офлайн-баттл — баттлы данного формата отличаются от двух предыдущих местом проведения, так как МС не отправляют свои тексты и треки в Интернет, а выступают с ними вживую перед аудиторией

Данный формат является наиболее сложным для МС, так как помимо дикции необходимо обладать харизмой, чтобы суметь заинтересовать людей, перед которыми ведётся выступление, а также обладать хорошей памятью, чтобы запомнить написанный текст. Сейчас большинство офлайн-баттлов проходит в виде мероприятий, выступления на которых записываются и после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot, Don’t Flop, Versus Battle, Slovo, RBL и другие.

Офлайн-баттл — баттлы данного формата отличаются от двух предыдущих местом проведения, так как МС не отправляют свои тексты и треки в Интернет, а выступают с ними вживую перед аудиторией. Данный формат является наиболее сложным для МС, так как помимо дикции необходимо обладать харизмой, чтобы суметь заинтересовать людей, перед которыми ведётся выступление, а также обладать хорошей памятью, чтобы запомнить написанный текст. Сейчас большинство офлайн-баттлов проходит в виде мероприятий, выступления на которых записываются и после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot, Don’t Flop, Versus Battle, Slovo, RBL и другие.

Бит без брани

Демидова: люди часто думают, что фристайл Главные музыкальные события 2019 года

За Пушкина импровизировал Василий Теркин, за Маяковского — Ксюха#Наполусогнутых. Прошлым летом на Пушкинской площади шел турнир по рэп-фристайлу между участниками Мастерской Льва Киселева.

Рэп для многих — это чтение парнями в бейсболках рифмованных текстов под донельзя простую музыку. Рэперы наседают друг на друга в схватках-баттлах, «поливают» соперника бранью, как правило, заученной наизусть и отрепетированной.

В рэп-фристайле ничего заранее не пишется — тексты соперники сочиняют здесь и сейчас, под бит, на заданную из зала тему, строку или слово, в ответ на панч (словесный удар) соперника. Фристайл возник в 90-х в США, у нас импровизаторы появились в начале 2000-х, а Лев Re-Pac Киселев, автор и исполнитель хип-хопа, победитель крупнейших турниров-баттлов, в 2009-м создал первую в стране фристайл-мастерскую. Тут учат не ругаться, а сочинять с ходу. И часто — на высоких образцах.

«Мне не по себе, когда кто-то говорит: „Это звезда фристайла“. Я же Лерка Демидова из Чертаново»

Демидова: люди часто думают, что фристайлВалерия ДемидоваСергей Булкин/NEWS.ru

— А как проводите свободное время?

— Ну, если оно у меня есть… Сейчас, конечно, встречаюсь с друзьями. Чаще свободное время провожу с семьёй и молодым человеком. Сплю, пару недель много ем (смеётся). Отдохну немного и буду снова не есть, реабилитироваться, готовиться к экзаменам. Пока не могу ещё привыкнуть к разнице во времени — первые недели просыпалась в четыре утра и шла есть (смеётся). Из-за того, что жили в отелях, соответственно, питались там. Дома дорвалась до пельмешек, торта, дайте мне картошечку фри, пиццу, суши (смеётся). Сейчас какой-то гастрономический взрыв. Бывает в компании сидим, новые люди появляются, разговариваем. Вот в последний раз обсуждали, что из-за английского сильного упрощается русский. Маме моей, например, в некоторых случаях режет слух. Говорит, что пора на курсы (смеётся). Необходимо развиваться. Предложили вести лекции, которые как раз помогут развить речь без использования слов-паразитов. Мне страшно, честно говоря, я не любитель рассказывать о себе и очень боюсь сцены, хотя понимаю, что общаюсь с большим количеством людей, с детства на скрипке играла. А ноги всё равно трясутся, и кажется, что все это видят (смеётся). Но посмотрим, что будет дальше. Поэтому сейчас хочу пойти в школу, где училась, сказать слово выпускникам. Это вроде бы несложно, но рассказывать о себе… Это просто, когда спрашивают, но сама не представляю, как это выглядит. То есть я должна начать: «Здравствуйте, меня зовут Валерия Демидова, я мастер спорта международного класса, Кубок мира выиграла, на юношеских чемпионатах мира была второй и третьей, трёхкратный чемпион России». Это сложно. В компании друзей тоже не могу рассказывать. Обычно кто-то рассказывает, а я сижу и отвечаю: «Ну, да, это я, но ничего страшного». Мне не по себе, когда кто-то говорит: «Это звезда фристайла». Я же Лерка Демидова из Чертаново (смеётся). Да, я живу фристайлом, у меня и нет другой жизни. Здорово, конечно, когда людям интересно. А когда узнают, что я на Олимпиаде была, то удивляются, что я с ними делаю. В чём проблема?

— Наверное, в том, что люди начинают думать, что вы уже не просто человек.

— Да, знаю некоторых, которые просто боятся общаться. Со стороны кажется, что презирают, а на самом деле нормально думают, просто боятся. Напрягает, что у людей складывается впечатление, что если ты спортсмен сборной России, то ты с «обычными» не общаешься. Но я же сама такая же.

— Топ-3 фильмов, которые должен посмотреть каждый.

— «Лучшее предложение» — два раза смотрела, и каждый раз мне больно за главного героя, сердце кровью обливается, «Одарённая», «Чудо на Гудзоне». Мне ещё очень нравятся фильмы про танцы, где музыка качает (улыбается).

— Раз заговорили про музыку, некоторые спортсмены, например, перед стартом соревнований включают музыку и пытаются абстрагироваться от окружающего мира. Делаете ли вы так? И какую музыку любите?

— В принципе, я могу кататься как с наушниками, так и без них. В декабре у меня украли кейс от наушников, так что в Китае без них выступала, но мне это особо не помешало. Сейчас снова с ними катаюсь. В Канаде, например, слушала один и тот же трек, он заряжал меня. Вне катания обычно общаюсь с ребятами.

— Пока у вас небольшой отпуск. Когда приступаете к тренировкам?

— Сейчас дали время восстановиться, чтобы с полными силами вошла в сезон. С третьего марта начну процесс восстановления. Поеду на чемпионат России, который пройдёт с 17 по 20 марта. Мне интересно приехать и встретиться с друзьями. Весна, тепло, снежочек такой мягкий уже. В конце апреля — начале мая поеду на сборы.

Самое интересное — в нашем канале

Ludacris — самый экологичный

Напоследок — о чем-то по-настоящему важном. В 2008 году Ludacris попал в Книгу рекордов Гиннеса за участие в самом большом групповом принятии душа

Кроме рэпера в групповой помывке приняло участие еще 999 человек. Можно подумать, что то были съемки очередного эпического клипа с блэкджеком и шлюхами, но нет! Весь этот движ был частью тв-шоу про экологию Battleground Earth, которое в свое время вел Томми Ли. Его участники придумывали различные способы, как помочь окружающей среде — и кроме прочего решили, что такой душ будет неплохой экономией воды. Доля правды тут есть — по отдельности на 1000 человек воды ушло бы больше.

«Подбегала к тренеру, прыгала: „Смотри, что придумала“. А он мне: „Ты что, невменяемая?“ Все в этом спорте неадекватные»

Hou Zhaokang/Xinhua/Global Look Press

— Вы не сразу оказались во фристайле, сначала профессионально занимались фигурным катанием. Почему решили кардинально сменить род деятельности?

— Я занималась фигурным катанием на роликах, которое в России тоже довольно не распространено. Я пошла по интересным видам спорта (смеётся). В Европе, кстати, даже проходят Кубки мира. Это очень интересно, совсем другие ролики, не такие, как мы привыкли их видеть. Я была из первых, кто продвигал этот спорт в России. А потом ушла во фристайл. Ну я выросла в Чертаново, где можно очень быстро потеряться (смеётся). И мама запихивала меня куда угодно, лишь бы я не тратила время впустую: тренировки, скрипка, уроки. Я перепробовала многие виды спорта, даже футбол и дворовой хоккей зацепила. После «фигурки» пошла в акробатику, поняла, что это не моё. И вот чисто случайно попала во фристайл. Только три года назад смогла донести до тренера, что до встречи я вообще на горных лыжах не стояла, а он не верил (смеётся). У меня быстро пошёл результат, потому что он думал, что я каталась на горных, а я — что все так сразу делают.

— Сначала вы встали на беговые лыжи. Перестроиться на горные вообще не составило труда?

— Для меня — нет. Возможно, мне повезло. Но всем говорю: «Если на беговых стоишь, то горные вообще ерундой кажутся».

— Помимо хафпайпа вы известны выступлениями в слоупстайле, но отказались от последнего после полученной травмы в 2015 году. Расскажите подробнее, как это произошло?

— Изначально нам предоставляют право выбора нескольких категорий. Да и в «слопе» девочек больше. После того как отобралась на юношескую Олимпиаду в хафпайпе, отъездила первые три сбора, на последнем сломала ногу. С зимы сезона 2014/2015 не выступала в «слопе» вообще, а после того, как сломала ногу, в 2016 вернулась уже в пайп. До 2018 вообще к «слопу» не возвращалась, весной попробовала кататься на перилах, но, думаю, что не буду продолжать. Есть некий страх перед большими трамплинами. Уровень-то очень сильно растёт, и чтобы одинаково показывать себя в нескольких дисциплинах сразу, надо очень много работать, а у меня много сил уходит на пайп. Весь день на склоне — это перебор. Да и нет условий. Понимаю, если бы в Москве были трамплины, пайпы, то я могла бы сначала попрыгать на трамплинах, надоело — пайпы. Надо в Америку ехать, чтобы отрабатывать в нескольких дисциплинах. Именно поэтому все удивляются, что Россия первое место заняла на Кубке. Пока не задумываюсь над глобальными следующими целями, потому что внутри них есть микроцели. В этом году была цель отлично сделать программу. Сделала — выиграла Кубок мира, вот это бонус (смеётся). После Америки, когда подтвердила статус «жёлтой майки» и шла в лидерах, часто накатывала волна уверенности в последующих победах, но быстро отгоняла эти мысли, потому что думала, что это может сбить с толку и расслабить. Бывали моменты, когда «простреливало», подбегала к тренеру, прыгала: «Смотри, что придумала». А а он мне: «Ты что, невменяемая?» Все в этом спорте неадекватные (смеётся).

— Как разбираете ошибки?

— По видео в большей степени. Раньше всё подробно, а сейчас я и сама понимаю: подъезжаю наверх и говорю тренеру, что не надо ничего объяснять, потому что ошибки очевидны, и еду исправляться. Когда вы прорабатываете их до малейших деталей, на трюк выходишь и в полёте понимаешь «косяки». А бывает подъезжаю и умоляю сказать, где ошибка, чтобы сразу исправить. Не могу оставить что-то недоделанным.

— А как составляете программу на соревнования?

— Это исходит от той программы, которая была до, от того, что ты напрыгал в межсезонье. В последнее время сама придумываю, показываю, и мы вместе что-то корректируем. В Китае, например, была полностью моя программа, ничего не меняли. Я понимаю, что умею трюки, и тренер не предлагает мне сразу прыжки, которые я никогда не делала. На Олимпиаде на третьей попытке про себя подумала, что, кажется, поняла, что такое Олимпийские игры, но поехала и сделала вообще не тот трюк (смеётся). В итоге по результатам тренер поздравляет с первыми Играми, а в конце добавляет: «У меня только один вопрос… Что с твоей программой?», а я к нему ехала с таким же вопросом (смеётся). Бывают моменты, когда переключаешься и не понимаешь, куда надо ехать.

— То есть программу вы не заявляете изначально?

— Нет, у нас классно как раз. Иногда меняем на ходу программу. Нет проблем поменять трюки местами, но для этого нужно быстро думать. Лимита трюков тоже нет. По факту ты можешь сделать хоть двадцать прыжков, но будут ли они все высокие? В среднем у нас от пяти до семи прыжков. Главное — чтобы красиво и правильно было.

Исходное определение

В книге How to Rap , Big Daddy Kane и Myka 9 отмечают, что изначально фристайл был плевком ни на какую конкретную тему — Big Daddy Kane сказал: «В 80-х, когда мы говорили, что написали фристайл-рэп, это означало, что это было рифма, которую вы написали, не имеющая стиля … это в основном рифма, просто хвастающаяся собой «. Myka 9 добавляет: «Раньше фристайл перебивал рифму о любой случайной вещи, и это не было написанной рифмой или чем-то запомненным». Divine Styler говорит: «В школе, из которой я родом, фристайл был неконцептуальным письменным рифмом … а теперь они называют фристайл с головы до ног, так что эпоха, из которой я родилась, сильно отличается». Кул Мо Ди также ссылается на это более раннее определение в своей книге «Бог на микрофоне» :

В олдскульном хип-хопе Kool Moe Dee утверждал, что импровизационный рэп вместо этого назывался «срываться с головы», а Большой Папа Кейн заявил: «Внезапно мы просто назвал это «вне дома» — когда вы не пишете, а говорите все, что приходит в голову «.

Ссылаясь на это более раннее определение (письменный стишок на неспецифический предмет), Большой Папа Кейн заявил: «Это действительно то, что такое фристайл», и Кул Мо Ди называет его «настоящим» фристайлом и «настоящим фристайлом старой школы». «. Kool Moe Dee предполагает, что трек Kool G Rap «Men At Work» является «отличным примером» «настоящего» фристайла, наряду с «Lyrics of Fury» Ракима .

Фристайл-edutainment

«Николай и Анна, прекрасная пара, / брак состоял из любви, стихов и скандала. / Все у них было прекрасно вполне, / если не считать разлук и связей на стороне. / Поэту сложно разобраться в себе, / что делать, когда сразу два поэта в семье…» — эти строки дали старт дуэли между «Гумилевым» и «Ахматовой», то есть между Сергеем «Серж Антом» Андреевым и Майей Медовой в Музее Москвы.

Это было первое состязание в формате классическая поэзия + рэп, организованное Киселевым и московской Хип-Хоп-Академией. Участвовали «Цветаева» и «Пастернак», «Бродский» и «Евтушенко», «Блок» и «Белый»: фристайлеры мастерской читали стихи своих поэтов и — импровизировали в их стиле, предварительно изучив подготовленные «досье».

Потом были баттлы «Пушкин — Маяковский» на Пушкинской, «Маяковский — Северянин», а две недели назад в забитой «читалке» Детской библиотеки им. Светлова школьники и студенты баттлились на темы из школьной программы. В перерывах между схватками узнавая, что Бродский был в ссылке за тунеядство, Горький читал 4000 слов в минуту, а Гончаров писал «Обрыв» 20 лет.

Демидова: люди часто думают, что фристайл Русецкая: Русский язык в школе должен получить молодежную огранку

— Поэтические дуэли — тот формат, когда слушателю и интересно, и полезно, — говорит Киселев. — Учитель, прогремевший в Рунете рэп-уроком про Ивана Грозного, читал фристайл. Это ж edutainment, игровое обучение в чистом виде, как и наши чтения.

Неутомимый популяризатор жанра, Киселев организует баттлы, читает в хип-хоп-операх, мастерская делает спектакли с фристайлом в Театре.Doc, участвует в фестивалях. Например — в Красноярской ярмарке книжной культуры, где сборная мастерской импровизировала на строки Пригова. Устроители КРЯККа теперь дают мастерской грант, и Киселев собирается в тур по Сибири — делать баттлы, помогать местным рэперам осваивать Бродского.

…В баттле на Пушкинской победил Маяковский: в финале Ксюха#Наполусогнутых, звезда мастерской, фристайлила на строке «если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно».

Лев познакомился с Ксенией Семеновой на фестивале «Сплав слов». Образ ее жизни и окружение было маргинальным, курила Ксюша не только табак. Лев позвал ее в мастерскую, девушку увлекло, она стала побеждать на турнирах, ее видео получало миллионы просмотров. Сейчас она читает на спектаклях театра «Огненные люди», выступает на радио, ездит в Сочи и Крым, словом, зарабатывает рэпом. Перед Новым годом была нарасхват на корпоративах, коллектив Газпромбанка два часа не отпускал их с Киселевым.

Любит стихи, поступать будет, надеется Re-Pac, на театральное.

Виды фристайлов

Фристайл битва является конкурсом , в котором два или более рэпер конкурировать или «бой» друг с другом , используя подручный текст. Это видная часть современной культуры хип-хопа , предшественниками которой стали поэтические баталии на протяжении тысячелетий в таких разнообразных жанрах, как японское хайкай и скандинавский флайтинг . В битве вольным стилем цель каждого участника — « дискредитировать » своего оппонента с помощью умных текстов и игры слов, с упором на импровизационные способности рэпера. Многие сражения также включают метафорически жестокие образы, дополняющие атмосферу «битвы». Считается бесчестным или постыдным читать заранее написанные или заученные рэпы во время битвы вольным стилем, потому что это показывает, что рэпер неспособен «плевать» спонтанные тексты. Живая аудитория является ключевым моментом, поскольку большая часть «победы» в битве зависит от того, как аудитория реагирует на каждого рэпера. Назначенных судей можно использовать в официальных конкурсах, но в большинстве случаев победителем считается рэпер, получивший наибольший отклик публики.

В наше время, с появлением таких лиг, как King of the Dot и Ultimate Rap League, большинство сражений написано с использованием фристайла, включенного в стихи. Это позволяет использовать более сложные рифмы и оскорбления.

По мере развития хип-хопа в начале 80-х многие рэперы приобрели известность благодаря битвам за фристайл. Сражения могут происходить где угодно: неформально на углах улиц, на сцене на концерте, в школе или на мероприятии, специально предназначенном для сражений (например, Scribble Jam или Blaze Battle).

Зашифровывать или шифром является неформальным сбором рэпперов , битбоксеров и / или Breakdancers по кругу, чтобы варенье в музыкальном вместе. Этот термин также в последние годы стал обозначать толпу, которая формируется вокруг сражений вольным стилем, состоящая из зрителей и зрителей. Эта группа частично служит для поощрения соревнований, а частично — для усиления общественного аспекта рэп-баттлов. Шифр известен тем, что «создает или ломает репутацию в хип-хоп сообществе; если вы сможете войти в шифр и рассказать свою историю, демонстрируя свою уникальность, вас могут принять». Эти группы также служат средством распространения сообщений о стилях и знаниях хип-хопа посредством молвы и поощрения тенденций в других битвах.

Rebel XD — самый быстрый

Начнем с чисто технических вещей — кто быстрее всех зачитывает? Первым известным рекордсменом в этой категории был Tung Twista. В 1992 году он был занесен в книгу Гиннеса с результатом в 598 слогов за 55 секунд. В 2005 году рекорд побил Рики Браун, также известный как NoClue — 723 слога за 51.27 секунд. Последнее обновление рекорда пришлось на 2007 год: Rebel XD зачитал 852 слога за 42 секунды.

Далее история развивалась интереснее. Рекорд пытался побить в 2008 году испанец El Chojin. Он не смог зачитать больше слогов за 42 секунды, чем Ребел, зато поставил отдельный рекорд: 921 слог за минуту. 

Эти рекорды держаться до сих пор, но попытки их побить были. В 2015 году кореец Outsider выдал на два слога в минуту больше, чем El Chojin, но его достижение не засчитали, так как читал он на корейском.

«Мне нравится Россия тем, что мы не врём друг другу»

— Насколько сильно отличается инфраструктура за рубежом?

— Раньше в Новопеределкино был хороший пайп. Я была в Красноярске, не знаю, как сейчас, но тогда, после Универсиады, была и подушка хорошая, и пайп. Просто у нас всё поздно строится. Когда это происходит, я уже выступаю на всех соревнованиях, у меня нет времени тренироваться в России. Дома на батутах прыгаем, в спортзал ходим, трамплины в подушку и воду. В остальном, где чисто снег, ездим за границу. В этом сезоне были во Франции, потом в Новой Зеландии, затем — Австрия, оттуда поехали на Кубки мира — Америка, Китай, после Нового года были сборы в Швейцарии, потом X-Games в Америке, там же — Кубок мира, затем была Канада, после которой уже вернулась домой. По сути, летом каждый год мы посещаем трассы Франции, осенью — Австрии. Просто всё зависит от того, где проходят соревнования, туда и едем. В Новой Зеландии круто — когда у них зима, у нас лето, мы поехали в начале августа, провели там полтора месяца, долго, но интересно в плане катания.

— В связи с частыми переездами, думаю, вы часто обращаете внимание на детали. Что бы вы привнесли в Россию из той же Швейцарии или Франции?. — Сыр (смеётся)

Если серьёзно, из мелочей, с учётом того, что я провела последние полтора месяца за границей, я настолько привыкла извиняться: после возвращения выхожу из магазина и пересекла дорогу входящей женщине, мы вроде бы и не столкнулись, но остановились обе, хотела извиниться, но понимаю, что у нас совсем другой менталитет и она посмотрит на меня с выражением «дамочка, что ты вообще здесь делаешь» (смеётся). Приятно, когда каждый извиняется, но мне нравится Россия тем, что мы не врём друг другу. Если ты мне не нравишься, то это можно не скрывать. Мы такие люди. В Америке, конечно, совсем иначе: если я к тебе испытываю негатив, я должна сказать, как сильно люблю, но потом в кулуарах сказать честно. Это пугает, потому что ты не знаешь настоящих чувств этих людей. В России этого нет. И это классно

— Сыр (смеётся). Если серьёзно, из мелочей, с учётом того, что я провела последние полтора месяца за границей, я настолько привыкла извиняться: после возвращения выхожу из магазина и пересекла дорогу входящей женщине, мы вроде бы и не столкнулись, но остановились обе, хотела извиниться, но понимаю, что у нас совсем другой менталитет и она посмотрит на меня с выражением «дамочка, что ты вообще здесь делаешь» (смеётся). Приятно, когда каждый извиняется, но мне нравится Россия тем, что мы не врём друг другу. Если ты мне не нравишься, то это можно не скрывать. Мы такие люди. В Америке, конечно, совсем иначе: если я к тебе испытываю негатив, я должна сказать, как сильно люблю, но потом в кулуарах сказать честно. Это пугает, потому что ты не знаешь настоящих чувств этих людей. В России этого нет. И это классно.

В большей степени перевезла бы в Россию еду (смеётся). В Швейцарии очень вкусный сыр, правда. Я бы очень хотела, чтобы у нас освещали проблему сортировки мусора. Это же большое загрязнение, хотя где-то стоят урны для раздельного сбора, но ты не знаешь точно, сортируется или нет. Для меня это было всегда очень сложно: приезжаем за границу, а я не знаю, что из этого поддаётся сортировке, а что нет, и вот ты стоишь с трубочкой и пакетиком и думаешь: «Мне выкидывать это отдельно или в несортируемый мусор»? Было бы здорово, если бы показывали рекламу. У нас живёт так много людей, и точно не все знают правила. И чистота улиц: у нас много людей в России выбрасывают окурки и жвачку мимо. Печально наблюдать за этим. А в остальном у нас очень много всего интересного.

Jay Z — самый богатый

Демидова: люди часто думают, что фристайл

Шон Кори Картер — один из ярких представителей хип-хопа как индустрии высоких достижений. В мае 2019 года стало известно, что его состояние перевалило за один миллиард долларов — и никого богаче в рэпе до сих пор не нашлось. Доля доходов от музыки при этом невелика — всего 75 миллионов. Самый ценный актив Джея Зи — бренд шампанского Armand de Brignac, оценивается в $310 млн.

Fun fact: когда в 2018 году Лувр отчитался о рекордной посещаемости в истории — 10.2 млн человек — это связали с тем, что в тот же год вышло видео Jay Z и Beyonce на песню Apeshit, которое снимали как раз в музее. На тот момент клип посмотрели почти 150 миллионов раз, так что наверняка какое-то влияние на посещаемость Лувра он оказал.

«Фристайл — это рэп читать что ли»? И я думаю: «Да, ребят, сейчас зачитаю»

— У России уже были кубковые успехи в экстремальных лыжных дисциплинах — акробатике, могуле, даже архивном лыжном балете, но в целом россиянам во фристайле не всегда везёт. С чем это связано?

— У нас в России не сильно развит этот вид спорта, очень мало хороших трасс: на данный момент хафпайпа только два, слоупстайла тоже. В этом году будут соревнования в Сочи, надеюсь, там сделают хорошие трассы. В целом у нас не развивают, не популяризируют фристайл. Про хафпайп, наверное, 50% населения узнали из новости о моей победе на Кубке мира. Нужно, чтобы телеканалы транслировали, чтобы соревнования чаще проходили и афишировались в России. По факту никто об этом не знает, а если слышат, то спрашивают: «Фристайл — это рэп читать что ли»? И я думаю: «Да, ребят, сейчас зачитаю» (смеётся). Начинаю объяснять, что это прыжки на горных лыжах, теперь понимаю, что большинство считает их прыжками с трамплина, и рассказываю, что фристайл — это трюки. А чтобы объяснить, что у нас семь дисциплин, в одной из которых есть половина трубы, ты должен ехать с одной стенки на другую, прыгать, приземляться, ехать дальше, и так — где-то шесть прыжков, уходит немало времени. За несколько лет у меня появились видеоматериалы, и я просто предлагаю их посмотреть (смеётся). Плюс фристайл — очень травмоопасный вид спорта. Наверное, я бы не хотела отдавать свою дочь, если бы знала, насколько травматично это может быть. Сейчас понимаю, что знай моя мама, какой это сумасшедший вид спорта, она бы отказалась от этой идеи, потому что в 15 лет я сломала две берцовые кости голени, год назад порвала плечо. С мамой стараюсь редко общаться насчёт травм, дальнейшего движения в спорте, но она частенько мне говорила: «Ну, всё, мастера спорта выполнила — мою задачу выполнила, можешь уходить». Мне очень долго не присваивали мастера спорта, сначала даже дали «международника» в прошлом году. А когда отобралась на Олимпиаду, мама сказала: «Даже представить не могла, что какой-нибудь знакомый будет на Олимпийских играх выступать, а тут понимаю, что это моя дочь» (смеётся). Она думала, что я не прошла в финал Игр в Пхёнчхане, так как оборвалась трансляция сразу после второй попытки квалификации, а по первой я не проходила. Сразу написала мне сообщение, что я молодец, не должна расстраиваться, выступила на ОИ. А я ей: «Мам, я в финале». И сразу: «Да ладно? Когда смотреть? Всё, круто, я ложусь спать» (смеётся). А когда созвонились, спрашивает: «Офигеть, что происходит?». После финала плакала, радовалась, что я шестая.

— А во фристайл вас кто привёл?

— Мама.

— То есть она не знала, что это травмоопасный вид спорта?

— Нет.

— Осознавали, куда идёте?

— Нет. Я спрашивала, что такое фристайл, она мне в ответ — про горные лыжи. В сезоне 2012/2013 я уже первый раз выступала в хафпайпе. Начинала тренироваться в Новопеределкино.

— А сейчас?

— За границей.

Демидова: люди часто думают, что фристайлСергей Булкин/NEWS.ru

Техника

Рифмовка

В рэп-баттлах используется множество приёмов из рэпа и поэзии. Помимо простых рифм широко используются двойные (даблрайм), тройные (триплрайм) рифмы, панторифмы и так далее. В отличие от поэзии правила рифмовки в рэп-баттлах более упрощённые.

Существует несколько приёмов рифмовки: разбиения (квадратные, обычные, сложные) и дублирование. Разбиение — это приём рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. Пример квадратных разбиений: сосна = со сна, доводы = до воды, пистолет = спи сто лет. Обычные разбиения основаны на созвучии отдельных словосочетаний. Пример: с долгами канитель = Парламент на бите. Сложные разбиения основаны на созвучии нескольких словосочетаний в строке. Пример:

Дублирование подразумевает использование омоформ в рифмовке. Пример:

Пример чистой панторифмы, где созвучны все гласные и большинство согласных звуков:

Примеры панторифмы, завязанной в основном на одну согласную, со вспомогательными гласными, за счёт чего достигается эффект каскадных рифм (слова также рифмуются между собой в одной строчке):

Примеры полнострочной панторифмы, где созвучно большинство гласных и меньшее количество согласных звуков:

В одной строфе встречаются и сложные совмещённые рифмы, например панторифма + каскадная + перекрёстная (слова рифмуются в двух строках по типу AB/BA). Это позволяет привнести в текст больше осмысленности и стройности мысли, что трудно сделать со сплошной панторифмой:

Панчи

Панч, панчлайн (выпад, колкость) — интонационное ударение на ключевую строку текста, как правило, нацеленную на оскорбление оппонента. Панч обычно располагается в последней строке четверостишия и его следствием является восторженная реакция аудитории, которая и определяет успешность панча. Панчи бывают личными и общими. Личные панчи основываются на высмеивании фактов из биографии или личной жизни оппонента. Общие панчи строятся на высмеивании оппонента вне контекста его личной жизни, например, на высмеивании его внешнего вида или псевдонима.

Гострайтинг

Написание текста исполнителю другим автором. Также подразумевается и последующая передача прав на текст. На баттлах гострайтинг осуждается, но не запрещается.

Читка

Флоу

Техника читки, активно практикуемая в рэпе и в культуре хип-хопа в целом. Флоу базируется на сочетании скорости читки и интонации. В рэп-баттлах флоу используется для демонстрации артикуляционной техники. Фастфлоу — стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях.

Фристайл

Техника, основанная на полной импровизации и исключении заранее написанного и выученного текста. С фристайла зародились рэп-баттлы изначально, однако в последнее время от этой техники на современных турнирах отказываются. Наиболее известным российским фристайлером считается Noize MC. Также фристайл активно практикуют Walkie и Abbalbisk.

Даблтайм

Читка вдвое быстрее ритма музыки. Используется в баттлах под музыкальный бит.

Грайм

Грайм — музыкальный жанр, исходящий от гэриджа. Сочетает в себе электронную музыку и минималистичный брейкбит под малые барабаны и глухие басы. Существует в связке с читкой под бит 140 ударов в минуту в стиле R&B с набором пауз и сменой ритма и интонации во время исполнения. На слух грайм напоминает художественное чтение стихов, но в более высоком темпе и агрессивной интонации. В России популяризатором грайма считается Oxxxymiron.

«Брэп!» (англ. Braap) — характерное восклицание, которое произносят участники баттла или зрители в зале во время исполнения читки под грайм.

Дэливери

Вставка вокального напева при читке. В баттлах под музыкальный бит иногда используется для эпатажа или разнообразия. Среди российских баттл-рэперов дэливери практикуют Drago, Маша Hima, Knownaim, Marul.

Флип

Ответ после раунда оппонента. Пока оппонент зачитывает свой текст, исполнитель подмечает из его текста какие-то факты и обдумывает на них ответные строки. Флип чаще всего используется в начале раунда, но также практикуется привязка флипа к любому месту в тексте прямо во время баттла. Флип считается удачным, если удалось подловить оппонента на лжи или исполнить панчи по фактам из его текста. В России самыми известными рэперами, удачно использующими флип, считаются Oxxxymiron, Витя СД, Rickey F, Гнойный.

История

Согласно теории, выдвинутой профессором Ференцем Сасом, рэп-баттлы берут свое начало от каледонского вида искусства, именуемого «flyting», который имел определенную популярность в XVI веке в питейных заведениях Шотландии. Суть заключалась во взаимном оскорблении двумя поэтами друг друга и реализовывалась в стихотворной форме. После данный вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами, которые устраивали подобные баталии среди своих рабов.
Спустя несколько веков данное направление видоизменилось и приобрело привычное название «рэп-баттл».

Первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х. Один из самых ранних баттлов состоялся в декабре года в Нью-Йорке (США) между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski.
В 1980-х рэпер Big Daddy Kane в книге «How to Rap» сказал: «…будучи MC из 80-х, ты мыслишь в формате рэп-баттла… ты сосредотачиваешься на поиске убойной рифмы, когда тебе нужно кого-то забаттлить… уже не думая о рифме для песни».

Также рэп-баттл ассоциируется с олдскулом в хип-хопе. Расцвет баттлов на открытых площадках пришёлся в период 1980—1990-х годов в США. Наиболее известные баттлы были включены в книгу «Book of Rap Lists»: Roxanne Wars (1984—1985), Juice Crew против Boogie Down Productions (1986—1988), Kool Moe Dee против LL Cool J (1987—1991), MC Serch против MC Hammer (1989—1994), Dr. Dre и Snoop Dogg против Luke (1992—1993), Common против Айс Кьюба (1994—1996), MC Pervis и Brand New Habits и LL Cool J против Canibus.

В 1990-х в США популярность обрели фристайл-баттлы. Данный вид баттлов состоит из трёх раундов и позволяет выявить наиболее харизматичных и артистичных рэп-исполнителей. Фристайл-баттл происходит из афроамериканского обычая устной игры «» (англ. Dozens). Исконный принцип фристайл-баттла заключался в полной импровизации во время выступления, однако в настоящее время в основном текст для баттлов пишется и заучивается заранее.

С начала 2000-х рэп-баттлы появились на американском телевидении. Состязания проводились в различных телешоу на таких телеканалах как HBO, BET и MTV. Фристайл-баттлам был посвящён фильм «8 миля» с Эминемом.

Первый турнир, посвящённый рэп-баттлам, был организован в году в Лондоне (Великобритания) под названием Jump Off TV’s World Rap Championships, в котором состязались рэп-исполнители из Великобритании и США. В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).