Хореография

Хореография для спортивных бальных танцев

Очень часто хореография используется как обязательный предмет для других профессиональных направлений, например — спортивные бальные танцы. В силу сложной координации данного вида спорта, основная работа и время тренеров уделяется основной программе бальных танцев, поэтому занятия хореографией проводит хореограф в отдельный день. Но это занятие является обязательным для танцоров бальных танцев. Как видите без хореографии никуда не деться.

Классика для детей 

Программа по хореографии в балете очень серьёзная. Ведь это не просто танец – образ жизни. Все чувства, эмоции требуют максимальной самоотдачи, труда, времени. Хотя все усилия не напрасные, потому что балет находится на вершине культурной иерархии и требует к себе особого отношения. Данное искусство сочетает в себе красоту, а также совершенство формы, связанной с глубиной внутреннего мира. Выучить множественные движения можно, а вот вырасти как личность, прочувствовать музыку, движения, создать образ в танце сложнее всего. Глубоко, со всей ответственностью воспринимать мелодию умеет не каждый, а лишь единицы

Поэтому важно научить своего ребёнка такому качеству

Что можно получить от балета?

1. У детей, занимающихся с юности балетом, не бывает проблем с позвоночником. Все потому, что осанка сразу выпрямляется, и имеющиеся искривления исправляются.

2. Обучение танцу воспитывает в ребёнке личностные качества – это психологическая устойчивость, упорство, целеустремлённость.

3. Детская хореография помогает выработать такое качество, как умение добиваться результатов во всём. Возможно, в будущем этот вид деятельности не будет профессиональным, но люди, имеющие к нему отношение, всегда выделяются среди других своей выразительностью. 

Школа классического танца

Хорошая школа хореографии, где учат балетному искусству, есть не в каждом городе. В таком учреждении обычно работают настоящие профессионалы. Именно такие педагоги учат детей основам танца, прививая им уважение к классическому искусству. Впоследствии из балетной школы выходят люди, являющиеся образцом физического и духовного совершенства, вызывающие у многих восхищение. Именно поэтому идея заниматься таким родом деятельности с детства очень занимательная. Ребенок ещё не понимает, что такое хореография, поэтому знания даются постепенно. Программа занятий обычно создаётся для каждого возраста отдельно.

Самые маленькие от 4 до 6 лет учатся правильно стоять, ходить во время танца. В процессе урока они изучают танцевальные шаги, прыжки, позиции рук, постановку корпуса, развивают музыкальный слух.

Программа по хореографии для деток постарше — от 6 до 10 лет — учит концентрации внимания, методикам выполнения движений у станка. Поэтому обычно в программу входят повторения уже имеющихся знаний и включение новых элементов, постановка различных этюдов. Подросшие дети, начиная от 10 лет, уже сами решают, оставаться в этом виде деятельности или нет. Все потому, что дальше занятия проходят на профессиональном уровне с дальнейшей реализацией себя как артиста балета.

Конечно же, ребёнок к этому возрасту уже должен обладать необходимыми качествами, такими, как гибкость, правильность выполнения шагов, прыжков. Что же остаётся делать другим детям? Решение этой проблемы простое — они себя прекрасно реализуют в любом другом направление танцев. Ведь что такое хореография в балете? Это база знаний классического танца, основа любого другого танцевального направления. Поэтому дети с юного возраста приобретают огромный багаж знаний, помогающий им в дальнейшем реализовать себя.

Конечно, нужно настраиваться на долгий путь, который придётся пройти до настоящего большого выступления. Именно поэтому понадобятся такие качества, как упорство, трудолюбие, терпение, целеустремлённость. Ведь тот, кто умеет ждать и работать над собой, однажды добивается большого успеха, а значит, юного арстиста в дальнейшем обязательно ждёт большое будущее.

Образование в области хореографии

В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается как совокупность образования в области балета и в области танца.

Периоды формирования системы балетного образования в России

первый (1710—1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

второй (1756—1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);

третий (1829—1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объёма общеобразовательной подготовки;

четвертый (1917—1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.

Модели организации подготовки артистов балета

В течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:

  1. модель узко-профессиональной подготовки — обучение исключительно танцу (1738—1756 гг.);
  2. модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756—1829 гг.);
  3. модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению — городскому училищу (1829—1917 гг.);
  4. модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917—1991 гг.);
  5. модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения, отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало XXI в.).

Особенности балетного учебного заведения

Учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета, помимо типовых подразделений, должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.

Специфические особенности балетного образования в России

  1. ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
  2. специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
  3. наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей — театров оперы и балета;
  4. конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
  5. высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.

Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Современные стили

Кто-то предпочитает только самые новые и современные виды танцевальных направлений.

Список самых актуальных на сегодняшний день в молодёжной среде стилей выглядит так:

  • электроданс;
  • хаус;
  • транс;
  • тектоник;
  • стрипданс;
  • гоу-гоу;
  • джампстайл;
  • шаффл;
  • R&B;
  • хип-хоп;
  • брейк-данс; 
  • поппинг;
  • джаз;
  • модерн;
  • постмодерн;
  • контемпорари.

Клубные танцы

Танцевальные направления: электроданс, хаус, джампстайл, R&B, транс и тектоник – это направления для любителей зажигать на дискотеках и клубных вечеринках. Электроданс и транс танцуют под электронную музыку. Движения энергичные и экспрессивные, выполняются на высокой скорости и с большой амплитудой. 

Тектоник – это сочетание элементов электроданса, поппинга, техно и хип-хопа, то есть прыжки, махи ногами и активные движения руками. Танец очень энергичный, подходит только для молодёжи, при этом он довольно монотонный и однообразный.

Уличные танцы

Танцевальные направления, относящиеся к уличным – это хип-хоп, брейк-данс, поппинг, локинг.

Хип-хоп – это не просто танец, это молодёжная субкультура, которая предполагает свой стиль не только в музыке и танцах, но и в манере одеваться, а также использование сленга и собственную философию. В хип-хопе сочетаются абсолютно различные танцевальные стили. Танец выглядит очень простым, но на самом деле, чтобы научиться танцевать хип-хоп, понадобятся упорные тренировки. Необходимы хорошая физическая подготовка и выносливость, так как нагрузка приходится на все группы мышц.

Брейк-данс – это идеальный танец для мальчиков, юношей и молодых мужчин. Это не только танец, это спорт, кроме танцевальных движений здесь присутствуют элементы акробатики и спортивной гимнастики. Занятия брейк-дансом развивают силу, выносливость, уверенность в себе, пластичность и формируют красивое мускулистое тело.

Современный балет

Виды танцевальных направлений, основанных на классическом балете, которые принято называть современным балетом – это модерн, джаз-модерн, постмодерн и контемпорари. По сути это современная трактовка классического балета, только с менее жёсткими стандартами. Модерн требует от танцовщиков прекрасную физическую форму, выносливость и хорошую растяжку. Контемпорари, напротив, не предъявляет жёстких требований, начать заниматься этим видом танца можно в любом возрасте, стройность фигуры, физическая подготова и гибкость — не важны.

Контемпорари танцуют босиком. В основе этого танца лежат боевые искусства Востока. Контемпорари тсполняют сольно, дуэтом, в паре или группой. Главным в этом виде танца является самовыражение.

Междисциплинарные области, связанные с хореографией

  1. Хореология (Choreology)
  2. Этнохореография

    Историю возникновения и развития традиционного танца различных этносов

    (Этнохореология) изучает:

     — генезис танца (происхождение);
     — описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
     — взаимовлияние традиционных танцевальных культур (межэтнические контакты);
     — исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.

    Теорию и методологию исследования танцевальной культуры этносов (наметились два направления):

     — исследование морфологии танца (формы, структуры, элементов танца) вопросы терминологии, понятийного аппарата, выработка подходов и методов описания/ исследования кинетического текста и его единиц; проблемы классификации и систематизации форм народной хореографии и др.
     — исследование семантики танца (значение, функции — содержание/ смысл танца на разных исторических этапах)
  3. Кинезиология
  4. Йога
  5. Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
  6. Палеохореография (Paleochoreography) — зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.
  7. Балетоведение — наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Много путешествий.
  2. Творческий и очень неординарный коллектив.
  3. Отличная физическая подготовка.
  4. Нет привязки к конкретной стране.
  5. Движение — жизнь, а ведь хореографы двигаются постоянно.
  6. Хореограф может пойти дальше, открыв собственную школу, рекламируя бренды, работая консультантом на киностудиях.
  7. Профессия, которая не может не понравиться людям, влюбленным в танец.
  8. После выхода на пенсию можно найти более простую работу в этой сфере: консультант, член жюри во время конкурсов и т. д.

Минусы

  1. Опасная профессия, ведь велик риск получить травму.
  2. Болящие ноги, мозоли, судороги, растяжение — эти проблемы сопровождают хореографа на протяжении всей карьеры.
  3. Конфликты с руководителем труппы и танцорами, которые часто ленятся, плохо работают во время репетиций и концертов.
  4. Не все хореографы добиваются успеха и высокой заработной платы.
  5. Работа занимает много времени.

Народная хореография

Танцевальное искусство в той или иной мере присутствует  в культуре каждого народа. Соответственно, народные танцы отражают мировосприятие, культурные особенности, обряды и традиции определенной этнической группы. Как правило, они отличаются колоритностью и выразительностью. Народное искусство танцев не является статичным: переходя из поколения в поколение и сохраняя основу, оно все же меняется, приобретая новые элементы и обогащаясь новыми смыслами.

Как правило, истоки любого народного танца следует искать в сельской местности. Деревенский уклад жизни с неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, сложившимися устоями формирует определенную устойчивость художественного вкуса, психологии, системы ценностей. Далее этот набор характеристик дополняется опытом последующих поколений, тем самым народное творчество приобретает новые черты, образы и идеалы. В результате мы видим отражение совокупности всего самого лучшего, что присуще культуре того или иного народа.

Основные черты народного танца:

  • Содержательность. Народный танец – отражение культуры и менталитета этноса.
  • Реализм. У каждого народа всегда есть конкретные идеи и волнующие вопросы, которые находят отражение в осмысленных, четких и понятных ему образах.
  • Выразительность. Народным танцам присуща яркость, самобытность, эмоциональность, наличие души.

Школа танцев

Хорошая школа хореографии, где учат балетному искусству, есть не в каждом городе. В таком учреждении обычно работают настоящие профессионалы. Именно такие педагоги учат детей основам танца, прививая им уважение к классическому искусству. Впоследствии из балетной школы выходят люди, являющиеся образцом физического и духовного совершенства, вызывающие у многих восхищение. Именно поэтому идея заниматься таким родом деятельности с детства очень занимательная.

Ребенок ещё не понимает, что такое хореография, поэтому знания даются постепенно. Программа занятий обычно создаётся для каждого возраста отдельно. Самые маленькие от 4 до 6 лет учатся правильно стоять, ходить во время танца. В процессе урока они изучают танцевальные шаги, прыжки, позиции рук, постановку корпуса, развивают музыкальный слух.

Программа по хореографии для деток постарше — от 6 до 10 лет — учит концентрации внимания, методикам выполнения движений у станка. Поэтому обычно в программу входят повторения уже имеющихся знаний и включение новых элементов, постановка различных этюдов.

Подросшие дети, начиная от 10 лет, уже сами решают, оставаться в этом виде деятельности или нет. Все потому, что дальше занятия проходят на профессиональном уровне с дальнейшей реализацией себя как артиста балета. Конечно же, ребёнок к этому возрасту уже должен обладать необходимыми качествами, такими, как гибкость, правильность выполнения шагов, прыжков.

Что же остаётся делать другим детям? Решение этой проблемы простое — они себя прекрасно реализуют в любом другом направление танцев. Ведь что такое хореография в балете? Это база знаний классического танца, основа любого другого танцевального направления. Поэтому дети с юного возраста приобретают огромный багаж знаний, помогающий им в дальнейшем реализовать себя.

Хореография

Конечно, нужно настраиваться на долгий путь, который придётся пройти до настоящего большого выступления. Именно поэтому понадобятся такие качества, как упорство, трудолюбие, терпение, целеустремлённость. Ведь тот, кто умеет ждать и работать над собой, однажды добивается большого успеха, а значит, юного арстиста в дальнейшем обязательно ждёт большое будущее.

Уличные танцы

Хип-хоп. Это целое культурное направление, которое зародилось в 70-е годы в Нью-Йорке среди представителей рабочего класса. Оно охватывает не только уникальную хореографию, но и слэнг, моду, манеру поведения и прочие отрасли жизни. В рамках хип-хоп культуры существуют самые разнообразные виды танцев, в большей или меньшей степени сложные в исполнении. Это breaking, DJing, MCing, клубный хип-хоп и многое другое.

Брейк-данс, который также называют бибоингом. Изначально быть частью хип-хоп культуры, а после, в силу своей уникальности, стал отдельным танцем.

Crip Walk. Танец, который появился в Лос-Анджелесе. Характерен шагами, которые исполняются в духе импровизации, в очень быстром темпе.

Поппинг. Танец основывается на быстром сокращении и расслаблении мышц, за счет чего тело человека содрогается

При этом важно соблюдать определенные положения и позы, в которых подобные движения выглядят наиболее эффектно

Сценический танец

Этот вид лежит в самой основе выразительных средств балета. Он представляет собой вид хореографического искусства, который предполагает создание некоторого образа на сцене. Сценический танец предназначен для зрителей и имеет множество разновидностей.

Дисциплины сценического танца:

  • дуэтно-классический;
  • исторический;
  • народно-характерный;
  • актерское мастерство;
  • современный танец.

Когда вы придете в студию хореографии, то преподаватель расскажет вам эти сведения и научит каждому из этих видов танцев. Главное – не стесняться и ничего не бояться, быть уверенным в себе и своих силах.

Хореография

Как выбрать педагога и студию?

Если вы ни разу не сталкивались с выбором коллектива для занятий танцами, то в первую очередь узнайте у друзей, знакомых, посмотрите отзывы на различных форумах – проанализируйте опыт других родителей.

Педагоги обязательно должны позитивно относиться к детям, а не гонять их «из-под палки». Иначе это сразу отобьёт желание ребёнка заниматься танцами. Так же педагог должен быть опытным, адекватным и ответственным. Возможно, когда вы подойдёте на первое пробное занятие (такая практика есть практически во всех студиях), то вы сами сможете оценить то, как проходят уроки.

Большим плюсом для педагога будет наличие специального образования, но так как некоторые направления не предполагают академической системы их освоения, то показателем его танцевальной грамотности будут различные пройденные мастер-классы, школы и стажировки. В этом случае опыт оказывается важнее.

Танцевальный класс обязательно должен регулярно проветриваться и быть безопасным для детей. Лучше проследите лично, насколько крепко прикручен к стене станок, как закреплены зеркала, не торчат ли нигде различные провода, о которые ребёнок может случайно запнуться.

Во многих коллективах организуют отчётные концерты, выступления, даже поездки на фестивали. Как правило, в выездных мероприятиях участвуют дети с 9-10 лет. Это могут быть конкурсы в рамках региона, страны или даже заграничные поездки.

Форма для занятий хореографией

Форму для занятий определяет самостоятельно каждая студия или коллектив. Если нет обязательных рекомендаций, то подойдут свободные футболка, штаны или леггинсы для девочек, носочки и кроссовки, либо балетки (зависит от танцевального направления). Важные моменты здесь, которые стоит отметить – одежду нужно выбирать из лёгких и «дышащих» тканей; кроссовки обязательно должны иметь твёрдый задник и ортопедическую стельку, чтобы не испортить стопу, а также быть лёгкими и иметь, например, сеточку, чтобы ножка не потела. Если выбранное направление предполагает занятия в балетках или носочках, то приобретайте именно их и откажитесь от чешек, т.к. они плохо влияют на стопу.

Занятия хореографией отлично подходят детям самых разных возрастов. Они никогда не бывают во вред, а наоборот совмещают приятное с полезным. Родительский настрой на танцевальные уроки своего чада так же
важен, как и интерес к ним самого ребёнка

Очень важно не давить на детей и не ждать от них огромных успехов с первого же дня занятий. Всё приходит постепенно, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее

Позитивный настрой родителей и детей, выбор хорошей студии и опытный, человечный педагог – залог успешных и плодотворных занятий танцами!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее