Финифть: история промысла на руси

Музей финифти при фабрике “Ростовская финифть”

Если вы захотите посмотреть, как ростовские профессионалы производят красоту в старинной технике финифти, вам непременно нужно будет попасть на фабрику, что на Борисоглебском шоссе. Если большинство достопримечательностей города сосредоточено возле кремля, то сюда надо ехать. Утешает, правда, то, добраться можно на любом автобусе и маршрутные такси. У них здесь конечная остановка

Но, обратите внимание – экскурсию нужно предварительно заказывать

В обыкновенном, ничем не примечательном здании находится фабрика «Ростовская финифть». При ней — музей и сувенирный магазин. Иногда можно, узнав у продавца, заказать экскурсию прямо здесь.

Вам расскажут о многолетней истории фабрики ростовской финифти, покажут и работы старинных мастеров, и условия, в каких они трудились. И самое интересное, можно увидеть своими глазами весь современный процесс рождения финифтяного узора. И сравнить старинные и современные образцы изделий ростовской финифти – уступают ли друг другу по сочности красок, оформлению, какие интереснее по темам.

Финифть: история промысла на руси

История русского финифть[править]

Тесные контакты с Византией обогатили национальное искусство славян финифтью. Первыми познали прелесть застывшего сверканья киевляне.

В Х веке ремесленникам, жившим по берегам озера Неро, в Ростове, удалось выведать у гостей с юга секреты композиции эмалевых составов. Так возникло и утвердилось понятие ростовской финифти. Долгие годы эмалевые миниатюры из Ростова радовали богатых ценителей: украшения из финифти на простой медной или бронзовой основе по стоимости нередко превосходили драгоценные металлы и самоцветные камни. Не всякая княгиня могла себе позволить несколько комплектов финифтевых гарнитуров – но всякая княжна стремилась подчеркнуть свою красу цветными узорами финифти.

В ХΙΙΙ веке Ростов стал именоваться Великим. Богатство города привлекло многочисленных иноземных завоевателей, приходивших то с востока, то с запада, и последовательно терроризировавших граждан Ростова.

Битвы оканчивались пожарами, восстановление поселения требовало сил, оборона городских пределов занимала всех трудоспособных мужчин. Заниматься финифтью стало некому. Искусство почти угасло: единичные попытки возродить традиции ростовской финифти увязали в очередных войнах.

Пока ростовчане отбивались от татаро-монгол, ливонцев и поляков, искусство финифти развивалось в Галлии. Жан Тутен, ювелир и экспериментатор, открыл несколько секретов создания прозрачных красок, не боящихся огня. Удалось ему сочинить и рецепт нежного полупрозрачного фона (кремового оттенка).

Благодаря тутеновским находкам цветные фигуры, очерченные тонкими линиями абриса, обрели зримую рельефность и динамичность. Миниатюрные пейзажи, созданные мастером, заблистали живостью природного естества. Затейливые арабески орнаментов заструились изменчивыми формами. Эмалевые портреты прекрасных дам и именитых вельможей взглянули на мир живыми глазами.

В , а в конце века молодой русский царь Петр, восхищенный красотой увиденного, купил и привез в Россию небольшую коллекцию финифти. Государь, по обыкновению своему, добыл и сведения о технологии производства диковинок.

XVIII век дал толчок развитию искусства финифти во многих городах Руси. Углич, Вологда, Ярославль, Великий Устюг, Сольвычегодск, Великий Новгород, Псков, Кострома взрастили несколько династий мастеров финифти. Но лишь Ростов Великий сохранил художественные традиции. Мастерская ростовской финифти располагается при Митрополичьем дворе. Забота церкви помогла эмальерам пережить все сложности последних веков. Святость намоленного места помогла – и помогает – мастерам росписи по горячей эмали выполнять иконы финифтью. Драгоценные оклады церковных книг, украшенные миниатюрами библейской тематики, образа для одеяний церковных иерархов, образки и ладанки для прихожан дали возможность сохранить и приумножить русское эмальерное мастерство.

В Ростове роспись по белой эмали на металлической поверхности стала известна с XVIII века. Первоначальные изделия представляли собой дорогую посуду, церковную утварь, портреты, украшения. Особо отличались эмалевые расписные ставки миниатюры, которые выполнялись при помощи сложной надглазурной росписи. Изображения приобрели более реалистичный вид, оббьем и освещенность.

Но в середине XIX века наблюдается спад эмальерного дела и переход от многоцветия и изящества к монохромности натуралистической упрощенности.

В начале XX века стала наблюдаться тенденция к смешению классических методов с западноевропейскими приемами росписи, в результате расцветает стиль «модерн».

Другие ростовские радости

Главный сувенир из Ростова – конечно же, ростовская финифть. Я даже не ожидала, что меня так очаруют сделанные в этой технике серьги, браслеты, кулоны, кольца, шкатулочки. Удивительно тонкая и нежная роспись на них вызывала желание скупить абсолютно все. Скромные полевые цветы, ромашки и колокольчики, пышные георгины на красочной эмали окружены тонкой филигранью из серебра… И все работа ручная, не существует двух одинаковых вещиц.

Финифть: история промысла на руси

Где купить финифть? Снаружи кремля – торговые ряды. Там изобилие сувениров – никто не уйдет обиженным. Все они сделаны местными умельцами в кустарных условиях. Цены здесь почти вдвое дешевле, чем в фабричном магазине. Но зато ассортимент фабрики более чем солиден – четыре сотни наименований изделий. Это иконы, ювелирные изделия, предметы интерьера, сувениры и подарки. Что впечатлило – так уж впечатлило: икона в магазине за полтора миллиона рублей.

Простые изделия, без сложной технологической обработки, что на лотках от художников-частников, что в заводском магазине – практически одинаковы. Но дорогие изделия все же предпочтительней брать заводского качества.

Чтобы обычному человеку определить принадлежность изделий, следует посмотреть на обратную сторону пластины: у фабричных эмаль голубоватая из-за добавок кобальта. Ну и, конечно, они снабжены биркой-сертификатом с фамилией автора и описанием производства. На некоторые изделия ставится клеймо с логотипом фабрики.

Финифть: история промысла на руси

Без них не обойтись

Как уже упоминалось, основными металлами при производстве декоративных изделий на фабрике финифти служат медь, томпак, латунь.

  • Медь используется для создания основы под эмаль. При этом поверхность медной пластины должна быть предельно гладкой, без отслоений, толщиной примерно 0,35 мм.
  • Латунь — это медь, содержащая до 50 процентов цинка, иногда с добавками олова, никеля, свинца и других металлов. Если в медь добавить цинк и алюминий, получится поверхность, похожая на золото. Такой вид латуни применяют при изготовлении ювелирных или наградных изделий.
  • Томпак — это почти то же, что и латунь, но с меньшим добавлением цинка (от трех до двенадцати процентов). Такие пластины идеально подходят для наплавления прозрачных эмалей, так как после обжига металл сохраняет блеск.

Другими материалами для изготовления финифти являются:

  • Свинцовые стекла различной прозрачности, они называются ювелирной эмалью. Температура их наплавления на металлические пластины в муфельной печи колеблется от 750 °C до 790 °C.
  • Огнеупорные краски. Эти краски не требуют дополнительного покрытия после обжига, они стойкие к различным воздействиям и чрезвычайно декоративны. Различают краски не только по цветам, но и по разному температурному режиму при обжиге. При нарушении предельных значений температуры они могут потерять цвет.

Краски поэтапно наносятся на поверхность изделия из эмали и также поэтапно вплавляются при температурах от 700 ºС до 900 ºС.

Такая технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: самые ранние изделия сохранили свой вид спустя три тысячелетия, есть эмали, датируемые археологами 6-м тысячелетием до нашей эры.

В настоящее время достаточно зайти в магазин народных промыслов, чтобы узнать, в каком городе делают финифть. Прежде всего, это Ростов Великий, что в Ярославской области, Вологда, Сольвычегодск Архангельской области.

Финифть: история промысла на руси

Исторические декорации

История возникновения на Руси ремесла по эмали датируется третьим веком. Однако это искусство пришло в упадок с наступлением монголо-татарского ига и было остановлено в развитии на двести лет.

Официальное упоминание о том, что это — финифть, каковы ее декоративная ценность и возможности применения в оформлении различной утвари, отмечается в Ипатьевской летописи в 1175 году. Но лишь в конце 14 века в пределах Усольского посада (нынешний Сольвычегодск) возобновилось широкое производство финифти, которая так и называлась — усольская эмаль. Со временем здесь образовались свои навыки и традиции освоения ремесла, усольская эмаль дала начало развитию школы живописи Архангельской, Велико-Устюжской, Вологодской и Ростовской областей.

Не все знают, в чем отличие усольской эмали от ростовской, тем более что это — финифть в обоих случаях, но выполненная различными приемами. В настоящее время художественная эмаль является постоянным источником изучения истории возникновения и сохранения традиций древней техники обжига стеклянных смесей. Основным элементом росписи, например, усольской эмали стал тюльпан.

Финифть: история промысла на руси

История ростовского финифтяного художества

Ростов Великий в качестве центра эмальерного искусства формировался несколько веков.

  1. В первый раз о мастерской ростовской финифти упоминается в документах архиерейского дома в 1760 году.
    Основой искусства ростовской финифти становится практика иконописи. На протяжении веков иконы были неотъемлемой принадлежностью не только православных церквей, но и домов на Руси. Их берегли, передавали из поколения в поколение, лучшей памятью о паломничестве была привезенная из святого места икона.
    Появляются мастерские в Спасо-Яковлевском монастыре, где создаются финифтевые иконы чудесной красоты. Эти мастерские разрастаются до центра производства финифти в Ростове.
    Кроме икон мастера делают эмалевые миниатюры для облачения священнослужителей, например на митры, украшают ими церковную утварь – потиры, оклады евангелий. Ювелирных украшений пока еще не делают.
    К концу XVIII века в городе действует целый цех мастеров ростовской финифти, слава о которых расходится по России. Изделия этого периода есть в Оружейной палате Москвы и коллекции Эрмитажа.
  2. XIX век. На это время приходятся расцвет промысла и наивысшие достижения в ростовской эмалевой миниатюре. Ростовские финифтянщики пишут миниатюры с образами святых и персонажей евангелия, со сценами священной истории. Прекрасные многоцветные работы, богатые, нарядные и яркие. Появляются изделия светского характера. Сердца женщин того времени прочно завоевали изготовленные здесь пудреницы, броши, ручные зеркальца, расписанные всякими бесподобными цветочками, букетиками и гирляндами.
  3. Конец XIX — начало XX веков. В стране появляются иконы, изготовленные машинным способом. Это наносит удар иконописным центрам, включая промысел финифти в Ростове Великом. Он переживает кризис и спад, как следствие вместо уникальных вещей начинают производиться неинтересные шаблонные изделия.
  4. С 20-х годов XX века начинается возрождение промысла. Мастера переходят на изготовление вместо икон, всевозможных финифтяных украшений и ювелирных изделий, декоративных шкатулок. Новые времена приносят с собой новые песни. И среди изделий появляются бесчисленные эмалевые миниатюрные портреты вождей, номенклатурных деятелей разного уровня, исторических личностей и знаменитых ученых. Казенный патриотизм играет первую скрипку.
    Но в это время начали возрождаться интересные и забытые приемы и формы прошлых веков.
    Созданная после революции артель к середине века становится фабрикой «Ростовская финифть». Эта фабрика существует и поныне, хотя и перестала быть монополистом производства.
  5. XXI век. Ростовская финифть, чуть не погибнув как промысел и пройдя круги ада XX века, вновь возвратилась к своему тематическому первоистоку – иконе и образам святых. Но это традиционное направление возродились уже на совершенно ином уровне. Кроме него эмальерное искусство сегодня представляют миниатюры с видами Ростова, кремля, узорами, цветами, сказочными картинами и панно.

Финифть: история промысла на руси

Горячие краски

Как получаются различные тонкие оттенки цветовой гаммы на эмали, разберемся подробнее.

Работа с эмалями требует знаний и практики. Художник, исполняющий рисунок по эмали, должен предугадать, как поведет себя при обжиге та или иная краска. Поэтому различные по цвету краски наносят частями с последующей прожаркой в печи. Так получаются многоцветные уникальные художественные картины по эмали.

Чтобы получить нужный цвет, используют специальные добавки. Это различные соли металлов, которые смешивают с красками: после обжига они дают нужный цвет.

Так, если добавить золото, рисунок приобретет рубиновый цвет, при добавлении меди получаются зеленый и его оттенки, добавка кобальта дает синий. При обжиге яркость красок приглушается, появляются характерные для финифти размытые и мягкие очертания рисунка, тонкая игра и плавные переходы тонов.

Иногда изготовление предмета требует нанесения сложных рисунков на финифть. Что это такое в производственном смысле, узнаем подробнее.

Эмаль могут обжигать от двух до восьми раз, нанося краски слой за слоем.

На изображении видно, какие этапы проходит при обработке заготовка будущего изделия, как изменяется цветовая насыщенность пластины-подложки, фона и центрального изображения.

Финифть: история промысла на руси

Так, например, выглядит готовая финифть: на фото ниже изделия эмальерного искусства 20 века, посвященные полету в космос Юрия Гагарина и возрождению фольклорных традиций в искусстве. Несмотря на разницу сюжетов, у эмалей много общего: полировка, тонкие переходы цветов, проработка деталей и высокое качество работ.

Финифть: история промысла на руси

Оттенки вдохновения

В Древней Руси эмаль и изделия, оформленные с помощью эмалевых украшений, ценились наравне с драгоценными металлами и камнями. Этому способствовали:

  • фактурная имитация эмалей под любые камни-самоцветы;
  • сложная техника изготовления;
  • возможность нанесения различных рисунков, от сложных икон до мозаичных изображений.

Еще один плюс — в отличие от обычных красок, эмаль не выцветала и была устойчива к воздействию воды или света, не поддавалась влиянию перепадов температуры, краски сохраняли прозрачность и неповторимый мягкий блеск. Поэтому она высоко ценилась и пользовалась спросом.

Популярна эмаль и в наши дни.

Финифть: история промысла на руси

Тонкости эмалевой техники

Будущая финифтяная красота начинается с изготовления металлической основы. Чаще всего для этого используются листы меди разной толщины, но в принципе возможно использовать и дорогие металлы золото и серебро. Из металла вырезается заготовка нужной формы и на специальных шаблонах или штампом придается ей небольшая выпуклость. Получаем заготовки – круглые для сережек или запонок, побольше, овальные — для миниатюрных панно. На эту основу ляжет эмалевое покрытие.

Но здесь начинается самое интересное – выбирается техника исполнения эмали. Возможных видов ее много. Пара слов о некоторых:

  • При эмалировании изделия можно использовать целый набор цветных эмалей, можно ограничиться каким-либо определенным цветом, например, белым, или только одной прозрачной эмалью.
  • Выемчатая — самая древняя техника эмалирования. Она выполняется так: в металлической основе выдавливаются углубления, образующие какой-либо рисунок. Это основная и наиболее трудоемкая часть работы. Когда выемки готовы, в них заливается горячая эмаль.
  • Производные от этой техники: отливка пластины-основания вместе с рисунком из углублений или гравирование основания с последующим его эмалированием.
  • Техника перегородчатой эмали — дошедшее до нас наследие великой Византии, в работе очень сложная. На основание припаивают поставленные на ребро узенькие ленточки из металла. Часто они делаются из серебра или золота. Ленточки прихотливо изгибаются, образуя разные узоры. В ячейки, образованные этими узорами заливают доверху стекловидную массу эмалей нужных цветов. А потом остывшую поверхность шлифуют, так что металл и эмаль каждой ячейки образуют одну плоскость. Получается неповторимое подобие драгоценного камня: грани блестящих цветных плоскостей, сияющих глубокими цветами радуги и линии металла, пронизывающие их.
  • Эмаль по скани – разновидность этой техники. На лист основы выкладывается ажурный орнамент из витой проволочки. В образовавшиеся при этом сегменты заливаются эмали нужных цветов. После обжига их уровень оказывается ниже узора из скани. Изделие не шлифуется.
  • Расписная эмаль – когда металлическая основа с помощью кисти сплошь покрывается живописью или росписью. О ней и поговорим подробнее.

Финифть: история промысла на руси

Сродни древней магии

В переводе с греческого финифть – блестящий камень. Готовое изделие представляет собой медную пластину, покрытое эмалью — стекловидным сплавом и поверху расписанное разными красками.

Оно сохраняет блеск и яркость красок, не выцветает и не желтеет от времени, не деформируется, не боится ни жары, ни сырости, ни растворителей, поверхность его не царапается и не трескается. Единственный недостаток – хрупкость.

Рождается подобное чудо красоты непросто. Сначала нужно приготовить эмаль. В ее состав входит смесь минералов – кварцевого песка, окиси свинца, буры, соды, поташа и других элементов.

Вырезанная из меди пластинка покрывается порошком эмали и обжигается при высокой — до 900 градусов — температуре в печи. Благодаря этому эмаль плавится и ровным стекловидным слоем покрывает пластину. Так делается несколько слоев покрытия. В результате пластина становится молочно-белой и блестящей.

Теперь можно начинать ее расписывать.

Финифть: история промысла на руси

Краски готовятся из разноцветных эмалей. Добавление солей золота окрасит их в цвет рубина, соединения кобальта придадут им синеву, зеленый дают минералы, образующиеся при окислении медных руд.

Все измельчается до состояния порошка и разводится маслом. Сейчас для этого используют масло машинное, а раньше в ход шло то, какое было под рукой у художника – льняное, конопляное, лампадное. Рисуют по эмалевому фону беличьими кисточками. Тут нужен острый глаз и верная рука – мелкие мазочки, точечки, пунктирчик…

Каждый слой росписи – обжигается. Чем многоцветнее изображение – тем больше будет число обжигов. После огненной купели краски меняют свои цвета. Надо учитывать эту специфику и безупречно знать все секреты обжига. К примеру, разные краски для своего обжига требуют разные температуры. Вот сколько тонкостей!

И вот финифтяное священнодействие закончилось и перед нами светящаяся изнутри нежная и радостная красота. Ее крепят в подходящую оправу – иногда в совсем простую, иногда в сложную и вычурную.

Кстати, словом «финифть» называют как древнейшую технику эмалирования, а также все те изящные изделия, которые декорированы ею.

Финифть: история промысла на руси

Украшения из ростовской финифти против Фрай Вилле

Недавно наш близкий знакомый купил в подарок своей жене эмалевое колечко, производства знаменитого Frey Wille — ювелирного дома из Вены. Элегантная вещица была чудо как хороша, так и притягивала взгляд. Сразу захотелось и себе такую же на день варенья. Но до дня рождения было еще очень далеко, а цена украшения просто зашкаливала.

А тут я очень кстати вспомнила, что лучшие друзья девушек все-таки бриллианты, а не фрейвайловское очарование. Поэтому быстро передумала

Да тут еще узнала, что обращаться с приобретенными изделиями фрай вилле нужно очень осторожно: беречь от ударов и царапин, они не любят воду, поэтому купаться с ними ни-ни, недопустим их контакт ни с моющими средствами, ни с лосьонами. Даже носить их надо правильно

Надо же, я думала просто носить их, а надо – правильно.

Одна из лучших российских школ расписной эмали — ростовская финифть, ее украшения красивы, куда менее требовательны в уходе и, практически, вечны. И стоимость ростовских ювелирных изделий вполне разумная, уж точно, что во много-много раз ниже эмалей Frey Wille. Друзья, делайте выводы и не ведитесь на щедро проплаченную производителями рекламу.

Когда я увидела серьги фабрики «Ростовская финифть», так напомнившие мне некупленный фрайвиль, то устоять не смогла. Глаза разбегались. Но ведь у девушки должно быть много украшений, правда? В этом ведь нет ничего плохого??? Любимый муж пришел мне на помощь – избавил от проблемы выбора и покупки, ну может быть, и не совсем нужной мне кучи роскошного великолепия. Он выбрал и купил мне пару серег.

Подарок дорогого мне человека, теперь я ношу их каждый день. Они приносят мне радость, в трудные моменты улучшают настроение и напоминают ту приятную поездку в Ростов Великий… Кстати, приятель наш, после покупки подарка жене почитающий себя уверенным знатоком украшений этого стиля, тоже принял мои серьги за фрай вилле. И он был просто ошарашен, узнав, что в ушах у меня ростовская финифть, а узнав ее цену потерял дар речи.

Финифть: история промысла на руси

Рубрика: Россия

Виды народных промыслов

Со школы знаем: страна у нас огромная, живет на ней много людей разных национальностей. Людей талантливых, которые из разных природных материалов, без особых хитроумных приспособлений, создают уникальные и неповторимые предметы.

Эта творческая работа и есть народные промыслы, которые делают нашу культуру столь богатой и разнообразной. А изделия этих промыслов весьма охотно раскупаются иностранными туристами и увозятся домой на память о России. Наиболее известны и любимы творения народных умельцев таких художественных промыслов, как хохломская роспись, дымковская игрушка, пуховые оренбургские платки, палехская миниатюра, вологодское кружево, круглолицые веселые матрешки…

Ростовская финифть тоже является одним из видов народного промысла и промыслом очень красивым. Да еще в нем удивительным образом сохраняется тонкая грань между массовым производством и искусством, между потоком и уникальным ручным творчеством.

Финифть: история промысла на руси

Различия и особенности изготовления

Сырье для изделия представляет собой изначально стекловидную массу, которая методом наплавления закрепляется на металлической пластине. Пластина выкована особо, например, в ростовской финифти она выпуклая.

После обжига из нанесенной на пластину массы получается эмаль. Она шлифуется и затем расписывается надглазурными (легкоплавкими) красками.

Поскольку температура плавления у красок разная, обжиг производится в несколько приемов.

Сложный процесс изготовления вызывает вопрос: финифть — что это, химия или искусство? Узнаем подробности.

В процессе производства выделяют три стадии:

  • изготовление металлических пластин — основ будущего изделия, покрытие пластины белой эмалью;
  • роспись по заранее заготовленному рисунку;
  • ювелирное обрамление.

Вот старинный рецепт изготовления эмали, который сохранился и до наших дней:

Итак, финифть — что это сегодня? В большей степени сейчас так называется техника росписи по эмали.

Наиболее знаменитые виды эмали – творения ростовской или русской школы, византийской и французской (лиможской). Они отличаются методом использования металлических подложек, перегородок, жанровыми предпочтениями и способом росписи по эмали.

В музее финифти «Ростовский кремль» хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.

Финифть: история промысла на руси

Разновидности финифти

Богоматерь Абалацкая Знамение. Школа или худ. центр: Ростов. Вторая половина XIX в.

Вологодская финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, перешедшем в 1780 году из состава Архангелогородской губернии в Вологодское наместничество и ставшем в 1796 году уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде.

Изначально главным мотивом были растительные композиции (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Вторая половина XIX века.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.