История
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
Сокол
Скань и зернь, применённая в современном изделии художника-ювелира Ю. Маланчук. Гарнитур «Кораллы» (колье, серьги, браслет, перстень)
Зернь
Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей
Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.
Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием
Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.
Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.
Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.
Где можно купить настоящие филигранные украшения?
К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции. В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.
Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок). Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.
По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.
Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»
В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.
Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.
Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет
Разновидности филиграни
Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:
- Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
- Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
- Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.
Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:
- Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
- Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
- Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
- Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.
Зернь
Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.
Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.
Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.
Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.
Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.
На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.
Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.
Чернение
Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru
Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com
Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.
Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.
Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.
Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.
Технология
В соответствии с технологическими особенностями есть три способа изготовления изделий из скани. Напайная скань: проволочный узор напаян на металлические пластины. Ажурная скань: в ней нет основы из металла, кружевной прозрачный предмет создается за счет скрепления деталей из проволоки.
Еще есть объемная скань – в этих ювелирных изделиях много составных частей из скани. В этой технике делают вазы, подстаканники, фигуры, шкатулки, различные аксессуары, изящные безделушки.
Скань – ручное искусство, существование фабрик нисколько не отменяет индивидуальный характер каждого изделия. Сделать новое творение в соответствии с замыслом, придумать новый узор, добиться высокого качества – удел ювелиров, работающих в технике скани.
Диаметр проволоки бывает различным – это необходимо для большей выразительности творений ювелиров. Часть проволоки скручивают, часть оставляют гладкой.
Подготовленный материал соответствует рисунку, проекту, эскизу нового ювелирного изделия. Выгибать проволоку в соответствии с задуманными линиями, переплетать ее ювелир может с помощью специальных инструментов.
Переплетение металлических нитей практикуется самое разнообразное. Ажурные детали, готовятся последовательно, по заранее продуманному плану. Затем их спаивают между собой. Металлическая основа необходима для скрепления некоторых изделий.
Художественные изделия и имитация скани
Воздушные и изящные предметы созданы кропотливым трудом мастеров. Начало его – рисунок, эскиз. Сложное изделие продумано до мелочей. Для уникального образа имеет значение все: диаметр проволоки, ее гладкость или скрученность, точный изгиб. Ювелиры используют специальные инструменты. Спаивают детали после обработки узора, выложенного на бумаге, серебряным припоем.
Различные виды скани отличаются по наличию металлической основы или ее отсутствию, сочетанию большого количества отдельных элементов. Но все эти способы подходят под основное определение, что такое скань: ювелирная ручная работа с тонкой проволокой из металлов или их сплавов.
Применение дополнительных техник и материалов служит большей декоративности произведений ювелирного искусства. Скань бывает уплощенная (с ребристой поверхностью). Ее дополняют чернением, серебрением, полировкой, эмалью. В шедеврах Древней Руси скань, как правило, сочеталась с зернью (мелкими металлическими припаянными гранулами).
Литые ажурные изделия бывают похожи на скань. Но это — ложная скань. Метод отливки использовался и в старину. Мастера знали, что такое скань настоящая, но практиковали литье, повторяющее филигранные узоры. Это упрощало производство домашней и церковной утвари из металла.
Скручивание одной проволочки вокруг своей оси называется торсирование, его также считают применяемой с древних времен имитацией скани.
Как носить филигранные украшения: наши рекомендации
К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие. И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Ювелирные техники — виды Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей и холодной эмали | Техника перегородчатой эмали | Грузинская перегородчатая эмаль | Ростовская финифть
Чеканка по металлу. Техника гравирования по металлу. Тиснение на металле Чернение золота и серебра. Завод Северная чернь — классика чернения | Травление металлов. Химическое золочение. Серебрение ювелирных изделий. Оксидирование, и другие покрытия | Кольчужное плетение и его виды
Русские шедевры
Скань (наряду с зернью) стала одной из самых известных ювелирных техник России. Мастерские по изготовлению украшений и изысканных бытовых принадлежностей были при княжеских дворах и монастырях. Много веков русские ювелиры совершенствовали эту технологию.
В XVIII-XIX веке существовало несколько фабрик по производству филигранных изделий. Настоящие произведения искусства из скани — перстни, кольца, броши, подвески, амулетницы, погремушки. Даже лорнеты и зажигалки украшали в этой технике, что вполне сочеталось со стилем модерн.
В советской России высокое искусство скани не было утрачено. Свидетельством международного признания русской филиграни стала золотая медаль, которую она заслужила во Франции в 1937 году. Что такое скань из России, за рубежом знают хорошо: неоднократно русские шедевры демонстрировались на международных выставках. Скань всегда считалась прекрасным сувениром и подарком. Ажурные аксессуары, вазы, шкатулки, подстаканники и посуда придают интерьеру дома особый стиль.
В настоящее время созданием скани и обучением этому мастерству заняты несколько центров. Так, в Нижегородской области есть Павловский техникум народных художественных промыслов, а на родине Казаковской филиграни работает предприятие художественных изделий. В Костромской области — Красносельское училище художественной обработки металлов.
Виды ювелирной филиграни
Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.
Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию. В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.
Скань – термин ювелиров
Так называют технику изготовления и украшения изделий из тонкой серебряной и золотой проволоки.
Искусно свитая проволока в руках мастеров превращается в кружевные вещи из драгоценных металлов, настоящие шедевры ювелирного дела. Скань очень часто применяется для создания предметов, украшающих дом.
Такие изделия встречаются в ювелирных салонах и на выставках. Легко их найти в музеях. Техника скани – очень древняя. В ней было создано много шедевров.
Хорошо известна прекрасная скань Древней Руси. Однако происхождение скани еще древнее – до нашей эры в Египте и Греции применялось изготовление предметов из драгоценной проволоки. Правда, тогда ее получали с помощью ковки.
Русские мастера в 10 веке делали скань методом волочения: протягивания заготовки через отверстие меньшего диаметра. Скань в ювелирных изделиях уже тогда объединяли с зернью.
Ни один учебник русской истории не обходится без упоминания высокого уровня ювелирного дела Древней Руси. Мастерские по изготовлению ажурной скани существовали не только при царском, княжеском дворе, но и при монастырях.
Еще одно название скани – «филигрань». Оба слова означают один и тот же прием обработки проволоки, только у слова «скань» происхождение русское, а у «филиграни» — латинское.
Филигрань и скань
Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)
Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).
Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.
Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар
Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com
Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.
Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.
Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий».
Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.
Как делают украшения из скани
Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.
Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.
Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.
В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Филигрань из серебра: технология изготовления
В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.
На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.
Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.
Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.
Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.
Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.
Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.
Техника скани требует мастерства
Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.
Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.
Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.
Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.
Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).
«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
Казаковская филигрань – современное производство
Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов
Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель
Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.
Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.
Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):
История филиграни
Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию, что и их предшественники столетия назад.
Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.
В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.
Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.
Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.
Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.
Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.
На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.
https://youtube.com/watch?v=uHuzfHRQ-6I