Психология фанфикшна

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 51 278.

Категории: Литература

English:Write a Fanfiction

Español:escribir fanfiction

Português:Escrever uma Fanfic

Italiano:Scrivere una Fanfiction

Deutsch:Fanfiction schreiben und veröffentlichen

Français:écrire une fiction dérivée (fanfiction)

Bahasa Indonesia:Menulis Fanfiction

العربية:كتابة أدب المعجبين

Nederlands:Fanfictie schrijven

Печать

А государство против!

С распространением интернета фанфикшн стал международным явлением, есть переводы фанфиков и интернациональные фэндомы по самым известным произведениям. Как ни странно, в России проще заниматься фанатской литературой: ресурсы, архивы и библиотеки открыты для пользования. Фанфикшн пока не преследуется законом и попадает в категорию производных (деривативных) продуктов интеллектуальной деятельности — то есть таких, которые защищены авторскими правами оригинала. Но проблема в том, что, например, в США и Японии «производность» необходимо юридически доказать, а поклонники не знают, как это сделать, не претендуют на коммерческие права оригиналов — и в конечном итоге получают иск.

Кто пишет фанфики?

Большую часть фандома, фанатского сообщества, составляют девочки, девушки, женщины и даже бабушки. Почему так? В патриархатной системе женщина — по умолчанию субъект, к мнению которого прислушиваются редко. Сколько любовных романов — классических романов — написано авторами-женщинами? Маргарет Митчелл, сёстры Бронте, Джейн Остин — первые имена, которые приходят на ум. Но все они − представительницы высшего класса общества, девушкам из низших слоёв проявить себя было практически невозможно.

Женщину и сейчас порой вовлекают в публичное пространство лишь потому, что она же и должна это пространство организовывать. Она позволяет другим высказываться. Фанфикшн же стал одним из способов реализации творческих талантов женщины.

Психология фанфикшна

Научное признание

Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).

Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения

Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки). . Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам. 

Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам. 

Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:

слэш и гомосексуальные «пейринги»,

(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)

особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,

отдельные фандомы и их уникальные черты.

Как родилась фанфик-культура?

В 30-е годы фанаты sci-fi-литературы собирались на конвенциях и продавали собственные журналы, в которых печатали продолжения популярных произведений. А уже в 60-х создаются фэндомы по сериалам «Звездный путь» и «Доктор Кто». Это и есть точка отсчета в истории фанфикшн как культурного феномена.

«Стартрек» настолько поражал воображение фанатов космическими мирами, необычной биографией персонажей, техническими характеристиками звездолетов, что по сей день у этого сериала один из самых многочисленных фэндомов.

Тем не менее самый известный фанзин Spockanalia выпустил в 1967 году мужчина — Джин Родденберри

Spockanalia. Фан-арты

Появление фанфиков часто объясняют фрустрацией: разочарованные открытым финалом или сюжетными линиями, связанными с взаимоотношениями героев, читатели хотят продолжения истории. Так фанфики становятся не просто «пробой пера», живым откликом на источник, но и терапией, когда человек «доигрывает» произведение по своим законам и получает удовлетворение.

«Большая литература» представляет собой профессиональную институциональную практику, которая носит коммерческий характер и позволяет нам накопить символический капитал: мы самоутверждаемся за счет полученного знания и «великих имен».

Фанфики же — это бунт и один из видов анархической кооперации в искусстве.

Здесь нет цензуры, а оценивает тексты сообщество: первыми читателями, редакторами, переводчиками становятся пользователи фанфик-сайтов, любой фикрайтер — это одновременно и рецензент.

Тексты мигрируют и меняются. Каждый автор (почти все они анонимны и выбирают аккаунты с именами персонажей) может редактировать или вовсе удалить свое произведение, перенести его в пространство социальных сетей. Ошибочно считать это банальным плагиатом — все права фикрайтеры часто передают авторам источников.

Некоторые корпорации рассматривают такое творчество как бесплатную рекламу фильмов, аниме, сериалов и игр. Бритни Спирс даже начала конкурс фанфиков и призвала поклонников писать истории, основанные на песнях из ее последнего альбома The Circus. По рассказу, который займет первое место, будет снят анимационный фильм.

Зачем пишут фанфики?

В начале 2000-х годов исследователи начинают воспринимать фанфикшн как дополнение к литературе. Сара Гвенлиан-Джонс пыталась проанализировать культурные функции тех текстов, которые сочиняют фанаты. Она и её коллеги были удивлены результатами! Оказалось, существует невероятное количество причин, по которым люди пишут фанфики.

Социальная проблематика — одна из ведущих задач для написания фанфика. Художественный текст позволяет каждому высказаться о тех проблемах, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Для нас это проще, нежели подготовить научную публикацию или написать исследовательскую работу.

Психология фанфикшна

Борьба с правообладателями

В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы. 

Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.

Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео). 

Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.

Слэш против гетеронормативности

Наибольшей популярностью пользуются фанфики, в которых описываются романтические и сексуальные отношения оригинальных персонажей, — от историй о первой любви, потере девственности до сказочных приключений, фэнтези или жестких порнографических текстов.

Для каждого жанра есть свое наименование:

  • lemon — описание откровенных сексуальных сцен;
  • vanilla — секс без садомазо;
  • cлэш — однополые отношения;
  • гуро — сцены кровопролития, отрезания конечностей, потрошения тел;
  • соулмейты — истории, в основе которых лежит представление о том, что у каждого человека где-то в мире живет идеально подходящая ему «вторая половинка» и они предназначены друг для друга судьбой;
  • гет — описание гетеросексуальных отношений.

Сексуальные сцены, в особенности с элементами порнографии, определяют жанровую принадлежность, а также развитие сюжета.

Фикрайтеры в коммерческой литературе

Автор эротического бестселлера «50 оттенков серого» Эрика Леонард — самый известный фикрайтер, ставший профессиональным литератором. Изначально она писала свой opus magnum как фанфик «Повелитель вселенной» по сериалу «Сумерки» под ником Snowqueens Icedragon. Эрика убрала сюжетные линии с вампирами и всё то, что могло бы нарушить авторское право на оригинал.

В России 90-х фанфики стали печататься и выходить как самостоятельная литература.

Один из примеров — продолжения произведений Толкина, созданные Ником Перумовым. До него фанфики по «Властелину колец» и «Сильмариллиону» представляли собой апокрифическое развитие сюжетных линий: «Черная книга Арды» Васильевой и Некрасовой, «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, «Человек с железного острова» Алексея Свиридова и даже в какой-то мере «По ту сторону рассвета» Ольги Чигиринской. Ник Перумов — первый, кто написал продолжение фантастической истории.

В России фанфики также иногда становятся оригинальными произведениями — как это произошло, например, с «Чужой жизнью» Сергея Кима, написанной по аниме «Евангелион». Несмотря на переделку, узнать первоисточник не составляет труда. Даже имена героев созвучны оригинальным: Синдзи — Синтаро, Аска — Акира, Рей — Рин, Мисато — Мэнэми.

Архангельский фандом

Полина Владимировна проводила опрос среди фикрайтеров, в котором приняли участие 24 человека: 23 девушки и один юноша. Возраст опрошенных от 14 до 31 года. Среди респондентов психологи, экологи, биологи, историки, экономисты, даже дорожные строители!

Они отвечали на вопрос: «Почему человек приходит в фандом?». Самый популярный ответ: «Недостаточно канона», то есть какие-то характеры произведения, по мнению фанатов, остались нераскрытыми, события описаны не полно. Кроме того, так фикрайтеры расширяют круг друзей и находят себе самореализацию. Два человека ответили, что хотели бы сбежать от этой реальности, создать новую. Важным оказалось и личностное развитие: толерантность, организованность, уверенность в себе, получение новых знаний. Главный вывод исследования: фанфикшен − это самоконструирующая практика и возможность критического осмысления проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Масштабы явления

Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга? 

Ошибаетесь!

Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.

Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети. 

Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел  «Продолжай».

«Семь кругов Ада»: гейм-роман в мире фанфикшн

Самое интересное в фанфике — внутренние монологи героев, их погружение в третью реальность — мир собственных мыслей. Читателя затягивает непонятное и трагическое повествование, атмосфера тотального разрушения и грубая сексуальность. Автору, который, как и полагается, анонимен и скрывается под ником Мr Аbomination, удается добиться удивительного эффекта: возникает чувство, словно читаешь сценарий аниме.

Фанфик написан еще в 2011 году и до сих пор остается невероятно популярным. В большой литературе его можно было бы назвать новым гейм-романом: читателей увлекают игровая реальность, колоритные персонажи, жестокие схватки и конструирование миров вместе с фикрайтером.

Так складываются десятки игровых миров «СКА».

Откуда

У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!

Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.

Или же первопроходцами стоит считать поклонников научной фантастики, которые в ещё в далёкие 1930-е годы проводили конференции и распространяли среди своих самостоятельно напечатанные журналы?  

А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?

Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?

Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру  площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.