Что такое «сталкер»? игра, фильм, стиль жизни

Закон и преследования

«А где доблестная полиция?» — спросите вы. Психологи и жертвы в один голос твердят, что стражи порядка могут оказать только минимальную помощь — проводить до метро или до дома, если жертва приметила преследователя. А чаще всего разводят руками, отделываясь пресловутым «когда убьют — тогда и приходите».

Другой бывший возлюбленный Любы сработал тоньше: девушка уехала в Рим, парень написал как бы в шутку: «Давай я приеду?» Люба испугалась: «Одного сообщения хватило, чтобы я начала нервничать. А потом он начал постить фотки поездов, идущих до Рима. Весь отпуск я была как на иголках, постоянно оглядывалась, боялась столкнуться с ним».

Примечательно, что в обоих случаях отношения заканчивались по обоюдному согласию: «Никаких предпосылок к подобному поведению не было. Оба знали, что у меня депрессия и тревожное расстройство, и понимали, насколько такие истории травматичны. Так и случилось: теперь я не доверяю людям, не называю домашний адрес».

Предупреждение

Если у вас есть смысл жизни, то вы наверняка не захотите стать сталкером, ведь данных людей буквально на руках носит смерть. Представьте, в каком убогом состоянии находятся полы в зданиях, которые не обслуживали еще со временен распада СССР? Вот именно, поэтому данная группа людей носит обмундирование не хуже, чем профессиональные лыжники. Если попадется заброшенная лаборатория (а таких много в СНГ), то есть вероятность подхватить искусственно выведенный вирус или же известный науке, но тяжело излечимый, например холеру. Не пытайтесь проникнуть на заброшенные объекты – это опасно для вашего здоровья.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Виды и терминология

Развиваясь и приобретая все большую популярность в мире, естественными стали различные ответвления от привычного сталкерства. Таких течений существует как минимум пять:

Сталкеринг – то, с чего начиналось зарождение этой культуры. Заключается в посещении брошенных людьми по различным причинам домов, целых районов и городов-призраков (небезызвестная Припять). На подобные «прогулки» отправляются, в основном, фотографы-сталкеры. Кто это, всем понятно: желающие запечатлеть строения, которые долгое время не были использованы человеком.

Инфильтрация – суть состоит также в проникновении на какую-либо территорию, только вот подобные походы более опасны. Так как объектом исследования становится охраняемая территория, нахождение человека на которой сопряжено с различным по степени риском для здоровья и жизни (разные заводы, котельные, подстанции и т. д.). Является очень опасным занятием, что, однако, только подстегивает многих искателей свежих порций адреналина.

Руфинг, цель которого состоит в восхождении на крыши зданий, зачастую в мегаполисах — с целью лицезреть вид на город сверху. Также, к примеру, для стрит-арта или для фотографирования приглянувшихся пейзажей (рассветов и закатов, которые, конечно же, красивее выглядят с высоких построек, где ничего не мешает).

Также можно выделить коммерческие виды этого занятия: индустриальный туризм (официальная экскурсия по заводу, если точнее), диггерство (исследование метро, туннелей и коллекторов), постпаломничество, урбанизм и т. д.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Разновидности и описание

Существует несколько течений сталкерства, которые обрели свой собственный смысл:

  • Сталкеринг – движение основателей этого термина. Такие люди проникают в заброшенные дома, постройки, пустующие города и села. Мотивом сталкеров может быть запечатление прекрасной местности на фотокамеру, следовательно, такое действие является излюбленным для фотографов.
  • Инфильтрация – в этом случае сталкер проникает на охраняемые объекты, которые подразумевают определенный риск для жизни (заводы, котельные здания и так далее). Это очень опасно, но именно опасность и привлекает таких сталкеров.
  • Руфинг, подразумевающий прогулку и перемещение по крышам зданий для лицезрения прекрасных видов. Такие сталкеры фотографируют пейзажи или занимаются стрит — артом, рисуя на крышах домов или стенах.

Помимо этого важно выделить другие виды сталкинга (диггерство – исследование тоннелей, индустриальный туризм – легальная прогулка по заводу и так далее)

Литература

на русском языке
  • Болдырев Н. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. — Челябинск: Урал-LTD, 2003. — 384 p. — (Биографические ландшафты). — ISBN 5-8029-0254-X.
  • Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. — 349 с. — ISBN 5-89329-443-2
  • Скаландис А. Братья Стругацкие. — М.: АСТ, 2008. — 736 p. — ISBN 978-5-17-052684-0.
  • Суркова О. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991.
  • Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. — 464 с. — ISBN 5-05-006018-4
  • Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: Зебра Е, 2005. — 487 с. — ISBN 5-94663-237-X
на др. языках

Johnson V. T., Petrie G. The films of Andrei Tarkovsky: a visual fugue. — Indiana University Press (англ.)русск., 1994. — 331 p. — ISBN 0253208874.

S.T.A.L.K.E.R. 2 (анонсирована в 2010 и 2018)

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Единожды уже анонсированная и отмененная, вторая номерная часть S.T.A.L.K.E.R. совершенно неожиданно в 2018 году повторно разожгла огонь надежды в сердцах поклонников. Правда, случилось это ну очень необычным способом: директор GSC Game World просто разместил на своей странице в Facebook сообщение о том, что компания возобновила работу над S.T.A.L.K.E.R. 2. Затем это же сообщение было продублировано на официальном сайте GSC Game World. И даже появился промо-сайт новой игры, на котором была указана предполагаемая дата выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 – 2021 год.

Что известно на март 2020 года:

Разработка ведется на Unreal Engine 4;
Дух серии был сохранен;
Вероятно будет реализовано разложение врагов под солнцем;
Это совершенно новая игра, не связанная с той, что была отменена до анонса в 2018 году;
Особое внимание уделено саундтреку;
Разработка ведется «уже достаточное время».

Больше деталей — в нашей статье, посвященной S.T.A.L.K.E.R. 2

Остается лишь ждать и надеяться, что когда-нибудь мир все же увидит продолжение знаменитой игры, покорившей сердца миллионов игроков своей восхитительной атмосферой и многими другими достоинствами.

Коротко о GSC Game World

А точнее, назад. Рассказ о серии стоит начать с небольшого экскурса в прошлое, в историю компании, которая ее разработала.

GSC Game World была основана в 1995 году в Киеве. Название состоит из инициалов ее руководителя — Григоровича Сергея Константиновича. Интересно, что название и логотип были придуманы задолго до ее формального основания, еще когда Сергей учился в школе.

Сергей ГригоровичСергей Григорович

Вообще юный Григорович, страстно увлекавшийся тогда еще появляющимися в Украине — а это было начало 90-тых — компьютерными играми, начал коммерческую деятельность не с разработки игр, а с продажи дисков (пиратских, разумеется).

Открыв компанию, Сергей с несколькими товарищами, занимались разработкой дисковых энциклопедий и даже переводом зарубежных игр (это, кстати, малоизвестный факт). Наконец, они принялись за создание своей первой игры — квеста. Но на тот момент опыта в производстве игр было маловато и до релиза проекта дело не дошло.

Первой выпущенной в свет разработкой считается стратегия WarCraft 2000: Nuclear Epidemic. Будучи поклонниками оригинальной Warcraft от Blizzard, команда из четырех человек создала свою, новую часть серии. Графические ресурсы было решено извлечь из Warcraft 2, а код — написать самостоятельно.

— Сергей Григорович

WarCraft 2000 была не только размещена на сайте для свободной загрузки, но также поступила в продажу на дисках. Сейчас сложно сказать, что это именно GSC производила диски, однако они успешно продавались. Для желающих ознакомиться: проект без проблем находится в интернете, а комментаторы оставляют положительные отзывы и делятся теплыми воспоминаниями.

Геймплей первой игры GSCГеймплей первой игры GSC

В 1999 авторы занимаются игрой DoomCraft, но ее разработку закрывают, полностью переключаясь на другой проект — Казаки: Европейские войны. Эта игра в жанре стратегии в реальном времени, об украинских казаках, увидит свет в 2001 году.

Со временем «Казаки» превратятся в масштабную серию игр. Авторы выпустят два аддона к ней (2002), вторую часть и аддон к ней (2005-2006) и наконец, Казаки 3 в 2016-м, и затем еще целых четыре дополнения.

Вообще, стратегии в портфолио GSC заняли не менее важное место, чем шутеры от первого лица, даже превзошли их количественно. Помимо серии про казаков, компания Григоровича выпустила Завоевание Америки (American Conquest) и аддон к ней (2002-2003), Александр (2004, по лицензии одноименного фильма), и Герои уничтоженных империй (Heroes of Annihilated Empires, 2006)

«Герои уничтоженных империй» могли стать трилогией«Герои уничтоженных империй» могли стать трилогией

Нам же интересны именно шутеры компании. Ведь они, по сути, стали предтечей «Сталкера».

Где можно найти сталкера

Если вы живете в своем городе достаточно давно, то обязательно знаете наизусть чуть ли не всю его карту, где расположен каждый дом и так далее. После распада Советского Союза множество предприятий, НИИ и госучреждений канули в Лету, оставив нам пустые заброшенные дома, иногда даже с большими и длинными подвалами – это и есть те места, где с большой вероятностью можно найти ночью группу молодых людей, называющих себя сталкерами.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Зачем люди туда спускаются? Они находят там комфортное для себя место. Однако бывают случаи, когда подобные люди не просто так заглядывают в заброшки ради наживы, ведь вместе с перечисленными зданиями после распада остались и целые военные части, где добра очень много! Осталось только прийти и забрать (это уже давно сделали). Все эти вещи представляют для сталкеров огромный интерес.

Если в вашем городе есть метро, то значит где-то должны быть и бункеры на время бомбардировок, поэтому там тоже с огромной вероятностью можно найти сталкеров, а также людей без определенного места жительства.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

В пункте о том, что означает это слово — сталкер, мы говорили, что есть следующее толкование: человек, преследующий других людей. Это тоже верно, ведь некоторых частных сыщиков так называют на Западе. В следующем пункте мы расскажем, почему же не стоит становиться сталкером.

Сюжет

Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища.

Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита. В районе падения начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и обнесли колючей проволокой.

Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он живёт в бедности с женой и больной дочерью. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли проводником Профессор и Писатель.

Фильм начинается в чёрно-белой гамме с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Здесь картина становится цветной. Цель путников — найти ту самую Комнату. Выясняется, что вход в неё расположен в нескольких сотнях метров от начала пути. Сталкер требует, чтобы спутники беспрекословно подчинялись его указаниям, объясняя, что прямой путь в Зоне не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны скептически. Троица отправляется в долгий обходной путь.

В чём конкретно состоит опасность ловушек, в фильме не раскрывается, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, больше не спорит со Сталкером. Благополучно избежав всех ловушек Зоны, в том числе и самой опасной из них — «мясорубки», — герои добираются до Комнаты. Профессор, как выясняется, имел своей целью не загадать желание, а уничтожить Комнату, он принёс в Зону созданную им вместе с его коллегами 20-килотонную бомбу. Своё намерение он мотивировал стремлением предотвратить претворение в жизнь опасных подсознательных желаний, которые могут привести к гибели человечества. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, иначе люди потеряют надежду, которую и давал им Сталкер, приводя в Зону. Писатель отказывается загадывать желание, объясняя это тем, что никому не дано в полной мере понять и признать свои самые сокровенные мечты, и поэтому использовать Комнату в своих целях никто не сможет. Поняв, что в Зону ходить бессмысленно, как и разрушать Комнату, Профессор разбирает и выбрасывает бомбу. С порога Комнаты герои, так и не загадав желания, уходят назад. Сталкер возвращается домой к жене и дочери. Он говорит жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и для жизни.

В последнем эпизоде фильма дочь Сталкера внезапно обнаруживает парапсихологические способности.

В ролях

Актёр Роль
Александр Кайдановский  Сталкер
Алиса Фрейндлих  жена Сталкера
Николай Гринько  Профессор (озвучивает Сергей Яковлев)
Анатолий Солоницын  Писатель
Наташа Абрамова  Мартышка (дочь Сталкера)
Файме Юрно (в титрах Ф. Юрна)  13 мин, дама за рулём кабриолета, её прогоняет Сталкер
Е. Костин  Люгер, буфетчик
Раймо Ренди  патрульный полицейский
Владимир Заманский телефонный собеседник Профессора (голос)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Стругацкие, Аркадий и Борис
  • Режиссёр-постановщик: Андрей Тарковский
  • Операторы: Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
  • Художник-постановщик: Андрей Тарковский, Александр Бойм
  • Художник: Шавкат Абдусаламов
  • Композитор: Эдуард Артемьев
  • Звукорежиссёр: Владимир Шарун
  • Дирижёр: Эмин Хачатурян
  • Монтаж: Людмила Фейгинова
  • Художник по костюмам: Нелли Фомина
  • Художники: Рашит Сафиуллин, Владимир Фабриков
  • Ассистент режиссёра: Мария Чугунова, Евгений Цымбал
  • Директор фильма: Александра Демидова

Значение слова «сталкер»

Современный мир неустанно расширяет границы городов, от чего места становится мало не только животным, но и жителям. И одни, и другие этим немного недовольны. Но есть энтузиасты, которые находят красивое, казалось бы, в ужасном. Да, есть такие люди, а называют их сталкеры.

Если у вас есть желание походить по заброшенным больницам, увидеть не менее заброшенные бункеры или же проникнуть в сверхсекретную подземную лабораторию, то вы наверняка в душе сталкер, поскольку только эти отпетые смельчаки спускаются даже в заброшенные ядерные шахты, не боясь за собственную жизнь.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Не стоит сталкеров путать с руферами — еще одно молодежное течение, только они более отпетые, чем кто-либо, ведь заползают в такие высокие места, что и говорить про безопасность не хочется. Если хотите узнать, как переводится слово «сталкер», то любой переводчик просто переведет данное слово на английский язык, поскольку данное течение пришло к нам именно с Запада. Там тоже живут молодые люди, искатели приключений 21-го века.

Сталкеры — это люди, преследующие одного человека или группу людей с какой-то определенной целью. Возможно, в каких-то отдельных фильмах или в определенном контексте данное слово и использовалось в подобном ключе, но на данный момент оно применяется к людям, увлеченным поиском заброшенных мест для дальнейшего изучения, которые не опасаются ни капли за свою жизнь.

Итак, мы узнали, что такое сталкер. Теперь нашим главным заданием будет отыскать его. Но ни в коем случае не вздумайте лично искать таких смельчаков в вашем городе, ведь в следующем пункте статьи мы сделаем это за вас.

Быть сталкером: опасно, но увлекательно

В современном мире слово сталкер имеет сразу несколько значений, поэтому очень важно понимать контекст, в котором человек его использует. Многие обыватели сразу вспоминают игру, либо одноименный фильм Тарковского, снятый по книге братьев Стругацких

Человек, который лучше ознакомлен с происхождением этого слова, сможет сразу же понять отсылку к определенной субкультуре, которая отдает предпочтение экстремальному спорту в его самых удивительных проявлений.

Еще совсем недавно было общепринято проводить отпуск или выходные на пляже, либо, отправляясь на дачу, но сегодня круг увлечений значительно расширился.

Все больше людей стремится вырваться за пределы цивилизации, чтобы испытать свои силы, а также улучшить ориентирование на местности и получить заряд адреналина, позволяющего сохранить бодрость вплоть до следующей вылазки.

Кто такие сталкеры?

Обратимся к первоначальному значению данного слова. Сталкером называют охотника или, если точнее, преследователя. Если же задать вопрос тем, кто называет себя сталкерами, то они могут назвать себя городскими исследователями.

https://youtube.com/watch?v=SJwHuEQi4Bk

Человеку, который принадлежит к этой субкультуре, интересны объекты, которые уже давно не используются человеком:

  • военные базы (покинутые);
  • лаборатории;
  • заводы;
  • брошенные селения.

Обычный человек, который никогда не слышал о подобном увлечении, сторонится подобных мест, предполагая, что они могут нести угрозу. Сами городские исследователи отмечают, что в подобных вылазках есть особая прелесть, ведь человек заново открывает неизведанное, пускай и созданное ранее его руками.

Сталкеры считают, что в каждой стране, которая входила в состав Советского Союза остается немало различных объектов, которые покрыты ареалом таинственности. Страна постоянно вела войны и больше 40 лет находилась в состоянии холодной войны, затрачивая миллиарды долларов в современном эквиваленте на различные испытания.

Поэтому такие секретные объекты, которые сегодня полностью покинуты, представляют особый интерес. Некоторые из них были законсервированы до лучших времен, что позволяет сталкерам найти немало интересной информации о том периоде, когда на объекте велась активная деятельность.

Некоторые из подобных недостроев не представляют особого интереса, в то время как другие становятся объектами нескольких последовательных вылазок.

В СССР было немало строек, которые своим размахом поражали современников, но так и не были завершены. Превосходным примером остается Крымская АЭС, которая так и не была запущена в эксплуатацию.

По официальной версии, работы были остановлены из-за недостатка средств, а также по причине страха перед повторением Чернобыльской катастрофы. Сегодня же данный объект привлекает к себе сталкеров из различных стран. Данное место является вполне безопасным для новичков, но в то же время продолжает таить в себе немало загадок.

Дополнительный толчок популярности данному увлечению дала игра с одноименным названием, которая и сегодня сохраняет огромную аудиторию преданных фанатов. Но настоящие сталкеры не ассоциируют себя с теми, кто пришел в сталкерство на основе волны популярности игры

Поэтому важно понимать разницу между сталкерами и тусовщиками или ролевиками

Сталкера интересуют необычные места, которые другие обходят стороной по тем или иным причинам. Это может быть как научная база, так и армейские склады, давно покинутые своим сотрудниками. На таких объектах довольно много различных артефактов конкретной эпохи, которые проливают свет на деятельность, которая велась здесь.

Поэтому сталкер отправляется в вылазку только со специальной экипировкой и проверенными компаньонами. В отличие от ролевиков, он знает, что отправляется на опасный объект, который может разрушиться. Поэтому он постоянно следит за состоянием снаряжения, в которое входят все предметы первой необходимости.

Сталкер располагает и определенными познаниями того, как предоставить первую медицинскую помощь, так как надеяться на быстрый приезд скорой вдалеке от цивилизации не приходится.

Твоя цифровая тень: киберсталкеры

Трудно сказать, что страшнее: когда по пятам ходит знакомый человек или аноним из соцсетей. Дарья, которая столкнулась со вторым вариантом, описывает леденящую кровь историю.

Благо ярый антифеминист выдохся, а Дарье, как обычно бывает в таких ситуациях, помогла психотерапия. Полиция реальной угрозы жизни не разглядела.

В июне Анна Гехт, выпускающий редактор одного из образовательных проектов, призналась в фейсбуке, что долгое время стеснялась рассказать о пережитом сталкинге. «В той ситуации я до сих пор виню себя. Была слишком дружелюбной или, знаете, даже развязной. Временами я представляю, какие фразы мне не стоило говорить и писать, на какие фильмы не стоило ходить и какую одежду не стоило надевать» — так начала пост девушка.

Это правило подтверждает Гиоргий Нацвлишвили: «Ни в коем случае не вступайте в контакт со сталкерами — они обожают внимание». Кошмар для Анны закончился, когда у преследователя появились отношения, а сама девушка переехала в другой город

Кошмар для Анны закончился, когда у преследователя появились отношения, а сама девушка переехала в другой город.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Особенности

  • Живой мир: виртуальные монстры и сталкеры мигрируют по Зоне, наравне с героем занимаются повседневными делами — едят, воюют, ищут добычу, торгуют, спят, отдыхают.
  • Свобода перемещений по миру и по сюжетной ветке, ограниченная лишь желанием и возможностями игрока.
  • Знакомый и близкий мир постсоветского пространства.
  • Реальные объекты Чернобыльской зоны отчуждения.
  • Атмосфера мистической таинственности и постоянной опасности.
  • Сильный нелинейный сюжет. Несколько вариантов концовок.
  • Система погодных эффектов и смены дня и ночи.
  • Фотореалистичная графика на движке X-Ray Engine, помогающая глубже погрузиться в атмосферу игры
  • Реальная физика полета пули, большой арсенал реальных прототипов оружия
  • Наряду с традиционными режимами сетевой игры, уникальный режим в антураже игры — сбор артефактов.
  • Широкие возможности редактора карт сетевой игры.
  • Оригинальный режим сетевой игры: Охота за артефактами.
  • Основная линия сюжета «идёт по дороге» от Кордона до ЧАЭС.

Значение слова сталкинг по К.Кастанеде

Отталкиваясь от непосредственного значения слова «сталкинг», Кастанеда создает особую технику, направленную на обретение свободы сознания, культивирование внутренней силы и выработку навыков действовать максимально эффективно.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Сам Кастанеда называл ее «Путь воина», который должен преодолеть каждый сталкер, если он стремится к контролю над своим сознанием, поведением, эмоциями.

Что для этого должен уметь сталкер:

  1. выслеживать ядро – отслеживание однотипности своих поступков и причин, в силу которых они повторяются;
  2. выслеживать алгоритм – если поступки проистекают из других поступков, нужно отследить их последовательность, чтобы можно было трансформировать алгоритм и тем самым предотвратить потерю энергии;
  3. выслеживать привычки – поскольку большинство привычек связано с нашим психотипом, возможность изменения привычек может повлечь за собой и возможность изменения психологии;
  4. выслеживать мотивы – выработка навыков самопознания, необходимых для избавления от изъянов и недостатков.

Таким образом, культивируя эти принципы, сталкер учится абстрагироваться от реального социума, продолжая жить в нем на другом уровне – уровне, оптимально подходящем для раскрытия личностного потенциала и реализации скрытых возможностей.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Мод. версии СТАЛКЕР с 2014 по 2011 год:

STALKER: Путь во мгле бесплатноСкачать — 3.47 GB STALKER: Shadow of Chernobyl — ФОТОГРАФСкачать — 5.01 GB Сталкер Время Альянса бесплатноСкачать — 3.45 GB S.T.A.L.K.E.R.: Чёрный сталкер 2Скачать — 2.79 GB

Многие фанаты серий игры уже повстречали много новых игр которые так или иначе затрагивают тему атомной катастрофы например из последнего это Metro: Exodus но по прежнему теплица надежда что сталкер 2 все же выйдет в свет. Ко второму сталкеру на фоне других игр большие требования от фанов. уже вроде как есть дата выхода 2021 но кто знает уж очень долго разработчики кормили завтраками с 2009г, но надежда умирает последней. Мы собрали все части сталкер по порядку для удобного выбора.

Книги и реальность

Хотя «Пикник на обочине» имел определенный успех, расцвет сталкерства приходится на чуть более поздний период. В советскую эпоху не было такого большого количества заброшенных или разрушенных объектов. Те, которые были, охранялись посерьезнее, а наказание пойманному сталкеру грозило посущественнее – согласно Уголовному Кодексу тех времен, такое занятие могло расцениваться как вредительство и каралось сурово, вплоть до высшей меры.

«Сталкер» Тарковского

В 1979 году режиссер Андрей Тарковский снял фильм-притчу по мотивам книги «Пикник на обочине». Кинокритики признают киноленту одной из наиболее значимых в фильмографии этого режиссера. Хотя съемки фильма были сопряжены со значительными трудностями и продолжались три года, он удостоен премии на Канском кинофестивале в 1980 году.

Сюжет немного отличается от первоисточника – аномальное место под названием Зона возникло вследствие падения метеорита. Безымянные герои, у которых есть только прозвища, пробираются в центр Зоны, чтобы найти секретную комнату. Согласно слухам, там может исполниться самое сокровенное желание. Сталкер же – прозвище главного героя, выступающего в качестве проводника для Писателя и Профессора.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

S.T.A.L.K.E.R.

Однако всемирной популяризации термина способствовали отнюдь не эти книга и фильм, а франшиза украинской компании GSC Game World. С 2007 по 2009 годы выпущены три части игры, ставшей культовой – Тень Чернобыля, Чистое небо и Зов Припяти, а также игра для платформы Java S.T.A.L.K.E.R. Mobile. Жанр – шутер от первого лица с элементами РПГ.

Несмотря на уже солидный возраст, игру не забыли – в интернете регулярно появляются комиксы и мемы, прямо или косвенно связанные с этой игровой вселенной. Игровое сообщество с нетерпением ждет выхода продолжения, которое уже почти десять лет пребывает на стадии разработки.

В этой франшизе действие разворачивается уже в Зоне отчуждения и самой Припяти. Аномалии и артефакты возникли вследствие сбоя в эксперименте группы ученых, называющих себя «О-Сознание». Где-то на самой ЧАЭС спрятан Монолит – огромный артефакт, исполняющий желания.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Серия книг по мотивам

Естественно, на волне такой популярности GSC Game World выпускает сопутствующий мерч – футболки, бейсболки, различную сувенирную продукцию. Планировались съемки сериала и даже выпущена пилотная серия, однако проект заморожен в связи с роспуском компании.

Отдельного упоминания заслуживают книги по вселенной S.T.A.L.K.E.R., которые продолжают выпускаться и сегодня. Такой субпродукт без натяжки можно назвать вторичным – это книги по мотивам игры, созданной по мотивам фильма, снятого по мотивам повести. Рассчитаны они, в первую очередь, на фанатов серии и литературной ценности не представляют – ширпотеб на уровне криминальных хроник вроде «Менты в законе» или полулегальных изданий из серии «Мир Ведьмаков» по мотивам еще одной, не менее культовой игры.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Сталкер — кто это в двух полярных культурах

Разница в толковании понятия сталкинга объясняется не только долгой историей, но и довольно заметными изменениями в смысле, которые четко отслеживались в ходе популяризации этого слова.

При этом сами изменения были обусловлены различиями в культуре той среды, где наблюдалась особенно активная практика употребления.

Так, в британской (а затем и в европейской) субкультуре слово «сталкер» появилось в обиходе вскоре после публикации в 1899 году сборника рассказов Р.Киплинга под названием «Сталки и компания».

Девять историй, связанных между собой общими персонажами и обстановкой, основаны на биографических фактах из жизни самого Киплинга.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Временной период затрагивает годы отрочества, проведенные автором в Девонском колледже для мальчиков, где он учился вместе с Лайонелом Данстервиллем, который и стал впоследствии прототипом главного героя «Stalky» («Сталки, или Стоки»).

Этот харизматичный паренек, весьма изощренный в выслеживании своих будущих жертв, получил свое не слишком лестное прозвище вполне заслуженно, потому что в английском языке:

Что такое сталкинг в американской культуре

Несколько иное значение обрело понятие «сталкер» в американской культуре, куда оно перекочевало из Старого Света где-то в первых десятилетиях прошлого века.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Человек, навязчиво следующий по пятам за своей «добычей», делает это не ради любопытства или спортивного интереса, а потому, что клинически зациклен на объекте своей привязанности, неразделенной любви и/или ревности.

Такое нездоровое внимание носит систематический характер, так что жертва в конце концов оказывается бессильной перед актами запугивания и начинает утрачивать способность распоряжаться собственной жизнью. А это уже само по себе большая психологическая травма

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо (2008)

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

В 2008 году выходит «Чистое небо» – самостоятельное дополнение для игры, которое является приквелом к событиям оригинала. По части геймплея изменения были, но не очень существенные.

Разработчики доработали AI, изменили систему аномалий и систему повреждений, ввели возможность модифицировать и ремонтировать оружие. Также слегка подправили графику.

Основные же изменения коснулись внутреннего наполнения и сюжета. История позволила ввести в игру обширные территории, добавить новые группировки и виды оружия. Поменялась и механика взаимодействия с КПК.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Что касается сюжета, то он знакомит игрока с новой группировкой «Чистое небо» и отправляет в погоню за главным героем первой части.

Особенности профессии: любители экстрима или искатели проблем?

Сегодня значение слова сталкерство – один из видов индустриального туризма, посещение заброшенных мест и объектов. Такие походы часто сопряжены с солидным риском. Угрозу представляют ветхие конструкции, которые могут разрушиться, радиация, химическое загрязнение, дикие или одичалые животные и охрана. Цель такого туризма – получение эстетического удовольствия от созерцания картин запустения и разрушения. Часто итогом вылазки становятся фотосессии. Одно из излюбленных мест паломничества сталкеров – Зона отчуждения вокруг ЧАЭС.

Что такое "сталкер"? игра, фильм, стиль жизни

Опытный сталкер может заработать гонорар, выступая в качестве проводника. Индустриальным туристам на постсоветском пространстве присуща определенная доля скрытности – сам факт существования и местоположение какого-либо интересного объекта, как правило, не разглашается. Причина в интересе к таким местам со стороны мародеров, так как там всегда можно найти что-то ценное и полезное, а также бомжей, которые найдут здесь крышу над головой. Истинный же сталкер не будет грабить заброшенное место. Максимум, что он может себе позволить – прихватить какую-нибудь безделушку в качестве сувенира.

История создания

Разработка игры началась в 2001 году, когда компанией GSC Game World был создан движок X-Ray, выдававший весьма качественное изображение, поддерживая почти все современные технологии на тот день. Анонс самой игры состоялся в конце того же года. Сюжет строился по концепции Звёздных врат с постройками ацтеков. Проект получил название Oblivion Lost (рус. Потерянное забвение).

Однако, такая задумка показалась разработчикам вторичной, к тому же, требовала проработки множества виртуальных миров, что небольшой фирме было не по силам. Требовалась уникальная для игровой индустрии идея, и в марте 2002 года, после поездки компании GSC Game World в Чернобыльскую зону отчуждения, концепция игры полностью изменилась и стала напрямую относиться к Чернобылю. Теперь она называлась «Stalker. Oblivion Lost», но очень быстро название было изменено на S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost, так как разработчики не смогли получить авторских прав на использовании в названии своей игры слова «сталкер». Был немного переработан движок, в частности, его графическая часть. Предварительно игру планировали выпустить в конце 2003 года.

Первыми были разработаны две игровые территории. Первая — ранний вариант локации Кордон, ограниченный отвесными скалистыми склонами, главной достопримечательностью которого являлся завод, позже вырезанный из финальной версии игры. Один из приближенных к GSC людей отметил, что моделировали локацию, ориентируясь на некоторые местности Крыма. Второй локацией стал НИИ «МедПрибор», который впоследствии был переработан в НИИ «Агропром».

В мае 2003 года появился издатель игры — компания THQ. По её рекомендации название изменили на окончательное — S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Разработчики назвали первую, более точную дату релиза — середина 2004 года. Но в связи с переходом на новый рендер игра в срок не вышла, и в июле 2004 года THQ официально объявила о первом переносе даты релиза на 2005 год.

В этот период появились локации ЧАЭС, Мёртвый город, Свалка, «Росток», Радар, Припять и Генераторы; смоделирована смена времени суток с динамичной погодой и система симуляции A-Life.

К сентябрю 2004 года собирается практически полноценная игра: можно прогуляться по локациям, симуляция жизни работает в полную силу. Но главное достоинство игры стало её же бедой. Испытания сборки показали, что симуляция жизни непредсказуема… Разработчики осознали необходимость доработки игры, начал формироваться сюжет.

В феврале 2005 года GSC вновь изменила дату релиза на неопределённый срок, сказав при этом: «When it’s done» (рус. Когда будет готово). Разработчики полностью погрузились в доработку и «усмирение» системы A-life. Кроме этого, большие изменения произошли в геометрии уровней, полностью переработаны несколько локаций. В мае был детально проработан сюжет, оставшийся без изменений до самого релиза. К концу года игра была практически готова, присутствовало множество особенностей, позже вырезанных. Количество ошибок вновь заставило перенести релиз.

В 2006 году началась последняя стадия разработки: оптимизация и бета-тестирование. В марте было принято решение доработать DX9, что несколько отодвинуло релиз. Было объявлено, что игра должна выйти в первом квартале 2007 года. Через несколько месяцев дата стала более конкретной — март 2007 года. Оставшиеся месяцы GSC тщательно дорабатывали игру и проверяли на наличие всевозможных багов и различных ошибок игры. Незадолго до релиза один из игровых сайтов опубликовал превью S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, где было отмечено, что из игры, цитата: «…пропали медлительные зомби и стаи крыс», но в целом проекту давалась позитивная оценка. Среди фанатов проекта прокатилась волна тревоги по поводу исчезнувшего из игры контента, который был заявлен ранее, но никаких комментариев от GSC не поступило.

Незадолго до релиза игра просочилась в Сеть — будучи опубликованной на одном из файлообменников, она быстро разошлась по Интернету и многие смогли поиграть уже за несколько дней до релиза, датой которого было 23 марта. THQ и GSC Game World активно пытались перекрыть утечку.

20 марта 2007 года игра была официально выпущена. Вскоре был выпущен первый патч, обновляющий игру с версии 1.0000 до 1.0001 и устраняющий множество багов и недочётов в игре. Последний патч обновляет её до версии 1.0006.