Что такое факт

В юриспруденции

Юридический факт — это такое обстоятельство, такой поступок, такое состояние, которому закон придаёт юридическое значение. Это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений, оно описывается в теории права логическим прологом «если».

В правовой науке выделяют следующую структуру юридических фактов:

  • События. Эти обстоятельства происходят вне воли субъекта. Это стихийные бедствия, трагические случайности и стечения обстоятельств, обстоятельства непреодолимой силы. Иногда события подразделяют на реально произошедшие, терпимые допустимости и деликты (подтверждение наличия спора о праве). Если деликт также является событием, то это опровергает определение события как происходящего вне воли.
  • Деяния — это обстоятельства сознательно создаваемые субъектами правоотношений. Деяния подразумевают действие или бездействие, делясь на две группы с точки зрения закона:
    • правомерные — это юридические акты и юридические поступки
    • неправомерные — это
      • правонарушения — действия за которыми не следует наказания или обязанности возместить вред, но они влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений (пример: невыход на работу без уважительной причины)
      • деяния (или преступления), уголовно-наказуемые деяния
      • проступки (регулируемые нормами административного права)
      • деликты (регулируемые нормами гражданского права)

События и действия в теории права относятся к реальным юридическим фактам. Но кроме реальных выделяются также и вероятностные обстоятельства — презумпции и фикции.

Значение слова Факт по словарю Брокгауза и Ефрона:

Факт (от латинск. facere, делать, нем. Thatsache) — логический термин, имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность общему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то основание, на котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою. Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией, которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Ф., противоречащего теории, для того чтобы признать ее ложною. Клод Бернар в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что «Ф. сам по себе есть ничто: он имеет значение, лишь поскольку с ним связана идея или поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Ф. называют открытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая идея, из него вытекающая. точно так же если Ф. что-либо доказывает, то не Ф. сам по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и составляет научную истину». Все это справедливо, если смотреть на Ф. как на нечто случайное. но Ф. есть выражение общего закона, и без точного описания и установки Ф. самый закон найден быть не может. поэтому всякий Ф. имеет безусловное значение как точка отправления для теории. В словаре Болдвина («Dictionary of philosophy», 1901) мы находим следующее определение Ф.: «Ф. есть объективно данное, установленное опытом, но рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено». В этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятию Ф. — самое узкое значение, ибо под Ф. обыкновенно разумеют не только объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т. е. явление. Мы говорим о фактах сознания наряду с фактами физического мира. давно прошедшие события мы называем Ф. истории и даже мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Ф. интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из этого явствует, что под понятие Ф. подводится весьма разнообразное имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда нечто единичное, и с представлением о Ф. связана всегда уверенность в действительном, реальном существовании содержания известного представления. Так, для спирита материализованный дух есть Ф., в реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита материализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф. является производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Ф. признается то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем длинного ряда умозаключений. Э. Р. В истории фактами называются, главным образом, отдельные события (прагматические Ф.. см.), но то же название распространяется и на все явления исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при Бородине — Ф., но Ф. может быть названо и существование крепостного права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в действительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно из исторических источников, свидетельствующих об их существовании, раз достоверность этих источников не подлежит сомнению Есть и такие Ф., о которых источники молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно существовавшие, но неизвестные нам Ф. — скрытыми. Наука не может отказаться от их исследования, тем более, что многие Ф. могут быть названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и существенных подробностей. Теория исследования скрытых Ф. входит в состав исторической методологии (см.), но разработана она очень мало. В русской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А. Муромцев (см.) в «Очерках общей теории гражданского права». Одним из способов такого исследования является метод сравнительно-исторический (см.). Н. К.

Значение слова Факт по словарю Ушакова:

ФАКТ, факта, м. (латин. factum). 1. Действительное событие, явление, то, что произошло в действительности. Исторический факт. Смело смотреть фактам в лицо. это — факт, а не выдумка. Разрешение национального вопроса в Советском Союзе является одним из самых поучительных фактов современности. Молотов….Полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом. Сталин. || Наличие, обнаружение какого-н. поступка, явления. Показателен самый факт его выступления. Один факт его согласия или тот факт, что он согласился, еще ничего не означает. 2. Данное, являющееся материалом для какого-н. заключения, вывода или служащее проверкой предположения, теории. Изложив факты, автор переходит к их толкованию. Исследование опирается на факты. Проверить факты. Опровергнуть что-н. с фактами в руках. Обильный фактами рассказ. Искажать факты. Возражения его показались мне неубедительными — фактов у него не было. М. Горький. 3. утвердительная частица. Употр. в знач. конечно, непременно, действительно (простореч.). — Неужели ты действительно уезжаешь? -Факт! Факт, что (разг.) — верно, несомненно, соответствует действительности, что… это факт, что социалистическим соревнованием охвачено у нас не менее двух миллионов рабочих. Сталин (1930 г.). Но разве это не факт, что опубликование новой Конституции, Конституции социализма, было воспринято широкими массами и всеми нами, как дающее нечто новое, как открывающее новые перспективы в жизни народов СССР? Молотов. Факт тот, что (разг.) — дело в том, что… (под влиянием выражения дело в том, что иногда неправ. говорят и факт в том, что). Факт тот, что я забыл дома книги.

Концепции факта в философии науки

Существуют различные концепции факта. В логическом позитивизме факты рассматривались как непосредственно данные в опыте элементарные события или явления. Факты выражаются в форме протокольных предложений — элементарных утверждений об этих событиях. Эти утверждения могут быть проверены (верифицированы) и таким образом устанавливается их истинность или ложность. На идеи логических позитивистов значительное влияние оказал Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Факт, согласно Витгенштейну, — это «то, чему случается (случилось) быть».

Истоки другого подхода к фактам, акцентирующего внимание на их теоретической нагруженности, можно обнаружить в немецкой философии — у Канта, подчеркивающего обусловленность феномена априорными формами, и у Гёте, утверждавшего, что сами факты носят характер теории. Эти идеи получили своё развитие и детальную разработку в рамках неокантианства, представители которого выступали с критикой позитивизма, опиравшегося на одни лишь факты

Основываясь на кантовском учении об априорности, неокантианцы (Коген, Наторп) рассматривали научные факты как обусловленные теоретическими установками исследователя. Факты рассматриваются не как объясняющие, но как предмет объяснения. В рамках разработанного Когеном трансцендентального метода факты обосновываются как результат истолкования априорных элементов (предварительно констатированных на метафизическом уровне) как элементов сознания. Факты, таким образом, приобретают характер твердо установленных элементов содержания сознания. При этом представители Баденской школы неокантианства (Виндельбанд), в целом разделяя подход Марбургской школы (Коген, Наторп) к фактам как обусловленным априорными формами сознания, в отличие от последних различали факты естественно-научные и факты «наук о духе». Последние мыслятся баденцами как обусловленные не только априорными формами чистого разума, но и принципами разума практического — ценностями и идеалами.

В рамках постпозитивизма, представлявшего собой критическую реакцию на программу логических позитивистов, вновь обращается внимание на теоретическую нагруженность фактов. Состоящий из фактов эмпирический базис науки рассматривается как рациональная конвенция, то есть соглашение, основанное на принятых теоретических положениях

Факты трактуются как обусловленные теорией, а дихотомия эмпирического и теоретического ставится под сомнение.

Оригинальный подход к выялению природы научного факта, продемонстрированный Л.Флеком в его исследовании «Возникновение и развитие научного факта» (1935), назван Т.Куном в числе источников его концепции научных революций (1962).

В современной философии науки обе указанных тенденции имеют хождение и часто обозначаются как фактуализм и теоретизм. В рамках первой подчеркивается независимость и самостоятельный характер фактов по отношению к теории; в рамках второй — зависимость фактов от теоретических соглашений. Распространен и подход, критикующий обе крайности и признающий одновременно как теоретическую нагруженность фактов, так и их автономный характер.