Дхарма

Шакта как тантрическая традиция

Рассматриваемое направление индуизма занимает весомое положение относительно Тантры.

Последователи данного ответвления поклоняются Шакти, которая представлена женским божеством, либо Богине-матери Деви. А уже у самой Шакты есть множество своих школ, к примеру, существует три главных направления Шакта-тантры: Мишра, Самайя и Каула.

Наибольшее количество последователей у третьего направления. Каула воспринимается в качестве непосредственного воплощения Деваты, тем самым являясь самостоятельным объектом поклонения. Каула-дхарма выступает в роли священных учений. Тантры переполнены описанием величия каулы, его духовной силы. Согласно священным писаниям, он может появляться как в виде человека, так и в качестве астрального духа либо иных сверхъестественных существ.

Каула-дхарма не ограничена никакой традицией, следовательно, истинного каулу можно найти среди последователей совершенно любой религии.

Будда и дхарма

Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.

Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.

Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:

  • А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
  • Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
  • Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
  • Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
  • Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.

Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.

Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Дхарма в буддизме

2,5 тысячи лет тому на свет появился Будда Шакьямуни, чтобы учить людей. Он сострадал каждому из живых существ, был аскетом с целью познания истины для донесения ее всем людям. Его первая проповедь была о том, что есть четыре благородных истины. В них вся суть существования, причины счастливого бытия и страдания всего живого, а также дорога к обретению полной свободы.

Буддистскими идеалами для воодушевления и верности этой практике, являются Будда, Дхарма (Дхамма) и Сангха.

Дхамма рассматривается здесь в качестве высшего и непостижимого достоверного факта (истины). Это за границами мирских понятий. Практикуя Дхамму, есть возможность окончательно освободиться, улететь в нирвану.

Человеку, идущему по этому пути, нужно развивать в себе важные качества:

  • Дхарти – терпение;
  • Кшаму – прекращение практики по своей инициативе;
  • Даму – контроль внутренних врагов, в том числе отречение от своих желаний;
  • Астею – отречение от любого воровства;
  • Шаочи – соблюдение чистоты во всем;
  • Индрийяниграхи – контроль над пятью сенсорными и пятью моторными органами (Индриями) с помощью силы разума и духа;
  • Дхи – желание добра для всех живых существ;
  • Видьи – осознание целей материальных и духовных;
  • Сатьям – соблюдение истин в жизни человека, личной и общественной;
  • Акродхи – контроль нервной системы, гнева.

Согласно буддистской идеологии жизнь каждого человека является только одно из многих разных его воплощений. Благодаря Дхарме люди могут иметь одну судьбу. Естественная гармония является важным принципом практики, который позволяет человеку благоприятно переродиться и идти с буддийской целью всю свою жизнь до тех пор, пока не достигнут нирваны.

Человеческая (ашрама) дхарма

Эта дхарма указывает этапы созревания души, живущей в теле. Рождение, рост, зрелость, старость и отход от мирской жизни.

Это четыре стадии развития нашей жизни:

  • ученик в школе или в ашраме Гуру (брахмачари) с 12-ти до 24-х лет;
  • семьянин-домохозяин (грихастха) с 24-х до 48-ми лет;
  • отшельник удалившийся от дел, старейшина, советчик (ванапрастха) от 48-ми до 72 лет;
  • религиозный аскет-отшельник (санньяси) после 72 лет.

Ашрамы – это не только общественно-возрастные статусы, это этапы жизни, независимо от того, к какому статусы вы принадлежите. Они связаны с функционированием таттв, гун в нашем теле.

Брахмачари

В юности мы должны учиться и выполнять небольшую тапасью, воздерживая чувства.

Грихастха ашрам

Это путь домохозяина, владельца дома, в среднем и зрелом возрасте который ищет не столько Мокшу (Освобождение), сколько процветание (артху), наслаждение (каму) и исполнение долга (дхарму).  Дхарма домохозяина, кроме наслаждения жизнью (камы) и процветания (артхи), делая севу, материально поддерживать Дхарму, садху, ашрамы.

Но если это мудрый домохозяин, он также принимает карма-санньясу и подчиняет всю свою жизнь трем «С» – служению (севе), садхане и изучению писаний (свадхьяя), чтобы достичь четвертого «С» – самадхи и вступить на путь Освобождения.

В зрелом возрасте монашествующие делают служение, служа Гуру, Дхарме и сангхе, поддерживая Дхарму.

Карма-санньяси или простые домохозяева воспитывают детей, осваивают свою профессию, приумножают богатства и знания, поддерживая сангху, Дхарму и общество в целом, и практикуя как карма-санньяси. Монахи в это время активно трудятся, распространяя Дхарму.

Ванапрастха ашрам

Здесь мы постепенно отходим от дел и общественной жизни. Если это карма-санньяси, он поселяется рядом с ашрамом своего Гуру и живет как отшельник, иногда общаясь с семьей. Или он полностью переходит жить в ашрам. Монах на этой стадии сосредотачивается на внутренней духовной работе, чтобы углубить свой опыт медитации и созерцания.

Санньяса ашрам

Санньяси – это монах-аскет, отшельник, отреченный от мира. Санньяси традиционно считаются Учителями, наставниками для всех предыдущих ашрамов, поскольку санньяси вышли из потока кармы, тогда как другие статусы еще его отрабатывают.

«Сотня неинициированных равны одному брахмачари (по духовной мудрости). Сотня брахмачари равна одному грихастхи. Сотня грихастх равна одному ванапрастхе. Сотня ванапрастх равна одному санньяси»

Атхарва Веда

Санньяси некоторых традиций склонны странствовать, жить в уединении в ашрамах, горах или лесах. Санньяси других традиции больше уделяют вниманию поклонению в ашрамах, изучению писаний и социальному служению. Но всех их объединяет преданность Богу и отрешение от мирских целей.

Общепринято санньяса ашрам для всех людей наступает после 72-х лет, когда иссякают силы физического тела, исчерпывается карма желаний. Санньяси носят одежды цвета охры, отказываются от семьи и дома, чтобы целиком сосредоточиться на садхане, изучении писаний, медитации и ритуалов, йоге и созерцании.

Души, обладающие заслугой, могут смело принимать санньясу, не дожидаясь этого возраста, поскольку предыдущие ашрамы были успешно пройдены ими в прошлых жизнях.

Примечания

  1. RV 10.133.6
  2. «Брихадараньяка-упанишада» 1.4.14
  3. «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
  4. «s:sa:भगवद्गीता/कर्मयोगः» 3.35
  5. Чхандогья-упанишада 3.17.4, Шандилья-упанишада 1.1-2, Прашна-упанишада 1.10; Бхагавад-гита 10.5, 13.7, 16.1-3, 17.14, Махабхарата 5.39.57, 5.42.15, 5.44.12, 12.176.16-19, 12.197.5, 12.220.9-11, 12.260.15, 12.260.21-22, 12.273.20, 12.277.10, 12.296.25, 12.320.103, 13.7-11, 13.114.8, 14.18.15-18; Ману-смрити 4.138, 6.92, 12.83
  6. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  7. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Women Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  8. , с. 351.
  9. , с. 249—250.
  10. .
  11. , с. 62.
  12. Урбанаева И. С. Абсолютная Дхарма-драгоценность // Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2014. — С. 146—148. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9.
  13. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 167. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  14. , с. 219.
  15. , с. 36.
  16. , с. 35—36.
  17. , с. 10, 15.
  18. ↑ , с. 309.
  19. , с. 58—59.
  20. Перевод О. О. Розенберга.
  21. ↑ , с. 14.

Интерпретация вышеуказанного понятия

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса. В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия. В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Дхарма в индуизме

Индуизм
  • История
  • Пантеон
Направления
  • Вайшнавизм
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм
Верования и практики
  • Дхарма
  • Артха
  • Кама
  • Мокша
  • Карма
  • Сансара
  • Йога
  • Бхакти
  • Майя
  • Пуджа
  • Киртан
  • Мандир
  • Тиртха и кшетра
Священные писания
  • Веды
  • Упанишады
  • Агамы и тантры
  • Рамаяна
  • Махабхарата
  • Бхагавадгита
  • Пураны
  • Сутры

другие

Родственные темы
  • Индуизм по странам
  • Архитектура
  • Календарь
  • Праздники
  • Креационизм
  • Монотеизм
  • Атеизм
  • Обращение в индуизм
  • Аюрведа
  • Джьотиша
Портал «Индуизм»

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

См. также: Рита (Веды)

В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:

Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая.
Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна.

В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса — ненасилие, сатья — правдивость, астея — неворовство, шауча — чистота, индрия-ниграха — обуздание чувств.

Дхарма как одна из пурушартх

См. также: Пурушартхи

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти)

Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Бог дхармы

См. также: Яма (индуизм)

Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-Нараяна риши.

В «Махабхарате» Видура описывается как воплощение Ямы. Также Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья (shabdo ‘nityaḥ IAST) — «звук вечный», «звук» является носителем качества «постоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах (iha ghataḥ IAST) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

“Бродяги Дхармы” Джека Керуака

Американского писателя Джека Керуака вправе можно назвать одной из икон “бит-поколения” 50-60-хх годов. Именно он придумал сам термин — в переводе с английского слово “бит” означает “разбитый”. Так и ощущало себя в те годы молодое послевоенное поколение — разбитым и потерянным. В поисках утраченных идеалов и смысла жизни их умы обращались к другим традициям, в том числе и к восточному мировоззрению. Заинтересовался доктриной буддизма и Джек Керуак. Дхарма в его понимании стала чем-то вроде Судьбы и Фортуны. Свои философские поиски писатель отобразил в романе “Бродяги Дхармы”, куда вошли также и эпизоды из его жизни. Рассуждения о понятиях восточной философии и следовании ей переплетаются с с беспечными буднями молодых людей середины прошлого века.

Дхарма

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.

Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.

Понятие о пурушартхах

Пурушартхами в индуизме называют четыре основных цели жизни человека. Они фигурируют под названиями дхарма, артха, кама и мокша. В контексте пурушартх эти понятия означают следующее:

  • дхарма — праведная жизнь, подчиненная моральным устоям;
  • артха — материальные приобретения, процветание и благополучие в мирской жизни;
  • кама — чувственные наслаждения;
  • мокша — освобождение из колеса сансары — бесконечной череды перерождений.

Считается, что четыре пурушартхи соответствуют четырем основным ступеням духовного развития по индуизму — ашрамам. Каждая из ступеней длится 25 лет — индуисты верят, что можно дожить до ста лет, если соблюдать предписания всех четырех этапов:

  • брахмачарья — период ученичества, длящийся до 25 лет. В это время человек приобретает знания в соответствии с принципами дхармы;
  • грихастха — период семейной жизни, время с 25 до 50 лет. В этот период человеку в жизни человека преобладают артха и кама;
  • ванапрастха — время с 50 до 75 лет, постепенный уход от мирских дел;
  • санньяса — от 75 до 100 лет — полное отречение от мира ради божественного освобождения (соотносят с пурушартхой мокши); считается, что выйти в нирвану можно, только если жизнь была прожита в соответствии с принципами Дхармы.

Ссылки[править | править код]

Загадки и мифология

Явления
История Острова
Персонажи Ричард Алперт • Враг Джейкоба • Джейкоб • Уолт Ллойд • Даниэль Руссо • Элизабет «Либби» Смит • Чарльз Уидмор • Элоиза Хокинг • Пьер Чанг • Кристиан Шепард • Мэтью Эбаддон • Мать

См. также {{{смтакже}}}

Инициатива Дхармы

Основатели
Персонал
Места Казармы • Куча из капсул • Причал «Pala» • Радиовышка • Звуковое ограждение
Станции Стрела • Посох • Лебедь • Пламя • Жемчужина • Гидра • Дверь • Зеркало • Буря • Орхидея • Храм • Фонарный столб
Транспортные средства Подводная лодка • Фургон Дхармы • Джип Дхармы
Прочее

См. также Портал работников Дхармы

Как привнести важнейшие духовные ценности буддизма в современное общество?

По официальным данным, в России стартует проект, именуемый как Международный Дхарма Центр «Samma Ditthi». Это совместная работа с людьми из Шри-Ланки, практикующими буддизм. Цель данного проекта — сохранность, исследования и распространение учений основателя древнейшей мировой религии Индии.

Первым этапом выступает строительство многофункционального центра на территории Республики Шри-Ланка. Здесь будут проводиться практические семинары, чтение лекций достопочтенными Теро из храмов и монастырей, разнообразные встречи по данной тематике.

В самом здании будет разграничение пространства на соответствующие залы. Здесь будет Алтарный зал, площадь которого свыше 100 кв. м, комната боевых искусств, йоги, цигуна, обеденный зал, несколько гостевых комнат, библиотека и офисная часть преимущественно для руководства. Везде планируется установить кондиционеры.

На территории внутреннего двора будет посажено Дерево Маха Бодхи, привезенное из Анурадхапуры. Также здесь планируется проводить практические занятия по изучению Дхармы, а именно «практики ходьбы» и медитации.

На окружающей территории располагается буддийский храм под названием Прийадаршанарамайа. Планируется также создать искусственный водный канал между вышеуказанным храмом, лотосовым прудом и рассматриваемым центром.

Вторым аспектом деятельности данного объекта является осуществление Дхарма Туров. Они посвящены изучению и практическому воплощению Дхармы. Данные Туры проводятся в сакральных местах Силы и Дхармы, оказывающих благотворное воздействие и на тело, и на сознание человека, помогая при этом войти в состояние медитации и приобрести духовный опыт.

Посредством этого центра каждый желающий сможет узнать о том, что, к примеру, Дхарма — это учение о духовной жизни всего сущего.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

  • Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
  • Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
  • Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить  желаниям мужа, быть верной и преданной,  уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

Сикхизм

Сикхизм — учение, возникшее в на стыке индуизма и ислама. Это основная религия индийского штата Пенджаб. Ее основателем считают гуру Нанака, а главным писанием — книгу “Гуру Грантх Сахиб”. Сикхизм исповедует около 22 миллионов человек по всему миру. Сикхи верят в единого бога, настоящее имя которого никому не известно. Божественная сущность пронизывает все на свете и является творцом настоящего.

Дхарма

Сикха всегда можно отличить в толпе по тюрбану — это один из обязательных атрибутов последователей этой религии:

  • кеш — нестриженные волосы, которые должны быть убраны под тюрбан (дастар);
  • кханга — гребень для расчесывания волос;
  • кирпан — кинжал с выгнутым лезвием — как символ готовности защитить нуждающихся;
  • кара — стальной браслет, напоминание для носящего о постоянной преданности богу;
  • качера — нижние шаровары (как бы это смешно ни звучало, но можно провести аналогию с мужскими семейными трусами).

Интересно, что все мужчины при рождении получают отчество Сингх (“лев”), а девушки — Каур (“принцесса”). В отличие от многих восточных религий, сикхизм не рассматривает женщину как низшее существо — считается, что женщина равна мужчине, в том числе и духовно. Женщины не изолированы от общества, а брак воспринимается как союз между двумя полноценными, духовно близкими существами. В сикхизме также считают, что хороший хозяин и глава семьи больше приближается к Богу, чем аскет, отказывающийся от всего мирского и не приносящий пользу обществу.

Дхарма-марга как одна из благородных истин в буддизме

В рассматриваемой древнейшей индийской религии присутствует такое понятие, как «марга». Трактовка перевода на санскрите — «путь праведности, освобождающий от страдания».

Он включает три буддийских практических аспекта:

— шила — нравственное поведение;

— самадхи — медитация;

— праджня — мудрость.

Благородный путь представлен восьмью ступенями:

1. Истинное понимание, то есть осмысление всех четырех истин.

2. Истинное намерение, а именно осознанное желание стать Буддой и освободить всех от страданий.

3. Истинная речь, в частности, отсутствие лжи, грубости, клеветы и пустой болтовни.

4. Истинное действие, то есть воздержание от присвоения чужого, от всех проявлений сексуального характера, от употребления одурманиваемых веществ, посягательств на жизнь живых существ.

5. Истинный образ жизни, а именно тот, который не связан с насилием и нечестным зарабатыванием на жизнь.

6. Истинное усилие, в частности принцип «золотой середины », по которой не стоит как истязать себя, так и потакать слабостям.

7. Истинное размышление, представленное четырьмя основами внимательности:

  • к телу;
  • к чувствам;
  • к умственному состоянию;
  • к дхармам – умственным способностям.

8. Медитация как истинное сосредоточение.

Дхарма

Станции ДХАРМА и другие постройки[править | править код]

Персонал Проекта ДХАРМА проводил исследования на Острове посредством станций-лабораторий. Все они снабжаются электричеством из неизвестного источника энергии, а также имеют различные виды оборудования и жилые помещения. У каждой станции есть свой логотип.

Из обучающих фильмов известно, что существует шесть станций ДХАРМА. Однако в сериале уже показано девять станций. Можно предположить, что либо наличие «лишних» станций держалось в секрете от основного персонала Проекта, либо руководство ДХАРМА нумеровала только те, на которых проводились научные исследования.

 станции DHARMA<ИЗВЕСТНЫ>править | править код

Логотип Название Номер Цель Местоположение
Буря Неизвестен Хранение и распыление токсичного газа; возможно, исследования в области химии Расположена в дне ходьбы к северу от лагеря выживших.
Гидра 1 Исследования в области зоологии, включая генетические модификации, А также психологические эксперименты над коренными жителями острова (обучающий фильм Дхарма 1 из 6, эпизод «новый лидер» 6 сезона) Находится на небольшом острове по соседству с основным
Жемчужина 5 Наблюдение за персоналом других станций; исследования в области психологии Расположена к северу от бараков
Зеркало Неизвестно Док для подводной лодки; блокирование радиосигналов с/на Остров Подводная станция, которая находится возле южной стороны Острова.
Лебедь 3 Изучение электромагнитных свойств Острова Расположена недалеко от лагеря выживших.
Орхидея 6 Исследование эффекта Казимира. Замаскирована под оранжерею. Расположена в нескольких часах ходьбы к северу или северозападу от лагеря выживших.
Пламя 4 Станция связи Расположена на северовостоке от бараков или, примерно, в полутора днях пути от лагеря выживших.
Посох Неизвестно Медицинские исследования По-видимому, находится в западной части Острова
Стрела 2 Разработка стратегий против Врагов; позднее, использовалась как склад Расположена на северо–востоке Острова.
Фонарный столб Неизвестно Определение координат Острова. Находится под церквью в Лос-Анджелесе, США

Другие постройкиправить | править код

  • Радиовышка — построена для передачи в эфир ключевых значений Уравнения Валензетти
  • «Дверь» — возможно, недостроенная станция Проекта или часть обмана выживших, который осуществляли Другие
  • Бараки — локация на севере Острова: жилые дома с водой и электропитанием, где жило большинство сотрудников Проекта

Предполагаемые станцииправить | править код

Главная статья: Карта на бронедвери

  • Ссылка, обозначенная «С3», с примечанием, которое указывает, что здесь расположен небольшой завод. Вероятно, это станция Буря.
  • Есть две ссылки на метеорологическую станцию, которая, по-видимому, расположена в горах.
  • Ссылка с примечанием о пункте прослушивания и изучения шифрования.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы».

В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.

  • Учитель, аскет-отшельник
  • Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:
  • Законы Вселенной (Рита);
  • Социальная Дхарма (Варна-дхарма), принадлежность к определённой социальной группе;
  • Человеческая Дхарма (Ашрама-дхарма);
  • Личная, индивидуальная Дхарма (Свадхарма).

Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.

Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках

Как называется индуизм на санскрите?

Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».

Дхарма

Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах. Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире. Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.

Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.