Цу

Правописание Ц + гласный

ЦА/ЦЯ, ЦО/ЦЁ, ЦУ/ЦЮ, ЦЕ/ЦЭ

Выбор между написаниями ца/ця, цо/цё, цу/цю, це/цэ в одних случаях может определяться произношением, в других — этимологией слова. Так, в исконно русских словах не бывает сочетаний ця, цё, цю, цэ, но в заимствованиях они возможны: хуацяо, Пацёрковский, Цюрих, Цэцэрлэг; а также в сложных словах, но обычно со слогоразделом после ц: спецэффект.

ЦИ/ЦЫ

После ц буква ы пишется в следующих случаях:

  • в корнях некоторых слов: цыган, цыплёнок/цыпочки/цыпки, цыц/цыкать/цыцкать, цыркать, а также мцыри (нескл.) и в других словах тех же корней (до 1956 года также цынга, цыновка, панцырь, цыфирь, цырюльник и нек. др.); мнемонический способ запоминания слов с цы в начальной школе цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц содержит почти все слова, содержащие эту аффрикату с буквой ы в корне слова;
  • в суффиксе притяжательных прилагательных -ын после основы на ц: птицын, сестрицын (в фамилиях тут бывает как -ын, так и -ин — в зависимости от того, когда и где предки данного человека получили документы, например: Ельцин, Солженицын);
  • в окончаниях прилагательных на -ый после основы на ц: белолицый, куцый, -ые, -ы, -ым, -ыми, -ых;
  • в окончании существительных после основы на ц: улицы, отцы, лисицы, братцы;
  • в фамилиях украинского происхождения, например: Цымбаларь, Яцына и др.
  • в иностранных именах собственных в соответствии с правилами практической транскрипции, например: Цы Си, Цынцэрэни;
  • в формах спряжения глагола сцать: сцышь, сцыт;
  • Во всех остальных случаях после ц пишется и, например: цирк, цифра, цивилизация.

В 1960-е годы существовал проект реформы правописания, в котором, среди прочего, предлагалось писать ци вообще во всех подобных случаях. Этот проект вызвал широкие общественные обсуждения, оставив в памяти того поколения написание заец через е и огурци через и.

[править] КНБ и стратегии

Странно, но тут камень всё-таки победил бумагу…

Странно, тут тоже…

До изобретения пороха принцип КНБ был краеугольным камнем любого масштабного наземного сражения. так, например:

Лёгкая пехота / Лучники, конные лучники, обычно состояла из полуголых наёмников, не обременёных оружием и защитой. Из-за достаточной мобильности и большого своего количества, а также частичного или полного оснащения юнитов стреляющим оружием: пращой или луком, лёгкая пехота могла на протяжении многих часов мочить тяжёлую, не боясь быть догнанной и опиздюленной. Бумага.

Тяжёлая пехота / Арбалетчики, состояла из старых, проверенных и прокачанных солдат, вооружённых пятиметровыми пиками, обвешанных щитами, шлемами и прочими доспехами. Имела низкую мобильность, но высокую защищённость и ударную силу. Перемалывала почти всех, вступавших с ней в контактный бой. Камень.

Кавалерия, элита войск. Была высокомобильной и обладала огромной ударной силой, позволявшей ей легко справляться с лёгкой пехотой. Использовалась для нанесения ударов в слабые места или рассечения войск. Однако тяжёлая пехота при должной выучке не боится фронтовых атак кавалерии. Ножницы.

С введением новых видов вооружения (химическое, ядерное, биологическое) и освоением новых стратегических плоскостей (авиация, подводный бой, космос…) всё изрядно усложнилось, но принцип остался тот же — что-то всегда более уязвимо против чего-то другого и наоборот.

Естественно, реальные войнушки находят себе отражение и в компьютерных играх. Особенно заметно это в современных RTS, и на любой убер-юнит у противника обязательно есть свой юнит, а то и не один, при прочих равных превосходящий его без шансов. Поэтому для победы нужно:

Иметь в армии юнитов разных специализаций и применять в бою каждого против наиболее уязвимого для него противника.

Максимально скрывать от врага свои действия, чтобы тот не успел подготовиться к внезапному набегу.

Постоянно проводить разведку, дабы не попасть под набег самому.

Примером хорошей, а самое главное — наиболее известной реализации принципа КНБ является Starcraft.

[править] Тактика игры

Несмотря на запредельную простоту, оригинальная игра имеет свои тактики.

Из-за невыясненных причин большинство неискушённых людей в первый раз выбирало ножницы. В некоторых компаниях было правило «первые ножницы». Почему? Чтобы набрать ритм, и ко второму кону уже показать жесты строго одновременно. Из-за этого частенько человек, попадая в компанию, где о таком правиле никогда не слышали, спокойно показывал первые ножницы. И в результате был очень удивлён. Если соперник ставил камень, то нуб агрился и в следующем раунде ставил камень, на чём его можно было легко поймать, поставив бумагу. Итого два невозбранных вина, после которых начинался рандом и матан.

Когда эти самые неискушённые люди понимали, почему постоянно, то начинали ставить бумагу, надеясь обыграть опытного соперника. На чём возомнившего о себе нуба можно было легко и просто поймать, сыграв дурачка и поставив ножницы. От чего противник путался и порол горячку с повторениями. Таким образом, зная с кем (степень опытности) играет, опытный игрок в камень-ножницы мог спокойно обувать людей только в путь.

[править] Немного матана

Особо умные любят придумывать собственные правила. Тысячи их! Вот только чуть более, чем половина этих шедевров являются несбалансированными, то есть существует два или более вариантов, которые имеют неравное количество возможных побед и поражений. Для того, чтобы проверить, является игра наподобие КНБ сбалансированной или нет, нужно просто построить матрицу размера NxN, где N — объем выборки (количество вариантов, которые можно изобразить руками), в каждую ячейку матрицы записать «1», если i-й (номер строки) вариант побеждает j-ый (номер столбца), и «−1» — наоборот, если проигрывает, предварительно пронумеровав каждый элемент выборки. В ячейки, где элементы выборки совпадают, воткнуть нули. В конце необходимо посчитать сумму элементов в каждой строке. Если она получилась равной нулю (то есть жест, отвечающий каждой строке, выигрывает и проигрывает одинаковому количеству элементов выборки), то баланс есть. Если не ноль — нету.

Кстати, из метода проверки следует, что игры с четным числом вариантов выбора жеста несбалансированы априори, так что про колодец лимонада придется забыть. Пичалька.

КНБ непосредственно связана с Парадоксом Кондорсе, согласно которому при честных демократических выборах:
1) легко получается результат «кандидат A лучше кандидата B, кандидат B лучше кандидата C, кандидат C лучше кандидата A»;
2) результаты мажоритарных выборов зависят от порядка их проведения, при тех же предпочтениях электората.
Основа красивого политического процесса.

КНБ становится бесполезной при большом количестве игроков, все потому что вероятность ничьи неуклонно растет при повышении количества игроков. Например при n=7 вероятность ничьи 83%, что невольно заставляет задуматься о . Или просто разделиться на группки по 3 человек, из которых проебавшие (ну или нагнувшие, когда как) сходятся в финальном поединке

[править] КНБ и браузерные игры

Капитан-Ножницы, Человек-Бумага и Суперкамень!

КНБ в онлайн-исполнении является основой боевой системы большинства расплодившихся в последнее время браузерных RPG типа «чат с драками». Варьируется от откровенной копипасты типа «рыцари-драконы-принцессы», до увешанных свистелками и перделками, но сохраняющей основу вариантов.

А разгадка одна — создание вменяемой боевой системы требует немало труда и времени на отладку, программисты же ленивы от природы и хотят кушать уже сейчас. КНБ же является простейшим способом поделить двух человек на винера и лузера. Её можно быстро прикрутить к чату, после чего заниматься торговлей оружием за sms-ки, изредка отвлекаясь на добавление новых свистелок и перделок.

Алсо, есть версия КНБ в аське.

Алсо:

  • В мобильной Honkai Impact замечена реализация, когда и мобы, и боевые няшки имеют классы «камень», «ножницы», «волшебная бумага» (соответственно «mecha», «creature», «psychic»). Инновация от «техно-отаку, спасающих мир» в том, что между няшками надо переключаться во время боя, так как при схожем damage-per-second «существа» имеют очешуевшие резисты к лазерам и пушкам, а «как бы бумажные» монстры имеют резист к пистолетам и ударам робо-лапами, но рвутся в щепки, когда в дело вступает катана-тян (+35% к наносимому урону и −35% к получаемому урону же!)
  • Впрочем, ничего нового. Ещё в Dune 2000 пехотинец выдерживал попадание из базуки(!) как будто это была половинка выстрела из автомата 9мм(!!!). И наоборот, танк из автомата повреждался на уровне «просто для приличия».

[править] Применение IRL

◄ ►

Вариант для продвинутых игроков (15 жестов)

Для ещё более продвинутых (25 жестов)

И для ещё более продвинутых (101 жест)

Как правило, КНБ применяется для жеребьёвки и простейшей фаллометрии. Выгодно отличается от вытягивания соломинок и кидания монетки быстротой и отсутствием аксессуаров. В запущенных случаях может применяться для определения чего угодно, вплоть до того, кто у кого прикуривает.

В советские годы существовала расширенная версия игры, звучала она так: «Камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада. Цу-е-фа!». Последняя фраза нередко заменяет собой само название КНБ. Теоретически, правила честной игры (одинаковая вероятность любого исхода) в данном варианте сохранялись, но были за пределами понимания большинства играющих, и после такой жеребьевки немедленно возникали срачи, на тему, например, что круче — огонь или бутылка лимонада. С одной стороны, лимонад заливает огонь, но тут же следовал контраргумент, что бутылка лимонада, брошенная в этот самый огонь, лопается, то есть перестает существовать. А огонь при этом может и не потухнуть. Такие диспуты нередко кончались мордобоем, в котором-то и выявлялась истина.

В наше время популярна light-версия, состоящая из камня, ножниц, бумаги и колодца с лимонадом. Причём, камень почти не используется в игре. Колодец с лимонадом отличается от камня тем, что пальцы не сжимаются в кулак, а образовывают комбинацию, схожую с той, которая используется в фапе. Камень и ножницы падают в колодец, а бумага накрывает его.

Также была версия «Камень, ножницы, бумага и колодец на горе и огонь во дворе цуефа». Бумага накрывала колодец, ножницы и камень тонули в колодце, а колодец тушил огонь. Огонь плавил ножницы и сжигал бумагу, но его тушили и камень и колодец. Существует и менее распространённая комбинация «утка-озеро-ружьё». Утка плывёт по озеру, ружьё тонет в нём, и в тоже самое время убивает утку.

В предместьях Нерезиновска была распространена «считалочка» вида «Камано, маргано, цуефа», произносившаяся обычно в таком виде: «Ка-ма-но, мар-га-но, цу-е-фа» — паузы между слогами в зависимости от произносящего, как правило, были глубоко различны и под такт махания руками попадали далеко не всегда.

Есть и ещё одно название для КНБ, именуемое «Чин-гис-хан» или «Чин-га-чу». Правила те же, только вместо камня — колодец. При начале игры все вытягивают свои руки на встречу друг другу, сжав их в кулачки. И, всё так же. Методично отчеканивая «Чин-гис-хан» или «Чин-га-чу» и совершая сжатыми ручками движение вверх-вниз в такт трём слогам, показывают свои фигурки.

В некоторых случаях перед первым взмахом рук бравно считалось произнести: «кто трясет — тот сосет», и после этого ожидать, что кто-то из участвующих по прывычке, услышав знакомую считалку, инстинктивно, взмахнет рукой!

Алсо КНБ аналог ФСБ Казахстана и расшифровывается как Комитет Национальной Безопасности.

Варианты начертания

Из вариантов начертания кириллической буквы Ц стоит отметить старое Ч-образное (в котором хвостик продолжал линию правой мачты, что делало букву Ц весьма похожей на букву У, также часто угловатую); присутствующее во многих типографских церковнославянских шрифтах Џ-образное (с хвостиком под серединой буквы); в босанчице — И-образное (только левый нижний угол поднят на половину роста буквы) или Y-образное, совпадающее с древней формой буквы Ч. В гражданских шрифтах форма буквы совпадает с перевёрнутым П, к правому нижнему углу которого пристроен хвост: 7-образный, Z-образный, волнисто заворачивающийся под букву, а также многих других форм, ограниченных лишь фантазией дизайнера шрифта. В рукописном шрифте этот хвост в принципе можно рассматривать как диакритический знак, отличающий ц от и.

[править] Тематическая ненависть

Я не могу понять, почему в игре «Камень-ножницы-бумага» бумага побеждает камень. Я могу понять как камень побеждает ножницы, как ножницы побеждают бумагу, но я блядь никак не могу понять почему бумага сильнее камня. Предполагается что бумага магически обернётся вокруг камня и обездвижит его навсегда? Тогда почему бумага не может обернуться вокруг ножниц? Хуй с ножницами, почему бумага не может делать тоже самое с людьми? Вы часто видите как школьников засасывает в бумагу? Никто бы не покупал газет, если бы бумага оборачивалась вокруг людей и парализовывала бы их! Но этого не происходит, знаете блядь почему? Потому что бумага слабее всех! Камень разговнит сраную бумагу на части! Когда я играю в камень ножницы бумага, я всегда выбираю камень. Когда кто-то говорит мне, что он побил меня бумагой, я бью его в челюсть и кричу «Ой, блядь, извини, я думал что твоя сраная бумага тебя спасёт, ебаный мудак».

Ответ копипасте

/569309.

Интеллектуальное большинство не знает, что доисторическая бумага, пергамент, на самом деле очень прочная. И в настоящее время её используют для изготовления сусального золота, когда дюжие мужики хуярят тяжелыми молотами по толстому сэндвичу из нескольких слоев пергамента переложенных слитками золота до превращения последних в тонкую фольгу.

Алсо, менее популярным, но более реалистичным объяснением было, что камень тонет, а бумага остаётся плавать.

Произношение

В русском языке

Произношение буквы Ц, по одним источникам, в точности совпадает с аффрикатой , то есть слитным (без пауз и гласных между звуками) сочетанием звуков и , другие авторы считают, что между обозначаемой буквой «ц» аффрикатой (напр. пацан) и сочетанием (напр. отсаживать) есть некоторое отличие на слух. В русском языке буква «ц» произносится почти всегда твёрдо перед звуками , , и чуть смягчённо перед и . Удвоенная буква «ц» (встречающаяся в заимствованных словах) произносится одинарно, с небольшой дополнительной задержкой на , например, в слове пицца правильным произношением будет не , а ; так же произносится и сочетание «тц» (напр. отца).

В других языках

В других славянских языках, например в болгарском или украинском, произношение Ц может быть «мягким» и «твёрдым». Так, для украинского языка весьма обычно мягкое : перець, птиця, пацюк, Цюрупа; этот звук считается одной из наибольших трудностей в фонетике украинского языка при изучении его русскоязычными учащимися. Решается такая трудность сравнением ‘ць’ с ‘ть’, и попыткой дребезжащего произношения именно ‘ть’ на этом месте. В польском и белорусском с и вовсе совпали.