Определение слова «Скерцо» по БСЭ:
Скерцо (итал. scherzo, буквально — шутка)1) в 16-17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к Каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер і/4 или і/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора — от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной форме с Трио более спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном. в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович — в советской. В эпоху музыкального романтизма С. вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких С. для фортепиано — Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра — Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.
Значение слова Скерцо по словарю Брокгауза и Ефрона:
Скерцо (scherzo) — пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого характера, в скором темпе. пишется в форме песни с трио (см. Симфония). У позднейших композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С. одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с двумя трио первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению вверх, а второе трио — по квинтовому направлению вниз от главной темы. Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио, повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в 3/4, трио — в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным характером. С. имеет в конце коду (см.). С. встречается в числе четырех отделений сонаты, квартета, симфонии. в этих формах оно следует или после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части большого сочинения. В таком случае С., как самостоятельная пьеса, получает более развития, в особенности в смысле введения больших ходов, связующих части С.
Скерцо в музыке для оркестра
Анализируя, что такое скерцо и как этот жанр представлен в разных музыкальных направлениях, можно отметить, что к нему обращались композиторы различных эпох.
Этот жанр достаточно широко представлен и в оркестровой музыке.
Одним из ярких образцов оркестрового скерцо является «Ученик чародея» французского композитора Поля Дюка. В основе содержания – история незадачливого ученика чародея, решившего самостоятельно поколдовать.
Другими широко известными примерами скерцо в оркестровой музыке служат следующие произведения: «Фантастическое скерцо» И. Стравинского, скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Характерные особенности и история возникновения
Что такое скерцо, можно понять, рассмотрев его основные характеристики. Это, прежде всего, музыкальный юмор. Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп, ритмические особенности – это лишь некоторые характерные для этого произведения приемы, которыми пользуются композиторы, создавая музыкальную шутку. Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастические, гротескные, причудливые, но неизменно юмористические. Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску.
На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
Первые образцы музыкальной шутки можно встретить в 16 веке в вокальной музыке К. Монтеверди. Тогда они назывались канцонеттами. Для них использовались шутливые юмористические стихи.
К 17 веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.