Аранжировка

Для чего нужна?

Что такое аранжировка, думаем, вы уже поняли

К сожалению, так получилось, что далеко не все музыканты уделяют ей должное внимание. Видимо, они не догадываются, что именно от качественной аранжировки зависит то, насколько интересным и запоминающимся окажется музыкальный трек

Аранжировка

Не зря многие люди говорят, что аранжировщик — это человек-оркестр. Он должен обладать достаточной теоретической базой инструментовки, которая касалась бы как симфонических оркестров, так и инструментов-синтезаторов. В процессе создания аранжировки музыкант старательно работает над динамикой, темпом и общим звучанием всей композиции. Кроме того, мелодию ожидает мастеринг и сведение — процессы, без которых невозможно создать качественную фонограмму.

Вся информация, которая была описана выше, относится не только к эстраде. Аранжировка необходима для любого музыкального направления, ведь качественное оформление композиции — это большой шаг к ее успеху. Каждый известный музыкальный коллектив имеет свой собственный стиль, выделяющий его на фоне других групп. Именно аранжировка играет большую роль в его создании.

Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры

Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.

Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.

Пример 1

Первым примером будет песня Виктора Цоя «Спокойная ночь».

Оригинальная запись группы «Кино» отличается задумчивостью и монотонностью исполнения.

В версии группы «Алиса» во 2 части песни меняется темп. Исполнение песни становится более агрессивным. В итоге смещаются акценты и меняется настроение.

https://www.youtube.com/watch?v=7bzWEbIWf9I

В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.

Пример 2

Второй пример – песня «Hurt» авторства Трента Резнора.

Вот оригинальная запись:

https://www.youtube.com/watch?v=kPz21cDK7dg

Песня вышла крайне жесткой с тяжелым и мрачным «послевкусием»

Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.

https://www.youtube.com/watch?v=vt1Pwfnh5pc

И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.

Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.

Компьютер — главный помощник при создании аранжировки

Аранжировка

На сегодняшний день современная аранжировка может создаваться (помимо студии) на персональном компьютере. Он должен быть оснащен необходимым софтом, без которого невозможен процесс записи. Каждый музыкант должен знать определенные программы и их возможности. Большинство людей пользуется программой Cubase. Она очень удобна, чрезвычайно популярна и считается самым мощным музыкальным приложением. Благодаря этой программе возможно полноценно работать с аудио и MIDI. На начальном этапе можно работать с VST инструментами. Они являют собой программные модули, которые можно использовать на платформах различных редакторов. Среди них Cubase, FL-Studio, Nuendo и Sonar. Выбор и количество виртуальных инструментов напрямую зависит от избранного музыкального стиля и фактуры. В одних случаях применяются такие инструменты, которые нецелесообразно использовать в других

Важно добиваться максимально красивого и качественного звучания. Сочинение музыки, написание выразительных партий предполагает наличие творческих способностей

Таким образом, аранжировка — это разложение сочиненной музыки на партии различных инструментов. Например, имеется интересная мелодия и аккорды к ней (гармония). Аранжировщик, учитывая исходный музыкальный материал, создает разные партии, допустим, для рок-группы. Качество итоговой композиции напрямую зависит от ее творца, который должен обладать определенными знаниями, навыками и опытом.

Аранжировка и музыкальный жанр

В зависимости от музыкального жанра (синтипоп, хард-рок и т. д.), в котором группа музыкантов намеревается исполнять мелодию, используются различные стилевые приёмы аранжировки. Решающую роль в определении стилистического направления ансамбля играет организация ритма, в том числе характерные ритмические рисунки ударных инструментов как основы ритм-секции. Поэтому аранжировщик должен знать различные направления и стили эстрадной музыки, изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать применительно к сегодняшнему дню. Например, рок-н-ролл вначале использовал приёмы аккомпанемента буги-вуги (остинатные фигурации ровными восьмыми); основу ритма диско в партии ударных составляет большой барабан на каждую четверть и малый барабан на вторую и четвёртую четверть; для самбы в организации ритмической сетки ударных характерно использование и бас-тома и т. д. Одну и ту же мелодию можно аранжировать в разных музыкальных стилях.

Краткая характеристика

Аранжировка как процесс создания партитуры для эстрадного ансамбля или оркестра бывает двух видов:

  1. Аранжировка музыкальных произведений, которые написаны специально для исполнения их эстрадным ансамблем или оркестром (в частности, танцевальная музыка).
  2. Аранжировка музыкальных произведений, авторы которых не рассчитывали на возможность исполнения их эстрадным ансамблем или оркестром (например, вокальные произведения).

В первом случае «сочинение задумано оркестрово и в самом своём зачатии уже обещает известные оркестровые краски» (Римский-Корсаков Г. М.. Основы оркестровки, т. 1), а перед аранжировщиком встаёт задача добиться правильной передачи художественного содержания произведения средствами инструментального состава эстрадного ансамбля или оркестра в соответствии с авторским замыслом. Примером второго случая аранжировки служит альбом «Joue Les Beatles» оркестра Поля Мориа, где ряд хитов группы «Битлз», исполняемых в оригинале квартетом, аранжирован для их исполнения бо́льшим составом инструментов — эстрадным оркестром.

Отличие аранжировки от других способов обработки музыки

Важный вопрос, с которым нужно разобраться, – это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.

Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.

Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.

Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.

Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.

Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.

Что такое аранжировка?

Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.

Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:

  1. Сочинение мелодии и гармонии
  2. Инструментовка
  3. Аранжировка
  4. Исполнение или запись

Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.

Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.

Программные методы аранжировки: за и против

На самом деле, в среде музыкантов до сих пор не сложилось однозначного мнения насчет аранжировки программными методами. Если человек занимается любительской аранжировкой, то такой способ ему хорошо подходит, поскольку вероятность того, что он способен написать музыкальные партии с использованием настоящих инструментов, крайне мала.

Аранжировка

Но вот среди профессиональных музыкантов, которые щепетильно относятся к своей деятельности, такой вид аранжировки не в почете. Думаем, и так понятно, что аранжировка, которая создана с использованием написанных партий, обработки звука и сведения треков, получается более качественной, чем ее компьютерный аналог.

Но не стоит забывать о контексте. Если это любительская композиция, которую автор хочет, к примеру, преподнести в качестве подарка, то ему нет смысла заниматься тем, что обычно делают профессиональные аранжировщики. В случае если трек будет играть на ТВ или радио, то профессиональная обработка здесь просто необходима.

Что делать с гармонией?

При гармонизации мелодии аккорды нужно использовать разнообразные. Очень скучно, когда аранжировка песни состоит только из трезвучий. Введение обращений, септаккордов и нонаккордов сделает композицию значительно красивее. Украсят мелодию неаккордовые звуки, опевания, задержания и прочие моменты

Очень важно следить за голосоведением. Нужно учитывать, для какого голоса пишется аранжировка

Не рекомендуется перенасыщать фактуру, особенно в тех местах, где проводится мелодия. В этом отрезке можно вставить ритмический аккомпанемент или педаль. Не стоит здесь применять самостоятельные мелодические фигурации. Гораздо лучше будет поднимать их на октаву вверх или опускать на октаву вниз.

Правильное написание

Как пишется слово «аранжировка»? Данный вопрос тоже очень популярен как среди начинающих музыкантов, так и среди обычных людей, которые не имеют какого-либо отношения к музыке. Кто-то пишет его как «оранжировка», кто-то — как «аранжеровка», и таких людей очень много. Если и вы к ним относитесь, то запомните раз и навсегда: правильно писать слово — «аранжировка»! Это устоявшееся слово русского языка, которое ни при каких обстоятельствах не может меняться. Ударение в нем падает на букву «О» (аранжирОвка).

Аранжировка

Теперь вы знаете значение слова «аранжировка», а также то, кто такие аранжировщики и чем они занимаются. Надеемся, что информация, собранная нами и представленная в статье, была вам полезна.

Тонкости и особенности профессии

Вы уже знаете, что такое аранжировка и кто такой аранжировщик. Но будет также полезно узнать о деталях и интересных моментах, с которыми представители этой профессии сталкиваются во время работы.

Аранжировка

В качестве материала аранжировщик может получить как готовый музыкальный трек, который необходимо отредактировать, так и музыкальную партию какого-нибудь инструмента. В некоторых случаях рабочим материалом является напетый мотив, под который необходимо полностью написать музыку. В подобных ситуациях аранжировщику нужно своими силами создать партии для духовых, струнных, ударных и клавишных инструментов, опираясь на данный ему мотив. Порой аранжировщик должен сочинять музыку и для вокальных партий. И такого рода работу справедливо можно сравнить с работой композитора.

Как правило, процесс аранжировки происходит на специальных звукозаписывающих студиях, и занимаются им несколько человек. Но бывают и исключения. Например, джаз-музыканты нередко импровизируют, а потому в этом случае аранжировкой можно назвать те изменения оригинального трека, которые были внесены во время выступления.

Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере

Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.

Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.

С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.

Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.

Что означает слово «аранжировка»?

Кого-то это может сильно удивить, но здесь может быть не одно толкование. В советской терминологии значение слова «аранжировка» в музыке подразумевало перекладывание готовой мелодии на другой исполнительский состав. Так уж сложилось, что многие студенты музыкальных учебных заведений путаются и задаются одним и тем же вопросом: «А чем отличается аранжировка от инструментовки?». Другой вариант трактовки — варьирование, то есть примерно такие же изменения, как при создании вариаций: изменение стиля, темпов, ритмов и размеров. Также часто к этому понятию приписывают ремикс, плагиат, цитирование и т. д.

Аранжировка

Чтобы раз и навсегда поставить точку в вопросе о том, что такое аранжировка, необходимо уяснить следующее:

  1. Инструментовка — это перекладывание мелодий на другой исполнительский состав с минимальным вмешательством в уже готовые ноты.
  2. Ремикс — это инструментовка с заново написанным акустическим сведением звука.
  3. Цитата — использование музыки другого исполнителя в своей композиции в качестве вставного материала.
  4. Плагиат — это использование чужой композиции под своим именем.

И каково же все-таки значение слова «аранжировка»? Чтобы узнать, читайте дальше.

Кто такой аранжировщик и как им стать

АранжировкаАранжировщик за работой

Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда – это готовая песня, которую осталось только записать.

Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.

Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.

На Западе функции аранжировщика частично или полностью берет на себя музыкальный продюсер. Среди наиболее известных «серых кардиналов» музыкального мира Джордж Мартин, Тимбалэнд, Куинси Джонс и т.д.

Литература

В СССР основным учебным пособием по аранжировке была работа Георгия Гараняна «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей». Второе издание этой книги вышло в издательстве «Музыка» в 1986 году. В декабре 1989 года автор сдал в издательство новую версию своего пособия, но денег на издание не нашлось. Книга увидела свет лишь в 2010 году благодаря усилиям Фонда развития джазового искусства им. Г. А. Гараняна. Это третье издание учебного пособия было опубликовано под новым названием «Основы эстрадной и джазовой аранжировки». Поскольку книга была написана ещё в конце 80-х годов прошлого века, то в ней отражено лишь состояние электронной музыки тех лет. Кроме того, из третьего издания была убрана партитура аранжировки Г. Гараняном песни «Gonna Fly Now».

  • Браславский Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. — Издание второе, переработанное и дополненное. — М. : Музыка, 1974. — 392 с.
  • Гаранян Г. А. Основы эстрадной и джазовой аранжировки. — Издание 3-е, переработанное и дополненное. — Москва : Региональный Общественный Фонд развития джазового искусства Георгия Гараняна, 2010. — С. 203. — 256 с. — ISBN 978-5-9902000-2-9.

Зачем нужна аранжировка?

«Сырое» музыкальное произведение не учитывает множество нюансов:

  • Кто будет исполнять композицию;
  • Какие инструменты будут задействованы;
  • Где будет исполнена композиция;
  • Будет ли осуществляться запись;
  • Какой формат записи (live или студийная запись) и т.д.

Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.

Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.

Оригинальная версия:

Unplugged:

Второй пример – исполнение классических музыкальных произведений.

Оркестровое исполнение:

Камерное исполнение:

Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.

Специфика аранжировки

Аранжировка – это творческий процесс

Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя

Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:

  • Мелодией;
  • Структурой песни;
  • Звучанием инструментов;
  • Балансом звукового полотна;
  • Способом записи;
  • Микшированием записанного материала.

Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.