Простые паузы
Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. В музыкальной среде употребляют еще такие понятия, как лонга и бревис. Длительность первой – четыре целых, а бревиса – две. Обе эти паузы употреблялись в нотной записи старинной музыки. Сегодня их не используют.
Есть паузы – остановки: люфтпауза и цезура. Последняя используется в оркестровой музыке. Ее длительность задается дирижером. Изображается в виде двух наклоненных вправо черточек, пересекающих верхнюю линию нотоносца. Люфтпаузой пользуются музыканты, играющие на духовых инструментах. Она не оказывает влияния на звучание произведения. Обозначается запятой, находящейся выше нотного стана.
Значение пауз в музыке
Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.
Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).
В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.
Целые паузы
Как и целая нота, целая пауза длится четыре счета (в самом распространенном размере
4/4; все, что вам нужно знать о размерах вы можете найти в главе 4). Как выглядит
целая пауза, показано на рис. 3.2.
>>>> Целая пауза напоминает перевернутую шляпу с полями. Запомнить, что этот
значок обозначает целую паузу, легко: представьте, что это шляпа, которую
сняли и положили на стол, потому что целая пауза — самая длинная.
Уставшему музыканту встретить двойную целую паузу (показанную на рис. 3.3
и встречающуюся крайне редко) еще приятнее, чем одинарную. Если в пьесе
на 4/4 вы увидите двойную целую паузу, значит, вам не нужно ничего играть
целых восемь счетов.
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
- В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
- В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Как точки могут увеличить длительность ноты?
ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.
Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак. ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее
Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти
ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.
Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.
Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.
Пауза оркестровая
Если есть необходимость в паузе, которая длится несколько музыкальных тактов, то нужно воспользоваться оркестровой. Что это такое? Оркестровая пауза в музыке обозначается на нотном стане жирной чертой, расположенной на третьей линейке. Над ней всегда есть цифра, означающая длительность музыкального простоя при исполнении.
Используют оркестровую паузу чаще всего при исполнении многоголосной музыкальной композиции. Иногда в вокальной партии есть моменты (длящиеся нескольких тактов) невостребованности голоса. Пауза, которая имеет длительность более одного такта и касается всех участников хора, ансамбля или оркестра, называется генеральной.
Простые паузы
Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. В музыкальной среде употребляют еще такие понятия, как лонга и бревис. Длительность первой – четыре целых, а бревиса – две. Обе эти паузы употреблялись в нотной записи старинной музыки. Сегодня их не используют.
Есть паузы – остановки: люфтпауза и цезура. Последняя используется в оркестровой музыке. Ее длительность задается дирижером. Изображается в виде двух наклоненных вправо черточек, пересекающих верхнюю линию нотоносца. Люфтпаузой пользуются музыканты, играющие на духовых инструментах. Она не оказывает влияния на звучание произведения. Обозначается запятой, находящейся выше нотного стана.
Почему «мхатовская»?
Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет. Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться
Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто
Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.
Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.
Деление пауз по продолжительности
Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Длительность звука – это временной промежуток колебания тела, издающего звучание. Существуют относительная продолжительность и абсолютная. Последняя измеряется временными категориями (например, ударом пульса или секундой). Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.
Выражается абсолютная продолжительность в метре и ритме. Звучащую ноту невозможно сопоставить с абсолютной длительностью. Продолжительность ее звучания можно сравнивать только с продолжительностью иных нот. Длительность паузы в музыкальной композиции или вокальном произведении соответствует нотным знакам, от которых паузы получили название. Продолжительность музыкального знака препинания можно увеличить, прибегнув к особым обозначениям, ферматам. Их обычно располагают под значком паузы или над ним.
Пауза половинная
По продолжительности половинная пауза соответствует длительности звучания половинной ноты и длится два счета или удара пульса. Обозначается на нотоносце прямоугольником, аналогичным знаку паузы целой. Только пишется половинная на третьей линии нотного стана. Если понадобилось сместить или записать половинную паузу отдельно, ее просто изображают над линией.
Зачастую тема «Пауза в музыке» начинающим музыкантам дается туго из-за схожести обозначения целой и половинной пауз. Бывалые музыканты предлагают воспользоваться подсказкой: половинная пауза помещается на третьей линии нотоносца – ровно на его половине!
Закрепление пауз и длительностей
Если вы занимаетесь изучением нотной грамоты со своим маленьким ребенком, то есть смысл закрепить тему «Паузы» письменными заданиями в специальных прописях (ссылка прилагается ниже). Образцы в этих прописях очень крупные, поэтому в руки малышу лучше всего дать цветные карандаши с толстым стержнем, фломастеры или маркер. Также при желании можно составить
НОТНЫЕ ПРОПИСИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Также в занятиях с детьми могут пригодиться карточки с изображением пауз. При желании можно также разработать музыкальную азбуку с паузами. А карточки с паузами мы уже заготовили.
НОТНЫЕ КАРТОЧКИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Примеры с длительностями нот
Примеры с паузами
На этой нотке, пожалуй, остановим урок на сегодня. Ритм в музыке – это такая вещь, которой нужно заниматься постоянно, а можно заниматься – бесконечно.
В конце – традиционная «музыкальная пауза». Предлагаем вам послушать великолепные ритмичные Румынские танцы для скрипки и фортепиано Б. Бартока. Приятного прослушивания!
Виды пауз и их написание
Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.
ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).
ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.
СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.
ЧЕТВЕРТНАЯ ПАУЗА – по времени, конечно же, то же самое, что и четвертная, то есть один счет или один удар пульса. А вот по графическому изображению такая пауза несколько необычная. Немногие музыканты умеют писать эту паузу точно. Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.
ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.
ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)
Паузы составные
Паузы, длящиеся больше бревиса, называются составными. Паузы в музыке, их название и написание зависит от пауз простых. Если составные ноты соединяют лигой, то составные паузы на нотном стане составляются из простых пауз. Существует три правила записи таких знаков:
- Паузы простые в составе составных должны записываться согласно группировке внутритактовых знаков.
- Составную паузу нужно стараться выразить через меньшее число простых пауз.
- Долго длящиеся составные паузы обозначают знаком оркестровой паузы.
К примеру, пауза, длящаяся семь музыкальных тактов, будет записана следующей цепочкой: четыре бревиса, две лонги и одна пауза целая.
Плюсующая лига
ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.
Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?
Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами, то лигой соединяются только длительности нот. Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.
Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
ЗНАК | ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА |
ТОЧКА | удлиняет ноту или паузу наполовину |
ДВЕ ТОЧКИ | увеличивают длительность на 75% |
ФЕРМАТА | произвольное увеличение длительности |
ЛИГА | соединяет длительности, заменяет знак «плюс» |
В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!
Музыкальные знаки препинания
Пауза в музыке – это своеобразные знаки препинания. Ими отделяют фразы или отдельные предложения в одном произведении. Такие паузы принято называть цезурами. Но бывает, например, что паузами отделяют звуки в одном музыкальном предложении. Таким образом, композитор показывает как бы прерывистую речь, характеризующую волнение. Или, наоборот, представляет колкую, быструю и эмоционально-заостренную музыкальную реплику. Этот способ можно часто встретить в вокальном искусстве.
Всем известна театральная пауза. Ее используют для того, чтобы показать тягостные размышления или напряженное молчание перед серьезным вопросом.
Инструментальная музыка тоже не обходится без пауз. Здесь цезуры часто сопровождают моменты эмоциональной разрядки или напряжения в музыкальном предложении или фразе. Иногда бывает, что автор намеренно затягивает паузу, нагнетая обстановку. Или случается, что вся музыкальная линия просто разорвана изнутри цезурами. Это особый художественно-музыкальный прием. Как ни крути, без грамотно расставленных пауз нет ни музыкальной, ни художественной красоты.
Откуда пошло это выражение?
Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».
В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.
На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.
Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.
Пауза половинная
По продолжительности половинная пауза соответствует длительности звучания половинной ноты и длится два счета или удара пульса. Обозначается на нотоносце прямоугольником, аналогичным знаку паузы целой. Только пишется половинная на третьей линии нотного стана. Если понадобилось сместить или записать половинную паузу отдельно, ее просто изображают над линией.
Зачастую тема «Пауза в музыке» начинающим музыкантам дается туго из-за схожести обозначения целой и половинной пауз. Бывалые музыканты предлагают воспользоваться подсказкой: половинная пауза помещается на третьей линии нотоносца – ровно на его половине!
Паузы, с точками
В отличие от нот, паузы никогда не соединяются лигами для удлинения, так что не
пытайтесь искать залигованные паузы. Но иногда к паузам добавляются точки, увеличивающие
их длительность. Как и в случае в нотами, если вы видите паузу с точкой, то
первоначальная длительность паузы увеличивается в полтора раза.
На рис. 3.11 изображена половинная пауза с точкой.
Четвертная пауза с точкой продлевается на половину четвертной паузы.
Если после паузы стоят две точки, как показано на рис. 3.12, то первоначальная
длительность такой паузы увеличивается еще на четверть. К счастью, вы
почти наверняка никогда не встретитесь с паузой, после которой стоят две
точки.
Музыкальная энциклопедия
#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Пауза
Пауза(от греч. pausis — прекращение, остановка; лат. silentium или pausa, итал. pausa, франц. silence или pause, англ. silence или rest) — длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании. В крупных инстр. сочинениях, ансамблях, хорах и в оперных массовых сценах общий перерыв звучания называется генеральной паузой.Понятие П. представлено уже в античной муз. теории, к-рая рассматривала все неправильные стихотворные строки как укороченные паузами правильные; П. обозначалась знаком ^ (с дополнит. знаками для более долгих пауз); были известны и П., нарушающие определённый метр. В невменной (см. Невмы) и хоральной нотации знаков П. не существовало, однако на определённом этапе развития хоральной нотации грани частей мелодии стали обозначаться разделительной чертой. С возникновением многоголосия эта черта стала знаком короткой паузы неопределённой длины. Дифференцированное по длительности обозначение пауз принесла с собой мензуральная нотация. Ещё в ранний её период (12-13 вв.) для всех употреблявшихся нотных длительностей были введены соответствующие знаки П.: pausa longa perfecta (трёхдольная), pausa longa imperfecta (двухдольная), pausa brevis и semipausa, равная semibrevis; начертания нек-рых из них впоследствии претерпели изменения.С введением более мелких нот — minima, semiminima, fusa и semifusa — знаки П., равные их долготе, были заимствованы из табулатурной системы.В 16 в. система обозначений пауз приобрела следующий вид:Паузы мензуральной нотации.В совр. нотном письме употребляются П.: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая и изредка — бревис, по длительности равная двум целым нотам. Для увеличения длительности П. на 1/2, 1/2 + 1/4, 1/2 + 1/4 + 1/8 и т. д., как и для увеличения длительности ноты, применяются точки. Пауза в целый такт, независимо от его размера, обозначается знаком П., равной целой ноте. П. в 2-4 такта обозначаются с помощью заимствованных из мензуральной нотации знаков, П., равные большему числу тактов,- через последования этих знаков или же с помощью особых знаков протяжённой паузы с проставленными над ними цифрами соответственно числу тактов паузы.Паузы современной нотации.Если первоначально П. по преимуществу обозначали членение мелодич. голоса, постепенно они начали применяться и внутри мелодич. образований, став важным выразит. средством. Как указывал X. Риман, такая пауза имеет не «нулевое», а «отрицательное» значение, существенно влияя на выразительность предшествующих и последующих муз. построений. Примерами выразит. пауз могут служить многие образцы классич. музыки, напр. «тема судьбы» из 1-й части 5-й симфонии Бетховена, где П. углубляет драматич. характер музыки, или мелодия романса «Средь шумного бала» Чайковского, где оттенок взволнованного прерывистого дыхания во многом связан с использованием пауз. См. Мензуральная нотация, Ритм.В др.-рус. муз. теории в период перехода от крюковой нотации к квадратной существовала своя система обозначения пауз: една — целая, ес (или эс) — половинная, полъес (полъэс)- четвертная, сеп или сема — восьмая; друга — два такта; третья — три такта, чварта — четыре такта и т. д.
Литература: Дилецкий H., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910; Riemann H., Musikalische Dynamik und Дgogik, Hamb., 1884; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Lissa Z., Die Дsthetischen Funktionen der Stille und Pause in der Musik, «StMw», 1962, Jahrg. 25.
В. А. Вахромеев.
Музыкальные знаки препинания
Пауза в музыке – это своеобразные знаки препинания. Ими отделяют фразы или отдельные предложения в одном произведении. Такие паузы принято называть цезурами. Но бывает, например, что паузами отделяют звуки в одном музыкальном предложении. Таким образом, композитор показывает как бы прерывистую речь, характеризующую волнение. Или, наоборот, представляет колкую, быструю и эмоционально-заостренную музыкальную реплику. Этот способ можно часто встретить в вокальном искусстве.
Всем известна театральная пауза. Ее используют для того, чтобы показать тягостные размышления или напряженное молчание перед серьезным вопросом.
Инструментальная музыка тоже не обходится без пауз. Здесь цезуры часто сопровождают моменты эмоциональной разрядки или напряжения в музыкальном предложении или фразе. Иногда бывает, что автор намеренно затягивает паузу, нагнетая обстановку. Или случается, что вся музыкальная линия просто разорвана изнутри цезурами. Это особый художественно-музыкальный прием. Как ни крути, без грамотно расставленных пауз нет ни музыкальной, ни художественной красоты.
Деление пауз по продолжительности
Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Длительность звука – это временной промежуток колебания тела, издающего звучание. Существуют относительная продолжительность и абсолютная. Последняя измеряется временными категориями (например, ударом пульса или секундой). Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.
Выражается абсолютная продолжительность в метре и ритме. Звучащую ноту невозможно сопоставить с абсолютной длительностью. Продолжительность ее звучания можно сравнивать только с продолжительностью иных нот. Длительность паузы в музыкальной композиции или вокальном произведении соответствует нотным знакам, от которых паузы получили название. Продолжительность музыкального знака препинания можно увеличить, прибегнув к особым обозначениям, ферматам. Их обычно располагают под значком паузы или над ним.
В словаре Д.Н. Ушакова
ПА́УЗА, паузы, ·жен. (от ·греч. pauo — прекращаю, заставляю молчать).1. Временная приостановка, задержка, перерыв в речи, беседе. Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Наступила тягостная пауза. «Я присоединился к Сусанне и, выждав первую минутную паузу, спросил ее, так же ли она любит музыка, как ее батюшка.» А.Тургенев.| перен. Вообще промежуток, перерыв (·разг. ). Пауза в переписке друзей. «Для быстролетной любви этой началась краткая, но мучительная пауза.» Лесков.2. Ритмически упорядоченный перерыв в звучании (муз.). Пауза в два такта. Знак паузы.| Значок для обозначения этого перерыва в нотах (муз.).3. В некоторых теориях стихосложения — пропуск неударяемого слога в стихотворном размере, преим. трехдольном (лит.), напр. в первых двух стопах стиха Фета: изму|ч+ен жи|знью, к+овар|ств+ом надежды.