Садака

Виды садака

1. Милостыня имуществом

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся. Когда мы можем поделиться с человеком деньгами или дать ему те вещи, которые ему сейчас необходимы. Например: еда,  продукты, лекарства, одежда и тому подобное. В Священном Коране Господь говорит: «И РАСХОДУЙТЕ, О ВЕРУЮЩИЕ, ИЗ ИМУЩЕСТВА, КОТОРЫМ МЫ ВАС НАДЕЛИЛИ…» (63:10)

2. Поддержка

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса, любое благое деяние, является милостыней. Ведь доброе дело — это всегда помощь кому-нибудь.

Милостыня разделяется по фактору длительности пользы от неё:

— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;

— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

— непрерывная милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (да благословит его Аллах) передаётся, что Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) давал такое наставление своим последователям: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (Муслим).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, который посадит плодоносящее дерево для  других людей, животных и птиц, будет получать вознаграждение до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

В каких случаях платится садака фидия

Выплачивать этот вид садака вправе лишь те верующие, которые страдают хроническими заболеваниями или болеют в течение долгого времени. Например, человек, страдающий от диабета всю жизнь, не может восполнить пропущенный пост, и поэтому он должен выплатить данное пожертвование. Если же болезнь человека носит краткосрочный характер, то ему после выздоровления необходимо восполнить пропущенные дни, и желательно это сделать до наступления следующего Рамазана.

Правом выплаты фидия садака также наделены женщины, которые регулярно рожают детей и не постятся, поскольку они постоянно либо беременны, либо вскармливают грудью. В подобной ситуации мусульманка не имеет возможности восполнить пропущенный пост и поэтому тоже может платить фидия.

В случае, если человек болел и скончался в месяц Рамазан, восполнение его пропущенных дней уразы ложится на плечи родных, которые также выплачивают фидия. Однако, по мнению большинства богословов, поститься за другого человека не следует, и поэтому возмещение с помощью фидии – единственный возможный вариант.

Кроме того, важно помнить, что эта милостыня возложена на тех верующих, которые обладают нисабом, то есть прожиточным минимумом. Его размер равняется стоимости 84,8 грамма золота

Если какой-либо верующий страдает от заболевания, не позволяющего ему поститься, и при этом он не обладает минимальным нисабом, то с него полностью снимается обязанность в посте и выплате фидии.

Милостыня, которая выше по степени намаза

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4:114).

Мусульманин, который старается примирить людей, лучше того, кто усердно молится, постится и раздает милостыню. И если человек старается исправить положение людей и принести им мир, то Аллах обязательно сделает его усердия и деяния правильными.

Перечисленные деяния при любых обстоятельствах являются добрыми, о чем свидетельствует сделанное Аллахом исключение. Однако совершенство и полнота вознаграждения зависят от намерения и искренности человека, и поэтому Аллах обещал одарить великой наградой тех, кто поступает так, стремясь снискать Его благоволение. Это значит, что раб должен стремиться к Лику Аллаха и в любое время совершать всевозможные благодеяния искренне ради Него. Благодаря этому он заработает великое вознаграждение, приучит себя к искренности и станет одним из избранных рабов. Более того, он получит награду сполна даже за те деяния, которые он не смог совершить, потому что его намерение всегда было чистым, и он всегда делал все возможное для совершения добра (тафсир ас-Саади 4:114).

Необходимость изучения вероубеждения

Итак, в чём сегодня заключается необходимость изучения акыды? В первую очередь, это наша обязанность, которая была поручена нам Посланником ﷺ. Он, будучи Печатью Пророков, восстановил истинное вероубеждение Посланников, которые были до него, и чьи слова были искажены. Но безусловной основой всех авраамических религий (иудаизма, христианства и Ислама) оставалось Единобожие, Таухид. Это и является базисом вероубеждения мусульман. Изучающий акыду способен ответить на многие вопросы, которые мучают пытливый ум: В чём смысл моей жизни? Есть ли у всего Создатель? Если есть, то какой Он?

Актуально это и для неофитов(то есть новообращённых), которых, бывает, заваливают вопросами вроде «почему ты стал мусульманином?», особенно в самый начальный этап своей новой жизни на пути Истины

Именно поэтому изучение хотя бы основ акыды важно для пришедших в Ислам

Но не стоит делать поспешный вывод, будто актуальность изучения вероубеждения ограничивается неофитами или делающими свои первые шаги на пути познания Аллаха.

Поскольку эта область является целой наукой, несущей имя «Ильм уль-‘акаид» (Наука вероубеждения), то читатель может сделать вывод о том, что акыда – это ещё и прерогатива учёных. В наше время распространились разные секты и нововведения, поэтому наиболее важным и даже обязательным для исламских уляма (учёных) является защита вероучения ахлю сунна валь-джама’а (людей сунны и согласия), того, с чем пришёл к нам Посланник Аллаха ﷺ.

Акыда против атеизма

В ушедшем столетии обрело популярность явление, из-за которого изучение своей акыды стало жизненно необходимым. Явление это – атеизм, который на сегодняшний день заседает в головах даже у этнических мусульман. И вследствие слабых знаний о своей религии или из-за обыкновенного таклида (слепого следования), человек, к сожалению, становится атеистом. Таклид даёт свои ужасные плоды в виде ухода из религии и отворачивании от пути Аллаха. В голове у таких людей будто сидит шайтан, твердящий что религия – это всего лишь фанатичное мракобесие, которое должно было остаться в Средневековье.

Непонимание акыды и невежество бичом обрушилось на наш век, когда нужную информацию о вероубеждении Пророка, сподвижников и саляфов (праведных предшественников) можно найти где угодно. Мы живём в то время, когда по милости Всевышнего каждый из нас имеет доступ к десяткам исламских интернет-порталов и ресурсов, абсолютно на любом языке, для получения не только элементарного ‘ильма (знания), но и для углублённого изучения исламских наук, в том числе и акыды. Поэтому мы призываем каждого мусульманина изучить те основы, на которых строится весь Ислам. А это и есть акыда.

Награда для дающих милостыню

(2:276) Бог обесценивает капитал (спекулянтов), и приумножает (потраченное на) милостыню (араб. الصَّدَقَاتِ, аль-садакати). Бог не любит всяких (проявляющих) недоверие грешников.

(2:280) Если (должник) находится в затруднении, то (дайте ему) отсрочку, пока (его положение) не улучшится. Но дать милостыню (араб. تَصَدَّقُوا, тасаддаку) будет лучше для вас, если бы вы только знали!

(33:35) Воистину, для покорившихся (мужчин) и покорившихся (женщин), доверившихся (мужчин) и доверившихся (женщин), (проявляющих) послушание (мужчин) и (проявляющих) послушание (женщин), правдивых (мужчин) и правдивых (женщин), терпеливых (мужчин) и терпеливых (женщин), богобоязненных (мужчин) и богобоязненных (женщин), (занимающихся) благотворительностью (араб. وَالْمُتَصَدِّقِينَ, мутасадыкина) (мужчин) и (занимающихся) благотворительностью (женщин), постящихся (мужчин) и постящихся (женщин), хранящих целомудрие (мужчин) и хранящих (целомудрие женщин), и часто поминающих Бога (мужчин) и (часто) поминающих (Бога женщин) — Бог уготовил для них прощение, и великую награду.

(57:18) Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню (араб. وَالْمُصَّدِّقَاتِ, уаль-мусадикати) и одолжили Богу прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда.

Пожертвование и милостыня в Танахе

(Танах «Ваикра», 19:10) И виноградника твоего (до конца) не обирай, и опавшего в твоем винограднике не подбирай; для бедного и для пришельца оставь их…

(Танах «Ваикра», 23:22) И когда будете жать жатву на вашей земле, не убирай до конца края поля твоего, когда будешь жать, и опавшего при жатве твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это…

(Танах «Ваикра», 25:35) И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою.

(Танах «Дварим», 15:7-11) Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему. Береги себя, чтобы не было в сердце твоем негодного слова, сказать: Приближается седьмой год, год отпущения. И зло (посмотрит) твой глаз на твоего брата нищего, и ты не дашь ему, и возопит на тебя к Господу, и будет на тебе грех. Давать ты должен ему, и пусть не досадует сердце твое, когда даешь ему; ибо за это благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, к чему приложишь руку твою. Ибо не переведется нищий на земле, потому я заповедую тебе так: Открывай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на твоей земле.

Садака в нужде

Одним из лучших пожертвований является пожертвование бедняка, поскольку в таком положении человек не хочет расставаться со своим имуществом, опасаясь полной нищеты. То же самое можно сказать о человеке, который жертвует своим лучшим имуществом или тем, что ему любо и дорого: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9). Здесь приводится пример пожертвования выше по степени, упомянутые в этом аяте люди жертвовали имуществом, нуждаясь в нём, а люди, упомянутые в аяте 2:177, расходовали имущество, которое они просто любили.

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «أَفْضَلُ الصَّدَقةِ أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ، تَأْمُلُ الْغِنَى وتَخْشَى الْفقْرَ» «Лучшее подаяние это когда ты жертвуешь, будучи здоровым и бережливым в надежде разбогатеть и боясь разориться«.

Понимание акыды

Для начала определим для себя, что такое акыда в Исламе. В переводе с арабского слова عقيدة (убеждение), от глагола عَقَدَ, одно из значений которого – «заключать договор». То есть мы по праву можем сказать, что акыда – это своего рода заключение договора. Священного договора между Творцом(Аллахом) и творением(человеком).

Как мы с вами прекрасно знаем, у каждого договора есть свои условия. Без их соблюдения договор не может считаться действительным. В нашем случае у договора между Аллахом и человеком всего 6 условий, которые вы прекрасно знаете. Они прописаны в 4-ой суре Корана «Ан-Ниса»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ

وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

Перевод смысла:

То есть это вера в 1)Аллаха; 2)Ангелов; 3)Священные писания; 4)Пророков; 5)Судный день; 6) Предопределение. Соблюдающий эти условия договора считается верующим (мутада́йин), а кто отрицает или по каким-то причинам не хочет признавать их или одно их них, не может им считаться.

Есть ещё одно определение понятия акыды. В исламской религиозной литературе Акыдой традиционно принято называть особый жанр текста, в котором последовательно и, как правило, с разъяснениями перечислены основные положения мусульманского вероучения. Нечто сродни христианскому катехизису или символу веры, если эта аналогия облегчит читателю понимание.

Достоинства милостыни

«ТЕ, КТО ЖЕРТВУЕТ ИЗ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА НОЧЬЮ И ДНЁМ, ОТКРЫТО И ТАЙНО, НАЙДУТ СВОЮ НАГРАДУ У ГОСПОДА» (2:274)

Раздававшие милостыню окажутся под тенью в Судный день. Среди изречений Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в тени в день, когда будет одна единственная тень – Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

Садака – средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).

Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).

Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

«ВОИСТИНУ, ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ РАЗДАВАЛИ МИЛОСТЫНЮ И ОДОЛЖИЛИ ВСЕВЫШНЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ЗАЁМ, ОН БУДЕТ УВЕЛИЧЕН» (57:18)

За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).

Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить аят из Священного Корана: «ВЫ НЕ ОБРЕТЁТЕ БЛАГОЧЕСТИЯ, ПОКА НЕ БУДЕТЕ РАСХОДОВАТЬ…» (3:92)

Раздача садака – это подражание Пророку (мир ему благословение Всевышнего). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (мир ему и благословение Всевышнего) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Милостыня – одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

ДУА

Когда человеку дают пожертвование, то желательно сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтено намерения того, кто раздает милостыню

Не обязательно это делать на арабском, важно искренне пожелать добра. Можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ’»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние».

Какое садака считается в исламе самым лучшим?

На этот вопрос довольно сложно ответить, ведь многое зависит от того, кто подает милостыню и каково его финансовое положение. Интересно, что садака в адрес членов своей семьи и родственников всегда считается наиболее предпочтительной. То же можно сказать, когда деньги подает неимущий человек, у которого каждая сумма находится на учете.

Но более всего ценится садака, который не прерывается со смертью человека. Это может быть строительство мечети в отдаленной деревне, школы для детей, не имеющих возможности ездить в город и получать образование, приюта для сирот или, к примеру, посадка фруктовых деревьев, с которых все члены общины могут собирать урожай.

Также ценна передача знаний. Каждый мусульманин, обучающий мудрости других, может считать это вид деятельности — садака и быть уверенным в одобрении своего поступка Аллахом.

Садака

Подаяние в месяц Рамадан

Милостыня в Рамадан называется в исламе фитр-садака. К этому виду милостыни мусульмане относятся очень ответственно. Подаяние необходимо раздавать в конце священного месяца. Целью фитр-садака является сплочение всей общины, стирание границ между страждущими, малоимущими, здоровыми и богатыми. В Рамадан каждый правоверный должен радоваться и славить Аллаха, а тот, кто имеет излишки, должен поделиться ими с неимущими.

С древних времен фитр-садака считается обязательным для всех, кто обладает продуктовыми излишками. Ведь заключается милостыня именно в различных продуктах. На сегодняшний день – это мука, крупы, финики и так далее. Данное подаяние должно уйти именно тем, кто испытывает реальную нужду, поэтому многие мусульмане отдают фитр-садака специально избранным членам общины, занимающимся раздачей милостыни малоимущим правоверным. В принципе возможно подаяние и в денежном эквиваленте непосредственно в руки нуждающихся, данный вариант не самый популярный, но и его не запрещает ислам.

Какую молитву читать получившему садаку в священный месяц? На этот вопрос вам сможет ответить каждый мусульманин. Дело в том, что отдать милостыню в Рамадан необходимо до чтения праздничной коллективной молитвы Ид аль-фитр. Ведь даже нуждающиеся должны радоваться вместе со всеми и восхвалять Аллаха за его милость.

Садака

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа – мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов – 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа – это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками – дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед Праздником разговения (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2020 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

— Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) – 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

— Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) – 100 руб. (минимальная сумма) и 700 руб. (максимальная), средний уровень не определен;

— Духовное собрание мусульман РФ – базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 250 руб. и 600 руб. – для хорошо обеспеченных лиц;

— Башкортостан (ДУМ Башкирии) – 100 рублей для малоимущих, 200 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 700 рублей для состоятельных;

— Татарстан (ДУМ РТ) – базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, – 600 руб.;

— Крым (республиканский ДУМ) – от 250 рублей;

— Кубань (ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края) – 150 руб.;

— Казахстан (ДУМК) – от 370 тенге;

— Кыргызстан (ДУМК) – 35 сом (минимальный размер по пшеннице), 384 сом (средний – по изюму), 512 сом (для обеспеченных – по финикам). 

Садака и ее виды в исламе

Мусульмане знают множество видов добровольной милостыни, которая будет ценной в глазах Аллаха. Сам Пророк Мухаммад выделял восемь видов благодеяний, которые могут сделать правоверные, не имеющие возможности раздавать садака в денежном эквиваленте:

чтение зикр;
порицание всех дурных поступков и взывание к возвращению на путь истинный;
очищение дорог от обломков и мусора, которые могут помешать передвижению других людей;
помощь в пути слепому;
посредничество в общении между глухонемым и остальными людьми;
помощь любому, кто взмолится о ней;
сопровождение человека, который не может идти по причине потери сил;
способствование общению людей, которым сложно это делать самостоятельно.

Как можно понять из этого списка, садака – это настоящий свод правил милосердного и доброго человека. Ведь заслужить благословение и одобрение Аллаха в первую очередь можно благими делами и уже потом деньгами.

На сегодняшний момент мусульмане считают хорошим садака согласно Корану, следующий список дел:

денежная помощь членам своей семьи;
финансовая поддержка родственников, несмотря на степень близости с ними;
помощь неимущим от здорового и опасающегося бедности человека;
милостыня от малоимущего мусульманина;
помощь другим людям в любых благих делах.

Примечательно, но Коран предписывает людям разумно раздавать садака. Они должны давать столько, сколько могут взять от своей семьи без вреда для их достатка. К тому же хозяин дома должен рассчитывать размер подаяния и на каждого из своих домашних, которые находятся на его попечении. Он обязан выплачивать садака и за них тоже.

Садака

Закят и садака: отличия и сходство

Многие люди не видят разницы между этими двумя терминами и даже путают их, однако на самом деле, несмотря на то, что оба слова имеют отношение к подаяниям, они несут абсолютно разный смысл и значение.

Закят считается обязательной милостыней. Она должна подаваться каждым мусульманином и считается его священным долгом. Величина подаяния зависит от имущественного положения правоверного, отказаться от выплаты данной милостыни нельзя.

Садака, напротив, является добровольным подаянием, которое может выражаться в любых благих делах. Эта милостыня может восприниматься своеобразной ступенькой на пути духовного развития правоверного. Он должен дорасти до садака и совершать благодеяния с чистой душой и радостью в сердце. Причем величина подаяния ничем не регламентируется, она зависит только от намерений дающего.

Садака

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Что такое садака?

Термин «садака» в исламе встречается довольно часто. С его толкованием в первую очередь должны разобраться правоверные, которые пришли к Аллаху недавно. Обычно об этом им должны рассказать старейшины либо более мудрые члены семьи.

В узком понимании значения садака в исламе можно сказать, что это милостыня, которая дается нуждающимся на добровольной основе. Но в более широком смысле слова, в котором и нужно рассматривать садака, он обозначает абсолютно любое благодеяние, свершенное ради Аллаха. Считается, что каждый, кто подает такую милостыню, получает благословение Всевышнего и тем самым накапливает добрые дела в своей земной жизни. Примечательно, что часто садака имеет нематериальный характер, подобное отношение к подаянию было принято еще в древние времена. В настоящее время в большинстве случаев милостыня выражается именно в денежном эквиваленте.